УДК 316
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ (РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
© Мария Михайловна Корнишина
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
В статье описываются результаты социологического исследования, проведенного среди студентов ТГУ имени Г.Р. Державина по изучению сформированности правовой культуры молодежи. На основе анализа проведенного мониторинга рассмотрены способы формирования правовой культуры молодежи средствами социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: правовая культура; уровень правосознания; социально-культурная деятельность.
В современном обществе, наполненном противоречием и напряженностью, все острее поднимают вопрос о месте и значении культуры, а также роли молодежи в решении многих экономических, политических и социально-культурных проблем. Современное общество все острее начинает понимать, что молодежь должна быстрее становиться активным субъектом истории, т. к. именно она является носителем новых идей и программ.
В условиях социально-экономических и политических изменений особенно трудно приходится именно этой категории населения, с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Известная сложность ее промежуточного положения - «уже не дети, но еще и не взрослые» -характеризуется, с одной стороны, материальной и психологической зависимостью от мира взрослых, а с другой - освобожденностью от многих взрослых тягот и обязанностей.
В реальной жизни молодые люди часто сталкиваются с множеством препятствий, ограничивающих их права, возможности и
равноправие. К ним относятся: несовершенство правовой системы; дискриминация по возрасту (энджизм): низкий уровень правового образования; слабая правовая защищенность и мн. др. Все это в конечном итоге, негативно отражается на культуре молодых людей и проявляется в различных формах девиации в молодежной среде, росте уровня правового нигилизма [1].
Правовому нигилизму современной молодежи свойственны следующие характерные черты:
1) подчеркнуто демонстративный, конфронтационно-агрессивный и неконтролируемый характер, что квалифицируется общественным мнением как беспредел или за-предельность;
2) массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;
3) многообразие форм проявления - от криминальных до легальных, от «элитарных» до бытовых;
4) особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм и автаркизм;
5) слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;
6) связь с негативизмом - более широким течением, захлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой систем, смены образа жизни [2].
В таких условиях все более актуальным становится вопрос правового воспитания и повышения уровня правовой культуры.
Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, которая базируется на ее началах, является отражением уровня ее развития. Формирование правовой культуры тесно связано с развитием политической, моральной, эстетической культуры. Основная задача формирования правовой культуры - это создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности в соединении с ответственностью перед обществом, что обеспечивает ее права, социальную защищенность, уважение достоинства, т. е. ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов. Поэтому воспитание правовой культуры граждан - важнейшее условие стабильности и правопорядка в обществе.
А.Е. Мжельский отмечает, что «понятие «правовая культура общества» в различных источниках имеет неоднозначное толкование, однако в целом оно определяется как разновидность общей культуры, отличающейся определенным уровнем правосознания, законности, совершенства законодательства, являющейся результатом и способом творческой деятельности граждан по созданию и реализации правовых ценностей. Правовая культура личности отражает характер и степень правового развития личности, основанного на преимуществах позитивного правосознания, реализующегося в активной творческой правоприменительной деятель-
ности, и выступает как ценностное ядро общественной правовой культуры» [3].
Другой исследователь - Н.Н. Вопленко, определяет правовую культуру как совокупность правовых ценностей, выработанных человечеством и отражающих прогрессивноправовое развитие общества [4].
М.Б. Смоленский считает, что правовая культура тесно связана с деятельностным началом человеческой личности, отражает его сущность: в деятельности человека в социокультурном пространстве она составляет тот компонент, с помощью которого находит практическое выражение культурно-историческая самобытность народа. Правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующийся созданием и утверждением правовых ценностей [5].
По нашему мнению, наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются:
1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания;
2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение);
3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта;
4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;
5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами;
6) правовая активность, т. е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма [6].
В рамках изучения проблемы сформиро-ванности правовой культуры у молодежи нами было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 150 студентов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Для определения сформированности правовой культуры нам, прежде всего, необ-
ходимо было определить уровень правосознания как составляющей правовой культуры. На первый вопрос: «Знаете ли Вы законы, защищающие ваши права и свободы?» были получены следующие ответы. 72 % респондентов не в полном объеме знают свои права и свободы, 12 % - абсолютно уверены в своих знаниях, 8 % - затруднились ответить. Несмотря на это больше половины испытуемых (52 %) определяют свой уровень правовой культуры как «скорее низкий», а 22 % -как «скорее высокий». Лишь 4 % опрошенных считают, что у них высокий уровень правовой культуры.
На вопрос: «Как Вы оцениваете в целом уровень правового воспитания в России?» 42 % признали уровень правового воспитания неудовлетворительным, 24 % отчасти удовлетворены сложившейся ситуацией, и лишь 12 % считают уровень развития общества по формированию правовой культуры вполне удовлетворительным.
Половина опрошенных (50 %) считают себя патриотами. В то же время другая половина студентов либо затрудняются ответить (26 %), либо не считают себя патриотами (24 %).
Нельзя определить уровень правовой культуры молодых людей, не учитывая степень уважения к нормам права. На вопрос: «Для чего нужны законы?» большинство респондентов (36 %) ответили: «для соблюдения справедливости», а 7 % считают, что положение закона - формально, это говорит о пассивной позиции молодых людей.
Значительный процент опрошенных (64 %) считают, что «большая часть прав в России нарушается», 22 % уверены, что Россия - правовое государство.
На вопрос: «Часто ли Вам приходится сталкиваться с ситуациями, в которых нарушаются Ваши права?» большая часть опро-
шенных (70 %) дали положительный ответ. Решают возникающие при этом проблемы респонденты по-разному (табл. 1).
Распределение ответов говорит о недоверии к правоохранительным органам и пассивности молодежи при возникновении несправедливых для них ситуаций.
О повышении уровня правового нигилизма можно судить и по результатам ответов на следующий вопрос: «Способны ли Вы совершить какое-либо преступление?». Около 60 % опрошенных не способны на правонарушения, однако 40 % дали скорее положительный ответ.
Человек с высоким уровнем правовой культуры должен иметь хотя бы самые элементарные теоретические знания в сфере права. Учитывая это, мы поместили в анкету вопросы открытого характера, требующие конкретного ответа.
На вопрос «Что такое, по-вашему, правовая культура?» большинство опрошенных ответили, что это «знание законов, своих прав и обязанностей, и их соблюдение». Также были ответы: «это перечень законов и нормативных актов, которые обязан знать и выполнять гражданин»; «культура использования закона»; «грамотное владение законами, умение их применять в нужное время». Большое число респондентов не стала отвечать на этот вопрос.
Среди законов и нормативных актов, защищающих права и свободы человека, испытуемые отметили такие, как Конституция РФ, Закон о защите прав потребителей, Закон об авторском праве, Декларация прав человека, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ. Несмотря на осведомленность студентов относительно законов и нормативных актов, многие перечисляли права человека и путали правильные названия, что говорит прежде всего о правовой необразованности.
Таблица 1
Ответы на вопрос: «Как вы поступаете в ситуациях, когда нарушаются Ваши права?»
№ п.п. Ответы Ответ (процентное соотношение)
1. Разбирались сами 38
2. Ничего не предпринимали 16
3. Искали более сильных защитников 15
4. Обращались за помощью в правоохранительные органы 13
5. Обращались к помощи друзей 9
6. Обращались к помощи родителей 9
Таблица 2
Факторы, препятствующие повышению уровня правовой культуры молодежи
№ п. п. Факторы Ответы (процентное соотношение)
1. Острые социально-экономические проблемы страны, имущественное расслоение общества, нищета 15
2. Дискриминация и систематические нарушения прав человека 15
3. Падение нравов, духовная деградация, девальвация ценности жизни человека 13
4. Широкий масштаб коррупции на всех уровнях и во всех структурах власти 13
5. Невостребованность обществом знаний о правах и свободах, правовых методах защиты прав человека 11
6. Отсутствие в обществе единой национальной идеи 9
7. Криминализация общества и власти 8
8. Двойная мораль преподавателей прав человека (они сами не уважают права учащихся и не следуют тому, чему учат) 5
9. Нетерпимость к частной собственности, предпринимательству, личному успеху 3
10. Консерватизм руководителей образовательных учреждений 3
11. Проявления нетерпимости между политическими движениями и идеологиями 2
12. Отсутствие хороших учебников, пособий 2
Среди вопросов, проверяющих теоретическую подготовку студентов, были такие как: «В каком году принята Конституция РФ и Всеобщая декларация прав человека?». Большая часть опрошенных (52 %) знают ответы на эти вопросы, причем каждый из них знает хотя бы одно из прав, закрепленных в декларации.
Таким образом, при исследовании теоретических знаний студентов показаны вполне удовлетворительные результаты.
Интересно мнение молодых людей относительно того, что препятствует повышению уровня правовой культуры (табл. 2).
Таким образом, больше всего современную молодежь беспокоят острые социальноэкономические проблемы, нищета и систематические нарушения прав человека, что свидетельствует о достаточно высоком уровне правового нигилизма.
В итоге, проанализировав данные анкетирования студентов, можно сделать выводы, что у современных молодых людей:
- достаточно низкий уровень правосознания;
- теоретические знания о праве, правотворческой деятельности находятся на среднем уровне;
- степень знания молодежью законов, своих прав и обязанностей находится на среднем уровне;
- низкий уровень доверия и авторитета к правоохранительным органам.
Все вышеперечисленное свидетельствует о достаточно низком уровне правовой культуры опрошенных студентов.
Эффективность правового воспитания напрямую зависит от содержания досуга молодых людей. Ведь то, чем молодежь занимается в свободное время, и формирует ее ценностные ориентации. В настоящее время одним из важных средств формирования правовой культуры молодого человека является социально-культурная деятельность, которая привлекает молодежь своей нерег-ламентированностью, добровольностью выбора, демократичностью, возможностью сочетать различные виды деятельности и возможностью общения.
Сегодня досуг молодежи отличает повышенная эмоциональная, физическая подвижность, динамическая смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. Они с удовольствием занимаются любимым делом, встречаются с интересными людьми, посещают значимые для них места, становятся участниками важных событий. Поэтому формирование основ правовой культуры молодежи в сфере досуга является одним из эффективных средств повышения правовой просвещенности и правосознания.
1. Образование в области прав человека в России, включая образование в области профи-
лактики ВИЧ/СПИДа: аналитический отчет / под ред. А.Я. Азарова. М., 2008.
2. Донченко Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление [Электронный ресурс] Актуальная правовая информация: [сайт]. [2010]. иЯЬ: lawmix.ru/comm/1126 (дата обращения: 25.11.2010).
3. Мжельский А.Е. Развитие потребности в юридических знаниях в управлении процессом формирования правовой культуры молодежи // Школа день за днем: педагогический альманах: 2010. сайт. иЯЬ: den-za-dnem.ru/
page. php?article=l73 (дата обращения: Q3.1Q.2Q1Q).
4. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура. Волгоград, 2QQQ. С. 41.
З. Смоленский М.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Правоведение. 2QQ3. № 1. С. 197-2Q4.
б. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2QQ4. С. 133.
Поступила в редакцию 8.10.2010 г.
UDC 316
FEATURES OF LEGAL CULTURE FORMATION OF YOUNG PEOPLE (RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)
Maria Mikhailovna Kornishina, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Socio-Cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
This article describes the results of sociological research among students of Tambov State University named after G.R. Derzhavin for the study of legal culture of young people formation. On the base of the analysis of held monitoring the ways of the legal culture of young people formation features were considered.
Key words: legal culture; level of law conscience; social and cultural activity.
1Q9