W С
s
Л
s О X X
w
ss w
Рн
со
0
и <
X
t*
s ^
1
W
£ Рн
С
и s
Рн
2
УДК 332
правовая охрана свободы
совести и свободы вероисповедания в России в системе государственно-конфессиональных отношений
Димитров Николай Николаевич
Российская таможенная академия, кафедра теории и истории государства и права, к.и.н., доцент, e-mail: [email protected]
Семенов Алексей Викторович
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, кафедра гражданского права и процесса, профессор, к.ю.н., доцент, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются философские и правовые аспекты свободы совести и свободы вероисповедания с учетом основных этапов формирования современного законодательства Российской Федерации, показаны средства правовой охраны, а также меры по повышению эффективности деятельности государственных и муниципальных органов в этой сфере. Рассмотрены возможности государственно-конфессионального взаимодействия в целях защиты свободы совести и свободы вероисповедания в настоящее время
Ключевые слова: свобода совести; свобода вероисповедания; религия; религиозные организации; конфессия; атеизм; законность; правовая охрана; религиозный культ; социальная концепция религиозного объединения
LEGAL PROTECTION OF FREEDOM OF CONSCIENCE AND FREEDOM OF RELIGION IN RUSSIA IN A FRAMEWORK OF CHURCH-STATE-INTERACTION
Dimitrov Nickolay N.
Russian Customs Academy, lecturer of Department of theory and history of state and law, PhD, lecturer, e-mail: n.dimitrov@customs academy.ru
Semеnov Alexey V.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Department of civil law and trial, professor, PhD, lecturer, e-mail: [email protected]
The article discusses philosophical and legal aspects of the right of freedom of conscience and freedom of religion, main stages of formation of modern Russian legislation in this sphere being taken into account. Means of legal protection, as well as measures to increase the effectiveness of the state and municipal bodies are shown. Possibilities of Church-State interaction to protect freedom of conscience and religion in the modern world are also considered
Keywords: freedom of conscience; freedom of religion; religion; religious organizations; religion; secularism; rule of law; legal protection; religion; social concept of a religious Association
Для цитирования: Димитров Н.Н., Семенов А.В. Правовая охрана свободы совести и свободы вероисповедания в России в системе государственно-конфессиональных отношений // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 1 (61). С. 68-72.
Важным показателем демократического характера государства является провозглашение и реализация принципа свободы совести и свободы вероисповедания, что особенно важно для России в условиях перехода от идеологического принципа построения государства к демократическому. Импульсом для изменения государственно-межконфессиональных отношений послужили международные правовые акты в этой сфере.
Расширению возможностей религиозных организаций в удовлетворении потребностей верующих, освобождению их от мелочной регламентации и опеки способствовали некоторые законы, принятые еще в СССР и РСФСР в 70-е годы XX века. Так, 28 июня 1975 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета РСФСР [1], который упростил процедуру регистрации и функционирования религиозных
организаций. Эти вопросы стали решать местные Советы депутатов трудящихся, хотя окончательный вердикт выносил Совет по делам религии при Совете Министров СССР. Религиозные общества для удовлетворения своих нужд получили право приобретения церковной утвари, предметов религиозного культа, транспортных средств, строений и прочего. Они могли пользоваться для молитвенных собраний помещениями, предоставляемыми исполнительными комитетами районных, городских Советов депутатов трудящихся на правах аренды. Расширились полномочия в сфере имущественных отношений и другое. Согласно ст. 52 Конституции СССР 1977 года верующим предоставлялось право свободно отправлять религиозные культы [2].
Качественно новые характеристики этот процесс приобрел в 80-х и 90-х годах XX века. Верховный Совет СССР 1 октября 1990 года принимает
Закон «О свободе совести и о религиозных организациях» [3], таким образом действующее законодательство было приведено в соответствие с нормами международного права, было гарантировано право граждан на определение и выражение своего отношения к религии, частично устранялись отдельные ограничения и запреты.
Как показывает практика, правовые связи религиозных объединений на современном этапе многочисленны и разнообразны. Значительную группу представляют правоотношения в сфере действия конституционного и административного права, регулирующие различные направления совместной деятельности религиозных объединений и органов государственной власти.
В России после развала СССР была сформирована новая правовая база в сфере обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания, деятельности религиозных объединений. Она состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации 1993 года, федеральных законов (от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 30.11.2010 № 327-Ф3 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности») и других нормативных правовых актов.
В российском государстве признаются в соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе в сфере вероисповедания и свободомыслия. Вместе с тем никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной, не обладает государственной монополией и атеизм. Религиозные конфессии отделены от государства, равны перед законом. Независимо от отношения к религии или принадлежности к какой-либо конфессии для всех индивидов (граждан, иностранцев, лиц без гражданства) обеспечиваются равные права и свободы (ст. 19). Конституция РФ запрещает пропаганду и агитацию религиозной вражды или религиозного превосходства (ст. 29).
Предусмотрено конституционное право верующего гражданина России на альтернативную гражданскую службу, если его религиозным убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59). Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется Федеральным законом от 25.07.2000 № 113-ФЗ [4].
Согласно действующей Конституции Россия является светским государством (ст. 14), что проявляется:
- в осуществлении гражданского правосудия;
- в регистрации актов гражданского состояния государственными органами;
- в гражданско-правовом статусе всех верующих;
- в отделении государственной службы от религиозных убеждений.
Конституционные предписания являются отправной точкой в определении статуса религиозных объединений. С учетом этого можно сделать выводы о том, что:
- каждый гражданин определяет свое отношение к религии и принадлежности к какой-либо конфессии самостоятельно, без вмешательства государства;
- все граждане свободны в выборе формы обучения и воспитания своих детей, исходя из своих убеждений и права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
- религиозные объединения не могут выполнять функции государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений;
- государство не вмешивается в дела религиозных конфессий, если они не противоречат действующему законодательству; защищают правовыми средствами их законные права и интересы;
- образование в государственных и муниципальных учебных заведениях отделено от религиозного образования.
Конституционное право гражданина на свободу совести является логическим следствием принципа светскости государства. Свобода совести представляет собой высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, способности определять для себя нравственные обязанности и производить оценку совершаемых поступков. В традициях России воспитывать человека так, чтобы своими действиями он мог добросовестно служить обществу, заслужить его уважение внимательно относиться к чужому мнению, отстаивать собственные убеждения, отвечать за свои поступки. Совесть является своеобразным мерилом оценки действий и побуждений человека, добра и зла. Вместе с тем совесть далеко не у каждого человека является мерилом его поступков. Влечения и страсти нередко заглушают её голос.
После Октябрьской революции 1917 года в России произошли изменения в отношении советского государства к религии и церкви: начались перегибы, население не имело возможности свободно и беспрепятственно отправлять религиозные потребности, начались гонения на церковь.
К условиям осуществления свободы совести было отнесено и правовое ограничение возможности церкви навязывать населению религиозную идеологию [5]. В программы всех учебных заведений в обязательном порядке включалась дисциплина «Курс научного атеизма» при запрете преподавания любых религиозных вероучений.
В 1990 году в новом Законе РСФСР «О свободе вероисповеданий» это дискриминационное положение было устранено: ст. 8 устанавливала, что общественные объединения, образованные в целях совместного изучения и распространения атеистических убеждений, отделены от государства» [6].
Подобная диспозиция представлена и в Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Следовательно, свобода совести - это правовая категория, неотъемлемое право гражданина, закрепленное в законодательстве.
В частности, исследователь Л.Д. Воеводин считает, что свобода совести состоит из следующих элементов: а) принадлежность к какой-либо религии, конфессии; б) субъективное право каждого человека индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой [7]. Ученый Ф.М. Рудинский выделяет три элемента: 1) право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; 2) право отправлять религиозные культы; 3) право вести атеистическую пропаганду [8]. И в первом, и во втором случае отсутствует такой элемент, как веротерпимость.
По мнению исследователя А.С. Ловинюкова, более высокой степенью в развитии идей свободы совести следует считать «свободу вероисповедания», включающую возможности: исповедовать любую религию, отправлять религиозные культы, менять религию, признавать равенство всех религий и всех верующих перед законом [9]. В данном случае «право исповедовать любую религию» является основным и самостоятельным правом. С введением нового структурного элемента - «права не исповедовать никакой религии» - образуется качественно новая категория - «свобода совести». Данный элемент - самостоятельный и основной в научном определении свободы совести. Именно указанное право отличает свободу совести от веротерпимости и свободы вероисповедания.
Таким образом, дискуссионным остается вопрос о месте права на свободу совести в общей системе прав и свобод, об определении содержания этого права, формах его реализации. Значительная часть отечественных правоведов относят данное правомочие к числу личных прав и свобод [10, 11]. В юридической литературе также высказывалось мнение, относящее свободу совести к политическим конституционным правам, к общественному праву, к конкретному проявлению свободы слова и мысли [12].
Некоторые правоведы предлагают объединить в единый комплексный институт свободу мысли, слова, мнений и убеждений, совести, назвав новое образование «интеллектуальная свобода человека», инкорпоривовав его в действующее законодательство [13]. Данный подход вполне приемлем, поскольку указанные понятия имеют под собой единую основу, исходящую из интеллекта человека.
Однако следует учитывать многоаспектность понятия «свобода совести». Как возможность самоопределения личности оно может быть личным правом, как культурная ценность - правом в социально-экономической и культурной сферах, как религиозно-государственные отношения - это блок политических прав. В этом и проявляется
«мобильный» характер данной свободы в частно-правовой и публично-правовой областях.
В теоретико-правовом отношении свобода совести имеет объективный и субъективный смыслы. В объективном смысле - это конкретно-историческое законодательство о свободе совести и свободе вероисповедания. В нем регламентируется правовое положение человека, конфессии, государства независимо от конкретного индивида. В субъективном смысле - это возможности субъектов правоотношений, вытекающие из нормативных правовых актов о свободе совести и свободе вероисповедания. Они принадлежат человеку от рождения, зависят только от его воли и сознания в установленных законом пределах.
В международно-правовом смысле свобода совести означает, что человек обладает возможностью иметь религиозные и иные убеждения, совершать определенные действия в соответствии с ними. К этим действиям Конституция РФ относит следующее: отправление религиозных обрядов; распространение своих убеждений как непосредственно, так и через СМИ; благотворительную и просветительскую деятельность; воспитание и образование детей в соответствии с убеждениями их родителей; объединение в религиозные или атеистические организации, замена военной службы альтернативной гражданской и другое. При этом никто не обязан сообщать о своих религиозных убеждениях и никто не может подвергаться какому-либо принуждению. Что же касается малолетних детей, то вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их замещающих, они не могут обучаться религии и вовлекаться в религиозные объединения.
Запрещены публичные действия, оскорбляющие религиозные чувства граждан. Закон охраняет тайну исповеди. Священнослужитель может быть допрошен, но он не обязан давать кому-либо объяснения по поводу сведений и обстоятельств, ставших ему известными на исповеди, и против него в этих случаях не может быть возбуждено дело за отказ от дачи показаний (ст. 5 УПК РФ).
Ответственность за «незаконное воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий» предусмотрена ст. 148 УК РФ; ч. 1 ст. 239 запрещает создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением; ч. 1 ст. 282 предусматривает санкции за действия, направленные на возбуждение религиозной вражды, унижение национального достоинства, за пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, если эти деяния были совершены публично или с использованием средств массовой информации; п. 2 ст. 328 гласит
об ответственности за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы.
Кроме того, ст. 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях [14].
Воспрепятствование реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания может быть выражено и в принудительном обучении религиозным дисциплинам в учебном заведении лиц, исповедующих другую религию или не исповедующих никакой; в указании в официальных документах принадлежности к религии; в отказе в праве на замену военной службы альтернативной гражданской службой; в запрещении совершения по просьбе верующих религиозных обрядов в воинских частях и лечебных учреждениях и в иных случаях. Пункт 2 ст. 5.26 КоАП РФ устанавливает ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики.
Названная норма явилась гарантией реализации требования, содержащегося в п. 6 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», которое запрещает проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства верующих, вблизи объектов религиозного почитания. Санкция п. 2 ст. 5.26 КоАП РФ в этом случае - штраф.
Важным средством противодействия экстремистской деятельности на религиозной основе является ст. 20.28 «Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности» КоАП РФ. Данная статья была внесена в связи с принятием Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [15]. Полагаем, что для более эффективной правовой охраны свободы совести и свободы вероисповедания в современной России было бы целесообразно установить административную ответственность:
- за закрытие или умышленное воспрепятствование доступа к местам богослужения и паломничества;
- за проведение атеистических мероприятий в местах, используемых верующими для богослужения и религиозных обрядов, а равно проведение религиозных мероприятий в местах, используемых атеистами для пропаганды своих идей;
- за воспрепятствование производству и распространению религиозными организациями предметов культа, религиозной литературы, а равно подобные действия в отношении атеистических объединений.
Рассматривая вопрос о реализации принципа свободы совести, не следует забывать о позициях конфессий в этой сфере, которые в большинстве
случаев изложены в социальных концепциях этих конфессий [16].
В своей проповеднической деятельности, например, православная «церковь бережно относится к внутреннему миру человека и его свободе выбора», как заявлено в Основах учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека и отражено в положении Архиерейского собора от 26 июня 2008 года [17].
Мусульманским социальным концепциям присуще стремление увязывать земные человеческие проблемы с волей Аллаха, его установками, которые, по мнению мусульманских проповедников, играют решающую роль в жизни общества. Тягчайшим преступлением против Аллаха и веры всегда признавалось возбуждение в народе недовольства против существующей власти.
Идея равенства людей в страдании и в праве на спасение являлось и является важнейшим идейным фактором, определяющим социальную роль буддизма.
Позиции этих конфессий во многом служат основанием для построения гармоничной модели взаимоотношений их с государством в современной России [18].
Конституция Российской Федерации и нормы Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» направлены на защиту принципов свободы совести и вероисповедания. Судебные и административные компоненты системы защитных мер по реализации свободы совести отражены в соответствующих статьях Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Действующее законодательство Российской Федерации приведено в соответствие с международными актами, оно гарантирует и охраняет право граждан на свободу совести и вероисповедания.
Библиографический список:
1. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 28.06.1975 «О внесении изменений и дополнений в постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04.1929 «О религиозных объединениях» // Ведомости ВС РСФСР. 1975. № 27, ст. 572.
2. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года) // Ведомости ВС СССР. 1977. N 41, ст. 617
3. О свободе совести и о религиозных организациях: Закон СССР от 01.10.1990 № 1689-1 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 41, ст. 813.
4. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 № 113-Ф3 (ред. от 28.12.2016) // «Российская газета». 2002. 30 июля; URL: http://www.pravo.gov.ru 28.12.2016.
5. Димитров Н.Н., Ловинюков А.С. Российское государство и религия: правовые основы взаимоотношений: монография. М.: Изд-во РТА, 2010. С. 109.
6. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 21. Ст. 240.
7. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд-во МГУ; Инфра-М-Норма, 1997. С. 203.
8. Рудинский Ф.М. Институт свободы совести. М., 1971. С. 11.
9. Ловинюков А.С. Свобода совести (анализ, практика, выводы) // «Государство и право». 1995. № 1. С. 24-26.
10. Рудинский Ф.М. Свобода совести в СССР: конституционно-правовой аспект // «Вопросы научного атеизма». М., 1981. Вып. 27. С. 32;
11. Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория. М., 1991. С. 102.
12. Черемых Г.Г. Свобода совести в Российской Федерации. М., 1996. С. 56.
13. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. М., 1992. С. 28.
14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Российская газета, № 256, 31.12.2001; http://www.pravo.gov.ru. 07.02.2017.
15. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031.
16. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/419128.html. 16 августа 2000 г.
17. Основы учения Русской Православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/428616.html
18. Димитров Н.Н., Заикина И.В. Государственно-религиозные отношения в зарубежных странах и в России: история и современность: учеб. пособие. М.: Изд-во РТА, 2007. С. 168.