УДК 316.374:34(470+571)
ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА НА ПРАВОВУЮ КУЛЬТУРУ РОССИЯН
© 2013 г. М.М. Муртазалиев
Муртазалиев Муртазали Магомедсалихович -соискатель,
кафедра социологии, политологии и обществоведческого образования, Педагогический институт Южного федерального университета, ул. Б. Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону, 344082, E-mail: [email protected].
Murtazaliyev Murtazali Magomedsalikhovich -Competitor,
Department of Sociology, Political Science and Social Science Education, Pedagogical Institute of Southern Federal University B. Sadovaya St., 33, Rostov-on-Don, 344082, E-mail: [email protected].
Рассматривается проблема влияния национального менталитета на правовую культуру российского общества. Обращается внимание на специфику отечественного правового менталитета, отличающегося сочетанием патернализма и правового нигилизма и обусловленного спецификой историко-культурного развития российского социума. Подтверждается противоречивость отечественной правовой культуры: преклонение перед абстрактным «железным порядком» государства и отсутствие реальной гражданской поддержки правосудия.
Ключевые слова: национальный менталитет, правовая культура, традиция, государство, право.
In this article the problem of the national mentality influence on the legal culture of Russian society is considered. The author draws attention to the specifics of the domestic legal mentality characterized by the combination of paternalism and legal nihilism stipulated by the specific historical and cultural development ofRussian society. Inconsistency of the national legal culture, worship of abstract «iron order» of the state and at the same time lack of real civil support of the justice system is confirmed.
Keywords: national mentality, legal culture, tradition, state, law.
Правовая культура каждого общества складывается в том числе и под влиянием национальных традиций и менталитета этнических групп, составляющих население конкретного государства. Комплекс традиций и обычаев этносов страны - это социокультурный фундамент правовой ее культуры. В зависимости от специфики исторического и социокультурного развития государства и населяющих его этнических групп различается и национальный менталитет, проявляющийся, в частности, в отношении к институтам государства и права. В современном мире правовая культура, в зависимости от национальных традиций, может варьировать от абсолютного законопослуша-ния, обеспечиваемого утвердившимся в обществе безусловным авторитетом права, до превалирования традиции над правом.
В.Н. Гуляихин подчеркивает, что основы национального правового менталитета лежат в коллективном бессознательном [1]. А.Н. Халтурин рассматривает правовой менталитет как ценностно-правовые ориентации социума [2, с. 8]. Естественно, что комплекс ценностно-правовых ориентаций отличается в зависимости от социальной конкретики и детерминируется особенностями национального менталитета. В основе правового менталитета лежит принадлежность национальной культуры к коллективистскому или индивидуалистическому типам. Известный социолог А.А. Зиновьев, говоря о западноевропейской социальной культуре и менталитете, вводит термин «западнизм», подразумевая под ним особый тип социума, которому присущи индиви-
дуализм, высокий уровень самоорганизации и самодисциплины, рационализм и расчетливость [3].
Данные качества позволили нациям Западной Европы создать не только высокоразвитые в экономическом отношении государства, но и выработать правосознание населения, аксио-матичность уважения к государству и закону. В то же время западному социуму присущ высокий уровень самоорганизации и гражданской активности, который делает общество важным оппонентом государства, предусматривая возможность влияния на государственную политику, в том числе и в правовой сфере, институтов гражданского общества.
В России национальный менталитет имеет под собой совершенно иные основания. В первую очередь необходимо отметить, что российская цивилизация имеет коллективистские корни, восходит к «общинной» традиции. Патернализм общины впоследствии стал олицетворяться с государственной властью, которая взяла на себя часть патерналистских функций [4, с. 31 - 32]. Л.Д. Гудков рассматривает в этой связи российский менталитет как патерналистский, пораженный своеобразным социальным инфантилизмом [5]. Российский гражданин воспринимает государство как абсолютный авторитет, который обязан защищать и оберегать его, создавать все необходимые условия для жизнедеятельности, но, вместе с тем, россиянину в целом чуждо индивидуалистическое стремление к реализации ценностей свободы и демократии, присущее западноевропейскому обществу.
В то же время российскому менталитету присуще двойственное отношение к государству. С одной стороны, оно абсолютизируется, его глава встречает поддержку большинства населения, с другой - именно к институтам права в российском обществе всегда было пренебрежительное, «анархическое» отношение. Некоторые авторы отмечали «природный анархизм» русского человека, находивший свое воплощение в бесчисленных бунтах и восстаниях, которыми столь богата российская история, а в сфере интеллектуальной деятельности - в извечном антигосударственном дискурсе многих русских мыслителей и философов [6].
Н.С. Розов, рассматривая социологические концепции русского менталитета, отмечает, что в них «в качестве общих недостатков, слабых черт русского народа (и шире - российского населения) указываются разобщенность, низкая самодисциплина и неспособность к самоорганизации без подчинения и принуждения, правовой нигилизм, патернализм и подданническая культура, максимализм и метания от крайности к крайности» [7, с. 100].
Бюрократизм и злоупотребления властью со стороны чиновничества, высокий уровень коррупции, характерный для российского государства и в дореволюционный, и в советский, и в постсоветский периоды, способствовали утверждению в национальном менталитете россиян неуважительного отношения к органам власти и правосудия, выражающегося в негативистском восприятии чиновничества и работников правоохранительных органов, наделении их отрицательными чертами и последующим распространением негативного отношения и на законодательство России.
Специфическое восприятие права и правосудия российским населением нашло свое отражение в богатом фольклоре русского и других народов, населяющих многонациональную Россию [1]. В частности, для российских народов всегда было характерно негативное отношение к формальному институту права и отсутствие коррелирования норм права и морали. Этим обусловливается отношение к институтам правоохраны и правосудия как к возможным угрозам жизненному успеху и благополучию, которые, кроме того, могут быть использованы в собственных интересах бюрократическими слоями.
Следует отметить, что правовая культура российского общества включает в себя в качестве составных компонентов и правовые культуры многочисленных этнических меньшинств, проживающих на территории Российской Федерации и входящих в состав многонационального российского народа. Для многих из них характерно превалирование Традиции над Правом, национальные кодексы поведения рассматриваются как обязательные для исполнения, в отличие от государственных законов, что предусматривает возможность нарушения последних во имя торжества традиционных обычаев.
Данный факт обусловлен особенностями историко-культурного развития ряда входящих в состав России этносов, для которых было характерно отсутствие традиций государственности, правовых отношений. В частности, на Северном Кавказе отношения в обществе регулировались национальными кодексами чести - адатами, в меньшей степени - исламским (шариатским) законодательством [1]. Включение Северного Кавказа и ряда других регионов в состав российского государства не означало окончательного утверждения государст-веннических ценностей у населения указанных территорий.
Отсутствие развитых традиций правовой культуры способствует сохранению нигилистического отношения к нормам и ценностям права, что отражается на общем состоянии правового поведения российских граждан и, соответственно, на уровне преступности и правонарушений в стране. Примечательно, что значительная часть россиян является сторонниками жесткой государственности, но реальная практика свидетельствует о том, что в стране господствует лояльное отношение к таким видам противоправного поведения, как уклонение от уплаты налогов, дача взятки и т.д., многие граждане так или иначе сами совершали данные виды преступлений.
В то же время для российского социума характерен низкий уровень развития гражданской активности [8], проявляющийся в неучастии граждан в социальных инициативах, отсутствии традиции помощи органам власти в обеспечении правопорядка (в том числе широко встречаются отказ от дачи
свидетельских показаний, стремление не оказывать помощи потерпевшим от преступлений). Хотя большая часть россиян рассматривает наведение порядка в стране как одну из ключевых задач власти в сфере правовых отношений [9, с. 64; 10, с. 8], в действительности лишь крайне незначительная часть граждан готова даже не только участвовать в общественной поддержке деятельности правоохранительных органов, но и просто сотрудничать с последними в деле обеспечения правопорядка.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы. Правовая культура российского общества во многом обусловлена специфическими особенностями национального менталитета многочисленных народов, проживающих на территории Российской Федерации. Для национального менталитета россиян характерны патернализм и даже социальный инфантилизм, проявляющийся в низком уровне гражданской активности населения, и высокая степень правового нигилизма, которая обусловлена как значительным дого-сударственным («анархическим») компонентом в национальном сознании россиян, так и малой эффективностью российской системы правосудия и правоохраны. Данные социологических исследований подтверждают противоречивость отечественной правовой культуры, для которой характерны преклонение перед абстрактным «железным порядком» государства и, одновременно, отсутствие реальной гражданской поддержки правоохраны и правосудия.
Поступила в редакцию
Литература
1. Гуляихин В.Н. Правовой менталитет российских граждан // Вопросы права и политики. 2012. № 4.
2. Халтурин А.Н. Правовая культура Русского Севера (социально-философский анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук. Архангельск, 2009.
3. Зиновьев АА. На пути к сверх-обществу. Запад-низм. URL: http://www.mysteriouscountiy.ru/wiki/in-dex.php (дата обращения: 15.03.2013).
4. Сенин И.Н. Российская цивилизация и государственная власть в контексте правового менталитета // Инновационное образование и экономика. 2013. № 1.
5. Гудков Л.Д. Социология Юрия Левады. Опыт систематизации // Вестн. общественного мнения. 2007. № 4.
6. Ахиезер А.С. Специфика российского общества, культуры, ментальности как теоретическая и практическая проблема // Обновление России: трудный поиск решений. Годичные научные чтения РНИСиНП. Вып. 9. URL: http://www.riisnp.ru/irameG/libraiy/rea-dings 9_00.htm (дата обращения: 15.03.2013).
7. Розов Н.С. Российский менталитет: наиболее конструктивные концепции и их критика // Мир России. 2011. № 1.
8. Сайгитов У.Т. Влияние традиций и обычаев на преступность в Республике Дагестан // Журн. российского права. 2004. № 3.
9. Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая НА. Постсоветский человек и гражданское общество. М., 2008.
10. Южнороссийский филиал Института социологии РАН. Двадцать лет реформ в России глазами жителей Ростовской области. Результаты социологического исследования / отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д, 2011.
19 марта 2013 г.