Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИЦИЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИЦИЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
465
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ПОЛИЦИЯ / МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамлеева Д. Р.

В статье особое внимание уделено анализу особенностей административно-правового регулирования деятельности полиции в области обеспечения общественного порядка. Автор раскрывает содержание понятия «общественный порядок» в системе административно-правовой защиты, а также рассматривает основные формы деятельности полиции, направленные на предупреждение и пресечение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мамлеева Д. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL BASES OF ENSURING PUBLIC ORDER BY THE POLICE

The author of the article analyzes the features of administrative and legal regulation of police activities in the field of public order. The characteristic of the content of the concept of public order in the system of administrative and legal protection is given. The main forms of police activity aimed at preventing and suppressing administrative offenses that infringe on public order are considered, as well as to analyze the competence of the internal affairs bodies (police) in the area under study.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИЦИЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»

2. Внешняя баллистика дробового снаряда в криминалистических исследованиях. М., 1985.

3. Кокин А. В., Ярмак К. В. Судебная баллистика и судебно-баллистическая экспертиза: учебное пособие, 2015.

О Даминов А. А.

УДК 351.75(470)

Д. Р. МАМЛЕЕВА, начальник кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, канди-лат юридических наук (г. Уфа)

D. R. MAMLEEVA, head of the department of Administrative and legal disciplines of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of legal sciences (Ufa)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИЦИЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

ADMINISTRATIVE AND LEGAL BASES OF ENSURING PUBLIC ORDER BY THE POLICE

Аннотация. В статье особое внимание уделено анализу особенностей административно-правового регулирования деятельности полиции в области обеспечения общественного порядка. Автор раскрывает содержание понятия «общественный порядок» в системе административно-правовой защиты, а также рассматривает основные формы деятельности полиции, направленные на предупреждение и пресечение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок.

Ключевые слова и словосочетания: административная деятельность, общественный порядок, полиция, меры пресечения, методы деятельности, меры обеспечения производства.

Annotation: the author of the article analyzes the features ofadministrative and legal regulation ofpolice activities in the field of public order. The characteristic of the content of the concept of public order in the system of administrative and legal protection is given. The main forms ofpolice activity aimed at preventing and suppressing administrative offenses that infringe on public order are considered, as well as to analyze the competence of the internal affairs bodies (police) in the area under study.

Keywords and phrases: administrative activity, public order, police, preventive measures, methods of activity, measures to ensure production.

В административно-правовой литературе существует достаточное количество исследований, посвященных общественному порядку как важной правовой категории. Безусловно, такое внимание со стороны ученых говорит о том, что общественные отношения, возникающие по поводу общественного

порядка, имеют значительную важность для жизнедеятельности общества. Более того, анализ законодательных актов показывает, что в их структуре отсутствует четкий подход к пониманию названной правовой категории. В нормах Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что

соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Это положение в полной мере возлагает на государственные органы, в том числе органы внутренних дел, обязанность по осуществлению общественного порядка, так как в случае его нарушения, одновременно нарушаются и всевозможные права различных категорий граждан. В целях выполнения данной обязанности законодательством ведомственными актами предусмотрено наделение должностных лиц органов внутренних дел комплексом мер реализации уголовно-процессуальной, оперативно-разыскной и административной деятельности. В данном случае важным представляется решение основных задач, связанных с охраной общественного порядка, в структуре административной деятельности полиции, которая осуществляется всеми службами и подразделениями полиции. При осуществлении административной деятельности полиции реализуются различные механизмы, связанные с охраной общественного порядка: предупреждение правонарушений, посягающих на общественный порядок, обеспечение общественного порядка на постоянной основе, а также во время различных массовых мероприятий, применение к нарушителям различных мер государственного административного принуждения, иная деятельность. Для повышения эффективности такой деятельности необходим постоянный мониторинг оперативной обстановки в названной области, а также анализ действующей системы законодательства, которая обеспечивает административно-правовую охрану отношений, связанных с поддержанием общественного порядка.

Анализируя различные аналитические и статистические данные, отметим, что в 2021 году к административной ответственности в процессе обеспечения общественного порядка было привлечено свыше 2 млн граждан, в отношении которых приметались различные меры профилактического воздействия [1], что говорит о распространенности совершения правонарушений именно в области общественного порядка. Данная категория

включает в себя широкий спектр отношений, связанных не только с непосредственной его охраной уполномоченными государственными органами, включая полицию, но и иные составляющие. В указанную категорию необходимо включать все аспекты, которые могут негативным образом влиять на нормальное функционирование общественных отношений, включая совершение противоправных деяний. Изучение нормативных актов показало, что в законодательстве до сих пор отсутствует легально закрепленное понятие общественного порядка, что порождает множество дискуссий, в том числе посвященных подходам к его пониманию. Одни исследователи ассоциируют общественный порядок с процессом, который протекает постоянно и связан с деятельностью определенных государственных органов и их должностных лиц; другие отмечают, что общественный порядок представляет собой некое состояние общества, при котором обеспечивается его нормальная жизнедеятельность; третьи -соотносят общественный порядок со смежными правовыми категориями и рассматривают их в совокупности, как это происходит на примере общественной безопасности. Тем не менее категория общественного порядка неразрывно связана с деятельностью всех служб и подразделений, входящих в ее структуру по его обеспечению либо охране. Таким образом, обеспечение и охрана общественного порядка как деятельность полиции должно сводиться к реализации механизмов по недопущению совершения противоправных деяний.

Правовое регулирование вопросов охраны общественного порядка имеет определяющее значение для эффективности рассматриваемой деятельности полиции. В нормативных правовых актах закрепляются полномочия должностных лиц полиции при осуществлении охраны общественного порядка, их обязанности, организационные и тактические особенности, а также вопросы иного характера. Кроме того, эффективная система правового регулирования позволяет избежать нарушений законности со стороны самих должностных лиц полиции, осущест-

вляющих охрану общественного порядка [2, с. 32].

Отметим, что федеральное законодательство включает в себя достаточно ёмкую проработанную базу, регламентирующую вопросы охраны общественного порядка полицией, среди которых немаловажная роль отведена правовым актам, которые касаются осуществления деятельности полиции в особых условиях. Тем не менее, особое место отдано ведомственным нормативным правовым актам, в том числе тем, которые регламентируют деятельность отдельных служб и подразделений, отдельные направления деятельности полиции, вопросы организационного характера, связанные с охраной общественного порядка и др.

К примеру, таким актом будет являться Наставление об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России (далее - Наставление) [3]. Патрульно-постовая служба полиции является одним из важнейших подразделений, главно й задачей которого является охрана общественного порядка. Деятельность патрульно-постовой службы полиции осуществляется как в общественных местах, так и в местах с напряженной оперативной обстановкой, а также особых условиях при проведении массовых мероприятий. В названном нормативном правовом акте закреплены задачи подразделений патрульно-постовой службы полиции: охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на улицах и в общественных местах, объектах транспорта и транспортной инфраструктуры. В отличие от предыдущего руководящего документа, который регламентировал деятельность названной службы, Наставление разрешает вопросы, связанные с принятием решений об охране общественного порядка. Так, указанное решение принимается руководителем территориального органа МВД России с учетом определенных факторов: особенностей территории, плотности пассажиропотока, динамики совершаемых преступлений и административных правонарушений,

численности личного состава, материально-технического обеспечения, особенностей, связанных с наличием на территории неформальных групп несовершеннолетних и молодежи и т. д.

Нельзя забывать и о других службах, которые осуществляют охрану общественного порядка на постоянной основе. Так, в системе правового регулирования рассматриваемых отношений следует указать Инструкцию по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, которая была утверждена приказом МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 (далее - Инструкция) [4]. Данный ведомственный нормативный правовой акт возложил на участковых уполномоченных полиции обязанности, наделил их различными правами, закрепил в себе различные алгоритмы действий. Отметим, что именно из положений Инструкции можно вычленить формы и методы деятельности участкового уполномоченного, а также организационное построение их деятельности. Все они используются при осуществлении охраны общественного порядка при несении службы на административном участке.

Данный документ закрепил также и отдельные необходимые аспекты основных организационных направлений деятельности, связанных с охраной общественного порядка. Важность рассматриваемого нормативного правового акта, применительно к вопросам охраны общественного порядка, заключается в предупреждении значительного количества административных правонарушений посредством деятельности участковых уполномоченных полиции, кроме того, участковые уполномоченные полиции осуществляют и их пресечение, восстанавливая общественный порядок на закрепленном административном участке.

Рассматривая основы обеспечения правопорядка, отметим, что в процессе реализации компетенции полиции, связанной с охраной общественного порядка, особое место отведено применению метода принуждения. Его реализация обычно соотносится с при-

менением четырех групп мер принуждения: административно-предупредительных мер, мер пресечения, мер процессуального обеспечения, а также мер ответственности. Следует отметить, что в ходе осуществления задач по охране общественного порядка приметаются все вышеуказанные меры. Важным представляется то, что все же основная часть реализации государственных мер принуждения осуществляется в процессе пресечения административных правонарушений.

Среди мер пресечения, которые применяются полицией и которые непосредственным образом могут быть реализованы в процессе обеспечения охраны общественного порядка необходимо выделить, установленные в ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», права на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Законодатель определяет четкий перечень оснований и порядок такого применения. Отметим, что в пределах административного ограничения прав граждан имеют место основания, связанные с применением физической силы и специальных средств. Такое применение имеет определяющее значение для регулирования общественных отношений в ходе охраны общественного порядка. Кроме того, что во время применения физической силы и специальных средств ограничивается право на свободу, свободу передвижения, личную неприкосновенность и иные права [5, с. 127], тем самым обеспечивается пресечение административного правонарушения.

Необходимо отметить, что порядок применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия установлен ст. 19 вышеназванного федерального закона. Положения указанной статьи распространяются на все три элемента рассматриваемого права сотрудника полиции, а именно на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Нельзя не отметить, что в процессе реализации норм о применении специальных

средств возникает ряд вопросов. Одной из проблем применения специальных средств является их законодательное закрепление. Зачастую сотрудники полиции путаются в основаниях применения специальных средств в той или иной ситуации. С целью решения указанной проблемы необходимо систематизировать и наглядно представить основания применения специальных средств и те специальные средства, которые возможно применять.

Таким образом, меры административного пресечения, которые связаны с ограничением конкретных прав граждан, могут иметь место только в случае наличия противоправности действий объекта, в отношении которого они применяются.

Кроме физической силы и специальных средств, должностные лица полиции в процессе обеспечения общественного порядка активно применяют меры пресечения, закрепленные главой 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), - меры обеспечения по делу об административном правонарушении. Так, основное место среди них отдано доставлению, административному задержанию и личному досмотру.

В структуре применения данных мер обеспечения в виде доставления и административного задержания и их законодательного закрепления существует комплекс нерешенных проблем. Так, существует мнение о том, что административное задержание и доставление необходимо рассматривать как отдельные меры обеспечения по делу об административном правонарушении. Среди указанных проблем необходимо также выделить отсутствие в положениях главы 27 КоАП РФ перечня конкретизированных оснований применения доставления и административного задержания. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, является действенной мерой, используемой участковым уполномоченным полиции в процессе осуществления производства по делам об административных правонарушениях. Названная мера имеет общие и отличительные

черты с личным обыском. Изъятие вещей и документов отличается от ареста товаров, транспортных средств и иных вещей тем, что в процессе ареста предполагается не только лишение права владения, но и перемещение указанных предметов в определенное место, которое может контролироваться должностными лицами органов внутренних дел.

Следует отметить, что в случае выявленных нарушений общественного порядка у должностных лиц не остается иного выхода, как применить названные меры в тех случаях, когда лицо, совершившее правонарушение, продолжает его осуществлять либо противодействует законным требованиям сотрудника полиции. Вместе с тем при осуществлении применения указанных мер следует учитывать основания примене-

ния таких мер, чтобы не допустить нарушения законности, в том числе связанного с неправомерным применением мер пресечения.

Таким образом, обеспечение и охрана общественного порядка как деятельность полиции должны сводиться к реализации механизмов по недопущению совершения противоправных деяний. С этой целью в законодательных актах предусматривается достаточное количество разнообразных механизмов, которые генерируются основными предупредительно-пресекатель-ными средствами. В ходе реализации компетенции полиции, связанной с охраной общественного порядка, в первую очередь необходимо говорить о грамотности и эффективности применения мер процессуального обеспечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в 2018, 2019, 2020, 2021 годах: результаты реализации государственной программы Российской Федерации // Интернет-портал МВД России. URL:// https://xn~blaew.xn~plai/dejatelnost/results/annual_reports (дата обращения: 12.01.2022).

2. Желтобрюх А. В., Егоров В. Ю. Организационно-правовые и тактические основы несения службы по охране общественного порядка: учебно-методическое пособие. Иркутск, 2020. С. 32.

3. Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 28 июня 2021 г. № 495 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.01.2022).

4. О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности: приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.01.2022).

5. Пальцева Я. О. Порядок применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия // Крымский Академический вестник. 2019. № 9. С. 127-131.

О Мамлеева Д. Р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.