УДК 340. 12
РОССИЙСКИЙ ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Емелькина Ирина Владимировна
докт. филос. наук, профессор кафедры государственного и административного права ЧУ ВО «Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск
E-mail: zagirina71 @yandex.ru
RUSSIAN LEGAL MENTALITY: ESSENCE, SPECIFICS, DEVELOPMENT PROSPECTS
Irina Emelkina
Doctor. Philosophy., professor of administrative law and the process of
Mordovian humanitarian institute, Saransk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается сущность и специфика российского правового менталитета. Наиболее ярко выраженными тенденциями развития российского правового менталитета являются: конфликт ценностей в правоментальной сфере, патернализм, проникновение в структуру гражданского общества ценностей правовой демократии. Перспективы развития российского правового менталитета связываются с фундаментальной для российской правовой системы проблемой развития, воспитания начал духовно-культурного типа правосознания.
ABSTRACT
The article examines the nature and specifics of the Russian legal mentality. The most pronounced trends in the development of the Russian legal mentality are: conflict of values in the field of pravomentalnoy, paternalism, the penetration of civil society in the legal structure of the values of democracy. Prospects of development of the Russian legal mentality associated with the fundamental for the Russian legal system, the problem of development, education began to spiritually-cultural type of justice.
Ключевые слова: правовая картина; правовой менталитет; правовая культура; правовое государство; правовые представления; правовые ценности; закон; право; правосознание; государственность; правоментальная сфера; правовой нигилизм; патернализм.
Keywords: legal picture legal mentality; legal culture; rule of law; legal representation; legal values; law; legal; statehood; pravomentalnaya sphere; legal nihilism; paternalism.
Правовой менталитет - это сложное и полифункциональное явление, отражающее правовую сферу духовного мира российского общества, которая охватывает совокупность феноменов, таких как: правосознание, правовое мышление, правовые ценности, правовые традиции, ценностные ориентации, активное правовое поведение.
Кризисное положение нашего государства в конце XX, начале XXI века ориентирует социум на поиск оптимального пути дальнейшего развития государственности России. В условиях углубления ситуации очевидна неэффективность многих сфер государственного и правового строительства. Это приводит к тому, что в условиях визуально наблюдаемой стабильности политической системы специалистами отмечается дестабилизация правовой системы и низкий уровень правосознания и правовой культуры [1].
Результаты реформирования правовой сферы общественной жизни, пройденные нашей страной, дают возможность осознать недостаточно продуманное или неосознанное ослабление регулирующей роли государства в намеченных преобразованиях. В частности, в области совершенствования правовой культуры, развития правосознания, построения правового государства.
Ведя отсчет со времени возникновения первых политико-правовых трактатов, мы могли бы предполагать, что право должно на данный момент занимать одно из значительных мест в сознании граждан. На практике мы можем констатировать, что у россиян по-прежнему не возникло должного отношения к праву как ценности [1].
Следует согласиться с известным исследователем в области права и социологии Б.А. Кистяковским, который в своё время в одной из своих работ «В защиту права» отмечал «притупленность» правосознания русской интеллигенции, причину которого видел в отсутствии правового порядка в повседневной жизни русского народа.
Отдельные современные исследователи отмечают, что в российском обществе в настоящее время довольно активно осуществляется процесс становле-
ния правового государства, а значит и формирование развитого правосознания отдельной личности, общества в целом (Меняйло Д.В.). Стоит задуматься, как он происходит и из чего складывается. На этот процесс влияет только правовая среда или человек как субъект права руководствуется глубоко осознанным твердым решением о своем постоянном правовом совершенствовании. Ведь кроме правовой социализации это может быть самостоятельно организованный и целенаправленный вид правовой социализации.
Специалисты, занимающиеся изучением правоментальной сферы, используют разные понятия - правовой менталитет, правовая ментальность. Одни их отождествляют, другие - дифференцируют. В нашем видении это понятия, имеющие непосредственное отношение к созданию базиса правовой культуры. Они отражают окружающую действительность, её осмысление, оценку и восприятие, способствуют формированию личности. Это то, что характеризует «дух» народа, связанный с правом. Он предопределяет «поведенческие стереотипы», на основе его возникает устойчивая правовая культура народа.
Из подсистем ментальности выступает правосознание. Это представление о мире с точки зрения его правовой составляющей. Через правосознание происходит идентификация личности с государством и его нормами. Это та часть ментальности, которая даёт представления о добре и зле, справедливости, моральном долге, компромиссе между собой и другими. Если в ментальности заложено, что нормы, устанавливаемые государством, и справедливость не идентичны, стороны правосознания будут конфликтовать и порождать двойственное отношение к действительности. Именно это имеет место быть в правосознании российского общества как представителей и выразителей российского правового менталитета.
Правосознание как составляющая сознания народа, его ментальности, обладает теми свойствами, которые создаются нами в пространстве смыслов, формирующихся на основе образов действительности, заданных в конкретном обществе, нации системами координат - нормами.
Правосознание - часть ментальности. Тот способ восприятия мира, его осмысления, оценки, который в силу объективных причин формируется для того или иного народа, становится основой для понимания права. С течением времени происходит отбор наиболее удачных поведенческих стереотипов, которые продолжают воспроизводиться, поскольку успешный опыт стимулирует формирование установки.
Правовой менталитет и ментальность общества складываются из многих факторов, в том числе из правовой активности. Кроме видимой части, к которой относится правовая активность, есть невидимая часть, связанная с правовыми знаниями, правовой убежденностью. В целом же, жизнь субъекта права предусматривает длительное развитие в виде процесса постоянно изменяющего его в плане правовых знаний, представлений, действий. На смену имеющимся правовым представлениям приходят новые. На данный момент нельзя утверждать, что новая модель окончательно сложилась, но определенные изменения достаточно очевидны.
Формирование правовой ментальности общества, граждан, индивида происходит благодаря взаимодействию права и закона, отображающему степень неизбежности и строгости наказания за нарушение правовых норм. Через правовую ментальность мы осознаем: уровень, глубину понимания, способы закрепления в языке принципов и норм права. И если эти принципы и нормы права отвечают необходимости создания и применения правовых актов, они являют собой правовой идеал общества (иначе выражаясь «должное» в области права), благодаря воздействию которого, перестраиваются реальные отношения людей, связанные с правом.
Правосознание, как подсистема ментальности, - это модель мира, сформированное или сконструированное человеком пространство смыслов в контексте его правовых аспектов. С правосознанием непосредственно связана идентификация личности с государством. Это, с одной стороны, установления и ограничения, накладываемые обществом, а с другой - это представления о доб-
ре и зле, справедливости, моральном долге, компромиссах... В том случае, если эти две стороны оказываются конфликтующими, а нормы, устанавливаемые государством и справедливость не идентичными друг другу, возникает двойственное отношение к действительности. Иначе выражаясь, налицо будет конфликт ценностей в правоментальной сфере. Именно в таком контексте формируется сегодня правовой менталитет в российском обществе. Этот факт требует от государства вмешательства в плане формирования у своих граждан позитивно ориентированного правового сознания, повышения его социальной значимости, творческого формирования и укрепления правовых начал отечественной государственности.
Стабильность индивидуальной картины способствует выживанию нации, государства, их развитию: сохраняет их ядро, определяет правопорядок и общественный строй (с точки зрения содержания и формы реализации).
Специфика правового менталитета и права как составляющих менталитета обусловлена национальными представлениями и отношением к объектам политико-правовой действительности таким как: государство, право, закон, обычаи и т.д. Свойства российского правового менталитета заключаются в тех особенностях, которые складываются на протяжении всей истории существования российского государства. Именно этим объясняется то, что точки зрения на традицию изнутри и представления извне отличаются. Сопоставим мнение немецкого философа В. Шубарта и его русского коллеги И.А. Ильина о русском этносе и его правосознании. Шубарт проводит линию раздела посредине между: индусами и русскими и семитами, римлянами, романскими народами и германцами. Немецкий мыслитель русского правосознания не понимает. Оценивая, он отмечает, что русский народ терпеть не может законов и норм, его будто бы тянет к анархии [2, с. 373]. И.А. Ильин возражает Шубарту тем, что «русский свод законов - сокровище правосознания и правотворчества [2, с. 37].
Личность в нашем обществе в определенные периоды была нивелирована социумом, государством: социальные интересы были более значимы, чем индивидуальные и т.д.
Наша современница Костина Т.И. в монографии оценивает западную культуру как торжество формальности и формального подхода во всем, в том числе в юриспруденции. И это объяснимо, поскольку формальное отношение ко всем аспектам бытия и направлениям деятельности «облегчает достижение «успеха» чуть ли не на всех поприщах. Но формальное трактование права требует только мысли и воображения и возможно без совести, без чести...» [4, с. 51].-
Известный исследователь В.О. Ключевский важнейшей особенностью русского народа считал религию, религиозную нравственность [3, с. 76].
Отношение к праву напрямую связано со значением и ролью общества в жизни человека. Право может регулировать деятельность и поведение через дозволения или запреты. Даже в первобытном обществе устанавливалась взаимозависимость должного и возможного в поведении, а члены общества измерялись одной ипостасью на разных формах своего развития. Осознание совершающегося в действительности в то время реализовывалось больше сквозь призму нравственности. Фактически же правовые принципы начинают формироваться до юридической стадии. Подтверждением этого может быть «принцип талиона», на котором основывалась правовая система того времени. Совокупность понятий (неписаный обычай), тот самый взгляд «сквозь призму» правового мировосприятия. На протяжении всей истории формируются правовой менталитет и правовая картина мира, как подраздел культуры.
Следует отметить, что право ориентировано не только на разум человека, но и на его волевые способности. На данный момент специфической чертой правовой картины мира является то, что право у российских граждан ассоциируется преимущественно с внешним принуждением. В определенных условиях граждане могут его проигнорировать. Термины русской традиции подтвержда-
ют то, что нарушение земной (низкой) истины происходит ради высшей Правды. И это - необходимость: «Тьмы низких истин нам дороже...» [5, с. 4-5].
Только в случае, если правовые представления личности стали для неё потребностью, мотивами, мы можем говорить о том, что они сформированы.
С образованием правовых представлений связано воздействие государства, семейного воспитания, образования, самовоспитания. Занимаясь осмыслением правовых нормы, человек приобретает ценный правовой опыт (личный опыт в области права) формирует способности к правовому восприятию действительности. Все это определяет уровень правового развития того или иного социума, его тенденции.
Тенденции российского правового менталитета или черты современного правового пространства характеризуются современными специалистами по-разному, в отдельных случаях их можно представить как противоречащие друг другу. Среди ключевых черт или тенденций российского правового менталитета выделяются:
- обесценивание правомерного поведения. Причины этого в падение духовной культуры общества, деформации социально-нравственных добродетелей. Большинство граждан, по мнению исследователей, выражает склонность к совершению противоправного поступка (в случае материальной заинтересованности). Одной из установок правового менталитета является правовой нигилизм, в основе которого лежат правовая неосведомленность, неверие в закон и право.
Нигилистическое отношение к праву как тенденция связана со спецификой правового менталитета россиян. Она составляет одну из характеристик отечественной культурной традиции. В условиях реформ негативный потенциал традиционного правопонимания актуализируется, что находит выражение в открытом пренебрежении к праву как регулятиву социального поведения, в развитии и доминировании в обществе неправовых социальных практик. В целом можно говорить о деформированности правовой культуры, органически свя-
занной с состоянием институционального и правового вакуума, и о деформации самого социального пространства современной России, приобретшего характеристики неправового.
Неотъемлемой частью структуры гражданского общества и правового сознания всё более активно становятся ценности правовой демократии. В результате возникает дисбаланс между законодательством и культурно-правовой реальностью по причине следования образцам западноевропейского права и расхождения с ними системы координат российского правового менталитета, глубинные сущностные черты которого проявляют жизнеспособность.
Патернализм как правовая категория, является значимой чертой российского менталитета, в том числе правового. Он проявляется в стремлении человека жить за счет государственной поддержки , полагаться на государство, поступаться частью своих прав.
В тоже время есть факты, демонстрирующие готовность к граждан к участию в государственно-правовом реформировании. Они подтверждают, что происходят изменения в общественном правосознании российского общества. В связи с этим мы можем утверждать, что в российском государственно-правовом пространстве формируется новый тип современного российского человека. Он обладает высоким уровнем правосознания и правовой культуры.
Мы полагаем, что перспектива за личностно развивающими правовыми знаниями и личностно значимой правовой подготовкой. Только в этом случае возможна активная правовая деятельность.
Специфика и назначение права состоит в том, что благодаря ему, происходит установление единства и равенства, взаимных прав и обязанностей, исключаются произвол, подавление личности и т. д. Аристотелевским понятием «уравнивающей справедливости» было выражено достоинство личности и подчеркнуты её права. Через признаки права раскрывается природа человека (социальная и духовная), составляющая аксиологическую и «трансисторическую» суть права.
В условиях выбора пути развития и реформирования российской государственности, мы должны учитывать не только традиции, но и правовой менталитет, культуру. Традиционным для российского общества был этикоцентриче-ский тип правопонимания и правовой культуры, основывавшийся на неразделимости в сознании морали и права, на принципе безусловного приоритета морали как нормативного регулятора социального поведения.
Заданность идеального плана будущей российской политико-правовой действительности с конкретным правовым содержанием очевидна. Осталось найти соответствующие средства и перейти к развитию общество в необходимом направлении. В процессе этой работы должен обнаружиться истинный уровень развития правосознания россиянина.
Применительно к формированию правого менталитета российских граждан обозначим главные задачи политики государства:
- повышение социальной значимости правового сознания;
- формирование позитивно ориентированного правового сознания, развитие начал духовно-культурного правосознания;
- совершенствование правового воспитания, повышение уровня правовой культуры, преодоление искажений правового сознания;
- укрепление правовых начал российской государственности;
- сочетание интересов общества и государства в юридическом его понимании;
- преодоление деформации правового сознания граждан, требующее не только юридического, но и философского обоснования.
Ни одна из перечисленных задач не сможет быть решена без обеспечения прав и свобод граждан, без законности и правопорядка, без верховенства закона и гарантированности прав.
Изучение и применение правовых ценностей населения приобретает особое значение. Успех реализуемых в России реформ, связанных с утверждением ценностей права во всех сферах общественной жизни, напрямую зависит от то-
го, в какой мере происходящее соответствует фундаментальным ценностно-нормативным и правовым ориентациям граждан общества [6, с.149].
В России же человек исторически, признавая закон, берег свою совесть, не предавался весь правде наружной и закону. Иначе человек лишался «внутренней правды» и нравственного достоинства и становился «буквой без души». В русском самосознании внешнее законопослушание вторично, поскольку истинная ответственность для человека имела в первую очередь нравственную природу.
Это своеобразная модель российского юридического дискурса, состоящая из многочисленных компонентов, в том числе из особенностей «русского ума» и силлогизма, сводящаяся к соборности русской мысли, специфике закона и права в российском (русском) архетипе [2].
Для того, чтобы такое положение вещей изменить необходима стратегия, меняющая мировоззрение, психологию нашего народа, менталитет, его смыс-лообразующие и системообразующие идеи, а как следствие и отношение народа к закону. Образцом для народа является власть, которая не может трактовать право как собственное (право для себя). Только тогда, когда представителями власти и каждым из нас право будет восприниматься как долг, а не как обязанность, возникнет ощущение справедливости и вера в право, а не в благодать, противоположную праву.
Таким образом, говорить о возрождении российского государства, народа и личности возможно только на личном уровне при условии возвращения в жизнь и сознание великого духовного смысла бытия и архетипических черт народа, в том числе связанных с осмыслением закона и права в современном юридическом дискурсе России.
Список литературы:
1.Джанхуватова З.С. Трансформация правовых ценностей в современном российском обществе. Р/н Д., 2006. 20 с.
2. Емелькина И.В. Специфика закона и права в российском (русском) архетипе // Мир науки и образования. 2016. № 1(5).
3. Ильин И.А. О национальном призвании России // В. Шубарт. Европа и душа Востока. М., 2000. 373 с.
3. Ключевский В.О. Курс русской истории. М.,1989. Т.5. 357 с.
4. Костина Т.И. Духовность, образование, личность в условиях становления общества устойчивого развития. М., 2000. 67 с.
5. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века). Тарту, 1977. 357 с.
6. Мочалов Е.В., Емелькина И.В. Менталитет мордовского народа в системе российского менталитета // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2003. Т. 25. № 1. С. 147-154.
7. Смоленский М.Б. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Перспективы становления в России). Р/н Д.,2003. 21 с.
References:
1. Dzhankhuvatova Z. S. Transformacija pravovyh cennostej v sovremennom rossijskom obshhestve [Transformation of legal values in modern Russian society]. R.n /D., 2006. 20 p.
2. Emelkina I. V. Specifika zakona i prava v rossijskom (russkom) arhetipe [Specifics of the law and the right in the Russian (Russian) archetype] // The World of science and education. 2016. №. 1(5).
3. Ilyin I. A. O nacional'nom prizvanii Rossii [About national calling of Russia] // V. Shubart. Europe and soul of the East. M, 2000. 373 p.
3. Klyuchevsky V. O. Kurs russkoj istorii [Rate of the Russian history]. M., 1989. T.5. 357 p.
4. Kostina T. I. Duhovnost', obrazovanie, lichnost' v uslovijah stanovlenija ob-shhestva ustojchivogo razvitija [Spirituality, education, the personality in the conditions of formation of society of sustainable development]. M, 2000. 67 p.
5. Lotman Yu. M., Uspensky B. A. Rol of dual models in dynamics of the Russian culture (until the end of the 18th century. Tartu, 1977. 357 p.
6. Mochalov E. V., Emelkina I.V. Mentalitet mordovskogo naroda v sisteme rossijskogo mentaliteta [Mentalitet of the Mordovian people in system of the Russian mentality] // Messenger of scientific research institute of the humanities in case of the Government of the Republic of Mordovia. 2003. T. 25. No. 1. pp. 147-154.
7. Smolensk M. B. Pravovaja kul'tura kak jelement sociokul'turnogo pros-transtva (Perspektivy stanovlenija v Rossii) [Legal culture as an element of sociocul-tural space (The prospect of formation in Russia)]. R.n /D., 2003. 21 p.