Научная статья на тему 'Правовая культура: обоснование аксиологического подхода'

Правовая культура: обоснование аксиологического подхода Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1848
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петручак Л. А.

In article the author analyzes concept «legal culture», preferring valuable approach. The given approach has allowed to unite uncountable properties of culture round concept of value. Values name all that causes to itself the positive relation, it is considered as the blessing, good, advantage, due. The valuable approach allows to carry to culture not all human activity and its results, but only that is the blessing, certain value for individuals. The legal culture at such approach is understood as set of all positive components of the legal validity in its real functioning, embodied achievements of legal thought, the legal technics and legal practice. Therefore, it is necessary to carry to the phenomena of legal culture only such elements of a legal life which do not contradict is progressive-legal development of a society. As a result of research the author comes to a conclusion that the legal culture is a set of all legal values forming an is productive-positive layer in a legal life of separate people, social groups and a society as a whole where values are understood only as the positive, progressive phenomena and processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая культура: обоснование аксиологического подхода»

совместного ведения Федерации и ее субъектов), значительная часть законодательства субъектов Российской Федерации посвящена вопросам их исключительного ведения. И в этой части региональные нормативные правовые акты дополняют не федеральное законодательство, а, как справедливо отметил А.Н. Чертков, «правовое регулирование в целом»1.

Как отмечает Г.Н. Чеботарев, необходимо, чтобы «законодательство субъектов Российской Федерации как особый вид творческой деятельности действительно было творчеством, свободным от примитивного механического переписывания норм федеральных законов, слепого копирования или бездумного подражания законодательной деятельности органов власти соседних регионов»2. И с этим сложно не согласиться.

При оценке состояния законодательства в данном случае представляется более обоснованным использование категорий «согласованное законодательство», «баланс федерального и регионального законодательства», довольно часто используемого им в юридической литературе3.

При анализе проекта нормативно-правового акта или уже действующего нормативно-правового акта необходимо учитывать, что если применительно к соотношению федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации действуют правила, установленные статьями 71—73, 76 Конституции Российской Федерации 1993 года, то четких правил разрешения коллизий между кодексом Российской Федерации и федеральным законом, а также двумя отраслевыми законами федеральное законодательство не содержит. Очевидно, что указанные аспекты соотношения нормативно-правовых актов в целях повышения согласованности элементов системы российского законодательства и качества принимаемых нормотворческих решений должны получить нормативное закрепление.

1 Чертков А.Н. Место и роль законов субъектов Российской Федерации в системе законодательного регулирования в сфере совместного ведения // Журнал российского права. 2005. № 5. С. 24.

2 Чеботарев Г.Н. Федеральное и региональное законодательство: единство и различие / Пять лет региональному законодательству: проблемы, опыт, перспективы / под ред. Н.П. Ма-рова, В.А. Юдашкина. Тюмень, 1999. С. 284.

3 См., например: Колесов Ю.И. Правовое пространство России. Участие органов юстиции в обеспечении его единства. М., 2004. С. 85; Чертков А.Н. Место и роль законов субъектов Российской Федерации в системе законодательного регулирования в сфере совместного ведения // Журнал российского права. 2005. № 5.

Петручак Л.А. *

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ОБОСНОВАНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО

ПОДХОДА

Ключевые слова: культура, ценности, аксиологический подход, правовая культура, правовые ценности.

In article the author analyzes concept «legal culture», preferring valuable approach. The given approach has allowed to unite uncountable properties of culture round concept of value. Values name all that causes to itself the positive relation, it is considered as the blessing, good, advantage, due.

The valuable approach allows to carty to culture not all human activity and its results, but only that is the blessing, certain value for individuals.

The legal culture at such approach is understood as set of all positive components of the legal validity in its real functioning, embodied achievements of legal thought, the legal technics and legal practice. Therefore, it is necessary to carty to the phenomena of legal culture only such elements of a legal life which do not contradict is progressive-legal development of a society.

As a result of research the author comes to a conclusion that the legal culture is a set of all legal values forming an is productive-positive layer in a legal life of separate people, social groups and a society as a whole where values are understood only as the positive, progressive phenomena and processes.

В связи с изменением государственной политики в сфере культуры сегодня можно утверждать, что культуру предстоит поднять на новый уровень в иерархии государственных политических ценностей. Культура, основанная на исторических традициях и на позитивном развитии, должна стать основой всего социального развития. Именно такая задача ставится в программных политических документах нашего государства. И в Послании Президента РФ Д. Медведева, и на съезде партии «Единая Россия» была подчеркнута необходимость обеспечить влияние культуры на весь образ жизни народа, особенно нового поколения россиян.

«Для современной России особенно актуальным является вывод о том, что любые изменения в экономической и политической системах общества, социальной и духовной среде начинаются как мощнейший сдвиг внутри культуры в целом и правовой культуры в частности», — справедливо утверждает В.Н. Карташов

* Канд. юрид. наук, доцент кафедры теории государства и права МГЮА им. О.Е. Кутафина. E-mail: lar-petnichak@yandex.ru.

1 Карташов В.Н., Баумова М.Г. Правовая культура: понятие, структура, функции: монография. Ярославль, 2008. С. 5.

Понятие «культура» обладает многозначностью, неопределенностью, размытостью. Многоаспектность самого явления культуры и множество подходов к ее изучению привели к тому, что в настоящее время термин «культура», пожалуй, самый разноречивый в общественных науках. Ученые насчитывают несколько сотен его определений.

Не вдаваясь в подробности дискуссии о понятии культуры вообще, ограничимся общефилософским ее пониманием как совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством, включая и способ их передачи от поколения к поколению и выражающих степень и уровень прогрессивного развития общества

Многие отечественные и зарубежные ученые полагают, что все имеющиеся в науке подходы к культуре сводятся к антропологическому, социальному и философскому2. Не умаляя значения названных подходов, мы солидизируемся с теми учеными, которые предпочитают аксиологический (ценностный) подход к трактовке понятий «культура» в целом и «правовая культура» в частности.

Отличие ценностного подхода от познавательного заключается в том, что первый связан со стремлением найти высшее оправдание человеческой жизни, нравственности, праву, связан с выбором ценностей, определяющих мировоззрение и поведение человека; второй же связан со стремлением построить объективно-истинную картину действительности на основании причинно-следственных, временных и иных зависимостей.

Культура, на наш взгляд, прежде всего, представляет собой «аксиологическое» явление, предполагающее глубинное осознание личностью и обществом культурно-исторических ценностей. Аксиологический подход позволил объединить бесчисленные свойства культуры вокруг понятия ценности, которые и определяют изнутри, из глубины индивидуальной и социальной жизни то, что называется культурой народа и общества.

Ценностями называют все то, что вызывает к себе положительное отношение, рассматривается как благо, добро, польза, должное. Они представляют собой цели, к которым люди стремятся и связаны с удовлетворением потребностей людей3.

Причем отечественные философы правильно отмечают, что «ценность — это не любая значимость явления. А его положительная значимость; кроме того, эта значимость своим истоком имеет человека, его коренные цели и идеалы»4.

1 См.: Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: учеб. пособие. Волгоград, 2000. С. 41.

2 См.: Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Саратов, 1989. С. 5; Правовая культура в России на рубеже столетий: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции / под ред. Н.Н. Вопленко. Волгоград, 2001. С. 11; Баранов П.П., Окусов А.П. Аксиология юридической деятельности. Ростов-на -Дону, 2003. С. 39.

3 См.: НеновскиН. Право и ценности. М., 1987. С. 25.

4 Алексеев П.В., ПановА.В. Философия. М., 1997. С. 288.

Понимание правовой культуры базируется на теоретической основе трактовки культуры в целом. В этой связи правовая культура представляет совокупность правовых ценностей, выработанных человечеством, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества. «Правовые ценности — это не что иное, как ценности культуры, реализуемые в сфере права, воплощенные в конкретных носителях ценностей — правовых актах, нормах, отношениях, идеях»1.

Правовые ценности выступают и в качестве критериев оценки реально существующих юридических явлений и процессов. Сложно дать объяснение правовым принципам, нормам и другим предписаниям, не прибегая к понятийным рядам ценностной теории. Аксиологический характер приобретают и охваченные правом человеческие поступки, правовое поведение людей.

Правовые ценности включают в себя те факты и явления, которые лежат в основе права и «порождают в качестве идеального обоснования нормы права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов»2. Эти ценности, провозглашаемые государством, создают идеальную модель права. Личность, осваивая эти ценности, делает их мотивами своего правового поведения, воплощая в реальную правовую действительность. Таким образом, «правовые ценности личности являются своего рода мостиком от права должного к праву сущему, от права идеального к праву реальному»3.

Важная роль в демократическом обществе отводится такой правовой ценности, как право, важнейшему средству регулирования общественных отношений. Право — это не только необходимость, но и социальное благо, социальная ценность, которая заключается в способности права обеспечивать устойчивый порядок в общественных отношениях, достичь гарантируемого результата. Собственная ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который вбирает в себя важнейшие социальные ценности общества. Кроме того, право выражает важнейшие общечеловеческие ценности — свободу, справедливость и равенство людей.

Право в современных обществах представляет собой формализованную систему норм и институтов, цель которых состоит в урегулировании социальных отношений; это один из способов, используемых людьми для примирения деятельности и поведения с определенными принципами и ценностными ориентациями.

1 Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX — начала XX века. Н.Новгород, 2002. С. 134.

2 Неновски Н. Указ. соч. С. 177.

3 Бабенко А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей // Государство и право. 2005. № 2. С. 104.

Вместе с тем, правовые ценности — это и система правовых знаний, взглядов, правовые установки и ценностные ориентиры. В правовых ценностях сконцентрирован опыт предшествующих поколений, который позволяет человечеству выбрать оптимальные пути своего дальнейшего правового развития. «Ценности, являясь наиболее устойчивой составляющей правовой культуры общества, отражают элементы его “генетического кода”»1.

Ни один человек не вырабатывает для себя каких-либо уникальных, в подлинном смысле индивидуальных ценностей. Набор ценностей задается коллективным сознанием и хранится в коллективной памяти социума. Система ценностей каждого индивида представляет собой комбинацию тех общезначимых ценностей, которые восприняты им из окружающей социальной среды, с учетом тех более или менее заметных модификаций, которые вытекают из его личного опыта. Причем групповые (социальные) ценности не являются суммой ценностей личностей, из которых состоят эти группы.

В юридической науке уже сложился традиционный «каталог» основных правовых ценностей. В их число обычно включаются такие феномены, как свобода, справедливость, равенство, порядок, безопасность, общее благо, прогресс и т.п.

Ценности многообразны. Среди них есть утилитарные, практические, материальные, их называют также «предметные ценности»... В противоположность им есть «субъективные ценности» — это ориентиры деятельности человека, на основе которых происходят сами процедуры оценивания явлений2.

Ценности имеют как объективное, так и субъективное содержание. Происхождение ценностей является коллективным, и они сохраняют свою групповую принадлежность. В этом смысле для конкретного человека различаются, с одной стороны, его собственные, субъективные ценности, а с другой стороны — ценности той социальной группы (общности), к которой он принадлежит.

Социальные ценности, будучи коллективными по своей природе, не могут реализоваться иначе, как через сознание и поведение отдельных личностей. Последние выступают непосредственными носителями и служителями ценностей, воплощая их в своих деяниях и тем самым переводя из потенциального состояния в действительность. Таким образом, в основе выбора модели поведения субъекта права лежит определенная система ценностей.

Восприятие каждым человеком правового поля и системы правовых ценностей в значительной степени индивидуально. Конкретный правовой

1 Зинковский С.Б. Правовые культуры: учеб. пособие. М., 2007. С. 80.

2 См.: Мартышин О.В. Проблема ценностей в теории государства и права // Государство и право. 2004. № 10. С. 5-6.

поступок является по сути своей выражением объективно-субъективного ценностного выбора, реализацией человеком своей ценностной установки в конкретной среде. Именно ценности и связанные с ними интересы и потребности приводят в движение механизмы регуляции любо юридической деятельности. Таким образом, становление правовой культуры представляет собой непрерывный процесс отбора человеком ценностей и поиска им соответствующих моделей юридического поведения.

В рамках единой правовой культуры общества уровень зрелости правовой культуры каждой отдельной личности вариативен, поскольку зависит от многих факторов: точности знания и понимания правовых норм, от внутреннего (ценностного) отношения индивида к существующим правовым нормам, процедурам и институтам. «Правовая культура личности предполагает не пассивное, созерцательное, а активное творческое отношение к духовным ценностям правового характера, направленное на реализацию интересов индивида в пределах правовых норм»1.

Следует заметить, что система ценностей не является неизменной во все времена и не находится вне пространства и времени. Ценности меняются в зависимости от переживаемого обществом конкретного этапа исторического развития.

Современный человек, как правило, чуток к внешним воздействиям, а его способность воспринимать принятые социумом правовые ценности и стандарты поведения зависит от имеющихся у него юридических знаний, умений и навыков. С одной стороны, механизмы перестройки общественного сознания достаточно инертны, что тормозит процесс восприятия новых правовых ценностей, с другой — это компенсируется нередко крайней радикальностью новых юридических идей, концепций.

«Нынешний гротескный “разгул демократии" в России характеризуется либеральными правовыми ценностями и находится в кульминационной точке колебания... По обе стороны от точки равновесия маятника расположены реальные ценности: с одной стороны — ценности свободного развития личности, с другой — ценности, определяющие приоритет государства и общества... Невозможно прекратить колебательные изменения ценностных иерархий, однако можно и нужно избегать крайних положений, когда между ценностными системами возникают непримиримые противоречия, что приводит к их взаимному уничтожению», — отмечает А.Н. Бабенко 2.

1 Смоленский М.Б. Правовая личность как атрибут правовой культуры в гражданском обществе и проблемы процесса ее формирования и становления в России // Право и государство: теория и практика. 2009. № 1 (49). С. 29.

2 Бабенко А.Н. Указ. соч. С. 106.

Осуществляя правовую регламентацию общественных отношений, государство пытается найти золотую середину в сочетании частных и публичных интересов. Формальным критерием оценки поведения человека в этом случае выступает само право, устанавливающее минимальный порог правомерности в регулятивных нормах и максимальный — в рекомендательных и поощрительных. Правомерные поступки составляют основную часть из тех, которые совершаются в сфере действия права.

Правомерное поведение укрепляет общественные отношения, в которых заинтересованы государство и общество. Оно желательно не только для общества, но и для всех без исключения граждан. Именно поэтому, говоря словами В.В. Оксамытного, «правомерное поведение — правовая ценность»1.

Ценностный подход позволяет относить к культуре не всю человеческую деятельность и ее результаты, а только то, что является благом, определенной ценностью для индивидов и их общностей. Достоинством аксиологического подхода является ценностная интерпретация понятия правовой культуры, представленной в виде человеческих прогрессивных достижений техники правотворчества и правореализации, демократических и гуманистических идей правового развития, институтов правосудия и т.д. Действительно, право в качестве средства социального регулирования обладает исключительной ценностью, ибо обеспечивает всестороннее развитие личности на базе неуклонного прогресса всего общества. Его развитие и совершенствование совпадают с общим развитием человеческой цивилизации. Отсюда — правовая культура и ее конкретные проявления отражают общее состояние культуры общества.

«Правовая культура — одна из ценностных, аксиологических характеристик государства и общества. Это особый срез, аспект правовой жизни общества, высвечивающий уровень и степень накопленных правовых ценностей», — справедливо утверждает Н.Н. Вопленко 2.

Неслучайно отдельные юристы, например Н.Я. Соколов, определяют правовую культуру как «...меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению»3.

Правовая культура пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприме-

1 Оксамытный В.В. Правовое воспитание — важный фактор формирования социально активной личности. Киев, 1985. С. 390.

2 Правовая культура в России на рубеже столетий: Материалы Всероссийской научно-тео-ретической конференции / под ред. Н.Н. Вопленко. Волгоград, 2001. С. 11.

J Соколов Н.Я. О понятии правовой культуры // LEX RUSSICA (НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА). 2004. № 2. С. 394.

нительную деятельность и критерии оценки юридической деятельности. Она отражает качественное состояние правовой системы общества. В научной литературе это состояние выражается понятием «правокультурность», которое представляет собой особый уровень правосознания, законности, законодательства и юридической деятельности, а также правовых учреждений, характеризующихся их соответствием ценностям человеческой культуры на данном этапе развития общества.

Правовая культура, по словам С.С. Алексеева, представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к культуре, правовому прогрессу

Правовая культура в таком виде есть совокупность всех позитивных компонентов правовой действительности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и правовой практики2. Следовательно, к явлениям правовой культуры следует отнести только такие элементы правовой жизни, которые не противоречат прогрессивно-правовому развитию общества. И, очевидно, не входят в содержание правовой культуры такие негативные явления, как правонарушения, правовой нигилизм и др.

Между тем с совершенно иным подходом можно встретиться в юридической литературе. Так, по мнению Л.И. Спиридонова, «институционализируются, а следовательно, и нормируются самые разные виды человеческой деятельности, превращаясь в часть культуры независимо от того, положительную или отрицательную роль они играют в обществе»3.

Противоположной точки зрения придерживается Н.Я. Соколов, который считает, что даже девиантное, маргинальное, конформистское поведение не может относиться к правовой культуре. «В противном случае это противоречило бы и общепризнанному положению о том, что правовая культура содержит совокупность правовых требований, хранит и обогащает образцы и идеалы должного поведения, авторитета закона и уважения к нему. По существу, правовая культура имеет место тогда, когда обеспечивается систематическое воспроизведение единства правовых знаний, убеждений, ценностей, ставшей общим правилом»4.

Сравнительно недавно в юридической литературе был предложен новый термин антипода правовой культуры — «правовая антикультура», которая

1 Алексеев С.С. Общая теории права. В 2-хт. Т. 1. М., 1981. С. 213.

2 См.: Сальников В.Н. Правовая культура // Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С. 500.

3 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996. С. 121.

4 Соколов Н.Я. Указ. соч. С. 389.

«есть сплав в правосознании и правовом поведении субъектов права противоположных его правовой культуре правовых элементов: незнания права, либо поверхностных, отрывочных правовых знаний, правовых предубеждений, отрицательных правовых установок, правовой пассивности, либо социальной противоправной активности»1. А.С. Бондарев, так же как и мы, отдает предпочтение аксиологической теории, которая относит к культуре лишь положительные достижения человечества, способствующие совершенствованию человека. Соответственно к антикультуре он относит «все факторы отрицательной человеческой деятельности, препятствующие нормальному развитию человека и общества».

В самом общем плане юридическую антикультуру В.Н. Карташов определяет как совокупность юридических антиценностей, образующих деструктивный пласт правосознания и юридической деятельности отдельных людей, социальных групп и общества в целом2. В качестве типов правовой антикультуры выделяют правонарушения, правовой нигилизм и фетишизм, юридические казусы, юридические конфликты, ошибки, пробелы и коллизии в праве, злоупотребления субъективными правами и обязанностями и т.д.

Полагаем, что выделение отдельного понятия «правовая антикультура», представляющего собой антипод правовой культуры, объединяющего в себе противоправное поведение и другие юридические аномалии, является методологически оправданным.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы.

Правовая культура — это совокупность всех правовых ценностей, образующих продуктивно-позитивный пласт в правовой жизни отдельных людей, социальных групп и общества в целом, где под ценностями понимаются только позитивные, прогрессивные явления и процессы. Понятие ценности выражает, таким образом, сущностную сторону правовой культуры. Поэтому в правовую культуру не могут быть включены правонарушения и иные негативные юридические явления, процессы и состояния, которые выступают в качестве регрессивных факторов, препятствующих нормальному развитию личности и общества.

Характеристикой правовой культуры является мера освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, где мера выражает глубинное диалектическое единство качественных и количественных характеристик явлений, является показателем развития правовой культуры, как личности, так и социальной группы, и общества в целом.

1 Бондарев А. С. Правовая антикультура в правовом пространстве общества: монография. Пермь, 2006. С. 29

2 Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: учеб. пособие. Ярославль, 2006. Т. 2. С. 102-103.

Итак, правовая культура — это исторически сложившаяся, обусловленная экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность духовно-материальной культуры, которая является мерой освоения и использования правовых ценностей, представляет собой качественное состояние правовой системы и уровень правового развития личности и общества.

Понимание сущности правовой культуры как меры освоения и использования ценностей органически связывает ее с определенным уровнем развития правового сознания и поведения. Правовая культура является обобщающей, интегрирующей характеристикой структурного единства понятий правосознания и поведения в сфере права. «Таким образом, неотъемлемым элементом правовой культуры должно являться уважение к праву — прочное убеждение в его высокой ценности для всех членов общества, выражающееся в установке субъекта на безусловное, правомерное поведение»1.

Ценностные ориентации в культуре имеют не меньшее значение, чем установление объективных закономерностей. Разрушение ценностных ориентиров ведет к социальным проблемам, с которыми российское общество столкнулось сегодня: кризис нравственности и правосознания, социальная нестабильность, коррупция, падение ценности человеческой жизни, кризис доверия общества государственным структурам.

Именно поэтому большое значение ценностная интерпретация правовой культуры приобретает на современном этапе в свете придания особой роли праву для решения государственных и общественных задач. Только осознанное восприятие людьми общечеловеческих культурно-историчес-ких, в том числе правовых, ценностей, традиций способно преодолеть растущую бездуховность, правовой нигилизм, заставить задуматься о роли и месте человека в прогрессивном преобразовании действительности.

1 Баранов П.П., Русских В.В. Проблемы теории правосознания и правовой культуры: учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 1999. С. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.