Научная статья на тему 'Семейное право как индикатор правосознания и правовой культуры народов Дагестана'

Семейное право как индикатор правосознания и правовой культуры народов Дагестана Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
семейное право / правосознание / правовая культура / обычное право / эволюция права. / family law / legal awareness / legal culture / customary law / the evolution of law.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эмина Камаловна Джамалова, Заурбек Алиевич Алиев

Цель исследования — определить регулирующую роль правосознания как индикатора семейного права. Проводится анализ влияния на развитие семейно-брачных отношений в Дагестане таких факторов, как обычное право, шариат, право Российской империи и советское право. Отмечается, что назрела необходимость модернизации правовой системы Республики Дагестан, в которой, наряду с формальными, будут учитываться фактически действующие формы контроля общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family law as an indicator of lawfulness and legal culture of the peoples of Dagestan

The aim of the study is to determine the regulatory role of lawfulness as an indicator of family law. Analysis of influence on the development of family and marriage relations in Dagestan such factors as customary law, the Sharia, the law of the Russian empire and Soviet law. It is noted that there is a need to modernize the legal system of the Republic of Dagestan, in which, together with the formal, will take into account the existing de facto forms of control of public relations

Текст научной работы на тему «Семейное право как индикатор правосознания и правовой культуры народов Дагестана»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10293

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО КАК ИНДИКАТОР ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

Эмина Камаловна ДЖАМАЛОВА, доцент Заурбек Алиевич АЛИЕВ, магистрант

кафедры истории государства и права Юридического института

Юридического института Дагестанского Дагестанского государственного

государственного университета, университета

кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.01 — теория и история права

и государства; история учений о праве и государстве

Аннотация. Цель исследования — определить регулирующую роль правосознания как индикатора семейного права. Проводится анализ влияния на развитие семейно-брачных отношений в Дагестане таких факторов, как обычное право, шариат, право Российской империи и советское право. Отмечается, что назрела необходимость модернизации правовой системы Республики Дагестан, в которой, наряду с формальными, будут учитываться фактически действующие формы контроля общественных отношений.

Ключевые слова: семейное право, правосознание, правовая культура, обычное право, эволюция права.

Annotation. The aim of the study is to determine the regulatory role of lawfulness as an indicator of family law. Analysis of influence on the development of family and marriage relations in Dagestan such factors as customary law, the Sharia, the law of the Russian empire and Soviet law. It is noted that there is a need to modernize the legal system of the Republic of Dagestan, in which, together with the formal, will take into account the existing de facto forms of control of public relations.

Keywords: family law, legal awareness, legal culture, customary law, the evolution of law.

Сохранение межэтнического согласия и мира в многонациональном Дагестане трудно представить без сохранения социально одобряемых позитивных или нейтральных институтов обычного права и нормативных традиций.

Становление и развитие института семьи в Дагестане совершалось и совершается в органической взаимосвязи с эволюцией общества. В Дагестане институт семьи на протяжении тысячелетий являлся многофункциональным социальным институтом, основной задачей которого было не только воспроизводство человеческого рода и сохранение жизни, но формирование определенного типа правосознания и правовой культуры, при которых семья являлась высшей ценностью.

В Дагестане на протяжении веков институт семьи был воспитательной средой, в рамках ко-

торой формировались и закреплялись на бытовом уровне правовые, мировоззренческие, культурологические и нравственные основы жизнедеятельности общества. Уровень развития семейного права четко отражал уровень правосознания населения и правовой культуры дагестанского общества. Наибольшее влияние на формирование института семьи в Дагестане оказали нормы обычного права, однако с принятием ислама существенное значение на семейные отношения стали оказывать нормы шариата.

Преобразования в сфере регулирования брачно-семейных отношений во второй половине XIX в. были связаны с окончательным присоединением народов Дагестана к России. При реформировании сферы регулирования семейных отношений царская администрация исходила из реального соотношения сил, складывавшегося во взаимоотношениях с местным обще-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

ством, решительно высказавшимся за сохранение обычно-правового регулирования.

В Дагестане на протяжении XIX в. брачно-семейные нормы, основанные на адате и шариате, действовали параллельно с имперским правом; тем самым обеспечивался учет национальных особенностей местного населения. Соотношение традиционных брачно-семейных установлений адата и шариата с правом Российской империи выразилось первоначально в их сотрудничестве, а позже переросло в активное взаимодействие между ними, приведшее к интеграции.

В результате формальной институционали-зации с середины XIX в. действующим брачно-семейным правом у присоединившихся к России народов Дагестана являлось адатское и мусульманское право и право империи. Подобная структура брачно-семейного права объективно отражала существующий правовой и социальный плюрализм, что способствовало формированию в Дагестане уникальной системы строения права. Сложившийся в Дагестане симбиоз права способствовал созданию смешанной модели регулирования брачно-семейных отношений.

Особенно лояльным было отношение к нормам обычного права, поскольку адат представлялся тогда меньшей помехой для полной интеграции правовой системы Дагестана в российскую, нежели шариат. Институционализация мусульманского права осуществлялась, как правило, путем принятия специальных законодательных актов. Придание традиционной нормативно-правовой культуре посредством российского законодательства и судебной практики законной силы определило его статус как части государственной системы права Российской империи. С середины XIX в. адат, шариат и российское позитивное право становятся частями единой системы правового регулирования брачно-семейных отношений в Дагестане.

Установление советской власти привело к активному реформированию всех сфер общественных отношений, что повлекло изменение жизненного уклада народов Дагестана. Советское семейное право основывалось на абсолютно новых принципах права, являвшихся революционными не только для патриархального Дагестана, но и в целом для семейного права. К важнейшим новеллам относились полное равенство супругов в имущественных и в неимущественных отношениях. Решение вопроса о равенстве также нашло отражение во многих положениях

Кодекса: супруги были полностью уравнены в имущественных правах и имели право на взаимное содержание (ст. 107).

Кроме того, Кодекс (ст. 133) утвердил равенство прав законных и незаконнорожденных детей в отношении родителей и их родственников, положительно был решен вопрос об установлении (отыскании) отцовства. Единственной формой брака для всех граждан России, независимо от вероисповедования, стало заключение гражданского брака в государственных органах, а церковные браки, заключенные после принятия Декрета, не влекли за собой юридических последствий, так как стали частным делом лиц, вступающих в брак.

После Октябрьской революции 1917 г. на Северном Кавказе оказалось весьма трудно создать систему, согласно которой правительство могло бы сформировать собственную политику в мусульманских регионах. Было решено придать мусульманскому праву силу закона. В этом плане не верно будет сказать, что советская власть никак не обозначила область влияния мусульманского права — политика советской власти была ориентирована на осуществление государственной политики страны с целью учреждения на Северном Кавказе новейших советских принципов законности и правопорядка. Невзирая на уступки, на которые советское правительство пошло в области регулирования брачно-семей-ных отношений в Дагестане, советская власть четко придерживалась определенной тактики. Были запрещены многоженство, женщины были уравнены в правах с мужчинами, четко закреплены права несовершеннолетних детей.

Однако, помимо мусульманского права, советская власть сохранила при регулировании брачно-семейных отношений и влияние древнейших устоев, в том числе обычаев. Таким образом, правовое регулирование брачно-семей-ных отношений в Дагестане было основано на общепризнанных нормах адата и шариата. Главной целью первых законодательных актов советского периода была ликвидация негативных последствий, связанных с воздействием религиозных норм на сферу брачно-семейных отношений.

В постсоветский период, как в самом обществе, так и в области брачно-семейных отношений, произошли большие изменения, которые постепенно ведут к потере этнокультурных традиций.

Сегодня дагестанское общество волнует состояние морали и нравственности. Это касается

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

не только конкретной семьи, но и всего общества в целом. Установившиеся в современном обществе нормы поведения и ценностные ориентации оказывают негативное влияние на образ жизни определенной части не только молодежи, но и многих уже семейных мужчин (особенно) и женщин.

На сегодняшний день семья, важнейший социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность, которая была накоплена годами. К сожалению, постепенно теряются такие традиционные и культурные паттерны, как уважение к прошлому, ментальная связь с нормами обычного права, которые веками диктовали стереотипы поведения во всех сферах жизни семьи. Изменение правосознания народов Дагестана приводит к возникновению различных социальных проблем, важнейшей из которых является рост числа разводов в республике, хотя в целом в Дагестане институт семьи довольно стабилен и разводов значительно меньше по сравнению с другими регионами России.

Республика Дагестан, в отличие от иных субъектов Российской Федерации, выделяется сложной этноконфессиональной структурой. В Республике Дагестан проживают представители более 30 разных этносов. Кроме того, в Дагестане проживают последователи практически всех распространенных конфессий: ислама, христианства, иудаизма, их течений и сект. Все это значительно усложняет процесс регулирования брачно-семейных отношений, но и способствует довольно высокому уровню семьи как важнейшего института общества.

Как показывает статистика, в Дагестане один из самых низких показателей разводов по Российской Федерации и один из самых высоких показателей рождаемости.

Подводя итог, отметим, что в соответствии с Конституцией РФ вопросы семейного законодательства отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Семейным кодексом РФ урегулированы практически все вопросы семейного законодательства, а к ведению субъектов РФ отнесены только некоторые второстепенные вопросы.

Иными словами. в современном семейном праве РФ недостаточно учитывается национальная специфика регионов, семейное право носит унифицированный характер.

Между тем полагаем, что было бы целесообразно вернуться к опыту семейного права СССР и закрепить основные вопросы в Семейном кодексе Российской Федерации, а такому многонациональному и многоконфессиональному субъекту как Дагестан предоставить право регулирования таких вопросов семейного права, как усиление ответственности родителей за воспитание детей, усложнение процедуры развода и некоторых других, отражающих сложившуюся веками ментальность дагестанского народа.

В современной правовой практике Республики Дагестан при безусловном верховенстве российского законодательства актуализируются некоторые институты обычного права; наряду с формально действующим общегосударственным законодательством в повседневной жизни продолжает оставаться чрезвычайно актуальной регламентация, базирующаяся на национальных традициях. Это обусловливает необходимость модернизации правовой системы, в которой, наряду с формальными, будут учитываться фактически действующие в сохранившихся традиционных обществах формы контроля общественных отношений1.

Таким образом, включение особенностей национальной культуры в правовую систему будет способствовать эффективности самого законодательства и снимет противоречия между центром и субъектами Федерации. Как не раз показывал исторический опыт, в огромной, уникальной своей поликонфессиональностью и многонаци-ональностью России невозможно применение единых правовых стандартов, чуждых правовой ментальности населения.

1 См., нап., Джамалова Э.К. Преемственность институтов обычного права и их влияние на формирование правовой культуры народов Дагестана // Актуальные проблемы российского права. 2012. № 3. С. 20—28.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.