УДК 342 00! 10.24411/2312-0444-2018-10009
ББК 67
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Ахмед Хидирович РАМАЗАНОВ, профессор Юридического института Дагестанского государственного университета, доктор исторических наук
Делли Замировна АЗИЗОВА, магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета
Пахрудин Сабирович ПАХРУДИНОВ, магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.01 — теория и история права
и государства; история учений о праве и государстве
Аннотация. Республика Дагестан является наиболее сложным в этническом, конфессиональном и геополитическом смысле регионом Российской Федерации.
В статье исследуется процесс трансформации государственно-правовой природы Республики Дагестан. Анализируются факторы, влияющие на развитие государственности Республики Дагестан. Отмечаются некоторые особенности развития правовой системы Республики Дагестан.
Ключевые слова: правовая система, Республика Дагестан, обычное право, государственность, суверенитет.
Annotation. Republic of Dagestan is the most complex ethnic, confessional and geopolitical sense, the region of the Russian Federation. The article explores the process of transformation of the state-legal nature of the Republic of Dagestan. Analyses the factors influencing the development of statehood. There are some peculiarities of the development of the legal system.
Keywords: legal system, Republic of Dagestan, customary law, statehood, sovereignty.
Современная правовая система Республики Дагестан является составной частью правовой системы Российской Федерации и представляет собой иерархически организованную совокупность взаимосвязанных правовых институтов и механизмов, которые складывались в республике в условиях полиэтничности и многоконфессио-нальности, а также политико-правовой, социально-экономической и геополитической специфики региона.
В современный период правовая система Республики Дагестан, являясь составной частью российской правовой системы, обладает всеми ее основными признаками. Однако на формирование правовой системы Республики Дагестан оказывают огромное влияние нормы обычного права, религиозный фактор, традиции народов Дагестана и иные политические факторы, основанные на стратегической важности
республики, обусловленной геополитическим положением.
В соответствии со ст. 66 Конституции Российской Федерации, определяя статус субъектов Федерации, федеральный центр исходит из асимметричного статуса субъектов РФ. Исходя из положений ч. 2. ст. 5 Конституции РФ республики в составе Российской Федерации обладают статусом государств.
В свою очередь, ст. 1 Конституции Республики Дагестан закрепляет, что она является государством. Историко-правовой анализ государственно-правовой природы Дагестана позволяет сделать вывод, что Республика Дагестан обладает государственно-правовыми признаками.
К государственно-правовым признакам можно отнести следующие:
1) государственный суверенитет как верховное и неотчуждаемое право самостоятельно принимать решения по вопросам внутренней и
№ 2/2018
внешней политики при условии соблюдения законности и общепризнанных принципов и норм международного права. Отметим, что суверенитет Республики Дагестан распространяется только на те вопросы, которые не относятся к исключительной компетенции Российской Федерации, но распространяется на вопросы совместного ведения Российской Федерации и Республики Дагестан;
2) наличие у Республики Дагестан собственной Конституции.
Здесь надо отметить, что в Дагестане за весь период было принято шесть конституций: первая была принята в 1921 г., вторая — в 1927 г., третья — в 1937 г., четвертая — в 1978 г., пятая (1994 г.) и шестая (2003 г.) конституции — это конституции, принятые в постсоветский период и отражающие современные тенденции развития государственности в Дагестане. Каждая из конституций отражала те изменения, которые происходили в дагестанском обществе. Каждая конституция Дагестана являлась правовым итогом развития государственности, определяя и совершенствуя новую стадию эволюции республики. Отметим, что если конституции советского периода принимались в Дагестане высшими органами государственной власти (к которым относились в разные периоды Вседагестанский Съезд Советов, Верховный Совет), то в настоящее время конституция может быть принята как учредительным собранием (Народное Собрание), так и на референдуме;
3) система законодательства Республики Дагестан, состоящая из Конституции Республики Дагестан, законов Республики Дагестан, указов главы Республики Дагестан, постановлений правительства Республики Дагестан и т.д. Законодательные акты, принятые в пределах полномочий Республики Дагестан, являются общеобязательными для исполнения на всей территории республики всеми физическими и юридическими лицами и обладают на территории Республики Дагестан верховенством;
4) органы государственной власти Республики Дагестан. Конституция Российской Федерации наделяет субъекты правом самостоятельно определять систему органов государственной власти. Государственная власть в Республике Дагестан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Органами государственной власти в Республике Дагестан являются глава Республики Дагестан, Народ-
ное Собрание (являющееся законодательным органом и избираемое сроком на пять лет), Правительство Республики Дагестан и суды Республики Дагестан;
5) территория Республики Дагестан. Территория Республики Дагестан является неделимой и не может быть изменена без ее согласия;
6) экономическая система и налоги;
7) международная правосубъектность Республики Дагестан;
8) государственный язык Республики Дагестан. В соответствии с Конституцией Республики Дагестан 2003 г. государственными языками Республики Дагестан признаются русский язык и языки народов Дагестана;
9) государственная символика Республики Дагестан. К ней относятся герб, гимн и флаг Республики Дагестан.
На процесс модернизации правовой системы Республики Дагестан, происходящий в настоящее время, достаточно сильное влияние оказывают нормы обычного права.
В процессе трансформации правовой системы Республики Дагестан учитываются обычаи и традиции, являющиеся отображением генетической памяти народа, обеспечивающие правовую преемственность и не противоречащие общечеловеческим ценностям, правам и свободам людей. Такая правовая преемственность является важнейшим фактором обеспечения законности и правопорядка в республике, стабильности и эффективности правовой системы1.
Важнейшими направлениями совершенствования правовой системы Республики Дагестан с учетом влияния обычаев и традиций народов Дагестана являются:
■ развитие системы законодательства Республики Дагестан с учетом реально сложившейся практики регулирования некоторых видов общественных отношений, а также норм обычного права народов Дагестана;
■ усиление государственно-правовых средств в противодействии негативному влиянию обычаев на правовую систему Дагестана;
■ правовое воспитание населения на основе возрождения важнейших морально-правовых устоев дагестанского общества, идеалов справедливости, приоритета общесоциальных интересов, коллективизма, взаимопомощи, формировавшихся в течение многих веков;
■ теоретико-концептуальный анализ воздействия народных обычаев и традиций на
№ 2/2018
состояние и тенденции развития и совершенствования современной правовой системы Республики Дагестан.
В настоящее время российская правовая система допускает и признает обычное право как источник права, хотя сфера его применения ограничена. Для дальнейшего активного существования и развития обычного права необходимы определенные условия, которые могут быть созданы в законодательном порядке.
Совершенствование правовой системы Республики Дагестан должно быть основано на учете традиционных для дагестанского общества нравственных принципов и норм, и только тогда законы и другие нормативно-правовые акты будут восприняты обществом. Нормативные правовые акты Республики Дагестан не должны копировать федеральные, а приниматься с учетом региональных особенностей, обычаев и традиций народов Дагестана и соответствовать менталитету дагестанского общества.
Глубинные правовые традиции, которые составляют духовную, культурную основу правовой системы и отражают менталитет народа,
не подвержены скоротечным изменениям и наделены определенными защитными механиз-
мами2.
Несомненно, развитие правовой системы Дагестана должно быть основано на учете культурной и исторической самобытности, духовных истоков, народных обычаев.
Слишком примитивное применение норм обычного права в современном обществе пагубно отражается на правовой культуре граждан в условиях современной действительности. Старые обычаи, интерпретируемые в современных условиях, адаптируются с внесением в них нового смысла, нового восприятия сущности применяемого обычая.
1 Джамалова Э.К. Преемственность в праве как индикатор правовой культуры // Юрид. вестник ДГУ. 2016. № 3. С. 25—28.
2 Рыбаков ВА. Преемственность в отечественном праве: в переходный период: общетеоретические вопросы: Дис. ... д-ра юрид. наук. Омск, 2009. С. 19.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Косырева М.С. Глобализмы в русском языке. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. — 171 с.
В монографии на материале русского языка анализируются лексические глобализмы — слова, сходные в фонетическом или графическом отношении и совпадающие по значению в глобальном и глобально значимых языках. Особое внимание уделяется анализу адаптации и деривационной активности глобализмов в современном русском языке.
Для студентов, магистрантов, аспирантов, филологов, а также всех, интересующихся современными языковыми процессами.
№ 2/2018