Научная статья на тему 'Правовая культура в условиях социально-экономического кризиса и правового реформирования российского общества'

Правовая культура в условиях социально-экономического кризиса и правового реформирования российского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1621
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ЗАКОН / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / LEGAL CULTURE / LEGAL NIHILISM / LEGAL VALUES / THE LAW / LAW-QOVERNED STATE / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов А. Н., Балаклеец И. И.

В статье представлено многогранное значение правовой культуры в условиях дальнейшего реформирования правовой системы России. Правовая культура определяет меру юридической цивилизованности государства и общества, их правовой прогресс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CULTURE IN TERMS OF SOCIO-ECONOMIC CRISIS AND LEGAL REFORM IN RUSSIAN SOCIETY

In the article many-sided value of legal culture in condition far reforming of legal system Russia is presented. Legal culture determines measure of legal civilization of state and society, their legal progress.

Текст научной работы на тему «Правовая культура в условиях социально-экономического кризиса и правового реформирования российского общества»

УДК 340.12 (470+571)

А.Н. Соколов, д-р юрид. наук, профессор;

Калининградский юридический институт МВД России И.И. Балаклеец, соискательница

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ПРАВОВОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Политико-правовое реформирование России в последнее десятилетие имело своей целью обеспечить господство права, верховенство закона во всех сферах жизни государства и общества, создать условия для эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина, устранить произвол из жизни общества, воплотить в реальность конституционные идеи о правовом, демократическом, социальном государстве. Однако современная российская действительность далека от нормативно закрепленных правовых идеалов. Катастрофически нарастают угрозы внутреннего характера: национальный, религиозный и социальный экстремизм, масштабная криминализация экономики и некоторых других высокодоходных сфер деятельности, просачивание криминальных элементов в правящую элиту страны и т.п. [17, с. 181]. Наблюдаются широкая, так сказать, массовизация разнообразных форм антисоциального (социальнодеструктивного) поведения, падение духовности в обществе, деградация морали, признание общественной нормой массового нарушения законов, сведение всех социальных проблем к вопросам выживания без ориентации на развитие личности, распространяются наркомания, алкоголизм, хронические и инфекционные заболевания.

На этом фоне обесценивание права, правовой нигилизм, недоверие к правоохранительным органам приобрели особенно угрожающий характер. Отсутствует налаженная система правового воспитания населения в духе идей, ценностей и ориентиров развитой правовой культуры современности. Можно констатировать, что вся сфера правового сознания оказалась в кризисе, который усугубляется двумя взаимодополняющими процессами - криминализацией государственности и огосударствлением криминала.

Криминализация государственности в сегодняшней России предопределяется уникальной ролью коррупции как единственного и де-факто легализованного способа самоорганизации и воспроизведения государственного механизма. Суть проблемы состоит в том, что государственная система в России в ее нынешнем проявлении не может быть названа коррумпированной - она коррупциогенна, поскольку практически не предоставляет государственным чиновникам возможности для некоррумпированного существования, как это имеет, например, место в Швеции, Гонконге, Сингапуре, Голландии.

На высоком государственном уровне сегодня осознаётся, что расцвет пренебрежительного отношения к закону, т.е. нигилизма, - серьёзнейшая угроза для России. Президент РФ Д.А. Медведев констатирует, что Россия - страна правового нигилизма; таким уровнем пренебрежения к праву не может похвастаться ни одно европейское государство [12]. Состояние правовой культуры любой страны - важнейший показатель степени зрелости, развитости ее конкретно-исторической правовой системы. Это в полной мере относится и к современной России. В ее правовой системе, отражается достигнутый на рубеже веков и тысячелетий уровень прогрессивно-правового развития социума. Правовая культура опосредует все основные сферы правовой жизни общества: правотворчество, правоприменение, правосознание, субъективные права, свободы и обязанности граждан, политико-юридические институты, учреждения общества и государства, определяя их особое качественное состояние, которое можно выразить понятием «правокультурность».

Это уровень прогрессивно-правовых достижений, воплощенных в человеческой деятельности и ее результатах, определяющий меру юридической цивилизованности государства и социума, их правовой прогресс, а значит - жизнестойкость и жизнеспособность.

Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы, всех её составляющих: собственно права и выражающего его законодательства, правовой идеологии, юридической практики в её широком понимании. Сообразуясь с историческими особенностями различных народов, она выступает инструментом достижения социальной стабильности. Обращение к истории развития российского общества дает возможность выявить его особенности, наглядно отраженные в правокультуре:

- многовековые пласты патриархально-общинного менталитета с его как отрицательными, так и положительными свойствами;

- конформизм и одновременно нетерпимость, явно пренебрежительное отношение к закону при не менее очевидном уважении к порядку;

- неприязнь к власти в целом и в то же время надежда, вера в доброго, справедливого лидера, вождя;

- при длительном отсутствии значимых демократических свобод постоянное стремление к воле, творческому развитию личности и многое другое.

Исторически сложилось так, что право в России никогда не было востребовано в таких объемах, как на Западе. Не стало исключением и наше время. Результаты социологических исследований показывают, что почти половина взрослого населения занимает отчужденно-настороженную позицию по отношению к праву и закону. Это вызвано столетиями такого отчуждения, отторжения права. В повседневной жизни отношение населения к правовой системе выражается в оценках своей защищенности, несовершенство которое проявляется, в частности, в том, что, по мнению большинства населения (58%), Россия еще не является правовым государством. А в неправовом государстве право для граждан не является ценностью. Характерно, что в массовое правосознание и в повседневную жизнь внедрились элементы субкультуры преступной среды, на фоне чего происходит снижение правового иммунитета общества и повышается терпимость граждан к совершаемым преступлениям и иным правонарушениям [9, с. 7].

Весьма резкую оценку положения дел в российском обществе дал незадолго до смерти в своем интервью известный писатель Г. Вайнер. На вопрос «Российской газеты»: «За кем, по Вашему, будущее России?» - он нелицеприятно ответил: «За «героями» нашего времени. В России, к сожалению, это барыги, казнокрады, взяточники, бандиты, аферисты. Это достаточно массовое явление, ведущее к криминализации не только нравов, но и языка, которым объясняются даже «наверху». В ходу у российских политиков стали выражения, присущие блатному миру. Какие ещё нужны доказательства урканизации?» [1, с. 34].

Несовершенство правовой системы выражается и в низкой степени доверия населения ко всем правоохранительным структурам, судебной и прокурорской власти. Половина россиян, критически, оценивая деятельность современных судов (56%) не доверяет им, многие полагают, что они часто выносят несправедливые приговоры (47%). Противоположная оценка прозвучала только у 24% респондентов. Большинство населения сомневается в независимости органов правосудия. Признают верховенство закона в действиях суда лишь 19% россиян [6, с. 68]. Всё это находит свое соответствующее обоснование в современных российских реалиях. Так, имело место, когда в системе МВД России за год прекратили 354 тыс. уголовных дел: практически каждое 2-е - из-за «отсутствия состава либо события преступления» [10, с. 188].

О том, что в РФ судебная и правоприменительная практика безобразна, вынужден был констатировать глава федеральной службы исполнения наказаний Ю. Калинин, назначенный недавно замминистра юстиции РФ. «По итогам года, - отметил он, - из зала суда освобождаются около 80 тыс. подсудимых, в том числе многие - из-за отсутствия состава преступления... В места лишения свободы поступают лица с приговорами. 15, 18, 20 суток, месяц, два, три месяца. Зачем человека в тюрьму сажать? Загнали его туда., он набрался блох, стал крутым и выходит на свободу асоциальным элементом. Иногда физически и психически больным. А главное - в нём уже живет психология насилия» [3, с. 8]

Характеризуя российское общественное сознание, заслуженный деятель науки РФ Н.И. Матузов подчеркивает, что среди множества противоречий, раздирающих сегодня российское общество, наблюдается и такое, как парадоксально-причудливое переплетение, с одной стороны, тотального правового нигилизма, с другой - наивного правового идеализма. Оба эти явления образуют вместе общую безрадостную картину политико-юридического бескультурья. В первом случае законы откровенно не уважаются, игнорируются, нарушаются, во втором, напротив, им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Но ведь закон, как известно, - это официальное признание факта, протоколирующий реально сложившиеся отношения. По выражению К. Маркса, право не может быть выше экономического строя и обусловленного им культурного развития общества [5, с. 40, 41].

Распространению юридического идеализма способствовало и то, что в России длительное время преобладал чисто прагматический подход к праву (орудие, инструмент, средство, рычаг и т.д.). Оно не рассматривалось как социальная и культурная ценность, гуманистическая идея, институт демократии. В соответствии с этим на право взвалили неподъемный груз, возложив слишком большие надежды, не оправдавшиеся в дальнейшем. В связи с этим В.В. Путин констатировал: «В последние годы мы приняли сотни программ, решений, первоочередных мер. Но раз их так много, значит, они нереальны.» [11].

Сравнивая российскую и немецкую правовую среду, судья Конституционного суда РФ (в отставке) Т.Г. Морщакова отмечает, что в РФ есть законы, нормы, существенно превосходящие Законы других стран по своему качеству, но что несоизмеримо хуже - это исполнение того, что имеется» [7]. Это довольно ощутимо снижает шансы стать высокоразвитым обществом по такому параметру, как правовая культура. Однако современная Россия все же претендует на развитие в русле европейской (западной) цивилизации и ею взяты на себя международно-правовые обязательства [4, с. 697].

В довольно непростых социально-экономических и политико-правовых условиях становления новой российской государственности происходит противоречивый и болезненный период активной перестройки сложившейся правокультурности, возрастают требования, предъявляемые к ее уровню для всех членов социума. Именно от надлежащих составляющих правовой культуры (высокого правосознания граждан, овладения навыками правового поведения, понятных законов, высокоразвитой законодательной

техники и правовой науки, правовых традиций и иных правовых ценностей), будут зависеть качественные достижения государства в правовой сфере.

Правовая культура — чрезвычайно емкое явление. Ее общественная значимость во многом превосходит границы нормативного воздействия права на социальные отношения, так как она, являясь составной частью культуры общечеловеческой, прямо и косвенно влияет на формирование сознания и деятельность личности в самых различных сферах жизни общества. Воплотившись в праве и юридической практике, она представляет собой один из обязательных элементов гражданского общества, правового государства, включающий в себя правовую культуру и населения, и должностных лиц, и органов власти, и государства в целом. По мнению Е.А. Певцовой, в современной науке насчитывается около 250 различных научных позиций по вопросу определения понятия «правовая культура» [8, с. 73], что подчеркивает её многосторонность и многоаспектность.

Исследование отечественными учеными вопросов правовой культуры позволяет вычленить отдельные ее аспекты, создать целостное учение. С точки зрения А.Б. Венгерова, это социально -экономический феномен, в составе которого определяются правосознание, юридические учреждения и пр. С.С. Алексеев считает, что правовая культура включает в себя уровень правосознания, законность, совершенство законодательства и юридическую практику. А.П. Семитко подчеркивает, что ее структурными элементами выступают компоненты правовой системы: правовые тексты, правовая деятельность, правосознание и уровень развития субъекта [13, с. 78]. Правовая культура - это «совокупность правовых ценностей, выработанных человечеством, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества», - считает Н.Н. Вопленко [2, с. 41].

Дискуссии по выяснению содержания этого весьма сложного понятия продолжаются как в философской, так и в юридической науках. Если А.П. Семитко определяет правовую культуру как «качественное состояние правовой жизни общества» [13, с. 78], то З.Ч. Чикеева полагает, что, рассматривая ее только в этом ключе, мы характеризуем лишь внешнюю форму данного явления; внутреннее же ее содержание заключается в развитии самого человека [16, с. 47, 51]. Такую позицию исследовательницы считаем вполне обоснованной, поскольку развитие личности в процессе формирования ее правовых ценностей и их усвоение, несомненно, являются формой существования правокультурности. В этом смысле последняя представляет собой качественное состояние личности, важную связь с нравственностью членов общества, без чего правовая культура попросту невозможна. Одна из причин низкой правовой культуры современного общества - низкий уровень культуры нравственной, без повышения которого нельзя добиться надлежащего состояния подлинной правокультурности.

Правовая культура необходима для укрепления в обществе принципов конституционной, правовой, а не формальной законности с её юридическим позитивизмом, для создания такой социальной справедливости и нравственной атмосферы, в которой человек может свободно жить и плодотворно трудиться, самовыражаться, самореализовываться. Это показатель высокой гражданской активности и ответственности. Гражданин - это человек, обладающий гражданским мужеством и достоинством, готовый встать на защиту основополагающих ценностей открытого общества.

Правовое государство и гражданское общество, его правовая культура - это все феномены взаимообусловливающего ряда. Последняя является обязательным атрибутом гражданского общества и правового государства. На современном этапе она выступает важнейшей детерминантой, обусловливающей успех внедрения в жизнь и функционирования демократических норм и ценностей.

Отсутствие юридического стержня homo juridicus в правосознании россиян определяет их пассивное отношение к фактам попрания своих прав и свобод. Низкая правокультурность населения обусловливает соответствующую правовую культуру должностных лиц, которая, в свою очередь, усугубляется отсутствием в политической практике реальной ответственности госслужащего за нарушение права и неуважение к нему [14, с. 197-204]. Поэтому для России проблема формирования этого феномена, отвечающего духу времени и происходящим общественным переменам, дающего возможностью сохранить самобытность и в то же время, стать «открытым обществом», демократичным, основанным на законе, с активной рыночной динамикой, является первостепенной. В настоящих условиях правокультурность требует не просто совершенствования, а нуждается в постоянном и неусыпном внимании, в подготовке осмысленных программ, в планомерных действиях государственной власти, правовых учреждений, образовательно-просветительной и воспитательной системы. Отсутствие в России зрелых предпосылок (политической, юридической и социально-экономической) формирования гражданского общества, криминализация различных социальных сфер и массовая ориентация людей на естественное физическое выживание тормозят развитие правовой культуры.

Следовательно, правовое строительство в современной России должно быть ориентировано на формирование и поддержание комплексной системы, обеспечивающей в первую очередь правомерное поведение всех граждан, входящих в разнообразные социальные группы, организации и институты. При этом полудемократический режим в России следует поступательно (как это делает Президент России Д.А. Медведев) трансформировать в демократический. Юридический показатель развитого гражданского общества требует функционирования надлежащего правового законодательства, а не лоббированного, а

социально-экономического - наличия среднего класса, который в России составляет, к сожалению, лишь 10 % [15, с. 38].

Особое государственное значение необходимо придать формированию правовых ценностей путем проведения масштабной работы по правовому просвещению и воспитанию граждан, привитию правовой грамотности должностным лицам, разработке Концепции повышения правовой культуры российского общества и механизма её реализации.

Таким образом, правовая культура представляет собой уникальное явление, объединяющнее все, что создано человечеством в правовой сфере. В условиях социально-экономического кризиса и трансформации российского социума феномен правовой культуры приобретает всё более многостороннее и многоаспектное звучание. Без творческого, динамичного развития правокультурности прогрессивное поступательное развитие государственности, стабильное внутриполитическое положение в стране немыслимы.

Список литературы: 1. Вайнер Г. Я еще что-нибудь отчебучу // Рос. газ. -18 июня. - 2009. 2. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура. - Волгоград: 2000. - С. 41. 3. Зона необщего режима // Рос. газ.- 2009. - 9 июля. - С. 8. 4. Кухарчук И.К. Особенности западноевропейской и российской правовой культуры. - М., 2007. - 697 с. 5. Матузов Н.И. Правовой идеализм как «родимое пятно» российского общественного сознания // Правовая культура. - 2008. - № 2 (5) - С. 40, 41. 6. Митрошенков О.А. Отношение населения и госслужащих к существующему правопорядку // Социолог. исследования. - 2005. - N° 5. - С. 68. 7. Морщакова Т. Г. Место и роль национальной культуры в становлении правовой культуры // Мир гуманитарной культуры академика Д.С. Лихачева: Междунар. науч. Лихачевские чтения. - 2006. 8. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Рос. право. - 2004. - № 3. - С. 73. 9. Попов В.В. Правопонимание и правовой нигилизм в российском обществе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М.: Изд-во Акад. МВД России, 2004. - С. 20. 10. Правоохранительные органы стран Балтии / Под ред. А.Н. Соколова. - Калининград: Янтар. сказ, 2004. - 188 с. 11. Путин В.В. Открытое письмо к российским избирателям // Известия. - 2002. -25 февр. 12. Семенихин И.. Дмитрий Медведев и гражданское общество [Электорон. ресурс]. - Режим доступа: www.nasledie.ru. 13. Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Гос-во и право - 1992. - №10. - С. 78. 14. Смоленский М.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: Формула взаимообусловленности // Правоведение. - 2003. - № 1. - С. 197 - 204. 15. Соколов А.Н. Коррупция, гражданское общество и правовое государство (сравнительно-правовой анализ) // Журн. рос. права. - 2008. -№ 8. - С. 38. 16. Чикеева З.Ч. Формирование правовой культуры студенческой молодежи в современных условиях: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1992. - 216 с. 17.Фишер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. -1998. - № 3. - С. 181.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ПРАВОВОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Соколов А.Н, Балаклеец И.И.

В статье представлено многогранное значение правовой культуры в условиях дальнейшего реформирования правовой системы России. Правовая культура определяет меру юридической цивилизованности государства и общества, их правовой прогресс.

Ключевые слова: правовая культура, правовой нигилизм, правовые ценности, закон, правовое государство, гражданское общество

LEGAL CULTURE IN TERMS OF SOCIO-ECONOMIC CRISIS AND LEGAL REFORM IN RUSSIAN

SOCIETY

Sokolov A.N., Balakleets I.I.

In the article many-sided value of legal culture in condition far reforming of legal system Russia is presented. Legal culture determines measure of legal civilization of state and society, their legal progress.

Key words: legal culture, legal nihilism, legal values, the law, law-qoverned state, civil society.

Поступила в редакцию 19.03.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.