УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10004
НОРМЫ ОБЫЧНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Магомедсаид Абдулмуслимович ИСМАИЛОВ, профессор Юридического института Дагестанского государственного университета, доктор юридических наук
Алимирза Загалович АБДУЛБЕКОВ, магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.01 — теория и история права
и государства; история учений о праве и государстве
Аннотация. Целью исследования является анализ норм обычного права и определения их места в правовой системе Республики Дагестан. Нормы1 обычного права являются правовым наследием Дагестана и важнейшим фактором формирования правового сознания и правовой культуры дагестанцев; они обеспечивают политическую и общественную стабильность в современном дагестанском обществе.
Ключевые слова: обычное право, Дагестан, законодательство, правовая система, инкорпорация.
Annotation. The aim of the study is to analyse customary laws and their place in the legal system of the Republic of Dagestan. Customary law are legal heritage of Dagestan and the most important factor in shaping legal awareness and legal culture dagestanis, who provide political and social stability in modern Dagestan society.
Keywords: customary law, Dagestan, law, legal system, incorporation.
Российская Федерация, являясь многонациональным государством, на конституционном уровне закрепляет равенство всех народов и их право на сохранение и развитие национально-культурных особенностей. Данное право входит в состав основных, неотъемлемых прав народов и отдельной личности, которые провозглашены в различных международно-правовых актах и на конституционном уровне закреплены в законодательстве Российской Федерации.
Обычное право народов Дагестана является частью правового наследия России, регламентируемой на законодательном уровне. Россия всегда придерживалась политики сохранения правовых памятников народов, входящих в ее состав. Обычное право народов Дагестана еще в XIX в. успешно интегрировалось в правовую систему России и стало его неотъемлемой частью. Политика российского правительства по инкорпорированию правовых институтов народов Се-
верного Кавказа проводилась последовательно и четко, что привело к формированию уникальной системы правового плюрализма.
На сегодняшний день актуальность применения норм обычного права в повседневной юридической практике возросла, что связано, скорее всего, с чрезмерной политизированностью современного права, на которую обращают внимание исследователи обычного права Г.В. Мальцев и Д.Ю. Шапсугов1.
В обеспечении стабильного поступательного развития в Дагестане на сегодняшний день значительную роль призваны играть институты обычного права, являющиеся способом социокультурной коммуникации и регулирующие такие сферы правовых отношений, как наследственные, гражданские, земельные и семейные.
Республика Дагестан является одним из самых многонациональных регионов Российской Федерации, и роль норм обычного права в современной правовой жизни народов Дагестана
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018
проявляется в том, что они обеспечивают устойчивость функционирующих в обществе социальных институтов, выступая системообразующим, самоорганизованным, самодостаточным институтом.
Исследуя роль и значение норм обычного права как элемента правовой системы Республики Дагестан, отметим, что необходимо уделить особое внимание его функциям.
В современном дагестанском обществе обычное право выполняет следующие функции: ин-тегративную, стабилизирующую, миротворческую, мировоззренческую, коммуникативную, регламентирующую.
Рассмотри каждую функцию в отдельности.
Интегративная функция обычного права является, на наш взгляд, одной из важнейших, так как именно она охватывает все частные цели правового воздействия, удерживая общество от деструктивных социальных потрясений и нивелируя последствия социальных конфликтов в рамках всеобщей правовой формы, обеспечивая интеграцию индивидов и социальных групп в единое правовое пространство.
Особая значимость норм обычного права проявляется в том, что оно способно создавать у индивидов и социальных групп состояние социального единства на основе права. Причем особо отметим, что в данном случае речь идет о единстве различий, а не о нивелировании или отрицании отличий. Правовая интеграция, основанная на нормах обычного права, осуществляется на базе взаимоуважения и взаимодействия различных интересов социальных субъектов.
Стабилизирующая функция проявляется в способности норм обычного права обеспечивать мирное сосуществование на одной территории нескольких десятков этносов.
Миротворческая функция выражается в способности норм обычного права регулировать с приграничными соседями конфликты, связанные с различными территориальными претензиями и имевшими место фактами дискриминации этнических дагестанцев, проживавших на территории кавказских государств (например, в Азербайджане и Грузии).
Мировоззренческая функция проявляется в том, что нормы обычного права в современном Дагестане играют огромную роль в формировании правового сознания, правовой идеологии, правовой психологии и правовой культуры дагестанцев.
Коммуникативная функция обеспечивает толерантное взаимодействие индивидов и соци-
альных групп, основанное на системе традиционных правил и установок.
Регламентирующая функция норм обычного права четко прослеживается в регламентации семейных и этнических отношений. Большинство семейных, наследственных, земельных и гражданских дел в Республике Дагестан решаются без обращения в правоохранительные органы и суд, что подтверждается официальной статистикой, в соответствии с которой Республика Дагестан занимает одно из последних мест по уровню бытовой преступности2.
Однако отметим, что реставрация институтов обычного права, помимо упомянутых выше позитивных последствий, является не столь однозначным процессом и обладает определенными недостатками.
К криминогенным опасностям активного процесса возрождения традиционно-национальных институтов относится то, что их влияние на формирование правосознания граждан мало исследовано.
По этой проблеме — влияния институтов обычного права на правосознание и правовую культуру населения — имеется несколько научных работ, среди которых особо можно выделить работы М.А. Исмаилова, М.М-С. Муртузалие-ва, Д.Ю. Мусаевой, Э.К. Джамаловой, М.А. Ка-дилаева3.
Между тем данные авторы раскрывают лишь положительный аспект возрождения институтов обычного права и их инкорпорации в современную правовую систему.
Считаем необходимым отметить некоторые проблемы, неизбежно возникающие в процессе активизации институтов обычного права.
Например, при пробелах, имеющихся в действующем праве, недостаточности или неопределенности действующих законодательных актов правовой вакуум заполняется идеями, основанными на традиционно-национальных социальных нормах, а неопределенность законов преодолевается на основе традиционных правовых идей, принятых в социуме. Опасность подобной сублимации заключается в том, что при низком уровне правосознания субъектов права подобная подмена приведет к различным деформациям правовой культуры.
Кроме того, с позиции юридической практики важно, например, то, что нормы обычного права, в случаях наличия пробелов в действующем законодательстве, становятся ориентиром, определяющим направление и перспективу решения тех или иных юридических дел. И вот тут
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018
надо вспомнить об ограниченности способностей человеческого самоконтроля.
Таким образом, исследования эффективности традиционно-национальной формы социального контроля и анализ нарождающейся в Дагестане практики разрешения различных социально-правовых конфликтов на основе институтов обычного права для разработки наиболее оптимальной модели их институализации является весьма перспективным направлением в юридической науке.
1 См., напр., Шапсугов Д.Ю. Обеспечение органичности государственно-правового развития народов в процессе модернизации российского государства и права // Юрид. вестник ДГУ. 2012. № 3.
2 Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации // http://crimestat.ru/ ойеше8_шар (Дата обращения: 02.05.2018)
3 См., напр., Муртузалиев М.М-С. Роль маслиата в совершенствовании межэтнических отношений в современном Дагестане // Этнополитические исследования на Северном Кавказе: состояние, проблемы, перспективы. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2005. С. 466-469; Исмаилов М.А. Формирование и развитие права народов Дагестана в XVII —в начале XX века: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005;
Исмаилов М.А, Багомедова Л.С. Институты обычного права Дагестана: историко-правовой анализ // Юрид. вестник ДГУ. 2015. № 3. С. 27—34; Джамалова Э.К, Кадилаев М.А. Влияние права Российской империи на развитие правосознания народов Дагестана // История гос-ва и права. 2010. № 24. С. 41; Джамалова Э.К. Преемственность в праве как индикатор правовой культуры // Юрид. вестник ДГУ. 2016. № 3. С. 25—28;
Исмаилов М.А., Мусаева Д.Ю. Аккультурация как основной фактор трансформации правовой системы // Юрид. вестник ДГУ. 2014. № 3. С. 24—28.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Московская академия Следственного комитета Российской Федерации
Взаимодействие следователя с правоохранительными органами и органами дознания при раскрытии и расследовании преступлений
Взаимодействие следователя с правоохранительными органами и органами дознания при раскрытии и расследовании преступлений: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / A.M. Багмет, В.В. Бычков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 343 с.
Раскрыты понятия и системы правоохранительных органов и органов дознания, рассмотрены особенности взаимодействия следователя с данными органами при раскрытии и расследовании конкретных видов преступлений.
Пособие подготовлено на основе федеральных, ведомственных и межведомственных нормативных актов с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 ноября 2017 г.
Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению подготовки «Юриспруденция», специальности «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018