Научная статья на тему 'Правовая ментальность россиян как фактор экономической безопасности'

Правовая ментальность россиян как фактор экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
230
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мурунова Анна Вячеславовна

В статье анализируются положительные и негативные черты российской правовой и экономической ментальности в контексте поддержания экономической безопасности. Правовая ментальность рассматривается как фактор экономической безопасности в условиях глобализации. В данной статье раскрываются различия между русской и западной моделью хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal mentality of the Russians as a factor of economic security

In this article author analyzed positive and negative features of russian law and economic mentelity in context of economic safety. The law mentelity is examined as a factor of economic safety under conditions of globalisation. In this article are exposed differences between russian and western models of management.

Текст научной работы на тему «Правовая ментальность россиян как фактор экономической безопасности»

х

с

а

с

о

з

е

б

>s

S

с

е

о

I

S

п

15. РГИА, ф. 1284, оп. 186, д. 11а, л. 31—31 об.

16. РГИА, ф. 1284, оп. 186, д. 11а, л. 135.

17. РГИА, ф.1284, оп. 654, д. 11б, л. 3, 22, 35 об., 39, 86.

18. РГИА, ф.1284, оп. 654, д. 11б, л. 29, 36 об., 44 об., 54.

19. РГИА, ф. 1284, оп. 186, д. 11а, л. 234.

20. РГИА, ф. 1284, оп. 186, д. 11а, л. 271, 271 об.

21. Доклад 1911 г. 29 октября министра внутренних дел А.А. Макарова в Государственную думу о проекте Положения об охране древностей № 27281. РГИА, ф. 1284, оп. 186, д. 11в, л. 56—66.

22. Cбopник мaтepиaлoв, oтнocящиxcя дo apxивнoй чacти в Pocw^ — M., 191B. — Т. 1. — C. B3B.

23. PmA, ф. 1278, on. B, д. 94, л. 41 o6.

24. PmA, ф. 1278, on. 2, д. 35BB, л. 3, 21, 47.

25. Кочаков Б.М. Угаз. ^ч. — C. 3B8—3B9.

2B. PmA, ф. 178, on. 5, д. B28, л. 1B5.

27. PmA, ф. 1274, on. B, д. 94, л. 129.

28. PmA, ф. 1284, on. 5, д. B28, л. 173.

29. PmA, ф. 1284, on. 18B, д. 11в, л. 31.

кс

тек

£

S

в

ков

и

I

а

С

І

с

е

ч

ь

е

д

а

в

о

Е

с

Ъ

X

а

охра

ия

X

е

I

ор

ф

о

A.B. Мурунова

Мурунова Анна Вячеславовна — доцент кафедры международного права Нижегородского государственного

архитектурно-строительного университета, кандидат философских наук

E-mail: amurunova@yandex.ru

Правовая ментальность россиян как фактор экономической безопасности

В статье анализируются положительные и негативные черты российской правовой и экономической ментальности в контексте поддержания экономической безопасности. Правовая ментальность рассматривается как фактор экономической безопасности в условиях глобализации. В данной статье раскрываются различия между русской и западной моделью хозяйствования.

In this article author analyzed positive and negative features of russian law and economic mentelity in context of economic safety. The law mentelity is examined as a factor of economic safety under conditions of globalisation. In this article are exposed differences between russian and western models of management.

о

ї

ь

S

а

ода

I

s

а

з

с

и

з

е

I

а

в

е

ихее

В условиях глобализации особую остроту приобретает проблема экономической безопасности России. Модернизация страны по западному образцу привела к коренной ломке менталитета народа, и последствия этих процессов неоднозначны. Гражданам прививается иной западный тип правового и экономического поведения, чуждые русской цивилизации идеалы и ценности. Однако исконный российский менталитет, как подчеркивают сейчас многие исследователи, не является помехой на пути к экономическому процветанию и даже может служить одним из факторов экономической безопасности.

В современной литературе нет единого мнения о характере влияния российского правового менталитета на экономическую сферу. Одни авторы указывают на правовой нигилизм как одну из характерных черт российской правовой ментальности, которая несет в себе угрозу для стабильного развития. Именно правовой нигилизм часто называют важнейшей причиной экономической стагнации и неэффективности правовых преобразо-

ваний. Однако есть другая точка зрения, согласно которой правовой нигилизм в России — это не национальная особенность русского менталитета, а лишь закономерная причина непринятия насаждаемых западных правовых и этических образцов и нормативов. Это следствие грубой ломки правосознания россиян, для которых многие правовые нормы современного законодательства противоречат моральным и ценностным установкам, правовому менталитету.

Правовой менталитет и экономический менталитет неразрывны, так как правовой менталитет народа непосредственно проявляется в его способе хозяйствования и мироосвоении. Мироосвое-ние определяет ценностные ориентации бытия, социальные и правовые устремления, хозяйственные интересы и идеалы народа, стратегические цели бытия. Духовность русского менталитета обусловливает качества и направленность социального и индивидуального бытия, смысл, содержание, ценностные ориентации, темпы и характер производственной деятельности, мироосвоения в

целом. Такое соотношение духовного и миро-освоенческо-экономического в русском менталитете, возможность их гармонического развития могутслужить гарантией преодоления глобального кризиса в России. Русский менталитет и такой его компонент, какмироосвоение, позволяютста-вить и реализовывать цели и задачи, не связанные только с поддержанием своего собственного существования. В основе русского мироосвоения лежит гармоническое развитие всей системы «природа — культура — человек». Реализация его функций может быть предпосылкой формирования нового экономического общества. Утилитарное и бездуховное мироосвоение, засилье глобального «экономизма» могут погубить экосферу и самого человека.

Модель хозяйствования на Западе складывалась на основе жесткой конкуренции, примате материального, денежного интереса, в условиях дефицита и жесткой борьбы за экономические ресурсы и значительного аграрного перенаселения. Это предопределило интенсивный путь экономического развития. М. Вебер исходил в изучении становления рационального капиталистического хозяйства на Западе из исследования социокультурных, и в первую очередь культурно-религиозных, предпосылок. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» он исследовал генезис духовных предпосылок капитализма и констатировал неспособность незападных религиозно-культурных систем рождать духовные предпосылки рационализма, а значит, и неприменимость протестантской этики в других странах. Модель хозяйствования западной культуры носит рациональную основу и базируется на стремлении субъекта к достижению прибыли и ее максимизации. Протестантизм требовал особой психологии отношения к богатству как самоцели, его увеличению, накоплению денег со спокойной совестью. Предпринимательство было возведено в ранг общезначимой этической проблемы, возникло религиозно освященное отношение к наживе, а стремление к обогащению рассматривалось как дело богоугодное. Именно в среде протестантов-бизнесменов сложился тип отношений, построенный на конкуренции, допускающий обогащение за счет другого. Помимо богатого предпринимателя, аскетический протестантизм воспитал еще и трезвых необыкновенно работоспособных и привязанных к труду как благородной цели жизни, чувствующих свою ответственность рабочих. Западный капитализм возник в значительной мере на базе моральной традиции протестантизма. И стандартповеде-ния, заложенный ею, не исчез и по сей день. Это свидетельствует о необычайной живучести моральной традиции. Западный социум растетза счет природы. Эта модель линейного прогресса в противовес православной циклической модели, обновляющей социальную жизнь.

Русская модель хозяйствования основывалась на традиционных ценностях крестьянской общи-

ны, артели, взаимопомощи, нестяжательства, трудовой демократии, местном самоуправлении. Экономический процесс в России всегда был направлен на обеспечение не максимальной прибыли, а самодостаточности. На протяжении веков крестьяне не знали частной собственности на землю, которая принадлежала общине, а достижение материального благополучия не являлось самоцелью. Поэтому в экономическом опыте России доминировал не экономический интерес, а сложившаяся моральная экономика, которая своей главной целью имела выживание или простое воспроизводство1. Н. Бердяев писал, что западные понятия о собственности были чужды русскому народу. Земля Божья, и все трудящиеся, обрабатывающие землю, могут ею пользоваться. Наивный аграрный социализм всегда был присущ русским крестьянам. В общине был распространен нестяжательный образ жизни и призрение к тем членам общины, которые имеют страсть к богатству, соблюдение принципа социальной справедливости, одинаковый для всех членов общины. В России сформировался экстенсивный тип ведения хозяйственной деятельности, который предполагает универсализм трудовых навыков, приоритет личностных отношений над формальными, уравнительный характер распределения, внеэкономические формы обмена, общинный уклад жизни, толерантность по отношению к другим народностям. Россия имела такой хозяйственный уклад, единственный в мире, который позволял ей самой существовать независимо от иностранного ввоза и вывоза.

Важное значение для поддержания экономической безопасности и стабильности в обществе имеет эффективное регулирование трудовых отношений. Отношение к труду, трудовая этика являются важным фактором при реализации экономических и правовых реформ. В католических странах трудовая этика до сих пор несет на себе отпечаток феодально-аристократической системы ценностей, и предпринимательские стимулы выражены меньше. А строго аскетический и мироотрицающий буддизм приводитк тому, что страны, исповедующие его, бедны. Они не могут даже разрабатывать и использовать свои природные богатства. Православная же трудовая этика предполагает равенство на финише и, по оценке наших западников, находится в полном противоречии с духом рыночных отношений и капитализмом2.

Православная регуляция в обществе оказала воздействие на всю систему как духовного, так и материального производства. Среди общих типов спасения в православии можно выделить моральное совершенствование, выполнение долга, спасение через церковь, жалостливость и сострадание, доброту и отзывчивость, бескорыстие и др. При этом заметим, что для русского чуждо стремление обеспечить спасение своей души созиданием внешних его форм и организации, искание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мурунова А.В. Правовая ментальность россиян как фактор экономической безопасности

х

с

а

с

о

со

е

Ю

й

кой

с

е

о

I

8

со

ор

а

к

как

I

§

с

с

о

р

с

о

I

та

I

е

к

а

со

о

со

а

с:

а

со

о

5,

а

комфорта, спокойствие в деле своего спасения устройством для него готовых форм.

Таким образом, под влиянием православия в русском менталитете сформировалась моральная традиция мироосвоения и хозяйствования, сохраняющаяся и там, где сознательная религиозность оказалась утраченной. В ней доминируют религиозный компонент духовности, а хозяйствование рассматривается как явление и средство духовной жизни (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк), общественное производство как средство для сотворчества Бога и человека в деле преображения мира. Православно-христианские корни сделали невозможным для него принципиальное неприятие частной собственности, которая не отвергается безусловно.

Русской моральной традиции особенно характерно крайне чувствительное отношение к использованию богатства для попрания достоинства других людей. Поэтому так широко было распространено меценатство и другие формы благотворительности, заботы о личности. Они были призваны нейтрализовать негативные последствия частной собственности.

В русском менталитете этика успеха трактуется как«успех-преодоление», как подвиг во имя идеи, дела, которому ты служишь, «общего дела». В этом отличие православной нравственности от протестантской, где идея подвига бессмысленна: ценностью является праведная жизнь, а подвиг не гарантирует искупления и спасения. Успех в России трактуется не только достижительностью деятельности, ее оптимальностью относительно времени, сил и прочих средств, ее результатом, но и соответствием реальным и насущным чаяниям, надеждам и проблемам, соответствием базовой системе ценностей и норм. Метафизика успеха в России произрастает из метафизики воли, но не из метафизики свободы. Так, еще «Домострой» отразил стремление свести к минимуму зависимость хозяйственного субъекта от внешней среды, говорил об особом культе рачительности и бережливости, заботе о поддержке репутации, взаимопомощи, качестве. Автор «Домостроя» писал: «Не понравился товар — обратно возьму и деньги отдам». Высокие нравственные критерии определили и деловую сферу. Успех дела, величина прибыли не были еще доказательством этической оправданности, богоугодности. Сделки заключались, как нигде в мире, посредством чистого слова, скрепленного не подписью и печатью, а крестным знаменем. Даже при развитом рынке и банковской системе сделки заключались вне биржи — в «амбарах» и трактирах. Не было обычая обмениваться справками о кредитоспособности покупателя или иными деловыми сведениями, ибо боялись, как писал П.А. Бурышкин, что таким путем можно было выведать какие-либо коммерческие тайны и создать «недобросовестную конкуренцию». Был особый тип внутрифирменных отношений, где проявлялся православный духсо-

борности, стремление любого предприятия, дела к целостности, представление о взаимной пользе и необходимости его частей друг для друга. Проявлялись такие черты хозяйственной жизни, как вера в предпочтительность достижения любых целей через единение, неприятие безудержного эгоизма3.

Непродуктивные реформы привели сегодня к тому, что труд не воспринимается как ценность. Растет доля работников, ориентированных на труд как на средство вознаграждения, не осознающих самоценность труда. Растетстепень распространения люмпенского типа личности, основными требованиями которого являются: низкая интенсивность труда, высокий заработок, достаток, льготы натурального характера и привлекательный процесс труда. В то же время наиболее значимыми стали мотивы общественной полезности результатов труда, долга, самоотдачи, повышения квалификации, самостоятельности. Соответственно различаются структуры интеллекта русского и западного руководителей. Структуру интеллекта западного руководителя характеризуют прагматические компоненты, конструктивные практические способности, наглядно-действенное мышление, способность быстро решать проблемы, стремление к упорядоченности, соразмерность определенному темпу и ритму, то есть преобладают формальные,рациональные,рассудочные компоненты.

Сложившийся образ хозяйственного деятеля в России не позволял превозносить экономический успех, достигнутый только лишь одной ценой финансовых или спекулятивных операций. Как известно, Аристотель разграничивал истинную экономику и ложную экономику — искусство наживать состояние путем перепродажи и ростовщичества. Гораздо выше в России оценивались успехи, достигнутые упорством и добросовестностью. Отношение к богатству было всегда критическим, не было прямого преклонения перед ним. В русском мироосвоении присутствует православное, а не протестантское отношение к труду, к прибыли, ко времени (у протестантов «время — деньги»).

По мнению С. Булгакова, православие не отвергает социальную и профессиональную деятельность, но устанавливается особый образ аскетического восприятия мира и его жизни, аскетического труда и творчества в нем. Труд, построенный на любви к природе и ближним, соединяет в хозяйстве расчетливый инстинкт с сердечной добротой, совестью, солидарностью, взаимопомощью. По И. Ильину, безбожное хозяйство строится не на духе и не на естественных инстинктах человека, а на принуждении, на искусственно создаваемой повальной нищете и зависимости, на механическом рабстве. Человек в таком хозяйстве превращается в голое средство, в машину.

Энергетика русского мироосвоения, его пас-сионарность пронизаны чувством социальной справедливости, равенством перед законом. Причем

этическое в русском мироосвоении идеально воспроизводится во всех формах и видах хозяйствования, образуя особый мир субъективной реальности. Оно выполняет в хозяйственном развитии социума различные функции: мировоззренческую, гносеологическую, нормативную, регулятивную, целевую и др. Все это приводило к тому, что все экономические категории, особенно такие как собственность, богатство, хозяйственный процесс, прибыль, его эффективность, рассматривались с точки зрения праведности и неправедности их использования.

В целом экономическая, хозяйственная деятельность, с позиций христианской морали, являлась вполне нормальной, но предприниматель должен исходить из необходимости общественной полезности хозяйственной активности. В то же время осуждалось использование богатства, доходов только на личное потребление, роскошь, акцент делался на праведности источников собственности, чтобы богатство было трудовое, и всячески поощрялась благотворительность. Предпринимательский успех многих сегодня связывается с морально-этическими компонентами, а уже затем с финансовыми мотивами. Это — реализация идеи, желание самоутвердиться или стремление изменить ход событий. Деньги, капитал, прибыль не должны выступать самоцелью предпринимательской деятельности. Русские бизнесмены тяготеют к порядочности и готовы пожертвовать частью материальных выгод ради совести и чести4.

В то же время нельзя исходить только из идеала, который все же только в потенции. В России доминирует императив наживы любой ценой, а бизнес в большинстве своем не рассматривается в качестве одной из форм государственного или общественного служения. Рынок в России сегодня хуже, чем был на «диком Западе». Здесь все позволено, а склад ума части руководителей аморален полностью, растоптаны все заповеди. В этой связи ПатриархМосковский и всея Руси Алексий II пишет, что если сосредоточиться на добывании капитала любым путем, то народное хозяйство са-моразрушится, а неправедное богатство не приносит людям добра. В итоге мы имеем олигархический, компрадорский, номенклатурно-чиновничий, сырьевой капитализм.

Русский архетип домостроительства пронизан идеей соборного спасения и обновления. Поучителен в этом отношении Соловецкий монастырь как пример перехода от космоцентричной уединенности ксоциальному домоустройству. При святителе Филиппе на Соловках монастырь явил миру почти идеальный образ так и не воплотившейся до конца отечественной цивилизации, обоженного домостроительства. Это и громадные гидротехнические работы, создание сети идеально правильных каналов, строительство маяков, множество инженерныхсооружений и др. Все это говорит о том, что Россия шла к своему «социальному рыночному хозяйству», причем попыт-

ки этого делались значительно раньше, чем в Западной Европе.

Современные иудейские и протестантские критики православия видят в уповании на Благодать свидетельство ленивой души русских. В.К. Кантор в разделе «Хаос как норма социальной жизни» пишет о бесплодии православной формы хозяйства для становления личного сознания, которое де обнаруживало себя не раз5. Однако православная этика не только не мешает предпринимательской деятельности, но и позволяет организовать ее на нравственной основе. Чему свидетельствует роль старообрядцев в становлении российского капитализма.

Рациональная предпринимательская деятельность старообрядцев никак не следовала из их религиозной догматики. Их мотивы национальной деятельности вытекали из активного отношения, идеи преображения мира в духе православного мироосвоения. Труд предпринимателя понимался как долг перед людьми и даже не перед семьей или общиной, а обществом в целом. Русская хозяйственная душа пропитана, по И. Ильину, памятью о Боге и его заповедях. Труд рассматривался старообрядцами как дело служения, дело доброе, а не рвачество ради наживы и эксплуатации человека человеком. К старообрядчеству в России принадлежало 64% представителей торгово-промышленного класса. Именно трудолюбие являлось для них важнейшим компонентом высокого уровня хозяйственной мотивации. М. Вебер отмечал, что они были наиболее близки к протестантской этике. Но, думается, только по форме, а не внутренне-мусодержанию, мотивации.

Торговый и промышленный успех старообрядцев объяснялся их необыкновенной солидарностью интересов и поддержкой друг друга. «Дух торгового капитала» был духом общинной солидарности на религиозной почве, который усиливали гонители. «Дух капитализма» складывался на иных мотивациях, нежели в протестантской этике. Увеличение богатства не рассматривалось как высшее благо, как самоцель, а хозяйственная деятельность была подчинена общественному служению. Капитал — «богоугодное дело», он кормит, дает работу, устраивает судьбу многих, которые иначе бы пропали.

Многие авторы видятв российской ментальности культурный барьер, который препятствуетэко-номическим и культурным преобразованиям. Они прямо предлагают сменить православие на другую религию, которая дает более эффективную мотивацию хозяйственной деятельности. Например, Г. Старовойтова заявила, что пока есть в России православие, о духе капитализма не приходится и говорить. Мы придерживаемся другой точки зрения, что культурные нормы хозяйствования, базирующиеся на православии, не являются запретительными для экономических реформ либерального типа, хотя, с нашей точки зрения, пе-

Мурунова А.В. Правовая ментальность россиян как фактор экономической безопасности

ИС70РИК0-ПРЯЙОЙЫЕ и общегумянитярны/е проблемы обеспечения экономической безопасности

с

а

с

о

со

е

ю

й

кой

с

е

о

I

8

СО

ор

а

к

как

I

§

с

с

о

р

с

о

I

та

I

е

к

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

о

со

а

с:

а

со

о

5,

а

реход к западной модели культуры и хозяйствования невозможен.

В определенной степени верно и то, что русские воспринимают рынок вынужденно, под давлением новых обстоятельств, их экономическое поведение неустойчиво, а продвижение к рынку нестабильно. И.В. Грошев выделяет ряд черт российской правовой ментальности, препятствующих рыночным преобразованиям: антирыночная психология, потребность опоры на власть, уравнительные и коллективистские установки, особая чувствительность к морали и идеологии,склонность к крайним оценкам и действиям. И далее он делает заключение, что эти черты способствуют тому, что у русских почти не находят отклика идеи индивидуализма, свободного рынка6.

Проблема экономической безопасности тесно переплетается с проблемами экологическими. В настоящее время нормы, регулирующие экологические правоотношения, на практике не работают. Экологический кризис в России усугубляется национальными особенностями правового менталитета. Русскомучасто кажется, что земля и природные богатства никогда не кончаются, нет унего и рачительного, бережного отношения к родной природе, в отличие от тех народов, которые живут в условиях тесного и ограниченного пространства и которые привыкли дорожить каждой горстью своей земли. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, широта7. Это порождает также небрежение дальними практическими делами, неприязнь к жесткой эгоцентрической конкуренции, смешению личного и социального. Однако именно с внедрением новых капиталистических отношений экологические проблемы заметно обострились, так как основной целью предпринимателей стало извлечение сверхприбыли, а не труд в гармонии с природой.

Следует отметить, что первый русский свод законов Русская Правда был пронизан духом хозяйственной деятельности. Как писал В.О. Ключевский, Русская Правда строго отличает отдачу имущества на хранение от дачи денег в рост из определенно установленного процента, краткосрочный процентный заем от долгосрочного. Разве это не свидетельствует о проявлении рациональной хозяйственной деятельности. На Руси и в современной России всегда осуждалось ростовщичество как паразитическое предпринимательство. Думается, что подобную деятельность ведут сегодня наши коммерческие банки. Если обратиться к нашей истории, то считалось не по-христиански брать с народа высокие проценты. В 1113 году в Киеве разразилось народное восстание, во время которого были разгромлены дома евреев-ростовщи-

ков, которые взимали огромные проценты. После этого восстания В. Мономах ввел в устав ограничивающую сумму процента, выплачиваемого по кредиту.

Строительство рыночной экономики не должно быть ограничено копированием западных правовых образцов. Рынок должен быть адаптирован к населению, должен встраиваться в массовое сознание, затрагивать иерархию ценностей, скрытых в коллективных представлениях и связанных с правовыми архетипами. Поэтому все экономические прогнозы рыночных реформ разбились о ментальность, которая игнорировалась. Реформы должны соотноситься с социально-психологическими свойствами этноса, доминантами национального характера, с традициями мышления, которые в совокупности и составляют менталитет народа. Новую идею догнать и перегнать Запад по уровню потребления пытается осуществить и нынешняя власть. Но Россия не может выживать без политики, направленной на разумное самоограничение потребностей, основанных на природно-климатических возможностях страны. Осуществление в России западных потребительских стандартов — миф, и оборачивается он разрушительными экспериментами. Возможно, российскому законодателю следует принять во внимание и твердо закрепить такие принципы, как добросовестность, общественная полезность, хозяйственная солидарность и взаимопомощь, профессионализм.

Примечания

1. См.: Кожевников В.П. Ментальность российской цивилизации: история и методология исследования. — М., 1998. — С. 73—74, 103, 121—122.

2. См.: Мясникова Л. Русский менталитет и управление // Вопросы экономики. — 2000. — № 8. — С. 40—41.

3. См.: Писемский В.А. Православие и духовный тип российского предпринимателя / В.А. Писемский, Ю.Н. Калашников // Из истории экономической мысли и народного хозяйства России. — М., 1993. — С. 342, 348.

4. См.: Фальцман В. Российское предпринимательство с позиций христианской морали // Вопросы экономики. — 2000. — № 8. — С. 47, 49.

5. См.: Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). — М., 2001. — С. 37—38.

6. См.: Грошев И.В. Экономические реформы России через призму ментальности // Социально-гуманитарные знания. — 2000. — № 6. — С. 44—45.

7. См.: Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма // Бердяев Н.А. Сочинения: В 4 т. — М., 1994. — Т. 1. — С. 79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.