Научная статья на тему 'Структура административно-политического управления союза сельских общин Дирча (XVIII – первая половина xix вв. )'

Структура административно-политического управления союза сельских общин Дирча (XVIII – первая половина xix вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗ / ТУХУМ / ОБЩИНА / СТАРШИНА / КАДИЙ / ДЖАМААТ / АДАТ / ШТРАФ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Улчибеков Эдуард Улчибекович, Гасанов Магомед Раджабович

В статье рассматривается развитие административно-политического устройства в союзе сельских общин Дирча, а также роль главного старшины, кадия; основные вопросы, выносимые на обсуждение союзного схода, и их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура административно-политического управления союза сельских общин Дирча (XVIII – первая половина xix вв. )»

УДК 94(471.67)

СТРУКТУРА

АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СЕЛЬСКИХ ОБЩИН

ДИРЧА

(XVIII - первая половина XIX вв.)

________________________®2012 Улчибеков Э.У., Гасанов М.Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматривается развитие

административно-политического устройства в союзе сельских общин Дирча, а также роль главного старшины, кадия; основные вопросы, выносимые на обсуждение союзного схода, и их решения.

The author of the article considers the development of the administrative-political system in Dircha rural communities alliance, as well as main foremen’s, kadiy’s role; the basic problems discussed by the alliance gathering, and their solvings.

Ключевые слова: союз, тухум, община, старшина, кадий, джамаат, адат, штраф.

Keywords: alliance, tukhum, community, foremen, kadiy, djamaat, adat, fine.

Изучение вопросов, связанных с административно-политическим устройством, институтами управления и власти любой политической структуры является одним из важнейших аспектов, показывающих или определяющих наряду с другими аналогично важными аспектами степень и уровень развития общества. Осмысление сегодняшней эпохи и определение перспектив будущего невозможно без объективного изучения и анализа общих черт и особенностей этого развития.

Тема административного управления в союзах сельских общин Табасарана в Х\ЛИ-Х1Х вв. освещена в трудах профессора М. Р. Гасанова [2, 3].

По имеющимся данным, уже в XVI в. Табасаран распадается на две самостоятельные политические образования - майсумство и владения кадия. Образовались новые самоуправляющиеся социально-политические объединения, вошедшие в историю под названием «союзы сельских общин», «вольных обществ» [2. С. 69], а союз сельских обществ - это особый тип территориально-этнических, общественно-политических и хозяйственных структур, появление которого было обусловлено рядом причин и, прежде всего, изменениями, происшедшими в социально-экономическом и политическом развитии общин [3. С. 206].

Одним из таких союзов Табасарана был Диричский союз, который, наряду

с магалами Хараг-Шили, Корчан, Сувак, Нитриг, находился под властью табасаранских правителей до 1826 [4. Л. 84], а с этих пор признали себя независимыми и присоединились к магалам Чуркул и Кераг.

По этому поводу профессор М. Р. Гасанов пишет: «Узденские джамааты, хотя и считались находящимися «под влиянием майсума, только ему податей никаких не давали», а больше зависели «от самих себя» [3. С. 207]. Майсум выступал в роли верховной власти, т. е. являлся предводителем в военное время и первым лицом во внешних делах. В архивном источнике по этому поводу подчеркивается, что «в отношении к узденям майсум был более как предводитель в военное время и представителем во внешних отношениях» [15. Л. 2].

В источнике сказано, что Дрич (Дирча - Э.У) Табасаран включает в себя горные деревни по Карасирту, они управляются независимыми узденями, служащими майсуму [6. С. 152-153,199].

О системе управления в союзах сельских общин Табасарана в целом, в том числе и Дирча, оставил сообщение в 1831 г. П.Ф. Колоколов. «Семь магалов, - пишет он, - составляющих Вольную Табасарань, имеют особенное правление. По сему предмету каждый год два или три раза весною бывает джагань, или дыгорь (сход - Э.У.) [9. С. 313].

Образование союза сельских общин вызвало появление и общественных органов управления. Им (союзом - Э.У.) руководили органы управления главного селения.

По этому поводу М. М. Ковалевский писал: «в процессе развития государственности (формирования союза сельских обществ) «древнему и обыкновенно могущественному селу удавалось путем нередко молчаливо заключенных союзов взять на себя руководство судьбами соседних с ними обществ [8. С. 78]. Как пишет профессор М. Р. Гасанов: «крупный аул впоследствии становился центром всего союза» [3. С. 205-206]. В Диричский союз входили такие села, как Каццик, Цудук, Арчуг, Хив, Чувек, Лака, Хоредж Центром союза сельских общин Дирча было селение Хив.

Основными должностными лицами союза являлись старшины главного селения, кадии - власть которых в ряде случаев, как власть старшин, была наследственной. Кадии и старшины главных сел магала, или союза, решали общественные вопросы, различные споры между обществами. Так, в Дирча старшины и кадии главного селения Хив являлись высшими административными лицами союза в целом. Они пользовались особой популярностью [7. С. 121] и предпочтением [12. С. 396]. Старшины Хива «в своем селении решали дела безапелляционно»; с апелляционными же жалобами обращались к ним не только жители союза Дирча, но и соседних союзов - Нитрик и Сувак. Хивскому кадию «принадлежало исключительно право свершать раздел имений во всем магале» [12. С. 396]. К магальному кадию жители обращались в случае необходимости с апелляционными жалобами на решения сельских кадиев. Случалось, что иногда с апелляцией к кадиям обращались с другого магала [10]. Помощником кадия в союзе Дирча был будун, в обязанности которого входило чтение корана. Будуна выбирали на союзном сходе из числа людей, которые были известны своей ученостью.

Что же касается администрации союза, то она обычно формировалась из администрации главного селения союза, и «старшина этого аула принимал на себя предводительство в военных походах и сосредоточивал в своих руках право судебного разбирательства и вне пределов общины» [8. С. 162]. Здесь кевхи (старшины, встречается и кавха - Э.У.) из главного в союзе

селения Хив, постоянно избираемые из известного тухума Сеидар, были в большом почете не только в этом магале, - они пользовались авторитетом во всех остальных магалах. Магальный кавха союза Дирча участвовал в выборе кадия. В начале XIX в. кевхой в Хиве был Пир-Мамет [4. Л. 84; 14. Л. 88]. Как писал П.Ф. Колоколов, «в каждом селении есть кауха, к коему оное имеет уважение, преимущественно же уважается всем народом кауха селения Хив, Пир-Мамет и кауха в селении Ругуч Шахбан; в собрании они первые подают советы, и все дела решаются, хотя с общего согласия, но почти всегда по их определению» [9. С. 313]. Власть магальских кевхов, как и многих сельских, передавалась по наследству или оставалась в руках представителей одного и того же влиятельного тухума [13. Л. 35].

Высшим политическим органом в союзе являлись народные сходы или джамааты, где собирались представители всех сел, входивших в состав союза сельских общин: старшины и кадии, главы наиболее авторитетных тухумов, зачастую и представители от всех тухумов, а также почетные жители. Созывались народные сходы мангушем (глашатаем) и исполнителем по решению старшин и кадиев. Местами сходов часто (но не обязательно) служили главные селения союза. В Хиве собирались представители союза Дирча, и кавха всего магала жил в селении Хив [13. Л. 88].

В селении Хив сохранилась и по сей день площадка, где собирались на сход. Над ней возвышается почерневшая от времени цилиндрическая башня, датируемая ХШ-Х1\/ вв. А перед ней стоят врытые в землю четырехугольные и круглые каменные столбы. Все они покрыты орнаментом. Причем интересно то, что у каждого столба свой орнамент. В старину тут собирался джамаат. У каждого рода свое место, обозначенное столбом с особым орнаментом. Каждый становился у своего столба. Судили тут, а наказывали в Хоредже, на скале смерти. Как сообщает информант А. В. Магомедов, скала называлась «Ишна гъала (плачушая скала)». «Во многих местах (в Хиве -Э.У.), - говорится в документе, - можно было видеть еще следы «векового» строя в виде постоянных мест народных собраний и каменных плит, -кафедр в священных для джамаатов местах [11. Л. 6].

Наиболее важные дела жителей союза сельских общин обсуждались на сходе, который собирался ежегодно 2 или 3 раза. Как указывает П. Ф. Колоколов, «в нем участвует весь народ, так что из каждого семейства обязан быть на оном один человек непременно, в противном случае небывающие подвергаются штрафу, который образуется в пользу общества. Собрание сие бывает по предмету независимости всеобщего согласия управления. Все дела и советы решаются в оном с общего согласия, каждый имеет право делать предложения, заключения и опровергать оные. Виновники наказываются почти теми же обычаями, как и при майсумах, но сильные фамилии имеют преимущество перед слабыми» [9. С. 313].

Уздени магала Лирче (Дирча - Э.У.) при решении судебных дел не обращались к майсуму или кадию. Лишь в отдельных случаях при примирении кровных врагов, если слабая сторона обращалась к майсуму, то он посылал своего родственника или нукера для достижения примирения. В этом случае майсуму в виде подарка давали лошадь, ковры, землю, - гласит архивный источник [13. Л. 15, 88, 91]. Иногда, в особо важных случаях (убийство важного лица, притеснение сильным тухумом более слабого, сбор ополчения для защиты края от врага и т. д.) жители союза выходили на сход, где присутствовали все старшины, кадии, почетные лица, беки и майсум.

На таких сходах на обсуждение выносились наиболее значимые вопросы, обычно касающиеся всего союза - воровство, убийство, умыкание девушки,

земельные споры, отношения с другими союзами или феодальными владениями и т. д. «Спорящие отправлялись в главные деревни, где дела, относящиеся к адату, решали старшины, а к шариату - кадии». Если спорное дело касалось двух сел или двух магалов, его разбирали на границе спорных мест, а если же дело касалось нескольких сел или трех, четырех магалов собирались на особые общественные места [10]. Стороны, оставшиеся неудовлетворенными решением сельского управления, требовали разбора своей жалобы на общественном месте в присутствии кадия, старшин и других почетных лиц всего магала. Тогда все старшины магала, почетные лица по 2, по 3 или 4 с каждого селения (иногда целое общество) и кадии собирались в Хиве и подвергали разбору претензии спорящих.

Решения принимались большинством голосов, однако на его исход огромное влияние оказывали представители богатых и сильных тухумов. Согласно архивным данным, «слабому тухуму пощады не было» [15. Л. 2]. После принятия решения схода они приобретали «силу закона и обычая» и становились обязательными для всего джамаага.

Функции союзного администратора выполнял мангуш и исполнители главных селений. Через глашатая и исполнителей сел административно-должностные лица союза оповещали в необходимых случаях жителей других сел о тех или иных мероприятиях и решениях, касающихся всехджамаатов союза.

Как и на сходах нижестоящих политических образований, богатые и влиятельные тухумы на собраниях союза пользовались преимуществом и за одни те же преступления представители первых подвергались меньшему штрафу, чем члены слабых тухумов [10]. «Главные старшины, - указано в источнике, - собирали народ, когда нужно было произвести общее восстание или для разбора дела по важным делам: убийствам, прелюбодеяниям, грабежам и большим воровствам» [3. С. 214; 10]. В случае убийства сжигали дом убийцы или налагали штраф в 6 быков [13. Л. 88].

В союзе Дирча роль старшего кавхи была значительной. Все решения сельских старшин поступали к старшему кавхе магала. Кавха союза при решении спорных вопросов между отдельными лицами, между джамаатами или с соседними народами руководствовался адатами. Его решения были обязательны для исполнения. Как указано выше, магальный кавха союза участвовал в выборе кадия.

Существовала еще и особая форма судопроизводства, известная под названием маспаат (арабский термин, означающий примирение), сущность которого заключалась в решении некоторых спорных вопросов не сельскими кавхами, а специальными посредниками из наиболее уважаемых лиц.

Таким образом, в Диричском союзе сельских общин, как и в других подобных образованиях Дагестана, имелась система управления, состоящая из союзных органов власти и управления, что полностью опровергает мнение о господстве здесь народовластия или отсутствии организованного административного управления [1. С. 92; 5. Л. 151-152]. На каждом из уровней административно-территориального устройства высшими политическими органами являлись собрания соответствующих обществ. Однако все большее значение начинают приобретать их советы, куда входили высшие должностные лица, представители знатных и влиятельных тухумов и «почетные жители».

К высшим должностным лицам джамаата относились кавха, а также кадий. К ним же можно отнести и специальных представителей (векилов), которые регулировали ссоры с соседними союзами, табасаранскими феодальными владениями и соседними народами. За ними шли исполнители разных уровней. Одной из особенностей изучаемого политического образования

являлась формальная выборность их должностных лиц, ставших со временем практически наследственными по прямой линии, и в основном в пределах одних и тех же тухумов. Судопроизводство здесь осуществлялось на основе адата и шариата соответственно светскими и духовными лицами. Оно, как и деятельность органов управления, было направлено, прежде всего, на защиту интересов феодализирующейся общинной знати.

Союз сельских общин Дирча по существу представлял собой своеобразное феодальное образование с республиканской формой правления.

Примечания

1. Березин И. Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Казань, 1850. Ч. 2. 2. Гасанов М. Р. Из истории Табасарана XVIII - нач. XIX вв. 1978. 99 с. 3. Гасанов М. Р. Очерки истории Табасарана. М., 1994. 244 с. 4. Гасанов М. Р.

Социально-экономическое развитие аулов Юго-Западного Табасарана. Диричский союз сельских обществ // Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 169. 5. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. М., 1846. 6. История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв.: Архивные материалы / под ред. М. О. Косвена, Х-М. О. Хашаева. М. : Изд-во Восточ. лит-ры, 1958. 7. История Дагестана. М. : Наука, 1967. Т. 1. 8. Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 1. 9. Колоколов П. Ф. Описание Табасарана 1831 г. // ИГЭД. Махачкала, 1958. 10. Памятники обычного права Дагестана XVII—XIX вв. Архивные материалы / сост., предисл. и примеч. Х-М. О. Хашаева. М. : Наука, 1965. 11. РГВИА. Ф. ВУА. Д. 18503. 12.Феодальные отношения Дагестана. XIX- нач. XX вв.: Архивные материалы / сост., предисл. и примеч. Х-М. О. Хашаева. М. : Наука, 1969. 13. ЦГА РД. Ф. 150. Комиссия по разбору сословно-поземельных прав туземного населения южного Дагестана, гор. Дербент Дагестанской области. 1869-1882. Показания беков и жителей Северной и Южной Табасарани». Оп. 1. Д. 4-6. 14. ЦГА РД. Ф. 150. Комиссия по разбору сословно-поземельных прав туземного населения южного Дагестана, гор. Дербент Дагестанской области. 1869-1882. Записка о сословно-поземельном строе в Северной и Южной Табасарани. Оп. 1. Д. 1. 15. ЦГИА РГ. Ф. 416. Оп. 4. Д. 17.

Статья поступила в редакцию 27.06.2012 г.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки. Соглашение № 14. В 37.21.0965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.