Научная статья на тему 'Правовая квалификация правонарушений, посягающих на порядок перемещения товаров через таможенную границу'

Правовая квалификация правонарушений, посягающих на порядок перемещения товаров через таможенную границу Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2249
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / СВЯЗАННЫЕ С НЕЗАКОННЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ / СОСТАВЫ НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапшина Анастасия Владимировна

Административно-правовая деятельность таможенных органов в целом и производство по делам об административных правонарушениях, являющееся одним из видом данной деятельности, в частности, обладает своей спецификой и достаточной сложностью. Учитывая существующие условия практической деятельности должностных лиц таможенных органов в рамках созданного Таможенного союза, принимая во внимание периодически меняющееся законодательство в сфере таможенного дела, порой неоднозначную судебную практику по различным таможенным спорам, в том числе связанным с производством по делам об административных правонарушениях, крайне важно понимать и уметь на практике выявлять, квалифицировать и документировать административные правонарушения в области таможенного дела, в том числе правонарушений, посягающих на порядок перемещения товаров через таможенную границу, а также знать методику расследования указанной категории административных дел не только будущим сотрудникам таможенных органов, но и действующим должностным лицам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лапшина Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая квалификация правонарушений, посягающих на порядок перемещения товаров через таможенную границу»

ПРАВОВАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ПОРЯДОК ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ Лапшина А.В.

Лапшина Анастасия Владимировна - магистрант, юридический факультет, Российская таможенная академия, г. Москва

Аннотация: административно-правовая деятельность таможенных органов в целом и производство по делам об административных правонарушениях, являющееся одним из видом данной деятельности, в частности, обладает своей спецификой и достаточной сложностью. Учитывая существующие условия практической деятельности должностных лиц таможенных органов в рамках созданного Таможенного союза, принимая во внимание периодически меняющееся законодательство в сфере таможенного дела, порой неоднозначную судебную практику по различным таможенным спорам, в том числе связанным с производством по делам об административных правонарушениях, крайне важно понимать и уметь на практике выявлять, квалифицировать и документировать административные правонарушения в области таможенного дела, в том числе правонарушений, посягающих на порядок перемещения товаров через таможенную границу, а также знать методику расследования указанной категории административных дел не только будущим сотрудникам таможенных органов, но и действующим должностным лицам.

Ключевые слова: таможенная граница, таможенный союз, правонарушения, связанные с незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, составы нарушения таможенных правил, таможенное регулирование.

Правовая регламентация вопросов таможенного регулирования в настоящее время в Российской Федерации, в том числе порядка перемещения товаров через таможенную границу, осуществляется на двух уровнях - международном и национальном. Основным международным нормативным правовым актом непосредственно является Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) от 27.11.2009 г., ратифицированный РФ Федеральным законом от 02.07.2010 г. «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза». При этом, в ТК ТС установлено, что регулирование отдельных вопросов осуществляется международными договорами государств - членов Таможенного союза (далее - ТС), решениями Комиссии ТС и национальным законодательством государств - членов ТС в части, не противоречащей ТК ТС.

Вопросы, отнесенные к уровню национального законодательства, регулируются Федеральным законом от 27.11.2010г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в РФ» (далее - Ф3-311). В нем нашли отражение нормы, регулирование которых непосредственно отнесено на национальное законодательство государств - членов ТС или не затронуто ТК ТС. Виды административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к административной ответственности определяются Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее -КоАП РФ).

Следует отметить, что существенно затрудняет эффективность регламентации вопросов таможенного регулирования отсутствие полного единообразия национального законодательства государств - членов ТС и международного. В частности, Договором установлены обязательства членов ТС принять меры по внесению изменений в свое законодательство, предусматривающее уголовную и

административную ответственность за нарушения таможенного законодательства ТС и национального законодательства, и приведению к единообразному определению противоправности таких деяний. Однако, к настоящему времени указанное требование еще не реализовано. В этой связи административная ответственность за указанное правонарушение в настоящее время регламентируется преимущественно национальным законодательством [9, 23].

Устанавливая понятие перемещения товаров через таможенную границу, можно выделить следующие этапы данной операции: прибытие товаров на таможенную территорию ТС (гл. 23 ТК ТС) и убытие товаров с таможенной территории ТС (гл. 24 ТК ТС; гл. 22 ФЗ-311), непосредственно связанные с пересечением государственной границы РФ и таможенной границы ТС в местах, установленных для перемещения товаров; осуществление таможенного контроля товаров в специально отведенных для этого зонах (ст. 97 ТК ТС) с представлением таможенным органам документов и сведений, необходимых для таможенных целей (ст. 159 ТК ТС); помещение товаров на временное хранение либо их таможенное декларирование и выпуск в соответствии с заявленной таможенной процедурой в месте прибытия; доставка товаров из места прибытия в определенное таможенными органами место назначения либо убытия по процедуре таможенного транзита (ч. 2 ст. 215 ТК ТС).

При этом, под перемещением товаров понимается совершение действий по их ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории любым способом, включая пересылку международных почтовых отправлений, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач, а также непосредственно прохождение таможенного контроля в установленных местах на таможенной границе ТС и (или) государственной границе РФ, временное хранение товара либо его таможенное декларирование в установленные сроки (ч. 4 ст. 160, ст. 167 ТК ТС), доставка в пункт назначения по процедуре таможенного транзита, где перевозчик обязан совершить аналогичные действия после завершения процедуры таможенного транзита (ч. 6 ст. 225 ТК ТС).

Определение незаконного перемещения товаров через таможенную границу закреплено в п. 19 ст. 4 ТК ТС, в частности это противоправные действия, признаки которых даны в ст. 16.1, 16.3 и 16.18 КоАП РФ, то есть применяется более ограниченная трактовка содержания понятия «перемещение товаров», чем в нормах, регламентирующих этот процесс.

Итак, к правонарушениям, посягающим на порядок перемещения товаров через таможенную границу, относятся все противоправные действия участников ВЭД, имеющие общий объект посягательств — правила перемещения товаров через таможенную границу, установленные таможенным законодательством ТС, включающие порядок перемещения товаров через таможенную (государственную) границу и порядок осуществления таможенного контроля.

Субъектом ответственности рассматриваемых правонарушений выступает лицо, обладающее в отношении перемещаемых товаров правомочиями владения, пользования или распоряжения, поместившее их в установленном порядке под таможенную процедуру и в силу этого имеющее право совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, юридически значимых действий, использования в полном объеме всех выгод, льгот и преимуществ, предоставляемых гражданским законодательством. При этом, деяния, предусмотренные ст. 16.1 и 16.3 КоАП РФ, при ввозе товара совершаются лицом непосредственно при пересечении таможенной границы.

Однако, следует обратить внимание, что в ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ объектом посягательств является также и порядок осуществления таможенного контроля.

Необходимо отметить, что правонарушения, связанные с незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (ст. 16.1

КоАП РФ) представляют собой одно из наиболее опасных составов правонарушений в области таможенного дела, граничащие с уголовными преступлениями.

В ст. 16.1 КоАП РФ даны три самостоятельных состава рассматриваемых правонарушений, отличающиеся способами совершения правонарушения (объективной стороной), охватывающие составы административных правонарушений в области таможенного дела и связанные:

— с нарушением порядка фактического перемещения товаров через таможенную границу ТС;

— с сокрытием товара от таможенного контроля при перемещении через таможенную границу;

— с сообщением таможенному органу недостоверных сведений о количественных характеристиках товара путем использования недействительных документов либо поддельных средств идентификации.

Итак, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ, составляют:

1) нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию ТС и территорию РФ как члена ТС, путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу, которыми являются пункты пропуска через государственную границу РФ, либо иных установленных мест прибытия (ст. 156 ТК ТС);

2) ввоз товаров вне времени работы таможенных органов в пунктах пропуска через государственную границу РФ;

3) совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы ТС вне пунктов пропуска;

4) убытие товаров международной перевозки, их вывоз помимо мест перемещения товаров либо иных мест, установленных таможенным законодательством ТС и российским законодательством;

5) фактическое пересечение таможенной границы без разрешения таможенных органов.

Предметом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ, являются товары и транспортные средства, перемещаемые с нарушением порядка прибытия или убытия на таможенную территорию ТС. При этом, орудиями совершения данного правонарушения не являются транспортные средства, на которых перевозятся товары. Исключение составляют случаи, когда товары ввозятся на таможенную территорию ТС вне установленных мест прибытия, помимо таможенного контроля, либо когда они оборудованы тайниками для сокрытия товаров от таможенного контроля (ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ). В таких случаях транспортное средство рассматривается непосредственно как орудие совершения правонарушения и является предметом правонарушения.

Ответственность за совершение рассматриваемого правонарушения несут лица, осуществляющие перевозку товаров (или транспортных средств) с нарушением порядка их прибытия или убытия. Субъективную сторону правонарушения составляет чаще всего умышленная форма вины физических лиц и вина юридических лиц.

Объективную сторону правонарушения по ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ составляет сокрытие от таможенного контроля при перемещении через таможенную границу товаров путем использования тайников, иных способов, затрудняющих их обнаружение при таможенном контроле, либо придания одним товарам вида других.

При этом, тайниками признаются специально изготовленные или оборудованные места или приспособления для сокрытия товаров. Что касается способов, затрудняющих обнаружение товаров, то к ним относятся любые изощренные способы утаивания товаров, не позволяющие обнаружить их путем обычного визуального осмотра без применения технических средств таможенного контроля, личного досмотра, либо помещения товара в места, доступ в которые затруднен или которые не предназначены для их транспортировки и хранения. Как квалифицирующий

68

признак этого административного правонарушения рассматриваются существенные изменения внешних характерных признаков товаров (придание одним товарам вида других), которые позволяют отнести их к товарам иного вида.

Итак, при ввозе на таможенную территорию ТС сокрытие товаров происходит непосредственно в местах их прибытия. При этом, на любом этапе ввоза и таможенного оформления товаров таможенным органом может быть обнаружен сам факт сокрытия. Предметом указанного правонарушения являются товары, укрытые от таможенного контроля, в отношении которых представлены недостоверные сведения.

Субъектом правонарушения является лицо, осуществляющее перемещение товара. Следует отметить, что в данном случае к ответственности может быть привлечен российский отправитель товаров, если будет установлено его участие в совершении конкретных действий по их сокрытию (например, оборудование тайника). Между тем, поскольку иностранные отправители не совершают противоправные действия на территории нашей страны, то онине могут являться в данном случае субъектами ответственности.

Субъективную сторону составляет вина физических лиц в форме прямого умысла и юридических лиц в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

По ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ квалификации подлежит деяние, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о товарах: о количестве грузовых мест, их маркировке, о наименовании, весе или объеме товаров при их прибытии на таможенную территорию ТС, убытии с территории ТС либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения. При этом, представление таможенному органу при осуществлении таможенного контроля недействительных документов и (или) использование поддельного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, рассматривается в качестве основания для привлечения к административной ответственности и квалифицирующего признака правонарушения. Понятие «недействительные документы» раскрывается в примечании 2 к ст. 16.1 КоАП РФ.

Также объективную сторону административного правонарушения образует использование поддельного, фиктивного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.

Следует отметить, что данное правонарушение выявляется на этапе фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу либо при помещении товара под таможенную процедуру. Предметом данного правонарушения являются товары, в отношении которых представлены недостоверные сведения. Представление таможенным органам иных сведений о товарах не подпадает под действие ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ. Сообщение о меньшем, чем имеется в наличии, количестве товара при ввозе на таможенную территорию ТС не влечет административной ответственности ввиду отсутствия предмета правонарушения, так как товар фактически не перемещается на таможенную территорию.Между тем, прибытие товаров непосредственно в большем количестве, чем указано в транспортных и коммерческих документах, является правонарушением, а предметом административного правонарушения будут товары, не указанные в представленных документах.

Кроме того, вывоз иностранных товаров в меньшем количестве, чем указано в товаросопроводительных и коммерческих документах, также не является нарушением таможенных правил, поскольку, в соответствии с ч. 3 ст. 164 ТК ТС, товары ТС могут быть вывезены в меньшем количестве, чем было заявлено, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товара. Однако, при сообщении таможенным органам недостоверных сведений о количестве вывозимого иностранного товара такие действия следует квалифицировать по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Субъектом правонарушения является лицо, фактически сообщившее недостоверные сведения о количественных характеристиках товара и представившее недействительные документы. Это могут быть лица, указанные в ст. 18 ТК ТС,

69

перевозчик, экспедитор, если он является гражданином государства — члена ТС, и другие лица в зависимости от этапа перемещения товара. Для рассматриваемых правонарушений характерно наличие специальных субъектов, каковыми являются таможенные перевозчики, обязанности и ответственность которых при перемещении товаров и транспортных средств определены таможенным законодательством ТС. Ими могут быть физические, должностные и юридические лица.

Субъективная сторона деяния чаще всего характеризуется наличием умысла. Однако, для правильной квалификации правонарушения по рассматриваемой статье следует установить, в какой мере перевозчиком были использованы положения упомянутых выше международных договоров в области перевозок, предоставляющие возможности надлежащего выполнения возложенных на него обязанностей1.

В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время правонарушения, посягающие на порядок перемещения товаров через таможенную границу, занимают значительное место среди правонарушений в сфере таможенного дела. Важным аспектом совершенствования правового регулирования института административной ответственности за правонарушения, посягающие на порядок перемещения товаров через таможенную границу, понимания его практическими работниками таможенных органов является вопрос определения возможных субъектов рассматриваемого вида правонарушений и их характеристика, который, в том числе, был предметом исследования в настоящей статье.

Кроме того, вышеизложенное свидетельствует о практической значимости рассмотренного вопроса, поскольку четкое понимание каждым сотрудником таможенных органов вопросов квалификации административных правонарушений,посягающих на порядок перемещения товаров через таможенную границу, существенно влияет на качество проводимых расследований по данной категории дел и последующее рассмотрение их по юрисдикции.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 г., ратифицированный Федеральным законом от 02.07.2010 г. «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза». [Электронный ресурс]: Правовая база КонсультантПлюс.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195-ФЗ. [Электронный ресурс]: Правовая база КонсультантПлюс.

3. Федеральный закон от 27.11.2010г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в РФ». [Электронный ресурс]: Правовая база КонсультантПлюс.

4. Бякин Г.И. Таможенные операции. Учебное пособие. Бякин Г.И. Электрон. текстовые данные. СПб.: Интермедия, 2014. 268 с.

5. Горносталь А.А. Экспертиза товаров в таможенном деле. Учебное пособие. Горносталь А.А. Электрон. текстовые данные. СПб.: Интермедия, 2014. 180 с.

6. Ермолаева Е.В. Институты административного и таможенного права, регулирующие деятельность таможенных органов. Ермолаева Е.В. Электрон. текстовые данные. СПб.: Интермедия, 2015. 228 с.

7. Зубач А.В. Институты административного и таможенного права, регулирующие деятельность таможенных органов. Учебник. Зубач А.В., Ронжина Н.А., Терентьев Р.В. Электрон. текстовые данные. СПб.: Троицкий мост, 2014. 272 с.

8. Перемещение через таможенную границу и совершение таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров. Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2013. 692 с.

1 Хомяков Л.Л., Карпеченков М.Ю., Сидоров Е.И. «Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела». Санкт-Петербург, 2014. С. 8.

70

9. Сидоров Е.И. Правовая характеристика и особенности административной ответственности за нарушение таможенных правил // «Административное и муниципальное право», 2014. № 11. С. 23-31.

10. Хомяков Л.Л., Карпеченков М.Ю., Сидоров Е.И. «Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела». Санкт-Петербург, 2014. 125 С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.