УДК 39
Мусаева Асма Гаджиевна
доцент кафедры
государственно-правовых дисциплин Дагестанского государственного института народногохозяйства тел.8 928048677 Asma G. Musayeva associate professor of state and legal disciplines of the Dagestan state institute of a national economy ph. 89280486776
Характерные черты адатного права у горцев Дагестана The characteristic features of udatnogo rights of the people of Dagestan
Аннотация. В данной статье рассматривается одна из правовых традиций-адат, сосуществующих и соперничающих с шариатом, его особая роль для мусульман региона. У жителей Кавказа, как и в других регионах исламского мира, под традиционным правом или адатом понимается комплекс местных юридических и бытовых норм, институтов и правил поведения, не отраженных в шариате или противоречащих ему.
Ключевые слова: Дагестан, горцы, адат, шариат, Кавказская война, система общинно-административного управления и сельского судопроизводства у горцев Дагестана.
Abstract. This article discusses one of the legal traditions-ADAT, coexisting and competing with Sharia, it is a special role for the Muslims of the region. The inhabitants of the Caucasus, as in other regions of the Islamic world, under the customary law or ADAT refers to the complex local law and domestic norms, institutions and rules of conduct that are not covered by the Sharia or contradicting.
Keywords: Dagestan, mountaineers, ADAT, Sharia, Caucasian war, the system of community-administrative management and rural justice from the mountain Dagestan.
Система общинно-административного управления и сельского судопроизводства у горцев Дагестана была основана на адате и шариате. По шариату решались дела, связанные с наследованием (имущественные), с семейными отношениями, которые рассматривал кадий. Различные правонарушения, уголовные дела, отношения между тухумами, джамаатами, иные спорные вопросы регулировались на основе адатов.
Адат (араб, "обычай", авар, "балъ") - неписаный закон, основанный на обычном праве, в котором отразились нормы доисламских правовых комплексов и реалии правовой жизни, не отраженные шариатом [9]. Горцы знали положения адата на память, применяли и соблюдали их в своей повседневной общественной жизни, при судопроизводстве и передавали их изустно из поколения в поколение.
Как известно, адаты возникли в родовом строе как обычаи и нравы, регулирующие отношения людей. Но с формированием феодальных отношений они во многом трансформировались. "В том виде, в каком они дошли до нас, адаты представляют собой сложное образование, в котором правовые нормы феодального характера соседствуют с родовыми обычаями. В адатах "вольных" обществ родовые нормы сохранились в большей степени, чем в адатах феодальных владений. Последние приспособлены самой феодальной верхушкой к своим интересам. Адаты претерпевают длительную эволюцию под влиянием развивающихся социально-экономических отношений.
Следует отметить базовые различия традиционного и мусульманского права друг от друга и от европейской (в основе своей римской) правовой традиции. Прежде всего, кавказские версии фикха относятся к универсальной исламской юриспруденции, адат же имеет сугубо локальную природу. За пределами «своего» общества обычное право теряет юридическую силу. До присоединения Кавказа к России под угрозой высоких штрафов горцам запрещалось обращаться в суд по адату любого другого общества вне зависимости от того, принадлежали ли его граждане к мусульманам или нет. Несмотря на существенные различия в юридической практике мусульман Северо-Восточного и Северо-Западного Кавказа, можно выделить ряд общих черт адата в регионе. До русского завоевания его основным источником был прецедент. Адат опирался на решения третейского судьи, сельского суда или схода, третейские соглашения (араб. иттифак, маслахат, кабард. кхезж). Судопроизводство по необходимости распалось на суд по шариату и суд по адату. В юриспруденции, наряду с общемусульманским шариатским правом, прослеживается тенденция к учету местных правовых основ. Для анализа правовых категорий и уровня развития юридической техники необходимо обратиться к правовым источникам, которые, по мнению исследователей, условно могут быть разделены на два вида: 1) памятники, дошедшие до нас в записях; 2) сборники адатов, составленные усилиями кавказской администрации в 40-60-х гг. XIX в. С XVI века уже известна письменная фиксация обычного права (адатов и составления кодексов адатов), как в союзах, сельских обществ, так и в феодальных владениях. Адаты записывались в сборники ради целей судебной практики местными судьями и племенными правителями - ханами. Вообще древнейшие сборники кавказских адатов принадлежат Восточному Кавказу (Дагестану). «Из древнейших сборников дагестанских адатов, - пишет Ф.И. Леонтович, - нам известны в настоящее время четыре памятника: 1) Сборник адатов аварского
народа, составленный в XI в. (хиджры. - А.Х.) Омар-ханом (Умма-ханом) Аварским; 2) Сборник адатов Кайтаха, XII в. (хиджры. - А.Х.), составленный местным уцмием Рустем-ханом; 3) Сборник кайтагских адатов, XVI в., составленный кайтагским уцмием Ахметом, сыном уцмия Гасан-Али; 4) адаты Бежидского округа». [8, с.24—25]. Есть основание полагать, что собственно «перевод» адатов Бежидского округа (в Южном Дагестане) составлен в новое время (чуть ли не в 60-х годах), в виде извлечений из нескольких древних арабских сборников, бывших исстари в употреблении в отдельных «наибствах» округа и сведенных в нашем «переводе» в один общий сборник. Адатно-правовые системы по всему без исключения Дагестану, особенно его горной части, были едины. М. Ковалевский, который профессионально рассматривал правовые системы Дагестана, писал: «Я считаю также более или менее установленным то общее положение, что, несмотря на пестроту племенного состава и разнообразия языков, жители Дагестана придерживаются более или менее одинаковых начал права» [6. С. 136]. Подобное мнение мы обнаруживаем в работах А.В. Комарова «В своих общих основаниях все эти адаты в настоящее время представляют много сходных черт; тем не менее каждая община доселе строго держится своих домашних обычаев...» [7,с. 6].
Особенная разбивчивость адатов в Дагестане замечается по отдельным местностям: рядом с общими адатами целого племени или общества существуют также «частные» адаты отдельных местностей, имеющие свои местные особенности в отдельных «обществах», аулах и родах. Этот партикуляризм можно объяснить наличием многих государственных образований. Различия в содержании правовых норм выражались преимущественно в штрафах, уголовных выкупах, в количестве присягателей и соприсягателей. В XIX веке в Дагестане действовало около 60 партикулярных систем адата.
К кавказским горцам вполне применима поговорка: «Что город - то норов, что деревня - то обычай». У них установилось чрезвычайное разнообразие адатов: не только каждое племя, но и каждая община, аул, чуть ли не каждый дом и семья имели свои особые адаты, жили по своим «домашним обрядам». Каждый джамаат имел собственный кодекс. Джамааты, объединявшиеся в политический союз, имели общий сведенный кодекс. Сведение статей не было механическим: в кодексах «вольных обществ» нашли отражение статьи, одинаковые для всех сёл, по уголовным, имущественным и нравственным преступлениям плюс те, которые отражали интересы союза, то есть не могли быть содержанием кодекса отдельного джамаата [2,с. 1]. «Те области права, которые всего ближе соприкасаются с социальным строем туземцев, а ими, несомненно, следует признать право уголовное, право семейное и наследственное, соответственно более других отражают на себе влияние народных начал права» - писал М. Ковалевский [6,с. 9].
Адат - слово арабское, означающее «обычай», но с расширенным содержанием, распространившимся в странах мусульманского мира как обозначение немусульманского (аджамского) права. В дагестанских языках это слово также стало обозначением любого нешариатского закона. Исследователь мусульманского права Н.А. Караулов в своей статье пишет: «Некоторые мусульманские юристы признают за адатами значение для тех случаев, которые законом не предусмотрены» [5, с.40]. «Адат - это обычай жить и судиться по старинке, по тем неписанным, особым для каждого аула, а иногда и тухума, правилам, которыми с незапамятных времён руководствовались предки», - пишет профессор P.M. Магомедов [10,с.61].
В дореволюционном Дагестане адат имел троякое значение: 1) обычая, живущего в народном предании, 2) способа разбирательства судебных дел, и, наконец, 3) закона, действующего в определенной местности [11,с.45]. «Горцы, - писал А. Руновский, - руководствовались в своей домашней жизни «адатом», судились между собою и решали все свои дела по «адату» [11,с. 328]. «Термин «адат», пишет М. Агларов, - объединил три категории из юридического быта, различаемые современной теорией: нормативы «этнографического бытового» характера, юридические обычаи и сами нормы права...» [1,с.9]. Некоторые современные дагестановеды считают, что адатом следует называть «правовой и нормативно-регулятивный свод, принятый в быту у народов мусульманского Востока» .
У дагестанцев адат до укоренения шариата считался господствующим источником права местных горцев » [4,с1.].
Литература:
1. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII — начале XIXвв. М: Наука.1987.
2. Адаты Дагестанской области и Закаталъского округа: Судоустройство и судопроизводствов частях Кавказского края. Тифлис, 1899.
3. Гаджиев В.Г. Памятники обычного права Дагестана // Известия Северо-Кавказского центра высшей школы. 1987. № 2.
4. Дубровин Н.Ф. Очерк Кавказа. Т. I. M.1982.
5. Караулов Н.А. Основы мусульманского права // Тифлис, 1909. Вып. 40.
6. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М, 1890 .Т. П.
7. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним. М.,1892.
8. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев.Одесса,1882 .
9. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. М.,
1992.
10. Магомедсалихов Х.Г., Мусаева А.Г. Традиции остракизма в дагестанском обществе ю//ВОСТОК(ОШЕЖ)" 2009.№6
11. Руновский А. Кодекс Шамиля // Военный сборник. 1862.
Literature:
1Agalarov M.A. rural communities in mountainous Dagestan in the XVII -XIXcenturiesM:Science,1987
2. The Adats Dagestan region and Zagatala districts: the Judiciary and suprainfection parts of the Caucasus military people control. Tiflis, 1899.
3. Hajiyev V.G. Monuments customary law of Dagestan //proceedings of the North Caucasus centre of the higher school. 1987.No.2.
4.DubrovinN.F.EssayCaucasus.T.I.M.1982.
5. Karaulov N.A. Fundamentals of Islamic law // SMONK. Tiflis, 1909. Vol. 40
6. Kovalevsky M.M. Law and custom in the Caucasus. M, 1890
7. Komarov A.V. The Adats and the proceedings thereon. M.,1892.
8.Leontovich F.I. The Adats Caucasian horzies,1882 10. Magomedov P.M. Customs and traditions of the peoples of Dagestan. Makhachkala: Docpages, 1992.
11.Magomedsalam HG, Musaeva A.G. Tradition of ostracism in Dagestani society J.//the EAST(ORIENS)", 2009, No. 6.
12.Ronowski A. Code Shamil //Military collection. 1862.