З. Н. Каландаришвили*
роль правовой культуры в правовой социализации
Ключевые слова: правовая социализация, правовая культура, правовое сознание, правовое воспитание, правопорядок, правовая личность. Аннотация: В статье анализируется понятийно-категориальный
аппарат правовой культуры и правовой социализации и доказывается, что эти два ключевых социально-правовых феномена находятся в прямой органической и диалектической взаимосвязи и друг без друга существовать не могут. Показана ключевая роль, которую выполняет правовая культура в механизме формирования правовой социализации личности.
По своей сути институт правовой социализации представляет собой важный двусторонний общественный процесс, включающий, с одной стороны, усвоение человеком социально-правового опыта путем вхождения его в социально-правовую среду и систему социальных связей, с другой
- процесс воспроизводства человеком социальных связей за счет активной деятельности, жизненной позиции и активного включения в социально-правовую среду и правовую жизнь.
Уяснение прямого диалектического, органического единства и взаимообусловленности правовой культуры и правовой социализации невозможно без выяснения сущности и предназначения в социуме первой. В науке существует много подходов к определению понятия и сущности и собственно культуры, и ее составляющей - правовой культуры. Как справедливо замечает И. Л. Честнов, «изменения в современном мире невозможно объяснить без учета культуры, которая не только обеспечивает связь между всеми сферами общества, выступая субъективной стороной социальных институтов, но и легитимизирует весь социальный строй. Тем самым она демонстрирует удивительную устойчивость к социальным изменениям, сохраняя традиционное ядро общества».1
В современной правовой науке существует около 250 различных научных позиций по вопросу определения правовой культуры. Формирование нового понятийно-категориального аппарата, отражающего реалии изменя-
* Кандидат юридических наук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории права и правоохранительной деятельности Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. E-mail: [email protected]
1 Честнов И. Л. Правопонимание в эпоху постмодернизма. СПб., 2002. С. 3.
ющегося общества, позволило по иному взглянуть на данные объекты правовой жизни, их роль в процессе правовой социализации личности и эволюции всего общества. Современный этап характеризуется выработкой целостной ее концепции на основе развития юридических знаний и традиции.
Например, А. П. Семитко характеризует правовую культуру, как «качественное состояние правовой жизни общества».2 3. Ч. Чикеева же полагает, что «рассматривая правовую культуру только как качественное состояние жизни мы констатируем лишь внешнюю форму данного явления. Внутреннее же ее содержание заключается в развитии самого человека. Таким образом, развитие личности в процессе деятельности по формированию правовых ценностей и их усвоению есть форма существования правовой культуры. Ее структуру можно рассматривать как единство двух подсистем: субстанциональной и функциональной. В первом случае речь идет о фиксации правового опыта общества, граждан, о правовых теориях и идеях, во втором - подразумевается процесс оформления этого опыта в практической правовой деятельности».3
Необходимо заметить, что до конца ХХ в. универсальное определение понятия «правовая культура», которое отвечало бы его сущностным характеристикам, отсутствовало. Оно не охватывало, в частности, категорию духовности в ее философской, социальной и правовой интерпретации. Большинство определений носит сугубо прикладной характер. В частности, акцентировалось внимание на правовой культуре должностных лиц.4
Рассматривая данное понятие в более широком аспекте, В. И. Каминская и А. Р. Ратинов полагают, что правовая культура «это система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражению в сознании и поведении людей».5 В качестве ее элементов авторы выделяют право, правовые отношения, государственные органы, организации по реализации права, правовое сознание и правовое поведение. Однако, по мнению Н. М. Кейзерова, «указанные элементы недостаточны
2 Семитко А. П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия и прогресс. Свердловск, 1990. С. 28.
3 Чикеева З. Ч. Формирование правовой культуры студенческой молодежи в современных условиях. М., 1992. С. 6.
4 См.: Ершова Л. А. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования. М., 1991; Мирзоев Г. Б., КейзеровН. М. Правовая культура адвоката. М., 1995; Сальников В. П. Правовая культура сотрудников внутренних дел. М., 1988.
5 Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правовое сознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 43.
для определения сущности правовой культуры, к ним необходимо добавить критерии политической оценки права и правового поведения».6
В. П. Сальников и Н. Я. Соколов считают, что правовая культура может рассматриваться как «совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, которые реализуются в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям обще-ства».7
Исследование отечественными правоведами вопросов правовой культуры позволило вычленить отдельные ее аспекты и создать целостное учение. Так, по мнению С. С. Алексеева, «правовая культура включает в себя уровни правового сознания, законность, совершенство законодательства и юридическую практику».8 А. П. Семитко подчеркивает, что «структурными элементами правовой культуры выступают компоненты правовой системы - правовые тексты, правовая деятельность, сознание и уровень развития субъекта».9
С нашей точки зрения, подобное содержание структуры является недостаточно полным, в ней присутствуют элементы, которые не являются самостоятельными, например такая, как «уровень совершенства законодательства» или «юридическая практика». Мы разделяем позицию А. В. Полякова и И. Л. Честнова, полагая, что наиболее предпочтительным представляется антропологический подход, который определяет культуру как специфический человеческий способ жизнедеятельности, проявляющийся, прежде всего, в знаково-символических формах, правовую культуру как постоянно воспроизводящую многофункциональную правовую реальность, включающую нормы, ценности, правовые статусы их реализацию в правопорядке.10
Действительно, правовая культура отражает в различных формах и на различных уровнях качественную сторону правовой жизни общества и человека. На наш взгляд, правовую культуру как специфическую форму
6 Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы. М., 1983. С. 16.
7 Сальников В. П., Соколов Н. Я. Юристы и формирование правовой культуры граждан в правовом государстве // Методологические проблемы воспитательной работы в органах внутренних дел. СПб., 1991. С. 26.
8 Алексеев С. С. Теория государства и права. М., 2003. С. 164.
9 Семитко А. П. Правовая культура социалистического общества ... С. 21.
10 Поляков А. В. Общая теория права. СПб., 2004. С. 311; Сапельников А. Б., Честное И. Л. Теория государства и права. СПб., 2006. С. 275.
деятельности (и теоретическую и практическую) можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную категорию и как категорию содержательную. В первом случае следует понимать качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и главные сферы ее деятельности.
Как категория содержательная, правовая культура означает глубокое знание законов и подзаконных актов, источников права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практическое его применение.
Говоря о правовой культуре, подчеркивая ее оценочный и содержательный аспекты, необходимо отметить, что она функционирует во взаимодействии с другими областями культуры - политической, нравственной, эстетической, религиозной и т. д. Это взаимодействие в тех или иных формах необходимо по той причине, что содержательное наполнение правовой культуры и, естественно, самого права невозможно без заимствования и специфического усвоения в различных формах всего того традиционно ценного, что «оседает» в ходе развития человеческого общества у различных народов в нравственных ценностях, в религиозных заповедях, вообще в глубинном уровне человеческой психики, в индивидуальном и коллективном опыте жизни людей.
Правовая культура, являясь разновидностью культуры вообще, носит социальный характер, является неотъемлемой стороной жизни общества, неотделима от человека как социально-органического существа. Она способствует сплочению людей, формированию сближающих или подобных социальных качеств и черт в обществе. Правовая культура встроена в институциональную систему социума, определяет контуры нормативных построений, характер отношения к формальной стороне в ходе развертывания социальных практик, качество и уровень правосудия и законотворчества, эффективность правовой регуляции и пропорциональную долю неправового сектора социального пространства.
Исходя из имеющихся в научной литературе дефиниций правовой культуры, предпримем попытку сформулировать единое определение правовой культуры. Последняя представляется нам как специфическая форма определения и оценки качественного состояния правовой деятельности общества и поведения в нем индивида, степень и характер отражения в правовой системе сложившихся традиций, норм, ценностей, правовых статусов и их реализацию в правопорядке.
По нашему убеждению, правовая культура воздействует на формирование личности только в процессе действия института правовой социализации, которая является необходимым атрибутом механизма функционирования права, определяя систему ценностей, образцы поведения и устанавливая определенные модели в качестве эталона для оценки. Принцип культуросообразности является важнейшим принципом формирования личности, в том числе и в правовой сфере.
Вместе с тем правовая культура и институт правовой социализации
- явления неоднозначные. Наряду с позитивными элементами они включают и негативные, имеющие разрушительный характер для конкретной правовой системы и личности. Правовая культура выполняет большое количество функций. Прежде всего, она служит важнейшим средством формирования определенного типа правовой личности. Индивид усваивает выработанные в обществе правовые нормы именно в процессе правовой социализации. Правовая культура дает отдельному человеку модели правового поведения, формирует его правосознание. Принципы права определяют стратегию поведения индивида в социальном взаимодействии, а правовые нормы - тактику поведения, формируют его стимулы.
В целом многофункциональная роль правовой культуры в российском обществе проявляется, прежде всего, в следующих аспектах: социализирующем, стабилизирующем, интегративном и детерминирующем. Особая смысловая нагрузка функциональной роли правовой культуры заключается в том, что в процессе правовой социализации человек усваивает свою позитивную социально-правовую роль как субъекта общественных и правовых отношений, а правовая культура при этом способствует формированию мотивационного комплекса, обеспечивающего не просто правомерное поведение человека в обществе, но и его наивысший тип - социально-правовую активность личности.
Правовая культура выступает одним из существенных факторов стабилизации общественного и правового развития. Охватывая жизнедеятельность всех социальных групп, она не только влияет на нравственно-духовную сторону жизни людей, но и способствует укреплению экономических основ общества, его правовому развитию, совершенствованию форм государственности. Посредством создания правовых технологий, в рамках которых правовая культура выступает в качестве инструментальной системы, формирующей ценностные ориентиры в обществе, у общества появляется возможность регулировать управление социально-экономическими процес-
сами, опираясь на систему общественных интересов и культуру общества в целом. В этом проявляется стабилизирующий аспект функциональной роли правовой культуры, обеспечивающий развитие всех правовых процессов в обществе.
Интегративный аспект функциональной роли правовой культуры также важен, он дает возможность рассматривать ее в единстве с другими социально-правовыми явлениями, обеспечивая эффективное развитие и функционирование правовых процессов.
Наконец, детерминирующий аспект проявляется в том, что существование определенной доктрины правовой культуры в государстве, складывающейся на различных уровнях - индивидуальном, общественном, групповом и общеконцептуальном, - есть показатель (детерминанта) цивилизованного развития данного общества.
Правовая культура детерминирует общественную и правовую практику, воздействует на правовую активность личности. В реальной действительности правовая активность конкретного человека требует различной степени самоотдачи, а, следовательно, внешне схожие стереотипы правового поведения в разной степени изменяют внутренний целостно-мировоззренческий строй личности. Равным образом различные формы и способы, в которых осуществляется политико-правовая активность и деятельность, соответствуют разной степени самореализованности.
Тем не менее, объективные предпосылки, создаваемые динамикой конкуренции субкультур, изменяющей правовую культуру общества в целом, являются необходимым, но все же недостаточным условием самореализации личности в правовом пространстве. Последняя становится возможной благодаря наличию в самой правовой культуре специфических социально-правовых механизмов, которые, как нам представляется, непосредственно связаны с уровнем самореализации личности в социо-правовом пространстве. В том же случае, когда в процессе осуществления дальнейших исследований станет возможным определить на концептуальном уровне подобный механизм, то это означает, что найдено то самое средство, при помощи которого станет возможным перейти к осмыслению реальной действительности на уровне конкретного государства, конкретной страны с учетом специфических особенностей их развития, национальных особенностей и, наконец, правового менталитета.
Известно, что одной из важнейших потребностей человека является стремление соотнести себя с определенной шкалой социальных ценнос-
тей, норм и правил для оценки собственного и чужого поведения. Только определенный уровень правосознания (как основного элемента правовой культуры) дает возможность надлежащим образом ориентироваться в социально-правовом пространстве, осуществлять правомерный вариант поведения и ожидать определенных вариантов деятельности от других. В реальной правовой действительности данная интеграция может осуществляться только благодаря процессу правовой социализации личности. Вместе с тем, формирование глубоких правовых знаний и правовых ценностей, составляющих неотъемлемые элементы правовой культуры, способно в максимальной мере ускорить процесс правовой социализации личности и приобщить ее к общечеловеческим ценностям.11
Главным результатом правовой культуры и правовой социализации является в своем итоге формирование правовой личности. Здесь рассмотренные нами феномены должны выступать как необходимые и главные составляющие социально-полезного поведения личности. Формирование и развитие правовой культуры общества осуществляется через усвоение и поддержание образцов, стандартного поведения, традиций, характерных для данного социально-правового пространства, усвоение статусного и ролевого поведения, культурных и правовых ценностей и ориентиров, в соответствии с которыми у личности формируется набор необходимых качеств и свойств, позволяющих успешно адаптироваться в конкретном правовом пространстве, а также осуществлять в соответствии с этим социально-полезное поведение и выполнять определенные функции. Человек, лишенный таких свойств, включаясь в социо-правовое пространство, зачастую не способен адаптироваться к тем требованиям, которые выдвигает общество, защищать свои права и при этом эффективно отстаивать свои интересы. В данном случае механизмы процесса правовой социализации не будут работать в положительном направлении, и у индивида сформируется низкий уровень правовой культуры, проявляющийся, прежде всего, в когнитивной, аксиологической и поведенческих сферах механизма действия. В итоге это может привести к деформации правосознания и правовой культуры в целом.
Институт правовой социализации всегда выступает частью единого процесса включения индивида в общественные отношения внутри социу-
11 Евдокимов А. С., Каландаришвили З. Н. Правовая культура личности в механизме развития современного правового государства // Философия и право: Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2006. С. 142-143.
ма. Социализация заключается в усвоении прежде всего правовой культуры общества, в деятельном освоении реальной действительности, в поэтапном формировании правосознания индивида. Главным содержанием процесса правовой социализации является становление личности индивида с развитой правовой культурой. Особую значимость формирования в правовой социализации имеет правовая культура, типизирующая значимый социально-правовой опыт и образцы нормотипности. Она обеспечивает правовую социализацию личности, благодаря чему происходит постоянное правовое обогащение как ее самой, так и общества, гарантируется социальная стабильность в целом.
Правовая культура общества является стержнем формирования правовой активности и законопослушной личности, профилактики и преодоления социальных деформаций и правовых девиаций. Как справедливо в этой связи замечают В. П. Сальников и Р. А. Ромашов, «значимость правовой культуры в процессе правовой стабилизации социально-политических отношений, сложившихся в современной России, определяется прежде всего тем, что с ее помощью устанавливаются нравственно-правовые пределы, ограничивающие и вместе с тем гарантирующие свободу поведения субъектов общественных отношений. Такая оценка позволяет сделать вывод о том, что основной ценностной установкой правовой культуры является обеспечение баланса сил и интересов членов сообщества, что, в свою очередь, позволяет стабилизировать общественные отношения, создает условия для их 12
эволюции».12
Среди структурных элементов правовой культуры, как представляется, наиболее эффективно воздействующих на институт правовой социализации личности, следует выделить такие как: правосознание, правовые традиции, правовое воспитание, правовое поведение, правотворчество, национально-правовые традиции и менталитет, законность и правопорядок. Отмечаем что низкий уровень правовой культуры индивида и социальной общности является источником деформации правосознания и противоправного поведения личности.
Известно, что одной из важнейших потребностей человека является стремление соотнести себя с определенной структурой социальных ценностей, норм и правил для оценки своего и чужого поведения. Только высокий уровень правовой культуры, который достигается в результате успешного
12 Сальников В. П., Ромашов Р. А. Правовая культура как фактор стабилизации современного российского общества // Право как явление культуры. СПб., 2004. С. 245.
процесса правовой социализации, дает возможность индивиду эффективно ориентироваться в социально-правовом пространстве, осуществлять правомерный вариант своего поведения и ожидать определенных законопослушных вариантов деятельности от других членов общества.
Таким образом, всесторонний анализ роли правовой культуры в процессе формирования института правовой социализации предоставляет возможность показать особенности не только механизма правовой активности и социально-полезного поведения самой личности, но и раскрыть сущность и содержание процесса перевода идей, представлений, норм и ценностей в реальный правовой опыт, что особенно необходимо сейчас молодому поколению россиян как будущему российского общества. Два таких ключевых социально-правовых феномена, как правовая культура и правовая социализация, находятся в прямой органической и диалектической взаимосвязи, и в отрыве друг от друга функционировать не могут. Только благодаря надлежащему уровню правовой культуры и ее главному элементу - правосознанию индивид может интегрироваться в процесс института правовой социализации. Причем этот достаточный уровень правовой культуры должен быть проявлен личностью во всех трех основных сферах ее действия: когнитивной, аксиологической и поведенческой. Если же хотя бы в одной из этих сфер будет сбой, то и процесс правовой социализации личности будет деформирован.