Научная статья на тему 'Правовая культура народов Дагестана в контексте национальной идеи'

Правовая культура народов Дагестана в контексте национальной идеи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДЫ ДАГЕСТАНА / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ЦЕЛОСТНОСТЬ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЕДИНСТВО / LAW CULTURE / PEOPLES OF DAGHESTAN / LAW SYSTEM / INTEGRITY / DIVERSITY / UNITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джамалова Э. К.

Уникальность России состоит в ее многонациональности, являющейся имманентной чертой российской государственности. В статье подчеркивается необходимость выработки общей национальной идеи, способной повысить правовую культуру населения, укрепить целостность многонационального российского народа. Большое значение в успешном решении задачи процветания единого многонационального российского народа принадлежит Конституции Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CULTURE OF THE PEOPLES OF DAGESTAN IN THE CONTEXT OF NATIONAL IDEA

Russia's uniqueness is in it's multi-nationality, an inherent feature of Russian statehood. The article stresses the need to develop a common national idea that could improve the legal culture of the population, strengthen the integrity of the multiethnic Russian people. Of great importance in the success of the task of a unified multi-ethnic Russian nation prosperity belongs to the Constitution of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовая культура народов Дагестана в контексте национальной идеи»

УДК 340.2

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

Джамалова Э.К., доцент кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: dgamalova@mail.ru

Уникальность России состоит в ее многонациональности, являющейся имманентной чертой российской государственности. В статье подчеркивается необходимость выработки общей национальной идеи, способной повысить правовую культуру населения, укрепить целостность многонационального российского народа. Большое значение в успешном решении задачи процветания единого многонационального российского народа принадлежит Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: правовая культура, народы Дагестана, правовая система, целостность, много-национальность, единство.

THE LEGAL CULTURE OF THE PEOPLES OF DAGESTAN IN THE CONTEXT OF NATIONAL

IDEA

Dgamalova E.K., associate professor of the Department of History of State and Law of Daghestan State University, Candidate of Law sciences

Russia's uniqueness is in it’s multi-nationality, an inherent feature of Russian statehood. The article stresses the need to develop a common national idea that could improve the legal culture of the population, strengthen the integrity of the multiethnic Russian people. Of great importance in the success of the task of a unified multi-ethnic Russian nation prosperity belongs to the Constitution of the Russian Federation.

Key words: law culture, peoples of Daghestan, Law system, integrity, diversity, unity.

В современном мире, где нет одноэтнических государств, наиболее специфичным государством является Россия. Уникальность России как многонационального государства проявляется в том, что в отличие от большинства других стран мира, многие народы являются коренными, исконно населявшими определенную местность. Современное Российское государство, которое населено более чем 125 нациями и народностями, порой разительно отличающимися по численности, религии, языку, традициям, верованиям, культуре, нормам обычного права и общему уровню социально-экономического и культурно-правового развития, представляет интересы всего российского общества, всего многонационального российского народа. На сегодня национальные внешние интересы России являются, прежде всего, интересами федеративного Российского государства.

После распада СССР Республика Дагестан, как и многие другие субъекты Российской Федерации, очутилась в совершенно новой геополитической обстановке и стала одной из приграничных

республик со странами Содружества Независимых Государств. Существенные трансформации внутреннего и внешнеполитического характера, социально-экономические реформы, а также целый комплекс других объективных и субъективных причин послужили базой возникновения и углубления разнонаправленных национальных процессов в Республике. Большинство конфликтов в 90-х годах из латентного состояния стали перерастать в открытые столкновения, что способствовало углублению внутринациональных связей, формированию общественных движений по национальному признаку и других отрицательных явлений в межнациональных отношениях. Как отметил известный этнополитолог профессор М.В. Столяров, «с развалом СССР оживились националистические движения практически во всех национальных регионах России. Но в стремлении закрепить свой национально-государственный идеал многие представители национальной политической элиты с трудом совмещали интересы своего региона и интересы России в целом... "Национальные" группы

населения в отдельных случаях не только приобрели новый уровень национального самосознания, но и потеряли идентичность как граждане единого государства» [3, с. 302].

Данные события никак не способствовали утверждению правовых ценностей, а, напротив, произошла широкая девальвация правовых, социальных, моральных гарантий человеческого существования, в том числе такого права, как право на жизнь.

На сегодняшний день, когда дагестанское общество, находящееся в состоянии социальноисторического перелома и глубокого политического кризиса, испытывает особую потребность в конкретном знании целей политических и социальных преобразований, а также в идеях и правовых ценностях, способных сплотить его для реализации этих целей, существенным фактором в обеспечении единства российского народа в процессе создания единого правового пространства выступает единая государственная идеология.

Российская Федерация - это не просто федерация как форма государственнотерриториального устройства, но, в первую очередь, федерация множества самобытных народов, в течение столетий сосуществовавших в Российском государстве вокруг и вместе с русской нацией. На протяжении многих веков сформировалось так, что многонациональность является уникальной сущностью России. Целостность России создает социально-политическую общность - россиян, которая предполагает единство многообразия, а вовсе не идентичность образующих ее частей. Становление современной России в этнонацио-нальном и многонациональном измерениях вновь происходит в сложнейших исторических условиях.

Весьма важной задачей на сегодняшний день для России, как многонациональной и многоконфессионального государства, является выработка правовых ценностей, общих для всех россиян, создание общей национальной идеи, способной повысить правовую культуру населения. Единым может быть только государство, объединенное единой идеей. На современном этапе развития демократического правового российского государства одним из приоритетов развития является идея межнационального единства. Ведь только государство способно сплотить разнополярные представления, мнения, интересы миллионов россиян и выразить их общую волю на рациональном уровне посредством правовой политики и практики ее реализации [2, с. 53]. Одновременно национальные интересы, как наиболее общие интересы, склады-

ваются не только на базе сотрудничества по вопросам развития общества и государства, но и на основе конфликтной составляющей, связанной с существованием частных интересов различных групп, организаций людей [4].

Конституция РФ принята в интересах ее "многонационального народа", само существование которого как определенной общности напрямую зависит и от возможности понимать членов такой общности.

Немаловажно и то, что основой единой национальной идеи, способствующей единению многонационального народа Российской Федерации, является конституционное право представителей различных народностей России на сохранение своеобразия «языка, культуры, образа жизни и хозяйственной деятельности» [6, с. 49].

Это вытекает из преамбулы Конституции Российской Федерации, закрепившей общепризнанный принцип равноправия и самоопределения народов. Исходя из того, что каждый народ самобытен, все народы России обладают правом на сохранение и развитие национального языка, своей культуры, сохранение своей этничности. Соответствуя положениям Конституции Российской Федерации, статья 5 Конституции Республики Дагестан 2003 года подчеркивает, что Республика Дагестан основана на единстве равноправных народов Дагестана, единой и неделимой для всех дагестанцев Родине. Действия, нарушающие мирную совместную жизнь народов Дагестана, являются антиконституционными.

Республика Дагестан на конституционном уровне признает и уважает национальнокультурную и историческую самобытность народов Дагестана, создает условия для сохранения и развитая их культурных и исторических традиций. Каждому из народов гарантируется равное право на защиту жизненных интересов на конституционной основе.

Конституция Республики Дагестан 2003 года гарантирует защиту прав всех народов и национальных меньшинств, проживающих на ее территории, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.

Однако отметим, что речь идет об объединяющей идее, а не о создании господствующей идеологии. Ведь, как и конституции большинства стран, признающих политический и идеологический плюрализм через закрепление соответствую-

щих прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация в соответствии со ст. 13 Конституции также признает идеологическое многообразие: «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, признаются политическое многообразие и многопартийность» [5]. Таким образом, Конституция Российской Федерации не просто закрепляет идеологический и политический плюрализм как основу развития общества и имманентную часть демократии, она возводит принцип идеологического многообразия в ранг основ конституционного строя.

В.Д. Зорькин отмечает, что «признание идеологического многообразия (наряду с признанием политического многообразия и многопартийности) в качестве одной из основ конституционного строя РФ есть рефлекс на насаждавшийся десятилетиями идеологический монизм, закреплявшийся в советских конституциях и поддерживавшийся всеми институтами государственной власти» [5]. Далее В.Д. Зорькин подчеркивает, что такое признание является основой для существенного сужения «пределов государственной власти, поскольку из-под контроля государства выводится сфера идеологии, под которой обычно понимается система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности» [5].

В условиях формирования федеративного государства невозможен возврат к старым идеологическим догмам, становится очевидной потребность в новой интегрирующей национальной идее, основанной на демократии, гражданственности, патриотизме. «Достижение не провозглашаемого, а реального единства правового, политического и социально-экономического пространства станет необратимым в том случае, если у всех народов, проживающих на территории Российской Федерации, выработается ощущение принадлежности к России не на основе крови, а на основе историкокультурной общности и единого государственного языка» [7, с. 6].

Необходимость создания национальной идеи, единой для всего многонационального российского народа, способной повысить общий уровень правовой культуры и правового сознания, является крайне актуальной задачей на сегодняшний день. Как отмечает А.М. Муртазалиев, «основой формирования новой идеологии должны стать этические и нравственные начала права, которые имеют глубокие исторические корни, так как мо-

раль в России до сих пор занимает приоритетное место среди общественных ценностей» [8, с. 9].

Конституция как Основной закон государства играет особую роль в формировании государственной идеологии. С.А. Авакьян справедливо отмечает, что «конституция просто не может не быть идеологическим - в смысле мировоззренческим - документом... каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей... и нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества» [1, с. 15].

При анализе сущности конституции отдельно выделяется ее идеологическая функция, заключающаяся в том, что именно данный законодательный акт является средством сильнейшего идеологического воздействия. Конституция РФ, принятая в 1993 году всенародным голосованием, обладает наивысшей юридической силой и легитимностью. Соответственно, россияне признают идеологические нормы, закрепленные в ней, а государство обязано обеспечить всеми законными средствами их пропаганду в обществе.

Правовая система России основана на принципе персоноцентризма. Это прямо провозглашает ст. 2 Конституции РФ, согласно которой: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ «все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Несмотря на широко развернутую юристами, политиками и учеными кампанию по внедрению в правовую российскую действительность идей построения правового государства и гражданского общества, введение поста Уполномоченного по правам человека не только на уровне Федерации, но и на уровне регионов, инициация создания моделей политико-правовых преобразований (преимущественно по западному образцу), установление реального правопорядка и высокий

уровень правосознания и правовой культуры остаются пока, увы, лишь пафосной декларацией.

Противоречия между возвышенноправовыми декларациями и реальным низким уровнем правосознания, правовой культуры и правовых ценностей наиболее остро наблюдаются сегодня в Республике Дагестан. Занимая в составе Российской Федерации особое геополитическое положение, являясь одним из самых полиэтничных субъектов (представители свыше 35 народностей проживают на ее территории) [9, с. 14] и самым поликонфессиальным регионом, Дагестан на сегодняшний день оказался в наиболее сложной политико-правовой ситуации.

Полагаем, что в современном дагестанском обществе важно сформулировать и утвердить один из важнейших гуманистических, этических, морально-психологических подходов - толерантность, уважительность к искренним убеждениям окружающих.

Для народов Республики Дагестан толерантность является не только правовой и политической категорией. Толерантность является значимой монолитной частью коллективного правосознания и правовой культуры, тем моральным принципом, без которого в обществе неосуществимо взаимопонимание и общественное согласие.

Таким образом, выработка единой государственной идеологии, повышающей правовую культуру народов Дагестана и способствующей обеспечению единого правового пространства России, должна быть основана не на какой-то одной идее (религиозной, национальной и т.п.), а на целостной универсальной, объединяющей российскую нацию, государственной идеологии.

Многонациональность России - это важное историческое достижение. И к XXI веку Россия (и

прежде всего русский народ) сохранили то, что западные страны уничтожили уже в XIX веке: самобытные народы в единой государственной общности. Благодаря такой политике России народы Дагестана (как и все остальные народы огромной России) не ассимилировали и сохранили территориальные ареалы этногенеза большинства народов. И Конституция России содержит все предпосылки для успешного решения задачи процветания единого многонационального российского народа.

Литература

1. Авакъян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.

2. Анненкова В.Г. Единая национальная идея - основа и смысл единства Российского государства // Г осударственная власть и местное самоуправление. 2005. № 9. С. 53.

3. Столяров М.В. Федерализм и держав-ность: российский вариант. М., 2001.

4. См.: Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. М., 2001.

5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2010. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

6. Кряжков В. Статус автономных округов: эволюция и проблемы // Российская Федерация. 1996. № 2. С. 49.

7. Маркедонов С. Апология Российской идеи, или как нам сохранить Россию // Тезисы по российской национальной политике. М., 2004.

8. Муртазалиев А.М. Повышение правовой культуры как актуальная задача современности // Вестник ДГУ. 2013. Вып. 2. С. 5-10.

9. Россия в цифрах. М., 2004.

Поступила в редакцию 30 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.