УДК 342:340
В. С. Бялт, А. В. Демидов
Правовая культура общества: теоретико-правовая характеристика
В статье раскрывается понятие и сущность правовой культуры общества. Показывается значимость правовой культуры для общества на современном этапе развития человечества. Кроме этого, формулируется и обосновывается вывод о том, что правовая культура тесно связана как со всем обществом в целом, так и с каждым человеком по отдельности.
The article reveals the concept and essence of legal culture of society. Shows the importance of legal culture for the society at the present stage of human development. In addition, formulates and substantiates the conclusion that the legal culture is closely concerned with society as a whole and with each person individually.
Ключевые слова: правовая культура; общество; личность; правовой нигилизм.
Key words: legal culture; society; personality; legal nihilism.
XXI век - это период интенсивного процесса становления и формирования правового общества. И именно правовой культуре в данном процессе отводится большое значение. Во многом такая ситуация объясняется тем, что правовая культура является наиболее многосторонним, многогранным явлением, при этом существуют и определенные сложности в ее понимании (на данное обстоятельство указывают многочисленные дискуссии, проводимые в научных кругах).
Несомненно, правовая культура - это аспект общечеловеческой культуры. Она нашла свое отражение в праве, юридической практике, стала базисным элементом гражданского общества, включая в себя правовую культуру как населения, так и государственных органов власти и их должностных лиц, а соответственно и правовую культуру всего государства в целом.
Правовую культуру необходимо воспринимать в качестве внутренней, ментально-духовной стороны всей правовой системы общества. Именно данный вид культуры пронизывает и присутствует в правосознании, праве,
© Бялт В. С., Демидов А. В., 2018
возникающих правовых отношениях, правопорядке, законности, в различной юридической деятельности и т. д. Бытует мнение, что именно посредством правовой культуры возможно достичь социальной стабильности в обществе и государстве, что имеет огромную практическую значимость.
На сегодняшний день, когда идет интенсивный процесс построения и разработки правовой культуры, можно столкнуться с целым рядом существенных трудностей, одна из которых заключается в том, что до сих пор отсутствует единое понимание категории «правовая культура». В большинстве случаев анализ правовой культуры происходит в параллели с такими категориями, как «политическая культура», «служебная культура» и т. д., в то время как единая концепция правовой культуры до сих пор отсутствует.
Так, согласно представлениям юридической науки 60-70 гг. XX в. правовая культура рассматривалась в двух самостоятельных аспектах:
- идейно-правовое состояние, характерное для всего общества в целом на конкретном этапе его развития;
- совокупность имеющихся знаний, представлений о праве, способности надлежащим образом применить закон в конкретной ситуации, обеспечить надлежащее исполнение требований права.
В. И. Иванов полагал, что правовая культура - это не что иное, как соответствие деятельности субъектов прав наивысшим его достижениям при осуществлении регламентации существующих общественных отношений. Правовая культура общества представляет собой один из базисных основополагающих элементов, который характерен для любого государства.
На сегодняшнем этапе развития права существует весьма значительное количество подходов, посредством которых можно объяснить понятие и сущность правовой культуры общества, ее значимость для всего человечества в целом. Так, одним наиболее верных подходов был предложен В. И. Каминской и А. Р. Ратиновым. Согласно позиции данных исследователей, правовая культура общества рассматривается в качестве системы определенных элементов, имеющих идеальный характер, относящихся к сфере права и отражающихся в сознании, а также поведении людей и всего общества в целом [6, с. 55-61]. Ряд ученых придерживается мнения о том, что правовая культура общества является составной частью общей культуры [7, с. 221]. Правовая культура - это весьма многозначительная характеристика, присущая жизни общества. Фактически ее необходимо понимать в качестве высокой, а также емкой формы правосознания. Необходимо учитывать то обстоятельство, что правовая культура общества имеет весьма сложную
внутреннюю структуру. Тем не менее, такая особенность не вызывает особого удивления, поскольку, являясь частью общей культуры общества, правовая культура также претерпевает различные воздействия извне и постоянно меняется.
Среди исследователей до сих пор отсутствует единое мнение, которое бы позволило сформулировать и выделить основные элементы правовой культуры. Так, по мнению А. Р. Ратинова, в качестве таких основных элементов необходимо обозначить: право; правоотношения; различные государственные органы, а также организации, посредством которых происходит реализация правовых норм; правосознание; правовое поведение [6, с. 57].
Согласно позиции Р. А. Ромашева, в структуру правовой культуры общества входят четыре основных элемента: различные уровни правосознания; законность; совершенство законодательства; юридическая практика [8, с. 7].
Интересным представляется то обстоятельство, что в России на процесс становления и развития правовой культуры общества весьма негативное воздействие оказывает так называемый правовой нигилизм (т. е. отрицание различных ценностей, морали и т. д.) [4, с. 51]. Именно поэтому государство должно предпринять все необходимые меры, направленные на минимизацию нигилизма в российском обществе. Правовая культура общества - это специфическое социальное явление, которое в некоторых случаях может восприниматься как качественное правовое состояние личности, а соответственно, и всего общества в целом.
Материалы исследований, касающиеся правовой культуры, накопленные к XXI в., необходимы для того, чтобы в полном объеме понять сущность категории и ее значение для общества, а соответственно, и всего человечества в целом. Вместе с тем в каждом конкретном случае на первый план выходит строго определенный критерий в понимании данной разновидности культуры. С позиции повышенной роли человека в правовой жизни общества является весьма целесообразным сделать акцент на функционально-содержательном аспекте правовой культуры общества. В данном контексте правовая культура общества рассматривается в качестве самостоятельной разновидности общественной культуры, в которой как раз и отражается уровень правосознания, законности, процесса совершенствования правовых норм и т. д.
В соответствии с позицией Г. И. Балюк (придерживалась так называемой деятельностной концепции), правовая культура - это не что иное, как совокупность ценностей, которые формируются людьми в сфере права. Иначе говоря, правовая культура подразумевает включение в себя таких
составляющих, как само право (как объективное, так и субъективное); правосознание; правовые отношения; состояние законности; уровень совершенствования всей законотворческой деятельности; правоприменительную практику [2, с. 126].
В. П. Сальников придерживается мнения о том, что при таком понимании правовая культура - это не что иное, как определенная юридическая надстройка. Фактически, это социальное явление, которое включает в себя компоненты юридической реальности, что имеет огромную практическую значимость [9, с. 98].
При таком подходе либо может возникнуть сомнение относительно существования правовой культуры общества, либо должно быть более детально обозначено содержание правовой культуры, которое придаст ей индивидуальность.
Данный вывод можно сделать как из вышеприведенного перечня ценностей правовой культуры (принципы, формы и институты народовластия, структура, механизм политической и правовой системы общества и пр.), так и из прямого его указания на то, что существует «особая система правовой культуры, включающая основные правовые (и не только правовые) ценности...».
Правовая надстройка рассматривается совместно с правовой культурой в связи с тем, что понятия, характерные для данных явлений, соответствуют различным теоретическим уровням: философскому (исторический материализм); конкретно-социологическому.
Предполагается, что правая культура общества может быть объектом изучения исторического материализма, а также изучаться и на конкретно-социологическом уровне.
Правовая культура общества должна быть в обязательном порядке подвержена и анализу с позиции философии, поскольку является составным элементом всей культуры в целом. Но такой подход не указывает на то, что правовая культура общества должна быть приравнена к юридической надстройке.
Правовая культура общества - это уровень, посредством которого возможно определить качественное состояние всей правовой системы, состояние правосознания, правового поведения отдельно взятой личности [14, с. 88].
Получается, что правовая культура общества - это не что иное, как уровень правосознания, а также правовой активности общества. Соответственно, наиболее полно структуру правовой культуры можно обозначить в виде таких элементов, как уровень правосознания и правовой активности
общества; степень прогрессивности юридических норм; степень прогрессивности юридической деятельности.
Поскольку правовая культура общества выступает как составная часть общей культуры, то для нее характерны такие факторы, как наличие реальной потребности в праве, правовых нормах; наличие состояния законности в государстве; весьма интенсивное развитие в обществе юридических наук, а также юридического образования; постоянное совершенствование законодательства; соотношение внутригосударственного права с международным правом; эффективная деятельность государственных органов; осуществление защиты прав личности.
Для современной юридической науки правовая культура - это неоднозначная категория. А. Б. Венгеров в своих трудах придерживается позиции о том, что правовая культура - это наиболее всеобъемлющая форма правосознания. При этом необходимо учитывать, что правосознание охватывает только духовную сторону общества, тогда как правовая культура подразумевает включение как духовных характеристик, так и различных юридических учреждений, их организацию, отношения, возникающие внутри таких учреждений [5, с. 221].
Согласно позиции Т. В. Синюкова, правовая культура - это определенная сфера человеческой практики, которая подразумевает включение в себя ценностей, норм, различных правовых институтов, процессов. Именно правовая культура должна надлежащим образом сформировать и оформить правовую ориентацию людей в конкретном обществе [10, с. 118].
Интересной представляется позиция С. С. Алексеева. Так, по его мнению, правовая культура - это состояние правосознания, состояние, для кото -рого характерно совершенствование имеющегося законодательства, практического применения такого законодательства, развитие права как определенной социальной ценности [1, с. 54]. Иными словами, получается, что правовая культура является неким «юридическим богатством» всего общества.
А. Ф. Черданцев выдвинул точку зрения о том, что правовая культура - это сложное, многогранное понятие, а соответственно ее необходимо рассматривать с двух позиций:
1) согласно «широкому подходу» правовая культура - это все то, что было создано человеком в правовой сфере (сюда, например, необходимо отнести само право, правовую науку, правосознание и т. д.). Соответственно, уровень правовой культуры определяет состояние юридической науки, уровень разработанности различных нормативно-правовых актов, состояние законности и правопорядка, которое присуще для государства;
23
2) сторонники «узкого подхода» правовую культуру рассматривают в качестве уровня знаний права различными членами общества, поэтому она воспринимается как развитие у них уважительного отношения к праву и закону [13, с. 341].
В России, к сожалению, уровень правовой культуры еще не достаточно высок [11, с. 19]. Это объясняется не только наличием элементов криминализации российского общества, но и тем, что даже законопослушные граждане не всегда считаются с действующим законодательством.
Так, можно указать несколько основных требований, предъявляемых к правовой культуре и которые пока не в полном объеме реализованы в Российском государстве. Во-первых, это уважение к закону. Отсутствие такого уважения - это одна из главных бед России [2, с. 40]. Даже если обратиться к истории, право понималось как некий приказ, который необходимо исполнять в обязательном порядке для того, чтобы избежать возможного наказания, а не как норма, которая призвана положительно сказаться на обществе и государстве. Такой подход к закону был характерен для разных этапов истории России. Было время, когда процветал правовой нигилизм, основанный на полном неуважении к закону [12, с. 83].
Во-вторых, знание законов - законы необходимо знать. Это во многом объясняется тем, что незнание законов не освобождает от ответственности, что необходимо учитывать. Невысокая юридическая грамотность населения, к сожалению, положительно сказывается на деятельности мошенников, а также недобросовестных чиновников. На сегодняшний день найти различную юридическую литературу не составляет проблемы, но юридическая грамотность населения по-прежнему остается на весьма низком уровне. Именно поэтому население весьма часто ощущает себя юридически незащищенным.
В-третьих, все возникающие конфликты и споры необходимо разрешать в рамках «правового поля», а не за его пределами. В России же лишь значительно небольшой процент дел доводится до судебного разрешения.
Движение в направлении правовой культуры в России происходит весьма медленно. И до сих пор мы продолжаем жить не по нормам правовой культуры. Поэтому можно говорить о своеобразном кризисе права. Пока нет порядка в юридической системе государства, не могут быть успешно решены ни экономические, ни политические задачи общественного развития.
Таким образом, подводя итог, можно сказать о том, что правовая культура общества - это залог успеха и дальнейшего эффективного развития государства, поддержание и совершенствование положений национального
законодательства. Именно поэтому правовая культура общества является необходимым составным элементом любого развитого государства.
Современные этапы развития правового государства должны быть тесно связаны с процессом формирования правовой культуры. Поскольку именно данные категории определяют качественное состояние всей правовой жизни общества. Для российского общества все еще характерно наличие неких элементов правового нигилизма, который негативно сказывается на процессе формирования правовой культуры в стране. Правовая культура будет сформирована только в том случае, когда общество начнет использовать правила, способы, методы в своих целях, во блага общества и государства. Именно тогда можно будет говорить о правовой культуре как существующем явлении.
Список литературы
1. Алексеев С. С. Теория права. - М.: БЕК, 1995.
2. Балюк Г. И. Взаимосвязь правовой культуры и социалистической демократии. - Киев, 1984.
3. Бялт В. С., Демидов А. В. Разделение властей в историко-правовой мысли России // Ленингр. юрид. журн. - 2017. - № 1 (47).
4. Бялт В. С., Демидов А. В. Перспективы становления гражданского общества в Российской Федерации // Ленингр. юрид. журн. - 2017. - № 2 (48).
5. Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М., 1998.
6. Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М., 1994.
7. Немов Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - М., 2008.
8. Ромашев Р. А., Шукшина Е. Г. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде // История гос-ва и права. - 2006. - № 2.
9. Сальников В. П. Правовая культура. - М.: Наука, 2000.
10. Синюкова Т. В. Правовая культура // Теория гос-ва и права: курс лекций. - Саратов, 1995.
11. Смоленский М. Б. Правовая культура и идея государственности // Гос-во и право. - 2009. - № 4.
12. Хамитова Г. Ш. Правовой нигилизм молодежи: причины. Пути преодоления // Право и управление. XXI век. - 2011. - № 1.
13. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. - М., 1999.
14. Шаповалов И. А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания // Гос-во и право. - 2005. - № 4.