Научная статья на тему 'Адат как феномен правовой культуры народов южного Дагестана'

Адат как феномен правовой культуры народов южного Дагестана Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2276
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЫЧАЙ / АДАТ / ОБЫЧНОЕ ПРАВО / МАСЛАГАТ / КРОВНАЯ МЕСТЬ / КОМПОЗИЦИЯ / ПРАВОВАЯ БАЗА / АДАТНОЕ ПРАВО / ШАРИАТ / THE CUSTOM / ADAT / COMMON LAW / MASLIAT / VENDETTA / COMPOSITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джалалова Сабина Маликовна

Статья посвящена наиболее яркому источнику права дореволюционного Дагестана адатному праву. Феномен его как совокупность норм обычного права у мусульманских народов всегда вызывал повышенное внимание со стороны исследователей (как историков, так и юристов, как дореволюционных авторов, так и современных).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adat as a phenomenon of the legal folk culture of the South Dagestan1"Moscow state open university", Institute (branch) in Mahachkale

The Article is dedicated to the most bright source of the right prerevolutionary Dagestana an adats rule;govern. The Phenomenon adats right as collection of the rates of the common law beside moslem folk always caused raised attention on the part of researchers, both historian, and lawyer (both prerevolutionaries authors, and modern).

Текст научной работы на тему «Адат как феномен правовой культуры народов южного Дагестана»

С.М. Джалалова

Адат как феномен правовой культуры народов южного Дагестана

Перед тем, как дать понятие адатному праву, прежде всего необходимо определить дефиницию слова «адат», его значение в жизни народов южного Дагестана, какое место он занимает среди источников права и как приобретает статус правовой нормы. Эта необходимость обусловлена тем, что адатное право, прежде всего, представляет собой совокупность всех адатов. То есть, чтобы определить понятие и предмет его, необходимо определить понятие адата как нормы права.

На ранней стадии развития было характерно стремление всех народов к справедливости как в отношении к своим членам, так и в отношении членов другой общины. Но понятие справедливости в основном сводится к возмездию: рана за рану, око за око и т.д. Этот обычай означал, по словам правоведов прошлого, лишь «удовлетворение за причиненную обиду». Все эти нормы и установления мы находим в адатах народов Дагестана [1, с. 194].

Адаты горцев, по своей сути, зародились как обычаи родового строя, приспособленные затем к обслуживанию более сложных отношений. Стало быть, и их источники нужно искать в родовых, первобытных воззрениях. Известный исследователь А.М. Ладыженский отмечает, что адаты, бывшие первоначально обычаями, сложились при первобытнообщинном строе и были санкционированы силой общественного мнения сородичей, а также силой рода по отношению к другим родовым союзам. Позже, по мере того как роды распадались на патронимии, в недрах родового общества зарождалась государственная власть, адаты трансформировались в юридические нормы. Трансформация родовых норм в юридические связана с постепенным образованием при распаде родового общества органов государственной власти [2].

Большинство авторов считают, что источником адатного права народов Дагестана является только маслагат [третейский суд].

Но источниками адатного права являлись:

- третейский суд; мировое соглашение (маслагат) - нередко становилось в последующем нормой адата;

- судебно-правовая практика феодальных правителей, акты ханов;

- договоры между селами и внутри сел;

- решения народных собраний (сельских сходов) [3, с. 105].

Главным источником адатного права выступил сам обычай (или адат). Дагестанские властители пытались регулировать свои взаимоотношения, заключая между собой различные соглашения или адаты, при помощи которых они решали пограничные и территориальные вопросы, условия пользования пастбищами, порядок и время перегона скота. Заключались их союзы и для выработки определенной общей линии во внешней политике.

В научной литературе понятие «адат» выражается как совокупность норм обычного права у мусульманских народов [4; 20, с. 131]. Слово это арабское, означающее «обычай», «привычка», но с более широким содержанием, распространившимся в странах мусульманского мира как обозначение немусульманского (аджамского) права. Аналогично этому в юридическом словаре: адат - обычное право у мусульманских народов, в противоположность шариату, т.е. религиозному закону, основанному на богословско-юридическом толковании Корана и религиозного предания (сунна). Адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т.п. отношений [5]. В дагестанских языках слово также стало обозначением любого нешариатского закона. «Адат - это обычай жить и судиться по старинке, по тем неписаным, особым для каждого аула, а иногда и тухума правилам, которыми с незапамятных времен руководствовались предки», - пишет профессор Р.М. Магомедов [6, с. 44].

В дореволюционном Дагестане адат имел тройное значение: обычая, живущего в народном предании, способа разбирательства судебных дел и закона, действующего в определенной местнос-ти. «Горцы, - писал А. Руновский, - руководствовались в своей домашней жизни "адатом", судились между собой и решали все свои дела по "адату"» [7, с. 328]. «Термин "адат", -пишет М.А. Агларов, - объединил три категории из юридического быта, различаемые современной теорией: нормативы "этнографического бытового" характера, юридические обычаи и

сами нормы права...». В современных публикациях авторы согласны с тем, что адат есть совокупность традиционных нормативов, передающихся из глубины веков через поколения [8;

19].

Таким образом, адатное право - это нормы обычного права этнических народов, в том числе и южного Дагестана. У последних адаты были неписаными правилами поведения, определявшими взаимоотношения сословий, композиционные выплаты, взаимоотношения между детьми и родителями, семейную жизнь, регулировавшими сложившиеся общественные отношения. В течение выбранного нами отрезка времени адаты передавались как устно, так и (реже) письменно.

Сбор и изучение правовой базы (прежде всего, адатов) южнодагестанских народов начались после вхождения территории Дагестана в состав Российской империи. Царская администрация собирала и фиксировала национальное обычное право с тем, чтобы в дальнейшем при проведении региональной политики учитывать местные нормативные традиции [9, с. 340].

Основные мероприятия по сбору норм обычаев народов лезгинской группы, как и в целом всего Дагестана, были проведены в конце ХУШ - первой половине XIX вв., в рассматриваемый нами период. В 1818 г. по поручению генерала А.П. Ермолова собирается полевой материал по обычному праву народов Кавказа. В результате кропотливой работы, путем беседы со знатоками адатов, расспросов всего населения к 40-м гг. XIX в. сведения по адатному праву практически были собраны. Позже они были опубликованы в двух томах [1882, 1883] профессором Одесского университета Ф.И. Леонтовичем, который отмечал, что «в обычном праве горцев, в большинстве стоящих на низких ступенях общественного развития, сохранилось немало институтов глубокой старины, по своему происхождению и характеру принадлежащих к таким явлениям общественной культуры, которые на первых порах встречаются в истории всех народов».

Что же касается других исследователей, то их вклад так же ценен, т.к. публикации направлены на раскрытие юридических сторон адата. Это относится прежде всего к российским ученым XIX в.: генералу А.В. Комарову («Адаты и судопроизводство по ним»); профессору М.М. Ковалевскому («Закон и обычай на Кавказе»); директору канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе И.Я. Сандрыгайло («Судоустройство и судопроизводство в частях военно-народного управления Кавказского края») и др.

О толерантности отношения новой администрации к местному праву свидетельствует рескрипт Николая I на имя наместника кавказского от 6 декабря 1846 г.: «Владельцам земли в разделе своего имения между наследниками предоставить руководствоваться сверх российских законов правилами, в шариате на этот предмет существующими, а равно и адатом или местным обычаем» [10].

Адатно-правовые системы по всему, без исключения, Дагестану, особенно его горной части, в целом были едины. В ходе сравнительного анализа систем адатного права феодальных образований, «вольных обществ», отдельных джамаатов М.М. Ковалевский пришел к выдающемуся выводу: вместо нескольких, как думали многие, в Дагестане мы имеем перед собой только одну юридическую систему. Такое состояние он объяснял тем, что «проходя общие стадии развития, народности вырабатывают независимо друг от друга одинаковые правовые нормы» [11, с. 140]. К данному выводу ученый пришел, как сам говорил, против своего ожидания: в Дагестане, где так много народов и политических образований, должно было быть множество различных юридических систем, а ему удалось обнаружить их идентичность.

Для многих современных дагестанцев вывод М.М. Ковалевского покажется слишком нивелированным, противоречащим общественному мнению, считающему, что в Дагестане столько обычаев, сколько аулов, столько и адатов. Но так ли это?

В поддержку мнения М.М. Ковалевского выступил И.Я. Сандрыгайло, который ясно и четко заявил: «Разница адатов одного селения от другого заключается только в неодинаковой степени наказания виновного, в количестве штрафа, в числе свидетелей по одному и тому же делу и т.п.» [12, с. 9]. Подобное мнение мы обнаруживаем в работах известных исследователей Ф.И. Леонтовича, А.В. Комарова, Н.Ф. Дубровина: «В своих общих основаниях все эти адаты в настоящее время представляют много сходных черт; тем не менее, каждая община доселе строго держится своих домашних обычаев.» [13, с. 228]. К кавказским горцам вполне применяется поговорка: «что город - то норов, что деревня - то обычай». У них установилось чрезвычайное

разнообразие адатов: не только каждое племя, но и каждые община, аул, чуть не ли каждый дом и семья имеют свои особые адаты, живут по своим «домашним обрядам» [14, с. 24-25]. О различии адатов относительно всего Северного Кавказа говорил известный специалист по мусульманскому праву профессор Л.Р. Сюкияйнен: «Жизнь автономных горских обществ веками регулировалась собственными адатами, которые не были едиными для всего Северного Кавказа. О силе этих обычаев говорит тот факт, что даже утверждение здесь ислама не привело к полной замене их шариатом» [15].

Мы склонны полагать, что в целом в Дагестане, а тем более в его южной части, адаты нивелированы и имеют общую схожесть. Оригинальность, индивидуальность, своеобразие их замечается по отдельным местностям, аулам, джамаатам, иногда родам-тухумам. В этом - суть партикуляризма, которая имела место в южном Дагестане и отражена в литературе.

На правовую базу горцев влияли социально-экономические отношения, политический уровень развития региона. Согласно проведенным исследованиям [16], можно утверждать, что адаты выполняли следующие функции:

1) распределение материальных и духовных благ в соответствии с общественными отношениями;

2) закрепление экономических и других общественных отношений, т.е. обычное право регулировало экономическую зависимость основных слоев населения от правящей верхушки, поддерживало неукоснительное выполнение предписаний адатов;

3) обозначение роли суда, наказывающего отступников.

Охватывая широкий и многообразный круг объектов регулирования общественной жизни и частноправового быта горцев, адат глубоко укоренялся в южном Дагестане и, несмотря на упорное стремление духовенства расширить сферу применения мусульманского права - шариата, не утрачивал своего преобладающего значения. В широком понимании адатное право - это право, образуемое обычаем, применяемым и сложившимся на протяжении многих веков, регулирующим все сферы жизни народа. Правовую основу у адатного права составляют нормы морали и нормы традиций, сложившиеся в сознании людей, вошедшие в «привычку».

Неправовые обычаи дагестанцев касались в основном правил поведения в семье, обрядов, одежды горцев. Многие доисламские бытовые нормы адата (почитание стариков, сегрегация полов, клановая и аульная эндогамия, обрезание) не противоречили шариату и мирно уживались с ним после перехода горцев в ислам. Обычаи, расходившиеся с предписаниями шариата, вызывали критику со стороны мусульманских ученых и юристов. Однако поскольку процесс исламизации растянулся на Кавказе более чем на тысячу лет, изживание доисламского бытового адата шло крайне медленно [17]. Так, например, при заключении брака нормы адата являлись превалирующими. Это касалось препятствий к заключению брака, в частности, экзогамных запретов (до седьмого поколения включительно, в то время как по нормам мусульманского права ограничения шли до третьего колена), брачного возраста. Калым по обычному праву, в отличие от норм шариата, рассматривался не как одна из форм обеспечения жены на случай развода и других непредвиденных обстоятельств, а как плата за невесту, после чего она считалась собственностью семьи мужа. В связи с этим были развиты такие специфические формы брака, как сорорат и левират [18].

Проведенный нами анализ показывает устойчивость обычаев, в том числе и правовых, и основанных на них норм обычного права. Несмотря на то, что нормы мусульманского права и светское российское законодательство старались оттеснять адатные традиции, последние все же продолжали играть довольно значительную роль, особенно на бытовом уровне. Дагестанцы выработали такие адаты, которые помогли им выстоять и перейти к цивилизованной жизни. Морально-этические нормы в своей основе по сей день функционируют в среде горцев.

Литература

1. Исмаилов М.А. Обычное право. Махачкала, 2004.

2. Ладыженский А.М. Адаты горцев Северного Кавказа // http://ippk.edu.mhost.ru/elibrary/elibrary/uro/v18/a18_zakluchenie.htm

3. Халифаева А.К. История государства и права Дагестана. Махачкала, 2011.

4. Халифаева А.К. Государственные и правовые институты в Дагестане в XIX веке: основные тенденции и изменения: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.

5. Мир слов: Юридический словарь // http://www.mirslov.ru/2/1/44734/

6. Магомедов Р.М. Обычай и традиции народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.

7. Руновский А. Кодекс Шамиля // Военный сборник. 1862. Т. ХХ.

8. Йорданов М. Ислам и власть: правовые аспекты взаимоотношений // http://www.ndelo.ru/? rid=2&nid=1076.

9. Косвен М.О. Материалы по истории этнографии Кавказа в русской науке // Кавказский этнографический сборник. М., 1955. Т. 1.

10. ЦГА РД. Ф. З. Оп. 1. Д. 9. Л. 50-54.

11. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. II.

12. Адаты Дагестанской области и Закатальского округа / Под ред. И.Я. Садрыгайло. Тифлис, 1899.

13. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871. Т. 1.

14. Леонтович Ф.И. Адаты Кавказских горцев. Одесса, 1882. Вып. I.

15. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и обычай: проблемы взаимодействия // http://www.jurant.ru/ru/publications/reindeer_disc/round_table/sukijajnen.html

16. Свечникова Л.Г. Обычай в правовой системе народов Северного Кавказа в XIX веке. Ставрополь: СГАУ, 2003.

17. Адат // http://zamanaonline.com/enc/adat.htm

18. Свечникова Л.Г., Васильев Ю.В. Обычное право народов Северного Кавказа. Ставрополь: СФ СКАГС, 2002.

19. Халифаева А.К., Агакеримова Ч.А. Обычное право народов Дагестана // Российское право в Интернете. 2007. № 2.

20. Бекишиева С.Р. Правовая система: Учеб. пособие. Махачкала: Деловой мир, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.