УДК 340.008:34.7
Джамалова Э.К. - кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
В статье рассматриваются методологические проблемы исследования правовой культуры народов Дагестана. Указывается, что при анализе правовой культуры народов Дагестана должна применяться многомерная исследовательская модель.
Ключевые слова: Правовой, культура, народы, Дагестан, методы, исследование
Dzhamalova E.K. - the candidate of jurisprudence, the senior lecturer of chair of history and state and law of Daghestan state university
METHODOLOGICAL PROBLEMS OF RESEARCH OF LEGAL CULTURE OF THE PEOPLE
OF REPUBLIC DAGESTAN
In article methodological problems of research of legal culture of the people of Daghestan are considered. It is underlined that at the analysis of legal culture of the people of Daghestan the multidimensional research model should be applied.
Key words. Legal, culture, people, Daghestan, methods, research
Эффективность правового регулирования в государстве во многом обусловлена уровнем правосознания и правовой культуры граждан, их готовностью и желанием воплотить в жизнь правовые предписания государственной власти. Однако позитивное отношение к правовым нормам и явлениям не возникает само по себе, а является результатом сложного процесса формирования общей концепции правосознания и правовой культуры в государстве. Дагестанский опыт последних лет явственно показал, что одной из главных предпосылок неудачи проводимых правовых реформ является узость социальной базы их проведения, в том числе -отторжение от их реализации значительной части населения, не учитывание национальных особенностей правосознания и правовой культуры народов Дагестана.
В русле методологического поиска по-новому должен быть поставлен вопрос о правовой культуре дагестанцев как субъекте и факторе социальных изменений. В анализе правовой культуры народов Дагестана должна применяться многомерная исследовательская модель.
Независимо от того, какая историческая эпоха исследуется и какой юридической школе отдается предпочтение, представляется необходимым особо отметить следующие основные методы исследования правовой культуры народов Дагестана. В первую очередь следует назвать диалектический, синергетический, социологический, функциональный, статистический методы, а также метод математического моделирования и эксперимента.
В историко-правовых исследованиях функциональное преломление использования
ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. 2011. №3.
диалектического метода проявляется, прежде всего, в следующем.
Во-первых, его конструктивные базисы позволяют проследить развитие тех или иных закономерностей и особенностей формирования правовой культуры народов Дагестана на различных ступенях её развития; следует рассматривать правовую культуру дагестанцев не как застывшее явление, а как эволюционирующий феномен.
Во-вторых, воспроизвести объекты правовой культуры народов Дагестана (памятники обычного права, институты адатского права, свободные общества, правовая система Дагестана и ее элементы) в их противоречивом единстве. Познание раздваивает объект на противоречивые стороны: внутреннее и внешнее, качество и количество, единичное и общее, причина и следствие, содержание и форма и т.д.
Таким образом, принцип противоречия позволяет нам двигаться от явления объекта к его сущности, то есть категории, раскрывающей внутренние, необходимые стороны и связи исследуемого объекта [2, с.104].
В-третьих, рассмотреть элементы правовой культуры народов Дагестана в непосредственной взаимосвязи друг с другом и с внешней средой.
Исследование правовой культуры народов Дагестана будет весьма плодотворным с помощью системного подхода (анализа), эволюции и самоорганизации.
В системном подходе все явления и процессы рассматриваются во взаимосвязи и взаимодействии. Отличительным свойством системы является эмерджентность - целое имеет свойства и признаки, не присущие ни одной отдельно взятой ее части. Под эволюцией мы понимаем процесс медленных, постепенных, длительных количественных изменений, которые в конечном итоге приводят к качественным изменениям, появлению новых систем и структур. Внутренние механизмы развития систем рассматриваются теорией самоорганизации [9, с.242].
Мы можем особо выделить цивилизационный, герменевтический, аксиологический и антропологический подходы, применяемые в
ходе историко-правовых исследований правовой культуры народов Дагестана. Актуализируя свою научную позицию, отметим:
- цивилизационный подход дает возможность рассматривать правовую культуру народов Дагестана как многовариантный процесс; соответственно, использование данного подхода в историко-правовых исследованиях позволит, с одной стороны, сделать видение эволюции правовой культуры народов Дагестана более многомерным, а с другой - обусловливает необходимость изучения правовой культуры всех народов, проживающих на территории Республики Дагестан и анализ процесса её эволюции как единого целого;
- благодаря герменевтическому подходу становится возможным выявление не только буквы, но и духа источников обычного права, которые выступают как памятники права в рамках дагестанской правовой системы;
- аксиологический подход позволяет раскрыть сущностно-содержательный аспект восприятия права в рамках формирования правовой культуры народов Дагестана;
- использование антропологического подхода в рамках методологии историкоправовых исследований позволяет определить реальное место человека е: правовой жизни общества, что обеспечивает объективное рассмотрение закономерностей формирования и функционирования правовой культуры народов Дагестана.
Кроме того, актуальными для анализа понятия "правовая культура народов Дагестана" являются этнологический, культурологический, сравнительно-правовой и исторический подходы [5, с.1]. Культурологический подход следует отличать от других смежных направлений научных исследований права и государства. Он применяется для рассмотрения правовой культуры безотносительно ее "национальности", конкретной страны происхождения, выявляя общие для правовых систем закономерности ее функционирования с учетом принципов, на которых основывается культура, протекающих в ней процессов, а сравнительное правоведение направлено на сопоставление национальных правовых систем нескольких стран, выявление
сходства и различия между ними [1, с.54]. Право рассматривается как этнокультурный феномен [3]. Однако еще раз подчеркнем, что культурологический подход применяется безотносительно этнической составляющей предмета исследования. Так, процессы инкультурации, межкультурной коммуникации, безусловно, имеют массу общих черт независимо от национальной принадлежности соответствующей культуры. Указанные общие характеристики и исследуются в рамках культурологического подхода.
В рамках культурологического подхода правовая культура рассматривается, прежде всего, с точки зрения того влияния, которое на человека оказывают порожденные им материальные и нематериальные объекты.
Социологический подход предполагает исследование права "в контексте его социальных связей и социальных значений" [6, с.29], изучение взаимосвязи права "с другими социальными явлениями в процессе его действия..." [8, с.17]. Социологический и культурологический подходы не могут быть отождествлены, поскольку не могут отождествляться общество и культура. Вполне справедливо отмечено, что "человек является творцом культуры, а она в свою очередь творит человека" совместно с обществом [4, с.73]. Таким образом, социология и культурология дополняют друг друга в изучении юридических феноменов.
Таким образом, при анализе процесса становления и развития правовой культуры и правосознания народов Дагестана особенно важно учитывать то обстоятельство, что «...данный процесс происходил не только по общим законам, присущим происхождению и развитию любого права, любой культуры, а был сопряжен с рядом особенностей, истоки которых были заложены еще в древней мифологии, в рамках которой тот или иной этнос осознавал окружающую природную и социальную действительность», - справедливо замечает А.П. Семитко [7, с.108].
Таким образом, усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в республике, повышении сознательности и ответственности каждого дагестанца, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма.
Литература
1. Бибик О.И. Культурологический подход к исследованию права и государства // Журнал российского права. 2009. № 5.
2. Захарова М.В. О некоторых аспектах методологии сравнительно-правовых исследований, их взаимосвязь и взаимообусловленность // Методологические проблемы сравнительного правоведения: Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 27 марта 2009г. - М., 2009.
3. Кулыгин В.В. Этнокультура уголовного права / Под ред. А.В. Наумова. - М., 2002.
4. Культурология / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М.: Высшее образование, 2007.
5. Нерсесянц B.C. Юридическая антропология как наука и учебная дисциплина // Рулан Н. Юридическая антропология. - М.: Норма, 1999.
6. Панаева В.В. Социология права / Под ред. B.C. Нерсесянца. - М.: Норма, 2000.
7. Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 1992. № 10.
8. Социология права: учеб. / Под ред. В.М. Сырых.
- М., 2004.
9. Эмиров М.Б. Проблемы методологии самоорганизации в развитии государства и общества // Проблемы методологии и методики преподавания юридических дисциплин: Межреспубликанская научно практическая конференция. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006.
Поступила в редакцию 27 июня 2011 г.