Научная статья на тему 'Влияние семьи на формирование жизненных стратегий молодежи'

Влияние семьи на формирование жизненных стратегий молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1897
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / МОЛОДЕЖЬ / СЕМЬЯ / ВЛИЯНИЕ / РЕЦЕПТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ДОСТИЖЕНЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / LIFE STRATEGIES / YOUTH / FAMILY / INFLUENCE / RECEPTIVE ACTIVITY / MOTIVATIONAL ACTIVITY / ACHIEVEMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Доль О.С.

В статье рассматриваются характеристики и особенности основных типов жизненных стратегий молодежи, понятия «молодежь» и «жизненные стратегии». Отмечаются факторы, влияющие на процесс формирования жизненных стратегий молодежи, а также отдельно акцентируется внимание на роли влияния семьи на формирование этих стратегий. Приводятся результаты проведенного среди студентов авторского исследования, которое позволило выявить основные проблемы в сфере воздействия семьи на складывание определенных типов жизненных стратегий у молодежи. Описываются некоторые рекомендации, направленные на решение выявленных по итогам анализа опроса проблем. Данные рекомендация включают в себя не только работы с самими молодыми людьми, но также активное взаимодействие с их родителями. В отдельный блок работ выделяется деятельность по совершенствованию методов формирования жизненных стратегий молодежи в неполных семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the family on the formation of the life strategies of youth

The article examines the characteristics of the main types of life strategies of young people, the concepts of «youth» and «life strategies». The factors influencing the process of shaping the life strategies of young people are noted, also we emphasize attention on the role of the family's influence on the formation of these strategies. Results of the author's research, conducted among the students, are presented. This information allowed to identify the main problems in the sphere of family influence on the formation of certain types of life strategies among young people. Some recommendations aimed at solving the identified problems are described. These recommendations include not only work with the young people, but also active interaction with their parents. Methods to improve the formation of life strategies for young people in single-parent families are selected in a separate block.

Текст научной работы на тему «Влияние семьи на формирование жизненных стратегий молодежи»

Влияние семьи на формирование жизненных стратегий молодежи Influence of the family on the formation of the life strategies of youth

Доль О.С.

студентка 2 курса, Института Управления кафедры социологии и организации работы с молодежью,

НИУ «БелГУ», Россия, г. Белгород e-mail: dol.olya2010@yandex.ru

Научный руководитель Кисиленко А.В.

старший преподаватель кафедры социологии и организации работы с молодежью

НИУ «БелГУ», Россия, г. Белгород e-mail: kisilenko@bsu. edu. ru

Dol O.S.

2nd year student Institute of management, NR U «Belgorod State University», Russia, Belgorod e-mail: dol.olya2010@yandex.ru

Scientific adviser Kisilenko A. V.

Senior Lecturer

Department of Sociology and Organization of Work with Youth

NR U «Belgorod State University», Russia, Belgorod e-mail: kisilenko@bsu.edu.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются характеристики и особенности основных типов жизненных стратегий молодежи, понятия «молодежь» и «жизненные стратегии». Отмечаются факторы, влияющие на процесс формирования жизненных стратегий молодежи, а также отдельно акцентируется внимание на роли влияния семьи на формирование этих стратегий. Приводятся результаты проведенного среди студентов авторского исследования, которое позволило выявить основные проблемы в сфере воздействия семьи на складывание определенных типов жизненных стратегий у молодежи. Описываются некоторые рекомендации, направленные на решение выявленных по итогам анализа опроса проблем. Данные рекомендация включают в себя не только работы с самими молодыми людьми, но также активное взаимодействие с их родителями. В отдельный блок работ выделяется деятельность по совершенствованию методов формирования жизненных стратегий молодежи в неполных семьях.

Annotation.

The article examines the characteristics of the main types of life strategies of young people, the concepts of «youth» and «life strategies». The factors influencing the process of shaping the life strategies of young people are noted, also we emphasize attention on the role of the family's influence on the formation of these strategies. Results of the author's research, conducted among the students, are presented. This information allowed to identify the main problems in the sphere

of family influence on the formation of certain types of life strategies among young people. Some recommendations aimed at solving the identified problems are described. These recommendations include not only work with the young people, but also active interaction with their parents. Methods to improve the formation of life strategies for young people in single-parent families are selected in a separate block.

Ключевые слова: жизненные стратегии, молодежь, семья, влияние, рецептивная активность, мотивационная активность, достиженческая активность.

Key words: life strategies, youth, family, influence, receptive activity, motivational activity, achievement activity.

Становление жизненных стратегий молодежи, а также связанная с этим проблема выбора молодых людей относятся, с одной стороны, к категории вечных вопросов, с другой стороны - требуют постоянного обновления теоретического и методологического подходов к их исследованию.

Выбор жизненной стратегии - трудная и актуальная задача для молодежи во все времена. Каждое новое поколение молодежи в процессе выбора жизненной стратегии даже в стабильных обществах пересматривает сложившуюся систему ценностей, проводит ее «ревизию» с поправкой на происходящие изменения. В настоящее время данный вопрос значительно усложняется из-за происходящих трансформационных процессов всех общественных сфер конца XX века и вступлением России в период социально-экономического кризиса конца первого десятилетия XXI в. Настроения молодежи, как базиса будущего любого общества, являются первостепенным индикатором происходящих перемен.

В жизни каждого молодого человека важное место отводится жизненным стратегиям - то есть жизненным планам молодежи на краткосрочную и долгосрочную перспективу развития личности, а также средствам их реализации, которые включают: социальные, культурные и личные ориентации (индивидуально-личностные жизненные ситуации) [6].

Объектом нашего исследования являются жизненные стратегии молодежи, поэтому для дальнейшей работы необходимо рассмотреть понятие термина «молодежь».

Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества (от 14 до 30 лет) [1].

Жизненные стратегии молодежи включают в себя [3]:

- социальные ориентации (направленность на достижение желаемого социального поведения);

- культурные ориентации (принятие определенных культурных образцов);

- личные ориентации (индивидуально-личностные жизненные ситуации).

При исследовании жизненных стратегий молодежи необходимо помнить, что рассматриваемая социальная группа индифферентной по своим составляющим элементам. Для ее представителей характерны различные наборы социальных статусов, функций и ролей, которые соответствуют этапам взросления и становления личности. Среди субъектов, влияющих на процесс формирования жизненных стратегий молодежи, следуют отдельно выделить семью, так как, являясь первичным агентом социализации, она помогает закладывать ребенку основы его мировосприятия и ценностных ориентаций. Роль родителей наряду с их ответственностью имеет огромное значение в жизни каждого человека. Будучи первичной средой жизнедеятельности человека, они знакомят ребенка с новыми образцами поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он старается подражать во всех своих действиях. Влияние родителей и остальных старших членов семьи на ребенка усиливается благодаря позитивной окраске взаимоотношений и его стремлением быть похожим на них.

В зависимости от того, как семья выполняет свои функции и в каком стиле воспитывает ребенка, у

2

молодого человека начинают формироваться те ли иные жизненные стратегии.

Формированию жизненной стратегии присуща поэтапность, причем каждый из шагов характеризуется особым сочетанием условий и детерминирующих факторов.

К макросоциальным факторам, определяющим общее содержание и направленность формирования жизненной стратегии молодежи, относятся [5]:

- экономический уровень развития региона;

- экономический уровень развития страны;

- объективные изменения в сфере труда и занятости;

- динамика соотношения политической напряженности, стабильности и неопределенности;

- состояние духовно-нравственной сферы общества;

- тенденции изменения ценностных установок основных групп населения и т. д.

Результативность формирования жизненной стратегии молодежи в немалой степени зависимости от микросоциальных факторов, влияющих непосредственно на самоактуализацию и саморазвитие личности.

Среди них:

- состояние семейных отношений;

- состояние образовательных учреждений;

- особенности ближайшего окружения;

- доступные социокультурные практики вертикальной мобильности;

- распространенные стереотипы понимания жизненного успеха в среде сверстников и т. д.

Рассмотрев теоретические основы формирования жизненных стратегий молодежи, мы пришли к следующим выводам.

Как уже обозначалось ранее, одним из первостепенных факторов, влияющих на формирование у молодого человека его жизненных стратегий, является семья. Буду первичным агентом социализации и являясь для человека средой, где он проводит значительную часть своего времени, она закладывает в нем базис ценностей и образ мировосприятия, на основе которых молодой человек в дальнейшем будет выстраивать свою жизненную стратегию.

Существует несколько типов жизненных стратегий молодежи [2]:

1) рецептивная («приобретательская») активность. Данная жизненная стратегия является основой стратегии жизненного благополучия и направлена на обеспечение полной необходимыми благами, спокойной, комфортной, размеренной и стабильной жизни;

2) мотивационная («достиженческая») активность. Данный вид жизненных стратегий молодежи рассчитан на общественное признание. Для данной стратегии характерны предприимчивость и активность. Достиженческая активность - это деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, остальных людей и отношений с ними. Такая деятельность мотивируется стремлением сделать что-то наилучшим образом и/либо быстрее, сделать прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании.

Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным способностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи.

3) творческая активность (стратегия самореализации, направленная на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию или непризнанию). Данная стратегия включает: творческую уникальность, пассивную индивидуальность, активную типичность, пассивную типичность личности.

Первый тип активности человека (рецептивная или «приобретательская») является основой стратегии жизненного благополучия, второй тип активности выступает предпосылкой стратегии жизненного успеха, и третья (творческая, «экзистенциальная») активность характерна для стратегии самореализации личности [4].

Для более детального анализа противоречия, возникающего между необходимостью совершенствования формирования жизненных стратегий молодежи и недостаточной изученностью влияния семьи на данный процесс, нами было проведено исследование среди студентов НИУ «БелГУ», цель которого заключается в том, чтобы выявить, каким образом семья провоцирует формирование у молодого человека определенных типов жизненных стратегий (рецептивной, мотивационной или творческой активности).

Всего в исследовании приняло участие 100 человек, среди которых 52 мужчины и 48 женщин. Возраст респондентов от 16 до 22 лет. Большинство респондентов входит в возрастную группу 18-19 лет.

Первый вопрос, заданный респондентам - Что является для Вас наиболее важной жизненной ценностью? Ответы респондентов распределились так, как показано на диаграмме рисунка 1:

■ Финансовые средства

■ Семья

■ Друзья, любовь

■ Развлечения, отдых

■ Духовное просвещение

Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос о том, что для них является наиболее важной

жизненной ценностью

Большинство респондентов выбрали вариант ответа «семья» (42%) и «друзья, любовь» (34%). Исходя из этих данных, мы можем сделать вывод, что семья является одной из наиболее важных жизненных ценностей современной молодежи. На втором месте у молодых людей стоят друзья и любовь (34%).

Меньшую роль, по мнению самих молодых людей, в системе жизненных ценностей играют финансовые средства (13%), духовное просвещение (7%), развлечении и отдых (4%). Таким образом, наиболее важной жизненной ценностью молодежи являются отношения (с семьей, родными, друзьями). Это позволяет нам сделать вывод о том, что семья для молодого человека является референтной группой, что отражает факт влияния семьи на формирование жизненных стратегий молодых людей.

Однако, как показало исследование, молодые люди крайне недовольны чрезмерным влиянием семьи на свою личную жизнь и ее попытками вмешиваться в личное пространство молодого человека. Преимущественное большинство респондентов (70%) отметили тот факт, что родители требовательны к ним (25% отмечают излишнюю требовательность). Также молодые люди (35%) отмечают влияние родителей как одну из проблем в формировании жизненной стратегии. Такое давление снижает авторитетность семьи для молодого человека и, в конечном итоге, при принятии каких-либо решений, касающихся своего будущего (в сфере личной жизни, работы, учебы и так далее), молодой человек действует в соответствии со своими предпочтениями, не прислушиваясь к мнению своей семьи. На вопрос о влиянии родителей на выбор молодого человека в работе или учебе всего лишь 22% дали положительный ответ («иногда» - 53%, «нет» - 25%).

Ответы на вопрос о типе семьи и степени доверия молодого человека родителям были распределены следующим образом:

Таблица 1. Сопряжение ответов респондентов на вопросы о типе их семьи и характере взаимоотношений в

ней.

Тип семьи Я доверяю родителям и делюсь с ними своими переживаниями Я предпочитаю не вмешивать родителей в свои личные дела

Полная 1 39 12

Полная многодетная 2 11 1

Неполная 3 13 20

Неполная Многодетная 3 1

Анализируя ответы респондентов, мы можем сделать вывод, что дети из многодетных и полных семей поддерживают более тесный контакт с родителями, чем дети из неполных семей. В то же время мы выяснили, что превалирующее большинство детей из неполных семей предпочитают не подпускать родителей слишком близко к своей личной жизни и не допускать того, чтобы они оказывали сильное влияние на их жизнь, а значит и на выбор той или иной жизненной стратегии. Это показывает нам то, что семья, являясь важнейшим элементом в жизни каждого человека, при осуществлении гармоничного воспитания (то есть осуществление воспитательных функций как мамой, так и папой) способна оказывать более сильное воздействие на выбор молодого человека, когда она полная, нежели в тех случаях, когда по каким-либо причинам отсутствует один (или оба) из родителей.

«Можете ли Вы сказать, что Ваши родители очень требовательны к Вам?» - вопрос, который был задан нами студентам. Ответы разделились следующим образом: 40% студентов считают, что родители требовательны к ним в меру, 35%, что родители нетребовательны к ним, меньше всего респондентов (25%) выбрали ответ «да, могу сказать, что родители очень требовательны.

Таким образом, 75% опрошенных признают, что родители все же требовательны к ним в той или иной мере. Это может также свидетельствовать о том, что ребенок ощущает на себе чрезмерное влияние родителей и навязывание ему своего собственного мнения. Данный аспект вызывает диссонанс у молодого человека, отчего он может испытывать трудности в выборе своей жизненной стратегии, так как не всегда выбор и предпочтение ребенка совпадает с желанием его родителей.

На основе анализа заданных нами дальнейших вопросов мы можем сделать вывод о том, что преимущественное большинство респондентов (79% среди всех опрошенных) получают в своей семье установку на следование определенным жизненным ценностям, причем чаще всего встречается установка на рецептивную («приобретательскую») активность, которая подразумевает под собой достижение материального благополучия, в то время как ориентирование семьей молодых людей на то, чтобы самореализоваться и получать удовольствие от жизни (творческая или же «экзистенциальная» активность), наблюдается всего лишь у 10% опрошенных респондентов, которые получают в семье установки на определенные жизненные стратегии. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что чаще всего молодых людей нацеливают на стремление к получению жизненных благ и обеспечение себя всеми необходимыми ресурсами (49%). На втором месте с небольшим отрывом в показателях (41%) находится мотивационная («достиженческая») активность, которая подразумевает под собой получение общественного признания. Последним идет творческая («экзистенциальная») активность, наблюдающаяся лишь среди 10% молодых людей, которых семья наставляет на следование определенным жизненным стратегиям.

При анализе данных социологического исследования нами были выявлены следующие проблемы:

а) чрезмерное влияние родителей на выбор и формирование жизненных ценностей своих детей является для них проблемой, так как они ощущают чрезмерное давление на себя и свое личное пространство. Именно поэтому они всячески стараются отгородиться от этого и принимать решения, ссылаясь только на собственный опыт и мнение;

б) из-за ощущения чрезмерного влияния молодым человеком авторитет его родителей становится недостаточным, особенно это становится явным при принятии молодежью различных решений и путей формирования собственных жизненных ориентиров;

в) так как семья является первичным агентом социализации, то она закладывает фундамент ценностей в ребенке, на основе которых формируется его жизненная стратегия, то ребенку необходимо полноценное воспитание: как мамы, так и папы. Поэтому в неполных семьях у молодых людей наблюдается сложность с выбором своей жизненной стратегии и с самоопределением.

Таким образом, для того, чтобы постараться снизить степень проявления выделенных проблем, мы предлагаем следующие действия:

1. Необходимо проводить разноплановую работу с молодыми людьми для того, чтобы помочь им определиться с выбором жизненной стратегии.

Для совершенствования формирования жизненных стратегий молодежи также необходима работа по следующим направлениям:

1) противодействие распространению вредных привычек в молодежной среде;

2) профилактика экстремизма среди молодежи;

3) содействие формированию у молодежи ценностных представлений о здоровье;

4) развитие навыков здорового образа жизни;

5) поддержка различных форм молодежного добровольчества, деятельности организаций в сфере профилактической работы с молодыми людьми;

5) содействие молодым людям в защите их законных прав и интересов;

6) стимулирование стремления талантливой молодежи к успеху;

7) развитие системы выявления талантливых молодых людей во всех сферах деятельности;

8) создание условий для максимального раскрытия молодыми людьми своих способностей на благо общества;

9) создание условий для продуктивного использования обществом достижений молодежи.

В отдельную категорию следует выделить поддержку молодежи в сфере предпринимательства, так как подобная деятельность позволит молодому человеку попробовать на себе различные социальные роли и плотнее погрузиться во взаимодействие с различными социальными структурами и институтами, что также окажет влияние на формирование его жизненной стратегии:

1) реализация системы мер по правовой и формационной поддержке молодых людей в малом предпринимательстве;

2) организация обучения основам предпринимательской деятельности в рамках областных целевых программ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) предоставление грантовой поддержки молодым предпринимателям на конкурсной основе;

4) проведение конкурсов среди учащихся старших курсов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования на лучший бизнес-план в области малого предпринимательства и т.д.

Однако такая работа должна также проводиться и с их родителями, поскольку семья является главенствующим субъектом, влияющим на выбор молодого человека. Для совершенствования методов влияния на формирование жизненных стратегий молодежи родителям необходимо осуществлять данную деятельность с раннего детства своего ребенка, а также взаимодействовать с учебными заведениями, в которых им должна

6

оказываться помощь в просветительской деятельности, направленной на совершенствование их знаний и навыков в области формирования мировоззрения и жизненной стратегии молодых людей. Проводить подобную работу на базе образовательных и муниципальных учреждений в вариативных формах способны не только работники данных организаций, но и организаторы работы с молодежью, так как они имеют необходимый багаж знаний и навыков по работе с людьми до 35 лет.

2. Для совершенствования формирования жизненных стратегий необходимо:

- просвещать родителей по вопросам формирования жизненных стратегий молодежи с той целью, чтобы помочь им установить контакт со своим ребенком и помочь ему раскрыться, повлиять на становление его жизненной стратегии, не вызывая у него при этом негативных эмоций и ощущения давления на его личность и чрезмерного влияния на его личную жизнь;

- проводить в учебных заведениях родительские собрания, лекции, лектории, беседы, конференции и групповые дискуссии для того, чтобы положительно повлиять на формирование компетентности родителей в сфере формирования жизненных стратегий молодежи и вызвать их на открытый диалог, что позволит более полно и точно обсудить и раскрыть все особенности формирования жизненной стратегии в сознании молодого человека;

- расширять круг знаний родителей по вопросам профессионального самоопределения молодежи, поскольку выбор профессии является одним из ключевых этапов становления в жизни молодого человека, которые не должен идти вразрез с его жизненной стратегией;

- изучать положительный опыт семейного воспитания, так как личный успех других поможет мотивировать родителей совершенствовать свои знания и навыки в вопросах формирования у молодежи жизненных стратегий.

3. Одним из направлений работы с молодежью для совершенствования формирования жизненных стратегий должна стать работа с неполными семьями, так как по результатам анкетирования молодые люди из неполных семей имеют значительные трудности в процессе самоопределения и выбора жизненной стратегии. Необходима работа с родителями, воспитывающими ребенка в неполных семьях. К такой деятельности должны относиться:

- определение социального статуса семьи, диагностика наличия форм девиантного поведения у членов неполной семьи;

- консультация специалиста в сфере социальной работы «Социальные гарантии неполной семье»;

- построение психологического профиля личности, диагностика характера внутрисемейных отношений;

- психологическая консультация по проблемам семейных отношений в неполной семье;

- психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений;

- лекции для родителей.

Итак, подводя итоги, можно констатировать, что семья является важнейшим аспектов в процессе формирования у молодого человека его жизненной стратегии и ценностей. Именно поэтому для обеспечения успешности этого процесса необходима комплексная работа, направленная на совершенствование методов взаимодействия старших членов семьи с молодыми людьми в сфере формирования жизненной стратегии и установок.

Список используемой литературы:

1. Волокитина, А.А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора / А.А. Волокитина // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - №4. - С. 106-114.

2. Горшков, М.К. Российское общество как новая социальная реальность / М.К. Горшков // Россия реформирующаяся. - 2014. - №5. - С. 8-19.

3. Демченко, Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека / Е.А. Демченко // Вопросы психологии. - 2014. - №4. - С. 80-91.

4. Долгов Ю.Н. Типология жизненных стратегий личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть III. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С. 104-105.

5. Зубок, Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска / Ю.А. Зубок // Социологические исследования. - 2014. - №4. - С. 43-53.

6. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. 2015. С. 474.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.