УДК: 340
ББК: 67.0
Славова Н.А.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ
Slavova N-А.
LEGAL CULTURE: CONCEPT AND FUNCTIONS
Ключевые слова: право, функции правовой культуры, правовая культура, общество, правовое государство.
Keywords: law, functions of legal culture, legal culture, society, rule of law.
Аннотация: в условиях национально-культурного возрождения России, ориентации на построение правового государства и демократического общества большое значение приобретает проблема правовой культуры.
Состояние развития общества и государства в значительной степени зависит от уровня целенаправленного процесса формирования правосознания и правовой культуры членов общества. Необходимо отметить, что радикальные изменения в социальной, экономической, политической, информационных сферах обуславливают изменение правового мышления, правового поведения, что в свою очередь возникает необходимость адекватного реагирования на эти изменения правовыми способами через правовое воспитание и повышение уровня правовой культуры. Развитие гражданского общества, правового государства напрямую зависит от членов данного общества (от граждан данного государства), поскольку интегральной характеристикой правового развития общества в целом, так и личности каждого выступает правовая культура.
Таким образом, цель данной статьи заключается в анализе дефиниций правовой культуры, а также исследовании функций правовой культуры и авторском определении этого понятия.
Методология: диалектика, анализ и синтез, методы логического анализа.
Данное научное исследование позволяет сделать вывод, что понятие «правовая культура» имеет много плоскостей и оттенков, которые вмещают в себя культуру действия самого права, соответствие правовым стандартам гуманизма, верховенства права, внутренним традициям, обычаям. На основании научного исследования можно сделать вывод, что основные функции правовой культуры: определяют направление (вектор) необходимого воздействия на объективную правовую реальность; определяют потребности социально -правового развития общества; осуществляют непосредственный процесс правового воздействия на объективную правовую действительность (активность действия права); отражают черты динамического и статического регулирования общественных отношений через умения и навыки пользования правового инструментария.
Научная и практическая значимость заключается в том, что выявлены основные функции правовой культуры: регулятивная, гуманистическая, историческая, познавательная, коммуникативная, прогностическая, воспитательная, которые дают возможность определить понятие, значение и сущность правовой культуры.
Abstract: in the context of the national-cultural revival of Russia, orientation toward building a rule of law and a democratic society, the problem of legal culture is of great importance.
The state of development of society and the state largely depends on the level of the focused process offormation of legal awareness and legal culture of members of society. It should be noted that radical changes in the social, economic, political, information spheres cause a change in legal thinking, legal behavior, which in turn necessitates an adequate response to these changes by legal means through legal education and raising the level of legal culture. The development of civil society and the rule of law directly depends on the members of this society (on the citizens of this state),
since the legal culture is an integral characteristic of the legal development of society as a whole and of each individual.
Thus, the purpose of this article is to analyze the definitions of legal culture, as well as to study the functions of legal culture and the author's definition of this concept.
Methods: dialectics, analysis and synthesis, methods of logical analysis.
The concept of "legal culture" has many planes and shades that embody the culture of action of the law itself, compliance with the legal standards of humanism, the rule of law, internal traditions, and customs. Based on scientific research, we can conclude that the main functions of the legal culture: determine the direction (vector) of the necessary impact on the objective legal reality; determine the needs of the social and legal development of society; carry out the direct process of legal impact on the objective legal reality (activity of the action of law); reflect the features of the dynamic and static regulation of public relations through the ability to use legal tools.
Lies in the fact that the main functions of legal culture are revealed: regulatory, humanistic, historical, cognitive, communicative, prognostic, educational, which make it possible to determine the concept, meaning and essence of legal culture.
На сегодняшний день с полной уверенностью можно утверждать, что реализация цели, провозглашенной в Конституции Российской Федерации, - формирование демократического, правового государства (статья 1)1 зависит от различных элементов, среди которых - наличие высокого уровня правового сознания и правовой культуры. Думаем, что построение правового государства и гражданского общества требуют новых подходов в решении фундаментальных проблем правовой теории, формировании моральных и правовых идеалов общества и высокой правовой культуры. Все это обуславливает необходимость теоретического переосмысления к пониманию и значимости правой культуры.
Культура (от латинского cultura - возделываю, обрабатываю) - форма человеческого существования в его творческой и речевой активности . В Большой Российской энциклопедии (под редакцией С.Л. Кравец) термин «культура» трактуется как исторически сложившийся образ жизни людей, включающий в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления, технику и технологии, способы мышления, деятельности, взаимодействия и коммуникации . Данное описатель-
1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) [Текст] // Российская газета - 2018 г. - 21 января.
2 Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А.Д. Некипелов, В.И. Данилов-Данильянов и др. - М.: Энциклопедия: ИНФРА - М, 2003. - Т. 9 - С. 330.
3 Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / Отв.
ред. С.Л. Кравец. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2010. - Т. 16 - С. 308.
ное понятие культуры используется в различных науках.
Стоит отметить, что термин «культура» по отношению к человеку впервые был употреблен древнеримским мыслителем Цицероном и означал взращивание человеческого духа 4.
Если рассматривать культуру в плоскости права, то здесь также существуют различные подходы к пониманию «правовая культура». Кроме того, формулировка данного понятия связана с теоретическими, практическими и методологическими трудностями, которые вызваны прежде всего сложностью и многогранностью данного феномена (поскольку данный термин включает философско-правовые, общеюридические, педагогические, психологические, социальные, политические и другие аспекты).
В настоящее время категория «правовая культура» все чаще употребляется как в правовой, педагогической, философской литературе, так и в повседневной жизни, в частности, в общении между людьми. Анализируя подходы к определению культуры, и правовой культуры в частности, стоит отметить, что многие определяют правовую культуру через категорию «ценность» (прямо или косвенно, но «ценность» является ядром данной конструкции).
Так, В.Н. Карташов определяет правовую культуру как разновидность духовно-материальной культуры, которая представляет
4 Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. - 3-е изд., доп. - М.: КНОРУС, 2008. - С. 16.
собой совокупность юридических ценностей1. Н.Н. Лебедева в своем диссертационном исследовании отмечает, что основой общей концепции правовой культуры есть информационно-ценностные ориентиры личности в правовой сфере2. Г. Радбурх отмечает, что культура сама по себе не является ценностью, но она - объективно существующая данность, смысл и значение которой заключается в создании ценности или, говоря словами Штамм-
3
лера, «в стремлении к истинному» .
Рассматривая правовую культуру, некоторые ученые, в частности, С.С. Алексеев, подчеркивают субъективный фактор в понятийном аппарате «правовая культура», то есть значительное место занимают личные, психологические свойства человека, направленность их действий, поступков,
4
связанных с правовым поведением .
Стоит также отметить, что правовую культуру следует рассматривать и через призму правовых знаний и умений. Так, Г.И. Балюк включает в понятие «правовая культура» особенности знания о праве, понимание его сущности и принципов, ценностных свойств и качеств, а также уважение к закону, уверенность в справедливости права и гуманности правосудия, привычку соблюдать и придерживаться правовых предписаний, права в целом5.
Правовая культура также рассматривается через призму исторической, национальной действительности.
Историко-национальный подход к интерпретации правовой культуры прослеживается у Д.В. Алейниковой, которая иссле-
1 Карташов В.Н. Правовая культура: понятие, структура, функции: монография / В.Н. Карташов, М.Г. Баумова; редкол.: В.Н. Карташов [и др.]; М - во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Ярославский гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 2008. - С. 8.
2 Лебедева Н.Н. Правовая культура личности и Интернет: Теоретический аспект: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Рос. правовая акад. юстиции РФ. - М., 2004. - С. 12.
3 Радбрух Густав Философия права. - пер. с нем. -М.: Международные отношения, 2004. - С. 13.
4 Алексеев С.С. Общая теория права: курс в 2- х т. - М.: Юридическая литература, 1981. - Т. 1. - С. 21.
5 Балюк Г.И. Взаимосвязь правовой культуры и
социалистической демократии. - К.: Знание, 1984. -
С. 9.
дует данную юридическую конструкцию в сфере педагогики (в лингводидактическом отношении). По мнению ученого, правовая культура - это правовое наследие (национальный продукт), активно используемое и развиваемое современным поколением граждан, что находит воплощение в правовой реальности - объективных условиях реализации правовой культуры как целостности6. Далее автор определяет, что правовая культура (лингво-социума в ее профессиональном сегменте) - это открытая система социально-значимых продуктов исторически обусловленного профессионального взаимодействия членов юридического сообщества в виде стереотипов профессиональной деятельности, взаимодействия, поведения, продуктов вербальной коммуникации7.
Л.А. Петручак, исследуя тему правовой культуры в современной России, определяет её как исторически сложившуюся, обусловленную экономическим, социальным и духовным уровнем развитием общества разновидность культуры, которая материализуется в формировании, передаче, сохранении правовых ценностей, служащих ориентиром юридически значимого поведения, и представляет собой качественное состояние правовой системы, степень правового развития личности и общества8.
Таким образом, на сегодняшний день можно увидеть различные подходы к пониманию правовой культуры.
Учитывая важную роль правовой культуры в жизни общества, необходимо четкое и однозначное толкование (определение) понятия «правовая культура». Данное понятие следует сформировать таким образом, чтобы оно содержало в себе основные определяющие категории и отражало сущность и свое предназначение.
На наш взгляд, для определения дефиниции «правовая культура», необходимо
6 Алейникова Д.В. Методика обучения юристов межкультурному профессиональному общению в условиях коллизии правовых культур (английский язык, магистратура). Автореферат: дис...канд. пед. наук 13.00.02. - М., 2019, с. 16.
7 Там же, с. 17.
8 Петручак Л.А. Правовая культура современной России: теоретико-правовое исследование: автореферат доктора юридических наук: 12.00.01. - М., 2012, с. 14.
рассмотреть функции правовой культуры. Суть и значение правовой культуры наиболее ярко проявляется в выполняемых функциях. Таким образом, необходимо более детально остановиться на анализе основных функциях.
1. Регулятивная (нормативная) функция. Данная функция связана с регулированием общественных отношений, она (функция) выступает объективным критерием действующего права, проявляется в едином механизме правового регулирования общественных отношений. Поэтому определение регулятивной функции возможно путем выяснения объективных и субъективных характеристик правовой культуры, наличие, наряду с правом, правоотношениями, ее места и роли в правовом регулировании.
Существенным показателем высокой правовой культуры является уверенность граждан в необходимости права, правового государства, в соблюдении законности. Правовая культура предполагает не только знания о праве, действующих правовых нормах, но и обязательное «претворение» правовых знаний, идей на личную «убежденность» (правовую уверенность). Правовая убежденность осуществляет прямое влияние на волевую деятельность людей, на принятие ими решений. Правовое убеждение в справедливости правовых норм в массовом правосознании создает состояние нетерпимости к правонарушениям, критически оценивать собственное поведение и поведение других граждан. Правовая уверенность побуждает людей к социально-правовой активности, которая является ведущим показателем правовой культуры человека.
Если человек знает свои права и обязанности, решает проблемы, знает, как защитить свои законные интересы, куда обратиться - это и есть активная, действующая роль в правовой регламентации (правовом регулировании) человеческой деятельности (общественных отношений).
Стоит отметить, что знание основных положений действующих нормативных правовых актов недостаточно для соблюдения законодательства и правомерного поведения. Безусловно, регулятивная функция правовой культуры определяется ее ролью в
регулировании поведения человека на основе и в соответствии с существующей системой права. Однако нельзя забывать, что регулятивная функция правовой культуры тесно связана с моральной формой общественного сознания. В правовом регулировании общественных отношений регулятивная роль правовой культуры «уступает первенство» регулирующей силе норм права.
2. Гуманистическая функция. В современном обществе остро стоит вопрос о соблюдении прав и свобод человека, уважении чести и достоинства, поскольку основной смысл формирования правового государства проявляется в создании наилучших условий для жизни и всестороннего развития каждого человека. В основе гуманизма лежат убеждения о возможности человека по усовершенствованию своих способностей (возможности всестороннего развития), защите прав, чести, счастливой жизни в целом.
Гуманизм правовых предписаний, например, может выражаться в гарантии неприкосновенности личности (каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность; каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований). Гуманистический принцип является важной ценностью в праве, который можно использовать для характеристики правовой системы, состояния правовой жизни общества и правовой культуры.
На сегодняшний день очень важно рассматривать правовую культуру как определенное отношение каждого человека к другому через их права и уважение к этим правам. Гуманизм - это универсальная человеческая добродетель, которой должен обладать каждый человек независимо от его знаний в сфере права, и, безусловно, - представители власти.
3. Функция исторической преемственности. Каждому человеку, обществу и государству в целом нужна нравственно-ценностная, правовая система координат. Правовые ценности всегда служат источником, «эталоном» мотивации поступков людей. Охватывая все сферы общественной
жизни, система ценностей и соответствующих ей принципов основываются на историческом опыте человечества. Конечно, ценности могут изменяться, и притом иногда радикально в зависимости от социальных, экономических, политических и других аспектов общественной жизни. Изменения исторических условий сказываются на состоянии правовой культуры. Переход к новому состоянию правовой культуры не может сопровождаться полным отказом от предыдущих правовых достижений.
Кроме того, для стабильности правовой системы необходима «матрица» вечных, устойчивых (постоянных) мировоззренческих архетипов, принципов, стандартов, стереотипов права определенного социального субъекта, которая обусловлена историческими, традиционными, природными и другими факторами, которые реализуются в способах и формах правовой жизнедеятельности. Например, для российского народа -традиция семейных ценностей, где семья понимается как союз мужчины и женщины; патриотическая традиция - чтить погибших и ныне живущих ветеранов Великой Отечественной войны.
В такой ситуаций, когда исторические ценности и традиции претворяются в правовую действительность (например, через легализацию понятия «семья», через предоставления социальной защиты и особого социального обеспечения ветеранам ВОВ) общество, в частности граждане России, испытывают по отношению к праву и закону особые положительные эмоции, чувства, настроения.
В данном вопросе следует также учитывать и историко-правовой менталитет народа (традиционное отношение и мировоззрение к праву, правовой действительности, это всегда постоянное и стабильное в духе и ежедневной практике народа, практически неизменённое на протяжении длительного исторического периода понимание права как ценностного регулятора общественных отношений).
Таким образом, историко-правовые ценности дают возможность сохранить свою собственную идентичность, а не раствориться во множественных соприкосновениях с другими правовыми культурами.
Общечеловеческие, традиционные, этнические и иные правовые ценности составляют «генетический код» правовой ментальности каждого народа. Через эти ценности формируется свой собственный неповторимый «духовный мир» каждого общества, что позволяет развивать свою внутреннюю сущность и аксиологическое содержание. Благодаря этому ценностный «историко-генетический код» правовой ментальности выступает ядром правовой культуры.
4. Гносеологическая (познавательная) функция. Рассматривая данную функцию, необходимо отметить, что человеку нужны знания о самом себе и о мире права в целом, и эти знания должны быть правильными, истинными. Это вызывает необходимость в изучении познавательных процессов в праве. Познавательная деятельность в правовой сфере является составной частью правовой деятельности вообще, а теория правовой деятельности является результатом соответствующих познавательных процедур. Стоит обратить внимание, что праву присущ субъективный характер, очень часто наши действия определяются субъективным видением той или иной ситуации. Согласованность взаимодействия в правовой сфере зависит от степени взаимопонимания и единым представлением о «мире» права. Таким образом, вопрос об «истинном» знании в этой сфере становится вопросом о возможности достижения взаимопонимания и рациональной организации совместной правовой деятельности людей.
Сущность гносеологической функции правовой культуры проявляется в том, что стремление к познанию «истины» права можно рассматривать как важный фактор организации правовой деятельности. А любое понимание права обязано опираться на развернутую концепцию прав человека, точнее личности, и включать в себя обязательные базовые элементы: во-первых, анализ права как аксиологического по своей природе, во-вторых, системное построение нравственных основ права, справедливости, общественных и человеческих «правовых» идеалов.
5. Коммуникативная функция. Специфика этой функции заключается в (1) воздействии на общество через целенаправлен-
ную информированность населения, передачу и обмен правовой и иной информации; (2) манипуляции сознанием (правосознанием) человека; (3) коммуникативной профессиональной деятельности юристов; (4) межличностном общении о правовой реальности, действительности, правовых явлениях и т.д.; (5) установлении контактов между людьми, между населением и органами власти.
Сущность коммуникативной функции правовой культуры проявляется в качестве фундаментального средства общения между людьми (не только юристами) и воплощает в себя личные правовые переживания, правовые взгляды, позиции и т.д. Кроме того, она (коммуникативная функция) является платформой для создания информационного пространства, где происходит процесс накопления, обновления и распространения правовой информации, тем самым создается эффективная система реализации прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и пользование определенной информацией.
Анализируя правовую культуру с точки зрения коммуникативного подхода, Усманова Е.Ф. пишет, что «человек как социальное существо приобретает социальный опыт и знания либо через непосредственный контакт с источником информации, либо через общение с иными социальными субъектами, т. е. через акты коммуникации. В результате происходит становление некоего общего коммуникационного пространства, которое пронизывает всю культуру»1. Таким образом, посредством коммуникации происходит общение граждан в сфере права и обмен информацией (например, о назначении социальных пособий; куда можно обратиться с жалобой/претензией о приобретении некачественных товаров; какие полномочия у участковых уполномоченных полиции т.д.), аккумулируются интеллектуальные способности в сфере юриспруденции, формируется мнение и позиция ценностного отношения к праву, государственным органам и государству в целом.
6. Прогностическая функция. Говоря в целом о прогнозах, следует отметить, что
1 Усманова Е.Ф. Коммуникативная функция правовой культуры // Российский юридический журнал. - 2015. - № 5 (104). - С. 13.
они составляют определенную достоверную модель, с помощью которой можно предсказать последствия и принять меры, направленные на достижение определенного результата. В современных условиях прогнозирование означает систематическое исследование перспектив развития того или иного явления или процесса с использованием новейших научных средств, достоверность которых обеспечивается выбором правильных методов прогнозирования и надежной исходной информацией. Функция прогнозирования предусматривает установление конечного результата, который должен наступить в случае выполнения или невыполнения определенных действий, и осуществляется на основе анализа значительного объема информации с учетом геополитической ситуации, уровня экономического развития, других объективных и субъективных факторов.
Прогноз позволяет оценить инновационный потенциал проектов нормативно-правовых актов, осмыслить возможные препятствия на пути их реализации, разработать механизмы адаптации законодательства к закономерным потребностям социального развития и др.
Прогностическая функция правовой культуры, несомненно, охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы2.
7. Воспитательная функция. Воспитательная функция правовой культуры направлена на формирование правовых мотивов, влияния на ценностные ориентиры, внутренние потребности. В целом данная функция связана с процессом и системой правового воспитания, с идеологической ролью права в обществе (она влияет на волю, мысли и чувства людей).
Общеизвестно, что цель правового воспитания - это формирование знаний, убеждений, установок, привычек правового поведения. В свою очередь, система правового
2 Смирнов В.А. Функции правовой культуры в обществе и ее роль в профессиональном образовании специалиста МЧС // Право и образование. - 2007. -№ 5. - С. 63.
воспитания - это весь комплекс проводимых государством и общественными организациями мероприятий с целью формирования у граждан правосознания, правовых понятий.
Своим содержанием воспитательная функция охватывает ту часть воздействия права, которая осуществляется не специально-юридическими, а общесоциальными, присущими всем надстрочным элементам приемами и средствами (правовое воспитание, правосознание, общие нравственные принципы права, не получившие еще закрепления в нормах позитивного права, профилактика правонарушений и т.д.) .
Следует отметить, что правовая культура как многоуровневое системное образование проявляет себя, с одной стороны, внутри общества, а с другой - за его пределами, особенно при взаимодействии с другими культурами. Именно поэтому важной составляющей является осмысление права как социокультурного феномена. Важно отметить, что взаимодействие правовых культур проявляется, прежде всего, в форме рецепции права, т.е. заимствования и приспособления к условиям определенной системы права.
Кроме того, высокий уровень правовой культуры проявляется также в отношении (уважении) общества к праву. Считаем, что уважительное отношение к праву является неотъемлемым элементом правовой культуры, которое предусматривает: 1 ) отношение к правовым нормам как необходимым и наиболее целесообразным правилам поведения; 2) осознание каждого члена общества о его социальной роли в процессе индивидуального регулирования общественных отношений; 3) отношение к правам и свободам человека как ценностным ориентирам общества.
Безусловно, существует сходство культуры и права, и проявляется это в том, что оба феномена обладают признаком нормативности. Однако также существует и грань взаимодействия права и культуры. В нормах и институтах права выражаются ценность справедливости, добросовестно-
1 Левина С.В. Теоретические аспекты воспитательной функции права // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2010. - № 1. - С. 348.
сти, право направлено на утверждение общественной и личной безопасности. В свою очередь, культура делает право гуманным и нравственным2. Несомненно, правовая культура связана с правом, и поэтому понимание сущности правовой культуры зависит, прежде всего, от того, как трактуется право, то есть от парадигмы правопонима-ния. И в этом смысле, конечно, можно говорить о том, что правовую культуру необходимо рассматривать и как позитивное правовое явление, которое не зависит от определенных условий (экономических, политических и т.д.), напрямую «подчиняется» праву (позитивному праву), и обусловлено правотворческой деятельностью государства.
Таким образом, исследование феномена правовой культуры на основе основополагающих функций дает основание сформулировать понятие правовой культуры, которое позволит определить сущность и значение данной юридической категории.
Предлагаем следующее определение понятия правовой культуры. Правовая культура - это определенно-качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в соответствующем уровне развития правовой реальности, правотворчества (законотворчества), правовой доступности (посредством предоставления правовой информации и ее обмена), правоприменительной и правореализационной деятельности и представляет собой ценностно-нормативную систему, ориентированную на идеалы гуманизма, верховенства права, исторические правовые памятники, а также базовые правовые убеждения, взгляды, ориентации, способствующие пониманию права, прогнозированию правовых событий, действий и последствий, а также знание и умение применить правовые нормы (законодательство) для урегулирования общественных отношений (умение пользоваться правовым инструментарием в повседневной жизни).
2 Кич И.С. Право и культура - грани взаимодействия // Очерки новейшей камералистики. - 2019. -№ 1. - С. 34-35.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 19193 г.) [Текст] // Российская газета - 2018 г. - 21 января.
2. Алейникова, Д.В. Методика обучения юристов межкультурному профессиональному общению в условиях коллизии правовых культур (английский язык, магистратура): автореферат: дис. .канд. пед. наук 13.00.02. - М., 2019, - 29 с.
3. Алексеев, С.С. Общая теория права: курс в 2- х т. - М.: Юридическая литература, 1981. - Т. 1. - 360 с.
4. Балюк, Г.И. Взаимосвязь правовой культуры и социалистической демократии. - К.: Знание, 1984. - 48 с.
5. Большая Российская энциклопедия: в 30 т./ отв. ред. С.Л. Кравец. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2010. - Т. 16 - 751 с.
6. Карташов, В.Н. Правовая культура: понятие, структура, функции: монография / В.Н. Карташов, М.Г. Баумова; редкол.: В. Н. Карташов [и др.]; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Ярославский гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 2008. - 200 с.
7. Кич, И.С. Право и культура - грани взаимодействия // Очерки новейшей камералистики. - 2019. - № 1. - С. 33-35.
8. Костина, А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. - 3-е изд., доп. - М.: КНО-РУС, 2008. - 336 с.
9. Лебедева, Н.Н. Правовая культура личности и Интернет: Теоретический аспект: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Рос. правовая акад. юстиции РФ. -М., 2004. - 21 с.
10. Левина, С.В. Теоретические аспекты воспитательной функции права // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2010. - № 1. - С. 346-350.
11. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / редкол.: А.Д. Некипелов, В.И. Данилов -Данильянов и др. - М.: Энциклопедия: ИНФРА - М, 2003. - Т. 9. - 480 с.
12. Петручак, Л.А. Правовая культура современной России: теоретико-правовое исследование: автореферат доктора юридических наук: 12.00.01. - М., 2012, - 54 с.
13. Радбрух, Густав. Философия права / пер. с нем. - М.: Международные отношения, 2004. - 240 с.
14. Смирнов, В.А. Функции правовой культуры в обществе и ее роль в профессиональном образовании специалиста МЧС // Право и образование. - 2007. - № 5. - С. 62-65.
15. Усманова, Е.Ф. Коммуникативная функция правовой культуры // Российский юридический журнал. - 2015. - № 5 (104). - С. 9-14.
Получено: 01.07.2020г.