Научная статья на тему 'Социокультурные детерминанты правового нигилизма в среде современной российской молодежи'

Социокультурные детерминанты правового нигилизма в среде современной российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
157
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / LEGAL NIHILISM / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CONSCIOUSNESS / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / LEGAL CULTURE / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / SOCIAL AND CULTURAL FACTORS OF THE CRISIS / КРИЗИС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковалев Виталий Владимирович, Муртазалиев Муртазали Магометсалихович

Правовой нигилизм имеет глубокие социокультурные корни в российской ментальности. Они обусловлены многочисленными факторами, ряд из которых особенностями взаимодействия государства и общества. Наиболее подвержены воздействию негативных факторов, порождающих правовой нигилизм, социально нестабильные слои общества. В их числе молодежь занимает существенное место.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ковалев Виталий Владимирович, Муртазалиев Муртазали Магометсалихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural determinants of legal nihilism among contemporary Russian youth

Legal nihilism has deep socio-cultural roots in the Russian mentality. They are caused by numerous factors, some of which due to the peculiarities of interaction between state and society. The most exposed to negative factors that give rise to legal nihilism, socially unstable society. Among them the youth is essential.

Текст научной работы на тему «Социокультурные детерминанты правового нигилизма в среде современной российской молодежи»

В.В. Ковалев

доктор социологических наук, профессор Института социологии и регионоведения Южного федерального университета*

М.М. Муртазалиев

соискатель кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета**

Социокультурные детерминанты правового нигилизма в среде современной российской молодежи

Трансформационные процессы, переживаемые Россией на протяжении двух последних десятилетий и имеющие за собой гораздо более масштабные изменения в социальной структуре российского общества, происходившие в течение всего ХХ столетия, отразились и на состоянии правовой культуры в российском социуме. Можно сказать, что рост уровня преступности и противоправного поведения граждан является непосредственным результатом девальвации правовой культуры российского общества, но гораздо более серьезные последствия данная деформация таит в себе для будущего России - ее политики, экономики, культуры.

Происходящие в России процессы деформации правовой культуры населения страны с полным на то правом можно назвать следствием посттрансформационной культурной травмы. В процессе крупномасштабных политических и экономических реформ, происходивших в жизни страны в 1990-е гг., властью было упущено самое главное - сохранение позитивных социальных ценностей населения, в первую очередь уважение к институту государства и права, патриотизм, гражданственность.

Отношение россиян к институту права пронизано тотальным недоверием на всех его элементарных уровнях: право не является базисной ценностью россиян в социальном взаимодействии, не выполняет свои функции, а его учреждения (правоохранительные органы) работают неэффективно, что порождает исключение их из орбиты внимания россиян при решении социальных проблем. Налицо наличие правового нигилизма, который формирует характерные для этого состояния стереотипы отношения к праву, нивелирующие в массовом сознании его социальную ценность.

* Ковалев Виталий Владимирович, e-mail: vitkovalev@yandex.ru

** Муртазалиев Муртазали Магометсалихович, e-mail: vitkovalev@yandex.ru

Стереотипы отношения к праву как незначительному в реальной социальной практике способу регулирования отношений порождаются не только и даже не столько неэффективной работой правоохранительных органов. То, что эти стереотипы, сформированные в условиях традиционного общества, где их подпитывала сама замкнутая социальная структура, оказались столь живучи в условиях настоящего перехода к ценностям модерна, объясняется особенностями политики властей лишь отчасти. Да, безусловно, если бы сама власть оказалась более восприимчивой в своей деятельности к ее же провозглашенным ценностям демократии, правового государства, равенства всех перед законом и т.д., мы бы сейчас не рассуждали о том, что нужно сделать для того, чтобы поднять авторитет закона. Правоохранительные органы в России и сейчас работают по старинке, нисколько не проявляя желания модернизировать свою деятельность в соответствии с требованиями, характерными для правового государства.

В то же время надо заметить, что нынешние стереотипы отношения к праву сформировались в российском обществе уже давно. Они связаны с особенностями российской правовой ментальности и уходят глубоко корнями в историческое прошлое нашего государства.

В первую очередь процесс деформации правовой культуры вследствие ценностно-мировоззренческой трансформации социума затронул молодежь как наиболее уязвимую часть населения. Разрушение сформировавшейся в Советском Союзе централизованной системы воспитания подрастающих поколений, в том числе и их правовой социализации, не могло не сказаться на правовой культуре российской молодежи. Одним из свидетельств ее деформации стала массовизация правового нигилизма как социального феномена, присущего преимущественно кризисным обществам.

Несовершенство российской правовой системы, коррупция и злоупотребление в органах исполнительной, законодательной и судебной власти, социальная поляризация общества и некоторые другие факторы способствуют распространению правового нигилизма -одной из отличительных черт правовой культуры не только российской молодежи, но и современного российского общества в целом. Ф. Ницше

л

определял нигилизм как потерю авторитета высших ценностей1. В этом смысле правовой нигилизм есть следствие девальвации правовых ценностей социума.

Социология рассматривает правовой нигилизм как социальный феномен, специфическую патологию массового сознания,

о

детерминированную влиянием определенных социальных факторов2. Уровень распространения правового нигилизма в конкретном обществе

и

1 Ницше Ф. Сочинения. М., 1905. С. 9.

2

Бондаренко М.В. Правовая культура и правомерное поведение в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2002.

является показателем социального здоровья или социальной

о

патологии3. В социально нездоровом обществе правовой нигилизм получает повсеместное распространение, выходя далеко за рамки той социальной среды, для которой он присущ изначально (криминальный мир, люмпенизированная часть населения, связанная с криминалитетом часть предпринимателей).

Рассматривая правовой нигилизм как тенденцию правовой культуры российского общества, прежде всего, стоит остановиться на концепции социальной аномии Роберта Мертона. По мнению исследователя, социальная аномия возникает вследствие конфликта целей и ценностей общества и средств их достижения4. Цели и средства их достижения противоречат друг другу, что обусловлено несоответствием идеологии, принятой социумом, и состоянием его институтов, позволяющих эту идеологию претворять в реальность.

В постсоветской России в процессе трансформации системы ценностей в общественном сознании утвердились ориентиры власти, богатства, материального благополучия. Однако отсутствие возможностей их достижения, в первую очередь социальных каналов и лифтов вертикальной мобильности, способствовало нигилизации правовой культуры российского социума. В этой связи путь нарушения закона стал рассматриваться в числе многих других путей повышения социального статуса как один из наиболее быстрых и эффективных, пусть и связанных с определенным риском.

Одной из важных тенденций распространения правового нигилизма в стране стала инфильтрация криминальной субкультуры и идеологии преступного мира в массовую культуру5. Этому способствовали средства массовой информации, кинематограф, художественная литература, создавшие привлекательные для молодежи образы профессиональных преступников и криминальных авторитетов. Примеры стремительного обогащения и получения авторитета лидерами преступной среды для многих молодых людей означали, что законы и нормы морали можно преступить, если впереди - вполне достижимая цель повышения своего богатства и социального статуса.

С другой стороны, важным фактором нигилизации правового сознания россиян стала криминализация бизнеса и органов власти. К этой ситуации как нельзя лучше подходит народное выражение «рыба гниет с головы». Действительно, правовой нигилизм в первую очередь распространился в среде политической и экономической элиты постсоветской России. Деформация правовых ценностей в российском обществе вызвала развитие криминогенных процессов в структурах

3

Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966. С. 36.

4 Шергенг Н.А., Баширов Т.А. Правовой нигилизм российской ментальности // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 4. С. 32.

5 Анжиров И.В. Влияние этнических факторов на рост преступности в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2010.

исполнительной, законодательной и судебной власти, в правоохранительных органах. Выступив катализатором криминализации социума, власть сама дала пример нигилистического отношения к нормам права для всего российского общества.

Коррупция в органах власти и бизнесе, наличие двойных стандартов в отношении представителей элиты и рядовых граждан, крайне значительная дифференциация доходов и социальная поляризация российского социума способствуют сохранению и росту недоверия к власти среди широких масс населения. Тем более что в средствах массовой информации регулярно сообщается о фактах коррупции и злоупотреблений чиновников, работников правоохранительных органов. Некоторые из них совершают общественно опасные и резонансные деяния, особо опасные преступления.

Значимую роль в процессе нигилизации правовых установок современных россиян играет повышение конфликтогенного потенциала российского общества в процессе глобализации и массовой миграции населения. В крупных мегаполисах и сельской местности формируются этнические анклавы, населенные мигрантами из ближнего и дальнего зарубежья, которые далеко не всегда воспринимают правовую культуру принимающего общества и во многих случаях представляют собой криминогенную среду, отличающуюся пренебрежительным отношением к государственным законам. Между тем многие мигранты являются молодыми людьми до 30 лет, что повышает их восприимчивость к различным формам криминальной субкультуры и криминального мировоззрения6.

По мнению исследователей, причины правового нигилизма мигрантов обусловлены не только этнокультурными, но и социальными факторами - мигранты занимают социальную нишу маргиналов, «социальных аутсайдеров»7. Значительная часть мигрантов в силу своего маргинального социального положения подвержена процессам криминализации, распространения ценностей и поведенческих установок криминальной среды. Их социально-экономическое положение часто вынуждает их становиться на преступный путь, при этом для нелегальных мигрантов он начинается уже с самого факта незаконного проникновения и пребывания на территории другого государства, использования поддельных документов, что также требует взаимодействия с криминальной средой, коррумпированными чиновниками и сотрудниками правоохранительных органов.

Для молодежи этноанклавы могут, с одной стороны, служить примером нигилистического отношения к праву, с другой - порождают недоверие к власти, допустившей неконтролируемую миграцию, и

6 Посухова О.Ю. Эндогенные факторы социальной мобильности в Ростовской области // Власть. 2014. № 9. С. 94-99.

7 Арбутина З. Молодежная преступность имеет не этническую, а социальную подоплеку. иРЬ: http://www.dw.de/dw/article/0,,3089460,00.html (дата обращения: 22.09.2014).

стремление действовать в отношении мигрантов неправовыми методами. В последнем случае правовой нигилизм и мигрантов, и коренного населения становится этноконфликтогенным фактором. Последнее представляет особую опасность в условиях распространения в молодежной среде националистических и ксенофобских настроений, популяризации молодежных субкультур, ориентированных на

о

правоэкстремистскую идеологию8. Рассматривающие государство и его законы как враждебные нации институты, участники подобных молодежных группировок быстро перейдут от нигилистической оценки права к его практическому отрицанию путем насилия в отношении инонациональных групп населения и т.д.

Проявления правового нигилизма молодежи приобретают наибольшую остроту в социально депрессивных регионах Российской Федерации, для которых характерны высокий уровень безработицы, социальная неустроенность молодежи, низкий уровень культурного развития. Так, наиболее сложная криминогенная ситуация в РФ, по данным экспертов МВД, сложилась в Иркутской, Читинской областях, Бурятии и Тыве9. Данные регионы считаются весьма неблагополучными в социально-экономическом отношении территориями. Социологи отмечают, что в Тыве, в частности, молодежью совершается более 1/3 преступлений, при этом каждое второе преступление совершает безработный молодой человек10.

Низкий уровень образования и общего развития также способствует правовому нигилизму, поскольку в данном случае граждане могут и не быть осведомлены о юридических последствиях тех или иных деяний. К тому же уровень образования, как правило, влияет и на социальный статус человека, его положение в обществе, во многом предопределяет социальную среду, в которой человек вращается.

Безработные и неучащиеся молодые люди, тем более злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, оказываются предоставленными самим себе, привитием им ценностей правовой культуры не занимается ни один социальный институт государства, а что касается семьи, то далеко не всегда она оказывает позитивное влияние на формирование системы ценностей молодого человека, в особенности правового характера. Более того, в трансформационный период институт семьи и брака сам переживает кризисные изменения, меняются взаимоотношения в семье, социальные роли членов семьи, нарушается авторитет старшего поколения11. Отсутствие единой

8 МВД РФ. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2014 г.: аналит. материалы. М., 2015.

9 Кин В. Республика Тыва в цифрах и фактах: преступность // Взгляд социолога. 2011. 2 июня. URL: http://plusinform.ru/main/2739-vzglyad-sotsiologa.html (дата обращения: 22.09.2014).

I Рябцев Г.В. Правовая культура в условиях трансформации российского общества: автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2008.

II Лубский А.В., Лубский Р.А. Этатизм и патернализм как культурные маркеры цивилизационной идентичности в России // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3. С. 90-103.

системы социокультурных норм и ценностей в сочетании с социальной

депривацией детерминируют маргинализацию российской молодежи, в

12

том числе и в аксиологическом аспекте12.

Таким образом, следует сделать вывод, что правовой нигилизм молодежи, являющийся одной из отличительных тенденций современной российской правовой культуры, представляет собой результат влияния ряда социальных и социокультурных факторов: социальной аномии российского социума, криминализации массовой культуры, деформации правовой культуры и поведения представителей власти, миграционных процессов, социальной депривации и маргинализации российской молодежи. В результате деформации правовой культуры и распространения правового нигилизма среди молодого поколения россиян создается ситуация риска криминализации российского общества в дальнейшем будущем, укоренения негативных ценностей и установок в мировоззрении и поведении российских граждан, что представляет собой угрозу как социальному порядку, так и национальной безопасности Российского государства.

Ковалев В.В., Муртазалиев М.М. Социокультурные детерминанты правового нигилизма в среде современной российской молодежи. Правовой нигилизм имеет глубокие социокультурные корни в российской ментальности. Они обусловлены многочисленными факторами, ряд из которых - особенностями взаимодействия государства и общества. Наиболее подвержены воздействию негативных факторов, порождающих правовой нигилизм, социально нестабильные слои общества. В их числе молодежь занимает существенное место.

Ключевые слова: правовой нигилизм, молодежь, правовая культура, правовое сознание, социокультурные факторы, кризис.

Kovalev V. V., Murtazaliev M. M. Sociocultural determinants of legal nihilism among contemporary Russian youth. Legal nihilism has deep socio-cultural roots in the Russian mentality. They are caused by numerous factors, some of which due to the peculiarities of interaction between state and society. The most exposed to negative factors that give rise to legal nihilism, socially unstable society. Among them the youth is essential.

Keywords: legal nihilism, youth, legal culture, legal consciousness, social and cultural factors of the crisis.

12 Волков Ю.Г. Российское общество: состояние и перспективы идеологической сферы // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 2. С. 3-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.