Мир науки и образования. 2015. № 3
УДК 340. 12
РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ РОССИЯН
Емелькина Ирина Владимировна
докт. филос. наук, профессор кафедры административного права и процесса НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск
E-mail: [email protected]
RUSSIAN POLITICAL AND LEGAL REALITY AND LEGAL RUSSIAN MENTALITY
Irina Ymelkina
Prof, filos. Sciences, Professor of the Department of administrative law and process
of NOU VPO "Mordovian humanitarian Institute", Saransk
АННОТАЦИЯ
В статье представлена российская политико-правовая действительность, традиции, связанные с формированием правовой грамотности, правосознания граждан. Потребность современной практики ориентирует нас на качественно иное решение вопросов формирования правового менталитета - системный, сбалансированный подход, учитывающий интересы как общества, так и граждан и устранение тех противоречий, которые могут препятствовать этому. Одна из ярко выраженных тенденций в продвижении и развитии правового менталитета россиян - возвращение значимости и позитивного смысла понятия «пропаганда правовых знаний», которое прежде было нарицательным.
ABSTRACT
The paper submitted by the Russian political and legal validity of the traditions associated with the formation of legal awareness, legal awareness of citizens. The need for modern practice orients us to a qualitatively different form of legal issues mentality - system, a balanced approach that takes into account the interests of both society and individuals and eliminate the contradictions that may hinder this. One of the clear trends in the promotion and development of the legal mentality of Russians -the return value and positive meaning of the concept of «propaganda legal knowledge», which previously was a household word.
Ключевые слова: правовая картина; правовой менталитет; правовая культура; правовое государство; правовые представления; правовые ценности; закон; право; правосознание; государственность.
Keywords: Legal painting; legal mentality; legal culture; rule of law; legal representation; legal values; laws; regulations; legal statehood.
Мир науки и образования. 2015. № 3
Пути реформирования всех сфер общественной жизни, пройденные нашей страной, дают возможность осознать непродуманное ослабление регулирующей роли государства в намеченных преобразованиях. В частности, в области построения правового государства.
Теоретически, ведя отсчет зарождению правового государства со времени появления первых политико-правовых трактатов (XI век), мы могли бы сказать, что в той совокупности идей, из которых складывается мировоззрение личности, право должно занимать значимое место. Практически же, с точки зрения свойственной гражданам России высокой государственной культуры, в частности использования в практической жизни необходимых юридических законов, мы можем констатировать, что россияне по-прежнему не уважают права и не видят в нём ценности.
Ещё юрист и социолог Б.А Кистяковский в своей работе «В защиту права» писал о «притупленности» правосознания русской интеллигенции и отсутствии интереса к правовым идеям, причина которых, по его мнению, была в отсутствии правового порядка в повседневной жизни русского народа.
Многие исследователи отмечают, что в российском обществе в настоящее время достаточно активно осуществляется процесс становления правового государства, а значит и формирование «правовой картины» в сознании отдельной личности, обществе в целом. Наряду с имеющимися правовыми представлениями, появляются новые, трансформирующие прежнюю модель правосознания и формирующие иную. То есть идет активный процесс переосмысления правовых представлений и ценностей. Об этом свидетельствуют социологические исследования. В частности исследование, ориентированное на выяснение места права в системе ценностных представлений населения, проведенное кафедрой социологии Мордовского университета.
Мнение опрошенных указывает на то, что Россия воспринимается ими как «неправовое государство»: право не является для них предметом уважения
Мир науки и образования. 2015. № 3
и, тем более, ценностью. В отношении граждан с социальными институтами преобладают неправовые элементы, нередко трансформирующиеся в коррупцию, шантаж, мошенничество, насилие и т.д. Ответы респондентов по поводу того как нужно относиться к закону, около половины считают, что законы надо соблюдать, но только если это делают сами представители органов власти. Анализ ответов респондентов об изменении ситуации в правовой сфере за прошедший год показывает: большинство из них считают, что в худшую сторону изменилась борьба с криминалом, соблюдение правовых норм государственными служащими, внимание правоохранительных органов к жалобам граждан. Вне зависимости от возраста и уровня образования подобные установки присутствуют у всех групп населения. Более того, чем выше был уровень образования граждан, тем больше в их составе оказывалось тех, кто считает, что сегодня Россия не является правовым государством.
Суммарное число тех, кто склонен к соблюдению законов, составило 89 процентов. Однако исследователи пришли к выводу о том, что не сами граждане не хотят соблюдать законы, а представители власти, призванные действовать от её имени, формируют отрицательное правовое поле и в результате вызывают негативное отношение граждан к закону. И в этом, на наш взгляд, состоит основная причина правового нигилизма представителей российского государства.
Результаты исследования показывают, что правовое государство для российского общества - это в большей степени идеал, нежели реальная действительность. И реальное положение вещей в этом смысле пока что дает нам ориентацию, стремление к такому государству. Для этого необходимы равноценные усилия как государства, так и личности (граждан) в плане повышения взаимной ответственности, совершенствования правовой культуры граждан, отработки механизмов защиты прав человека и т.д.
Отношения частного лица (граждан) с социальными институтами - это один из аспектов права, реализующихся государством. Другой аспект права
Мир науки и образования. 2015. № 3
реализуется государством по отношению к наиболее крупным и влиятельным культурам, потребности и права которых учитываются. Ещё один правовой аспект, связанный с правом и ролью государства состоит в урегулировании трений между этносами и субкультурами единого национального государства. И как показывает практика российского государства, в сравнении с международной, от этого многое зависит [8]. Государство в этом случае согласовывает культурные интересы субкультур.
Исходя из сказанного, выделим главные задачи политики государства применительно к праву:
- во-первых, формирование в системе общенациональной картины мира правовой культуры граждан и распространение её в обществе;
- во-вторых, сохранение правовых идей, представление в структуре существующей картины мира в форме традиций и создание условий для их социального наследования;
- в-третьих, модернизация, развитие правовых идей в системе картины мира и меняющейся реальности.
Понятие права в структуре менталитета связывается с представлением о «правовой ментальности». Если под понятием «менталитет» мы будем иметь в виду представления, стереотипы, ценностные ориентации, установки личности на сознательном и бессознательном уровнях. С «правовым менталитетом» мы будем связывать те же представления, стереотипы, ценностные ориентации, установки личности на сознательном и бессознательном уровнях, но связанные с правом.
Право и правовая ментальность - это часть или элемент «картины мира» -«системного представления человека о конкретной действительности, о взаимоотношениях человека с действительностью... и с самим собой [2, с.68].
Государственная культурная политика, влияя на динамику субкультур, регулируя их взаимодействие, помогает сохранить ядро культуры. И если рассуждать о Российской Федерации, мы можем сказать, что в рамках нашего
Мир науки и образования. 2015. № 3
многонационального государства на протяжении многих столетий в результате взаимодействия различных народов и этносов вырабатывались схожие правовые представления, в которых не учитывались религиозные, культурные и прочие отличия, носившие основополагающий характер. Не случайно разнообразные формы поведения и деятельности, определяющиеся соответствующим типом менталитета, имеют как общую основу, так и специфическое, что позволяет отличать менталитет одного народа от менталитета другого, поэтому менталитет может рассматриваться как «психологическое оснащение представителей определенной культуры» (В.Храмовая). А.О.Потебня, опираясь на язык как «средство создания мысли», доказал, что каждый народ обладает «разными системами средств мышления», мировосприятия. Это и отражает специфику материальной, духовной культуры каждой народности или национальности. Поэтому формирование правовой культуры должно быть построено на основе традиций или исторического опыта предшествующих поколений, предопределяющих поведение человека в социальной среде. Таким образом, у каждого этноса или культурно -исторического типа мы найдем нечто общее и то, что будет их отличать, обусловленное духом и определяющее его национальные качества и свойства.
Специфика и назначение права состоит в том, что благодаря ему, происходит установление единства и равенства, взаимных прав и обязанностей, исключаются произвол, подавление личности и т. д. Ещё у Аристотеля в понятии «уравнивающей справедливости» было обозначено достоинство личности и подчеркнуты её права. По существу через признаки права раскрывается социальная и духовная природа человека, составляющая ценностную и «трансисторическую» сущность права.
Правовые нормы тесно связаны с нормами морали, они основываются на них. Право связано с религией: многие христианские заповеди «не убий», «не укради» и др. закреплены в законе, а их нарушения рассматриваются им как преступление. Известные русские правоведы (Чичерин Б.Н., Соловьев В.С.)
Мир науки и образования. 2015. № 3
утверждали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль.
«Правовой менталитет» - понятие в сравнении с другим - «менталитет» не столь хорошо исследованное. Однако отдельные аспекты «правового менталитета» так или иначе затрагивались в трудах Р.С.Байнеязова,
A. И.Коваленко, А.Ю.Мордовцева, С.П.Овчинникова, В.Н.Синюкова,
B. Сафронова-Антомони и др.
По сути, мы можем вести речь о различных формах менталитета: правого, политического, экономического, составляющих целое и представляющих собой общую картину мира, в основе которой лежат структурные элементы (его формы). Под правовым менталитетом мы будем подразумевать правовую культуру личности, содержанием которой являются: правовые взгляды, идеи, регулирующие «правовую жизнь» личности и в то же время формирующие её «правовую картину мира». Эта та «система координат», через которую человек воспринимает и оценивает себя, окружающих, действительность с точки зрения таких критериев как: мера свободы, равенства, справедливости в системе общеобязательных норм поведения и деятельности социальных субъектов.
Мы можем говорить о менталитете различных социальных групп, в котором также могут быть выделены аспекты, связанные с правом [3].
Правовая ментальность общества, граждан, индивида формируется через отношение права и закона, отображая степень неотвратимости и суровости наказания за нарушение правовых норм. В правовой ментальности выражются: характер, глубина осмысления, способы закрепления в языке принципов и норм права, превращения их в структурные элементы индивидуально -личностного развития. И в той мере, в какой эти принципы и нормы права отвечают на потребности в создании и применении правовых актов, они выражают собой «должное» или правовой идеал общества, благодаря воздействию которого, преобразуются реальные отношения людей.
Мир науки и образования. 2015. № 3
Любому человеку необходима стабильная индивидуальная картина мира, государству - картина мира этноса, способствующая выживанию нации, сохранению ядра культуры этноса. Правовая картина мира личности, общества будет определять то, каким будет правопорядок и общественный строй, будет ли он выражением абсолютных ценностей личности или принуждающим приказом власти.
Особенности правового менталитета и права в структуре менталитета обусловлено, прежде всего, национальными представлениями и отношением к таким объектам политико-правовой действительности как: государство, право, закон, обычаи и т.д. К примеру, свойства российского правового менталитета состоят в тех специфических чертах, которые были выработаны на протяжении всей истории существования российского государства. Этим, вероятно, объясняется то, что взгляд на традицию самих её представителей и взгляд извне отличаются. Возьмем, к примеру, представления немецкого философа В.Шубарта о русском народе и его правосознании. Во-первых, он, сравнивая правовые способности, проводит линию раздела посредине между: индусами и русскими, стоящими с одной стороны и семитами, римлянами, романскими народами и германцами, с другой стороны. Во-вторых, несмотря на известную симпатию к русскому народу, Шубарт русского правосознания не понимает и не оценивает: «.. .русский народ тянет будто бы к анархии и терпеть не может законов и норм - и это для него истина, дальше которой он не видит» [9, с. 373]. В противовес ему русский философ И.А.Ильин, критически оценивая его взгляды, возражает: «Он и не подозревает, какое сокровище правосознания и правотворчества мы имеем: в русском своде законов вообще. Особенно в русских гражданских и уголовных законах. И более всего в изумительных по глубине и творческой справедливости кассационных решениях русского Сената» [3, с. 37].
Известно, например, что личность в определенные периоды в нашем обществе растворялась в социуме, государстве, поэтому потребности и
Мир науки и образования. 2015. № 3
интересы общества были более значимы, чем личные и т.д. Русская традиция и западная культура по-разному оцениваются учеными. Так, в конце XVI века обстановку, способствующую надвигающейся Смуте Н.Костомаров в работе «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» характеризует отсутствием уважения к правде, к нравственности.
В монографическом исследовании Костиной Т.И. находим следующие оценки: «Западная культура... Эта культура-торжество формальности и формального подхода во всем: в юриспруденции, психотерапии, эстетике. Связано это с тем, что такое формальное отношение ко всем аспектам бытия и направлениям деятельности «облегчает достижение «успеха» чуть ли не на всех поприщах: формальное трактование права требует только мысли и
воображения и возможно без совести, без чести.» [5, с. 51].'
Ещё одной особенностью российского менталитета было, по мнению известного исследователя В.О.Ключевского, влияние византийское и западноевропейское. Важнейшей составляющей российского менталитета Ключевский считал религию, религиозную нравственность: «Церковь глубоко проникла в юридический и нравственный уклад общества, окончательно разрушила языческий родовой союз семейный» [4, с. 76].
Отношение к праву связано с теми представлениями, которые складываются в сознании людей относительно его значения и роли в жизни общества. В социуме всегда присутствуют некая, явно или неявно выраженная концепция жизни, связанная с правом, Даже тогда, когда термина «право» не существовало, отношения в этой сфере тем или иным способом осуществлялись. Право регулирует деятельность и поведение при помощи соответствующих дозволений или запретов, а нам известно, что даже в первобытном обществе устанавливалась взаимозависимость должного и возможного в поведении, члены общества измерялись одной ипостасью на разных формах своего развития [6]. Правда, осознание происходящего в жизни в то время осуществлялось больше сквозь призму нравственности, а не права.
Мир науки и образования. 2015. № 3
Хотя фактически правовые принципы начинают формироваться на доюридической стадии. Так, в первобытном обществе существовал принцип талиона, на котором базируется правовая система. Неписанный обычай как совокупность понятий, представлений есть взгляд «сквозь призму» правового мировоззрения. То есть правовой менталитет формируется на протяжении всей истории человечества. В.Сафронов-Антомони в работе «Правовое
бессознательное»: русская правовая картина мира высказывает мнение о том, что можно говорить о специфической правовой картине мира как подразделе той или иной культуры.
Особенность права, как системы предписаний, состоит в том, что оно адресовано не только разуму человека, но и его воле, т.е. значимым в процессе реализации нормам, в связи с чем у человека будет необходимость установления соотношения между должным и возможным. Право на данный момент у граждан ассоциируется с внешним принуждением, соблюдение которого обязательно, а в определенных условиях граждане могут его проигнорировать.
В отношении последнего заметим, что исследователи «правового бессознательного» или русской правовой картины мира Ю.Лотман, Б.Успенский отмечали, что «принцип необходимости нарушения закона в определенных ситуациях является необходимостью для функционирования правовой системы: он имплицитно вписан в правовую картину мира русского человека. Выражаясь терминами русской традиции, для высшей Правды иногда необходимо нарушать земную (низкую) истину: «Тьмы низких истин нам дороже...» [6, с. 4-5].
О сформированности правовых представлений личности можно говорить, если они стали потребностью, мотивами. На процесс формирования правовых представлений оказывает влияние государство, семейное воспитание, образование, самовоспитание, таким образом, освоение правовых норм происходит через их переживание личностью. Осмысливая правовые нормы,
Мир науки и образования. 2015. № 3
человек сам приобщается к ценному правовому опыту человечества, который переходит в личный опыт, формирующий способности к правовому восприятию действительности.
Мы полагаем, что правовые знания станут личностно развивающими, будут включены в систему правовых ориентаций только в том случае, если цели правовой подготовки будут личностно значимы. Тогда появится внутренний мотив, побуждающий к активной правовой деятельности.
Таким образом, право в структуре менталитета - это один из элементов, отображающих правовую реальность и составляющих индивидуальную правовую картину мира, необходимую личности, особенно в состоянии политической и правовой дестабилизации, для адаптации.
В условиях реформирования российской государственности и выбора дальнейшего пути развития мы должны учитывать правовой менталитет, традиции, культуру многонационального российского государства. По мнению многих ученых ментальность - это явление, которое выражает своё сущностное содеражание посредством культуры и имеет временные, социальные и национально-пространственные характеристики. Право представляет собой социально и духовно-практическое освоение мира.
Право, как неотъемлемая часть «правового менталитета», является составляющей картины мира этноса, связанной с правовым идеалом. Без «правовой картины» общая картина мира была бы неполной, поскольку правовые взгляды, потребности, интересы человека отражают эффективность организации социальных взаимодействий, степень самореализации личности в обществе с точки зрения меры свободы, равенства, справедливости. Под правовым менталитетом мы подразумеваем отражение правовых реалий в сознании, мировоззрении, мышлении представителей того или иного общества.
Всё сказанное позволяет предположить, что идеальный план будущей политико-правовой действительности с конкретным правовым содержанием уже задан, осталось только подобрать соответствующие средства и начать
Мир науки и образования. 2015. № 3
развивать общество в желаемом направлении. В процессе этой работы должно ожить истинное правосознание россиянина.
Список литературы:
1. Брейкин О.В. Становление нравственного идеала в культурах Древнего
мира. Саранск: изд-во Мордовского государственного университета
им. Н.П. Огарёва,1996. 87 с.
2. Жидков В.С. Десять веков российской ментальности. СПб.: «Питер», 2001. 578 с.
3. Ильин И.А. О национальном призвании России / В. Шубарт. Европа и душа Востока. М: Знание, 2000. С.369-373.
4. Ключевский В.О. Курс русской истории. М: Знание.,1989. Т.5. 357 с.
5. Костина Т.И. Духовность, образование, личность в условиях становления общества устойчивого развития. М.: «Принт», 2000. 67 с.
6. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века). Тарту: Изд-во ун-та Тарту, 1977. 357с.
7. Марков О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов. СПб.: Изд-во СПб-го ун-та, 2003. С.232-239.
8. Мочалов Е.В., Емелькина И.В. Менталитет мордовского народа в системе российского менталитета // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2003. Т. 25. № 1. С. 147-154.
9. Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: Знание,2000. 738 с.