ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
®2011 Гаджиахмедова А.Г.
Дагестанский государственный педагогический университет
Республика Дагестан должна стать неотъемлемой частью неделимого правого (юридического) пространства в объединенном государстве России. Развитие законодательства в Республике Дагестан должно быть основано на установлении (определении) границ сфер правительства и властей в Федеральной системе РФ с учетом особенности развития общественных институтов, исторической уникальности народов Дагестана.
The Republic of Dagestan should become an integral part of the indivisible legal (juridical) space in the unified state of Russia. The legislation development in the Republic of Dagestan should be based on the establishment (determination) of boundaries of the spheres of the government and the authorities in the federal system of the Russian Federation with the account of development features of public institutions, Dagestan peoples’ historical uniqueness.
Ключевые слова: правовой статус, суверенитет нации, конституционная ответственность, политическая интеграция, юридическая
ответственностью.
Keywords: legal status, nation sovereignty, constitutional responsibility, political integration, legal responsibility.
На протяжении веков идет процесс социально-экономической и
политической интеграции Дагестана в Россию. Сегодня Республика Дагестан, будучи субъектом РФ, полностью интегрирована во все сферы этого государства. Все народы Дагестана вместе с другими национальностями самоопределились в своей коллективной
государственности - Республике Дагестан, но, в первую очередь, они самоопределились в коллективной государственности более высокого уровня - Российской Федерации. Поэтому проблемы государственно-
правового статуса Республики Дагестан в составе Российской Федерации приобретают в настоящее время все большее значение.
Республика Дагестан -государство в составе Российской Федерации. По Федеративному Договору Республика Дагестан, наряду с другими республиками, рассматривалась в качестве суверенного государства. В соответствии с федеральной Конституцией (п. 2 ст. 5) республика является государством, а ее статус определяется Конституцией
Российской Федерации и
Конституцией Республики (п. 1 ст. 66).
Согласно Постановлению
Конституционного суда Республики Дагестан, провозглашение
Республики Дагестан суверенным государством не означает, что она наделяет себя свойствами суверенного государства и
ограничивает тем самым
суверенитет Российской Федерации. Указанную формулировку следует понимать в том смысле, что Республика Дагестан в составе Российской Федерации обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и
полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» [2. С. 72].
Полагаем, что если рассматривать проблемы признания суверенитета по существу, то усматриваемое противоречие между положениями федеральной Конституции и
Конституции Республики Дагестан в значительной мере мнимое.
Суверенитет является обязательным признаком любого государства -признание федеральной
Конституцией за республиками статуса государств означает, соответственно, признание их
суверенитета (разумеется,
ограниченного, так как речь идет о государстве в государстве). Отсутствие записи о суверенитете республик в Конституции РФ не означает ущемления в правах, присущих суверенитету. В данном случае конституционное
провозглашение республики
суверенным государством видится нам излишним [3. С. 23].
Конституция любого государства принимается не для ограниченного круга ученых, юристов, которые будут разбираться в тонкостях
законодательных формулировок, а для всего народа. Поэтому язык закона не должен допускать двусмысленных, неясных положений, могущих стать удобными для интересов сепаратистки настроенных групп населения. Словосочетание
«суверенное государство»
воспринимается порой как право
одностороннего выхода из
Федерации. Хотелось бы выразить надежду, что подобные
формулировки будут устранены в ходе планируемых внесений и дополнений в конституционное законодательство Республики
Дагестан [4].
В качестве государства
Республика Дагестан обладает прежде всего элементами
учредительной власти, поскольку она самостоятельно принимает свою
Конституцию, в которой решаются вопросы ее внутренней организации. Акт принятия Конституции является окончательным и не подлежит
утверждению со стороны федеральных органов.
К числу признаков,
характеризующих Республику
Дагестан как государство, следует отнести также собственное
республиканское законодательство, систему высших представительных и исполнительных органов
государственной власти, судебные органы республики, входящие в судебную систему Российской Федерации. Она обладает самостоятельностью в
осуществлении государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации. Территория республики является
пространственным пределом
осуществления суверенитета наций, народа, составляющего население Республики Дагестан, и поэтому не может быть изменена без ее согласия и т.д.
Но Республика Дагестан - это не просто государство, а государство, входящее в состав Российской Федерации как ее субъект. Из признаков Республики Дагестан как субъекта Федерации нужно особо отметить то, что она осуществляет учредительную власть в
определенных ограниченных
пределах. Самостоятельность
республики в принятии своей Конституции сочетается с тем, что Конституция Республики Дагестан является частью российской конституционной системы, поэтому
должна соответствовать Конституции РФ и не противоречить ей. То же самое касается законов, любых других правовых актов Республики Дагестан, которые не должны противоречить законам Российской Федерации. Однако законодательная практика в России свидетельствует о наличии серьезных противоречий между федеральным и
региональным законодательствами.
Следовательно, совершенствование в этой области должно идти по пути совершенствования не только регионального законодательства, но и федерального. Большую помощь в работе, на наш взгляд, должно оказать модельное
законодательство, которому
свойствен рекомендательный
характер, не исключающий, однако, императивных норм, признаваемых в порядке добровольных
самообязательств.
Фактическое основание
конституционной ответственности -это конкретное правонарушение (конституционный деликт), которое
включает объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Конституционная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, так как помимо общих с юридической ответственностью признаков
обладает специфическими чертами.
Законодательство Республики Дагестан должно стать
неотъемлемой составной частью единого правового пространства в едином Российском государстве. Поэтому в настоящее время приведение законодательства
Республики Дагестан в соответствие с федеральным законодательством является важной политико-правовой задачей. Развитие законодательства Республики Дагестан должно осуществляться с учетом разграничения сфер ведения и полномочий в федеральной системе Российского государства и вместе с тем выражать особенности развития общественных институтов,
историческую самобытность
народов Дагестана.
Примечания
1. Дагестан в правовом пространстве России. Махачкала, 2007. 2. Колосова Н. М. Конституционная ответственность в России. М. : Городец, 2000. С. 12. 3. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. М., 1993. 4. Халилов Ф. М., Магомедов Ш. Б. Конституция Республики Дагестан 26 июля 1994 г. Научно-практический и историко-правовой комментарий. Махачкала : ИПЦ ДГУ, 2002.
Статья поступила в редакцию 10.08.2011 г.