Научная статья на тему 'Некоторые особенности современных дефинитивных подходов к правовой культуре народов Дагестана'

Некоторые особенности современных дефинитивных подходов к правовой культуре народов Дагестана Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДЫ ДАГЕСТАНА / ОБЫЧНОЕ ПРАВО / ПОЛИЮРИДИЗМ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джамалова Э. К.

The article is devoted to the evolution of the concept of legal culture of the peoples of Dagestan. The article is devoted the duality of the concept of legal culture of the peoples of Dagestan. If emphasizes the necessity of clear definition of the given concept in the legal sense the degree of influence of the norms of Common Law, religion and contemporary legal processes of peoples of Dagestan, and definite peculiarities of legal culture of peoples of Dagestan are mentioned. The main attention is concentrated on the problem of raising the cultural level of peoples of Dagestan. One on the most important problems of raising culture of peoples of Dagestan is to develop on the state level the system of counteraction to negative processes in the republic, arising on the basis of ethnic traditions and common law. The article is legal pluralism as a factor affecting the legal culture of the peoples of Dagestan. Finally the author comes to the conclusion that the norms of common law are very important develop and raise the cultural level of peoples of Dagestan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some of the features of a definition of modern approaches to the legal culture of the peoples of Dagestan

The article is devoted to the evolution of the concept of legal culture of the peoples of Dagestan. The article is devoted the duality of the concept of legal culture of the peoples of Dagestan. If emphasizes the necessity of clear definition of the given concept in the legal sense the degree of influence of the norms of Common Law, religion and contemporary legal processes of peoples of Dagestan, and definite peculiarities of legal culture of peoples of Dagestan are mentioned. The main attention is concentrated on the problem of raising the cultural level of peoples of Dagestan. One on the most important problems of raising culture of peoples of Dagestan is to develop on the state level the system of counteraction to negative processes in the republic, arising on the basis of ethnic traditions and common law. The article is legal pluralism as a factor affecting the legal culture of the peoples of Dagestan. Finally the author comes to the conclusion that the norms of common law are very important develop and raise the cultural level of peoples of Dagestan.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности современных дефинитивных подходов к правовой культуре народов Дагестана»

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕФИНИТИВНЫХ ПОДХОДОВ К ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

Ключевые слова. Правовая культура, народы Дагестана, обычное право, полиюридизм, правовая система, традиции.

Djamalova E.M. Some of the features of a definition of modern approaches to the legal culture of the peoples of Dagestan

The article is devoted to the evolution of the concept of legal culture of the peoples of Dagestan. The article is devoted the duality of the concept of legal culture of the peoples of Dagestan.

If emphasizes the necessity of clear definition of the given concept in the legal sense the degree of influence of the norms of Common Law, religion and contemporary legal processes of peoples of Dagestan, and definite peculiarities of legal culture ofpeoples of Dagestan are mentioned.

The main attention is concentrated on the problem of raising the cultural level of peoples of Dagestan. One on the most important problems of raising culture ofpeoples of Dagestan is to develop on the state level the system of counteraction to negative processes in the republic, arising on the basis of ethnic traditions and common law.

The article is legal pluralism as a factor affecting the legal culture of the peoples of Dagestan. Finally the author comes to the conclusion that the norms of common law are very important develop and raise the cultural level ofpeoples of Dagestan.

Для того чтобы понять значение правосознания и правовой культуры народов Дагестана и оценить его роль в механизме становления и развития российской государственности, необходимо исследование процесса его формирования и становления в качестве социально-правового феномена. Следовательно, от анализа историко-правового аспекта данной проблемы во многом будет зависеть ее теоретическое освоение как качественной детерминанты общественного и правового развития Дагестана.

© Джамалова Э.К., 2012.

* Кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права юридического факультета Дагестанского государственного университета (dgamalova@ mail.ru).

Исследуя процесс формирования правовой культуры народов Дагестана, отметим, что исследуемое нами явление наряду с динамизмом обладает и устойчивостью, сопротивляемостью новым идеям и принципам. Для преодоления прочно вошедших в сознание дагестанцев правовых взглядов и предрассудков требуется гораздо больше времени, чем для обновления нормативных правовых актов. Переходное развитие правовой системы показывает, что трансформация процесса правообразования, системы права и системы законодательства может осуществляться в сравнительно короткие сроки, в то время как правовая культура народов Дагестана, которое было приобретено обществом в течение долгой жизни, не может подвергаться быстрым переменам.

Исследование проблем формирования и развития правовой культуры народов Дагестана, изучение закономерностей утверждения правового мировоззрения приобретает актуальное значение на сегодняшний день, так как анализ процесса формирования правовой культуры дагестанцев показывает, что в историческом аспекте на всех этапах развития Дагестана именно правовая культура выступала как основа соционормативной системы.

Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, повседневной, связанной с воспитанностью человека, его адаптиро-ванностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Правовая культура - один из важнейших элементов правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Таким образом, правовая культура дагестанцев - часть общей культуры народов Дагестана.

Эффективность правового регулирования в государстве во многом обусловлена уровнем правосознания и правовой культуры граждан, их готовностью и желанием воплотить в жизнь правовые предписания государственной власти. Однако позитивное отношение к правовым нормам и явлениям не возникает само по себе, а является результатом сложного процесса формирования общей концепции правосознания и правовой культуры в государстве. Дагестанский опыт последних лет явственно показал, что одной из главных предпосылок неудачи проводимых правовых реформ является узость социальной базы их проведения, в том числе - отторжение от их реализации значительной части населения, неучитывание национальных особенностей правосознания и правовой культуры народов Дагестана.

Актуализация понятия «правовая культура» в Республике Дагестан не только в теории права, но и в реальной практике породила необходимость ее более четкого дефинирования в юридическом смысле.

Как отмечает Е.А. Певцова, понятие «правовая культура», «правовое сознание» не являются «чисто юридическими и заключают в себе первоначальный смысл, заложенный в них другими науками, в частности педагогикой, психологией, социологией, культурологией»1. Нельзя не согласиться с Е.А. Певцовой, что достаточно большое количество слов, употребляемых в теории права, полисемичны, но «юридический оттенок этим важным понятиям придает прилагательное “правовая(ое)”, нацеливающее на иной подход к рассмотрению словосочетаний в теории и практике»2.

Исследование национальной правовой культуры народов Дагестана, мы считаем, надо начать с периода появления первых письменных источников права - дагестанских адатных кодексов, преимущественно в XVII в., в большинстве своем достаточно известных и изученных «Гидатлинских адатов» (ок. 1660 г.), близких к ним по времени и содержанию «Адатов Андалала» (в краткой и полной редакции), т. н. «Кодекс Умма-хана Аварского» (на самом деле это свод адатов вольного общества Рис-Ор), далее идут адатные кодексы Келеба, затем Цекоба, а также шамхальства Тарковского и Мехтулинского ханства.

К 1-й половине XVII в. относится «Кодекс Рустем-хана» Кайтагского, рядоположен к нему «Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго». Так или иначе примыкает к ним целая россыпь списков адатных решений и норм множества сельских джамаатов Дагестана XVI-XIX вв.

Наибольшие изменения в правовой культуре народов Дагестана произошли в конце XVIII - начале XIX вв. Именно в этот период на процесс формирования правовой культуры народов Дагестана очень большое влияние оказало философско-правовое учение Мухаммада-эфенди Ярагского, выдающегося ученого-богослова и общественного деятеля XIX в. Мухам-мад-эфенди Ярагский, в отличие от своих коллег, которых теология «увела от мира», попытался соединить фундаментальные религиозные истины с реальной жизнью своих земляков-горцев, чтобы таким способом вывести их из тупика и неопределенности их существования на более достойный и осмысленный путь. Соединительным звеном между истиной ислама и земной реальностью Мухаммад-эфенди счел свободу. Идеи Мухаммада-эфенди Ярагского о неотъемлемых правах и свободах человека приобретали все большую популярность, формируя правосознание и мировоззрение дагестанцев. Он считал свободу естественным состоянием, тем, что принадлежит каждому человеку от рождения.

1 Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 43.

2 Там же.

Мухаммад-эфенди Ярагский говорил, что «первой заповедью веры наших отцов, нашим высшим благом всегда была свобода. Человек рожден свободным, он не должен покорять другого и покоряться другому»3.

Вот некоторые его афористические поучения:

«Первой заповедью веры наших отцов, нашим высшим благом всегда была свобода. Первым вашим пожеланием должна быть свобода.

Угнетенные должны освободить себя, а свободные - отвести от себя рабство.

Боритесь - и вы будете свободны. Знайте: молитвы рабов не будут услышаны»4.

Таким образом, именно в этот период в правовой культуре и в правосознании народов Дагестана закладывались основы формирования концепции естественного права и зачатки либертарно-юридического типа правопо-нимания.

Полноценно либертарно-юридическое учение о праве и государстве будет разработано лишь более века спустя В.С.Нерсесянцем5, отмечавшим, что «равенство, свобода и справедливость, как свойства правовой сущности (моменты принципа формального равенства), носят формальный (формально-содержательный, а не фактически-содержательный) характер, являются формально-правовыми качествами (и категориями), входят в понятие права, возможны и выразимы лишь в правовой форме»6.

В 50-е годы XIX века предпринимаются попытки разработать новую систему правовой культуры, связанную с выходцем из горской среды, вождем горцев имамом Шамилем, учеником Мухаммада Ярагского, воплотившим в жизнь идеи своего учителя. Вот фраза из его краткой речи 25 августа 1859 г. В этот драматический день он как бы подводит итог своей борьбе, дает оценку: «Я простой уздень, тридцать лет боровшийся за веру и свободу моего края». Здесь «вера» и «свобода» края тоже мыслятся едино. А вот одно из последних его обращений к землякам-горцам, записанное приставом Руновским, что гарантирует объективность и достоверность передачи: «Любите свободу, как мать родную, и жизнь ваша будет вечно

3 Агаев А. Г. Магомед Ярагский. Махачкала, 1996. С. 37.

4 Магомедов З.А. Правовой статус горца по дагестанским адатам. Махачкала, 2002.

С. 92.

5 См., например: Нерсесянц В.С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. М., 1973; Право и закон. М., 1983; Право - математика свободы. М., 1996; Философия права. М., 1997; Юриспруденция. М., 1998; Общая теория права и государства. М., 1999; Теория права и государства. М., 2001.

6 Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии. 2002. № 3. С. 4.

прекрасной. Боритесь за свободу, защищайте ее. Без нее для вас, бедных горцев, нет жизни... » - недаром эту коротенькую речь часто называют Завещанием Шамиля: здесь, как и во всех вышеприведенных текстах, «свобода» и «родина» слиты воедино7. Таким образом, именно «свобода» была опорным, основным понятием в традиционной системе моральных ценностей горца, именно «свобода» являлась фундаментом правовой культуры народов Дагестана.

Новое понимание правовой культуры народов Дагестана как особого качественного состояния правовой жизни начинается в XX веке, после Октябрьской революции 1917 года. Воспитание нового человека, обособившегося от таких архаичных явлений, как религия, адаты и джамаат требовало активного воздействия на общественное сознание. В этом большую роль сыграл фактор заидеологизированности. Основным источником формирования представлений о понятии правовой культуры народов Дагестана стали служить идеи партийного руководства.

Системные исследования правовой культуры народов Дагестана до сих пор не предпринимались. Лишь в 80-е годы XX века А.Б. Баймурзаевым были проведены исследования по социалистическому правовому сознанию народов Дагестана8.

Отметим, что при изучении правовой культуры народов Дагестана важно различать ее содержание и уровень. Содержание правовой культуры народов Дагестана определяется направленностью правовой идеологии и правовой политики, а также действующей правовой системой. Основополагающие подходы к формированию современной дефиниции понятия «правовая культура» были сформулированы в 80-е годы XX века. Правда, это осуществлялось через категорию «социалистическая правовая культура», и при разработке данного понятия не учитывались особенности национальной правовой культуры. Разработка данного понятия происходила в основном с прикладных позиций без учета социально-философского аспекта проблемы и предполагала единство правовой культуры всех народов СССР. Таким образом, было разработано определение «советская правовая культура».

Особенностью процесса формирования правовой культуры народов Дагестана является то, что структурная преемственность в правовой сфере оказывается тесно связанной с преемственностью в традиционных культурных ориентациях. В правосознании и правовой культуре дагестанцев возникают симбиозы, включающие элементы старых и новых идеологи-

7 Магомедов З.А. Правовой статус горца по дагестанским адатам. Махачкала, 2002. С. 100.

8 См: Баймурзаев А.Б. Формирование социалистического правосознания народов Дагестана. Махачкала, 1984.

ческих факторов. Xотя в канун переходного периода народы Дагестана и испытывают потребность в новых ценностных ориентациях, но в течение этого времени им приходится использовать прежние стандарты правосознания и правовой культуры либо мириться с их существованием. Далеко не все пережитки прошлого в правосознании и правовой культуре народов Дагестана имеют негативный характер: некоторые стереотипы правосознания и правовой культуры выполняют активную регулятивную роль. Вместе с тем определенные сдвиги общественного правосознания происходят под традиционно-национальным воздействием, в рамках «реабилитационной активности» отдельных этносов как реакции на советское прошлое, принимающей нередко демонстративный характер. Особенно остро эти процессы проходят в Республике Дагестан, где становление государственности западного типа произошло сравнительно недавно и, соответственно, еще живы стародавние традиции и обычаи.

Кроме обычного права, на формирование персоноцентристского типа правовой культуры народов Дагестана оказала влияние также формирующая среда, к которой относятся природные условия, общественные категории, социальные институты и многослойность правовой структуры Дагестана.

Не претендуя на концептуализацию естественно-географических отличий среды обитания, все же отметим, что «если степь безымянна и безгранична, то в горах каждая вершина и долина имеют свое название и свою индивидуальность. Это способствует укреплению в человеке самостоятельности и в то же время себялюбия, оригинальничания, защищает от искусственной централизации, но и создает опасность раздробленности»9. Как отметил З. А. Магомедов, «народ вместе с его землей» рассматривается как некое единое целое, а люди выглядят такими же порождениями («детьми») своей страны, как и ее реки, ландшафты, растения и все живые существа. Такой подход не лишен здравого материализма, по крайней мере, невозможно отрицать сильного (иногда определяющего) влияния естественной среды на хозяйственные занятия, хозяйственно-культурный тип народа. Гораздо сложнее вопрос о ее влиянии на культурно-психологический облик (а тем более на тип личности). Сегодня у ученых нет сомнений в том, что горские народы Дагестана принадлежат к исконным обитателям своего края10.

Естественно-географическая среда обитания народов Дагестана была минималистична, то есть, количество полезных ископаемых и руд мало, и они весьма рассредоточены, плодородных земель тоже меньше, чем в соседних Кахетии и Чечне. Это очень важный аспект, сформировавший общую

9 Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 2000. С. 15.

10 Магомедов З.А. Правовой статус горца по дагестанским адатам. Махачкала, 2002. С. 21.

культуру дагестанцев, заставивший горцев Дагестана консолидировать весь свой нравственный, интеллектуальный и физический потенциал. Именно этот фактор способствовал выработке таких личностных качеств, как постоянная готовность к действию, исконное чувство самодостаточности, стремление к независимости и самоуправлению во что бы то ни стало (пресловутый суверенитет горных джамаатов), «собственное понимание и глубокое чувство свободы как главного условия жизни»11. Взаимоотношения горцев можно охарактеризовать как отношения равного с равными, равного среди равных. Исключительна роль внутренних факторов: они в гораздо большей степени определяют и направление, и темпы развития правовой культуры дагестанцев.

Дагестанский опыт реформирования правовой системы уникален тем, что обыденная правовая культура большинства населения оказалась выше по уровню, чем правовая культура государственного аппарата и реформаторских сил. Благодаря устойчивым представлениям народов Дагестана о толерантности, взаимной ответственности и справедливости, удалось сохранить относительный правопорядок в республике. В Республике Дагестан удалось избежать массовых столкновений между этническими группировками в многонациональных районах и городах с неизбежными в таких случаях кровавым насилием и этническими чистками.

Xотелось бы обратить внимание еще на один существенный момент, составляющий основу правовой культуры народов Дагестана на сегодняшний день - юридическое мышление. Это древнейшая область знаний. Правовые системы как явления идеологического плана основываются и определяются в юридическом мышлении, используют своеобразные определения и понятия. И в развитии правосознания и правовой культуры народов Дагестана приобретают большое значение юридическая наука, правовые теории, идеи, принципы, понятия. Значимость юридического мышления как составного элемента правовой культуры народов Дагестана заключается в том, что в Дагестане за весь период новейших политических трансформаций не возникло сколько-нибудь значимого сепаратистского движения за национальную независимость республики от России. Соответственно, эволюция правовых систем напрямую зависит от развития юридической науки, обеспечиваемого соответствующей философско-методологической рефлексией, разработкой методологических проблем юриспруденции12.

На сегодняшний день в теории права насчитывается около 250 различных научных позиций по вопросу определения правовой культуры.

11 Там же. С. 32.

12 Бобылев А.И., Минниахметов Р.Г. Актуальные теоретические проблемы правовой системы общества // Государство и право. 2004. № 7. С. 111.

Формирование нового понятийного аппарата, отражающего реалии изменяющегося общества, позволило по-иному взглянуть на данные объекты правовой жизни, их роль в процессе социализации личности, эволюции всего общества13.

Современный этап исследования правовой культуры в России характеризуется выработкой целостной ее концепции на основе развития юридических знаний, традиций. А.П. Семитко характеризует правовую культуру как качественное состояние правовой жизни общества14. З.Ч. Чикеева полагает, что, рассматривая правовую культуру только как качественное состояние жизни, мы констатируем лишь внешнюю форму данного явления15. Внутреннее же ее содержание заключается в развитии самого человека. Е.А. Певцова считает, что развитие личности в процессе деятельности по формированию правовых ценностей и их усвоению есть форма существования правовой культуры. Структуру правовой культуры можно рассматривать как единство двух подсистем: субстанциональной и функциональной. В первом случае речь идет о фиксации правового опыта общества, граждан, о правовых теориях и идеях, во втором - подразумевается процесс оформления этого опыта в практической правовой деятельности16.

При анализе правовой культуры народов Дагестана мы исходим из двойственного восприятия данного понятия.

Правовая культура представляет собой особую форму отражения правовой действительности посредством построения системы оценочных отношений к праву и практике его реализации и, соответственно, формирует поведение людей в юридически значимых ситуациях. От того, каким будет поведение и социально-правовая активность граждан, то есть их готовность активно включаться в жизнь государства, поддерживая ее, будет зависеть будущее Дагестана и дальнейшее развитие его правовой системы.

Особо надо подчеркнуть, что исследователи права понятие «правовая культура» рассматривают как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле - это правовая культура общества, которая охватывает все правовые ценности, в том числе законы, законодательную технику, правовую науку, юридическое образование, юридическую практику и существующий правопорядок. Под правовой культурой можно понимать созданные в процессе

13 Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 45.

14 См.: Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия и прогресс. Свердловск, 1990.

15 См.: Чикеева З.Ч. Формирование правовой культуры студенческой молодежи в современных условиях: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992.

16 Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 45.

человеческой деятельности материальные и нематериальные артефакты, имеющие отношение к правовому регулированию. К таковым относятся нормы права, тексты правовых актов, юридическая терминология, научные работы в области юриспруденции, правовые идеи, концепции и т.п.

Правовая культура в узком смысле - это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, правопони-мания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения.

Правовая культура народов Дагестана представляет собой разновидность общей культуры дагестанцев, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура дагестанцев включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. В узком смысле она включает в себя не только результат, но способ деятельности дагестанцев, проявляет себя в их образе мышления, нормах и стандартах поведения. В широком - в правовой подготовленности дагестанцев. Правовая культура народов Дагестана характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации дагестанского общества, различных социальных групп и слоев Дагестана. Они концентрируются в правосознании дагестанцев. Наивысшим среди них является ориентация на общечеловеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами.

Однако не все, что относится к области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура народов Дагестана представляет собой ценность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни. Следовательно, мы можем подразделить правовую культуру народов Дагестана на правовую культуру дагестанского общества в целом, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности).

Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте правовой культуры народов Дагестана - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Отметим, что правовая культура народов Дагестана отражает не только субъективную сторону правового поведения дагестанцев, но и материализацию идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности. В обобщенном виде правовая культура народов Дагестана представляется нам как система различных правовых отношений, а также как процесс производства и воспроизводства составляющих ее эле-

ментов в сменяющих друг друга поколений людей. Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы.

Понятие правовой культуры народов Дагестана - это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, правовое отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности.

Считаем возможным представить структуру правовой культуры следующим образом:

- совокупность правовых памятников народов Дагестана;

- система российского права, а также совокупность законодательных актов, принятых в Республике Дагестан;

- правовое поведение;

- правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль в Дагестане.

Историко-правовой анализ процесса формирования правовой культуры народов Дагестана позволяет сделать вывод, что приверженность народов Дагестана исторически выверенным традициям и обычаям позволяла решать многие социально-экономические, политические, государственно-правового характера задачи. Несомненным фактом является то, что благодаря именно традициям и обычаям народы Дагестана могли не только воспроизводить себя, развивать свою духовную и правовую культуру, формировать правовую культуру, они могли также формировать многовековые принципы мирного сосуществования.

Поэтому при анализе правовой культуры народов Дагестана нельзя обойти вниманием вопросы национальных особенностей, которые преимущественно влияют на этот процесс через обычаи и традиции. Данное обстоятельство было отмечено в названной выше работе А. Б. Баймурзаева.

Правовая культура дагестанского общества - это часть общей российской культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных народами Дагестана в области права и относящихся к правовой реальности данного общества.

Уровень правовой культуры современного дагестанского общества определяется на основании следующих показателей:

1) состояние правосознания граждан и должностных лиц, их убежденность следовать правовым нормам;

2) степень совершенства законодательства (научная обоснованность, эффективность, справедливость) и состояние законности в республике;

3) эффективность деятельности правовых институтов в Республике Дагестан;

4) степень развитости юридической науки и юридического образования в современном дагестанском обществе;

5) соотношение общечеловеческого и национального в праве народов Дагестана.

Правовая культура народов Дагестана - явление не только относительно самостоятельное по отношению к многочисленным внешним условиям, но во многом неизменное на протяжении значительных отрезков времени.

Концептуальное осмысление проблемы правовой культуры народов Дагестана предполагает ее рассмотрение в качестве феномена правовой жизни современного дагестанского общества. Правовая культура народов Дагестана должна рассматриваться в соотношении с такими категориями, как духовность и целостность ее философской, социальной и правовой интерпретации, так как формировалась под влиянием таких факторов, как религия, традиции и адатное право.

В силу этого правовую культуру народов Дагестана можно представить как определенное качественное состояние, отражающее уровень воплощения и развития в конкретном государственно-правовом пространстве историко-политического и социально-правового опыта, основанного на юридических знаниях, приобретаемого дагестанцами (личностью, социальными группами или коллективами) в процессе своей жизнедеятельности, на основе которого формируется их социально-правовая активность и проявляется в определенных стереотипах социально-полезного поведения, соответствующего идеалам и целям правового государства и гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.