Научная статья на тему 'Правовая культура и образование'

Правовая культура и образование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1092
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ЦЕННОСТЬ / СВОБОДА СЛОВА / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / LEGAL CULTURE / CULTURAL ENVIRONMENT / VALUE / FREEDOM OF SPEECH / CONSTITUTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Золотухин Владимир Михайлович, Суслова Светлана Владимировна

В статье рассматриваются различные подходы к пониманию правовой культуры, в частности, среди молодежи, в российском правовом пространстве. Социально-философская интерпретация правовой культуры позволяет выявить, с одной стороны, потребность общества в ней, а с другой неоднозначность ее оценки и значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses various approaches to understanding the legal culture, particularly among young people in Russia's legal space. Socio-philosophical interpretation of the legal culture reveals, on the one hand, society's need for it, but on the other the ambiguity of its assessment and significance.

Текст научной работы на тему «Правовая культура и образование»

УДК 340.155.8:340.111.5

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ

В. М. Золотухин, С. В. Суслова

LEGAL CULTURE AND EDUCATION V. M. Zolotuhin, S. V. Suslova

В статье рассматриваются различные подходы к пониманию правовой культуры, в частности, среди молодежи, в российском правовом пространстве. Социально-философская интерпретация правовой культуры позволяет выявить, с одной стороны, потребность общества в ней, а с другой - неоднозначность ее оценки и значения.

The article discusses various approaches to understanding the legal culture, particularly among young people in Russia's legal space. Socio-philosophical interpretation of the legal culture reveals, on the one hand, society's need for it, but on the other - the ambiguity of its assessment and significance.

Ключевые слова: правовая культура, культурная среда, ценность, свобода слова, правовое государство.

Keywords: legal culture, cultural environment, value, freedom of speech, constitutional state

В качестве самостоятельной лексической единицы слово «культура» существует лишь с XVIII века. Своим происхождением как лексической единицы «культура» обязана латинскому слову «со1еге-сиНига» (возделывание, обработка, улучшение, уход). Позже происходит расширение смысла термина «культура». Им стали обозначать также процессы и результаты возделывания материалов природы в различных ремеслах, а затем и процессы воспитания и обучения человека. В этом расширенном смысле термин «культура» впервые был применен в работе древнеримского оратора и философа Марка Туллия Цицерона «Тускуланские рукописи» (45 г. до н. э.) [2, 464].

В России термин «культура» впервые представлен в «Карманном словаре иностранных слов»

Н. Кириллова в 1846 году и характеризует «деятельность для пробуждения дремлющих в человеке сил». Со второй половины XVIII века культура начинает рассматриваться как важнейший аспект жизни общества, связанный со способом осуществления человеческой деятельности, характеризующий отличие человеческого бытия от животного существования. Правовой аспект связан с применением овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей.

Современное состояние взаимосвязи государства и права находится в сложном и неоднозначном взаимодействии с общечеловеческой культурой, которая становится более усложненной и неоднозначной. Культура как форма, созданная человеком, является результатом его творчества и отражением его внутреннего состояния и мира. Уровень же правовой культуры формирует основные признаки право -вого государства, при условии что, ее формирование осуществляется параллельно с другими видами культуры - политической, моральной, эстетической и т . д.

Если говорить в целом о правовой культуре, то необходимо сказать, что она на сегодняшний день является неотъемлемой частью общей культуры народа, основанной на её началах и является отражением уровня развития и менталитета народа. Фор-

мирование правовой культуры не может быть процессом обособленным и развиваться отдельно от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической. С уверенностью можно констатировать, что это комплексный вопрос. Развитие всех сторон культуры общества направлено на решение одной задачи - создание моральноправового климата в обществе, способного гарантировать и обеспечить свободу поведения личности в соединении с ответственностью перед обществом. Так как право дает не только свободу, но и обязанность, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов, действующих на территории того или иного государства.

По мнению П. Леграна, культура есть некая схема, одновременно конститутивная и нормативная, в рамках которой индивид совершает свои сознательные (intelligible) действия и оценивает действия других. Он также отождествляет культуру с неосязаемым каркасом, в рамках которого в данном обществе осуществляется жизнедеятельность индивидов. Иными словами, культура выступает как своего рода единство человека и культурной среды, продуктом которой он является.

При рассмотрении проблем правовой культуры существует немало дискуссионных вопросов, к которым прежде всего относится исследование истоков, сущности, обусловленных особенностями современного государственного развития, а также структуры и механизма взаимодействия правовой культуры с другими правовыми явлениями. Данные проблемы являются приоритетным направлением развития правовой науки, которое успешно осваивается рядом отечественных ученых, например

В. В. Головченко, В. И. Каминской, А. А. Погорадзе, А. Р. Ратиновым, О. Г. Шапиевой.

Формирование нового понятийного аппарата, отражающего реалии современного общества, позволяет по-новому взглянуть на феномен правовой культуры, оценить ее роль в процессе социализации личности, эволюции общества в целом. Так, если А. П. Семитко характеризует правовую культуру

только как «качественное состояние правовой жизни общества», то З. Ч. Чикеева полагает, что, рассматривая правовую культуру только в этом аспекте, мы характеризуем лишь внешнюю форму данного явления; внутреннее же ее содержание заключается в развитии самого человека. Такая позиция представляется нам весьма здравомыслящей, поскольку развитие личности в процессе формирования ее правовых ценностей и их усвоения, несомненно, является формой существования правовой культуры.

Необходимо отметить, что проблемы правовой культуры и правового воспитания затрагивают вопросы о сущности, ценностях и элементах правовой культуры. Обстоятельно рассматриваются прикладные аспекты проблемы правовой культуры отдельных категорий людей (личности, профессиональной правовой культуры сотрудников органов внутренних дел и др.), а также роль правовой культуры в формировании правовой активности и правомерного поведения (В. И. Абрамова, Г. П. Давыдова,

С. А. Ивкина и др.). В то же время в специальной педагогике изучение данной проблемы представлено лишь несколькими исследованиями. Первым является исследование Б. П. Пузанова [1, 162]. Изучение вопросов правового воспитания подростков с тяжелыми нарушениями речи было проведено

С. Н. Фалько, изучение оптимизации процесса обучения обществознанию как составной части правового образования глухих и слабослышащих старшеклассников раскрывается в диссертационном исследовании О. О. Малхасьян.

Под влиянием политических событий происходит трансформация правового пространства: коренным образом меняется роль и место правовых знаний в российском обществе и в сознании людей. Особое место в данном становлении отводится именно подрастающему поколению.

В 2010 году нами было проведено анкетирование среди студентов двух кузбасских высших учебных заведений города Кемерово Кемеровской области, с общей выборочной совокупностью 458 человек. В том числе:

- Кузбасский государственный технический университет (КузГТУ) - 276 человек. Анкетирование проводилось на факультете наземного и подземного строительства (специальности: 270205 -Автомобильные дороги и аэродромы, 270115 - Экспертиза и управление недвижимостью, 270112 - Водоснабжение и водоотведение) и инженерноэкономическом факультете (специальность 080105 -Финансы и кредит);

- Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета (КемИ (филиал) РГТЭУ) - 182 человека. Удалось опросить студентов факультета внешнеэкономической деятельности (специальность 080102

- Мировая экономика), факультета менеджмента (специальность 080502 - Экономика и управление на предприятии (в торговле) и экономического факультета (специальности: 080801 - Прикладная ин-

форматика (в экономике); 080109 - Бухгалтерский учет, анализ, аудит; 080105 - Финансы и кредит).

Из них студентами первого курса являются 41 %, второго - 25 %, третьего - 34 %.

В исследовании использовались выборочный метод и анкетный опрос.

Цель анкетирования: определить уровень правовой культуры среди студентов высших учебных заведений г. Кемерово Кемеровской области.

Отношение анкетируемых к заполнению анкет было неравнозначным - одни проявляли интерес, другие испытывали затруднения при ответах.

Результаты анкетирования по вопросам выглядят следующим образом:

Отвечая на вопрос «Знаете ли Вы свои права и свободы?», невозможно было перечислить все права и свободы, поэтому в полном объёме ответов не было. Не ответили на данный вопрос 19 чел., в это число вошли неопределённые ответы («Их много», «Не помню» и т. п.).

В ответах приводились самые разнообразные варианты. По значимости права распределялись следующим образом:

«Право на жизнь» - 357 анкет,

«Право на образование» - 282 анкеты,

«Право на труд и отдых» - 224 анкеты,

«Свобода передвижений и места жительства» - 215 анкеты,

«Право на свободу мысли и слова» - 202 анкеты, «Право на свободу и личную неприкосновенность»

- 72 анкеты,

«Право на охрану здоровья и медицинскую помощь» - 41 анкета.

Все остальные права и свободы в анкетах отмечены незначительными цифрами - от 3-и до 17. Такие права граждан, как «проводить собрания, митинги ...», «участвовать в управлении делами государства...», «социальное обеспечение», «заниматься экономической деятельностью», «свобода творчества» ни в одной анкете не отражены. Кроме того, в анкетах встречаются такие записи: «жить и заниматься деятельностью, только не уголовной», «поступать в той или иной ситуации, как хочется, но не против закона», «делать то, что законно», «право на имя» и т. п.

На вопрос «Знаете ли Вы законы, защищающие Ваши права и свободы?» утвердительно «Да» ответили 309 респондентов. Среди ответов перечисляются такие законы, как: Конституция РФ, нормы кодексов (гражданский, семейный, уголовный, об административных правонарушениях), федеральные законы, международные нормативно-правовые акты, законы (о защите животных, о защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законы о защите и охране природы, закон об охоте, защищающий права человека с ружьем, закон о психиатрии, защищающий права психически больных, закон о защите прав потребителей). Затруднились ответить - 86.

43 ответили «Да», а 10 «Не знают» ответа на вопрос: «Считаете ли Вы что Ваши права и свободы соблюдаются?» При этом были даны иные варианты

ответов, а именно: «Скорее да, но до полного соблюдения всех прав и обязанностей в нашей стране ещё очень далеко», «Не всегда, их часто нарушают органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностные лица».

Большинство - 248 респондентов, черпают информацию о своих правах и свободах через Интернет, 220 - посредством общения с преподавателями и юристами, 160 - через СМИ. Также можно выделить следующие ответы: лекции - 60, правовые системы «Консультант плюс» и «Гарант» - 35, Законы

- 31, нормативно-правовые акты - 19, Конституция

- 13.

К сожалению, большинство респондентов отрицательно относятся к определению "Все равны перед законом" и категорически не согласны с ним: «Закон что дышло, - куда повернешь, туда и вышло». В то же время согласны с ним, но с различными вариантам: «равноправие между всеми социальными слоями, по моему мнению, очень важное условие для нормального существования между людьми», «равенство - основной критерий для закона и суда», «этот принцип не соблюдается» и «так должно быть, все имеют обязанности, которые должны выполнять без исключения».

Свободным человеком считают себя 49 респондентов, не свободным - 221. Свобода проявляется следующим образом: «Свобода слова, свобода мнения, передвижения», «Я свободно могу совершать выбор в чем-либо, учитывая мои возможности», «Мы свободны до тех пор пока не начинается свобода другого человека», «Я живу в демократическом государстве и вправе решать многие вопросы», «Всегда ограничены материальные возможности», «Свобода не про нашу страну». Затруднились ответить - 9.

Вопрос «Какие основные нарушения прав и свобод Вы наблюдаете в современном обществе?» выявил следующие характерные особенности: большой пробел между социальными слоями в обществе; нарушение конституционных прав и обязанностей; беспредел милиции, нарушение прав и свобод сотрудниками МВД; нарушение прав потребителей; пренебрежительное отношение в больнице; коррупция; платная медицина, образование, нарушение трудовых норм; убийства, насилие, грабежи; равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения; давление со стороны политических партий на выбор граждан; на приобретение жилья; несвоевременная выплата заработной платы; не выплачиваются стипендии вовремя (особенно сиротам); не отправляют по закону Кемеровской области на отдых детей-сирот и инвалидов; продажа просроченных товаров; проблема нарушения прав граждан органами, осуществляющими призыв на воинскую службу; ущемляется право на митинги; работодатели нарушают условия договоров; право на защиту в суде; нарушение прав ребенка; право на интеллектуальную собственность; нарушение прав на равенство перед законом;

расовая дискриминация; не предоставляется свобода выбора; давление на людей.

К основным недостаткам правовой культуры в обществе респонденты относили: «Незнание своих прав и обязанностей большинством населения», «Недоступность языка для простого населения, не каждый поймет то, что написано в законе, который предполагает прямое и однозначное толкование», «Низкий уровень правовой культуры», «Человек получил власть и сразу начал ей злоупотреблять», «Недостатков много, некоторые люди не знают элементарных вещей, которые помогут им защитить свои права», «Правовая безграмотность», «Правовая культура - это результат человеческого творчества, поэтому недостатков в ней много», «Недостаток информирования», «Не совсем ответственный и организованный подход к подаче материала в школе».

Правовое воспитание молодежи считают важным и необходимым - 159 респондентов. Его важность и необходимость обусловливаются такими компонентами, как: «Формирование правового социального государства, должного уровня ответственности», «Для того, чтобы защитить себя от произвола власти», «Молодежь должна знать и понимать свои права и обязанности и применять их в жизни», «Человек, знающий закон, не нарушит его», «Приобретение необходимого минимума правовых знаний, т. к. в повседневной жизни мы часто сталкиваемся с разными ситуациями и не знаем, как поступить в тот или иной момент», «Для становления демократической России» и «Становление человека как личности». Не знают ответа всего 3 респондента.

По мнению респондентов, для формирования правовой культуры молодежи необходимо следующее: «Изучение правовых дисциплин на всех этапах получения образования (от детского сада до вуза)» -85; «Пропаганда в СМИ идей правового демократического государства и ценности прав человека» - 68; «Деятельность правоохранительных органов и органов молодежной политики» - 71; «Разработка целевой программы по правовому воспитанию» - 83.

Правовое воспитание в образовательных учреждениях должно осуществляться в следующих формах: «Изучение правовых дисциплин на занятиях» -354; «Вовлечение молодежи в работу научных обществ, кружков правовой направленности, участие в научных конференциях по правовой тематике» -263; «Проведение воспитательных мероприятий правовой направленности» - 331; «Практическая отработка различных правовых ситуаций на семинарских и практических занятиях» - 286; «Встречи с работниками правоохранительных, судебных и иных органов, посещение соответствующих учреждений» - 336. Характерные варианты ответов студентов на данный вопрос были следующими: «Соединение теории и практики», «Предмет «Правоведение» должен быть введен во всех общеобразовательных школах, чтобы уже со школьной скамьи знали и соблюдали свои права и обязанности».

Анкетирование подтвердило мнение о том, что молодёжь недостаточно владеет правовыми знания-

ми, а именно - предметом «Правоведение», который преподаётся в школах с 5-го класса. Анкеты показали, что отсутствуют не только знания по правовой культуре, но и по русскому языку. Безграмотность присутствует у каждого третьего респондента.

Провозглашенный лозунг построения правового государства в России и, как следствие, начавшаяся правовая реформа требуют нового подхода не только к формированию основополагающих принципов построения гражданского общества, но и к образованию подрастающего поколения через систему образовательных стандартов. При этом необходимо отчетливо осознавать, что по мере изменения и обновления законодательной базы становится очевидным факт существования значительного разрыва между новым демократическим законодательством и низким уровнем правосознания и правовой культуры населения. Прежде всего это относится к подрастающему поколению. На сегодняшний день большая часть учащихся, студентов вузов и ссузов относятся к праву как механизму решения собственных проблем или средству получения желаемого. При этом, забывая о том, что любое право так или иначе порождает обязанность, а несоблюдение обязанностей ведет к нарушению норм и прав других участников общественной жизни.

Развитие правовой культуры среди подрастающего поколения подразумевает формирование в мышлении позитивного отношения к праву как необходимому элементу государственного строя, а также как к фактору правового регулирования отношений между участниками общественных и иных взаимоотношений. Наличие определенного уровня правовых знаний, умений и навыков дает возможность молодежи применять их в практической деятельности. И здесь речь идет не только о профессиональной деятельности, но и общественной. Уровень правовой культуры формирует среди молодежи осознание необходимости соблюдения правомерного поведения.

В современных условиях построение правового государства не может быть осуществлено без одновременного формирования у специалистов соответствующих правовых знаний и правосознания, которые зависят от правового образования. Современное правовое образование подразумевает структурированный и систематический вклад государства, его органов, общественных объединений, трудовых коллективов и всех образовательных учреждений в процесс формирования и повышения самой правовой культуры.

Успешность реализации программ по повышению правового образования учащихся и студентов будет определяться не только степенью активизации образовательного процесса в направлении правового воспитания, но и от четко сформированного определения целевой установки указанной многогранной деятельности. Со стороны преподавательского состава, реализующего программы правового образования, должно быть четкое понимание конечной це-

ли своей деятельности. С нашей точки зрения, конечной целью осуществления правового образования является сформированная правовая культура среди учащихся и студентов. И как следствие -сформировавшийся профессиональный специалист с четко усвоенной правовой культурой.

Становится очевидным, что проблема развития правовой культуры может быть решена путем формирования целостной концепции личностной правовой культуры, ориентированной на укоренение в сознании студентов, как будущих специалистов, необходимости высокого уровня самосознания. В этой связи педагог, реализующий принцип формирования правовой культуры, является носителем необходимых знаний для достижения поставленных задач.

Правовая культура выпускников, наряду с высоким уровнем правосознания, должна стать, с одной стороны, необходимым составляющим профессионального профиля специалиста. А с другой стороны, - необходимым базовым элементом, способным в повседневной жизни дать человеку чувство защищенности от противозаконных действий, а также развить чувство ответственности. Правовая культура должна стать ключевым элементом системы образования и воспитания. Именно через призму правовой культуры мы можем привить подрастающему поколению чувство ответственности за совершаемые действия и научить защищать свои интересы в рамках предусмотренных законодательством РФ.

Главной задачей учреждений профессионального образования является становление и развитие личности будущего специалиста в соответствии с их ценностным выбором, индивидуальными способностями, социальным заказом общества, потребностями государства в квалифицированных кадрах, а также подготовка специалистов, представляющих конкуренцию на международном рынке труда.

В свою очередь, правовая культура должна стать тем элементом, который включит в себя необходимые личностные качества, характеризующие данный подвид культуры: знание и понимание права, выработанный принцип соблюдения требований закона, уважение к правовым предписаниям, убежденность в их справедливости, активная жизненная позиция в правовой сфере, т. е. познавательные, оценочные и поведенческие элементы.

Литература

1. Пузанов, Б. П. Правовое обучение и воспитание учащихся старших классов вспомогательной школы / Б. П. Пузанов: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1980. - 162 с.

2. Цицерон, М. Т. Избранные сочинения: [пер. с лат.] / М. Т. Цицерон; вступ. ст. Г. Кнабе. - Харьков; М.: Фолио: ACT, 2000. - 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.