Научная статья на тему 'Правовая культура общества и правовая ментальность личности'

Правовая культура общества и правовая ментальность личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1983
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНО ОБЩЕСТВО / ПРАВО / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / PERSONALITY / LEGAL MENTALITY / LEGAL CULTURE / SENSE OF JUSTICE / NATIONAL LEGAL SYSTEM / SOCIAL SOCIETY / LAW / AND SOCIAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дудченко Л. В.

Статья посвящена рассмотрению правового менталитета личности. Предметом рассмотрения являются особенности правовой культуры, правового сознания индивида, являющиеся детерминантами формирования правового менталитета личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CULTURE AND SOCIETY LEGAL PERSONALITY MENTALITY

The article is devoted to consideration of the legal mentality of the individual. The features of legal culture, legal consciousness of the individual, which are the determinants of the formation of the legal mindset of the individual are under consideration.

Текст научной работы на тему «Правовая культура общества и правовая ментальность личности»

УДК 34

Л.В. ДУДЧЕНКО

адъюнкт, Орловский юридический институт МВД РФ им. В.В. Лукьянова E-mail: Lovs6@rambler.ru

UDC 34 L.V. DUDCHENKO

Adjunct, Orel law institute of the MIA of Russia Federation

named after V.V. Lukyanov E-mail: Lovs6@rambler.ru

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА И ПРАВОВАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ LEGAL CULTURE AND SOCIETY LEGAL PERSONALITY MENTALITY

Статья посвящена рассмотрению правового менталитета личности. Предметом рассмотрения являются особенности правовой культуры, правового сознания индивида, являющиеся детерминантами формирования правового менталитета личности.

Ключевые слова: личность, правовой менталитет, правовая культура, правосознание, национальная правовая система, социально общество, право, социальное общество.

The article is devoted to consideration of the legal mentality of the individual. The features of legal culture, legal consciousness of the individual, which are the determinants of the formation of the legal mindset of the individual are under consideration.

Keywords: personality, legal mentality, legal culture, sense of justice, the national legal system, social society, law, and social society.

В любом социальном обществе существуют основа национальных правовых культур, а именно правовые традиции, нормы, ценности, которые в свою очередь порождают свой характерный неповторимый, формирующийся на протяжении веков правовой менталитет. В свою очередь правовой менталитет детерминирован правовым сознанием, правовой традицией, стилем правового мышления. Таким образом, то общество, которое обладает своими индивидуальными правовыми традициями, формирует свой собственный правовой менталитет, который непосредственно оказывает влияние на формирование правового менталитета отдельной личности. Необходимо отметить, что и культура, и менталитет любого отдельного общества может и не поддерживаться всеми его членами, но, тем не менее, существуют некие факторы, такие как система ценностей, устоявшиеся правила, уровень правосознания и т.д., которые оказывают то или иное влияние на становление менталитета индивида. Правовой менталитет, в свою очередь, связан с повседневным опытом, который состоит из знаний и представлений о правовой реальности; ценностных правовых ориентаций, правовых установок и т.д. Правовой менталитет людей повседневно проявляется в частноправовой сфере социального опыта, он дает адекватный вектор личности, тем самым ориентируя в действительности социально-правового бытия.

Одним из критериев правовой работы государства является развитие и модернизация общества, а показателем здесь является развитость правовой культуры населения, личности.

По мнению Братусевой О.Н., правовая культура в структурном плане представлена духовным и матери-

альным компонентами. Каждый из них имеет собственную структуру: так, материальная правовая культура рассматривается как материальное выражение духовной правовой культуры, а последняя в свою очередь является компонентом, определяющим качественное состояние писанного права, правотворческой и право-реализационной деятельности, законности и правопорядка. Помимо этого, базовым, системообразующим элементом духовного компонента правовой культуры, придающим ей целостность и гармоничность, является правовой менталитет. [1]

Как полагает Наумова Т.Н. [2], правовая культура представляет собой не только творческую деятельность, но и те знания и умения, которые человек сможет реализовать в полной мере во время практического использования правовых институтов государства.

Сальников В.П. [3] отмечает более практическую направленность правовой культуры, а именно реализация норм права для большинства населения носит общий характер.

Бачинин В. А. под правовой культурой личности понимает «совокупность духовно-практических способностей, позволяющих гражданину выстраивать цивилизованные, отвечающие морально-правовым критериям отношения с другими индивидами, структурами гражданского общества и государственными институтами».[4]

При определении сущностных характеристик личностного качества первостепенное место отводят функциям, которое оно выполняет в формировании личности.

В теории государств и права выделяются специально-юридические функции права: познавательная, оценочная, регулятивная, воспитательная, охра-

© Л.В. Дудченко © L.V. Dudchenko

нительная, а также общесоциальные: экономическая, политическая, коммуникативная, экологическая и т.д. Познавательная функция - это процесс освоения права, его основных черт, принципов и представлений. Под оценочной функцией подразумевается способность человека к правовому оцениванию при помощи правовых знаний законодательной базы, состояния современного общества, деятельности органов государственной власти и т.д. Регулятивная функция сводится к тому, что у человека со временем вырабатываются правовые установки, которые дают ему возможность выбора норм права и соответствующие им формы поведения, в разрешении возникающих жизненных ситуациях. Воспитательная функция проявляется в том, что право оказывает влияние на формирование личности и мотивов правомерного поведения. Охранительная функция характеризуется, во-первых, тем, что информирует людей о том, какие социально значимые отношения были нарушены и в связи с чем взяты под охрану права; во-вторых, в данном контексте право выступает в качестве способа влияния на поведение человека, при этом воздействуя на воля санкциями, запретами и т.д.; в-третьих, данная функция отражает уровень культурного развития, гражданской зрелости общества.

В правовой культуре индивида выделяют три уровня его развития: высокий, средний и низкий. Каждый из указанных уровней характеризуется различными правовыми преставлениями индивида о правовом обществе и государстве, правомерным поведением личности.

Самым высшим уровнем правовой культуры индивида является правовая активность. Необходимо отметить, что в первую очередь она состоит в способности личности к активным, осознанным, творческим действиям в сфере реализации права, а также в законности поведения и деятельности, что проявляется в неуклонном, строгом соблюдении законодательства, соблюдении прав других, социальной активности.

Медушевская Н.Ф. и Сигалов К.Е. указывают, что «правовая культура есть правовая среда обитания людей, существенная составляющая духовности той или иной цивилизации, определяющая условия бытия общества. Ментальность той иной цивилизации, пространственно-временное восприятие мира, формы собственности, тип цивилизации (деятельный или созерцательный) выражены не только в самих феноменах материальной и духовной культуры, но и в способах их интерпретации, в способах прочтения на разных исторических этапах развития общества».[4]

Находясь в том или ином социуме, люди выстраивают свою линию поведения и мотивы которой неразрывно связаны с социальными ценностями. Здесь необходимо сказать, что определение и корректировка поведенческой мотивации будет зависеть только от субъекта. Во многом нормы поведения будут зависеть от социального окружения, при этом они будут встречать либо одобрение, либо отрицание. Так в процессе выработки форм поведения происходит формирование ценностной модели поведения. Вследствие чего посте-

пенно будет независимо от окружающей среды происходить становление и выработка самостоятельности, независимости.

Правовая культура определяет модели правомерно поведение личности и тем самым формирует правовое сознание индивида.

Бачинин В. А. определяет правовое сознание личности как «совокупность индивидуальных духовных качеств, обеспечивающих ориентацию субъекта в правовой реальности».[5] Правосознание личности выступает в двух формах: «автономной и гетерономной».[5] Автономное правосознание следует требованиями ци-вилизационной системы, но следует сказать, что индивид воспринимает и признает, как глубоко личностные на уровне подсознания и собственные нормативные требования цивилизации. В результате чего складывается ощущение, что автономное правосознание само для себя определяет модели правомерного поведения. Другая же форма правосознания личности говорит о том, что нормы права являются искусственно созданными образцами поведения и возникшими извне и не соответствуют потребностям и интересам индивида. В связи с чем индивид обязан приспосабливаться и руководствоваться требованиями, предъявляемыми к нормам права.

Психологическую структуру правосознания личности В. А. Бачинин[5]представляет в виде совокупности духовно-интеллектуальных, эмоционально-чувственных и волевых свойств. Так он отмечает, что так как люди являются участниками различных реальных правоотношений, то перечисленные свойства позволяет индивиду приспосабливаться к правоотношениям, использовать их преимущества, содействовать в их сохранности и не изменчивости посредством личных духовно-практических усилий.

Хотелось бы отметить важность рассматриваемого компонента правового сознания личности, сущность человека такова, что он не может выстраивать и являться участником различных отношений, независимо от того, правовые они или нет, руководствуясь только рациональным мышлением, человеку необходимо дать оценку всей правовой действительности с психологической точки зрения. Следовательно, у каждого человека будет своя реакция на нормы права, на юридическую практику, способность права обеспечить социальный порядок и т. д.

Таким образом, высокий уровень правовой культуры личности показывает о высоком уровне правосознания, гражданственной ответственности, их высокой социальной активности, необходимой заинтересованности в экономические, духовные, демографические и иные процессы, что в свою очередь указывает на форси-рованность правового менталитета.

Говоря о правовой культуре личности, следует отметить, что немаловажную роль играет и сама личность в становлении правовой культуры общества, в определении вектора ее развития, посредством осуществления конкретных действий. Так, только ступив на путь

развития, индивид начинает усваивать традиции, образцы, нормы поведения, ценности, которые складывались веками и переходили из поколения в поколения. В конкретном социальном обществе правовые традиции, ценности формируют у индивида представления как общественно одобряемые, так и нетерпимые обществом. Указанные представления становятся основой поведения, индивид изучает и применяет методы взаимодействия с социальной средой, которые впоследствии претворяет в жизни. Вследствии чего по протяжении некоторого времени у человека накапливается житейский опыт, который он анализирует. В ходе анализа человек обнаруживает несовершенство права, правовой реальности, политики государства и т.д., что в свою очередь заставляет его вносить нововведения как в правовую культуру, так в духовные, социальные, политические, экономические и т.д. процессы, тем самым воздействуя на нее.

Становление личности, согласно точке зрения Э.В. Ильенкова [6], происходит тогда, когда индивидуум начинает самостоятельную внешнюю деятельность в качестве субъекта, по нормам и эталонам, заданным извне, а именно той культурой, в которой кладет начало к человеческой жизни, к деятельности.

Правовой менталитет личности - это уникальное правовое, социальное, культурное и философское явление, которое охватывает стиль юридического мышления и поведения, юридические знания и представления, характерные для конкретного индивидуума, детерминированное врожденными качествами человека и социальным опытом.

Находясь в обществе, личность является его частью, но одновременно с этим она обладает своей независимостью, что в свою очередь позволяет ей сохранить и развить тенденцию к автономности, формированию индивидуальности, развитию собственной позиции. Индивидуум, войдя в общественные структуры, проходит процесс социализации. В правовой социализации личности немаловажное значение приобретает правовой менталитет. Правовая социализация подразумевает интеллектуальное усвоение укрепившегося в обществе стиля правового мышления. В результате диалектического взаимодействия личности и общества человек вырабатывает правовые знания, представления, принципы, нормы, образцы поведения. На основе социально необходимых качеств у человека формируется сходный стиль юридического мышления, образец поведения в той или иной правовой ситуации. Таким образом правовая социализация личности - процесс становления, формирования и развития индивида, приобретение и усвоение им социальных норм, правовой информации, правовых норм, правосознания, вхождение в правовые системы общества, преобразование социально-правового опыта в собственные правовые установки, представления, умения, нормы образцы поведения и т.д.

Сенин И.Н. и Хамзина Б.К.[7] считают, что правовая ментальность консервативна, но в то же время её возможно модифицировать благодаря изменению

условий ее формирования. Так на изменение правового менталитета могут влиять ряд факторов, таких как: резкие изменения и распад социальных норм, беззаконие, маргинализация общества, ослабление социального контроля, формирование антиправовых установок личности, образцов поведения, которые не совпадают с правовыми и социальными ценностями.

Правовая ментальность побуждает к совершению юридически значимых поступков, которые приветствуются именно той правовой культурой, с точки зрения которой они традиционны. Однако останутся без поддержки общества те юридические действия, которые нетрадиционны и не входят в содержание правового менталитета.

В качестве основы понимания правовой действительности, правовых институтов субъектами социального общества применяются правоментальные проявления. Таким образом правовой менталитет формирует у людей познавательные, прогностические, оценочные и другие функции, которые позволяют судить об окружающей действительности и принимать юридически значимые решения

Первостепенной задачей правовой работы государства является проблема правовой зрелости людей, особенно это важно во времена нестабильности функционирования государства, информационных войн, неэффективности правовых преобразований. На современном этапе развития Россия идет по пути становления правового государства, что в свою очередь основывается на самых высоких ценностях, закрепленных в Конституции РФ, таких как свобода, демократия, права человека. Здесь необходимо отметить, что одним из наиболее сложных и динамичных процессов является формирование и совершенствование российской правовой системы. Ценности здесь имеют правовое значение, так как они непосредственно связаны с правом и правовым менталитетом. Если не оценивать важность правового менталитета, то это может оказать влияние на рождение взаимопротиворечия вводимых и фактически ценностей, что в свою очередь приведет к непринятию формируемой правовой системы и возникновению правового нигилизма.

В своем выступлении на V Экономическом форуме в Красноярске Д. А. Медведев особое внимание уделил борьбе с правовым нигилизмом, подчеркнув, что «... правовой нигилизм... продолжает оставаться характерной чертой нашего общества»».[8] Как утверждают многие исследователи, правовой нигилизм является неотъемлемой частью современного общества, но следует заметить, что в нем выражаются личностные установки как отдельных граждан, так и социальных групп.

Таким образом с целью установления эффективного функционирования системы права, сохранения уважительного отношения к праву, а также с целью снижения уровня правового нигилизма модернизация права должна проходить путем сохранения традиций и ценностей и адаптацией к новым условиям.Также среди способов противостояния правовому нигилизму и способов

формировании высокого уровня правовой культуры является правовое воспитание. По мнению А.А. Кваши, правовое воспитание определяется через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоение принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности». «Отсюда, - продолжает автор, - необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться

в личное убеждение, в прочную установку строго следовать предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон». [9]

Таким образом, правовой менталитет личности характеризуется процессом и уровнем развития человека как члена социального общества, овладением им совокупностью правоотношений, состоянием правосознания, уровнем правовой культуры, правовыми представлениями,стилем правового мышления, потребностями и ценностями, присущими индивиду данного общества, выбором образца правомерного поведения и правомерного социального опыта.

Библиографический список

1. Братусева О.Н. Правовая культура в условиях глобализации: Дис....канд. юрид. наук., Москва. 2009. 32 с.

2. Наумова Т. Н. К вопросу о понятии «правовая культура» // Правовед: Межвузовский научно-методически, сборник. / Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород. 2003. Вып. 4. 32 с.

3. Сальников В.П. Правовая культура // Актуальные проблемы теории права. Под редакцией. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибуллина. Уфа, 1995. 180 с.

4. Медушевская Н.Ф., Сигалов К.Е. Методологические проблемы правового знания. М.: Издательская группа «Граница», 2013. С.115.

5. Бачинин В.А. Энциклопедия философии и социологии права. СПБ.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. С.622-624.

6. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. Под общей редакцией Косолапова Р.И. 2-е издание М., 1983. 336 с.

7. Сенин И.Н., Хамзина Б.К. Российский правовой менталитет. Монография. Омск.: Издательство Омский экономический институт, 2012. 11 с.

8. Российская газета. 2008, 16 февраля http://www.rg.ru/2008/02/16/medvedev-forum.

9. Кваша А. А. Правовые установки граждан. Автореферат дис. ... канд. юр. наук. Волгоград, 2002. 18 с.

References

1. Bratusev O. N. Legal culture in the age of globalization: Candidate thesis in law. Moscow. 2009. 32 p.

2. Naumova T. N. To the question about the concept of "legal culture" // Jurist: interuniversity scientific-methodical collection / Novgorod state University. Yaroslav the Wise. Veliky Novgorod. 2003. №. 4. 32 p.

3. Salnikov V. P. Legal culture // problems of theory of law. Edited. K. B. Tolkacheva, A. G. Khabibullin. Ufa, 1995.180 p.

4. Medushevskaya N. F., SigalovK. E. Methodological problems of legal knowledge. M.: Publishinggroup "Granitcsa", 2013. P. 115.

5. Bachinin V. A. Encyclopedia of philosophy and sociology of law. SPB.: Publisher R. Aslanova "Legal center Press", 2006. Pp. 622-624.

6. IlyenkovE. V. What is personality? // How to start a personality. Edited by R. I. Kosolapov. 2nd edition. M., 1983. 336 p.

7. Senin I. N., KhamzinaB. K. Russian legal mentality. Monograph. Omsk.: Publishing house of Omsk economic Institute, 2012. 11 p.

8. Russian newspaper. 2008, February 16 http://www.rg.ru/2008/02/16/medvedev-forum.

9. Kvasha A. A. Legal citizens. The author's abstract of Candidate thesis in law. Volgograd, 2002. 18 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.