звать комплексные вербально-невербальные сочетания, например, манеры, поведение участников ситуации. Единицами высшего уровня можно считать сами этикетные ситуации, которые включают в себя единицы низшего уровня в разных соотношениях. Таким образом, сущностной характеристикой речевого этикета является его системный характер, включающей вербальные и невербальные компоненты. Исследователь полагает, что «наиболее ярким свидетельством системного характера этикета является то, что отсутствие предполагаемого этикетного знака в типовой ситуации воспринимается не менее, а порой и более напряженно, чем его наличие»10.
Под невербальным этикетом в целом (невербальным этикетным поведением) понимается множество частных невербальных этикетов - соответственно, жестовый, позо-вый, визуальный и т.п., т.е. правила, которые регламентируют общение и которым люди должны следовать в конкретных этикетных ситуациях. Обычное невербальное семиотическое поведение необязательно ориентировано на партнера и может выражать внутреннее состояние человека (симптоматическое поведение), а невербальное этикетное поведение всегда коммуникативно и диалогично, так как направлено на партнера и обусловливается целым рядом разнообразных коммуникативно-ориентированных призна-
ков. Опираясь на данные положения, можно сказать, что этикет, т.е. общие этикетные закономерности и конкретные правила поведения, представляют сложно организованное взаимодействие вербальных и невербальных этикетных компонентов.
В связи с рассмотрением вопроса о невербальных компонентах речевого этикета следует выделить следующие виды невербального этикета: паралингвистический, кинетический, визуальный, аудиальный, тактильный, гастрономический, проксемный, временной, системологический и этикет запахов. Проблема формирования невербальных компонентов речевого этикета относится к числу актуальных в теории и практике современной педагогики.
Примечания
1 См.: Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М., 2002.
2 См.: Гулакян Б.С., Меликян Л.В. Проблемы речевого и неречевого этикета в системе обучения иностранным языкам // Рус. яз. в шк. 1988. №5. С .17-21.
3 См.: Формановская Н.И. Указ. соч.
4 См.: Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1983.
5 См.: Гулакян Б.С., Меликян Л.В. Указ. соч.
6 Там же.
7 Цит. по: Трофименко В.Э. Поговорим об этике. М., 1991. С.91.
8 См.: Сюлже С. Жесты, мимика, интонация. СПб., 1997. С.91.
9 Байбурин А.К. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л., 1990.
10 Байбурин А.К. Указ. соч. С.8.
УДК 74
ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
А.Е. Скобелев
Саратовский военный институт внутренних войск МВД России E-mail: [email protected]
В статье на основе мнений ведущих специалистов в данной сфере проводится анализ правовой культуры и раскрывается ее структура.
Ключевые слова: правовая культура, правовая организация, правосознание.
Definition, Structure and General Characteristics of Legal Culture
A. Ye. Skobelev
The author analyzed the definition of legal culture due to the leading specialists’ minds. There had been represented the structure of legal culture.
Key words: legal culture, legal organization, legal awareness.
В переводе с латинского слово еиНига означает «возделывание», «воспитание». Более полно культуру можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.
Разновидностью культуры является правовая культура, представляющая собой важную составную часть общей культуры.
© А.Е. Скобелев, 2QQ9
До конца ХХ в. комплексное определение понятия «правовая культура», которое соответствовало бы его сущностному (аксиологическому) содержанию, отсутствовало. Оно не рассматривалось в соотношении с такой категорией, как духовность в ее философской, социальной и педагогической интерпретациях. Большинство определений носило чисто прикладной характер. В частно -сти, акцентировалось внимание на правовой культуре должностных лиц1.
Рассматривая данное понятие в более широком аспекте, В.И. Каминская и А.Р. Ратинов показали, что это система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражению в сознании и поведении людей2. В качестве элементов понятия были выделены право, правовые отношения, государственные органы, организации по реализации права, правовое сознание и правовое поведение. Однако, по мнению Н.М. Кейзерова, указанные элементы недостаточны для определения сущности правовой культуры, к ним необходимо добавить критерии политической оценки права и правового поведения3 .
Н.Я. Соколов считает, что правовая культура может рассматриваться как совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, которые реализуются в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества4.
Исследование отечественными учеными вопросов правовой культуры позволило вычленить отдельные ее аспекты, создать целостное учение. По мнению А.Б. Венгерова, правовая культура - это социально-экономический феномен, в составе которого выделяются правосознание, юридические учреждения и проч. С.С. Алексеев считает, что правовая культура включает в себя уровни правового сознания, законности, совершенства законодательства и юридическую практику. На наш взгляд, такое определение структуры не полно, ибо в нем содержатся характеристики, которые не являются самостоятельными элементами данного понятия, например, весьма расплывчаты «уровень совершенства законодательства» или «юридическая практика». А.П. Семитко подчеркивает, что структурными элементами правовой
культуры выступают компоненты правовой системы - правовые тексты, деятельность, сознание и уровень развития субъекта5.
Вопрос о структуре правовой культуры в отечественной юридической литературе является дискуссионным. Некоторые, в частности В.П. Сальников, считают, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в роли эталонов поведения: «право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов»6.
Другие авторы включают в число структурных элементов и правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регу-
7
лирование и исполнение права , а также критерии политической оценки права и правового поведения, правовую науку. В качестве элемента правовой культуры выделяют также уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов).
Суммируя данные компоненты, мы получим следующую структуру правовой культуры: правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов, государственные правовые институты, юридическая наука, юридические акты.
Важнейшим показателем правовой культуры общества выступает уровень правосознания общества. Существенный вклад в учение о правосознании внес И.А. Ильин, который доказывал, что правосознание представляет собой еще более значительный феномен, чем право. Оно понимается как «естественное чувство права и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта», как «особого рода инстинктивное правочувст-вие» - как некая универсалия, которая имеет формально-юридическое, естественно-правовое измерение.
Исходя из вышеизложенного, учитывая обозначенные выше компоненты правовой культуры, её можно представить как совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации).
Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном пространстве, полностью она не совпадает ни с одним ви-
дом культуры (материальной, духовной, политической и т.д.), создавая уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов. Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям. В целом правовую культуру можно определить как совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере8, как достигнутый уровень развития в правовой (и государственно-правовой) орга-
„9
низации жизни людей .
Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него, но она шире, так как включает в себя помимо знания и оценки права юридически значимое поведение людей (положительный тип отношений к правовым явлениям, который выражается в деятельности индивида, юридических учреждений). Поэтому можно сказать, что правовая культура - это правосознание, реализованное в повседневной жизни (в правовых отношениях, деятельности правовых институтов, поведении людей и т.д.).
В отечественной юриспруденции существует понимание правовой культуры в широком и узком смыслах10. В широком смысле она включает в себя все правовые явления и институты: законодательство, юридические учреждения, деятельность государственных органов (юридическую практику), правовое поведение граждан и сознание, таким образом, правовая культура отождествляется с правовой системой. Понимание правовой культуры в узком смысле связано с характеристикой правовой деятельности, ее уровня, направленности, форм и способов, что и обусловливает качество правовой жизни.
Правовая культура немыслима без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления. Она выступает как социальное явление, имеющее ярко выраженную цель, охватывающее всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии11.
Исходя из понимания правовой культуры как комплекса представлений о праве, его реализации и деятельности государственных
органов, должностных лиц, структурными элементами правовой культуры можно считать:
право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;
правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности;
правовые отношения как правовое поведение, деятельность12.
Первым элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Любой юридический акт должен быть правовым, т. е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т.е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население в целом и его социальные, возрастные, профессиональные группы, каково его эмоциональное отношение к закону, суду, различным правоохранительным органам, какова установка граждан на соблюдение или несоблюдение правовых предписаний и т.д. Это второй элемент правовой культуры13.
Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, поэтому третьим элементом правовой культуры является уровень развития правовой деятельности.
Правовая культура выполняет в обществе ряд функций: познавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, коммуникативную и прогностическую. Первая заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Она тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества.
Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования общества путем предписания индивидам и соци-
альным группам стандартов общественно полезного поведения. Правовая культура обеспечивает согласование и подчинение социальных устремлений и идеалов различных групп правовым предписаниям общества и тем самым вносит упорядоченность в общественные отношения14.
Нормативно-ценностная функция состоит в «изменении» индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права. В результате культурно-правовой оценки одни элементы правовой действительности получают одобрение, другие подвергаются критическому осмыслению.
Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.
Прогностическая функция выражается в способности предвидеть возможные направления развития правовой системы, правотворчества и реализации права, юридической практики, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.
Правовая культура общества не представляет собой единого целого. Она распадается на виды, которые вычленяются на основе следующих критериев. С точки зрения носителей правовой культуры, её подразделяют на правовую культуру общества, группы и личности15.
Индивидуальная правовая культура означает правовую образованность человека, включая высокое правосознание, умения и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм.
Правовая культура личности включает в себя следующие основные элементы:
правосознание человека (знание и понимание права, уважительное отношение к закону и т.д.);
привычку к правомерному, законопослушному поведению;
правовую активность личности, т. е. умение эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей, реализации субъективных прав и свобод.
Групповая правовая культура (группы, коллектива) выражается в заинтересованности в результатах общего труда, в обеспечении высокой организованности и правопорядка.
Правовая культура общества гарантирует соблюдение объективных прав и свобод, правовой активности граждан, уважение к правосудию, готовности соблюдать и исполнять законы, совершенствование законодательства, повышение уровня правосознания должностных лиц, их убежденность следовать нормам права, эффективность работы правоохранительных органов, наконец уровень законности и правопорядка.
Вся в целом правовая культура взаимосвязана с политической, нравственной, этической и иными видами культуры и является выражением общественного культурного состояния общества.
По степени познания правовых явлений и их использования выделяют: обыденный уровень правовой культуры, профессиональный и теоретический.
Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм в его многообразных проявлениях и формах - от недооценки и неуважительного отношения к праву до его полного игнорирования и отрицания. Правовой нигилизм - это всегда и государственный нигилизм, поскольку отрицание права включает в себя, по существу, и отрицание государства как правовой организации публичной власти. Он может выступать в двух разновидностях или формах - теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые - философы, политологи - доказывают, что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека16. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты, в конечном счете, в преступную клику.
Правовой нигилизм представляет собой отрицание социальной и личностной ценности права, отношение к нему как к малозначительному и несовершенному регулятору общественных отношений. Преодоление правового нигилизма возможно в результате принятия качественных законов, повышения роли суда в защите законных прав и, конечно же, повышения уровня правовой культуры. Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан.
Примечания
1 Ершова Л.А. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991; Мирзоев Г.Б., Кейзеров Н.М. Правовая культура адвоката. М., 1995; Сальников В.П., Соколов Н.Я. Юристы и формирование правовой культуры граждан в правовом государстве // Методологические проблемы воспитательной работы в органах внутренних дел и внутренних войск. СПб., 1991. С.3-10.
2 Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правовое сознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С.43.
Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы. М., 1983.
4 См.: Сальников В.П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел. Л., 1988.
5 Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия и прогресс. М., 2007. С.21.
6 Сальников В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства // Демократия и законность. Самара, 1991. С.152.
7 Каминская В.И., Ратинов А.Р. Указ. соч. С.43.
8 Власов В.И. Теория государства и права: Учебник. Ростов н/Д, 1997. С.370.
9 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. М., 2000. С.272.
10 См.: Власов В.И. Указ. соч.
11 Профессиональная этика работников правоохранительных органов: Учеб. пособие. М., 1998. С.98.
12 Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учеб.-метод. пособие. М., 1999. С.297.
13 См.: Каминская В.И., Ратинов А.Р. Указ. соч.
14 Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Известия вузов. Сер. Правоведение. 1998. №3. С.12.
15 Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учебник. М., 2002. С.417.
16 Пермяков Ю. Лекции по философии права. М., 1999. С.94.