Научная статья на тему 'Правовая культура: статика и динамика понимания'

Правовая культура: статика и динамика понимания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
879
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / СТАТИЧЕСКОЕ И ДИНАМИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / УЧАСТНИКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ / РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / LEGAL CULTURE / LEGAL CONSCIOUSNESS / STATIC AND DYNAMIC UNDERSTANDING OF LEGAL CULTURE / PARTICIPANTS OF LEGAL RELATIONS / DEVELOPMENT OF SOCIETY AND STATE / LEGAL VALUES / LEGAL ACTIVITIES / HUMAN RIGHTS / LEGAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богатова Евгения Владимировна

В статье исследуется правовая культура в двух аспектах: статическом и динамическом. Автор обосновывает убеждение в том, что правовая культура личности, объединений и общества зависит от многих факторов в социально-экономической, духовно-нравственной, политико-правовой сферах жизни. Правовая культура, включая в себя правовые установки, качество правовой деятельности и юридическую практику, трансформируется в условиях возникновения и развития социальных отношений и процессов. По мнению автора, юридической науке необходимо оставить предметом анализа традиционное понимание правовой культуры с учетом современных реалий правовой действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the legal culture in two aspects: static and dynamic. The author substantiates that the legal culture of personality, of unions and society depends on many factors in socio-economic, moral, political and legal life. Legal culture, including legal concepts, the quality of legal work and legal practice, transforms in terms of the beginning and development of social relations and processes. In author’s opinion legal science must be the subject of the analysis considering the traditional understanding of legal culture taking into account modern reality of legal concept.

Текст научной работы на тему «Правовая культура: статика и динамика понимания»

УДК 340.114.5 ББК 67.021

Богатова Евгения Владимировна Bogatova Evgenia Vladimirovna

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического института Красноярского государственного аграрного университета.

Senior Lecturer, Department of Theory and History of State and Law, the Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. E-mail: [email protected]

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: СТАТИКА И ДИНАМИКА ПОНИМАНИЯ Legal culture: statics and dynamics of understanding

В статье исследуется правовая культура в двух аспектах: статическом и динамическом. Автор обосновывает убеждение в том, что правовая культура личности, объединений и общества зависит от многих факторов в социально-экономической, духовно-нравственной, политико-правовой сферах жизни. Правовая культура, включая в себя правовые установки, качество правовой деятельности и юридическую практику, трансформируется в условиях возникновения и развития социальных отношений и процессов. По мнению автора, юридической науке необходимо оставить предметом анализа традиционное понимание правовой культуры с учетом современных реалий правовой действительности.

Ключевые слова: правовая культура, правосознание, статическое и динамическое понимание правовой культуры, участники правоотношений, развитие общества и государства, правовые ценности, правовая деятельность, права человека, законные интересы.

В условиях прогрессивного развития различных групп отношений (межгосударственных, внутринациональных, экономических, торговых, финансовых и других) совершенствуется законодательство, меняется социально-экономический и политико-правовой климат в государстве. Как в любой коммуникативной системе, между государственным аппаратом и населением (гражданами) возникает обратная связь: с одной стороны, государственные органы формируют правила поведения в правовом поле, в том числе путем принуждения, с другой стороны, общество в процессе восприятия, осознания, переживания вырабатывает собственную оценку действий государственных структур через призму накопленного исторического опыта, социально-нравственных и духовных установок. Заметим, что данная оценка может иметь как позитивный, так

The article examines the legal culture in two aspects: static and dynamic. The author substantiates that the legal culture of personality, of unions and society depends on many factors in socio-economic, moral, political and legal life. Legal culture, including legal concepts, the quality of legal work and legal practice, transforms in terms of the beginning and development of social relations and processes. In author's opinion legal science must be the subject of the analysis considering the traditional understanding of legal culture taking into account modern reality of legal concept.

Keywords: legal culture, legal consciousness, static and dynamic understanding of legal culture, participants of legal relations,development of society and state, legal values, legal activities, human rights, legal interests.

и негативный характер. Таким образом, в процессе эволюции государства в социуме формируется система правовых ценностей, установок, традиций, которые передаются будущим поколениям и укореняются в общественном сознании.

Важным аспектом правовой деятельности остается не только формирование, но и развитие, закрепление в общественном сознании как профессиональной, так и социальной, обыден-

и ^ ______ __Г) ______

ной правовой культуры. В данном ключе речь должна идти о качественной правовой характеристике развития общества и государства. Так, по мнению А. П. Семитко, правовая культура - это не только уровень развития нормативных и индивидуальных юридических актов, но и уровень развития правовой деятельности, всего права, правового сознания, это правопси-хологический климат, правовые ценности, идеа-

лы, традиции и обыкновения, и главное - это реальное правовое положение личности в государственно-организованном обществе, уровень ее прав и свобод, гарантированных государством [1, с. 37-38].

Правовая культура есть отражение трансформации социально-нравственных традиций (обычаев) и уровня образования, формируемых в процессе развития социума и государства путем закрепления прав и свобод в нормативных правовых актах и отношения личности и общества к данному субъективному праву и законному интересу. По нашему мнению, к наиболее удачному определению правовой культуры с позиции ее статического понимания относится следующее: правовая культура - это качественные характеристики социальных и правовых ценностей и предписаний, которые, в определенной мере являясь правовыми средствами, обеспечивают эффективное достижение личностью, общественными объединениями, иными участниками правоотношений своих прав, свобод и законных интересов, а также выполнение (соблюдение) возложенных на них обязанностей (запретов).

В то же время правовая культура может быть реализована при одновременном наличии следующих элементов: понимания, осознания и действия (в некоторых случаях - бездействия) в соответствии с законом субъектов правоотношений, а именно, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов (организаций, корпораций, индивидуальных предпринимателей и других), граждан.

Понимание правовых норм характеризуется восприятием субъекта конкретной нормы в соответствующем нормативном правовом акте сквозь призму своих законных интересов путем соотношения: норма права способна реализовать (воплотить) и урегулировать (защитить) законные интересы гражданина, общества, государства; она соотносится с общепринятыми принципами морали и справедливости; преобразуется вслед за социально-экономическими и геополитическими изменениями. Своего рода принцип справедливости формулируется так: «за нарушение моего права должно быть соразмерное ухудшение положения моего обидчика». Осознание права проявляется через понимание и усвоение (при-

нятие) субъектом содержания нормы права, реализуется как соотношение законного интереса и субъективного права. По своей сути право представляет систему норм, которые регламентируют и регулируют общественные отношения, являются общеобязательными и охраняются государством от нарушений [2, с. 114]. В то же время с помощью правовых норм определяются правила поведения субъектов различных правоотношений.

К понятию права допустимо применение и таких терминов, как «легальный» и «легитимный», что в свою очередь может служить одним из индикаторов развития правового сознания и правовой культуры в государстве. Хотя правовая культура личности, общества не может появиться сама собой или быть навязанной государством, она формируется в процессе «осознанного принятия системы ценностей большинством населения, заинтересованного в том, чтобы поддерживать демократические правовые стандарты, обеспечивать гуманистические правила общежития и собственную социально-правовую защиту» [3, с. 15].

Поэтому при характеристике правовой культуры важно обозначить две ее стороны: статическое значение и динамическое понимание. С позиции статического понимания правовой культуры можно говорить о следующем.

1 . Правовая культура личности - это ценностное качество конкретного общества, которое может включать в себя отдельные аспекты, к таковым в специальной литературе относят: а) традиционную правовую культуру, характеризуемую состоянием господства авторитета, социально-правовой иерархией и возможностью подавления иной формы мышления и поведения; б) правовую культуру модерна, в основе которой лежат права человека, свободы индивидуума, справедливости; в) правовую культуру постмодерна, для которой характерен правовой плюрализм и признание необходимой свободы индивидуума, многообразия правовых культур, концепций, течений [4, с. 77].

2. Правовую культуру можно определить как субстанциональное явление, которому следует дать отдельные (соответствующие) характеристики: основные и дополнительные функции в механизме правового регулирования; состояние и уровень качественного раз-

вития правоотношений; индикатор законности и развития демократических основ и принципов государства; степень (уровень) участия граждан в политической жизни государства. Например, в условиях проведения демократических выборов правовая культура избирателя и иных участников избирательного процесса характеризуется умением данных субъектов правильно и качественно пользоваться документами (списком избирателей, бюллетенем, открепительным удостоверением и пр.). Правовая культура в данном случае выступает показателем правовой зрелости общества, его готовности к реализации демократических институтов.

3. Правовая культура отражает качество правового средства (установления), которое следует понимать как правовой инструмент, систему приемов и способов, закрепляющих энергетический потенциал правовых предписаний, предусматривающих в рамках активного поведения субъекта возможность достижения социальных благ, реализации прав, свобод и законных интересов участников правоотношений. Так, например, в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан закреплены меры, направленные на совершенствование российского законодательства и правоприменения, среди которых можно выделить следующие: организация системного мониторинга законодательства и правоприменения с целью выявления пробелов и противоречий; обеспечение доступа к правовой информации широких слоев населения через различные коммуникативные источники, в том числе с использованием интернет-ресурсов [5]. В рамках реализации указанных мер разрабатываются нормативные положения, закрепляющие основы правовой культуры граждан и общества в целом.

С точки зрения статического понимания можно говорить о правовой культуре как о системе накопленных правовых знаний, характеризующей степень развития правового государства, уровень гарантирования равенства реализации конституционных прав и свобод личности, в том числе с помощью запретов и дозволений.

В свою очередь правовую культуру можно

интерпретировать как систему исторически связанных, развивающихся надбиологических программ (правовая деятельность, правовое поведение и коммуникации), которые обеспечивают функционирование, воспроизводство и изменение правовой сферы жизнедеятельности человека [6, с. 34]. По мнению Н. А. Сар-кисовой, правовая культура - явление динамическое, оно впитывает в себя ценности цивилизации, способствует ее развитию и упорядочению [7, с. 48]. Поэтому для наиболее полного представления о правовой культуре данное явление следует рассматривать и через призму динамических характеристик (качеств). Так, с позиции динамического понимания правовой культуры можно говорить о следующем.

1. Правовая, социальная, духовно-нравственная культура личности во многом обусловлена социально-экономическим, морально-духовным и технологическим развитием общества; правовая культура является показателем качественного участия человека во многих социальных процессах. Например, в целях патриотического воспитания в Российской Федерации проводится акция «Бессмертный полк», созданы такие общественные объединения, как «Волонтеры Победы», «Российский союз молодежи». В специальной литературе справедливо отмечается, что в понятии культуры абстрагируется именно тот механизм деятельности, который не задается биологической организацией и отличает проявления специфически человеческой активности [8, с. 97].

2. Правовая культура, с одной стороны, зависит от состояния правотворческой, интерпретационной, правореализационной, правоприменительной деятельности и эффективности правового регулирования в целом, с другой стороны, правовая культура личности способна позитивно воздействовать на состояние правовой системы. Например, в специальной литературе отмечается связь между правовой культурой и инновационными процессами, развитием новых форм правовой деятельности [9, с. 15-17]. И наоборот, высокий уровень правовой культуры личности служит непременным условием надлежащего осуществления прав, свобод, обязанностей участников правоотношений, позволяющих создать препятствия на пути многих

негативных явлений, таких как: коррупция, правовой нигилизм, правовая неграмотность, высокий уровень преступности и обыкновенное социальное невежество. О правовой культуре личности (гражданина) можно говорить, во-первых, потому что он знает, понимает и верно осмысливает, оценивает свои права, свободы, обязанности, во-вторых, поскольку реально пользуется ими в практической деятельности [10, с. 20].

3. Следует признать неразрывную связь между правовой культурой и правосознанием, под которым можно понимать совокупность идей, взглядов, представлений о праве [11, с. 65]. На наш взгляд, правосознание человека является первичным социально-правовым явлением в содержании правовой культуры. При этом правовая культура личности находится в корреляционной связи с правосознанием, правовыми ценностями и установками, превалирующими в обществе. Например, правовая культура сотрудников правоохранительных органов меняется в условиях необходимости использования большого массива нормативных правовых актов и повышения требований к профессиональной деятельности, пристального внимания со стороны обще-

Литература

1 . Семитко А. П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск, 1990.

2. Основы государства и права: учебное пособие / А. В. Малько, Г. Н. Комкова, З. И. Цы-буленко и другие; под ред. А. В. Малько. 4-е изд., стер. М., 2010.

3. Смоленский М. Б. Правовая культура и идея государственности // Государство и право. 2009. № 4.

4. Осипов М. Ю. Правовая культура и механизм ее формирования // Журнал российского права. 2002. № 1.

5. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. 2011. 14 июля.

6. Сокольская Л. В. Основные методологические подходы к изучению правовой культуры // Право и образование. 2016. № 6.

ства к правовому статусу и социальному портрету правоохранителя в целом.

Таким образом, с точки зрения динамики правовая культура - это процесс правового развития гражданина, отдельных групп общества, основанный на усвоении (осмыслении) накопленных знаний и их трансляции (воплощении, применении) как в обыденной (социальной), так и правовой жизни, а также претворении своих прав, свобод и законных интересов в правовую деятельность.

В итоге правовая культура является суммой статических и динамических качеств социально-правовой действительности, включающей теоретико-правовые знания, методы и средства правовой деятельности, юридическую практику, транслируемой будущим поколениям вслед за изменениями, которые происходят в политической, экономической, социокультурной сферах жизни общества. Правовая культура является показателем качества правовой деятельности общества и государства, характеризует уровень отношения граждан к состоянию гражданского общества и правового государства, развитию демократических процессов и реального гарантирования естественных прав человека.

Bibliography

1. Semitko A. P. Legal culture of the socialist society: the nature, contradictions, progress. Sverdlovsk, 1990.

2. The basics of state and law: textbook / A. V. Mal'ko, G. N. Komkova, Z. I. Tsybulenko, ect.; under the editorship of A. V. Mal'ko. 4th ed., erased. Moscow, 2010.

3. Smolenskiy M. B. Legal culture and the idea of statehood // State and law. 2009. № 4.

4. Osipov M. Yu. Legal culture and the mechanism of its formation // Journal of Russian law. 2002. № 1.

5. The foundations of state policy of the Russian Federation in the sphere of development of legal literacy and legal awareness of citizens (app. Russian President 28.04.2011 № PR-1168) // Russian newspaper. 2011. 14 Jul.

6. Sokolskaya L. V. Basic methodological approaches to the study of legal culture // Law and education. 2016. № 6.

7. Sarkisova N. A. The legal culture of per-

7. Саркисова Н. А. Правовая культура личности и ее роль в совершенствовании политической системы общества // Философия права. 2015. № 3.

8. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М., 1983.

9. Тепляшин И. В. Правовая инноватика: контуры исследования // Российский юридический журнал. 2012. № 2.

10. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988.

11. Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в юридические вузы / под ред. О. Е. Кутафина. 15-е изд., пере-раб. и доп. М., 2008.

sonality and its role in improving the political system of society // Philosophy of law. 2015. № 3.

8. Markaryan E. S. Theory of culture and modern science (logical-metodol. analysis). Moscow, 1983.

9. Teplyashin I. V. Legal innovation: outlines of a study // Russian law journal. 2012. № 2.

10. Agranovskaya E. V. Legal culture and rights of the individual. Moscow, 1988.

11. The basics of state and law: Textbook. A Handbook for entering law schools / under the editorship of O. E. Kutafin. 15 th ed., rev. and extra. Moscow, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.