Научная статья на тему 'Правовая культура: от истоков к основаниям'

Правовая культура: от истоков к основаниям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1430
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая культура: от истоков к основаниям»

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ОТ ИСТОКОВ К ОСНОВАНИЯМ

И.В. Фабрика, соискатель кафедры теории и истории государства

и права ЮУрГУ

Зарождение русской правовой культуры большинство ученых относит обычно к периоду раннего средневековья. Формирование в относительно стройную систему связывают с началом XIX в. Именно в этот период определялись позиции правоведов приобретали популярность идеи о неотъемлемых правах и свободах человека1. Так, в частности закладывались основы концепции естественного права. Однако она не отвечала принципам официальной государственной политики, поэтому преподавание теории естественного права в учебных заведениях было запрещено и предпочтение отдавалось общей теории законоведения2. В 60-е гг. XIX в. предпринимались попытки создания новой системы правовой культуры, связанной с распространением конституционных иллюзий. В рамках нового юридического мышления развивались основные представления о правовой культуре (Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский, Г.Ф. Шершеневич). Впервые в России заговорили о формировании правового сознания и правовой культуры на общегосударственном уровне.

Понимание правовой культуры как особого качественного состояния правовой жизни формируется в XX в. Но процесс становления отечественного правосознания был прерван в 1917 г. Существенный урон зарождающейся полноценной российской правовой культуре нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании права. Лишь в 60-70-е гг. XX в. исследования проблем, связанных с определением содержания отечественной правовой культуры и путей ее формирования, активизируются (работы Е.В. Аграновской, С.С. Алексеева, В.П. Казимирчука, Д.А. Керимова, Н.М. Кейзерова, В.П. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой и др.). При изучении правовой культуры важно различать ее содержание и уровень развития ее элементов. Содержание определяется направленностью правовой идеологии и правовой политики, а также действующей правовой системой. Уровень правовой культуры - это степень ее интенсивности, насыщенности. Основополагающие под-ходы к формированию содержания современ-

ной дефиниции «правовая культура» были сформулированы еще в 80-е гг. XX в. Правда, это осуществлялось через категорию «социалистическая правовая культура». Заметим, что разработка данного понятия происходила в основном с прикладных позиций без учета социально-философского аспекта проблемы.

Разнообразие подходов привело к тому, что в конце XX в. в отечественной науке сложилось более 200 различных научных точек зрений по вопросу определений понятия «правовая культура». Формирование нового понятийного аппарата, отражавшего реалии изменяющегося общества, позволило по-иному взглянуть на данные объекты правовой жизни, их роль в процессе социализации личности, эволюции всего общества. Так, А.П. Семитко характеризует правовую культуру как качественное состояние правовой жизни общества3. З.Ч. Чикеева полагает, что рассмотрение правовой культуры только как качественного состояния жизни есть лишь констатация лишь внешней формы данного явления4. Внутреннее же ее содержание заключается в развитии самого человека. Таким образом, развитие личности в процессе деятельности по формированию правовых ценностей и их усвоению есть форма существования правовой культуры. Ее структуру можно рассматривать как единство двух подсистем: субстанциональной и функциональной. В первом случае речь идет о фиксации правового опыта общества, граждан, о правовых теориях и идеях, во втором - подразумевается процесс оформления этого опыта в практической правовой деятельности.

До конца XX в. комплексное определение понятия «правовая культура», которое соответствовало бы его сущностному (аксиологическому) содержанию, отсутствовало. Оно не рассматривалось в соотношении с такими категориями, как духовность в ее философской, социальной и правовой интерпретации. Большинство определений носило чисто прикладной характер. В частности акцентировалось внимание на правовой культуре должностных лиц5. Современный этап характери-зуется выработкой целостной ее концепции на

Фабрика ИМ.

Правовая культура: от истоков к основаниям

основе развития юридических знаний, традиций. Развитие правовой культуры в современной России является процессом повышенной социальной значимости. Так, В.И. Каминская и А.Р. Ратинов продемонстрировали более многоаспектный подход к фиксации составляющих элементов этой дефиниции. Они показали, что это система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражению в сознании и поведении людей6. В качестве элементов понятия были выделены право, правовые отношения, государственные органы, организации по реализации права, правовое сознание и правовое поведение. Однако, по мнению Н.М. Кейзерова, указанные элементы недостаточны для определения сущности правовой культуры, к ним необходимо добавить критерии политической оценки права и правового поведения7.

Н.Я. Соколов считает, что правовая культура может рассматриваться как «совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, которые реализуются в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества»8. В литературе закрепилось понимание культуры как совокупности принципов, мировоззренческих установок в области права, подкрепленных профессионально-право-выми знаниями. Это категория общечеловеческих ценностей, она выступает критерием характера российской государственности. Выделяют внешнюю правовую культуру как совокупность идей, представлений о праве, его месте в социальных отношениях и внутреннюю, с позиции которой осуществляется исследование путей формирования системы права.

Исследование вопросов правовой культуры позволило отечественным правоведам вычленить отдельные ее аспекты, создать целостное учение. По мнению А.Б. Венгерова, правовая культура - это социально-экономический феномен, в составе которого определяется правосознание, юридические учреждения. С.С. Алексеев считает, что правовая культура включает в себя уровни правового сознания, законность, совершенство законодательства и юридическую практику. А.П. Семитко подчеркивает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты правовой системы - правовые тексты, правовая деятельность, сознание и уровень развития субъекта9. Подобная ее

структура - недостаточно полная, ибо в ней содержатся характеристики, которые не являются самостоятельными элементами данного понятия. Например, весьма расплывчаты такие элементы, как «уровень совершенства законодательства» или «юридическая практика».

Важнейшим показателем правовой культуры общества выступает уровень правосознания людей. Существенный вклад в учение о правосознании внес известный правовед И.А. Ильин. Его концепция трактует правосознание как еще более значительный феномен, чем право. Оно понимается как «естественное чувство права и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта», как «особого рода инстинктивное правочувствие» - некая универсалия, которая имеет формально-юридическое, естественно-правовое измерение10.

Российское право было действительно сильно обеднено искусственной изоляцией от процессов, происходивших в мире, а также жесткими идеологическими рамками советской эпохи. Повлиял правовой нигилизм, являвшийся характерной чертой большевистской идеологии, и та глубочайшая подозрительность и враждебность по отношению к буржуазной законности и западной науке, которая лежала в основе концепции построения социализма в одной стране. В результате российское право и правовая наука оказались отрезаны от своих собственных богатых традиций и исторического опыта Запада.

В современном российском праве происходят глубокие изменения в развитии правовой культуры. На процессы эволюции отечественной правовой культуры оказывают воздействие как внешние, так и внутренние факторы, связанные, прежде всего с расширением информационного поля, особым во многом криминальным характером рыночных отношений в нашей стране и т.п. Необходимость реализации конституционных положений по защите прав человека и гражданина выдвигает правовое воспитание граждан в разряд ведущих направлений деятельности и государства, и политических структур.

1 Хойман С.Е. Взгляд на правовую культуру предреволюционной России // Государство и право. - 1991. -№ 1.-С. 22.

2 Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание

и управление правовоспитательным процессом в совре-

менном российском обществе: дис... канд. юрид. наук. -

Ростов н/Д, 1999. - С. 22.

Серия «Право», выпуск 9

35

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

3 Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия и прогресс: монография. - Свердловск, 1990. - С. 43.

4 Чикеева З.Ч. Формирование правовой культуры студенческой молодежи в современных условиях: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1992. - С. 123.

5 Мирзоев Г.Б. Правовая культура адвоката: монография -М., 1995.-С. 58.

6 Каминская В.И. Правовое сознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. - 1974. - С. 43.

7 Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы. - М., 1983.

8 Сальников В.П. Юристы и формирование правовой культуры граждан в правовом государстве // Методологические проблемы воспитательной работы в органах внутренних дел и внутренних войск. - СПб., 1991. -С. 3-10.

9 Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия и прогресс: монография. - Свердловск, 1990. - С. 21.

10 Ильин И А Собр. соч. -М, 1993.-Т.2.-С. 140,142-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.