х
с
а
с
о
з
е
б
>s
S
с
е
о
I
S
п
15. РГИА, ф. 1284, оп. 186, д. 11а, л. 31—31 об.
16. РГИА, ф. 1284, оп. 186, д. 11а, л. 135.
17. РГИА, ф.1284, оп. 654, д. 11б, л. 3, 22, 35 об., 39, 86.
18. РГИА, ф.1284, оп. 654, д. 11б, л. 29, 36 об., 44 об., 54.
19. РГИА, ф. 1284, оп. 186, д. 11а, л. 234.
20. РГИА, ф. 1284, оп. 186, д. 11а, л. 271, 271 об.
21. Доклад 1911 г. 29 октября министра внутренних дел А.А. Макарова в Государственную думу о проекте Положения об охране древностей № 27281. РГИА, ф. 1284, оп. 186, д. 11в, л. 56—66.
22. Cбopник мaтepиaлoв, oтнocящиxcя дo apxивнoй чacти в Pocw^ — M., 191B. — Т. 1. — C. B3B.
23. PmA, ф. 1278, on. B, д. 94, л. 41 o6.
24. PmA, ф. 1278, on. 2, д. 35BB, л. 3, 21, 47.
25. Кочаков Б.М. Угаз. ^ч. — C. 3B8—3B9.
2B. PmA, ф. 178, on. 5, д. B28, л. 1B5.
27. PmA, ф. 1274, on. B, д. 94, л. 129.
28. PmA, ф. 1284, on. 5, д. B28, л. 173.
29. PmA, ф. 1284, on. 18B, д. 11в, л. 31.
кс
тек
£
S
в
ков
и
I
а
С
І
с
е
ч
ь
е
д
а
в
о
Е
с
Ъ
X
а
охра
ия
X
е
I
ор
ф
о
A.B. Мурунова
Мурунова Анна Вячеславовна — доцент кафедры международного права Нижегородского государственного
архитектурно-строительного университета, кандидат философских наук
E-mail: [email protected]
Правовая ментальность россиян как фактор экономической безопасности
В статье анализируются положительные и негативные черты российской правовой и экономической ментальности в контексте поддержания экономической безопасности. Правовая ментальность рассматривается как фактор экономической безопасности в условиях глобализации. В данной статье раскрываются различия между русской и западной моделью хозяйствования.
In this article author analyzed positive and negative features of russian law and economic mentelity in context of economic safety. The law mentelity is examined as a factor of economic safety under conditions of globalisation. In this article are exposed differences between russian and western models of management.
о
ї
ь
S
а
ода
I
s
а
з
с
и
з
е
I
I®
а
в
е
ихее
В условиях глобализации особую остроту приобретает проблема экономической безопасности России. Модернизация страны по западному образцу привела к коренной ломке менталитета народа, и последствия этих процессов неоднозначны. Гражданам прививается иной западный тип правового и экономического поведения, чуждые русской цивилизации идеалы и ценности. Однако исконный российский менталитет, как подчеркивают сейчас многие исследователи, не является помехой на пути к экономическому процветанию и даже может служить одним из факторов экономической безопасности.
В современной литературе нет единого мнения о характере влияния российского правового менталитета на экономическую сферу. Одни авторы указывают на правовой нигилизм как одну из характерных черт российской правовой ментальности, которая несет в себе угрозу для стабильного развития. Именно правовой нигилизм часто называют важнейшей причиной экономической стагнации и неэффективности правовых преобразо-
ваний. Однако есть другая точка зрения, согласно которой правовой нигилизм в России — это не национальная особенность русского менталитета, а лишь закономерная причина непринятия насаждаемых западных правовых и этических образцов и нормативов. Это следствие грубой ломки правосознания россиян, для которых многие правовые нормы современного законодательства противоречат моральным и ценностным установкам, правовому менталитету.
Правовой менталитет и экономический менталитет неразрывны, так как правовой менталитет народа непосредственно проявляется в его способе хозяйствования и мироосвоении. Мироосвое-ние определяет ценностные ориентации бытия, социальные и правовые устремления, хозяйственные интересы и идеалы народа, стратегические цели бытия. Духовность русского менталитета обусловливает качества и направленность социального и индивидуального бытия, смысл, содержание, ценностные ориентации, темпы и характер производственной деятельности, мироосвоения в
целом. Такое соотношение духовного и миро-освоенческо-экономического в русском менталитете, возможность их гармонического развития могутслужить гарантией преодоления глобального кризиса в России. Русский менталитет и такой его компонент, какмироосвоение, позволяютста-вить и реализовывать цели и задачи, не связанные только с поддержанием своего собственного существования. В основе русского мироосвоения лежит гармоническое развитие всей системы «природа — культура — человек». Реализация его функций может быть предпосылкой формирования нового экономического общества. Утилитарное и бездуховное мироосвоение, засилье глобального «экономизма» могут погубить экосферу и самого человека.
Модель хозяйствования на Западе складывалась на основе жесткой конкуренции, примате материального, денежного интереса, в условиях дефицита и жесткой борьбы за экономические ресурсы и значительного аграрного перенаселения. Это предопределило интенсивный путь экономического развития. М. Вебер исходил в изучении становления рационального капиталистического хозяйства на Западе из исследования социокультурных, и в первую очередь культурно-религиозных, предпосылок. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» он исследовал генезис духовных предпосылок капитализма и констатировал неспособность незападных религиозно-культурных систем рождать духовные предпосылки рационализма, а значит, и неприменимость протестантской этики в других странах. Модель хозяйствования западной культуры носит рациональную основу и базируется на стремлении субъекта к достижению прибыли и ее максимизации. Протестантизм требовал особой психологии отношения к богатству как самоцели, его увеличению, накоплению денег со спокойной совестью. Предпринимательство было возведено в ранг общезначимой этической проблемы, возникло религиозно освященное отношение к наживе, а стремление к обогащению рассматривалось как дело богоугодное. Именно в среде протестантов-бизнесменов сложился тип отношений, построенный на конкуренции, допускающий обогащение за счет другого. Помимо богатого предпринимателя, аскетический протестантизм воспитал еще и трезвых необыкновенно работоспособных и привязанных к труду как благородной цели жизни, чувствующих свою ответственность рабочих. Западный капитализм возник в значительной мере на базе моральной традиции протестантизма. И стандартповеде-ния, заложенный ею, не исчез и по сей день. Это свидетельствует о необычайной живучести моральной традиции. Западный социум растетза счет природы. Эта модель линейного прогресса в противовес православной циклической модели, обновляющей социальную жизнь.
Русская модель хозяйствования основывалась на традиционных ценностях крестьянской общи-
ны, артели, взаимопомощи, нестяжательства, трудовой демократии, местном самоуправлении. Экономический процесс в России всегда был направлен на обеспечение не максимальной прибыли, а самодостаточности. На протяжении веков крестьяне не знали частной собственности на землю, которая принадлежала общине, а достижение материального благополучия не являлось самоцелью. Поэтому в экономическом опыте России доминировал не экономический интерес, а сложившаяся моральная экономика, которая своей главной целью имела выживание или простое воспроизводство1. Н. Бердяев писал, что западные понятия о собственности были чужды русскому народу. Земля Божья, и все трудящиеся, обрабатывающие землю, могут ею пользоваться. Наивный аграрный социализм всегда был присущ русским крестьянам. В общине был распространен нестяжательный образ жизни и призрение к тем членам общины, которые имеют страсть к богатству, соблюдение принципа социальной справедливости, одинаковый для всех членов общины. В России сформировался экстенсивный тип ведения хозяйственной деятельности, который предполагает универсализм трудовых навыков, приоритет личностных отношений над формальными, уравнительный характер распределения, внеэкономические формы обмена, общинный уклад жизни, толерантность по отношению к другим народностям. Россия имела такой хозяйственный уклад, единственный в мире, который позволял ей самой существовать независимо от иностранного ввоза и вывоза.
Важное значение для поддержания экономической безопасности и стабильности в обществе имеет эффективное регулирование трудовых отношений. Отношение к труду, трудовая этика являются важным фактором при реализации экономических и правовых реформ. В католических странах трудовая этика до сих пор несет на себе отпечаток феодально-аристократической системы ценностей, и предпринимательские стимулы выражены меньше. А строго аскетический и мироотрицающий буддизм приводитк тому, что страны, исповедующие его, бедны. Они не могут даже разрабатывать и использовать свои природные богатства. Православная же трудовая этика предполагает равенство на финише и, по оценке наших западников, находится в полном противоречии с духом рыночных отношений и капитализмом2.
Православная регуляция в обществе оказала воздействие на всю систему как духовного, так и материального производства. Среди общих типов спасения в православии можно выделить моральное совершенствование, выполнение долга, спасение через церковь, жалостливость и сострадание, доброту и отзывчивость, бескорыстие и др. При этом заметим, что для русского чуждо стремление обеспечить спасение своей души созиданием внешних его форм и организации, искание
Мурунова А.В. Правовая ментальность россиян как фактор экономической безопасности
х
с
а
с
о
со
е
Ю
й
кой
с
е
о
I
8
со
ор
а
к
как
I
§
с
с
о
р
с
о
I
-о
та
I
е
к
а
со
о
со
а
с:
а
со
о
5,
а
комфорта, спокойствие в деле своего спасения устройством для него готовых форм.
Таким образом, под влиянием православия в русском менталитете сформировалась моральная традиция мироосвоения и хозяйствования, сохраняющаяся и там, где сознательная религиозность оказалась утраченной. В ней доминируют религиозный компонент духовности, а хозяйствование рассматривается как явление и средство духовной жизни (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк), общественное производство как средство для сотворчества Бога и человека в деле преображения мира. Православно-христианские корни сделали невозможным для него принципиальное неприятие частной собственности, которая не отвергается безусловно.
Русской моральной традиции особенно характерно крайне чувствительное отношение к использованию богатства для попрания достоинства других людей. Поэтому так широко было распространено меценатство и другие формы благотворительности, заботы о личности. Они были призваны нейтрализовать негативные последствия частной собственности.
В русском менталитете этика успеха трактуется как«успех-преодоление», как подвиг во имя идеи, дела, которому ты служишь, «общего дела». В этом отличие православной нравственности от протестантской, где идея подвига бессмысленна: ценностью является праведная жизнь, а подвиг не гарантирует искупления и спасения. Успех в России трактуется не только достижительностью деятельности, ее оптимальностью относительно времени, сил и прочих средств, ее результатом, но и соответствием реальным и насущным чаяниям, надеждам и проблемам, соответствием базовой системе ценностей и норм. Метафизика успеха в России произрастает из метафизики воли, но не из метафизики свободы. Так, еще «Домострой» отразил стремление свести к минимуму зависимость хозяйственного субъекта от внешней среды, говорил об особом культе рачительности и бережливости, заботе о поддержке репутации, взаимопомощи, качестве. Автор «Домостроя» писал: «Не понравился товар — обратно возьму и деньги отдам». Высокие нравственные критерии определили и деловую сферу. Успех дела, величина прибыли не были еще доказательством этической оправданности, богоугодности. Сделки заключались, как нигде в мире, посредством чистого слова, скрепленного не подписью и печатью, а крестным знаменем. Даже при развитом рынке и банковской системе сделки заключались вне биржи — в «амбарах» и трактирах. Не было обычая обмениваться справками о кредитоспособности покупателя или иными деловыми сведениями, ибо боялись, как писал П.А. Бурышкин, что таким путем можно было выведать какие-либо коммерческие тайны и создать «недобросовестную конкуренцию». Был особый тип внутрифирменных отношений, где проявлялся православный духсо-
борности, стремление любого предприятия, дела к целостности, представление о взаимной пользе и необходимости его частей друг для друга. Проявлялись такие черты хозяйственной жизни, как вера в предпочтительность достижения любых целей через единение, неприятие безудержного эгоизма3.
Непродуктивные реформы привели сегодня к тому, что труд не воспринимается как ценность. Растет доля работников, ориентированных на труд как на средство вознаграждения, не осознающих самоценность труда. Растетстепень распространения люмпенского типа личности, основными требованиями которого являются: низкая интенсивность труда, высокий заработок, достаток, льготы натурального характера и привлекательный процесс труда. В то же время наиболее значимыми стали мотивы общественной полезности результатов труда, долга, самоотдачи, повышения квалификации, самостоятельности. Соответственно различаются структуры интеллекта русского и западного руководителей. Структуру интеллекта западного руководителя характеризуют прагматические компоненты, конструктивные практические способности, наглядно-действенное мышление, способность быстро решать проблемы, стремление к упорядоченности, соразмерность определенному темпу и ритму, то есть преобладают формальные,рациональные,рассудочные компоненты.
Сложившийся образ хозяйственного деятеля в России не позволял превозносить экономический успех, достигнутый только лишь одной ценой финансовых или спекулятивных операций. Как известно, Аристотель разграничивал истинную экономику и ложную экономику — искусство наживать состояние путем перепродажи и ростовщичества. Гораздо выше в России оценивались успехи, достигнутые упорством и добросовестностью. Отношение к богатству было всегда критическим, не было прямого преклонения перед ним. В русском мироосвоении присутствует православное, а не протестантское отношение к труду, к прибыли, ко времени (у протестантов «время — деньги»).
По мнению С. Булгакова, православие не отвергает социальную и профессиональную деятельность, но устанавливается особый образ аскетического восприятия мира и его жизни, аскетического труда и творчества в нем. Труд, построенный на любви к природе и ближним, соединяет в хозяйстве расчетливый инстинкт с сердечной добротой, совестью, солидарностью, взаимопомощью. По И. Ильину, безбожное хозяйство строится не на духе и не на естественных инстинктах человека, а на принуждении, на искусственно создаваемой повальной нищете и зависимости, на механическом рабстве. Человек в таком хозяйстве превращается в голое средство, в машину.
Энергетика русского мироосвоения, его пас-сионарность пронизаны чувством социальной справедливости, равенством перед законом. Причем
этическое в русском мироосвоении идеально воспроизводится во всех формах и видах хозяйствования, образуя особый мир субъективной реальности. Оно выполняет в хозяйственном развитии социума различные функции: мировоззренческую, гносеологическую, нормативную, регулятивную, целевую и др. Все это приводило к тому, что все экономические категории, особенно такие как собственность, богатство, хозяйственный процесс, прибыль, его эффективность, рассматривались с точки зрения праведности и неправедности их использования.
В целом экономическая, хозяйственная деятельность, с позиций христианской морали, являлась вполне нормальной, но предприниматель должен исходить из необходимости общественной полезности хозяйственной активности. В то же время осуждалось использование богатства, доходов только на личное потребление, роскошь, акцент делался на праведности источников собственности, чтобы богатство было трудовое, и всячески поощрялась благотворительность. Предпринимательский успех многих сегодня связывается с морально-этическими компонентами, а уже затем с финансовыми мотивами. Это — реализация идеи, желание самоутвердиться или стремление изменить ход событий. Деньги, капитал, прибыль не должны выступать самоцелью предпринимательской деятельности. Русские бизнесмены тяготеют к порядочности и готовы пожертвовать частью материальных выгод ради совести и чести4.
В то же время нельзя исходить только из идеала, который все же только в потенции. В России доминирует императив наживы любой ценой, а бизнес в большинстве своем не рассматривается в качестве одной из форм государственного или общественного служения. Рынок в России сегодня хуже, чем был на «диком Западе». Здесь все позволено, а склад ума части руководителей аморален полностью, растоптаны все заповеди. В этой связи ПатриархМосковский и всея Руси Алексий II пишет, что если сосредоточиться на добывании капитала любым путем, то народное хозяйство са-моразрушится, а неправедное богатство не приносит людям добра. В итоге мы имеем олигархический, компрадорский, номенклатурно-чиновничий, сырьевой капитализм.
Русский архетип домостроительства пронизан идеей соборного спасения и обновления. Поучителен в этом отношении Соловецкий монастырь как пример перехода от космоцентричной уединенности ксоциальному домоустройству. При святителе Филиппе на Соловках монастырь явил миру почти идеальный образ так и не воплотившейся до конца отечественной цивилизации, обоженного домостроительства. Это и громадные гидротехнические работы, создание сети идеально правильных каналов, строительство маяков, множество инженерныхсооружений и др. Все это говорит о том, что Россия шла к своему «социальному рыночному хозяйству», причем попыт-
ки этого делались значительно раньше, чем в Западной Европе.
Современные иудейские и протестантские критики православия видят в уповании на Благодать свидетельство ленивой души русских. В.К. Кантор в разделе «Хаос как норма социальной жизни» пишет о бесплодии православной формы хозяйства для становления личного сознания, которое де обнаруживало себя не раз5. Однако православная этика не только не мешает предпринимательской деятельности, но и позволяет организовать ее на нравственной основе. Чему свидетельствует роль старообрядцев в становлении российского капитализма.
Рациональная предпринимательская деятельность старообрядцев никак не следовала из их религиозной догматики. Их мотивы национальной деятельности вытекали из активного отношения, идеи преображения мира в духе православного мироосвоения. Труд предпринимателя понимался как долг перед людьми и даже не перед семьей или общиной, а обществом в целом. Русская хозяйственная душа пропитана, по И. Ильину, памятью о Боге и его заповедях. Труд рассматривался старообрядцами как дело служения, дело доброе, а не рвачество ради наживы и эксплуатации человека человеком. К старообрядчеству в России принадлежало 64% представителей торгово-промышленного класса. Именно трудолюбие являлось для них важнейшим компонентом высокого уровня хозяйственной мотивации. М. Вебер отмечал, что они были наиболее близки к протестантской этике. Но, думается, только по форме, а не внутренне-мусодержанию, мотивации.
Торговый и промышленный успех старообрядцев объяснялся их необыкновенной солидарностью интересов и поддержкой друг друга. «Дух торгового капитала» был духом общинной солидарности на религиозной почве, который усиливали гонители. «Дух капитализма» складывался на иных мотивациях, нежели в протестантской этике. Увеличение богатства не рассматривалось как высшее благо, как самоцель, а хозяйственная деятельность была подчинена общественному служению. Капитал — «богоугодное дело», он кормит, дает работу, устраивает судьбу многих, которые иначе бы пропали.
Многие авторы видятв российской ментальности культурный барьер, который препятствуетэко-номическим и культурным преобразованиям. Они прямо предлагают сменить православие на другую религию, которая дает более эффективную мотивацию хозяйственной деятельности. Например, Г. Старовойтова заявила, что пока есть в России православие, о духе капитализма не приходится и говорить. Мы придерживаемся другой точки зрения, что культурные нормы хозяйствования, базирующиеся на православии, не являются запретительными для экономических реформ либерального типа, хотя, с нашей точки зрения, пе-
Мурунова А.В. Правовая ментальность россиян как фактор экономической безопасности
ИС70РИК0-ПРЯЙОЙЫЕ и общегумянитярны/е проблемы обеспечения экономической безопасности
с
а
с
о
со
е
ю
й
кой
с
е
о
I
8
СО
ор
а
к
как
I
§
с
с
о
р
с
о
I
-о
та
I
е
к
а
со
о
со
а
с:
а
со
о
5,
а
реход к западной модели культуры и хозяйствования невозможен.
В определенной степени верно и то, что русские воспринимают рынок вынужденно, под давлением новых обстоятельств, их экономическое поведение неустойчиво, а продвижение к рынку нестабильно. И.В. Грошев выделяет ряд черт российской правовой ментальности, препятствующих рыночным преобразованиям: антирыночная психология, потребность опоры на власть, уравнительные и коллективистские установки, особая чувствительность к морали и идеологии,склонность к крайним оценкам и действиям. И далее он делает заключение, что эти черты способствуют тому, что у русских почти не находят отклика идеи индивидуализма, свободного рынка6.
Проблема экономической безопасности тесно переплетается с проблемами экологическими. В настоящее время нормы, регулирующие экологические правоотношения, на практике не работают. Экологический кризис в России усугубляется национальными особенностями правового менталитета. Русскомучасто кажется, что земля и природные богатства никогда не кончаются, нет унего и рачительного, бережного отношения к родной природе, в отличие от тех народов, которые живут в условиях тесного и ограниченного пространства и которые привыкли дорожить каждой горстью своей земли. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, широта7. Это порождает также небрежение дальними практическими делами, неприязнь к жесткой эгоцентрической конкуренции, смешению личного и социального. Однако именно с внедрением новых капиталистических отношений экологические проблемы заметно обострились, так как основной целью предпринимателей стало извлечение сверхприбыли, а не труд в гармонии с природой.
Следует отметить, что первый русский свод законов Русская Правда был пронизан духом хозяйственной деятельности. Как писал В.О. Ключевский, Русская Правда строго отличает отдачу имущества на хранение от дачи денег в рост из определенно установленного процента, краткосрочный процентный заем от долгосрочного. Разве это не свидетельствует о проявлении рациональной хозяйственной деятельности. На Руси и в современной России всегда осуждалось ростовщичество как паразитическое предпринимательство. Думается, что подобную деятельность ведут сегодня наши коммерческие банки. Если обратиться к нашей истории, то считалось не по-христиански брать с народа высокие проценты. В 1113 году в Киеве разразилось народное восстание, во время которого были разгромлены дома евреев-ростовщи-
ков, которые взимали огромные проценты. После этого восстания В. Мономах ввел в устав ограничивающую сумму процента, выплачиваемого по кредиту.
Строительство рыночной экономики не должно быть ограничено копированием западных правовых образцов. Рынок должен быть адаптирован к населению, должен встраиваться в массовое сознание, затрагивать иерархию ценностей, скрытых в коллективных представлениях и связанных с правовыми архетипами. Поэтому все экономические прогнозы рыночных реформ разбились о ментальность, которая игнорировалась. Реформы должны соотноситься с социально-психологическими свойствами этноса, доминантами национального характера, с традициями мышления, которые в совокупности и составляют менталитет народа. Новую идею догнать и перегнать Запад по уровню потребления пытается осуществить и нынешняя власть. Но Россия не может выживать без политики, направленной на разумное самоограничение потребностей, основанных на природно-климатических возможностях страны. Осуществление в России западных потребительских стандартов — миф, и оборачивается он разрушительными экспериментами. Возможно, российскому законодателю следует принять во внимание и твердо закрепить такие принципы, как добросовестность, общественная полезность, хозяйственная солидарность и взаимопомощь, профессионализм.
Примечания
1. См.: Кожевников В.П. Ментальность российской цивилизации: история и методология исследования. — М., 1998. — С. 73—74, 103, 121—122.
2. См.: Мясникова Л. Русский менталитет и управление // Вопросы экономики. — 2000. — № 8. — С. 40—41.
3. См.: Писемский В.А. Православие и духовный тип российского предпринимателя / В.А. Писемский, Ю.Н. Калашников // Из истории экономической мысли и народного хозяйства России. — М., 1993. — С. 342, 348.
4. См.: Фальцман В. Российское предпринимательство с позиций христианской морали // Вопросы экономики. — 2000. — № 8. — С. 47, 49.
5. См.: Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). — М., 2001. — С. 37—38.
6. См.: Грошев И.В. Экономические реформы России через призму ментальности // Социально-гуманитарные знания. — 2000. — № 6. — С. 44—45.
7. См.: Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма // Бердяев Н.А. Сочинения: В 4 т. — М., 1994. — Т. 1. — С. 79.