Научная статья на тему 'Изучение особенностей правовой культуры молодежи'

Изучение особенностей правовой культуры молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2082
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LEGAL CULTURE / LEGAL CULTURE OF YOUTH / YOUTH / STUDENT YOUTH / CHARACTERISTICS OF LEGAL CULTURE / LEGAL AWARENESS / LEGAL ACTIVITY / LEGAL LITERACY / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Доль О.С.

В статье рассматривается вопрос о необходимости совершенствования правовой культуры молодежи. Приводятся аргументы, доказывающие важность изучения конкретно студенческой молодежи для более углубленной проработки проблемы. Представляются результаты проведенного среди студентов авторского исследования, которое позволило выявить особенности правовой культуры студенческой молодежи, учитывая такие составляющие правовой культуры элементы, как правосознание, правовая активность, правовая грамотность, правовое воспитание, правовое участие, информированность о правовых феноменах. Описываются некоторые рекомендации, направленные на решение выявленных по итогам анализа опроса проблем. Данные рекомендации включают в себя перечень работ и мероприятий, которые могут проводиться с молодыми людьми и которые будут направлены на повышение уровня их правовой культуры. В отдельный блок работ выделяется деятельность по повышению доверия к правоохранительным органам и авторитета к ним среди молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying the characteristics of the legal culture of young people

The article discusses the necessity of improving the legal culture of young people. Arguments proving the importance of studying particularly student youth for a deeper study the main problem are presented. The results of the author's research conducted among the students are provided. This research allowed to identify the peculiarities of the legal culture of student youth, considering such elements of the legal culture as legal consciousness, legal activity, legal literacy, legal education, legal participation, awareness of legal phenomena. Some recommendations aimed at solving the problems identified by the analysis of the survey are described. These recommendations include a list of activities that can be conducted with young people and which will be aimed at improving their level of legal culture. Activities of increasing the confidence in the law enforcement agencies and their authority among young people are singled out in a separate block of work.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей правовой культуры молодежи»

Изучение особенностей правовой культуры молодежи Studying the characteristics of the legal culture of young people

Доль О.С.

студентка 3 курса

Института Управления кафедры социологии и организации работы с молодежью

НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород e-mail: dol@bsu.edu.ru

Dol O.S.

3rd year student Institute of management NR U «Belgorod State University» Russia, Belgorod e-mail: dol@bsu.edu.ru

Научный руководитель Кисиленко А.В.

старший преподаватель кафедры социологии и организации работы с молодежью

НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород e-mail: kisilenko@bsu.edu.ru

Scientific adviser Kisilenko A. V.

Senior Lecturer

Department of Sociology and Organization of Work with Youth

NR U «Belgorod State University» Russia, Belgorod e-mail: kisilenko@bsu. edu. ru

Аннотация.

В статье рассматривается вопрос о необходимости совершенствования правовой культуры молодежи. Приводятся аргументы, доказывающие важность изучения конкретно студенческой молодежи для более углубленной проработки проблемы. Представляются результаты проведенного среди студентов авторского исследования, которое позволило выявить особенности правовой культуры студенческой молодежи, учитывая такие составляющие правовой культуры элементы, как правосознание, правовая активность, правовая грамотность, правовое воспитание, правовое участие, информированность о правовых феноменах. Описываются некоторые рекомендации, направленные на решение выявленных по итогам анализа опроса проблем. Данные рекомендации включают в себя перечень работ и мероприятий, которые могут проводиться с молодыми людьми и которые будут направлены на повышение уровня их правовой культуры. В отдельный блок работ выделяется деятельность по повышению доверия к правоохранительным органам и авторитета к ним среди молодых людей.

Annotation.

The article discusses the necessity of improving the legal culture of young people. Arguments proving the importance of studying particularly student youth for a deeper study the main problem are presented. The results of the author's research conducted among the students are provided. This research allowed to identify the peculiarities of the legal culture of student youth, considering such elements of the legal culture as legal consciousness, legal activity, legal literacy, legal education, legal participation, awareness of legal phenomena. Some recommendations aimed at solving the problems identified by the analysis of the survey are described. These recommendations include a list of activities that can be conducted with young people and which will be aimed at improving their level of legal culture. Activities of increasing the confidence in the law enforcement agencies and their authority among young people are singled out in a separate block of work.

Ключевые слова: правовая культура, правовая культура молодежи, молодежь, студенческая молодежь, особенности правовой культуры, правосознание, правовая активность, правовая грамотность, правовое воспитание.

Key words: legal culture, legal culture of youth, youth, student youth, characteristics of legal culture, legal

awareness, legal activity, legal literacy, legal education.

Актуальность исследования особенностей правовой культуры молодежи обусловлена ростом девиантного поведения среди молодежи. Он имеет глобальный характер, но в нашей стране его динамика выше среднемировой. Растут масштабы подростковых и юношеских правонарушений. Аналогичная картина характерна и для других возрастных групп молодежи. Этот рост находится во взаимосвязи с динамикой отклонений в правовом сознании молодых людей. Такая взаимосвязь особенно характерна для молодежи, выбирающей пути своего жизненного самоопределения. По данным опросов среди старшеклассников и выпускников школы отмечается тенденция роста установок на нетрудовой образ жизни.

Опросы студентов младших курсов и выпускников школы демонстрируют, что 38% из опрошенных допускают совершение каких-либо неправомерных деяний. Для части молодежи становится характерным «феномен Пиаже», который гласит следующее: «Слабо адаптированные к социальной среде дети, подростки и взрослые не владеют инструментами меры, - принципом сохранения величины или количества, - без чего невозможна рациональная деятельность». Глубинные причины этих явлений кроются в кризисном состоянии общества.

Механизмы же их, в конечном счете, упираются в дефицит правовой культуры. В.В. Путин в своем послании в адрес съезда Ассоциации юристов России в числе приоритетов ее деятельности назвал вопросы укрепления правопорядка и правовой культуры общества, а Д.А. Медведев, отметил, что «главное в правовом государстве -уровень правовой культуры граждан, их готовность следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес», а также обратил внимание на тотальный характер правового нигилизма в нашей стране.

Низкий уровень правовой культуры современной молодежи порождает проблемы, как общие для населения страны, так и специфические, в ее собственной среде. Эти проблемы крайне негативно сказываются на молодых людях, поскольку они находятся в нестабильном положении, на этапе своего становления, и потому наиболее восприимчивы к влиянию внешней среды. Учитывая преимущественно групповой характер поведения этой части молодежи, представляется несомненной актуализация исследований состояния и проблем повышения ее правовой культуры.

Для более углубленного изучения проблемы в качестве объекта исследования была выбрана конкретно студенческая молодежь. Данный выбор обусловлен рядом причин.

Во-первых, следует отметить, что это напрямую сопряжено с тем фактом, что особенности и содержание правовой культуры молодых людей, а прежде всего студентов, является прямым индикатором уровня качества правового образования в высшем учебном заведении и школе.

Во-вторых, нельзя опускать тот факт, что студенческая молодежь обладает определенной спецификой. На сегодняшний день студенты являются наиболее образованной частью молодежи, которая будет служить источником для пополнения интеллектуальной элиты общества.

В-третьих, анализ и изучение правовой культуры студенческой молодежи необходим с социологической точки зрения. В работах отечественных и зарубежных ученых рассматривается правовая культура в целом как социальный феномен и правовая культура различных социально-профессиональных групп, в первую очередь, юристов и работников пенецитарных учреждений. Однако работ, посвященных социологическому изучению правовой культуры студенческой молодежи, явно недостаточно. Анализ состояния правовой культуры студентов, выявление факторов и противоречий, влияющих на ее формирование, имеют практическое значение для разработки механизмов и программ ее приведения в соответствие с требованиями формирующегося правового государства.

Всего в исследовании приняло участие 100 человек, среди которых 58 женщин и 42 мужчины. Возраст респондентов от 16 до 30 лет. Большинство респондентов входит в возрастную группу от 20 до 24 лет. Сопряжение респондентов по половозрастным группам представлено в таблице 1:

Таблица 1. Сопряжение респондентов по полу и возрасту

Возраст^^^^^^ Женский Мужской

16-19 6 6

20-24 47 32

25-30 5 4

Итого: 58 42

Для начала необходимо узнать, видят ли молодые люди для себя необходимость в высоком уровне правой культуры. Распределение ответов на вопрос «Какой уровень правовых знаний необходим для реализации Ваших планов в будущем?» показано на рисунке 1:

Высокий Средний I Низкий

Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какой уровень правовых знаний необходим для

реализации Ваших планов в будущем?»

В соответствии с полученными данными можно сделать вывод о том, что большинство студентов в отношении собственного правового знания разделились между «высоким» (61%) и «средним» (32%) уровнями. Значит, для осуществления обозначенных на будущее планов молодые люди признали необходимость наличия правовой грамотности на высоком уровне, поскольку, при определении собственного уровня правового знания во втором вопросе, анкетируемые отметили, что знания рассматриваемой сферы находятся преимущественно на отметках «средний» и «низкий».

Анализируя статистику ответов на вопрос «Как бы Вы определили свой уровень правовой культуры?», мы получили распределение ответов, показанное на диаграмме рисунка 2:

Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как бы Вы определили свой уровень правовой

51

культуры?»

Исходя из полученных из этого вопроса данных, мы можем сделать вывод, что большая часть молодых людей позиционирует свой уровень правовой культуры как «средний» (60%). Второе и третье место получили ответы «низкий» и «высокий» (25% и 15% соответственно).

Нельзя определить уровень правовой культуры молодых людей, не учитывая степень уважения к нормам права. Ответы на вопрос «Как Вы считаете, для чего необходимы законы?» распределились так, как отображено на рисунке 3:

Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, для чего необходимы

законы?»

Большинство респондентов (48%) ответили «для контроля поведения граждан и соблюдения справедливости», тогда как 32% считают, что цель закона заключается в реализации власти и 7% полагают, что положение закона формально. Это говорит о пассивной позиции молодых людей.

Основной формой реализации права является закон. В некой идеальной форме закон рассматривается как абсолютная, единая для всех и при любых обстоятельствах норма. Убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними являются характерными чертами правовой культуры личности. В этом случае закон предстает в качестве высшей ценности, что продемонстрировали 60% респондентов, ответивших «да» на девятый вопрос «Согласны ли Вы с тем, что закон всегда и везде обязателен для исполнения?». Однако результаты опроса также показывают, что для значительной части современной молодежи (30%) безусловное соблюдение закона не является аксиомой, а у незначительной доли опрошенных - 10% выбравших «затрудняюсь ответить» - вообще нет определенной позиции по поводу того, как нужно относиться к закону.

Для определения сформированности правовой культуры нам, прежде всего, необходимо было определить уровень правосознания как составляющей правовой культуры. Для этого мы решили узнать, в какой степени опрашиваемые осведомлены о своих обязанностях, правах и свободах как гражданина своего государства.

Распределение ответов на вопрос о том, знают ли они свои права и свободы в соответствии с Конституцией РФ, представлено на диаграмме рисунка 4:

■ Да, знаю их все

■ Знаю лишь некоторые

■ Нет, не знаю

■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Знаете ли Вы законы, защищающие Ваши права

и свободы, в соответствии с Конституцией РФ?»

Большинство респондентов выбрали вариант ответа «знаю лишь некоторые» (72%), в то время как 16% абсолютно уверены в своих знаниях и 10% затруднились дать ответ. Никто из опрашиваемых не дал полностью отрицательного ответа. Исходя из этих данных, мы можем сделать вывод, что преимущественное большинство молодых людей не полностью знакомы со своими правами и свободами, что, соответственно, позволяет нам сказать, что уровень их правосознания уже нельзя назвать высоким.

Следующий вопрос, заданный респондентам: «Знаете ли Вы Ваши обязанности как гражданина своего государства?». Большая часть молодых людей (84%) ответили: «знаю лишь некоторые», 15% респондентов затрудняются ответить на поставленный вопрос и 1% совершенно не знает свои обязанности как гражданина своего государства. При этом следует отметить, что ни один из опрашиваемых не указал, что полностью знает свои правовые обязанности.

Таким образом, соотнося результаты ответов на последние два вопроса, мы можем сделать вывод о том, что молодые люди гораздо в большей степени осведомлены о своих гражданских правах, нежели чем об обязанностях. Это может свидетельствовать о том, что молодые люди чаще всего ассоциируют право именно со своими правами и свободами, т.е. личными целями и интересами и возможностями сделать что-либо в соответствии ними. При этом осведомленность молодых людей о своих обязанностях имеет заметно более низкий показатель.

Одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта, поскольку необходимо непосредственное соблюдение законодательства. Поэтому нами был задан вопрос: «Способны ли Вы совершить какой-либо правовой проступок?» (см. таблицу 2):

Таблица 2. Сопряжение ответов респондентов на вопрос: «Способны ли Вы совершить какой-либо правовой

проступок?»

Варианты ответа Ответы Женщины Мужчины

чел. % чел. % чел. %

Да 0 0 19 47,5 21 52,5

Нет 0 0 39 78 21 22

Около 60% опрошенных не способны на правонарушения, однако 40% дали скорее положительный ответ. Необходимо отметить, что среди давших отрицательный ответ процент женщин (78%) в 3,5 раза превышает процент

мужчин (22%), в то время количество мужчин, выбравших вариант ответа «да» (52,5%) превышает количество женщин, давших положительный ответ, соответственно.

Одним из важнейших элементов правовой культуры является правовое воспитание. Если говорить о формировании правового воспитания молодого человека с помощью такого социального института как семья, то мы можем сделать вывод о том, что далеко не каждого молодого человека в семье обучали элементам правовой культуры. На вопрос «Давались ли Вам в Вашей семье знания о Ваших правах и обязанностях и о необходимости их соблюдения?» 59% дали положительный ответ, в то время как остальные 41% ответили отрицательно.

Проводя исследование особенностей правовой культуры студенческой молодежи, мы решили узнать, из каких преимущественно источников молодые люди получают информацию о различных правовых феноменах, поскольку полученные данные могут свидетельствовать о степени достоверности получаемых сведений:

1. СМИ (65%);

2. Преподаватели (10%);

3. Родители, товарищи (10%);

4. Правоохранительные органы (5%);

5. Затрудняюсь ответить (10%).

Преимущественный процент опрошенных (65%) выбрал средства массовой информации в качестве основного источника получения информации. Это значит, что есть серьезная вероятность того, что воспринимаемые молодежью данные искажены и необъективны, поскольку в отборе информации для представления есть определенная избирательность. Из СМИ поступает информация о принятии новых законов и политического характера.

Однако, несмотря на то, что самостоятельное изучение законов требует серьезной подготовки, знания понятийного аппарата, структуры нормативных актов, порядка действия законов во времени, в пространстве и по кругу лиц, 90% опрошенных нами молодых людей самостоятельно знакомились с законами в течение последнего года. Можно предположить, что существенно облегчают поиск нужной информации специализированные компьютерные правовые базы, которые дают возможность в короткие сроки найти необходимую документацию, а также ознакомиться с судебной практикой по интересующему вопросу, комментариями экспертов к законам.

Значительная часть молодых людей считает, что причина низкого уровня правовых знаний у молодого человека кроется в отсутствии системы правового информирования молодежи. Данный вариант ответа выбрали 42% опрошенных, немалый процент - 43% - считает, что, то количество правовых знаний, которыми владеет молодежь, является достаточным. При этом лишь 12% считают причиной отсутствие личной заинтересованности у молодого поколения. Остальные 3% отметили несовершенство системы правового воспитания.

Результаты следующих ответов на вопрос, предложенный в анкете: «Как Вы думаете, почему молодежь владеет небольшим количеством правовых знаний?», рассмотрим с помощью диаграммы рисунка 5:

Несовершенство системы правового воспитания

Отсутствие личной заинтересованности

Отсутствие системы правового информирования молодежи

Рисунок 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы думаете, почему молодежь владеет

небольшим количеством правовых знаний?»

Анализируя полученный результат, мы можем видеть, что максимальный процент занял вариант «отсутствие личной заинтересованности» - 66%, при этом значительное число респондентов на вопрос «Какой уровень правовых знаний необходим для реализации Ваших планов в будущем» отметили, что «высокий» и «выше среднего». В этой связи мы констатируем, что наряду с большой степенью понимания необходимости правового знания и правовой культуры молодежь остается чрезвычайно пассивна в правовой сфере жизнедеятельности.

Также важнейшей составляющей правовой культуры является правовая активность. На вопрос: «Часто ли Вам приходится сталкиваться с ситуациями, в которых нарушаются Ваши права?» большая часть опрошенных (52%) дали положительный ответ. Исходя из этого, мы задали следующий вопрос: «Преимущественно каким образом Вы решали ситуации, в которых нарушаются Ваши права?». Ответы на этот вопрос распределились следующим образом (см. таблицу 3):

Таблица 3. Сопряжение ответов респондентов на вопрос: «Преимущественно каким образом Вы решали

ситуации, в которых нарушаются Ваши права?»

Пути решения Ответы Женщины Мужчины

ччел. %% чел. % чел. %

Разбирались сами 36 36 12 33 24 67

Ничего не предпринимали 18 18 14 78 4 22

Искали более сильных защитников (в лице знакомых/друзей/родственн иков) 33 33 24 73 9 27

Обращались за помощью в правоохранительные органы 13 13 8 62 5 38

Распределение ответов говорит о недоверии молодых людей к правоохранительным органам (только 13% обращалось бы за помощью в правоохранительные органы, причем процент женщин превалирует над процентом мужчин - 62% против 38%) и пассивности молодежи (18% ничего не предпринимают) при возникновении несправедливых для них ситуаций, что говорит о среднем или низком уровне правовой культуры. В большинстве случаев респонденты разбирались самостоятельно - 36%. К тому же мы выявили, что к этому методу мужчины прибегают вдвое чаще женщин (67% против 33%). Также большой процент тех, кто искал более сильных защитников в лице знакомых/друзей/родственников (33%). Здесь количество женщин (73%) превалирует над количеством мужчин (27%).

Большая часть молодых людей готова воспрепятствовать совершению противоправных действий со стороны других, что говорит об определенном уровне правовой активности. Подобные выводы подтверждают результаты ответов респондентов на вопрос «Если бы кто-нибудь из Ваших знакомых, друзей или родственников собирался совершить неправомерное деяние, стали бы Вы пытаться препятствовать этому?». 66% выбрали вариант «да», 23% -«затрудняюсь ответить», 11% дали отрицательный ответ.

Заключительным вопросом мы узнали, принимает ли молодежь активное участие в политической жизни своего государства (заинтересованность в политике, участие в выборах, участие в молодежных общественных движениях, митингах, шествиях, пикетированиях и т.д.). Ровно половина опрошенных (50%) выбрали «нет», 36% остановились на варианте «скорее нет, чем да», 11% - «скорее да, чем нет», и только 3% дали положительный ответ.

Данные результаты позволяют нам говорить о низком уровне политического участия молодых людей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Исходя из итогов анкетирования, можно сделать выводы, которые охарактеризуют некоторые особенности правовой культуры современных студентов:

1) Достаточно низкий показатель правовой культуры, поскольку превалирующее большинство молодых людей лишь частично ознакомлены со своими гражданскими правами и обязанностями, причем необходимо сделать акцент на том, что знания молодежи о своих правах и свободах значительно более обширнее, нежели их знания об обязанностях. Это позволяет сделать вывод о том, что молодые люди в большей степени позиционируют законы и право в целом как нечто, регламентирующее их дозволенности, а не как механизм, регулирующий и сдерживающий их поведение посредством определенных рамок.

При этом необходимо отметить, что уровень самооценки правовой культуры у молодежи выше реального показателя (большая часть молодых людей - 60% - определила свой уровень как «средний», а 15% выбрали «высокий»). Более того, в вопросе о причине небольшого количества правовых знаний молодых людей практически половина (43%) считает, что у молодых людей достаточное количество правовых знаний.

2) Низкий уровень доверия и авторитета к правоохранительным органам, что обуславливается низким процентом опрошенных, которые в случае нарушения их прав обращаются за помощью в правоохранительные органы. Для молодых россиян в целом характерен сегодня преобладающий страх перед милицией и ощущение беззащитности перед нею, неверие в законность, в возможности суда и прокуратуры наказать виновных в произволе. Это, среди прочего, несомненно, связано с крайне слабым гражданским участием молодежи, ее невовлеченностью в политическую жизнь, низкую заинтересованность политикой. Однако и участие в молодежных общественных движениях на их нынешнем этапе и в нынешних формах не уменьшает этого чувства беззащитности, поскольку достаточно часто сопровождается негативным опытом собственного бессилия, неспособности повлиять на ситуацию в позитивном плане. Подобные результаты говорят о низком уровне правового участия молодежи.

3) В результате анализа анкетирования нами было выявлено, что процент молодых людей, которые не способны совершить проступок, выше процента тех, кто смог бы это сделать. Однако необходимо отметить, что количество согласившихся составляет весомое число - 40%. Это весьма критический показатель, поскольку на общем фоне невысокого уровня правовой культуры молодых людей возможна тенденция к увеличению числа тех, кто смог быть совершить какое-либо преступление.

Все вышеперечисленное свидетельствует о достаточно низком уровне правовой культуры студенческой молодежи.

Для успешного повышения уровня правой культуры студенческой молодежи необходима всесторонняя работа с молодыми людьми не только органов государственной власти, но и организаторов работы с молодежью.

Организаторы работы с молодежью должны заниматься просветительской деятельностью с самими молодыми людьми. Такая работа может также проводиться в учебных заведениях в следующих формах:

- проведение с молодыми людьми специальных лекций, направленных на пополнение их теоретической базы в сфере права и политики, так как наличие таких знаний является неотъемлемым элементом правой культуры личности;

- беседы, где мы можем вывести студента на открытый диалог, в котором сможем узнать его степень понимания материала, видение на определенные аспекты, ситуации в области права и политической системы государства;

- групповые дискуссии, дающие возможность студенту делиться собственным видением проблемы в кругу своей группы и знакомиться с мнением его оппонентов, что позволяет молодым людям обмениваться опытом и знаниями;

- разбор кейсовых ситуаций, сопряженных с темой права и политики, для отработки и закрепления

полученных знаний и навыков;

- тренинги и упражнения, которые позволят студентам улучшить свои навыки на практике. Отдельным моментом необходимо рассмотреть повышение уровня доверия молодых людей правоохранительным органам, потому что это является неотъемлемой составляющей правового участия - элементом правой культуры. Для этого организаторам работы с молодежью необходимо давать молодежи установки на позитивное восприятие власти, выраженные в положительных оценках ее деятельности, восприятии ее как способной отстаивать интересы людей, готовности ей подчиняться.

Организатор работы с молодежью должен стать связующим звеном между правоохранительными органами государственной власти и молодежью как непосредственным элементом формирующегося гражданского общества. Создание и поддержание подобного активного диалога позволит обеим сторонам эффективнее коррелировать друг с другом в своих интересах, а следовательно, произойдет повышение имиджа правоохранительных служб в сознании молодого поколения.

Эффективность правового воспитания напрямую зависит от содержания досуга молодых людей. Ведь то, чем молодежь занимается в свободное время, и формирует ее ценностные ориентации. В настоящее время одним из важных средств формирования правовой культуры молодого человека является социально-культурная деятельность, которая привлекает молодежь своей нерегламентированностью, добровольностью выбора, демократичностью, возможностью сочетать различные виды деятельности и возможностью общения.

Сегодня досуг молодежи отличает повышенная эмоциональная, физическая подвижность, динамическая смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. Они с удовольствием занимаются любимым делом, встречаются с интересными людьми, посещают значимые для них места, становятся участниками важных событий. Поэтому формирование основ правовой культуры молодежи в сфере досуга является одним из эффективных средств повышения правовой просвещенности и правосознания. Именно на этом следует заострить внимание организаторам работы с молодежью. Для реализации этой задачи необходимо продумывать различные мероприятия, которые могли бы заполнить досуг молодежи и несли бы в себе акценты на укрепление элементов правовой культуры в сознании молодых людей и, как следствие, повышение общего уровня правовой культуры личности.

Список используемой литературы:

1. Доклад о мировом развитии - 2011: Пробл. молод. поколения в контексте развития // Новая газета. 2011. №5. С. 12-13.

2. Кечайкина Е.М. К вопросу об актуальности формирования правовой культуры молодежи в России [Текст] / Е.М. Кечайкина // Научные исследования в социально-экономическом развитии общества. - 2017. - №7. - С. 56-57.

3. Новиков В.Г. Кадры для АПК: исполнители, менеджеры, предприниматели (социологический анализ). [Текст] / В.Г. Новиков, В.В. Староверов. М. - 2012. - С. 58-61.

4. Пиаже Ж., Речь и мышление ребенка / Пер. с франц. и англ. М., 2010. С. 38.

5. Староверова А.В. Правовая культура молодежи на этапе социального старта [Текст] / А.В. Староверова // Мониторинг общественного мнения. - 2015. - №2(96). - С. 14-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.