УДК 342.4:340.114.5(470.67)
КОНСТИТУЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
Джамалова Э.К., доцент кафедры истории государства и права юридического факультета Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: dgamalova@mail. ru
Предметом данного исследования является анализ влияния Конституции РФ на формирование и развитие правовой культуры народов Дагестана. Отмечается необходимость выработки единой государственной идеологии, повышающей правовую культуру народов Дагестана и способствующей обеспечению единого правового пространства России. Подчеркивается, что Конституция РФ содержит все предпосылки для повышения правовой культуры многонационального народа Российской Федерации, в который входят и народы Дагестана.
Ключевые слова: конституция, конституционализм, правовая культура, народы Дагестана, полиэтничность.
CONSTITUTION AS THE MOST IMPORTANT FACTOR OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF THE PEOPLES OF DAGESTAN
Dgamalova E.K., Associate Professor of the Department of History of State and Law of Daghestan State University, Candidate of Law sciences
The subject of this study is to analyze the impact of the Constitution of the Russian Federation on the formation and development of legal culture of the peoples of Dagestan. The need to develop a uniform state ideology raising of Daghestan and ensuring a single legal space of Russia. It is stressed that the constitution of the Russian Federation contains all prerequisites raise legal culture of the multinational people of the Russian Federation comprising the peoples of Daghestan.
Key words: law culture, peoples of Daghestan, Law system, integrity, Constitution, constitutionalism, legal culture, the peoples of Daghestan, the Antiquities.
Процесс развития Российского государства иллюстрирует то, что, несмотря на провал идей коммунизма, они всё же служили мощнейшим фактором, консолидировавшим граждан. Основными объединяющими идеями являлись свобода, равенство и братство всех народов СССР. Главным и важнейшим юридическим источником формирования правовой культуры дагестанцев являлись советские конституции, ибо они оказывали огромное воздействие на развитие идеологии и ход идеологической борьбы. Конституция как Основной закон государства является идеологическим индикатором общества и сущность современного конституционного правосознания и конституционной правовой культуры дагестанцев проявляется в Конституции как конечный результат политических, экономических, национальных, социально-демографических и иных интересов и волевых устремлений, которые формировались на протяжении всего этапа развития конституционного
законодательства как СССР и РСФСР, так и Дагестана. С.А. Авакьян отмечает, что «конституция просто не может не быть идеологическим - в смысле мировоззренческим - документом... каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей... и нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества» [1, с. 15].
Т.Я. Хабриева отмечает, что «основные законы принято подвергать анализу через призму их близости к конституционному идеалу, параметры которого определяются требованиями современной доктрины конституционализма» [8, с. 29]. На сегодняшний день «конституционализм становится необходимым условием движения государства к господству права» [6], что автоматически определяет необходимость решения вопроса о наличии в России конституционализма. Ведь существует возможность того, что в стране конституция есть, а конституционализма - нет. Таким образом, что мы понимаем под конститу-
ционализмом? М.В. Баглай пишет, что «если конституцию можно рассматривать как сумму самых лучших идей, положенных на бумагу, то конституционализм - это нечто большее; это жизнь конституции, реальность, которая может быть и не лучшей. Конституционализм неразрывно связан с порождаемой им политической системой, и только эта взаимосвязь позволяет говорить о практической демократии» [3]. С.А. Авакьян конституционализм связывает с «четырьмя главными моментами: конституционные идеи; наличие соответствующего нормативно-правового фундамента; достижение определенного фактического режима; система защиты конституционного строя и конституции» [1, с. 165]. Мы понимаем под конституционализмом систему общепризнанных и поддерживаемых большинством населения правовых представлений и конституционных идей о демократических, политико-правовых ценностях общества, фактически обеспечиваемых нормативно-правовыми актами соответствующего уровня и конституцией. Конституционализм обязательно предполагает достаточно высокий уровень правосознания и правовой культуры населения.
Большинство ученых-юристов скептически относятся к наличию конституционализма в современном российском обществе. Не разделяя общего скептицизма, полагаем, что конституционализм является имманентной чертой правовой культуры народов Дагестана. Только благодаря наличию конституционализма как неотъемлемой черты правовой культуры дагестанцев Дагестан в период тяжелых постперестроечных испытаний не поддался сепаратистским настроениям, охватившим национальные окраины бывшего СССР. Не возникло в республике и очагов межнациональной напряженности, и до сих пор народы Дагестана противостоят внедряемой извне уже много лет агрессивной политике конфессионального разобщения.
Для того чтобы определиться с вопросом о наличии конституционализма в современном дагестанском обществе, сделаем небольшой ис-торико-правовой анализ развития конституционного законодательства и конституционных идей в Дагестане.
В ДАССР первые две конституции (1921 и 1927) были приняты в переходный период от капитализма к социализму, вторые две конституции (1937 и 1978) - в период социализма, Конституция Республики Дагестан 1994 года - в период перехода от социализма к капитализму. Действующая, шестая Конституция РД была принята в 2003 году.
Реальными, а не фиктивными, являются конституции, закрепляющие равноправие наций,
народностей, народов, гарантирующие их неотъемлемые права. Такие конституции играют огромную роль в установлении мирных, дружественных отношений между различными национальностями, в предупреждении межнациональных конфликтов, негативных явлений в области межнациональных отношений. Это касается в первую очередь конституций многонациональных государств, к которым относились СССР, РСФСР, ДАССР, относятся Российская Федерация и Республика Дагестан.
Конституция Республики Дагестан 2003 г., принятая в условиях сложной политической и социально-экономической ситуации, в собственно формально-юридическом значении значительно опережает реальный уровень правосознания большинства дагестанцев. Данный факт объясняется историческим наследием нашего государства, а также оторванностью отдельных конституционных предписаний от практики их реализации, определенной фиктивностью некоторых норм Конституции Республики Дагестан 2003 года. Основным условием повышения эффективности воспитательного воздействия Конституции РФ является максимальное приближение ее к конституции фактической, т.е. придание ей в большей степени реального характера.
Объективный подход к пониманию закономерностей конституционного развития российской государственности в рамках реализации демократического потенциала Конституции Республики Дагестан 2003 года позволяет выявить и основные направления повышения конституционно-правовой культуры в современных условиях становления гражданского общества и формирования правового государства.
Особенности процесса становления современной юриспруденции отражают не только объективные условия развития и специфики саморазвития юридических феноменов, но, вместе с тем, выражают и своеобразие социокультурных моментов развития Российского государства и российской правовой культуры. Важнейшим фактором повышения конституционного правосознания и правовой культуры граждан, социальных групп и общества в целом является эволюционный путь конституционного развития государства. Соответственно существенное значение на сегодняшний день приобретает проблема преодоления конституционного нигилизма, создание качественно нового уровня конституционно-правового сознания граждан и последовательная реализация общедемократических ценностей современной конституционной идеологии.
Исследование конституционализма как имманентной черты правовой культуры народов
Дагестана предполагает необходимость анализа нормативно-правовых компонентов (где ведущая роль принадлежит Конституции как Основному закону) и реальных общественных отношений, предопределяющих материальное содержание конституционных ценностей современного общества. Подобный подход «реализуется на основе учения о фактической и юридической конституции и, соответственно, выявления прямых и обратных связей конституционного правосознания с конституцией как правовым и социальным явлением» [4, с. 35].
Концептуальный анализ Конституции как элемента правовой культуры позволяет характеризовать значимость и социальную ценность конституционного права в широком смысле. Значимые свойства конституционного права обусловлены его значением как особой формы общественных отношений, его местом и задачами в социальной системе общества. Как глубинный элемент правовой культуры Конституция не только вбирает в себя ее ценности, но и реализует основополагающие требования и достижения общества.
Часть 1 ст. 3 Конституции РФ определяет многонациональный народ как единый носитель суверенитета. Только многонациональный народ России как единый субъект может осуществлять суверенитет и обладает верховенством в решении вопросов государственного устройства, осуществляя свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Данное положение было реализовано, когда многонациональный народ России путем референдума принял Конституцию РФ.
Важным фактором формирования правовой культуры народов Дагестана является предоставленное ч. 3 ст. 5 российской Конституции 1993 г. право народов на самоопределение (самоопределение в рамках существующего федеративного государства). Это право относится к основам конституционного строя Российской Федерации и демонстрирует приверженность российской Конституции известному принципу международного права о праве народов на самоопределение.
Фундаментальной основой, определяющей содержание развития правовой культуры дагестанцев, является Конституция, а одним из главных субъектов этого процесса является государство и его соответствующие институты. В учении о конституции при рассмотрении ее сущности отдельно выделяется ее идеологическая функция, которая заключается в том, что она является средством идеологического воздействия [2, с. 54]. Именно конституционное законода-
тельство и является основополагающим фактором, формирующим правовую культуру и воплощающим базовые отправные идеи, убеждения, ценности, относящиеся к наиболее важным сферам жизни, как общества, так и государства. Огромное воздействие Основного закона на правовую культуру народов Дагестана обусловлено тем, что Конституция РФ сама является результатом достигнутого уровня развития правосознания и правовой культуры российского общества.
Как следствие неразрешенности теоретических вопросов и реально возникающих на практике противоречий в развитии российской государственности процесс выработки единой государственной идеологии, повышающей правовую культуру народов Дагестана и способствующей обеспечению единого правового пространства России, проходит неоднозначно.
В сложных социально-экономических и политико-правовых условиях становления новой российской государственности существенно возрастают требования, предъявляемые к уровню правовой культуры всех членов общества. Именно от должного уровня составляющих правовой культуры - высокого уровня правосознания, овладения навыками правового поведения, ясных законов, хорошей законодательной техники, высокоразвитой правовой науки, правовых традиций и других правовых ценностей - будет зависеть качественное достижение в правовой сфере. Современная российская правовая культура находится сейчас в ситуации глубоких структурных реформ, в состоянии перехода к персо-ноцентристскому типу. Это связано с тем, что по смыслу Конституции РФ человек - это основа российской правовой системы и правовой культуры (ст. 2 Конституции РФ объявляет человека высшей ценностью). Как подчеркивает Т.Я. Хабриева, «это важное достижение конституционализма» [8, с. 31]. В статье 7 Конституции РФ говорится о «создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», что позволяет раскрыть суть государственной политики по отношению к человеку. Как отмечает Д.Ш. Пирбудагова, Конституция Российской Федерации «образует правовую базу для сохранения и развития всех народов, проживающих на территории страны» [7, с. 43].
Таким образом, происходит не только количественное расширение каталога прав и свобод, но и их качественная трансформация, изменение правовых механизмов, учреждений, процедур, менталитета.
В условиях, когда нормативное поле не до конца сформировано, законодательный процесс противоречив, правовая культура населения становится ключевым фактором, который должен обеспечить поддержание правопорядка. В
данной ситуации приобретают актуальность факторы формирования правовой культуры.
Значение Конституции РФ как нормативно-правовой основы формирования правовой культуры народов Дагестана обусловлено тем, что одной из ведущих конституционных идей является идея конституционной законности, которая, глубоко проникнув в сознание человека, способна упорядочить, субординировать все его взгляды, представления относительно сущности конституционно-правовых норм и институтов, практики их реализации, привести фактическое поведение человека в соответствие с заложенной в конституционных нормах программой, способствовать выработке объективных оценок деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, граждан с точки зрения ее конституционности. Конституция среди всех нормативных актов играет наиболее важную роль в государственной и общественной жизни. Известно, что назначение права - регулирование общественных отношений, угодных и выгодных той или иной части населения, части народа или всего народа. В регулировании этих отношений конституция имеет огромное значение.
Отмечая широкое комплексное предназначение Конституции РФ 1993 г., которая во многом определяет особенности конституционной практики, нельзя не отметить, что перед ней стоит задача внедрения в сознание людей правовой культуры и основ конституционализма. Конституция 1993 г. методологически основана на ценностном подходе, доминирующем в теории и практике современного конституционализма [5].
Укрепление роли общественных воззрений в правовом сознании и правовой культуре способствует утверждению авторитета права в общественной и государственной жизни.
Основным критерием адекватности интерпретации Конституции и непременным условием эффективной реализации ею функции воспитательного воздействия на индивидов с целью формирования и повышения уровня их правовой культуры является соответствие фактической и юридической конституций. Ведь важно не просто принять Конституцию, но и заложить традицию глубокого уважения к ней. Россию нельзя отнести к странам с формальной юридической традицией и культурой, поэтому было бы неверно отечественный конституционализм сводить, главным образом, к специальному юридическому закреплению демократического механизма власти, прав и свобод граждан. Духовными гарантиями обеспечения единого правового пространства Российской Федерации является сово-
купность идей, взглядов, источников культурного достояния, отражающих историческое развитие России и ее современное эволюционное духовное развитие. При этом необходимо отметить одну исключительную особенность, объединяющую культурные гарантии, а именно то, что они, не выделяя национальных, социальных или каких-либо признаков отдельных групп населения, изначально рассматривают общество в качестве целостного образования.
Конституция любой страны основывается на собственной идеологии, отражающей духовно-нравственные закономерности данного народа. Поэтому вызывает определенные опасения тот факт, что Конституция РФ и Конституция Республики Дагестан в общественном сознании населения продолжают оставаться лишь законами, регламентирующими работу центральных государственных, законодательных, исполнительных и судебных органов.
Однако не только уровень общественного сознания может оказывать воздействие на содержание конституции при её разработке, принятии и внесении изменений, но и сама Конституция должна стимулировать правомерное поведение субъектов права, способствовать формированию правовой культуры. Но при этом не следует впадать в крайность и преувеличивать творческие возможности Конституции, так как не все можно свести к тексту Конституции и органических законов.
Реализация норм Конституции, принятой на основе выводов науки, объективных законов развития общества, с учетом положительного опыта государственно-правового строительства -необходимое условие прогрессивного развития экономики, повышения производительности труда. А это, в свою очередь, - условие повышения материального благосостояния людей, достижения возможной социальной справедливости, удовлетворения материальных и культурных потребностей человека [9, с.18].
Полагаем, что конституционализм, так же, как и конституция, отражает ментальность и уровень духовно-нравственного развития народа. На современном этапе развития формирование правовой культуры в Республике Дагестан происходит под влиянием региональных факторов, обусловленных ее геополитическими, социальными, национальными, религиозными особенностями как субъекта Российской Федерации. В Республике Дагестан огромную роль в формировании конституционного правосознания имеют сложившиеся веками традиции, нормы обычного права народов Дагестана. Соответственно и формирование конституционализма происходит под влиянием этих же факторов.
Совокупность факторов, влияющих на правовую культуру дагестанцев, определяется множеством проблем стоящих перед обществом. От правильного и своевременного решения этих проблем напрямую зависит процесс формирования правовой культуры.
Наиболее актуальными проблемами в области повышения правовой культуры народов Дагестана в настоящее время являются:
1) решение проблем различных национальных общностей посредством предоставления гарантий национального равноправия и обеспечение представительства всех народов и национальных меньшинств Республики Дагестан в органах государственной власти и местного самоуправления с учетом демократических принципов и законности;
2) принятие реальных мер по обеспечению и гарантированию законных прав разделенных государственными границами Грузии, Азербайджана и административными границами субъектов РФ народов Дагестана и их защите;
3) создание нормативно-правовых основ для становления и функционирования на федеральном уровне единой национально-культурной автономии Республики Дагестан;
4) удовлетворение информационных, культурно-образовательных и иных гуманитарных потребностей и интересов граждан, связанных с их национальной принадлежностью;
5) сохранение и развитие самобытной культуры всех народов и национальных меньшинств Республики Дагестан;
6) признание языкового суверенитета каждого из языков народов Дагестана.
Таким образом, проанализировав процесс развития правовой культуры в Дагестане, обозначив при этом его национальные истоки, так или иначе влияющие на дагестанскую самобытность и становящиеся частью его национального менталитета, становится возможным рассматривать феномен правовой культуры народов Дагестана как бы изнутри, с тем, чтобы показать его сущностное значение, определив при этом его взаимосвязи с другими правовыми явлениями и государственными субсистемами в условиях обеспечения единого правового пространства РФ.
Конституция России содержит все предпосылки для успешного решения задачи повышения правовой культуры многонационального народа Российской Федерации, в который входят и народы Дагестана. Несмотря на множественность законодательных актов в сфере повышения правовой культуры, необходимо продолжать поиск наиболее эффективной модели законодательной регламентации создания основ общенациональной правовой культуры России. Законодательство XXI века должно служить сплочению всех народов России.
Литература
1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.
2. Анненкова В.Г. Единая национальная идея - основа и смысл единства Российского государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 9.
3. Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. 2003. № 11. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
4. Джамалова Э.К., Кадилаев М.А. Эволюция конституционализма в Дагестане // История государства и права. 2010. № 23.
5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: "Эксмо", 2010. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
6. Кравец И.А. Верховенство конституции - принцип конституционализма // Журнал российского права. 2002. № 7. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
7. Пирбудагова Д.Ш., Гамзатова М.М. Конституционное право определять и указывать свою национальную принадлежность как реализация этнической самоидентификации личности в контексте обеспечения прав человека в Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 2. С. 41-45.
8. Хабриева Т.Я. Доктринальное значение российской Конституции // Журнал российского права. 2009. № 2.
9.Халилов A.M., Магомедов Ш.Б. Государственное (конституционное) право РД. Махачкала, 1998.
Поступила в редакцию 28 октября 2013 г.