ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА;
ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
***
СИНЕРГЕТИКА КАК ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА
БАУМОВА Марина Георгиевна
Аннотация. В статье обосновывается возможность использования синергетики в качестве методологической основы при изучении правовой культуры общества. Важнейшим, что дает си-нергетический подход при изучении правовой культуры общества - это возможность понимания данного феномена как сложной самоорганизуемой системы, способной к созданию стабильных структур в неравновесных условиях.
Annotation. The article grounds the possibility to use synergetic as a metrological basis studying the legal culture of society. The author says that the most important thing that synergetic approach gives in the process of studying the legal culture of society is the possibility of understanding this phenomenon as a complex self-organizing system capable to create stable structures in nonequilibrium conditions.
Ключевые слова: синергетика, правовая система, правовая культура, общество, индивид, личность.
Keywords: synergetics, legal system, legal culture, society, individual, person.
Конец ХХ в. отмечен радикальным отказом от формационной детерминированности в изучении права. На смену этому подходу пришли коммуникативный, структурный, функциональный и структурно-функциональный анализ правовой действительности. По своей сути они являются самостоятельными проявлениями системного подхода, который наиболее эффективно показал себя именно при исследовании проблем культуры и правовой культуры в частности. Можно согласиться
с М.С. Каганом, по мнению которого при анализе культуры как системного явления следует говорить о «системном стиле мышления» как специфической парадигме современной науки1.
Правовая культура представляет собой сложную, многофункциональную и смешанную систему, включающую как объективные, так и субъективные факторы. Она объединяет три разноплановых фактора: правовое сознание - идеальное явление, юридическую деятельность - реальное поведение и право -формализованные правила, модели поведения, закрепленные в законодательстве. С другой стороны, даже право имеет сложный объек-
1 Каган М.С. Философия культуры. СПб.,1996. С. 6.
тивно-субъективный характер и включается в правовую культуру, в том числе через знаковую систему (юридический язык), совокупность выражений, дозволений, понятий, сообщений и т. п. Правовая культура как сложное полиструктурное образование включает в себя ряд самостоятельных систем: систему права, систему законодательства, правосознание, систему юридической деятельности, систему правового языка. Необходимость изучения правовой культуры как системы неизбежно приводит к синергетическому подходу.
Еще в начале ХХ в. А. Богданов разработал «всеобщую организационную науку», назвав ее «тектологией» и подчеркнув, что основные закономерности самоорганизации, выявленные при изучении природных, физических, термодинамических процессов, могут распространяться и на иные сферы, захватывая процессы социального и культурного характера. Учение А. Богданова во многом повлияло на становление и развитие теории систем и методологии системного анализа социально-культурных явлений, что в свою очередь привело к становлению синергетики как междисциплинарного направления, характеризующегося универсальным характером.
Так, Г. Хакен назвал «синергетикой» новую область науки, которая призвана изучать общие закономерности развития в сложных системах, состоящих из большого числа элементов. Этот термин должен подчеркнуть роль кооперативных эффектов, возникающих в процессе взаимодействия элементов внутри сложной системы. По мнению Г. Хакена, в результате внутреннего взаимодействия элементы сложных систем могут порождать качественно новые свойства в макроскопических масштабах. Задача синергетики состоит в том, чтобы исследовать закономерности возникновения этих новых свойств системы и выявить возможные способы и необходимые масштабы внешнего воздействия, способного управлять этими процессами2.
Применительно к исследованию правовой культуры общества необходимо выделить следующие постулаты синергетической парадигмы:
- правовая культура представляет собой сложную открытую систему, имеющую внутреннюю структуру, способную к самоорганизации и саморазвитию;
- как система она состоит из множества разнородных частей (типов), которые находятся в постоянном взаимодействии друг с другом;
- это нелинейная система, имеющая множество альтернативных путей развития, различную динамику и необратимость процессов;
- в основе существования открытых нелинейных систем лежит принципиальная нестабильность, неравновесность и хаотичность процессов;
- хаос следует воспринимать не только как разрушающее, но и как созидающее начало;
- в отдельные наиболее нестабильные периоды система становится особо чувствительной даже к небольшим воздействиям и возмущениям, что получило название «флуктации»;
- флуктации, происходящие в системе, могут как затухать, так и усиливаться, подталкивая систему к изменениям в направлении «спонтанной» самоорганизации;
- эволюция таких систем имеет как детерминистические, так и стохастические элементы, объединяющие необходимость и случайность;
- в определенные моменты в развитии системы наступает критический момент, когда возможно развитие по двум автономным сценариям - «точка бифуркации»; здесь особое
2 См.: Хакен Г. Синергетика. М., 1980.
влияние приобретает случайность или целенаправленное внешнее воздействие;
- выход из бифуркации в новое стабильное состояние определяется аттрактором - реальной структурой в открытых нелинейных системах, на которую выходят процессы самоорганизации в результате окончания нестабильного периода.
Таким образом, важнейшим, что дает си-нергетический подход при изучении правовой культуры общества, является возможность понимания данного феномена как сложной самоорганизуемой системы, способной к созданию стабильных структур в неравновесных условиях. В результате функционирования правовой культуры возникают два фактора: организуемый и самоорганизующийся. Синергетика позволяет сочетать организацию и самоорганизацию, видеть становление порядка через хаос3.
Закономерно возникает вопрос о том, как изучать правовую культуру общества, включающую множество индивидуальных правовых культур, различающихся уровнем освоения права, профессионализмом, социальной направленностью и т. д. Ответ на этот вопрос дал М.С. Каган: «...общим и фундаментальным законом самоорганизации считать не простейшую ее - физическую - форму, но сам процесс ее последовательного усложнения, само движение от низшего уровня организации к высшему. Став на этот путь, мы перестанем абсолютизировать значение инвариантов (ведь то, что выносится за скобки, не может быть ничем иным, кроме как элементарным компонентом структур разного уровня сложности) и перенесем познавательную активность с поиска этих инвариантов, так сказать, "снизу доверху" на исследование закономерностей превращения в интересующей нас синергетиче-ской плоскости относительно простого во все более и более сложное»4.
В связи с этим основным направлением изучения должна стать индивидуальная правовая культура. Именно взаимодействие субъектов, обладающих различным уровнем правовой культуры, различными правовыми ценностями и
3 См.: Столяров О.И. Синергетика, юридическая наука, право: профилактика юридического конфликта // Синергетика в философии, науке и технике : тез. науч. конф., 26-27 января, 1999 г., г. Санкт-Петербург. СПб., 1999. С. 25.
4 Каган М.С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. СПб., 1998. С. 202.
установками является основой самоорганизации в такой многоплановой и сложноорганизованной системе, как правовая культура общества.
В последнее время основное внимание ученых уделено изучению правовой культуры общества, ее структуре, функциям, перспективам дальнейшего развития5. Однако почти не исследована правовая культура отдельного индивида. Важность изучения процессов функционирования правовой культуры общества и отдельной личности обусловлена тем, что, по мнению ряда ученых, анализ права как явления должен начинаться с изучения более общего системного явления - правовой культуры6.
Под индивидуальной правовой культурой следует понимать совокупность социокультурных юридических ценностей, которыми руководствуется индивид в организации своей деятельности, уровень правового развития личности (ее идей, убеждений, знаний, умений, навыков, действий и т. п.), обеспечивающих юридическую коммуникативность, упорядоченность и управляемость общественных отношений, законность и правопорядок, прогрессивно влияющих на формирование всех сфер жизнедеятельности отдельного индивида.
Индивидуальная правовая культура представляет собой определенный аспект общей культуры индивида, выступающей в качестве регулятора его поведения. Вместе с тем она активно влияет на формирование последней и становится тем ядром, вокруг которого складывается целая система гуманитарных знаний и представлений. Основу индивидуальной правовой культуры составляют определенные правовые ценности, руководствуясь которыми, индивид обосновывает, анализирует, оправдывает, критикует те или иные правовые теории и явления, определяя свое отношение ко всему комплексу социокультурных норм. Во многом именно на основе своих правовых знаний и представлений современный человек черпает разнообразные знания из философии, социологии, культурологии, оценивает их, группирует
5 См.: Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Саратов, 1989 ; Соколов Н.Я. Профессиональная культура юристов и законность. М., 2011 ; Петручак Л.А. Правовая культура современного российского общества. М., 2012 ; Карташов В.Н., Баумова М.Г. Правовая культура: понятие, структуры, функции. Ярославль, 2008.
6 См. подробнее: Венгеров А.Б. Синергетика, юридиче-
ская наука, право // Советское государство и право. 1986. № 10. С. 10-16 ; Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2002. С. 56.
и систематизирует, трансформируя в определенные установки, позволяющие ему ориентироваться в социальной среде.
Важнейшей особенностью правовой культуры общества и прежде всего индивидуальной правовой культуры является ее регулятивная направленность. Это предназначение характерно для любой культуры: политической, религиозной и других, однако именно в индивидуальной правовой культуре регулятивная функция выходит на первый план. Движущей силой этого процесса является осознание гражданином своей роли в создании гражданского общества, чувства ответственности за свою судьбу7.
С позиции синергетики правовая система является диссипативной, т. е. системой, рассеивающей энергию-информацию, что в свою очередь ведет к ослаблению регулятивных функций правовой системы. Правовая диссипация неотделима от правовой энтропии -процесса разрушения нормативных структур. Рост правовой энтропии ведет к отмиранию регулятивных функций этих структур и их дезорганизации. Этому противостоит процесс антиэнтропийной деятельности, направленной на сбор, аккумулирование правовой энергии-информации, преодоление правовой дезорганизации. Основой, на которой формируется данный процесс, становится правовая культура высокого уровня отдельных правоприменителей и граждан. Если же правовая энтропия не будет остановлена и в обществе не найдется средства для ее устранения, неминуемо наступает состояние правовой аномии - полного хаоса и нормативного вакуума.
Индивидуальная правовая культура различна по уровню зрелости. Это обусловлено целым рядом факторов: знанием и пониманием права, уровнем общей культуры индивида, степенью осведомленности о характере предоставляемых прав и возлагаемых обязанностей, способах и формах их реализации и защиты. Однако во всех случаях определяющим фактором являются те правовые ценности, которые усвоил индивид в процессе взаимодействия с другими людьми, самостоятельного изучения либо под внешним воздействием системы образования. Именно индивидуальная правовая культура становится фактором, определяющим
7 См.: Агапов Д.А. Правовая культура как элемент гражданского общества // Правовая культура. 2007. № 1 (2). С. 12.
вектор формирования правовой культуры общества.
Синергетический подход предполагает саморазвитие, самосовершенствование субъекта деятельности, прежде всего путем усвоения и распространения этических, ценностных начал. По мнению К.Х. Делокарова, «определяющая ценностная установка, лежащая в основе идеи открытой рациональности, заключается, таким образом, в осознанной как необходимое условие адекватного отношения к миру готовности к постоянному совершенствованию оснований мироориентации человека как свободного и ответственного субъекта, контролирующего и проблематизирующего свои позиции по отношению к объемлющему его миру, который всегда превышает возможности "конечного" его освоения»8.
Свободное самосовершенствование в условиях своей связанности с миром и ответственности за свое поведение задолго до си-нергетического подхода было характерно для правовой культуры наиболее прогрессивных представителей общества, эти идеи были присущи еще русским философам права.
В современных условиях глобальных перемен, когда правовая система все чаще приобретает черты нестабильности, с постоянно возникающими точками бифуркации, роль правовой культуры и прежде всего прогрессивной индивидуальной правовой культуры как важнейшего элемента механизма самоорганизации права и общества трудно переоценить. Осознание этого дает возможность выработать реальные меры по преодолению кризисных явлений в российской правовой системе.
Библиографический список
1. Агапов, Д.А. Правовая культура как элемент гражданского общества // Правовая культура. -2007. - № 1 (2).
2. Венгеров, А.Б. Синергетика, юридическая наука, право // Советское государство и право. -1986. - № 10.
3. Делокаров, К.Х. Рационализм и социосинергетика // Общественные науки и современность. -1997. - № 1.
4. Каган, М.С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. - СПб., 1998.
5. Каган, М.С. Философия культуры. - СПб.,1996.
6. Карташов, В.Н. Правовая культура: понятие, структуры, функции / В.Н. Карташов, М.Г. Баумова. - Ярославль, 2008.
7. Петручак, Л.А. Правовая культура современного российского общества. - М., 2012.
8. Сальников, В.П. Социалистическая правовая культура. - Саратов, 1989.
9. Соколов, Н.Я. Профессиональная культура юристов и законность. - М., 2011.
10. Столяров, О.И. Синергетика, юридическая наука, право: профилактика юридического конфликта // Синергетика в философии, науке и технике : тез. науч. конф., 26-27 января, 1999 г., г. Санкт-Петербург. - СПб., 1999.
11. Хакен, Г. Синергетика. - М., 1980.
12. Честнов, И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. - СПб., 2002.
8 Делокаров К.Х. Рационализм и социосинергетика // Общественные науки и современность. 1997. № 1. С. 122.