Научная статья на тему 'Модель формирования правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры'

Модель формирования правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
830
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / STUDENTS’ YOUTH / MODEL / LEGAL CULTURE / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / CULTURE ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Раковская Елена Леонидовна

Предложена модель организации педагогической работы по формированию правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры, включающая ряд взаимосвязанных блоков: целевого, организационного, содержательного и критериально-результа-тивного. Основная цель педагогического процесса – формирование правовой культуры молодого поколения – вытекает из социального заказа общества. Задачами формирования правовой культуры у студенческой молодежи являются: получение знаний о правах и обязанностях, усвоение правовых норм, знаний; формирование гражданских ценностей у молодежи, выработка устойчивых правовых идей и принципов позитивного отношения к закону и праву; осознание значимости формирования правовой культуры в процессе участия в социально-культурной деятельности; умение пользоваться приобретенными знаниями и защищать свои права в процессе жизнедеятельности, повышение социально-правовой активности. Организационный блок включает организационно-педагогические условия, принципы, факторы и этапы осуществления педагогической деятельности. Выделяются основные принципы формирования правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры. Содержательно-функциональный блок включает содержание педагогической деятельности по формированию правовой культуры студенческой молодежи, реализуемое в программе «Знаем права и выполняем обязанности». Критериально-результативный блок включает критерии, показатели и уровни сформированности правовой культуры студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Раковская Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION MODEL OF LEGAL CULTURE OF STUDENTS’ YOUTH IN INTERACTION PROCESS OF UNIVERSITIES AND CULTURE ESTABLISHMENTS

The model of organization of pedagogic work of formation of legal culture of student’s youth in the process of interaction of universities and institutions of culture including a row of interlinked blocs: aim, organizational, content and criteria-efficiency, is offered. The main purpose of the pedagogical process – the formation of the legal culture of the younger generation – stems from the social order of society. The objectives of formation of legal culture among college students are gaining knowledge about rights and responsibilities, the assimilation of legal norms, knowledge, the formation of civic values among young people, the development of sustainable legal ideas and principles of positive attitude to law and justice, understanding the importance of formation of legal culture in the process of participation in socio-cultural activities, the ability to use the acquired knowledge and protect their rights in the process of vital activity, increased social and legal activism. The organization bloc includes the organizational-pedagogical conditions, principles, factors and implementation phases of educational work. The main principles of the legal culture of students in the process of interaction between universities and cultural institutions are disclosed. The content-functional bloc includes the content of teaching activities to create a legal culture of students, realized in the program “Know the rights and fulfill obligations”. Criterion-result bloc includes the criteria, indicators and levels of formation of legal culture of the youth.

Текст научной работы на тему «Модель формирования правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры»

УДК 378.180.6

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

© Елена Леонидовна РАКОВСКАЯ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: rel.68@mail.ru

Предложена модель организации педагогической работы по формированию правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры, включающая ряд взаимосвязанных блоков: целевого, организационного, содержательного и критериально-результативного.

Основная цель педагогического процесса - формирование правовой культуры молодого поколения - вытекает из социального заказа общества. Задачами формирования правовой культуры у студенческой молодежи являются: получение знаний о правах и обязанностях, усвоение правовых норм, знаний; формирование гражданских ценностей у молодежи, выработка устойчивых правовых идей и принципов позитивного отношения к закону и праву; осознание значимости формирования правовой культуры в процессе участия в социально-культурной деятельности; умение пользоваться приобретенными знаниями и защищать свои права в процессе жизнедеятельности, повышение социальноправовой активности.

Организационный блок включает организационно-педагогические условия, принципы, факторы и этапы осуществления педагогической деятельности.

Выделяются основные принципы формирования правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры.

Содержательно-функциональный блок включает содержание педагогической деятельности по формированию правовой культуры студенческой молодежи, реализуемое в программе «Знаем права и выполняем обязанности».

Критериально'-результативный блок включает критерии, показатели и уровни сформированности правовой культуры студенческой молодежи.

Ключевые слова: модель; правовая культура; студенческая молодежь; высшие учебные заведения; учреждения культуры.

Процесс формирования правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры представляет собой целенаправленный процесс, включающий последовательную смену этапов, направленных на достижение основной цели.

Этапность формирования правовой культуры молодежи позволяет выделить основные блоки модели: целевой, организационный, содержательный и критериально-результативный (рис. 1).

Целевой блок. Основная цель педагогического процесса вытекает из социального заказа общества - формирование правовой культуры молодого поколения. Он отражен в законе РФ «Об образовании», в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, в программе воспитания демократической гражданственности и образования в области прав человека, принятой

Советом Европы 15 января 2003 г. и признанной Российской Федерацией.

Цель педагогической деятельности -формирование правовой культуры студенческой молодежи.

Задачами формирования правовой культуры у студенческой молодежи являются:

- получение знаний о правах и обязанностях, усвоение правовых норм, знаний;

- формирование гражданских ценностей у молодежи, выработка устойчивых правовых идей и принципов позитивного отношения к закону и праву;

- осознание значимости формирования правовой культуры в процессе участия в социально-культурной деятельности;

- умение пользоваться приобретенными знаниями и защищать свои права в процессе жизнедеятельности, повышение социально-правовой активности.

II блок - организационный

£ «

О о

ё 5

м Я

Задачи: получение знаний о правах и обязанностях, усвоение правовых норм, знаний; формирование гражданских ценностей, выработка устойчивых правовых идей и принципов позитивного отношения к закону и праву; осознание значимости правовой культуры в социально-культурной деятельности; умение пользоваться знаниями и защищать свои права в процессе жизнедеятельности, повышение социально-правовой активности

Организационно-педагогические

условия:

интеграция деятельности вузов и учреждений культуры; построение деятельности на основе модели и программы; использование средств СКД; деятельностная опосре-дованность педагогического воздействия на формирование личности, обусловленная эмоционально-образной спецификой СКД; проведение оценки с помощью разработанного критериального аппарата; наличие подготовленных педагогов-организаторов

Принципы:

личностной направленности, личностного подхода, личностной самоценности, дифференцированного подхода, активности, деятельности, добровольности, доброжелательности, интегративности, коллективизма, творческого развития

Факторы:

педагогические и организационные

Этапы: целепольгающий; содержательно-процессуальный; аналитико-корректирующий

й

ы

н

в

и

т

я

т

ь

л

у

з

е

р

Критерии:

когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий

Уровни: высокий, средний, низкий.

Результат: повышение уровня сформированности правовой культуры студенческой молодежи

Содержание: педагогическая про-

грамма «Знаем права и выполняем обязанности»

Функции: познавательно-преобра-

зовательная, праворегулятивная, ценностно-нормативная, правосоциали-заторская, коммуникативная

Формы деятельности: массовые, групповые, индивидуальные

Методы: формирование общественного сознания личности, упражнения, контроль, убеждение, внушение, пример, беседы, лекции, рассказ, дискуссии и пр.

Средства: наглядной агитации и

пропаганды, живое слово, средства массовой информации, литература, творчество и др.

Рис. 1. Педагогическая модель формирования правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры

III блок - содержательно-функциональный

Организационный блок включает организационно-педагогические условия,

принципы, факторы и этапы осуществления педагогической деятельности.

Формирование правовой культуры студенческой молодежи должно функционировать на основе комплекса педагогических принципов - основных требований, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач формирования правовой культуры.

Мы выделяем следующие основные принципы формирования правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры.

Принцип личностной направленности выступает как один из ведущих принципов. Личностная направленность определяет ориентацию на общечеловеческие, гражданско-патриотические ценности. Гражданские ценности занимают в иерархии жизненных ценностей личности особое место.

Принцип личностного подхода. Согласно этому принципу, следует учитывать индивидуально-психологические особенности (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т. п.) личности. Учет индивидуальных особенностей -это один из аспектов более общего, личностного подхода к человеку.

Принцип личностной самоценности.

Данный принцип, с одной стороны, подчеркивает ценность становления индивидуальности во всех ее проявлениях в культурнообразовательном пространстве современности, ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности, с другой - ориентирует на развитие и формирование личностной целостности.

Принцип дифференцированного подхода осуществляется на основе ряда факторов: выявления индивидуальных, культурных потребностей и интересов исследуемой категории людей; ориентации на развитие процессов самопознания, самореализации, самосовершенствования и взаимоподдержки.

Принцип активности предполагает активные деятельные формы проведения свободного времени, во время которых молодые люди принимают участие в культурной жизни, занимаются различными формами проведения досуга с целью развития своих спо-

собностей и самосовершенствования. К сожалению, сегодня в иерархии наиболее ценных качеств в людях активность и инициативность не тождественны готовности к участию в решении общих дел, а чувство долга -ответственности за то, что происходит в стране.

Следование принципу активности означает возложение на человека ответственности за реализацию возможности организовать активный процесс самостоятельного, творческого конструирования собственной личности, ее самовоспитания и самосовершенствования.

Принцип деятельности. В соответствии с этим принципом развитие личности следует понимать не только как создание комплексной многоплановой деятельности, но и как организацию собственной и совместной деятельности.

Принцип добровольности предполагает свободный выбор видов, форм деятельности, комфортность и удовлетворение интересов каждой личности.

Принцип доброжелательности предполагает опору на положительное в личности и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия, т. к. раскрытие положительных резервов личности молодого человека становится возможным лишь в атмосфере благожелательности при наличии тесных эмоциональных контактов, что особенно важно в формировании правовой культуры.

Принцип интегративности предполагает осуществление целостного воспитательного воздействия, слияние педагогического процесса воспитания с другими направлениями воспитательной работы и процессами обучения и развития.

Принцип коллективизма. Уровень развития личности во многом зависит от уровня развития межличностных отношений группы, в которую она включена. Наиболее благоприятные условия для формирования общечеловеческих ценностных ориентаций личности создает группа высокого уровня развития - коллектив. Для реализации принципа коллективности могут быть использованы: групповые формы работы, участие в многообразной общественной жизни, ситуации совместных переживаний по поводу успехов и неудач группы.

Принцип творческого развития. Творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. Это мы учитываем при формировании правовой культуры молодежи.

Продуктивность педагогического процесса зависит от факторов. В процессе формирования правовой культуры молодежи в процессе социально-культурной деятельности возникает множество путей взаимодействия между внутренним состоянием личности и внешними условиями.

Основными факторами формирования правовой культуры студенческой молодежи являются следующие.

Педагогические факторы: изучение политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка; включение студентов в совместную социально-культурную деятельность; наличие четко сформулированных целей.

К организационным факторам мы относим эффективные современные способы организации деятельности по формированию позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом; участие в объединениях и акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка; организацию правовых объединений с государственными структурами при реализации социальных и социокультурных проектов.

Формирование правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры - это управляемый процесс, в котором мы выделяем три этапа: 1) целеполагающий; 2) содержательно-процессуальный; 3) аналитикокорректирующий.

Целеполагающий этап, основным содержанием которого выступает анализ сфор-мированности правовой культуры студенческой молодежи. Для этого необходимо разработать критериальный аппарат, а также подобрать и разработать методики, с помощью которых провести изучение сформиро-ванности правовой культуры студенческой молодежи. Целеполагание включает в себя осмысление и определение цели опытноэкспериментальной работы, ее задач и этапов; планирование педагогических воздействий с целью повышения организации и коор-

динации деятельности участников педагогического процесса.

Содержательно-процессуальный этап включает в себя: разработку содержания и реализацию программы по формированию правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры; управление педагогическим процессом; коррекцию и самокоррекцию взаимодействия участников педагогического процесса в ходе проведения мероприятий в соответствии с разработанной программой, в самостоятельной и исследовательской работе молодежи, в процессе творческой активной деятельности.

Аналитико-корректирующий этап предполагает диагностику и анализ результатов педагогического процесса, сравнение полученных результатов с первоначальными, сопоставление итоговых результатов с поставленной целью, при необходимости - определение необходимых мер коррекции с целью эффективной реализации педагогической модели по формированию правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры.

Таким образом, все три этапа образуют замкнутый цикл, направленный на формирование правовой культуры студенческой молодежи.

Педагогическая деятельность по формированию правовой культуры студенческой молодежи происходит в условиях взаимосвязи вузов и учреждений культуры: библиотеках, музеях, клубных учреждениях, парках культуры и отдыха, центрах досуга, кинотеатрах, культурно-спортивных комплексах и пр. [1].

Содержательно-функциональный блок

включает содержание педагогической деятельности по формированию правовой культуры студенческой молодежи, реализуемое в программе «Знаем права и выполняем обязанности».

При рассмотрении функций мы будем опираться на исследование В.П. Сальникова, который рассматривает структуру и функции правовой культуры [2].

Так, по мнению В.П. Сальникова, правовая культура в реальном существовании выполняет одновременно несколько специфических функций - познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-

нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Познавательно - преобразовательная функция правовой культуры связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и обеспечению становления гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития индивида. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Праворегулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы.

Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев, граждан, концентрации их усилий на формировании правового государства. Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в правовой сфере. Регулятивная функция правовой культуры реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение людей в их деятельности определенным правилам, реализацию их потребностей, интересов, социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей в правовых отношениях, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик и про-

является в разнообразных явлениях и фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, в социальных институтах и т. д. Исходя из этого, правовые нормы и другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Анализируемая функция проявляется и тогда, когда изучается оценочное отношение личности к результату, цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам, образцам поведения, предусмотренным нормами права, к поведению и деятельности других лиц. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в «измерении» индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Оценивается правовая реальность в самом широком диапазоне - от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это - оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

Встречаясь с каждой новой ценностью правовой культуры, мы даем ей оценку с позиций уже сложившихся у нас ценностных ориентаций в этой сфере, одобряя одни компоненты правовой действительности и отвергая другие.

Эта устойчивая система оценок, в свою очередь, зависит от нашего мировоззрения и наличного уровня политико-правовой культуры.

Правосоциализаторская функция правовой культуры может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

Правовая культура выполняет коммуникативную функцию. Обеспечивая общение

граждан в правовой сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично не знакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем. Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает в качестве формы межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных существ в сфере права.

Освоение этой функции определит наше отношение к правовому культурному наследию, к другим типам современной правовой культуры, позволит овладеть социокодом правовой культуры различных эпох.

Правовая культура конкретного общества не может успешно развиваться без приобщения к другим правовым культурам. Опыт даже недавнего исторического прошлого нашей страны показал, какие печальные последствия имеют попытки ограничить культуру, в т. ч. и правовой ее срез, лишь собственными рамками, сбросив со счета культурное наследие прошлого и прекратив связь с культурной жизнью других современных государств. Правовая культура должна аккумулировать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох. В конечном счете, коммуникативная функция правовой культуры обеспечивает идейноправовые связи граждан, преемственность правового опыта и совершенствование общества, формирование и повышение правовой культуры индивидов.

Коммуникативная функция правовой культуры реализуется не только в сфере «сегодняшнего» правового регулирования. Она выступает необходимым элементом планирования и прогнозирования правовой культуры, правового культурного строительства и развития.

Прогностическая функция правовой

культуры охватывает правотворчество и реализацию права, проблемы укрепления законности и правопорядка, обеспечения правомерного поведения граждан, их гражданской

активности и т. д., включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

При разработке модели формирования правовой культуры студенческой молодежи следует особо назвать методы и формы работы - приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности. К ним относятся многообразные приемы эмоционального, педагогического воздействия на молодых людей: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике.

К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры. Главная его цель -воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки, овладение основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.

Большую роль в правовом воспитании играют средства массовой информации. К формам право-воспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т. д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы.

Направленность, характер деятельности определили конкретные базовые и вспомогательные формы социально-культурной деятельности: массовые, групповые, индивидуальные, более подробно представленные в табл. 1.

Среди основных педагогических методов были использованы следующие: вовлечение студентов в культурно-досуговые мероприятия, учебно-познавательная и самообразовательная деятельность, стимулирование социально-культурной активности, форми-

рование общественного сознания личности, упражнения, контроль, убеждение, внушение, пример, беседы, лекции, рассказ, дискуссии и пр.

Нами выделены также средства формирования правовой культуры студентов: средства наглядной агитации и пропаганды, живое слово, средства массовой информации, литература, творчество и др.

Критериально-результативный блок включает критерии, показатели и уровни сформированности правовой культуры студенческой молодежи.

Критерии - качества, свойства изучаемого объекта, которые дают возможность судить о его состоянии и уровне развития, а показатели характеризуют меру сформиро-ванности того или иного критерия.

Формирование правовой культуры молодежи осуществляется на основе целостного педагогического воздействия на личность молодых людей: когнитивно-познаватель-

ную, мотивационно-ценностную и поведенческую сферу.

Когнитивный критерий, предлагаемый нами для оценки эффективности процесса формирования правовой культуры студенческой молодежи, предполагает понимание сущности государства и права и их роли в обществе, знание основных правовых источников, основных положений Конституции РФ, основных прав и свобод человека и гражданина; понимание основных правовых дефиниций; знание основных положений ведущих правовых отраслей.

Мотивационно-ценностный критерий характеризует направленность отношений человека к обществу, к самому себе.

В качестве компонентов мотивационной сферы мы рассматриваем осознание ценности права в жизни развитого правового госу-

дарства и гражданского общества; ценности своего правового статуса, прав и свобод других людей; преобладание мотивации высших категорий в собственной правовой деятельности.

В процессе формирования правовой культуры студенческой молодежи большое значение играют мотивы, связанные с развитием таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Мотивационный-ценностный критерий является своего рода энергетическим запасом личности в реализации глубинных стимулов трудовой, профессиональной деятельности, с помощью которого соотносятся внешние и внутренние факторы регуляции поведения.

Поведенческий критерий также является важным в оценке сформированности правовой культуры студентов. Поведенческий критерий демонстрирует степень пассивноактивного отношения человека к своим обязанностям, предрасположенность личности к реальным положительным (или отрицательным) действиям. Поведенческий критерий характеризует правомерность, инициативность; правовая результативность в повседневной жизни, в будущей профессиональной деятельности; активное участие в пропаганде правовых знаний и в правоохранительных мероприятиях.

В педагогической литературе при оценке показателей результативности какого -либо процесса часто используется уровне-вый подход. Мы выделяем высокий (креативный); средний (интерпретирующий); низкий (репродуктивный) уровни сформи-рованности правовой культуры студенческой молодежи.

Таблица 1

Используемые формы работы по формированию правовой культуры студенческой молодежи

Массовые формы Групповые формы Индивидуальные формы

Лекции и лектории, кинолекторий, тематические кинопоказы; юбилейные вечера; устные журналы; дни совместного отдыха; тематические вечера; вечер-портрет, вечер-рассказ, вечер-встреча; диспуты, чествование известных людей; конкурсы и соревнования; олимпиады, тематические выставки и обзоры литературы; стенгазеты, уголки, викторины Беседы, вечера вопросов и ответов, юридические кружки, клубные объединения, туристические походы, тренинги и пр. Консультации, программы самообразования для молодежи, беседы о вредных привычках, нарушениях дисциплины и т. д.

Таким образом, разработанная нами педагогическая модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет сформированность правовой культуры студенческой молодежи.

1. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры. М., 2003.

2. Русская философия права: философия веры и нравственности / под ред. В.П. Сальникова. СПб., 1997.

Поступила в редакцию 19.08.2013 г.

UDC 378.180.6

FORMATION MODEL OF LEGAL CULTURE OF STUDENTS’ YOUTH IN INTERACTION PROCESS OF UNIVERSITIES AND CULTURE ESTABLISHMENTS

Elena Leonidovna RAKOVSKAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: rel.68@mail.ru

The model of organization of pedagogic work of formation of legal culture of student’s youth in the process of interaction of universities and institutions of culture including a row of interlinked blocs: aim, organizational, content and criteria-efficiency, is offered.

The main purpose of the pedagogical process - the formation of the legal culture of the younger generation - stems from the social order of society. The objectives of formation of legal culture among college students are gaining knowledge about rights and responsibilities, the assimilation of legal norms, knowledge, the formation of civic values among young people, the development of sustainable legal ideas and principles of positive attitude to law and justice, understanding the importance of formation of legal culture in the process of participation in socio-cultural activities, the ability to use the acquired knowledge and protect their rights in the process of vital activity, increased social and legal activism.

The organization bloc includes the organizational-pedagogical conditions, principles, factors and implementation phases of educational work.

The main principles of the legal culture of students in the process of interaction between universities and cultural institutions are disclosed.

The content-functional bloc includes the content of teaching activities to create a legal culture of students, realized in the program “Know the rights and fulfill obligations”.

Criterion-result bloc includes the criteria, indicators and levels of formation of legal culture of the youth.

Key words: model; legal culture; students’ youth; higher educational institutions; culture establishments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.