ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
УДК 340.008.005
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В ПЕРИОД СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Джамалова Э.К. - кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]
В статье исследуется процесс становления и развития правовой культуры в Дагестане в период советской власти.
Ключевые слова: правовой, культура, народы, Дагестан, советский.
LEGAL CULTURE OF THE PEOPLES OF DAGESTAN IN THE SOVIET PERIOD
Dzhamalova E.K. - the candidate of jurisprudence, the senior lecturer of chair of history of the state and the law of the Daghestan state university
The article covers the formation and development legal of process culture in Daghestan in the period of Soviet power.
Key words: legal, culture, the peoples, Daghestan, Soviet.
Двадцатый век стал переломным в истории российской государственности,
ознаменовавшийся величайшим экспериментом человечества - созданием Советского
государства. Этот период формирования правовой культуры можно назвать этапом утверждения правовой культуры как
качественного состояния правовой жизни
общества, выражающейся в определенном уровне нормативно-правового обеспечения
государственной жизни, а так же правовой и правоприменительной деятельности [2, с.22].
Революционные события начала XX века в нашей стране сформировали
неоднозначное отношение общественности к правовым явлениям в жизни. В советском государстве к 1917 году сложилась система нравственно-правового воспитания, имевшая некоторые особенности: «Эта деятельность
получила законодательное обеспечение,
разработаны государственные образовательные
и воспитательные программы для несовершеннолетних, акцентировалось
внимание на мероприятиях по перевоспитанию несовершеннолетних,- которые нарушили закон развитии их общего образования, а также совершенствовании религиозно-нравственного воспитания, которое приобретало характер правового воздействия и становилось правовым» [3, с.123]. В советский период созданы различные системы правового воспитания, которые соответствовали духу того периода истории, обозначились его формы и методы. Для того чтобы правовые нормы, принятые государством, стали известны, поняты и осознаны населением республики, необходимо было проводить огромную работу, и она проводилась партийными организациями и государственными органами республики. Коммунистическая партия подчеркивала необходимость осуществления диалектического единства правового образования, обучения и
воспитания в целенаправленном формировании правовой культуры дагестанцев.
Процесс формирования правосознания и правовой культуры дагестанцев у народов Дагестана проходил в общих чертах так же, как у всех остальных народов нашей страны, но отмечались свои особенности.
Провозглашение в ноябре 1920 года советской автономии Дагестана и образование в январе 1921 года Дагестанской АССР обеспечило новые политические основы и реальные возможности для осуществления вековых чаяний населения республики [1, с.12].
Начались коренные изменения не только в экономике, но и в социальных отношениях, невиданными ранее в истории темпами происходит культурное развитие народов и расцвет их духовной жизни.
Совершение или не совершение правонарушений в значительной степени зависело, как зависит и сейчас, от установки и уровня сознания лица, оказавшегося перед необходимостью принятия решений. В предотвращении правонарушений большое значение приобретало воспитание, поскольку именно оно может эффективно научить человека решать свои жизненные проблемы достойным образом.
Поэтому в период строительства социализма правовое воспитание проводилось путем осуществления целенаправленного учебно-воспитательного процесса. Но этого для формирования правовой культуры дагестанцев было недостаточно. Правовая культура в основном формировалось под воздействием всей правовой жизни республики.
Партийная организация республики, понимая, что правовое воспитание является многогранным и сложным процессом, ставила своей задачей содействие общественнополитическому и культурному росту горцев,
повышение их социально-политической активности, утверждение в их сознании
высокогуманных принципов и норм социалистического общежития.
Партийная организация и правительство республики поставили перед собой правовоспитательную цель - наладить широкую и систематическую информацию граждан в действующем законодательстве, обеспечить воспитание убежденности в социальной справедливости советских законов, в
необходимости сознательного их исполнения
как главной предпосылки искоренения правонарушений, укрепления
социалистической законности и правопорядка [1, с.14].
«Военно-революционный комитет не посягает пи на основы ислама-шариата, пи на нравы и обычаи Дагестана, ни на честь и достоинство его, немедленно приступает к организации духовного правления шариатского суда во всем Дагестане», - провозглашало «Воззвание» Военно-революционного
комитета.
Для того периода признание основ шариата, наряду с создаваемым революционным социалистическим правом, имело огромное значение в такой отсталой царской колонии каким был Дагестан. Революционное творчество масс, утверждавшее новый правопорядок через Военнореволюционный комитет, признавало, что на этом этапе развития революции наиболее приемлемым было признание не только декретов Советской власти, но и шариатских установлений. Правда, из этого документа трудно сделать вывод о том, в какой мере признается шариат. Тут важен был сам факт признания этого института права, хотя отдельные Положения шариата обходились молчанием. Эксплуатацию человека человеком шариат не возбраняет, и мусульманские церковники веками поддерживали этот институт, а в «Воззвании» имеется призыв к ликвидации системы эксплуатации. Не выдерживал критики с точки зрения шариата и призыв к передаче «бекских, чанкских и крупных частновладельческих земель, пастбищных гор и лесов в руки трудового народа» [1, с.16].
Таким образом, шариат, хотя в «Воззвании» и признавался, но область его действия значительно суживалась.
Естественно. «Воззвание» не носило характера закона, правового акта, но надо подчеркнуть его значение как документа, провозгласившего основы некоторых социалистических принципов в праве. Опираясь на эти принципы, партия воспитывала у трудящихся горцев правосознание, готовила массы к созданию нового правопорядка. Здесь речь шла о соединении воспитания правовой культуры дагестанцев с политическими задачами революционного движения.
Эти принципы способствовали формированию у грудящихся горцев
правосознания и правовой культуры,
подготавливали к созданию нового правопорядка. Здесь речь шла о соединении воспитания правосознания дагестанцев с политическими задачами революционного
движения.
Как известно, второй Всероссийский съезд Советов воплотил в реальные законы пролетарского государства правовые требования рабочих солдат, крестьян, которые были сформулированы в период борьбы за государственную власть. В исторических декретах Октября - «Декларации прав
трудящегося и эксплуатируемого народа»,
декретах о земле, о национализации банков, крупной промышленности, внешней торговли, о высшем Совете народного хозяйства и других, в первой советской Конституции 1918 года, которая, кстати, была опубликована на кумыкском языке еще в те годы, социалистические правовые взгляды рабочего класса получили дальнейшее законодательное закрепление.
Основным и важнейшим юридическим источником формирования правосознания и правовой культуры дагестанцев являются советские Конституции, ибо они оказывали огромное воздействие на развитие идеологии и ход идеологической борьбы.
В педагогике 20-30-х годов XX века существовало четкое представление о важности формирования гражданских качеств личности, рассматривавшихся как правовой феномен в условиях активного действия и самоуправления самих детей, па основе единства сознания и поведения, включающих не только набор нравственно-правовых представлений, знаний, но и умений, и навыков, формирующихся в условиях учебной и внеучебной работы [6, с.69].
Одним из решающих методологических принципов правового воспитания,
формирования правового сознания,
вытекающих из марксистско-ленинского положения о единстве различных форм сознания, партийная организация республики Дагестан считала правильное определение политического и морального значения правовых норм и институтов.
Характерной особенностью данного этапа является крайняя идеологизированность
общественной жизни, сказавшаяся, в том числе, и на научных процессах. В этих условиях право и государство выступали как явления приходящие и отмирающие и не могли быть ничем иным, как "орудием классового господства" [2, с.24].
Идеологизация правовой нормы вырастает на данном этапе до такой степени, что нормативно-правовые акты как форма существования права перестают быть средством регулирования общественных отношений, а становятся способом внутригосударственной политической борьбы. Моделирование подобного правосознания и правовой культуры в специфических условиях СССР привело к развитию таких феноменов, как советское право, социалистическая правовая культура, социалистическая
законность и правосознание,
сформировавшиеся на классовом подходе не только к экономике, но и к политике, праву, культуре, воспитанию и т.д. [5, с.42] Но, как представляется, нельзя дать однозначно негативную оценку этого периода, так как, несмотря на явные перегибы в правовой практике, именно в советское время начинается интенсивное теоретическое освоение правовой культуры, правосознания и правового воспитания как научных категорий; именно в это время появляются выдающиеся работы, составившие основу формирования концепции правового воспитания в России.
Идеологи революционного
правосознания отстаивали идеи субъективного правопонимания. Вера в могущественную силу права, призванного защитить человека от произвола власти и конфликтов, была подорвана. В 1937 году в структуре образования советской школы появилась новая учебная дисциплина «Конституция СССР», в рамках которой школьники изучали вопросы права. Изучение Основного закона государства было подчинено задачам правового воспитания и просвещения учащихся. Учащиеся знакомились с конкретными событиями в стране и за рубежом и приучались «к единомыслию в их оценках» [4, с.81]. В
соответствии с Постановлением ЦК ВКП (б) от 5 октября 1946 г. «О расширении и улучшении юридического образования в стране» обучение в школах в рамках указанного курса было нацелено именно на формирование правовых знаний у населения [3, с.126].
В 70-е годы XX века правовое воспитание граждан становится одним из стратегических направлений деятельности государственных органов страны. В качестве условия повышения правовой культуры детей выдвигается идея создания в средней школе системы правового образования, которая должна охватывать весь период обучения школьников с первого по десятый класс. В ее рамках были выделены две подсистемы: осуществление правового просвещения и воспитания на уроках при изучении основ наук и создание комплекса внеурочной и внешкольной работы [3, с.127].
В настоящее время Российское государство переживает этап новых реформ. В сознании россиян последовательно
утверждаются общечеловеческие ценности, прошедшие многовековой путь становления -это суверенитет и самоуправление народа, идеологический и политический плюрализм, верховенство права, разделение властей и т.д. Без сомнения, высшей ценностью в государственной политике должен быть человек, его права и свободы. Государство, его органы, все другие социальные институты должны играть служебную по отношению к личности роль, быль ответственными перед ней. В этих условиях для дальнейшего развития российской государственности необходимы новые подходы в теоретическом освоении государственно-правовых процессов.
Таким образом, теоретическая наука вступает в новый этап своего развития, который можно назвать этапом динамики (он совпадает с современным периодом развития Российского государства), в котором формируется целостная концепция правовой культуры, основанная на цивилизационных подходах к праву и правовой науке, в задачу которого будут входить дальнейшее развитие юридических знаний, традиций и представлений, новых приемов и способов законотворчества, новых форм и методов деятельности правоприменительных органов, развитие системы гарантий и
процедуры защиты прав и свобод граждан, т.е. всего того, что требует действительно нового теоретического освоения, и прикладной характер чего всецело будет зависеть от уровня развития правосознания и правовой культуры как на индивидуальном, профессиональном, так и на общем уровне.
Таким образом, подводя итог историкоправового исследования процесса становления и развития феномена правовой культуры в Дагестане, обозначив при этом его национальные истоки, так или иначе влияющие на дагестанскую самобытность и становящиеся частью ее национального менталитета, становится возможным рассматривать феномен правовой культуры как бы изнутри, с тем, чтобы показать его сущностное значение, определив при этом его взаимосвязи с другими правовыми явлениями и государственными субсистемами.
Литература
1. Баймурзаев А.Б. Формирование
социалистического правосознания народов Дагестана. - Махачкала, 1984.
2. Крыгина И.А. Правовая культура, правовое
воспитание и управление
правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дис. ...канд. юрид. наук. - Ростов н/Д, 1999.
3. Певцова Е.А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России // Журнал российского права. 2003. № 10.
4. Правовое сознание и правовое воспитание трудящихся в развитом социалистическом обществе / Отв. ред. А.В. Мицкевич. - М., 1975.
5. Семитко А.И. Развитие правовой культуры как правовой прогресс (проблемы теории и методологии): Дис. д. ю. н. - Екатеринбург, 1996.
6. Элиасберг Я.И. Правовое образование в отечественной школе 30-90-х гг. XX века. Опыт системно-генетического анализа. -СПб., 2000. - С. 69.
Поступила 14 января 2011 г.