Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 12 (341).
История. Вып. 60. С. 39-42.
УДК 94(470.67)
Э. М. Магомедова, М. Р. Гасанов РЕФОРМЫ 60-70-х ГОДОВ XIX ВЕКА В ТАБАСАРАНСКОМ АУЛЕ
Впервые рассматриваются вопросы проведения реформ в 60-70-х гг. XIX в. в Кайтаго-Табасаран-ском округе, в частности в Северном Табасаране. Становление их началось во второй половине XIX в. с образованием Дагестанской области в 1860 г. Статья написана на основе источников и литературы.
Ключевые слова: реформа, Табасаран, Южный Дагестан, кадий, окружной суд, адат, Дагестанская область, округ, наибство, сельское общество.
Освещение административно-судебных реформ, проведенных в 60-70-х гг. XIX в. в Дагестанской области, имеет важное значение в научном и практическом отношении. Этой теме посвящены разделы монографий, книг, а также статьи в тематических сборниках.
Вопросы организации политического и административного управления Дагестана в 60-70 гг. XIX в. получили освещение в трудах Н. Дубровина1, Е. Козубского2 и др. Эта тема рассмотрена также в коллективных, обобщающих и монографических работах историков XX в.3 В этих трудах рассмотрены вопросы образования округов, функции военно-административного управления округов, а также наибств и сельских управлений. Однако вопросы системы административного управления в округах, в том числе и в Кайтаго-Табасаранском округе, остаются всё ещё недостаточно изученными.
При написании настоящей статьи использованы источники - это материалы, извлечённые из Центрального государственного архива РД, Рукописного фонда Института ИАЭ ДНЦ РАН, а также Кавказские календари и т. д.
В 60-х гг. XIX в. царское правительство приступило к административным реформам в Дагестане. Конец военных действий на Северо-Восточном Кавказе (август 1859 г.) почти совпал с крестьянской реформой 1861 г., после которой Россия прочно вступила на путь капиталистического развития.
В 1860 г. образовалась Дагестанская область, которая была разделена на четыре военных отдела: Южный Дагестан, Средний Дагестан, Северный Дагестан и Верхний Дагестан. В южнодагестанский военный отдел входили Кайтаго-Табасаранский округ, Кюринское ханство, Са-
1 Дубровин Н. История войны...
2 Козубский Е. Памятная книжка Дагестанской области...
3 История Дагестана. Т. II. М., 1968; Рамазанов X. X.
Сельское хозяйство... ; Государства и государственные учреждения... ; Гасанов М. Р. История Дагестана...
мурский округ. Северный и Южный Табасаран сперва входили в Кайтаго-Табасаранский округ. Округа делились на участки (наибства), за исключением Кайтаго-Табасаранского округа, части которого - Кайтаг, Северный Табасаран, Южный Табасаран - были оставлены в управлении их владетелей.
Проведение административно-территориального деления без учёта экономических особенностей каждого отдельного округа вызвало бурю негодований среди жителей Дагестанской области, что проявилось в многочисленных жалобах, поступающих в канцелярию начальника Дагестанской области и к наместнику Кавказа.
Начальниками округов разрешались иски и тяжбы, возникавшие между жителями отделов и округов. Они же разбирали и решали все дела о мелких преступлениях и проступках жителей (воровство, ссоры и т. д.). Начальник округа имел право наказывать лиц «простого звания» розгами и арестом до 7 дней.
В состав окружных управлений входили:
1) помощник начальника округа;
2) военное управление округа;
3) окружной суд из «депутатов от народа» и кадия;
4) медик.
Со времени создания округов царизм перешёл от поддержки феодальных владений к их ликвидации4.
Спустя несколько лет царское правительство ликвидировало власть табасаранских правителей. Этому во многом содействовали выступления народных масс. В 1866 г. правитель Северного Табасарана Эльдар-кади - Айдибек, потомок табасаранских кадиев, и владетель Южного Табасарана Султан-Ахмед-бек Карахан бек-оглы, потомок майсумов, были лишены политической власти. Лишение майсума, кадия, беков политической власти не означало, что царизм не
4 Гасанов М. Р. История Дагестана... С. 109-110.
поддерживал местных владетелей. Потеря прав на управление компенсировалась крупным денежным вознаграждением, увеличением пожизненных пенсий, признанием за потомками кадия, майсума и др. беками права собственности за земли и на другое имущество, присвоением военных чинов. Бывшим правителям северного и южного Табасарана было пожаловано по 500 десятин земли и 400 р. в год пенсии каждому. Эльдар-кади имел чин майора. В составе Кайтаго-Табасаранского округа (центр с. Мад-жалис) было образовано Северо-Табасаранское территориальное общество с центром в с. Ерси. В 1866 г. Южно-Табасаранское наибство (центр Зизик) было присоединено к Кюринскому округу. На начальников округов возлагались строгий надзор «за расположением умов населения», наблюдение за деятельностью суда, взимание податей и натуральных повинностей, устройство и исправное содержание дорог и т. д. Ими же разрешались гражданские иски и тяжбы, возникшие между жителями округов. Они же разбирали и решали дела о мелких преступлениях и поступках жителей (воровство, ссоры и т. д.). Начальник округа имел право наказывать лиц «простого звания» розгами (от 10 до 100 ударов) и арестом (от 1 до 3 месяцев), а лиц привилегированного сословия и имеющих военные или гражданские чины - арестом до 7 дней. Окружной суд состоял из кадия и представителей зажиточной аульской верхушки от каждого наибства (участка) по одному члену. Они рассматривали дела, возникавшие по гражданским спорам и тяжбам всякого рода: воровство, ссоры и т. д. Споры между мужем и женой, родителями и детьми, а также споры о наследстве окружной суд решал по шариату, а все остальные дела решались по обычному праву5.
Начальники участков или наибств также назначались из числа царских офицеров. Наибы осуществляли власть в обществах, входивших в наибство. Они наблюдали за «настроением населения», им предоставлялось право разрешать мелкие споры между обществами, наказывать виновных, производили сбор податей и повинностей, следить за проведением и содержанием дорог.
Административные преобразования, несмотря на колонизаторский характер, имели прогрессивное значение, так как завершили ликвидацию феодальной раздробленности.
Согласно «Положению об управлении Дагестанской областью», была создана новая система судопроизводства. Созданные царизмом «народные суды» даже по форме не являлись народными,
так как его члены назначались командующим войсками области. Окружной суд, на котором председательствовал окружной начальник, состоял из представителей местной знати, от каждого участка по одному члену и кадия. Окружной суд разбирал дела по гражданским спорам, воровству, увозу женщин, дракам, разводам, разделу имущества и т. д. Разбор дел происходил согласно с ведением книги записи для жалоб и решений по ним. Суд производил разбирательство по адатам и шариату. По адатам в качестве судей выступали знающие адаты депутаты суда, а по шариату - кадий.
Более важные дела - восстание, измена правительству - подлежали рассмотрению военнополевых судей.
Сельские суды состояли из кадиев и выборных сельских судей. Они рассматривали дела по ссорам и недоразумениям между супругами, родителями и детьми, воровству. На приговоры сельских судов допускалась апелляция в окружной суд. Правительство стремилось как можно больше ограничить применение шариата6.
Для горских судов кассационных инстанций не существовало. Жалобы можно было подавать только военным начальникам, от которых и зависел исход дела. В 1875 г. был упразднен Дагестанский областной суд. Вместо него в городах были открыты мировые отделы, которые руководствовались судебными уставами 1864 г. Суд разбирал мелкие гражданские и уголовные дела.
26 апреля 1868 г. было утверждено «Положение о сельском управлении в Дагестане», согласно которому в аулах были созданы новые органы сельского управления.
Сельские старшины, помощники, кадии, сельские судьи - вот должностные лица сельского управления. Для решения важных дел, касавшихся сельского общества, созывали суд, который состоял из совершеннолетних и сельских должностных лиц. На сходе решали такие вопросы, как землепользование, выбор должностных лиц, регулирование взаимоотношений между отдельными лицами, а также джамаатами. Сельский сход распоряжался общинными землями, раскладывал и сообщал общественные и казенные подати, повинности и недоимки, принимал меры при стихийных бедствиях, выносил приговоры. Старшины, судьи и кадии утверждались в должностях по представлению окружного начальника областным начальником. Авторы «Положения» писали, что ввиду большого значения сельских старшин в Дагестанской области «было бы преждевременно и опасно назначение их выбору массы насе-
5 Хашаев Х.-М. О. Общественный строй... С. 66.
6 Там же.
ления». Старшина управлял всеми делами сельского общества. Только старшина мог созвать джамаат, и первое место на сходе принадлежало ему. В зависимости от числа аулов, входивших в сельское общество, старшина имел помощников. Решения сельского схода признавались законными, если сход проводил старшина или его помощники. Сельский старшина беспрекословно должен был исполнять требования начальства и объявлять его указания и распоряжения населению, докладывать наибу о преступлениях и беспорядках, случившихся в селении, а также о «распространителях между жителями вредных для общественного спокойствия слухов»7. Он должен был следить за сохранением порядка и спокойствия в пределах сельского общества, доносить о преступлениях и беспорядках, выдавать жителям разрешения для выезда за пределы общества, наблюдать за отбыванием зависимым населением казенных натуральных и денежных повинностей, за исполнением всеми сельскими должностными лицами своих обязанностей. Старшина имел право наказывать членов общества отправкой на работу до двух дней, подвергать денежному штрафу до 1 р. или аресту на срок до двух дней.
Сбор казенных повинностей производился помощником старшины. За свою службу сельский старшина и его помощники от царской администрации получали определенную плату. Они имели большие доходы от штрафа, от регулирования взаимоотношений родственных общин, аулов. Кроме того, они пользовались льготами в землепользовании и т. д.
Сельское общество выдвигало кадия, которого утверждали военные власти. Он контролировал деятельность примечетских школ, вел судопроизводство по шариату по таким делам, как раздел наследства, завещания, оформлял переписку по управлению сельским обществом и т. д. Кроме этих лиц, сельский сход избирал и сельский суд сроком на три года.
Сельский суд должен был состоять из трех и более членов, которые утверждались начальником отдела области. Состав судов подбирался из аульской верхушки, преданной царизму. Сельскому суду были подсудны дела по гражданским искам и спорам, если сумма иска не превышала 100 р., а также дела по мелким преступлениям, совершенным крестьянами данного сельского общества. Сельский суд разбирал дела, руководствуясь адатами и шариатом. При решении дел по адатам выступали влиятельные старики, а по шариату - кадий. Судьи
7 Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. 2. Оп. 5. Д. 1. Л. 35.
выслушивали истца, ответчика, свидетелей, а затем выносили решения. Решения сельского суда по тем или иным причинам очень часто отменялись наибом или окружным начальником, которые выносили окончательный приговор.
В управлении сельскими обществами определенную роль продолжало играть такое лицо, как чавуш, - исполнитель распоряжений старшины. Число их зависело от количества аулов, входивших в сельское общество. Кроме того, выбирали наблюдателей за порядком на общинных и частных землях.
Сельскими старшинами, их помощниками, кадиями, судьями, назначались «политически благонадежные» лица, заслуживающие доверия, в начальстве участка, округа и в области. При этом должностные лица утверждались начальником округа и начальником отдела области.
В связи с реформой общинные органы потеряли былые черты патриархальной демократии. Кроме того, беки утратили власть над зависимыми селениями. Положительное значение реформы в том, что в Табасаране, как и повсюду в Дагестане, впервые была создана единая система сельского управления.
Из вышеизложенного вытекает, что царизм в определенной степени учитывал для управления горцами местные условия и уклад жизни. В Дагестане, как и в других национальных окраинах России, сохранились особенные методы колониального управления. В «военно-народном управлении» ничего народного не было, это был обычный помещичье-бюрократический аппарат, приспособленный к колониальной системе. Крестьянское управление было всецело подчинено царской администрации и выполняло в основном административно полицейские функции. Однако, несмотря на ограниченность и непоследовательность, реформы сельского управления были прогрессивным явлением, сыгравшим положительную роль в социально-экономической жизни населения Табасарана. Впервые установилась единая система административного управления, способствовавшая сближению отдельных частей Дагестана8. Реформа не коснулась только крепостных крестьян. Прав П. В. Гидулянов, когда пишет, что для раят Табасарана «великая реформа 1861 г. не принесла ничего нового»9. Однако совершенно невозможно согласиться с ним, когда он заявляет: «Все здесь осталось по-прежнему, не исключая даже права продажи раят»10.
8 История Дагестана... С. 123.
9 Гидулянов, П. В. Сословно-поземельный вопрос... С. 13.
10 Там же. С. 3.
Проведенные реформы, несмотря на их поло- му развитию социальных отношений и проник-
винчатый характер, способствовали дальнейше- новению новых капиталистических отношений.
Библиографический список
1. Гасанов, М. Р. История Дагестана XIX в. / М. Р. Гасанов, Э. М Магомедова. Махачкала, 2009.
2. Гидулянов, П. В. Сословно-поземельный вопрос и раятская зависимость в Дагестане // Этногр. обозрение. 1861.
3. Государства и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989.
4. Дубровин, Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. I, кн. I. СПб., 1871.
5. История Дагестана. Т. II. М., 1968.
6. Козубский, Е. Памятная книжка Дагестанской области на 1895 год. Темир-Хан-Шура, 1895.
7. Рамазанов, X. X. Сельское хозяйство и промышленность Дагестана в пореформенный период. Махачкала, 1972.
8. Хашаев, Х.-М. О. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961.
Сведения об авторах
Магомедова Эльмира Магомедовна - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Дагестанского государственного педагогического университета. 367003, ул. М. Яраг-ского, д. 57, Махачкала. [email protected]
Гасанов Магомед Раджабович - доктор исторических наук, профессор кафедры истории Дагестанского государственного педагогического университета. 367003, ул. М. Ярагского, д. 57, Махачкала. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 12 (341).
History. Issue 60. P. 39-42.
1860-1870-S REFORMS IN A TABASARAN AUL
E. M. Magomedova
Kandidat PhD of History, the Senior Teacher of the Department of History, Dagestan State Pedagogical University.
367003, M. Yaragskogo st., 57, Makhachkala. [email protected]
M. R. Gasanov
Doctor of History, Professor of the Department of History, Dagestan State Pedagogical University.
367003, M. Yaragskogo st., 57, Makhachkala
This is the first research into the reforms carried out in Kaitag-Tabasaransk District, particularly in Northern Tabasaran, in the 1860-1870-s. They began in the 2nd half of the 19th century with the formation of Dagestan Region in 1860. The paper is based upon sources and literature.
Keywords: reform, Tabasaran, southern Dagestan, Qadi, district court, adapt, Dagestan Region, District, naibs, rural society.
References
1. Gasanov, M. R. Istorija Dagestana HIH v. / M. R. Gasanov, Je. M Magomedova. Mahachkala, 2009.
2. Giduljanov, P. V. Soslovno-pozemel’nyj vopros i rajatskaja zavisimost’ v Dagestane // Jetnogr. oboz-renie. 1861.
3. Gosudarstva i gosudarstvennye uchrezhdenija v dorevoljucionnom Dagestane. Mahachkala, 1989.
4. Dubrovin, N. Istorija vojny i vladychestva russkih na Kavkaze. T. I, kn. I. SPb., 1871.
5. Istorija Dagestana. T. II. M., 1968.
6. Kozubskij, E. Pamjatnaja knizhka Dagestanskoj oblasti na 1895 god. Temir-Han-Shura, 1895.
7. Ramazanov, H. H. Sel’skoe hozjajstvo i promyshlennost’ Dagestana v poreformennyj period. Mahachkala, 1972.
8. Hashaev, H.-M. O. Obshhestvennyj stroj Dagestana v HIH v. M., 1961.