Научная статья на тему 'Правовая природа завещания ("васият") в обычном праве Дагестана'

Правовая природа завещания ("васият") в обычном праве Дагестана Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
624
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВАСИЯТ / ЗАВЕЩАНИЕ / НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО / ШАРИАТ / МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО / ДАГЕСТАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рашидханова Аида Абдулмуталимовна

Цель: Исследование правовой природы завещания в Дагестане. Методология: Использовались историко-правовой, формально-юридический и сравнительно-правовой методы познания. Результаты: Статья посвящена изучению особенностей регулирования наследственных правоотношений завещания в обычном праве народов Дагестана. Изучены существенные условия составления завещания, порядок распределения наследства, а также влияние религиозных традиций на правовую культуру Дагестана. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает научной ценностью и новизной, так как освещает малоизученную проблему наследования по завещанию в обычном праве на примере Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal nature of a will (vasiyat) in customary law Dagestan

Purpose: To Study the legal nature of a will in Dagestan. Methodology: Historical and legal, formal-legal and comparative legal methods were used. Results: The Article is devoted to peculiarities of regulation of hereditary relations of the will in the customary law of the peoples of Dagestan. Studied the essential terms of the preparation of wills, the order of distribution of inheritance and the influence of religious traditions on the legal culture of the Dagestan. Novelty/originality/value: Article has a scientific value and originality covering the understudied issue of testamentary succession in customary law on the example of Dagestan.

Текст научной работы на тему «Правовая природа завещания ("васият") в обычном праве Дагестана»

Рашидханова А.А.

правовая природа завещания («васият») в обычном ПРАВЕ ДАГЕСТАНА

цель: Исследование правовой природы завещания в Дагестане.

Методология: Использовались историко-правовой, формально-юридический и сравнительно-правовой методы познания.

Результаты: Статья посвящена изучению особенностей регулирования наследственных правоотношений завещания в обычном праве народов Дагестана. Изучены существенные условия составления завещания, порядок распределения наследства, а также влияние религиозных традиций на правовую культуру Дагестана.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает научной ценностью и новизной, так как освещает малоизученную проблему наследования по завещанию в обычном праве на примере Дагестана.

Ключевые слова: васият, завещание, наследственное право, шариат, мусульманское право, Дагестан.

Rashidkhanova A.A.

THE LEGAL NATURE OF A wILL (VASIYAT) IN CUSTOMARY LAw DAGESTAN Purpose: To Study the legal nature of a will in Dagestan.

Methodology: Historical and legal, formal-legal and comparative legal methods were used. Results: The Article is devoted to peculiarities of regulation of hereditary relations of the will in the customary law of the peoples of Dagestan. Studied the essential terms of the preparation of wills, the order of distribution of inheritance and the influence of religious traditions on the legal culture of the Dagestan.

Novelty/originality/value: Article has a scientific value and originality covering the understudied issue of testamentary succession in customary law on the example of Dagestan. Keywords: Vasiyat, will, inheritance law, Sharia, Muslim law, Dagestan.

Республика Дагестан, являясь полиэтничной по составу населения, стремится сохранить национальную идентичность каждого народа, создавая правовые нормы, не противоречащие нормам Российского государства, учитывающие самобытность горцев, проживающих на территории Дагестана.

Правовая система Дагестана на протяжении многих лет интегрировала в себе законодательство Российской империи, обычное и мусульманское право. Все эти элементы гармонично взаимодействовали и дополняли друг друга, формируя правовую культуру горцев.

Распространение ислама значительно повлияло на регулирование гражданско-правовых отношений как для каждого отдельно взятого этноса, так и для всего Дагестана в целом. Гражданско-правовые отношения, включая наследственное право, регулировались нормами шариата. Несмотря на единое правовое пространство на территории Российской Федерации, влияние права прослеживается и в современной жизни дагестанцев.

Наследственное право - один из древнейших институтов гражданского права, известный еще римским правоведам. Сегодня порядок наследования в Дагестане регулируется Гражданским кодексом РФ. Однако основные институты обыч-

ного права все еще востребованы в правовой жизни горцев. Если регулирование наследственных отношений по российскому законодательству изменялось в зависимости от экономической и политической ситуации в стране, то шариатные нормы не менялись совсем.

Завещание является единственным основанием распоряжения имуществом на случай смерти. Васият - это мусульманское завещание, в котором завещатель передает свое имущество указанным лицам в качестве пожертвования. На дозволенность завещать свое имущество напрямую указывают тексты Корана. «Предписано вам, когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных» [4]. В первые годы распространения ислама составление завещания было обязательным для каждого мусульманина, однако эта обязанность была отменена аятом о наследниках, и обязанность трансформировалась в право.

Особенностью завещания по шариату было не желание изменить круг наследников по закону, а стремление пожертвовать имущество нуждающимся лицам. «Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть» [4].

eurasian

> 6 (31) 2017 <

advocacy

Васият как вид распоряжения имуществом на случай смерти имеет четыре обязательных условия его составления:

1) дееспособность и воля завещателя;

2) круг наследников;

3) форма;

4) предмет завещания.

В отличие от европейской и российской правовой традиции нормы шариата не требовали наступления полного совершеннолетия, но главным условием было наличие отдельного от отца имущества. Завещание могло быть составлено как мужчиной, так и женщиной. Невозможно составление завещания под принуждением и в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Учитывая, что васият - это добровольное пожертвование, обязательным условием является наличие согласия завещателя на переход имущества после смерти в собственность третьим лицам.

Свобода завещателя по мусульманскому праву была ограничена 1/3 частью его имущества, составляющего его собственность на момент смерти. Все остальное состояние передавалось законным наследникам. Думается, что эта норма шариата призвана обеспечить благосостояние семьи, которая лишилась кормильца. Лицо, являющееся наследником по завещанию, одновременно не могло быть наследником по закону.

В случае превышения установленной нормы передача имущества осуществлялась с разрешения законных наследников. Отсутствие законных наследников было основанием для передачи только указанной трети, остальное имущество признавалось выморочным. Важно учитывать, что раздел наследства происходил только после покрытия всех долгов наследодателя, не покрытых на момент его смерти. Главным элементом завещания была оплата расходов на погребение и выплата долгов наследодателя. Горцы придавали немаловажное значение процессу погребения. В завещании могли быть указаны место захоронения, порядок выполнения ритуальных обрядов и другие процедурные вопросы. Под долгами шариат подразумевает не только имущественные долги, но религиозные обязанности мусульман в соответствии с религией, например совершение хаджа, выплата закята.

Только после выполнения этих двух условий выделялось пожертвование в размере 1/3 имущества, и далее происходило распределение оставшейся собственности между наследниками по шариату. Часть завещания, касающаяся прямых наследников, должна была быть распределена

справедливо. Нельзя одному отдавать предпочтение перед другим, лишать имущества, вредить и т. д.

Завещание могло быть составлено как в письменной, так и устной форме. Существенным условием являлось присутствие двух свидетелей мужского пола, в случае отсутствия которых завещание считалось недействительным. Только после присоединения Дагестана к России устные завещания стали уступать письменным, но необходимость присутствия двух свидетелей при их составлении была сохранена еще долгое время.

М.М. Ковалевский отмечает основных лиц, занимающихся оформлением документов, «ибо в наше время составлением их заведует кадий и состоящие при нем судьи-помощники. Но правило о действительности завещаний только под условием передачи воли покойного двум лицам мужского пола продолжает держаться по-прежнему в требовании, чтоб письменный акт, излагающий волю дарителя, был скреплен подписью двух свидетелей...». Документы оформляются юридически при двух свидетелях, которые заверяют документ своими подписями, и при этом «.никаких особых душеприказчиков завещатель не назначает. Их обязанности исполняют свидетели совместно с обоюдного согласия...» [3, с. 165].

Обязательным условием завещания являлась передача в собственность имущества, «дозволенного» религией, или отсутствие греховного в завещании (например, завещать Коран для неверующего или оружие для тех, кто воюет с верующими).

В период архивной эвристики в селе Могох был найден интересный документ, имеющий отношение к теме нашего исследования. В документе содержатся как нормы адата, так и нормы шариата. В нем сказано: «.Этот документ - завещание (васият) жителя селения Могох». В тексте завещания говорится, что «...Мухаммад, сын Хан-за, завещал три тумана обществу селения Могох на расходы, связанные с его похоронами, согласно адату (традиции), существующему среди сельчан:

На раздачу садака (милостыни) в течение семи дней - семь аббаси - по одному аббаси каждый день; двум копальщицам (могильщикам), выкопавшим для него могилу, - один рубль (на двоих); выкопавшему лахду (могильную нишу для покойника) - два аббаси, как по адату (традиционно) принято; Баутул-малу (общественной казне) - пять рублей и кувалда (молот) для использования при добывании и подготовке надмогильных плит; - завещано выполнение этих дел Мухаммеду . (остальное стерто)». Интересно,

евразийская

> 6 (31) 2017 <

адвокатура

что в документе вперемежку представлены нормы адата и шариата, более того, прямо оговорено «.согласно адату (традиции), существующему среди сельчан: .два аббаси, как по адату (традиционно) принято; ...».

Также представлен шариат в пунктах, где говорится о хадже и поминальных мероприятиях и ритуалах. «.Совершившим зикр (произношение ритуальных формул) семьдесят тысяч раз - семь рублей; - Тому, кто совершит хадж за него - пять рублей; - Доставившему эти пять рублей тому, кто согласен совершить хадж, - пять рублей вознаграждения; - Всего на хадж за него - десять рублей; ...».

Из проведенного нами анализа видно, что мусульманское право уделяло немало внимания наследственному праву, в Коране содержится 35 стихов, регулирующих наследственные отношения. Приоритет наследования был установлен для кровных родственников, нежели наследников по завещанию, что противоречит действующему Гражданскому кодексу РФ. Однако, несмотря на это, васият содержит как завещательный отказ, так и завещательное возложение, а также положение об обязательных наследниках, что характерно для норм российского законодательства.

Подводя итоги, отметим, что социальные нормы, являясь регулятором общественных отноше-

ний, определяют основные приоритеты и потребности общества. Регулирование жизни горцев только правовыми нормами представляется нам невозможным. Учет местных традиций и обычаев поможет законодателю создать реально действующие законы, которые не ломают традиционных устоев и сохраняют национальную идентичность народа, проживающего в Российской Федерации.

Пристатейный библиографический список

1. Исмаилов М.А. История государства и права Дагестана: хрестоматия. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2016.

2. Караулов Н. Основы мусульманского права // Историческое наследие. Ставрополь, 1991.

3. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 2. М., 1890.

4. Коран / пер. и комм. М-Н. Османова. Ансарийан, 2000.

References (transliterated)

1. Ismailov M.A. Istorija gosudarstva i prava Dages-tana: hrestomatija. Mahachkala: IPC DGU, 2016.

2. Karaulov N. Osnovy musul'manskogo prava // Is-toricheskoe nasledie. Stavropol', 1991.

3. Kovalevskij M.M. Zakon i obychaj na Kavkaze. T. 2. M., 1890.

4. Koran / per. i komm. M-N. Osmanova. Ansarijan, 2000.

EURASIAN LEGAL PORTAL

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Наш портал состоит из следующих разделов:

а Законопроекты а Принятые законы а Судебная практика а Пресс-релизы а Юридические статьи а Юридические вузы а Юридическая школа в лицах а Новости а Наши партнеры а Институт законодательства а Бесплатная юридическая консультация

www.eurasialegal.info

целями проекта являются:

1. Создание информативной актуальной научной базы в области права для успешного ориентирования в современном юридическом мире.

2. Свободный обмен теоретическими и практическими знаниями в области права в рамках Содружества Независимых государств (СНГ).

Наша задача заключается в постоянном усовершенствовании портала, предоставлении полной и достоверной информации пользователям, внедрении новых актуальных проектов, интересных юридических источников и привлечении к развитию проекта профессиональных юристов для взаимовыгодного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.