С.М. Джалалова
Адат как феномен правовой культуры народов южного Дагестана
Перед тем, как дать понятие адатному праву, прежде всего необходимо определить дефиницию слова «адат», его значение в жизни народов южного Дагестана, какое место он занимает среди источников права и как приобретает статус правовой нормы. Эта необходимость обусловлена тем, что адатное право, прежде всего, представляет собой совокупность всех адатов. То есть, чтобы определить понятие и предмет его, необходимо определить понятие адата как нормы права.
На ранней стадии развития было характерно стремление всех народов к справедливости как в отношении к своим членам, так и в отношении членов другой общины. Но понятие справедливости в основном сводится к возмездию: рана за рану, око за око и т.д. Этот обычай означал, по словам правоведов прошлого, лишь «удовлетворение за причиненную обиду». Все эти нормы и установления мы находим в адатах народов Дагестана [1, с. 194].
Адаты горцев, по своей сути, зародились как обычаи родового строя, приспособленные затем к обслуживанию более сложных отношений. Стало быть, и их источники нужно искать в родовых, первобытных воззрениях. Известный исследователь А.М. Ладыженский отмечает, что адаты, бывшие первоначально обычаями, сложились при первобытнообщинном строе и были санкционированы силой общественного мнения сородичей, а также силой рода по отношению к другим родовым союзам. Позже, по мере того как роды распадались на патронимии, в недрах родового общества зарождалась государственная власть, адаты трансформировались в юридические нормы. Трансформация родовых норм в юридические связана с постепенным образованием при распаде родового общества органов государственной власти [2].
Большинство авторов считают, что источником адатного права народов Дагестана является только маслагат [третейский суд].
Но источниками адатного права являлись:
- третейский суд; мировое соглашение (маслагат) - нередко становилось в последующем нормой адата;
- судебно-правовая практика феодальных правителей, акты ханов;
- договоры между селами и внутри сел;
- решения народных собраний (сельских сходов) [3, с. 105].
Главным источником адатного права выступил сам обычай (или адат). Дагестанские властители пытались регулировать свои взаимоотношения, заключая между собой различные соглашения или адаты, при помощи которых они решали пограничные и территориальные вопросы, условия пользования пастбищами, порядок и время перегона скота. Заключались их союзы и для выработки определенной общей линии во внешней политике.
В научной литературе понятие «адат» выражается как совокупность норм обычного права у мусульманских народов [4; 20, с. 131]. Слово это арабское, означающее «обычай», «привычка», но с более широким содержанием, распространившимся в странах мусульманского мира как обозначение немусульманского (аджамского) права. Аналогично этому в юридическом словаре: адат - обычное право у мусульманских народов, в противоположность шариату, т.е. религиозному закону, основанному на богословско-юридическом толковании Корана и религиозного предания (сунна). Адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т.п. отношений [5]. В дагестанских языках слово также стало обозначением любого нешариатского закона. «Адат - это обычай жить и судиться по старинке, по тем неписаным, особым для каждого аула, а иногда и тухума правилам, которыми с незапамятных времен руководствовались предки», - пишет профессор Р.М. Магомедов [6, с. 44].
В дореволюционном Дагестане адат имел тройное значение: обычая, живущего в народном предании, способа разбирательства судебных дел и закона, действующего в определенной местнос-ти. «Горцы, - писал А. Руновский, - руководствовались в своей домашней жизни "адатом", судились между собой и решали все свои дела по "адату"» [7, с. 328]. «Термин "адат", -пишет М.А. Агларов, - объединил три категории из юридического быта, различаемые современной теорией: нормативы "этнографического бытового" характера, юридические обычаи и
сами нормы права...». В современных публикациях авторы согласны с тем, что адат есть совокупность традиционных нормативов, передающихся из глубины веков через поколения [8;
19].
Таким образом, адатное право - это нормы обычного права этнических народов, в том числе и южного Дагестана. У последних адаты были неписаными правилами поведения, определявшими взаимоотношения сословий, композиционные выплаты, взаимоотношения между детьми и родителями, семейную жизнь, регулировавшими сложившиеся общественные отношения. В течение выбранного нами отрезка времени адаты передавались как устно, так и (реже) письменно.
Сбор и изучение правовой базы (прежде всего, адатов) южнодагестанских народов начались после вхождения территории Дагестана в состав Российской империи. Царская администрация собирала и фиксировала национальное обычное право с тем, чтобы в дальнейшем при проведении региональной политики учитывать местные нормативные традиции [9, с. 340].
Основные мероприятия по сбору норм обычаев народов лезгинской группы, как и в целом всего Дагестана, были проведены в конце ХУШ - первой половине XIX вв., в рассматриваемый нами период. В 1818 г. по поручению генерала А.П. Ермолова собирается полевой материал по обычному праву народов Кавказа. В результате кропотливой работы, путем беседы со знатоками адатов, расспросов всего населения к 40-м гг. XIX в. сведения по адатному праву практически были собраны. Позже они были опубликованы в двух томах [1882, 1883] профессором Одесского университета Ф.И. Леонтовичем, который отмечал, что «в обычном праве горцев, в большинстве стоящих на низких ступенях общественного развития, сохранилось немало институтов глубокой старины, по своему происхождению и характеру принадлежащих к таким явлениям общественной культуры, которые на первых порах встречаются в истории всех народов».
Что же касается других исследователей, то их вклад так же ценен, т.к. публикации направлены на раскрытие юридических сторон адата. Это относится прежде всего к российским ученым XIX в.: генералу А.В. Комарову («Адаты и судопроизводство по ним»); профессору М.М. Ковалевскому («Закон и обычай на Кавказе»); директору канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе И.Я. Сандрыгайло («Судоустройство и судопроизводство в частях военно-народного управления Кавказского края») и др.
О толерантности отношения новой администрации к местному праву свидетельствует рескрипт Николая I на имя наместника кавказского от 6 декабря 1846 г.: «Владельцам земли в разделе своего имения между наследниками предоставить руководствоваться сверх российских законов правилами, в шариате на этот предмет существующими, а равно и адатом или местным обычаем» [10].
Адатно-правовые системы по всему, без исключения, Дагестану, особенно его горной части, в целом были едины. В ходе сравнительного анализа систем адатного права феодальных образований, «вольных обществ», отдельных джамаатов М.М. Ковалевский пришел к выдающемуся выводу: вместо нескольких, как думали многие, в Дагестане мы имеем перед собой только одну юридическую систему. Такое состояние он объяснял тем, что «проходя общие стадии развития, народности вырабатывают независимо друг от друга одинаковые правовые нормы» [11, с. 140]. К данному выводу ученый пришел, как сам говорил, против своего ожидания: в Дагестане, где так много народов и политических образований, должно было быть множество различных юридических систем, а ему удалось обнаружить их идентичность.
Для многих современных дагестанцев вывод М.М. Ковалевского покажется слишком нивелированным, противоречащим общественному мнению, считающему, что в Дагестане столько обычаев, сколько аулов, столько и адатов. Но так ли это?
В поддержку мнения М.М. Ковалевского выступил И.Я. Сандрыгайло, который ясно и четко заявил: «Разница адатов одного селения от другого заключается только в неодинаковой степени наказания виновного, в количестве штрафа, в числе свидетелей по одному и тому же делу и т.п.» [12, с. 9]. Подобное мнение мы обнаруживаем в работах известных исследователей Ф.И. Леонтовича, А.В. Комарова, Н.Ф. Дубровина: «В своих общих основаниях все эти адаты в настоящее время представляют много сходных черт; тем не менее, каждая община доселе строго держится своих домашних обычаев.» [13, с. 228]. К кавказским горцам вполне применяется поговорка: «что город - то норов, что деревня - то обычай». У них установилось чрезвычайное
разнообразие адатов: не только каждое племя, но и каждые община, аул, чуть не ли каждый дом и семья имеют свои особые адаты, живут по своим «домашним обрядам» [14, с. 24-25]. О различии адатов относительно всего Северного Кавказа говорил известный специалист по мусульманскому праву профессор Л.Р. Сюкияйнен: «Жизнь автономных горских обществ веками регулировалась собственными адатами, которые не были едиными для всего Северного Кавказа. О силе этих обычаев говорит тот факт, что даже утверждение здесь ислама не привело к полной замене их шариатом» [15].
Мы склонны полагать, что в целом в Дагестане, а тем более в его южной части, адаты нивелированы и имеют общую схожесть. Оригинальность, индивидуальность, своеобразие их замечается по отдельным местностям, аулам, джамаатам, иногда родам-тухумам. В этом - суть партикуляризма, которая имела место в южном Дагестане и отражена в литературе.
На правовую базу горцев влияли социально-экономические отношения, политический уровень развития региона. Согласно проведенным исследованиям [16], можно утверждать, что адаты выполняли следующие функции:
1) распределение материальных и духовных благ в соответствии с общественными отношениями;
2) закрепление экономических и других общественных отношений, т.е. обычное право регулировало экономическую зависимость основных слоев населения от правящей верхушки, поддерживало неукоснительное выполнение предписаний адатов;
3) обозначение роли суда, наказывающего отступников.
Охватывая широкий и многообразный круг объектов регулирования общественной жизни и частноправового быта горцев, адат глубоко укоренялся в южном Дагестане и, несмотря на упорное стремление духовенства расширить сферу применения мусульманского права - шариата, не утрачивал своего преобладающего значения. В широком понимании адатное право - это право, образуемое обычаем, применяемым и сложившимся на протяжении многих веков, регулирующим все сферы жизни народа. Правовую основу у адатного права составляют нормы морали и нормы традиций, сложившиеся в сознании людей, вошедшие в «привычку».
Неправовые обычаи дагестанцев касались в основном правил поведения в семье, обрядов, одежды горцев. Многие доисламские бытовые нормы адата (почитание стариков, сегрегация полов, клановая и аульная эндогамия, обрезание) не противоречили шариату и мирно уживались с ним после перехода горцев в ислам. Обычаи, расходившиеся с предписаниями шариата, вызывали критику со стороны мусульманских ученых и юристов. Однако поскольку процесс исламизации растянулся на Кавказе более чем на тысячу лет, изживание доисламского бытового адата шло крайне медленно [17]. Так, например, при заключении брака нормы адата являлись превалирующими. Это касалось препятствий к заключению брака, в частности, экзогамных запретов (до седьмого поколения включительно, в то время как по нормам мусульманского права ограничения шли до третьего колена), брачного возраста. Калым по обычному праву, в отличие от норм шариата, рассматривался не как одна из форм обеспечения жены на случай развода и других непредвиденных обстоятельств, а как плата за невесту, после чего она считалась собственностью семьи мужа. В связи с этим были развиты такие специфические формы брака, как сорорат и левират [18].
Проведенный нами анализ показывает устойчивость обычаев, в том числе и правовых, и основанных на них норм обычного права. Несмотря на то, что нормы мусульманского права и светское российское законодательство старались оттеснять адатные традиции, последние все же продолжали играть довольно значительную роль, особенно на бытовом уровне. Дагестанцы выработали такие адаты, которые помогли им выстоять и перейти к цивилизованной жизни. Морально-этические нормы в своей основе по сей день функционируют в среде горцев.
Литература
1. Исмаилов М.А. Обычное право. Махачкала, 2004.
2. Ладыженский А.М. Адаты горцев Северного Кавказа // http://ippk.edu.mhost.ru/elibrary/elibrary/uro/v18/a18_zakluchenie.htm
3. Халифаева А.К. История государства и права Дагестана. Махачкала, 2011.
4. Халифаева А.К. Государственные и правовые институты в Дагестане в XIX веке: основные тенденции и изменения: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
5. Мир слов: Юридический словарь // http://www.mirslov.ru/2/1/44734/
6. Магомедов Р.М. Обычай и традиции народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.
7. Руновский А. Кодекс Шамиля // Военный сборник. 1862. Т. ХХ.
8. Йорданов М. Ислам и власть: правовые аспекты взаимоотношений // http://www.ndelo.ru/? rid=2&nid=1076.
9. Косвен М.О. Материалы по истории этнографии Кавказа в русской науке // Кавказский этнографический сборник. М., 1955. Т. 1.
10. ЦГА РД. Ф. З. Оп. 1. Д. 9. Л. 50-54.
11. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. II.
12. Адаты Дагестанской области и Закатальского округа / Под ред. И.Я. Садрыгайло. Тифлис, 1899.
13. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871. Т. 1.
14. Леонтович Ф.И. Адаты Кавказских горцев. Одесса, 1882. Вып. I.
15. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и обычай: проблемы взаимодействия // http://www.jurant.ru/ru/publications/reindeer_disc/round_table/sukijajnen.html
16. Свечникова Л.Г. Обычай в правовой системе народов Северного Кавказа в XIX веке. Ставрополь: СГАУ, 2003.
17. Адат // http://zamanaonline.com/enc/adat.htm
18. Свечникова Л.Г., Васильев Ю.В. Обычное право народов Северного Кавказа. Ставрополь: СФ СКАГС, 2002.
19. Халифаева А.К., Агакеримова Ч.А. Обычное право народов Дагестана // Российское право в Интернете. 2007. № 2.
20. Бекишиева С.Р. Правовая система: Учеб. пособие. Махачкала: Деловой мир, 2006.