УДК 340.008:34
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
Джамалова Э.К. - доцент кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основные черты российской правовой культуры в период 30-80 гг. XX в., в том числе особенности правовой культуры Дагестана.
Ключевые слова: правовая культура, демократические преобразования, советский период, дефиниция, народы, правоведение.
LEGAL CULTURE OF THE PEOPLE OF DAGHESTAN: FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT
Dzhamalova E.K. - the senior lecturer of chair of history of the state and law of Daghestan state university, the candidate of jurisprudence
The article covers the basic lines of the Russian legal culture in 30-80 of XX century, including features of legal culture of Daghestan.
Key words: legal culture, democratic transformations, Soviet period, definition, people, jurisprudence.
Российская советская правовая культура как результат первого позитивного опыта рабочего класса по возведению своей правовой идеологии в ранг общеобязательной, государственной и внедрению этой идеологии в сознание остальных слоев населения Советского Союза представляет собой уникальное явление в русле мировой цивилизации, оказавшее значительное влияние на ход развития правовой культуры Дагестана. Демократические преобразования проводились в развитых буржуазных и иных странах в этот период с учетом существования в мире первого пролетарского государства, которое явилось пионером в расширении экономических, политических и иных прав рабочего класса и малоимущих слоев населения.
Особенности российской правовой культуры советского периода наиболее полно проявились в таких ее компонентах, как правовая идеология и правовая паука, правовая психология основной массы населения, система
законодательства и правовая политика советского государства и оказали существенное влияние на формирование правовой системы в Дагестане. При изучении правовой культуры важно различать ее содержание и уровень. Содержание определяется направленностью правовой идеологии и правовой политики, а также действующей правовой системой. Уровень правовой культуры - это степень ее интенсивности, насыщенности. В связи с тем, что элементарное правило научного (объективного) анализа требует рассматривать явления в их наиболее зрелой и развитой форме, когда компоненты, свойства и функции исследуемого выражены наиболее полно и всесторонне, рассмотрим основные черты российской правовой культуры в ее состоянии, приходящемся на период 30-80 гг. XX в.
Основополагающие подходы к формированию современной дефиниции понятия "правовая культура" были сформулированы в 80-е годы XX века. Правда,
это осуществлялось через категорию "социалистическая правовая культура"[1]. Заметим, что разработка данного понятия происходила в основном с прикладных позиций без учета социально-философского аспекта проблемы [2, с.21.].
Осмысление правовой культуры как особенного качественного состояния правовой жизни начинается в XX веке. Воспитание нового социалистического человека требовало активного воздействия на правовое сознание. Процесс становления правовой культуры сопровождался выработкой единой идеологии, способной объединить, сплотить и
консолидировать трудящиеся массы. Основным источником развития представлений о правовой культуре чаще всего служили идеи советского партийного руководства. Проведение
системных исследований правовой культуры начинается в 60-70-е годы XX века (работы Е.В. Аграновской, С.С. Алексеева, В.П. Казимирчука, Д.А. Керимова. Н.М. Кейзерова, В.П. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой и других).
Начиная с конца 30-х годов, в дагестанском правоведении безраздельно
господствовало позитивистское понимание права как совокупности законов, принимаемых государством. Соединение юридического
позитивизма с основами марксистского учения об обществе не способствовало творческому развитию последнего и даже, наоборот, низводило творческое овладение им к одностороннему подбору нужным цитат и соответствующих положений из работ основоположников марксизма. В этот период, испытывая на себе подъем права в стране, в Дагестане развивалась не столько система законодательства, сколько правовая культура. Это парадоксально, учитывая те культурные проблемы, которые сложились в Дагестане на современном этапе.
Правовая идеология Дагестана, да и всей Российской Федерации, находилась в органическом единстве с правовой идеологией Советского Союза и составляла ее надежное основание, наиболее последовательную и неотъемлемую часть. В этих взаимоотношениях и проявляется основательное влияние мощной советской правовой идеологии даже на сильно отдаленные от центра регионы, не учитывая национальных особенностей. Претендуя на
творческое продолжение и развитие марксистской правовой идеологии в условиях новейшей истории, российские правоведы внесли весомый вклад в развитие правовой науки. Этот вклад наиболее ярко характеризуется, во-первых, обобщением и обоснованием правовой идеологии и правовой политики Советского государства как государства нового исторического типа, претендовавшего на выражение и защиту интересов, прав и свобод рабочего класса, и иных трудящихся масс, во-вторых, продолжением разработки кардинальных проблем правоведения.
Только негативные оценки советского права в современной российской литературе являются, по нашему мнению, односторонними, вызванными конъюнктурой сегодняшнего дня. Определенная часть российских и дагестанских правоведов явно предпочитает объективному анализу достоинств и недостатков советского и современного российского нрава полное и огульное оправдание правовой политики Российского государства, которая носит по преимуществу субъективный характер и в конечном итоге определяется правовыми воззрениями главы государства.
Между тем, далеко не все правовые институты дагестанского права были негативными, не соответствующими
современным политико-правовым тенденциям и процессам. Важно учитывать, что процесс разрушения прежней системы правовых ценностей народов Дагестана не должен был опережать конструктивный процесс
формирования новой альтернативной системы ценностей и норм. Резкая, во многом полярная, смена правовых ценностей в условиях предшествующего долговременного их насаждения в обществе вызвала колоссальный социальный шок. При этом разрушились не только отжившие реликты правосознания, но и привычные духовные ориентиры:
справедливость, равенство, свобода.
За последние годы в Дагестане увеличилось число маргинальных личностей, психологически неустойчивых, надломленных,
утративших какие-либо ценностные
ориентации. По данным социологических
опросов, проведенных нами в 2008-2009 годах в условиях поляризации социальных сил, слабо
защищенные слои населения оценили реформы общества как ограбление, а лица, сколотившие за это время состояние, склонны оценивать реформы положительно. Доля лиц,
недовольных происходящими правовыми реформами, например в г. Махачкале, составила 81 процент, в Хасавюрте - 78 процентов, в Каспийске - 56 процентов. Углубление
пропасти между богатыми и бедными, прогрессирующее обнищание значительной части трудоспособного населения порождают реакцию отторжения реформ, в том числе рост преступности, депрессию и другие негативные последствия.
Проведенные нами юридико-социологические исследования позволили сделать вывод о том, что материальное обнищание, профессиональная и социальная неустроенность, неясность жизненной перспективы понижают уровень правовой культуры дагестанцев. Результаты
проведенного опроса свидетельствуют о том, что тяжелое материальное положение дагестанцев способствует пассивности в судебной защите своего достоинства.
Маргинализация общественного
правосознания проявляется в утрате широкими слоями населения интереса к принципиальным вопросам государственно-правового развития, глубоком разочаровании в избранном курсе реформирования общества, нарастании социальной тревоги и готовности принять любые, но зато эффективные способы упорядочения социальных связей. В процессе широкомасштабной приватизации, проведенной в соревновательном духе в бывших
республиках СССР, члены трудовых
коллективов занимали достаточно
индифферентную позицию. Во многом это
объясняется тем, что, став совладельцами предприятий лишь формально, трудовые коллективы не могут ощутить себя таковыми в фактических отношениях. История государств и правовых систем свидетельствует о том, что маргинальные массы могут становиться
движущими силами переходного
общественного развития только на разрушительных этапах преобразований. Для немногочисленной части общества, алчущей скорой наживы либо иного удовлетворения узкогрупповых интересов, поддержание
маргинализации общественного сознания, в частности правосознания, становится
непременной задачей [3, с.12.]. В числе отличных от них можно отметить
такие демократические институты
народовластия, которые пока что не имеют широкого применения в современных западных государствах, как широкое
участие рабочих и иных трудящихся в представительных органах государства, право избирателя на досрочный отзыв депутата представительного органа
государства, право населения принимать
участие в обсуждении важнейших законопроектов, вовлечение общественных организаций в осуществление функций
государства, в деятельность государственных органов.
На сегодняшний день насчитывается около 250 различных научных позиций по вопросу определения правовой культуры.
Современный этап развития характеризуется выработкой целостной ее концепции на основе развития юридических знаний, традиций. Е.А. Певцова отмечает, что формирование нового понятийного аппарата, отражающего реалии изменяющегося общества, позволило по-иному взглянуть на данные объекты правовой жизни, их роль в процессе социализации личности, эволюции всего общества [1].
В формировании правовой культуры дагестанцев большую роль играют правовое сознание, правовая психология и правовая идеология. Важным
элементом правовой культуры
является юридическая деятельность
(правотворческая, правоприменительная,
правоохранительная); основу ее составляет правовая компетентность. Негативные политико-правовые процессы в Дагестане, равно как и во всей России, стали возможными благодаря недостаточной политической и правовой культуре населения, которая не соответствовала не только подлинно социалистическому содержанию этих компонентов политико-правовой надстройки, но и уровню политического и правового населения демократически развитых западных стран.
Отставание политико-правовой
культуры населения Дагестана от политикоправовой культуры населения других регионов является одним из факторов, препятствующих эффективному реформированию
экономических, политических и правовых и иных сфер.
В заключение надо сказать, что современные проблемы правовой культуры и правового сознания связаны с переходом общества к новому варианту социокультурного развития, со становлением институтов гражданского общества и правового государства.
Литература
1. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3; СПС «Гарант».
2. Семитко А.П. Правовая культура
социалистического общества: сущность,
противоречия и прогресс. - Свердловск, 1990. - 176 с.
3. Сорокин В.В. Концепция эволюционного развития правовой системы в переходный период: Автореф. дис.... докт. юрид. наук. -Екатеринбург, 2003.
Поступила в редакцию 29 марта 2011 г.