— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Научная статья
https://doi.org/10.23672/SAE.2024.51.36.008 УДК 342.9
МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ С РАЗВИТОЙ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ
Заброда Д.Г., Кашкаров А.А.
Крымский филиал Краснодарского университета России
Аннотация. В статье выделены и охарактеризованы особенности следующих методов административной деятельности полиции в населённых пунктах с развитой санаторно-курортной инфраструктурой: контроля поведения граждан в общественных местах; выявления правонарушений в общественных местах; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства людей в общественных местах (ограничение прохода или пребывания людей в определенном месте, оказание экстренной помощи пострадавшим); предупреждения правонарушений; пресечения административных правонарушений и преступлений (требование о прекращении противоправного поведения, задержание и доставление правонарушителя, применение силы и др.). Обращено внимание на увеличении роли методов, реализация которых осуществляется с использованием технических и специальных средств: видеорегистрации событий, удаленной проверки личности, контроля за местами массового пребывания граждан, скоростного режима автотранспорта, специальных средств, состоящих на вооружении полиции (например, малой летательной авиации) и др. Высказаны предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и практики применения методов административной деятельности полиции в данных условиях.
Ключевые слова: метод, административная деятельность полиции, населенные пункты с развитой санаторно-курортной инфраструктурой, охрана общественного порядка.
METHODS OF ADMINISTRATIVE POLICE ACTIVITY IN SETTLEMENTS WITH DEVELOPED HEALTH AND RESORT INFRASTRUCTURE
Dmitry G. Zabroda, Alexey A. Kashkarov
Crimean branch of Krasnodar University of Russia
Abstract. The article highlights and characterizes the features of the following methods of administrative police activity in settlements with a developed sanatorium and resort infrastructure: monitoring the behavior of citizens in public places; detecting offenses in public places; protecting the life, health, honor and dignity of people in public places (restricting the passage or stay of people in a certain place, providing emergency assistance to victims); crime prevention; suppression of administrative offenses and crimes (demand to stop unlawful behavior, detention and delivery of the offender, use of force, etc.). Attention is drawn to the increasing role of methods, the implementation of which is carried out using technical and special means: video recording of events, remote identity verification, control over crowded places of citizens, speed limits of vehicles, special means in service with the police (for example, small aircraft) and etc. Proposals were made to improve the legal regulation and practice of applying methods of administrative police activity in these conditions.
Keywords: method, administrative activities of the police, settlements with developed sanatorium and resort infrastructure, protection of public order.
Введение. Обеспечение нормального функционирования санаторно-курортной отрасли в России, в первую очередь, создание условий для спокойного пребывания туристов и отдыхающих в городах-курортах, поддержание стабильной оперативной ситуации, адекватное реагирование на угрозы общественному порядку и безопасности в период курортного сезона актуализируют потребность в совершенствовании форм и методов административной деятельности полиции.
Обеспечение стабильности обстановки в сфере охраны общественного порядка в курортных местностях осуществляется путем использования средств и способов, позволяющих эффективно выполнения возложенные на полицию задачи и функции.
Следует согласиться с тем, что наиболее часто для оказания влияния на участников общественных отношений в рассматриваемой нами области, полиция применяет административно© Заброда Д. Г., Кашкаров А.А.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
правовые методы, обуславливается оперативностью, непосредственным (прямым) воздействием на сознание, поведения людей, деятельность физических и юридических лиц, длительностью оказанного воздействия, внесудебным порядком применения.
Обсуждение. Изучение основных подходов к пониманию сущности методов охраны общественного порядка, что они являются производными от методов деятельности полиции в целом, а также частью методов административной деятельности полиции.
Учитывая учебные и научные публикации, считаем, что к специальным признакам методов охраны общественного порядка относят:
- ориентированность на оказание помощи каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, в том числе несчастных случаев, а также оказание содействия органам власти, предприятиям, учреждениям и организациям, которые обеспечивают функционирование объектов туристической и санаторно-курортной инфраструктуры;
- объектом воздействия выступают, зачастую, иностранные граждане, а также лица, находящиеся в состоянии опьянения, что усложняет возможность общения с ними и реализацию полномочий полиции по пресечению правонарушений; опосредованность применения оперативно-тактической ситуацией;
- альтернативность (многовариантность), проявляемая в сочетании мер убеждения и принуждения, с приоритетностью первых;
- использование не только предписаний и запретов как основных правовых средств воздействия, но и рекомендаций.
Считаем, что методы охраны общественного порядка в курортной местности могут быть рассмотрены как «...урегулированные, преимущественно административно-правовыми нормами способы ее осуществления, выбор которых зависит от сложившейся оперативно-тактической ситуации и решаемой задачи» [1, с. 49-59].
Систематизируя методы административной деятельности полиции, специалисты акцентируют внимание на таких универсальных методах как убеждение и принуждение. Данные методы достаточно полно изучены в административно-правовой науке и не требуют отдельного рассмотрения.
Однако нами отмечено, что непосредственно методы охраны общественного порядка рассматриваются как комплексное явление, сочетающее в себя приемы и способы:
- несения службы нарядами полиции в общественных местах;
- воздействия на физических и юридических лиц; организации деятельности полиции.
Обобщая изученные нами материалы, предлагается выделить следующие группы методов охраны общественного порядка в курортных местностях:
- контроля поведения граждан в общественных местах;
- выявления правонарушений в общественных местах;
- защиты жизни, здоровья, чести и достоинства людей в общественных местах (ограничение прохода или пребывания людей в определенном месте, оказание экстренной помощи пострадавшим);
- предупреждения правонарушений; пресечения административных правонарушений и преступлений (требование о прекращении противоправного поведения, задержание и доставление правонарушителя, применение силы и др.).
Охарактеризуем основные те из них, которые используются в практике работы полиции, но еще недостаточно изучены в теории и закреплены в нормативных правовых актах.
1. Основными методами контроля поведения граждан в общественных местах является деятельность нарядов полиции по наблюдению за гражданами с целью:
- выявления в их поведении признаков противоправного поведения;
- установления граждан, утративших способность ориентироваться в окружающей обстановке, требующих помощи вследствие болезненного состояния, малолетства и т.п.;
- поиска лиц, находящихся в розыске.
Так, на набережной г. Ялты обеспечение контроля за состоянием правопорядка в этом общественном месте предусматривается установка двух стационарных постов [2].
2. С целью выявления правонарушений, полицией проводятся рейдовые мероприятия (рейды), осуществляется личное наблюдение сотрудниками полиции, используются технические средства для мониторинга обстановки в общественных местах и др.).
Рейды - это периодическое, массовое исполнение сотрудниками полиции функций по охране общественного порядка и борьбы с отдельными видами преступлений и правонарушений (хулиганствами, нарушениями правил торговли и занятия предпринимательской деятельности, правил дорожного движения, правонарушениями несовершеннолетних и вовлечением их в антиобщественную деятельности и др.).
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
По своей сущности, они представляют собой целевую контрольную проверку, проводимую полицией с участием других органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также - привлечением представителей общественных объединений правоохранительной направленности, по единому плану на определенной территории (города, района, части населенного пункта) или на объекте (предприятиях, учреждениях, организациях).
О результатах рейдов информируются средства массовой информации и общественность, а их результаты учитываются при дальнейшем планировании охраны общественного порядка [3].
Например, крымская полиция регулярно проводит рейдовые мероприятия по выявлению нарушений в сфере нелегальной миграции, нарушения правил торговли, предоставления туристических услуг, лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, а также нарушающих правила парковки; фактов незаконного оборота наркотических средств и новых потенциально опасных психоактивных веществ и др. [4-6].
Эффективным способом выявление правонарушений в общественных местах является использование метода «личного сыска». Так, одной из обязанностей нарядов ППС является выявление по приметам путем личного сыска в районе маршрута патрулирования (поста) находящихся в розыске преступников, без вести пропавших и других разыскиваемых лиц; особое внимание местам массового нахождения граждан.
По мнению, А.Е. Бельского «.понятие личного сыска не раскрывается в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Также открытым является вопрос о нормативном ведомственном регулировании тактики и методах (способах) проведения личного сыска» [7].
По нашему мнению, задачами личного поиска (сыска) является: выявление по приметам и другим признакам лиц, совершающих административные правонарушения и преступления, а также:
- осуществление их задержания;
- пресечение начавшегося правонарушения, с учетом сложившейся ситуации;
- обнаружение орудий, средств совершения правонарушений, которые могут служить вещественными доказательствами в уголовном и административном процессе;
- установление мест концентрации лиц, совершающих антиобщественные действия, а также, используемых при совершении правонарушений (например, для размещения «закладок»);
- установление свидетелей и очевидцев правонарушений; проведение скрытого наблюдения
за поведением лиц, представляющих оперативный и профилактический интерес и др.
Для повышения эффективности выявления правонарушений в общественных местах, при проведении массовых мероприятий, в лесной и гористой местности используются видеонаблюдение как носимые и стационарные, так и размещаемые на служебных автомобилях полиции или беспилотных летательных аппаратах.
Например, Наставлением об организации служебной деятельности строевых подразделений ППС ТОВД установлено, что для документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, фиксирования действий сотрудников ППС при выполнении возложенных обязанностей, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также, для решения проблем правовой защищенности сотрудников, обеспечения надлежащего контроля за несением службы, соблюдения законности в правоприменительной деятельности патрульный автомобиль оборудуется АПК ВН, аудио- и видеозаписи в рабочем салоне и отсеке для задержанных, а сотруднику выдается видеорегистратор носимый. Порядок использования этих средств регламентирован п. 137-140 указанного нормативного акта [8].
3. Важное значение в организации деятельности полиции курортных населенных пунктов является предупреждение правонарушений, совершаемых в общественных местах, а также непосредственно в отношении отдыхающих.
С этой целью, сотрудники полиции:
- проводят профилактические беседы;
- осуществляют меры по правовому просвещению, в том числе, правовое консультирование, правовую пропаганду;
- проводят информирование граждан, органов и учреждений о необходимости устранения условий, способствующих совершению правонарушений, возможных рисках.
Например, сотрудники полиции разъясняют отдыхающим и туристам о правилах поведения в общественных местах, в том числе:
- о содержанные норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ об административной ответственности, предусматривающих ответственность за наиболее распространенные правонарушения;
- о соблюдении личной безопасности при общении с посторонними лицами, приобретении продуктов питания, товаров и услуг у лиц, не имеющих разрешений на соответствующие виды деятельности;
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
- усиленного внимания за личными вещами на пляжах, в местах экскурсий, транспорте;
- усиления контроля за детьми в местах массового скопления граждан.
Такое информирование осуществляется путем непосредственного общения с гражданами, в том числе и с использованием внешних громкоговорящих устройств, экранов, размещенных в публичных местах, транслировании их по радио и телевидению, опубликованию в прессе; распространения памяток по тем или иным вопросам предупреждения правонарушений, сущности криминогенных угроз и порядке действий в случае выявления гражданами правонарушений, в чрезвычайных ситуациях (в том числе, и через организации лечения, отдыха и размещения); проведения лекций и рабочий встреч с гражданами в местах организованного отдыха, в том числе и несовершеннолетних; размещения соответствующих материалов на страницах официальных сайтов ТОВД.
Например, МВД по Республике Адыгее разработаны памятки для туристических групп, совершающих походы в горную местность, на сайте ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю размещены данные о контактах полиции, других оперативных и экстренных служб; памятка туриста Ставропольского края во время пандемии СОУЮ-19 размешена на сайте санатория «Железноводск» МВД России и др.
4. В ходе пресечения административных правонарушений и преступлений, сотрудниками полиции реализуют полномочия, предусмотренные ФЗ «О полиции», а также другими законами.
К особенностям пресечения правонарушений в курортной местности нами предлагается относить:
- наличие правонарушений, ответственность за которые наступает по законодательству субъектов Российской Федерации, пресечение которых, не относиться к компетенции полиции;
- краткосрочность пребывания правонарушителей, потерпевших, свидетелей и других участников процессуальных действий в месте совершения противоправных деяний;
- необходимость получения информации о событии правонарушения от иностранных граждан;
- совершение правонарушений в состоянии опьянения, как алкогольного, так и наркотического.
Необходимо отметить, что для курортных населенных пунктов актуализируется вопрос пресечения правонарушений, совершаемых в состоянии опьянения, а также и возрождении работы медицинских вытрезвителей. Это связано, не только с созданием условий для оперативного
изъятия лиц, утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, из общественных мест, но и оказанием им медицинской помощи, предупреждением совершения в отношении таких граждан правонарушений, а также повышением уровня общественной морали в целом.
Порядок доставления сотрудниками полиции таких лиц предусмотрен приказом МВД России от 13.04.2021 № 212, а помещение лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, в специализированные организации осуществляется в соответствии с правилами организации деятельности специализированных организаций, утвержденными в соответствии с пп. 21.4 п. 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [9].
Кроме этого, не исключается возможность создания медицинских вытрезвителей на основе партнерства с частными организациями. Например, ряд наркологических организаций уже предоставляют такие услуги в г. Ялта [10-11]. В тоже время, данные организации устанавливают ряд ограничений по размещению пациентов. Например, бессознательное состояние, агрессивное состояние, наркотическая зависимость или категорический отказ пациента.
В связи с этим, считаем, что целесообразней создавать медицинские организации для вытрезвления на базе муниципальных лечебных организаций.
Возникает вопрос и об оперативности установления признаков опьянения у граждан, в том числе и с применением алкотестеров и передвижных пунктов медицинского освидетельствования.
Результаты. Таким образом, в курортных местностях полиции использует весь арсенал методов, имеющихся в распоряжении полиции. При этом, необходимо обеспечить баланс между применением мер убеждения и мер принуждения, как способов создания безопасных условий для отдыхающих и туристов, обеспечением оперативности реагирования полиции на угрозы общественному порядку, полноты проведения процессуальных действий.
В современных условиях увеличивается роль методов, реализация которых осуществляется с использованием технических и специальных средств: видеорегистрации событий, удаленной проверки личности, контроля за местами массового пребывания граждан, скоростного режима автотранспорта, специальных средств, состоящих на вооружении полиции (например, малой летательной авиации) и др.
Заключение. Для совершенствования нормативно-правового регулирования и практики применения методов административной деятельности полиции в населенных пунктах с развитой
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
санаторно-курортной инфраструктурой предлагается:
- в Кодексе Российской Федерации об административной Федерации детализировать порядок использования в качестве доказательств по делам об административных правонарушениях материалов, полученных с применением средств фото -, видеофиксации;
- разработать Инструкцию о порядке использования органами внутренних дел беспилотных аппаратов для обеспечения правопорядка в общественных местах;
- рассмотреть вопрос об использовании мобильных лабораторий для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также, применении иными, кроме работников ГИБДД МВД России, сотрудниками полиции технических средств измерения для установления наличия у лица состояния опьянения;
- уточнить порядок размещения в общественных местах помещений для стационарных постов полиции; закрепить в нормативных актах МВД России, регламентирующих охрану правопорядка в общественных местах и деятельность соответствующих подразделений и служб ОВД, особенности выполнения полицией обязанностей в населенных пунктах с развитой санаторно-курортной и туристической инфраструктурой;
- при подготовке сотрудников патрульно-постовой службы полиции, участковых уполномоченных полиции и др., учитывать специфику реализации ими полномочий в условиях курортной местности (например, навыков выявления наиболее типичных правонарушений, общения с различными категориями граждан, оказания первой помощи, диагностирования состояния людей, использования средств спасения на воде) и др.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Заброда Д.Г. Административная деятельность участковых уполномоченных полиции : учеб. пособие. Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 120 с. С. 49-59.
2. На набережной Ялты установят два стационарных поста полиции. URL : http://www.yalta-24.ru/vsya-yalta/sobytiya/1051 -na-naberezhnoj-yalty-ustanovyat-dva-statsionarnykh-posta-politsii (дата обращения 20.02.2024).
3. Андреева О. Б. Формы та методы обеспечения общественного порядка органами внутренних дел / О. Б. Андреева // Право и Безопасность. 2011. № 4. С. 104-107. URL : http://nbuv.gov.ua/UJRN/Pib_ 2011_4_25 (дата обращения 20.02.2024).
4. В Евпатории проведены очередные рейды по борьбе со стихийной торговлей. URL : https:// gkvet.rk.gov.ru/ru/article/show/599 (дата обращен ия 20.02.2024); В Симферополе сотрудники ГИБДД провели профилактические рейды по пресечению правонарушений мотоциклистами. URL : https:// 82.xn--b1 aew.xn--p1 ai/news/item/20679488 (дата обращения 20.02.2024).
5. Севастопольская полиция провела ночной рейд на пляже «Баунти». URL : https://sevastopol.su/news/ sevastopolskaya-policiya-provela-nochnoy-reyd-na-plyazhe-baunti (дата обращения 20.02.2024).
6. Ялтинские Госавтоинспекторы осуществляют контроль за оказанием туристам услуг в сфере экстремальных видов отдыха. URL : https://82.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/20662958 (дата обращения 20.02.2024).
7. Бельский А.Е. О некоторых особенностях несения службы сотрудниками патрульно-постовой службы полиции / А.Е. Бельский // Юридические науки. 2017. № 9.
8. Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России: Приказ МВД России от 28 июня 2021 г. № 495 // Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».
9. Об утверждении Порядка доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в медицинские организации или специализированные организации либо в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции: Приказ МВД России от 13.04.2021 № 212. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_386350 (дата обращения 20.02.2024).
10. Частный вытрезвитель на базе наркологической клиники в Ялте. URL : https://narkolog.express/ yalta/uslugi/vyvod-iz-zapoya/chastnyy-vytrezvitel (дата обращения: 20.02.2024).
11. Частный медвытрезвитель: медицинские услуги в Ялте. URL : https://narcology.clinic/regions/yalta/uslugi-i-tseny/vyvod-iz-zapoya/chastnyy-vytrezvitel (дата обращения 20.02.2024).
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
References:
1. Zabroda D.G. Administrative activities of local police commissioners : textbook. Krasnodar : Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 120 p. P. 49-59.
2. Two stationary police posts will be installed on the Yalta embankment. URL : http://www.yalta-24.ru/vsya-yalta/sobytiya/1051-na-naberezhnoj-yalty-ustanovyat-dva-statsionarnykh-posta-politsii (date of the application 02/20/2024).
3. Andreeva O. B. Forms and methods of ensuring public order by internal affairs bodies / O. B. Andreeva // Law and Security. 2011. № 4. P. 104-107. URL : http://nbuv.gov.ua/UJRN/Pib_2011_4_25 (date of the application 02/20/2024).
4. Regular raids were carried out in Yevpatoria to combat spontaneous trade. URL : https://gkvet.rk. gov.ru/ru/article/show/599 (date of access: 02/20/2024); In Simferopol, traffic police officers conducted preventive raids to suppress offenses by motorcyclists. URL : https://82.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/20679488 (date of the application 02.20.2024).
5. Sevastopol police conducted a night raid on the Bounty beach // https://sevastopol.su/news/sevastopolskaya-policiya-provela-nochnoy-reyd-na-plyazhe-baunti (date of the application 02/20/2024).
6. Yalta State Traffic Inspectors monitor the provision of services to tourists in the field of extreme types of recreation. URL : https://82.xn--b1 aew.xn--p1 ai/news/item/20662958 (date of the application 02.20.2024).
7. Belsky A.E. On some features of service by police patrol officers // Legal Sciences. 2017. № 9.
8. On approval of the Manual on the organization of official activities of combat units of the patrol police service of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated June 28, 2021 № 495 // Access from reference. -legal system «Garant».
9. On approval of the Procedure for delivering persons in a state of alcohol, drug or other toxic intoxication to medical organizations or specialized organizations or to the office premises of territorial bodies or police units: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated April 13, 2021 № 212. URL : http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_386350 (date of the application 02/20/2024).
10. Private sobering-up center on the basis of a drug treatment clinic in Yalta. URL : https://narkolog.ex press/yalta/uslugi/vyvod-iz-zapoya/chastnyy-vytrezvitel (date of the application 02.20.2024).
11. Private sobering-up center: medical services in Yalta. URL : https://narcology.clinic/regions/yalta/uslugi-i-tseny/vyvod-iz-zapoya/chastnyy-vytrezvitel (date of the application 02/20/2024).
Информация об авторах
Заброда Дмитрий Григорьевич
кандидат юридических наук, доцент,
профессор кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Симферополь [email protected]
Dmitry G. Zabroda
Candidate of Legal Sciences,
Associate Professor,
Professor of the Department
of Administrative Law and Administrative Activities
of the Department of Internal Affairs,
Crimean branch of Krasnodar University
of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Simferopol
Кашкаров Алексей Александрович
доктор юридических наук, доцент,
начальник кафедры
уголовного права и криминологии,
Крымский филиал Краснодарского университета
МВД России, г. Симферополь
Alexey A. Kashkarov
Doctor of Law,
Associate Professor,
Head of the Department
of Criminal Law and Criminology,
Crimean branch of Krasnodar University
of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Simferopol