УДК 342.731:340(470.67)
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
Джамалова Э.К., доцент кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета, канд. юрид. наук
E-mail: [email protected]
Деникаева С.Э., доцент кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета, канд. юрид. наук E-mail: [email protected]
В данной статье рассматриваются актуальные проблемы конституционно-правового регулирования свободы совести и вероисповедания как одного из важнейших факторов формирования правовой культуры народов Дагестана.
Ключевые слова: правовая культура, народы Дагестана, поликонфессиональность, свобода совести, свобода вероисповедания, правовая система, конституция.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF THE FREEDOM OF WORSHIP AND FREEDOM OF RELIGION AS FACTOR OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF THE PEOPLE OF DAGHESTAN
Dzhamalova E.K., associate professor of the Department of history and law of Daghestan State University, PhD in law; Denikayeva S. E., associate professor of the Department of constitutional and municipal law of Daghestan State University, PhD in law
The article covers the actual problems of constitutional adjustment of liberty of conscience and denomination as very important factors of development and improving the level of legal culture of peoples of Daghestan.
Key words: law culture, peoples of the Republic of Daghestan, polyconfessional, juridical conscience, Law system, liberty of conscience, liberty of denomination, Constitution.
Процесс построения правового государства и формирования гражданского общества в Дагестане тесно связан с религиозным составляющим республики. Динамичные политические процессы, происходящие в Дагестане в конце XX - начале XXI веков, как и в более ранний период, достаточно тесно переплетены с различными религиозными и этническими проблемами региона. Рассматривая религиозный фактор в Дагестане, мы не собираемся абсолютизировать его и преувеличивать его влияние на политические процессы. Однако многовековой человеческий опыт показывает, что «в периоды социальных потрясений и, соответственно, обострения
социальной напряженности, религиозные и этнические аспекты превращаются в доминирующие факторы политики» [1, с. 30].
Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством, на «ее территории проживают представители различных религий: православия, других христианских течений, ислама, буддизма и иных учений религиозной направленности» [2]. Понимание «духовного, культурного и религиозного многообразия является основанием для национального единства всей многонациональной и многоконфессиональной страны» [3, с. 11]. Современная цивилизация «немыслима без религиозного
плюрализма - одновременного присутствия на одной и той же территории различных религий без какого-либо подчинения одних
другим» [4, с. 7].
Право на свободу совести и вероисповедания можно отнести к числу наиболее исследованных и наиболее полно и всесторонне сформулированных конституционных свобод. Для нашей страны реализация права на свободу совести и вероисповедания имеет поистине судьбоносное значение.
Формирование отношения к религии и чувствам верующих в России в XX веке было сопряжено с определенными сложностями и спецификой. В монархический период развития российское указание религиозной принадлежности подданных было возведено государством в ранг юридической обязательности. При этом человеку была предоставлена свобода выбора исповедуемой религии, но не допускалась возможность отказаться от исповедания религии, выбирать и, тем более, проповедовать атеистические убеждения. В официальных документах обязательно надо было указывать религиозное вероисповедание. Юридически был закреплён такой институт как «государственная религия и органы государственного управления религиозными делами». Именно церкви поручалось выполнять государственные функции, связанные с регистрацией актов гражданского состояния. Кроме того одной из важнейших функций церкви являлось участие в идеологическом и духовном воспитании населения. В Российской империи брачно-семейные отношения, большая часть школьного образования, похоронное дело регулировались религиозными нормами. Особая нормативная роль религии в жизни общества выражалась и в том, что церковное право преподавалось во всех университетах Российской империи и на всех юридических факультетах. Сразу после революции 1917 г. эти группы отношений были подведены под действие общегражданского законодательства благодаря Декрету СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
Строительство социалистического государства в России сопровождалось принятием актов об отделении церкви от государства и школы от церкви. 31 (18) декабря 1917 г. был принят Декрет ВЦИК и СНК «О гражданском браке, о детях и о ведении актов состояния» [5], а 2 февраля (20 января) 1918 г. Декрет СНК «Об
отделении церкви от государства и школы от церкви» [6], которые запрещали принимать какие-либо местные законы и постановления, стеснявшие или ограничивавшие свободу совести либо устанавливавшие какие-то преимущества или привилегии по признаку вероисповедной принадлежности граждан. Церковь утрачивала статус государственной церкви, с упразднением государственного управления ею, так как отделялась от государства. Указывать религиозную принадлежность в официальных документах больше не требовалось. Сопровождение религиозными церемониями государственных и иных публично-правовых мероприятий стало невозможным. Исключительно гражданской юрисдикцией стала регламентация актов гражданского состояния. Церковь юридически полностью была отделена от государства в 1918 г., однако отношение к религии советской власти было отрицательным, так как любая альтернатива государственной коммунистической идеологии не должна была существовать. В советское время немало религиозно-нравственных ценностей было утрачено из-за того, что государственная идеология стала доминировать в мировоззрении людей.
Национально-культурному духу, представлению о добре, зле и образу жизни жителей нашей страны, как в границах территории нынешней Российской Федерации, так и ранее всей Российской империи, а позже - всего Советского Союза, сложившемуся на протяжении веков соответствует дух коллективизма.
На позициях коллективизма стоят и представители основных религий России, настаивающие на необходимости учета в вопросах прав и свобод человека не только постулатов западного либерализма, но и этики, основанной на приоритете нравственных ценностей [7; 8; 9]. В целом же весьма показательно, что анализ религиозной идентичности и социальных предпочтений, проведенный исследовательским центром "Религия в современном мире" Института социологии РАН, показывает, что большинство респондентов во всех конфессиональных группах выступает за сохранение исторически сложившихся отношений между народами России [10, с. 101-115].
Дагестан является одним из самых поли-этничных (по данным Госкомстата РФ, население в Дагестане представлено более 35 коренными народами, а всего в Республике Дагестан
проживает более 100 народов) и одним из поли-конфессиональных регионов.
Светский характер государственной правовой системы Республики Дагестан должен сформировать и утвердить в сегодняшнем дагестанском обществе один из важнейших гуманистических, этических, морально-
психологических подходов - толерантность, уважительность к искренним убеждениям окружающих.
Толерантность является для народов Республики Дагестан не только правовой и политической категорией. Она является важной составной частью общественного сознания и культуры, этическим принципом, без которого в обществе невозможно взаимопонимание и общественное согласие.
Государство в своей политике не может игнорировать религию, ибо последняя является, наряду с политикой, экономикой, социальной сферой и духовно-культурной важнейшим элементом и составляющей общества и все они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Российская Федерация является федеративным государством, и в разных его частях существуют и сосуществуют различные конфессии. Соответственно, федеральные законодательные акты, регламентирующие конституционное право граждан России на свободу совести и вероисповедания имеют прямое непосредственное действие на всей территории РФ. Статья 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» гласит, что законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции РФ, ГК, из данного Федерального закона, из принимаемых на их основании иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ. Кроме того, в части 2 статьи 2 говорится о том, что права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются федеральным законом [11].
Россия - это светское государство, поэтому никакие религии не могут быть провозглашены (установлены) в качестве государственных обязательных. В статье 14 Конституции зафиксировано правило о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Данное положение является абсолютно приемлемым не только для государства, но и для самих религиозных объедине-
ний. Именно такое положение, на наш взгляд, обеспечивает их юридически равное положение в обществе и государстве. Однако, если «юридически никакого выделения быть не может, то в реальных взаимоотношениях государство, безусловно, должно (вынуждено) считаться с тем, какова роль той или иной религии в жизни населения страны в целом, в отдельном субъекте РФ или даже отдельно взятом населенном пункте» [12, с. 13].
Исследование понятия свободы совести, вытекающее из Конституции Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что свобода совести - это «сложная правовая категория, состоящая из взаимосвязанных между собой десяти структурных элементов: право исповедовать любую религию; право совершать религиозные обряды; право менять религию; право не исповедовать никакой религии; право пропаганды религии; право атеистической пропаганды; право на благотворительную деятельность; право на религиозное образование; культурнопросветительская религиозная деятельность; равенство перед законом всех граждан, независимо от их отношения к религии» [13].
Нельзя не согласиться с авторами, считающими, что «свобода совести шире по своему содержанию, чем свобода вероисповедания, хотя чаще всего оба эти понятия смешиваются как в законодательстве, так и в доктрине» [14, с. 9]. Содержанием свободы вероисповедания является «не только исповедание конкретной религии, ее конфессионального или национального направления, но и воздержание от такового, вплоть до атеизма, а также совершение иных действий, не запрещенных Конституцией РФ и федеральными законами» [15, с. 19]. Одной из приоритетных задач демократического правового государства является гарантирование и защита свободы вероисповедания.
Е.В. Тихонова указывает, что понимание свободы совести, возможно в объективном и субъективном смысле [16].
Правовая система России основана на принципе персоноцентризма. Это прямо провозглашает ст. 2 Конституции РФ, согласно которой "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ «все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и сво-
бод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Статья 28 Конституции Российской Федерации гарантирует «каждому свободу совести и вероисповедания, в том числе право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Для обеспечения практической реализации права на свободу совести и вероисповедания Конституция провозглашает запрет на любые формы ограничения прав граждан по признаку их религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19) и на пропаганду религиозного превосходства (ч. 2 ст. 29).
Конституция РФ предоставляет гражданину Российской Федерации право на альтернативную гражданскую службу в случае, если военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию (ч. 3 ст. 59). Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" [17] устанавливает гарантии реализации права гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (ст. 2 Закона).
Соответственно, федеральные законодательные акты, регламентирующие конституционное право граждан России на свободу совести и вероисповедания имеют прямое непосредственное действие на всей территории РФ. В подтверждение права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом, независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы со-
вести и свободы вероисповедания принят Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" [18]. Часть 2 статьи 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" гласит, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Однако, кроме законодательных актов, непосредственно регламентирующих право на свободу совести и вероисповедания, в Российской Федерации действуют гарантии свободы вероисповедания, закрепленные в целом ряде законодательных актов.
В законодательстве Российской Федерации, устанавливающем основания и меры юридической ответственности, принцип толерантности является одним из приоритетных. Запрет дискриминации по признаку религиозной принадлежности устанавливается в законодательстве о референдуме [19], местном самоуправлении [20], гражданской [21] и муниципальной [22] службе, а также в избирательном [23], трудовом [24], социальном [25] законодательстве и в ряде других действующих законодательных актов Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление любых прав и свобод человека и гражданина, в том числе, естественно, и права на свободу совести и вероисповедания, не должно нарушать права и свободы других лиц.
Политически не взвешенным и юридически уязвимым было принятие Закона Республики Дагестан от 22 сентября 1999 г. № 15 "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан" [26]. Закон был призван решить проблемы правового обеспечения борьбы с проявлениями религиозного экстремизма в РД. Однако Закон юридически несовершенен и имеет недопустимые недостатки. Данный Закон ограничил конституционные права граждан, так как статья 2 Закона Республики Дагестан "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан" гласит, что «обучение граждан в религиозных учебных заведениях за пределами Республики Дагестан и
Российской Федерации допускается только по направлению органа управления республиканской религиозной организации. согласованному с государственным органом по делам религий Республики Дагестан». Соответственно Республика Дагестан оставляет за собой право регулирования права на свободу совести и вероисповедания (в том числе и права на получение религиозного образования). Кроме того. этой же статьей 2 данного Закона Республика Дагестан. как субъект Российской Федерации. ограничивает право свободу передвижения по территории Российской Федерации. право на свободу и порядок выезда за пределы РФ.
Подчеркнем. что Россия является светским государством (ст. 14 Конституции Российской Федерации). поэтому не может быть провозглашения (установления) религий в качестве государственных. обязательных. Данное положение означает. что государство не может вмешиваться в право граждан по определению своего отношения к религии и религиозной принадлежности. Более того. регулирование прав и свобод человека и гражданина является исключительной компетенцией Российской Федерации (п. «в» ст. 71 Конституции Российской Федерации). Соответственно. ограничение прав граждан не относится к компетенции Республики Дагестан и является нелегитимным.
Таким образом. принципиальная и беспристрастная защита государством свободы совести и вероисповедания является также важнейшей предпосылкой укрепления единства и целостности российской нации во всем ее этнокультурном и конфессиональном многообразии.
Литература
1. Семедов С.А. Современная геополитическая ситуация на Северном Кавказе. М.. 2008.
2. Дворникова О.А. Религия и закон: проблемы взаимодействия // Журнал российского права. 2009. № 7. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
3. Пчелинцев А.В. Свобода религии и права верующих в современной России. М.. 2007.
4. Красиков А.А. Три источника и три составные части религиозного национал-глобализма // Религия и право. 2004. № 3.
5. СУ РСФСР. 1917. № 11. ст. 160.
6. Там же. 1918. № 18. ст. 263.
7. Декларация о правах и достоинствах человека. принятая Собором РПЦ 6 апреля 2006 г.
8. Елков И. Споры вокруг Собора // Российская газета. 7 апреля 2006/
9. Гизяутдинова Р.Х. Природа мусульманского права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2001.
10. Мчадлова М. Религиозная идентичность и социальные предпочтения // Свободная мысль - XXI век. 2006. № 4.
11. О свободе совести и о религиозных объединениях: федер. закон Рос. Федерации от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 39, ст. 4465.
12. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 1999. № 1.
13. Тихонова Е.В. Новые подходы к обеспечению свободы совести и свободы вероисповедания // Гражданин и право. 2007. №1. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
14. Авакьян С.А. Указ. соч.
15. Симонов В.А. Национальная политика и конституционно-правовое регулирование свободы совести и вероисповедания в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 13.
16. Тихонова Е.В. Указ. соч.
17. Об альтернативной гражданской службе: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3030.
18. О свободе совести и о религиозных объединениях: федер. закон Рос. Федерации от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 39, ст. 4465.
19. Часть 1 статьи 2 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 27, ст. 2710.
20. Часть 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. №. 40, ст. 3822.
21. Пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31, ст. 3215.
22. Пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 2
марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007.
№ 10, ст. 1152.
23. Часть 2 статьи 4, ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 24,
ст. 2253.
24. Статья 3 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ч. I, ст. 3.
25. Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 32, ст. 3198.
26. О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 22 сентября 1999 г. № 15, в ред. от 9 марта 2007 г. // Дагестанская правда. 1999. 24 сент.; Собр. законодательства Республики Дагестан. 2007. № 3, ст. 141.
Поступила в редакцию 16 июня 2012 г.