Научная статья на тему 'Адаты Кайтаго-Табасаранского округа как памятник права: историко-правовой аспект'

Адаты Кайтаго-Табасаранского округа как памятник права: историко-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адат / шариат / Дагестан / Кайтаго-Табасаранский округ / табасаранцы / право / наказание / старшины / чоуши / тухум / тулгуки / мангуши / adat / Sharia / Dagestan / Chicago- Tabasaran district / the Tabasarans / law / punishment / Sergeant / Cosi / tuhum / toguchi / Mangochi

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абзитдин Ибретович Исмаилов, Анжела Курбановна Халифаева, Магомедсагид Абдулмуслимович Исмаилов

В статье подробно рассматриваются становление, развитие адатно-правовой системы в Кайтаго-Табасаранском округе. Показано, как ими регулируются формы сельских управлений в данном регионе, компетенция должностных лиц, стоящих во главе сельских общин, какими полномочиями и какими обязанностями обладают эти люди. В статье говорится о причинах, способствовавших появлению адатов. Уделено внимание видам и формам наказания, выносимым не только по адатам, но и по шариатам. Обращено внимание на взаимовлияние шариата и адата в Кайтаго-Табасаранском округе. Отдельно говорится о месте адатов в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Абзитдин Ибретович Исмаилов, Анжела Курбановна Халифаева, Магомедсагид Абдулмуслимович Исмаилов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customary Law Chitago-Tabasaran District as a Monument to the Law: Historical and Legal Aspect

This article explores the formation, development adato legal system in Chicago-Tabasaran district. It is shown, what forms of rural managements in this region, competence of the officials standing at the head of rural communities, what powers and what duties these people possess are regulated. In addition, the article refers to the reasons that contributed to the appearance of ADATs. The author pays attention to the types and forms of punishment imposed not only by dates, but also by Sharia. Thereby attention is drawn to the interaction between Shariah and ADAT, Chicago-Tabasaran district. Separately say about the place of traditions in modern society.

Текст научной работы на тему «Адаты Кайтаго-Табасаранского округа как памятник права: историко-правовой аспект»

УДК: 342(470.67) ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10087

Адаты Кайтаго-Табасаранского округа как памятник права:

историко-правовой аспект

Customary Law Chitago-Tabasaran District as a Monument to the Law: Historical and Legal Aspect

Абзитдин Ибретович ИСМАИЛОВ,

магистрант кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета

Анжела Курбановна ХАЛИФАЕВА,

доктор юридических наук, профессор кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета

Магомедсагид Абдулмуслимович ИСМАИЛОВ,

доктор юридических наук, профессор кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета

E-mail: halifaeva@yandex.ru

Аннотация. В статье подробно рассматриваются становление, развитие адатно-правовой системы в Кай-таго-Табасаранском округе. Показано, как ими регулируются формы сельских управлений в данном регионе, компетенция должностных лиц, стоящих во главе сельских общин, какими полномочиями и какими обязанностями обладают эти люди. В статье говорится о причинах, способствовавших появлению ада-тов. Уделено внимание видам и формам наказания, выносимым не только по адатам, но и по шариатам. Обращено внимание на взаимовлияние шариата и адата в Кайтаго-Табасаранском округе. Отдельно говорится о месте адатов в современном обществе.

Ключевые слова: адат, шариат, Дагестан, Кайта-го-Табасаранский округ, табасаранцы, право, наказание, старшины, чоуши, тухум, тулгуки, мангуши

Abstract. This article explores the formation, development adato legal system in Chicago-Tabasaran district. It is shown, what forms of rural managements in this region, competence of the officials standing at the head of rural communities, what powers and what duties these people possess are regulated. In addition, the article refers to the reasons that contributed to the appearance of ADATs. The author pays attention to the types and forms of punishment imposed not only by dates, but also by Sharia. Thereby attention is drawn to the interaction between Shariah and ADAT, Chica-go-Tabasaran district. Separately say about the place of traditions in modern society.

Key words: adat, Sharia, Dagestan, Chicago-Tabasaran district, the Tabasarans, law, punishment, Sergeant, Cosi, tuhum, toguchi, Mangochi

В жизни и быту народов Кавказа (Дагестана) до утверждения ислама (шариата) важную роль играл адат (батль, цега, ольгю и т.д.). В науке термин «адат» означает свод обычаев и традиций народов Кавказа (Дагестана), исповедующих ислам [1, с. 1]. Формирование соционормативной культуры у народов Дагестана берет начало еще с первобытнообщинного строя, с появлением первых людей на данной территории. Адатом реша-

лись дела, касавшиеся кровной мести, кражи невесты и прочие, по шариату — санкционированные гражданские дела, например, имущественные споры, дела о земле, наследстве и др. Судейские решения на основе адата выносились советом старейшин или специально избранными и назначенными людьми.

Даже после распространения шариата адаты сохранялись в быту у горцев и играли важную роль. С появлением ислама по шариату стали

решать дела, касающиеся религии, имущества, наследства и других гражданских исков. Уголовные дела решались по адату. Адат не утратил своего значения и применялся даже после признания ислама официальной религией на всей территории Дагестана. На наш взгляд, причины сохранения адатов следующие:

■ очень строгие наказания, установленные Кораном;

■ трудность изучения шариатских норм на арабском языке для местного населения, не имеющего в основном религиозного образования;

■ адаты слишком сильно прижились в быту, и судить по адатам народу было легче.

В Кайтаго-Табасаранском округе проживали в основном табасаранцы, даргинцы, лезгины, азербайджанцы.

Население Табасарана делилось на тухумы. Главой тухума являлся старший в роду. Глава тухума в основном решал важные вопросы, например, когда нужно выдать замуж девушку или женить юношу, вопросы купли-продажи, объявлял кровную месть или же участвовал в примирении сторон, наставлял или делал замечание членам тухума и т.д.

Каждый тухум имел свое название. Отдельные тухумы отличались особой авторитетностью, так как имели большее влияние в обществе. На общем сходе учитывалось мнение сильного туху-ма, и наказание в отношении этого тухума было лояльнее. В селах управляли старшины и муллы, старшины решали дела по адатам, а муллы — по шариату. Если кто-то был не доволен решением старшины, то дело отправлялось к одному из трех главных старшин, и тот выносил решение согласно адату. По преданиям, старшинами избирались отличившиеся по своим личным качествам люди для решения различных споров, в последующем это право стало передаваться по наследству. В селах были помощники старшин — чоуши, они приводили решения в исполнение. Старшин называли «кевха», а чоуш — «бакавул». Также в селах были надсмотрщики полей (кизиль), которые также входили в сельское управление. Надсмотрщиков выбирали, а кевха и бакавул были наследственны.

Как мы упоминали, особую силу в ауле имели старшины, они на общем сходе решали различные вопросы. Старшины объявляли место собрания, дату и цель схода. Сильных тухумов на сходе по численности было всегда больше, и они имели преимущества, штрафы за преступление в отношении них были всегда минимальны. На сходе решали дела по таким тяжким

правонарушениям, как убийство, грабеж и прелюбодеяние. Наказание выносили по адату. Приговор за преступление объявляли сразу же на месте. Никаких вознаграждений за работу старшины не имели. Окончательное слово было за главным старшиной, и это решение исполнялось в обязательном порядке.

Население Кайтага, как и население Табаса-рана, делилось на тухумы. В разговоре кайтаг-цы заменяют слово «тухум» другими словами, например, «джинс», «эвлед», «табун-тайпа», «утцы-урми», «ковм» [4, с. 543—571].

Главой тухума становился, как правило, авторитетный аксакал, пользующийся уважением не только у своей семьи, но и в целом в обществе. В отличие от табасаранцев у кайтагцев глава не имел столь большого авторитета и даже зачастую имел равные права в отношении своего тухума. Иногда члены тухума обращались за советом к старшему, но, если совет старшины их не устраивал, они все делали по-своему. За ослушание и невыполнение указаний глава тухума не имел право наказывать членов своего тухума, не мог заставлять и наказывать остальных за неповиновение.

Тухумы в Кайтаге получали свои названия по имени своих предков, отличившихся чем-нибудь, например, умом, храбростью, богатством и т.д. В Кайтаге бывали случаи отделения от тухума в добровольном порядке, в таком случае, согласно адату, он должен был взять бумагу от уцмия, но взамен отдать трехлетнего бычка. С момента получения документа он отделялся от тухума и жил, где ему вздумается. Бывали примеры, когда всем тухумом отделялись от своего родственника; это случалось в том случае, если родственник вел себя неподобающе: воровал, убивал [3, с. 19—65].

В Кайтаге, как и в Табасаране, существовало схожее сельское управление. Сельское управление включало кадия, старшин и почетных лиц. В каждом селе имелось по одному кадию, число старшин четко не определелялось. Маловажные дела по адатам решались местными сельскими старшинами, муллами, а важные процессы (по убийствам, кражам и т.д.) решались в центральных селах согласно адату главными старшинами, а согласно шариату — кадиями. Если же ответчик и истец не были довольны решением, дело разбирали в общественном месте в присутствии кадия, старшин и почетных гостей. Если и после этого жалобщики не были довольны решением, их отправляли к уцмию, у которого брали печать, и отправлялись в Кишья, где и выносилось окончательное решение по уцмиевским адатам. В сельское управление входили мангуши и тул-

2019 / № 2 Образование. Наука. Научные кадры

101

гуки. Мангуши исполняли приказы старшин, в их обязанности входило взыскивать штрафы, созывать народ в общественные места. Тулгуки также находились в подчинение у старшин, в их обязанности входило соблюдение порядка в общественных местах, по приказу старшины взыскание у виновного штрафа [5, с. 22—53].

Адаты Кайтаго-Табасаранского округа делились на следующие: об убийствах, о ранении, прелюбодеянии и похищении женщины, воровстве, поджогах, долгах, убытках, о браке. В каждой главе было прописано, какие меры наказания применяются в отношении виновного. В основном в качестве наказания указывались штраф или кровная месть в зависимости от степени тяжести преступления.

Если сравнивать адаты Табасарана и Кайта-га, то адаты Табасарана более жестки относительно налагаемых штрафов. У табасаранцев штрафы значительно строже, чем у кайтагцев. Что касается других адатов, то они практически схожи между собой.

Кроме того, в адатах Кайтаго-Табасаранско-го округа приводилось очень мало наказаний по нормам шариата. До исламизации Кайтаго-Та-басаранского округа арабами существовали ада-ты, которые явно противоречили шариату, что недопустимо в исламе. В дальнейшем такие адаты были практически искоренены. Но судопроизводство в основном все так же проводилось в основном согласно адатам — уголовные дела, по шариату — административные дела.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что адаты в этом округе в значительной степени преобладали над шариатом. Скорее всего, это связано с тем, что адаты в этом округе слишком прочно вошли в жизнь горцев, были привычнее для них, а также с незнанием местного населения арабского языка, который является основой для норм шариата. Меры наказания по нормам адата были более мягкими, нежели по шариату. Известны случаи, когда горцы отказывались придерживаться некоторых видов санкций по шариату, так как они были более жестки, чем по адату. В частности, одним из таких адатов является адат о воровстве, согласно которому шариат предусматривает отрубание частей тела, а адат же, например в Табасаране, предусматривает штраф, размер которого определяется по виду кражи.

Территория Кайтаго-Табасаранского округа была под властью Российской империи, поэтому здесь спокойно уживались адатное и шариатское право. В Имамате шариат стал единственной правовой системой, а адат отходил на второй план и постепенно упразднялся Шамилем.

Некоторые законы России также были установлены в Кайтаго-Табасаранском округе наря-

ду с адатом, который не запрещался российской администрацией.

С приходом советской власти адатное право уже начало терять свою силу. Советская власть поначалу воссоздала шариатскую юстицию, а затем стала вести борьбу с религиозными нормами, старалась полностью искоренить адаты. Адатное и шариатское право полностью противоречило социалистической идеологии. Однако, невзирая на строгую идейную цензуру в период советской власти, на территории Кайтаго-Таба-саранского округа все так же придерживались адата и шариата. Судопроизводство по адату и шариату по мере укрепления советов было практически полностью упразднено, в целом на территории Дагестана действовали законы, установленные советской властью [2, с. 9—10]. В постсоветское время с начала 1990-х гг. северокавказские субъекты перешли к политике возрождения адатов. Созданы различные движения для возрождения адатов, издаются газеты и т.д.

В наше время некоторые виды адатов сохранились, а некоторые обычаи полностью утрачены. В частности, на неофициальном уровне сохранился адат о браках и по шариату, хотя все больше и больше брачные отношения регулируются согласно российскому законодательству.

Как дань традиционному праву в ст. 98 главы 8 «Местное самоуправление» Конституции Республики Дагестан говорится: «...Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно.» [7].

Список литературы

1. Адат // Толковый словарь. Российский этнографический музей. Проверено 27 февраля 2010.

2. Агакеримова ЧА. Взаимодействие в Дагестане адата, шариата и законов Российской Империи: историко-правовой аспект: Автореф. дис. . канд. наук. Краснодар, 2008.

3. Законы вольных обществ XVII—XIX вв.: архивные материалы / Сост., предисл., примеч. Х.-М. Хашаева; отв. ред. Г.-А. Даниялов. Махачкала: Эпоха, 2007.

4. Адаты Дагестанской области и Закаталь-ского округа / Под ред. И.Я. Сандрыгайло. Тифлис, 1889.

5. Памятники обычного права Дагестана XVII—XIX вв.: архивные материалы / Сост., предисл., примеч. Х.-М.О. Хашаева. Махачкала, 1965.

6. Исмаилов МА История государства и права Дагестана. Махачкала, 2010.

7. Конституция Республики Дагестан 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.