Научная статья на тему 'Некоторые вопросы развития государственно-правового статуса Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации'

Некоторые вопросы развития государственно-правового статуса Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Конституция РФ / суверенитет / государственная целостность / национальный и правовой режим / конституционно-правовое развитие / Constitution of the Russian Federation / sovereignty / the state integrity / national legal regime / constitutional development

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эмина Камаловна Джамалова, Магомед Магомедзакирович Джабраилов

В статье анализируется опыт развития государственно-правового статуса Республики Дагестан как субъекта РФ. Авторы исследуют политико-правовые процессы, вызванные как собственными политическими явлениями, так и общегосударственными реформами. Подчеркивается, что поиск механизмов решения внутрирегиональных проблем важен для толкования идентичных процессов, которые существуют в иных субъектах РФ, для улучшения государственной региональной политики РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Эмина Камаловна Джамалова, Магомед Магомедзакирович Джабраилов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues of the development of state-legal status of the Republic of Dagestan as a constituent entity of the Russian Federation

This article analyzes the experience of State-legal status of Republic of Dagestan as a subject of the Russian Federation. The authors explore the political and legal processes, caused by both its own political phenomena, and State-level reforms. Stresses that the search mechanisms to address issues important to the interpretation of intraregional identical processes that exist in other constituent entities of the Russian Federation, for the improvement of State regional policy of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы развития государственно-правового статуса Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10397

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

___ __V V _ _

КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Эмина Камаловна ДЖАМАЛОВА, доцент кафедры истории государства и права Юридического института Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук

Магомед Магомедзакирович ДЖАБРАИЛОВ, магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: dgamalova@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.01 — теория и история права

и государства; история учений о праве и государстве

Аннотация. В статье анализируется опыт развития государственно-правового статуса Республики Дагестан как субъекта РФ. Авторы исследуют политико-правовые процессы, вызванные как собственными политическими явлениями, так и общегосударственными реформами. Подчеркивается, что поиск механизмов решения внутрирегиональных проблем важен для толкования идентичных процессов, которые существуют в иных субъектах РФ, для улучшения государственной региональной политики РФ.

Ключевые слова: Конституция РФ, суверенитет, государственная целостность, национальный и правовой режим, конституционно-правовое развитие.

Annotation. This article analyzes the experience of State-legal status of Republic of Dagestan as a subject of the Russian Federation. The authors explore the political and legal processes, caused by both its own political phenomena, and State-level reforms. Stresses that the search mechanisms to address issues important to the interpretation of intraregional identical processes that exist in other constituent entities of the Russian Federation, for the improvement of State regional policy of the Russian Federation.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, sovereignty, the state integrity, national legal regime, constitutional development.

Республика Дагестан (далее — РД) — одна из самых многонациональных республик Российской Федерации со сложной эт-нополитической обстановкой, поэтому «вопросы политической модернизации в ценностном и культурном измерении имеют огромное значение. Успешное решение проблемы эффективных инновационных преобразований дагестанского общества в контексте обеспечения его политической стабильности невозможно без учета дихотомической связи общечеловеческих, национальных ценностей и политической модернизации»1.

В соответствии со ст. 66 Конституции Российской Федерации статус Дагестана определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Дагестан. Характеристика государственно-правового статуса Республики Дагестан должна опираться, прежде всего, на положения конституций Российской Федерации и Республики Дагестан. При этом содержание правового статуса РД составляют закрепленные в Конституции Республики Дагестан, Конституции Российской Федерации и предусмотренных ими законах права, обязанности, гарантии и ответственность Республики Дагестан2.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019

Общепризнанной проблемой федерализма государства выступает конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации исходит из асимметричности статуса субъектов РФ3.

Например, если ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации определяет фактическое равноправие всех субъектов, то ч. 2 ст. 5 устанавливает статус республик в составе РФ.

В Конституции РД, принятой в 1994 г., было закреплено, что Республика Дагестан — это суверенное государство в составе РФ4. Но в настоящей Конституции Республики Дагестан 2003 г. республика уже не считается суверенной. Это положение соответствует Конституции Российской Федерации5. Таким образом, конституционно-правовой статус республик устанавливается Конституцией Российской Федерации и конституциями республик, которые, следуя демократическим принципам государственного строительства, внесли значительные реформы в концепцию развития российского федерализма.

Соответствие республиканского законодательства Конституции Российской Федерации выступает одним из фундаментальных условий укрепления единства РФ, сохранения ее территориальной целостности.

Республика Дагестан обладает большинством атрибутов, присущих государству. Но Дагестан — не суверенное государство, а неразрывная и составная часть РФ, и ее статус, по ч. 1 ст. 66 Конституции Российской Федерации, устанавливается вместе с РФ.

Конституция Российской Федерации обеспечивает юридическую основу развития законодательства республик как по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов, так и по вопросам, относящимся к компетенции республик. Развитие правовой системы Республики Дагестан должно быть связано с научным изучением ее региональной специфики и особенностей, а также с действительным воплощением ее наиболее значимых положений в системе права, в судебной и другой правоприменительной практике, в работе всех государственных органов по формированию и выполнению имеющихся в Дагестане правовых норм, в организующих современную правовую идеологию работах специалистов и исследователей, в правовой культуре и правосознании людей6.

Несомненно, процесс создания правовой системы Республики Дагестан и прочих субъектов РФ должен идти в направлении последующей координации их роли и места в пределах

единой правовой системы РФ, что требует согласованной деятельности всех политических институтов РФ и ее субъектов, создания требуемого координационного механизма согласования интересов субъектов в пределах РФ.

В области правотворчества этот процесс может быть осуществлен посредством:

■ разработки концепции правовой реформы и определенных программ, планов законодательных приоритетов и законодательных работ;

■ разработки подзаконных актов органов ис-

полнительной власти и модельных законов;

■ координации республиканских норматив-

ных актов с федеральными и, напротив, федеральных нормативных актов с республиканскими, а также контроля.

Существенную роль в законотворческом процессе должно выполнять социальное партнерство общественных организаций и органов власти. Формируемые в регионах проекты законов должны соответствовать международным стандартам прав человека. При этом заложенный в Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Дагестан механизм регулирования правовых систем РФ и Дагестана укрепляет сущностную основу федерализма и положительно влияет на выполнение международных стандартов прав человека.

Если нет полного государственного суверенитета, который принадлежит только государственному образованию в общем, т.е. Российской Федерации, в любом случае ее субъекты имеют довольно обширные полномочия в области собственного законодательства, формирования своего регионального, учитывающего местные традиции, условия, национальные и прочие особенности законодательства и права с учетом общих принципиальных положений единого отечественного правового пространства. В том числе речь идет о включении определенных принципов и норм обычного права народов РД в настоящее законодательство Республики Дагестан.

Заметим, что гносеологическая ценность понятия «правовая система» видится, в первую очередь, в его направленности на проблему бытия права, т.е. данное понятие должно представлять пространственно-временной, динамический, системно-организационный срезы существования права в их единстве.

Кроме того, данное понятие важно для практики и дает возможность определять действительные правовые механизмы решения конкрет-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019

ных жизненных проблем, направляет нас к поиску механизмов самоорганизации системы, ее приспособления к окружающей среде, способов создания возможности системы самостоятельно решать проблемы, не прибегая к неправовым способам и средствам.

Ключевые проблемы развития правовой системы Республики Дагестан в основном вызваны тем, что она является составной частью общероссийской правовой системы. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что если в историческом прошлом целостность и единство Российского государства обеспечивались в основном силовыми методами, то в действительных условиях они должны обеспечиваться в основном правовыми средствами и посредством создания отвечающей современным требованиям правовой основы и соответствующей правовой системы и выполнения комплекса мер по ее выполнению на практике.

Разработанные юридической наукой рекомендации, безусловно, способствуют последующему развитию правовой системы, хотя необходимо учитывать, что свойственные для России социально-экономические предпосылки мешают выполнению имеющихся в ее компонентах требований по реформированию государства, обеспечению конституционных прав человека и демократических процессов. Перспективы социально-экономического развития республики тесно связаны с экономическим благополучием Дагестана. Но выполняемые в данной отрасли меры со стороны государственных органов должны быть, как нам кажется, более действенными и последовательными.

Отметим, что «в целом федеральная власть имеет сегодня принципиальную возможность усиления влияния на происходящие в Республике Дагестан политические процессы. Это обусловливается как готовностью федерального цен-

тра к кадровым перестановкам в Правительстве Дагестана, так и появлением у него дополнительных финансовых рычагов воздействия. Республике Дагестан предстоит еще продолжительный период социально-экономических и политических реформ. Проведение данных преобразований обусловливается расстановкой политических сил и состоянием политической власти»7.

Таким образом, правовая система Республики Дагестан на сегодняшний день выступает иерархически организованным комплексом функционально взаимосвязанных юридических средств, которые оказывают правовое влияние на общественные отношения, сформировавшиеся вследствие экономического, государственно-политического, национального, социально-духовного своеобразия региона. Вследствие сложного переплетения нормативного материала разной идеологической природы, в частности включения западных правовых ценностей, современная правовая система республики оказалась в состоянии эволюции, что не устраняет ее исконных культурно-национальных основ.

1 Джамалова Э.К. Политическая модернизация Республики Дагестан: понятие, сущность и основные этапы // Юрид. вестник ДГУ (Махачкала). 2015. № 3. С. 22—26.

2 Кудрявцев В.Н. Российское конституционное право. М., 2003. С. 198.

3 Васильев A.M. Конституционное право Российской Федерации. М., 2008. С. 154.

4 См., напр., Джамалова Э.К. Историко-правовой анализ конституционного развития Республики Дагестан // Вестник Дагестанского гос. ун-та (Махачкала). 2015. № 2. С. 37—42.

5 Казимирчук В.П. Конституционное право Российской Федерации. М., 2009. С. 178.

6 Баглай М.В., Габричидзе К.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 281.

7 Джамалова Э.К. Политическая модернизация Республики Дагестан...

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.