Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ, ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ'

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ, ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ / ЦЕННОСТИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / СУБКУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / MODERN YOUTH / ISSUES OF CULTURE / VALUES / DEMOCRATIC GOVERNMENT / LEGAL NIHILISM SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьев А.А., Ложкин А.Г., Ермаков Е.Г., Юрков Д.Ю., Степкин К.А.

Статья посвящена особенностям правовой культуры современной молодежи. Авторы делают акцент на необходимости построения системы правового воспитания последней

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CULTURE OF MODERN YOUTH: PROBLEMS, FEATURES OF FORMATION

The article is devoted to the peculiarities of legal culture of modern youth. The authors emphasize the need to build a system of legal education of the latter

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ, ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ»

OS4 ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА ^D

СОЛОВЬЕВ А.А.,

доктор юридических наук, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет» им. О.Е. Кутафина e-mail: sportlaw2014@rambler.ru

ЛОЖКИН А.Г.,

кандидат исторических наук, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

e-mail: gpd@mpgu.edu

ЕРМАКОВ Е.Г.,

кандидат юридических наук, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя

e-mail: ermakoff69@bk.ru

ЮРКОВ Д.Ю.,

юрист

e-mail: k-dima77@mail.ru

СТЕПКИН К.А.,

студент,

ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет»

email: kirill120999@yandex.ru

12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ, ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена особенностям правовой культуры современной молодежи. Авторы делают акцент на необходимости построения системы правового воспитания последней.

Ключевые слова: правовая культура, современная молодежь, проблемы культуры, ценности правовой культуры, демократическое государство, правовой нигилизм, субкультура.

SOLOVYEVA. A,

Doctor of Law, Moscow state Pedagogical University, Kutafin Moscow state Law University

LOZHKIN A.G.,

сandidate of History Sciences, Moscow state pedagogical University

ERMAKOV E.G.,

PhD in Law,

Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

YURKOV D.Yu.,

Lawyer

STEPKIN K.A.,

MIREA student-Russian University of technology

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

LEGAL CULTURE OF MODERN YOUTH: PROBLEMS, FEATURES OF FORMATION

Annotation. The article is devoted to the peculiarities of legal culture of modern youth. The authors emphasize the need to build a system of legal education of the latter.

Key words: legal culture, modern youth, issues of culture, values, legal culture, democratic government, legal nihilism subculture.

В современных нестабильных условиях развития общества и государства, в условиях интеграции специфической для российского общества системы ценностей правового демократического государства, активного развития институтов гражданского общества особое значение имеет правовая культура как каждой конкретной личности, так и всего социума в целом.

На смену исторически и социально детерминированному правовому нигилизму, который укреплялся многовековыми традициями сильно централизованного управления деспотичными правителями и «неразрывно связаны с глубокими экономическими и социальными проблемами государства, с его внешней и внутренней политикой XIX века» [10, с. 36], отношением к праву не как к благу, при помощи которого можно защитить свои субъективные права и свободы, а как к некоторой «дистанции», которую необходимо соблюдать во избежание возникновения неприятностей, приходит сложное, многогранное явление - обновленная правовая культура.

Трудно переоценить значение правовой культуры для современного активно развивающегося правового демократического государства, поскольку требующийся высокий уровень правовой культуры и развитого правового сознания население данного государства, являются своеобразным фундаментом и детерминантой для развития отношений в правовой плоскости, тем самым, уходя от произвола, самоуправства, криминализации социума, который формируется даже в таких непривлекательных формах, как профессиональное нищенство и существует на протяжении веков [11, с. 108 - 109].

Правовая культура и правовое сознание как её составная часть не возникают спонтанно, а формируются и воспитываются на протяжении многих лет, в течение жизни нескольких поколений.

Особую роль при этом играют средства массовой информации [8, с. 378 - 371]. Последнее обусловлено тем влиянием, которое оказывают информационные технологии на правосознание [9, с. 312, 313].

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует полномасштабная, эффективная законодательно и идеологически закрепленная система правового воспитания населения, целью которой являлось бы не только повышение правовой грамотности населения, но и самое важное - повышение уровня правовой культуры общества.

Но, тем не менее, наблюдаются тенденции к созданию данной системы. Так, например, с 2016 г. в перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию, был дополнен двумя темами:

• «Демократия, её основные ценности и признаки»;

• «Гражданское общество и государство» .

Кроме того, с каждым годом увеличивается количество и сложность заданий блока «право» [1].

Иным примером может стать проект «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации», исполнителем которого является Министерство финансов РФ. Реализация данного проекта в области экономического (финансового) просвещения российского социума позволяет предположить, что в скором времени могут быть реализованы аналогичные проекты в сферах политики и права. Данный проект успешно реализуется, например, в ходе проведения Единых уроков финансовой грамотности для учащихся общеобразовательных учреждений [6].

Данные примеры ярко иллюстрируют, что процесс правового воспитания, равно как и процесс правовой социализации, начинается в достаточно юном возрасте.

Таким образом, развитие и повышение уровня правовой культуры и правового сознания путем правового воспитания в ходе правовой социализации личности должно начинаться с момента осознания личностью окружающей действительности (и с совершения действий, в основе которых лежит система ценностей, свойственных населению любого развитого правового государства) и с момента появления возможности у государства воздействовать на моло-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

дежь через образовательно-воспитательную систему. «Точкой пересечения» этих двух обстоятельств является начало получения ребенком начального образования. Более того, основной процесс социализации личности также приходится на школьный период, что является благоприятствующим фактором для внедрения системы правовой социализации через правовое воспитание в целях повышения правовой культуры российского социума для дальнейшего эффективного развития правового демократического государства.

В это же время для большей продуктивности дальнейшей реализации программ в области повышения правовой культуры и уровня правового сознания населения Российской Федерации необходимо учитывать актуальность включения семьи в область формирования правовой культуры российской молодежи - подрастающего поколения, которые сами являются потенциальными родителями.

Но, тем не менее, в наши дни не перестает играть значительную роль культурный кризис 90-х годов XX в., возникший ввиду дисбаланса и дестабилизации различных систем в российском социуме: происходило обессмысливание новаторства, созидания. На смену таким понятиям, как «человеческая жизнь», «достоинство», «добро» и «доброта», «совесть» и «честь», приходят «пустота», «безысходность», «невежество», «насилие» и «культ силы», «преступность» [3, с. 60].

Какие же негативные факторы окружающей действительности способствуют сопротивлению роста уровня правовой культуры современной молодежи - большой социальной группы, члены которой имеют специфичные социальные и психологические личностные черты, наличие которых определяется возрастными особенностями членов данной социальной группы, а также тем, что их социально-экономические и общественно-политическое положение, их внутренний духовный мир в силу их возраста находятся в стадии становления?

Так, Ю.Ю. Комлев на основе анализа ряда открытых научных работ в ходе выявления факторов, способствующих развитию экстремистских течений, выделяет следующие факторы, тождественные, по нашему мнению, с факторами, способствующими торможению роста уровня правовой культуры и правового сознания в Российской Федерации.

1. Социально-экономический кризис, проявляющийся в:

• отсутствии у молодежи каналов социальной мобильности;

• низком уровне заработных плат значительной части населения страны;

• низком уровне жизни значительной части населения страны;

• безработице и т.д.

2. Слабое представительство в законодательных органах власти конструктивно настроенных структурированных оппозиционных сил, что позволяло бы достичь должного уровня плюрализма взглядов.

3. Маргинализация значительной части населения страны и молодежи.

4. Сырьевой характер экономики.

5. Транзитивный характер структуры российского социума.

6. Дискредитация институтов государственной власти в целом и должностных лиц, в частности.

7. Коррупция.

8. Сложность внедрения системы ценностей рыночного общества.

9. «Кризис идентичности».

10. Абсолютизация ценностей материального успеха [2, с. 20].

Представляется, что в проблемных тенденциях формирования и развития правовой культуры населения Российской Федерации можно выделить два направления:

• радикализация;

• криминализация.

Так, под радикализацией следует понимать девиацию, сущность которой заключается в крайней степени сакрализации той или иной системы ценностей и зачастую попытках навязать данные ценности другим представителям социума; применение радикальных методов борьбы. При этом стоит учитывать, что радикализация является свойственным процессом в любой переходный исторический период. В наши дни её уникальность обусловлена исключительно её формой при консерватизме её содержания.

Радикализация предполагает сопротивление и борьбу не правовыми, а насильственными методами и является прямым проявлением правового нигилизма, поскольку радикальные методы, как правило, и противопоставляются системе политико-правовых, нравственных ценностей, выступающих полной противоположностью системе ценностей субъекта-радикала либо группы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

В своей работе Ю.А. Клейберг рассматривает следующие признаки радикализма:

1) идеологический догматизм;

2) формулирование целей, задач и программ по отношению к существующему порядку вещей с целью их кардинального изменения;

3) выработка и закрепление образа-стереотипа «друг-враг» - оценка событий в «черно-белых» тонах [3, с. 13].

При этом радикализм можно объяснить с позиции как возрастных психологических особенностей личности на данном этапе взросления, так и недостаточным уровнем просвещения, что обусловливает искаженное восприятие и использование права.

Кроме того, мировоззрение представителей молодежи (в том числе и его аксиологическая составляющая) находится на стадии формирования, что в совокупности с возрастными психологическими особенностями восприятия идей, ценностей, мнений и порядков, устанавливаемых государством или авторитетными лицами, делает её подверженной внешнему влиянию со стороны заинтересованных в этом лиц через различные наиболее распространенные среди молодежи каналы: сеть Интернет; средства массовой информации; различного рода новые религиозные движения, курсы личностного роста, тренинги и т.п.

Так, примером антагонизма системы радикальных религиозных ценностей и системы правовых ценностей можно считать активизацию деятельности таких террористических организаций, запрещенных в Российской Федерации, как «Исламское государство», «Джебкат ан-Ну-сра», «Хизб ут-Тахрир», «Имарат Кавказ» и проч. Данные организации делают ставку на работу именно в молодежной среде: пользуясь неразвитым правовым сознанием, низким ввиду возраста уровнем правовой культуры, а также пробелами в миропонимании, молодым людям навязывают ложные идеи о вооруженной борьбе, джихаде как единственном методе борьбы с действующей «кафирской» властью [7].

Примером антагонизма системы политико-правовых ценностей можно считать такие явления, как общественное движение «Левый фронт», политическую партию «Другая Россия», а также движение в поддержку Алексея Навального. Аналогично религиозному радикализму, в данном антагонизме делается акцент на идеологическую борьбу противоправными действиями, целью которой являлось бы разрушение действующих основ государственности и правопорядка [7].

С другой стороны, как направление девиации в развитии правовой культуры мы можем наблюдать криминализацию в молодежной среде - процесс принятия системы ценностей криминального мира и замену правовых ценностей ценностями антиправовыми - криминальными. Данная девиация представляет собой еще одну форму современного правового нигилизма.

При этом сложность данной формы девиации состоит в том, что борьба с ней правовыми методами и, как следствие, развитие правового сознания и повышения уровня правовой культуры у носителей данной системы ценностей невозможна, поскольку личность, являющаяся носителем криминальных ценностей, полностью противопоставляет себя праву и отрицает все свойственные населению демократического правового государства ценности.

Как справедливо замечает А.Х. Кураши-нова, «правовое сознание личности находится в прямой зависимости от её нравственного содержания», поскольку и право, и мораль базируются на высшем нравственном принципе - принципе справедливости. И мораль, и право выступают мерой свободы личности и определяют границы этой свободы. Выделяется ряд причин, способствующих криминализации социума и, соответственно, молодежи как его неотъемлемой части:

• социально-экономические проблемы;

• кризис современной семьи;

• поляризация и неравенство доходов населения;

• коммерциализация СМИ;

• духовный кризис, возникший вследствие отсутствия системы воспитания молодежи на государственном уровне [4, с. 118].

Наиболее ярким примером процесса криминализации молодежи можно считать зародившееся в 90-х годах ХХ в. и активизировавшееся в 2016 г. движение АУЕ («арестантский уклад един», или «арестантское уркаганское единство») - молодежная субкультура, смысл которой заключается в пропаганде среди несовершеннолетних ценностей криминального мира, распространение «понятий», сбор денег «в общак» и жизнь согласно «воровскому кодексу» [5, с. 44].

Широкое распространение данная антиправовая субкультура получила благодаря социальным сетям, в которых создаются тематические сообщества и группы, в которых ведется пропаганда криминального образа жизни, его романтизация [5].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

Опасность данной субкультуры заключается не только в повышении криминализацион-ной активности, но и в непосредственной подмене правовых и нравственных ценностей псевдоценностями криминальной среды [5, с. 45].

Кроме того, данная субкультура пропагандирует все те же насильственные методы, свойственные любому переходному историческому периоду ввиду его неопределенности и нестабильности.

Подводя итог, можно сказать, что правовая культура современной молодежи является сложным и нестабильным феноменом ввиду детерминант её развития и нынешних условий формирования. Несмотря на активное развитие и совершенствование права, развитие систем повышения уровня правовой культуры и правосознания, тем не менее, наблюдаются два направления девиации в правовой культуре - два направления открытого правового нигилизма: радикализация и криминализация молодежной среды -аксиологические явления, вызванные переходным историческим периодом и, соответственно, нестабильностью социально-экономической обстановки. Для решения указанных проблем необходим заказ как общества, так и государства на создание общегосударственной концепции развития правовой культуры на основе критериев качества управления подготовкой специалистов образовательного учреждения [3, с. 78, 79].

Список литературы:

[1] Демоверсии, спецификации, кодификаторы. Федеральный институт педагогических измерений. URL: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoveRsii-sPeciFikacii-kodiFikatoRy (дата обращения: 09.11.2018).

[2] Збышко Б.Г., Попова Л.Н., Ширяева C.B. Теоретические подходы к координации подбора критериев оценки качества управления подготовкой специалистов образовательного учреждения // Современное право. 2015. № 11. С. 78 - 81.

[3] Клейберг Ю.А. Девиантология терроризма и экстремизма: монография / Ю.А. Клейберг. М.: Изд-во МПСУ, 2016. - 140 с.

[4] Курашинова А.Х. Духовный вакуум как предпосылка криминализации молодежи / / Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 3. С. 117 - 119.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5] Лядова А.С. Противодействие распространению криминальной субкультуры в молодежной среде как составляющая профилактики экстремизма // Вестник ПГГПУ. Сер. 3. Гумани-

тарные и общественные науки. 2018. M 1. С. 43

- 48.

[6] Минфин России: Цели и задачи Проекта. URL: https://www.minfin.ru/ru/om/ fingram/about/ (дата обращения: 20.10.2018).

[7] Неверов A. Радикализация молодежи как социальный процесс [Электронный ресурс]

- Режим доступа: URL: http://lawinrussia.ru/ content/radikalizaciya-molodezhi-kak-socialnyy-process\ (дата обращения: 09.11.2018).

[8] Шеяфетдинова Н^. Правосознание и информация: некоторые аспекты взаимодействия: сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития». Чебоксары, 2017. С. 370, 371.

[9] Шеяфетдинова Н^. Информационные технологии и правосознание: некоторые аспекты взаимодействия: сб. материалов IX Междунар. науч.-практ. конф. «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития». Чебоксары, 2018. С. 312, 313.

[10] Ширяева С.В. Направления деятельности государства и общества по призрению безработных в России в XIX веке // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2016. M 1. С. 32 -36.

[11] Ширяева С.В. Деятельность министерства внутренних дел Российской Империи в области социальной защиты населения // Вестник Aкадeмии экономической безопасности МВД России. 2008. M 3. С. 108, 109.

Spisok literatury:

[1] Demoversii, specifikacii, kodifikatory. Federal'nyj institut pedagogicheskih izmerenij. URL: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demov-eRsii-sPeciFikacii-kodiFikatoRy (data obrash-cheniya: 09.11.2018).

[2] Zbyshko B.G., Popova L.N., Shiryaeva S.V. Teoreticheskie podhody k koordinacii podbora kriteriev ocenki kachestva upravleniya podgot-ovkoj specialistov obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Sovremennoe pravo. 2015. M 11. S. 78 - 81.

[3] Klejberg Yu.A. Deviantologiya terror-izma i ekstremizma: monografiya / Yu.A. Klejberg. M.: Izd-vo MPSU, 2016. - 140 s.

[4] Kurashinova A.H. Duhovnyj vakuum kak predposylka kriminalizacii molodezhi // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2017. M 3. S. 117 -119.

[б] Lyadova A.S. Protivodejstvie raspros-traneniyu kriminal'noj subkul'tury v molodezhnoj srede kak sostavlyayushchaya profilaktiki eks-tremizma // Vestnik PGGPU. Ser. 3. Gumani-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

tarnye i obshchestvennye nauki. 2018. № 1. S. 43 - 48.

[6] Minfin Rossii: Celi i zadachi Proekta. URL: https: //www.minfin.ru/ru/om/fingram/ about/ (data obrashcheniya: 20.10.2018).

[7] Neverov A. Radikalizaciya molodezhi kak social'nyj process [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://lawinrussia.ru/content/ radikalizaciya-molodezhi-kak-socialnyy-process\\ (data obrashcheniya: 09.11.2018).

[8] Sheyafetdinova N.A. Pravosoznanie i informaciya: nekotorye aspekty vzaimo-dejstviya: sb. materialov VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Nauka, obrazovanie, obshchest-vo: tendencii i perspektivy razvitiya». Cheboksary, 2017. S. 370, 371.

[9] Sheyafetdinova N.A. Informacionnye tekhnologii i pravosoznanie: nekotorye aspekty vzaimodejstviya: sb. materialov IH Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Nauka, obrazovanie, obsh-chestvo: tendencii i perspektivy razvitiya». Cheboksary, 2018.S.312,313.

[10] Shiryaeva S.V. Napravleniya deya-tel'nosti gosudarstva i obshchestva po prizreniyu bezrabotnyh v Rossii v XIX veke // Lokus: lyudi, obshchestvo, kul'tury, smysly. 2016. № 1. S. 32 -36.

[11] Shiryaeva S.V. Deyatel'nost' minister-stva vnutrennih del Rossijskoj Imperii v oblasti social'noj zashchity naseleniya // Vestnik Akademii ekonomicheskoj bezo-pasnosti MVD Rossii. 2008. № 3. S. 108, 109.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.