Научная статья на тему 'Изучение образовательных стратегий молодежи'

Изучение образовательных стратегий молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ / ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЖИЗНЕННАЯ ЦЕННОСТЬ / МОТИВЫ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ / УСТРЕМЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATIONAL STRATEGIES / EDUCATIONAL STRATEGIES OF STUDENT YOUTH / YOUTH / STUDENT YOUTH / THE FORMATION OF EDUCATIONAL STRATEGIES / EDUCATION AS A VITAL VALUE / THE MOTIVATION FOR CONTINUOUS EDUCATION / CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Епифанова Е.М.

В статье рассматриваются особенности образовательных стратегий студенческой молодежи, место образования в структуре их ценностей. Проведенное социологическое исследование позволило выявить некоторые закономерности. На сегодняшний день существует тенденция инструментализации ценности образования в сознании молодых людей, она выступает в качестве средства для достижения других сопутствующих целей. Образовательные траектории выстраиваются с учетом места образования в иерархии фундаментальных ценностей. Формирование образовательных стратегий молодежи происходит благодаря взаимодействую разнообразных факторов, включающих в себя как внешние, так и внутренние мотивы. Существует тенденция «непрерывного образования», молодые люди не ограничиваются получением одной степени бакалавра, стремятся к получению степени магистра и второго высшего образования, а также большое значение уделяют самобразованию, что говорит о взаимодействии формального, неформального и информального образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Епифанова Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying of the educational strategy of youth

The article discusses the features of the educational strategies of student youth, the position of education in the structure of their values. The conducted sociological research made it possible to reveal some regularities. Nowadays there is a tendency of instrumentalizing of the value of education in the minds of young people. This tendency acts as a means of achieving other purposes. Educational trajectories are built according to the place of education in the hierarchy of basic values. The formation of educational strategies for young people is due to the interaction of numerous factors, including both external and internal motives. There is a trend of "continuous education": young people are not limited to obtaining one bachelor's degree, they are striving to obtain a master's degree and a second higher education. Also young people pay great attention to self-education. That means the interaction of formal, informal and informational entities.

Текст научной работы на тему «Изучение образовательных стратегий молодежи»

Изучение образовательных стратегий молодежи Studying of the educational strategy of youth

Епифанова Е.М.

студентка 3 курса,

Института Управления кафедры социологии и организации работы с молодежью

НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород e-mail: epifanova@bsu. edu. ru

Epifanova E.M.

3rd year student Institute of management NR U «Belgorod State University» Russia, Belgorod e-mail: epifanova@bsu. edu. ru

Научный руководитель Кисиленко А.В.

старший преподаватель кафедры социологии и организации работы с молодежью

НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород e-mail: kisilenko@bsu. edu. ru

Scientific adviser Kisilenko A. V.

Senior Lecturer

Department of Sociology and Organization of Work with Youth

NRU «Belgorod State University» Russia, Belgorod e-mail: kisilenko@bsu. edu. ru

Аннотация.

В статье рассматриваются особенности образовательных стратегий студенческой молодежи, место образования в структуре их ценностей. Проведенное социологическое исследование позволило выявить некоторые закономерности. На сегодняшний день существует тенденция инструментализации ценности образования в сознании молодых людей, она выступает в качестве средства для достижения других сопутствующих целей. Образовательные траектории выстраиваются с учетом места образования в иерархии фундаментальных ценностей. Формирование образовательных стратегий молодежи происходит благодаря взаимодействую разнообразных факторов, включающих в себя как внешние, так и внутренние мотивы. Существует тенденция «непрерывного образования», молодые люди не ограничиваются получением одной степени бакалавра, стремятся к получению степени магистра и второго высшего образования, а также большое значение уделяют самобразованию, что говорит о взаимодействии формального, неформального и информального образований.

Annotation. The article discusses the features of the educational strategies of student youth, the position of education in the structure of their values. The conducted sociological research made it possible to reveal some regularities. Nowadays there is a tendency of instrumentalizing of the value of education in the minds of young people. This tendency acts as a means of achieving other purposes. Educational trajectories are built according to the place of education in the hierarchy of basic values. The formation of educational strategies for young people is due to the interaction of numerous factors, including both external and internal motives. There is a trend of "continuous education": young people are not limited to obtaining one bachelor's degree, they are striving to obtain a master's degree and a second higher education. Also young people pay great attention to self-education. That means the interaction of formal, informal and informational entities.

Ключевые слова: образовательные стратегии, образовательные стратегии студенческой молодежи, молодежь, студенческая молодежь, формирование образовательных стратегий, образования как жизненная ценность, мотивы продолжения обучения, устремления в сфере образования, непрерывное образование.

Keyword: educational strategies, educational strategies of student youth, youth, student youth, the formation of educational strategies, education as a vital value, the motivation for continuous education, continuous education.

Актуальность исследования образовательных стратегий заключается в том, что образовательные стратегии молодежи непосредственно отражают состояние и развитие системы образования и сферы занятости. Она также обусловлена повышением роли образования в общемировом процессе, а также возрастанием роли, которую должно сыграть образование непосредственно в жизни каждого человека.

Выступая в качестве субъекта образования, молодежь проявляет собственные интересы, установки и избирательность. В условиях, когда одними из основных принципов государственной политики в сфере образования становятся, как «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека», так и «автономия образовательных организаций», сама избирательность поведения молодежи в сфере образования превращается в составляющую изменений структурных элементов образовательной системы [1].

Для молодых людей характерно рассматривать образование как средство достижения социального статуса, как доступ к социальной мобильности и как способ преодоления статусных ограничений, именно с данной точки зрения изучение стратегий поведения в сфере образования рассматривает структурный подход, методологические основы которого были заложены П. Бурдье, Р. Будоном, Дж. Коулманом и др [3].

Трактовка образования как взаимодействия формального, неформального и информального процессов, идущих как в рамках системы образования, так и вне ее лежит в рамках теории человеческого капитала, сформулированных на рубеже 1950-1960-х годов Т. Шульцем и Г. Беккером [2]. Данная теория предполагает опору на парадигму непрерывного образования, на модель «образования в течение жизни», становится важнейшим методологическим инструментом изучения образовательных и профессиональных траекторий молодежи.

Социологами, ведущими в России фундаментальные исследования образовательных и профессиональных траекторий молодежи (Д.Л. Константиновским и Д.Ю. Куракиным), выработан ряд концептуальных представлений на этот счет. Образовательная траектория определяется ими как «... совокупность шагов, предпринимаемых отдельными индивидами и социальными группами для удовлетворения своих образовательных потребностей. Траектории могут включать в себя формальные и неформальные виды образовательной деятельности. Они также могут быть прерывистыми (и тогда значение имеет период «ухода» из образовательной системы), рекурсивными (включающими в себя серию возвращений в образовательную систему для более успешной адаптации на рынке труда), непрерывными (в которых, например, начало трудовой деятельности не означает прекращения обучения, а, напротив, стимулирует образовательные потребности) и т.д.»[4].

С целью анализа определения места образования в структуре социальных ценностей молодых людей было проведено исследование, в котором приняло участие 100 человек, среди которых 62 женщины и 38 мужчин. Возраст респондентов не превышал 27 лет (от 17 до 27), поскольку объектом исследования является студенческая молодежь 1-4 курсов обучения. Распределение респондентов по половозрастным группам представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Пол ВозрасТ^^^^^ Женский Мужской

17-20 27 21

21-23 25 9

23-27 10 8

Итого: 62 38

Анкета состояла из 20 вопросов, которые позволили нам изучить особенности формирования образовательных стратегий и выявить место образования в структуре образовательных потребностей студенческой молодежи. Вопросы были представлены в нескольких смысловых блоках:

- иерархия ценностей молодых людей;

- образование как жизненная ценность;

- мотивы продолжения обучения;

- устремления в сфере образования и профессиональное самоопределение;

- выстраивание образовательных стратегий;

- «паспортичка».

Прежде чем говорить об образовательных стратегиях студенческой молодежи, необходимо выяснить, какое место образование занимает в структуре жизненных ценностей молодых людей. Первый блок вопросов был направлен на выявление иерархии фундаментальных ценностей студенческой молодежи.

Студентам было предложено выбрать наиболее значимые для них ценности. Результаты показали, что для большинства респондентов наивысшую ценность представляет создание семьи (68%), также к приоритетным жизненным ценностям молодые люди относят наличие друзей (52%) и наличие хорошего образования (48%). Далее по шкале приоритетности следует наличие работы в соответствии с интересами (40%), одинаковое количество респондентов в равной степени оценивают важность таких ценностей, как возможность заниматься творчеством и возможность путешествовать по странам мира (38%). На основании полученных ответов можно сделать вывод о том, что для молодых людей достаточно значимо наличие свободы выбора сферы деятельности и учет собственных склонностей и интересов, поскольку для многих важно заниматься любимым делом. К наименее значимым жизненным ценностям большая часть опрошенных молодых людей относит наличие доступа к власти (5%) и возможность стать знаменитым (6%), а также наличие высокого статуса в обществе (10%). Это говорит о том, что молодежь не стремится попасть в элиту общества.

Следует отметить, что иерархия жизненных ценностей представительниц женского пола в некоторой степени отличается от иерархии приоритетов мужчин. Например, девушки на 28% чаще выбирают создание семьи как фундаментальную ценность, также женщины больше на 22% акцентируют свое внимание на возможности иметь интересную работу. В свою очередь, гораздо большую ценность у юношей чем у девушек имеет наличие свободного времени для возможности проводить его в свое удовольствие (на 20%), а также на 36% быть богатым человеком ценнее чем у девушек. Также среди юношей больше желающих иметь собственный бизнес (на 21%) и иметь доступ к власти (на 7%). При имеющихся отличиях в ценностных ориентациях юношей и девушек можно отметить несколько ценностей, которые имеют примерно одинаковую значимость среди обоих полов. К ним относятся создание семьи, получение хорошего образования и наличие друзей. Данные жизненные ценности являются фундаментальными для большинства молодых людей независимо от гендерных различий. Распределение ответов по полу представлено в таблице 2.

Таблица 2. Какие жизненные цели Вы считаете для себя наиболее важными? Выберете не более пяти вариантов

ответа.

Жизненные цели Ответ ы, % Ответ ы, чел. Женщ ины, % Ответ ы, чел. Мужч ины, %

Наличие друзей 52 29 47 23 60

Получение хорошего образования 48 31 50 17 48

Создание семьи 68 45 73 23 60

Наличие интересной работы 40 30 48 10 26

Возможность заниматься любимым делом, творчеством 38 23 37 15 39

Путешествия по странам мира 38 20 32 18 47

Наличие свободного времени и возможности проводить его в свое удовольствие 24 10 16 14 36

Построение успешной карьеры 31 17 27 14 37

Стать богатым человеком 28 9 14 19 50

Наличие собственного бизнеса 19 7 11 12 32

Наличие высокого статуса в обществе 10 4 6 6 15

Стать знаменитым человеком 6 3 5 3 8

Наличие доступа к власти 5 2 3 4 10

Следующий блок вопросов характеризует ценность образования в жизни студенческой молодежи. Выявлено, что больше половины молодых людей считают образование жизненно важной ценностью, при этом четверть затрудняется ответить на данный вопрос. Ответы респондентов представлены в таблице 3.

Таблица 3. Считаете ли Вы образование жизненно важной ценностью?

Варианты ответа Ответы,%

Да 61

Нет 19

Затрудняюсь ответить 20

В то же время, касаемо важности образования, все больше опрошенных склонны думать, что значимость диплома ВУЗа зачастую преувеличивают, так как устроить удачно жизнь можно и без него (51%). Тезис о том, что без диплома о высшем образовании на сегодняшний день человек подвергается риску устроиться на низкооплачиваемую и непрестижную работу, больше половины респондентов опровергают (52%). Ответы представлены в таблице 4.

Таблица 4. Значимость высшего образования

Вопрос Скорее верно, % Скорее неверно, % Затрудняюсь ответить, %

Как Вы считаете, верно ли высказывание, что значимость высшего образования часто преувеличивают, в наше время и без него можно удачно устроиться в жизни? 45 28 27

Как Вы считаете, верно ли высказывание, что без диплома о высшем образовании на сегодняшний день человек подвергается риску устроиться на низкооплачиваемую и непрестижную работу? 21 52 27

Образование занимает высокую позицию в структуре жизненных ценностей, но при этом данные следующего блока вопросов, которые направлены на выявление мотивов продолжения обучения, свидетельствуют о том, что ценность образования носит инструментальный характер: «По Вашему мнению, для чего многие люди стремятся получить образование?» и «По каким причинам вы продолжили обучение в вузе?». Среди ответов на вопрос, который касается мотивов продолжения обучения окружающих, лидирует мнение о том, что большинство получает высшее образование, чтобы иметь диплом для трудоустройства на хорошую работу (50%), построить карьеру (36%) и повысить свой социальный статус (23%). Помимо перечисленных внешних мотивов, были отмечены также и внутренние, а именно желание получить новые знания (29%) и желание стать хорошим профессионалом в своей области (20%). Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5. По Вашему мнению, для чего многие люди стремятся получить образование? Выберите не более трех

вариантов ответа.

Варианты ответа Ответы

Чтобы оказаться в образованной среде 19

Чтобы расширить свой кругозор 29

Чтобы получить специальные знания, стать хорошим профессионалом 20

Чтобы иметь диплом для трудоустройства на хорошую работу 50

Чтобы сделать карьеру 36

Чтобы повысить свой социальный статус 23

Чтобы не служить в армии 16

Потому сегодня так принято 13

Затрудняюсь ответить 10

Что касается вопроса, который затрагивает личную мотивацию к поступлению в высшее учебное заведение, то большинство утверждает, что главным фактором продолжения обучения является возможность устроиться на хорошо оплачиваемую работу (45%), далее следуют аналогичные ответы, связанные с построением карьеры. Также такие мотивы, как необходимость получения так называемой «корочки» и «так принято» присутствовали среди ответов респондентов, хотя не являются ключевыми. Ответы представлены в таблице 6.

Таблица 6. По каким причинам Вы продолжили обучение в вузе? Выберите не более трех вариантов ответа.

Варианты ответа Ответы

Найти супруга(у) 10

Отсрочка от службы в армии 13

Желание родителей 20

Ради интересной студенческой жизни 15

Так принято 28

Получить «корочку» 26

Устроиться на работу по интересам и склонностям 40

Устроиться на престижную работу 34

Устроиться на хорошо оплачиваемую работу 45

Желание быть образованным человеком 30

Стоит отметить, что среди 38 опрошенных юношей, 34% продолжили обучение в вузе для того, чтобы получить отсрочку от службы в армии, что демонстрирует влияние факторов окружающей действительности на формирование образовательных стратегий среди мужчин.

Желание получить хорошо оплачиваемую работу лидирует среди факторов получения образования, исходя из этого, можно утверждать, что внешние мотивы играют важную роль, так как именно они имеют такие проявления, как заработная плата, призы, победы, премии. Также желание получить престижную работу формируется на основе внешнего мотива «быть не хуже остальных», показать статусность своего положения в обществе, что говорит о желании респондентов получить одобрительную оценку окружающих людей. Как уже отмечалось ранее, помимо доминирующих внешних факторов, немаловажную роль играют внутренние, так желание найти работу по интересам и склонностям говорит о стремлении молодых людей получать удовольствие от выполняемой работы, испытывать чувство удовлетворения от собственной деятельности. Также желание быть образованным человеком показывает интерес к получению новых знаний, приобретению новых навыков. Из этого следует, что профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов не только окружающей действительности, но и на основании собственных интересов и склонностей.

В выстраивании образовательной стратегии за принятием решения о продолжении получения образования следует выбор дальнейшего места учебы и специальности. Следующий блок вопросов связан с устремлениями в сфере образования и профессиональным самоопределением молодежи.

В ходе формирования образовательных и профессиональных стратегий молодежи принятие решения о выборе рода деятельности, специальности является одним из основополагающих решений, которое взаимосвязано с получением определенного социального статуса в обществе. В мотивах выбора профессии не было выявлено лидирующей причины, мнения респондентов приблизительно в равной степени разделились между осознанным и случайным выбором специальности. Стоит отметить, что для молодых людей привлекательным при выборе сферы деятельности является ее доступность. Об этом свидетельствуют данные вопроса «Что повлияло на выбор специальности, на которой Вы сейчас обучаетесь?», которые представлены в таблице 7.

Таблица 7. Что повлияло на выбор специальности, на которой Вы сейчас обучаетесь?

Варианты ответа Ответы, %

Всегда планировал(а) поступать на данную специальность 22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила вместе с другом(подругой) 7

Убедила семья 13

Случайный выбор 23

Наличие бюджетных мест 26

Доступная стоимость обучения 9

Следующий блок вопросов затрагивает способы выстраивания образовательных стратегий. Многие молодые люди стремятся получить полное среднее и высшее профессиональное образования, а после чего приступить к дополнительному обучению.

Больше половины опрошенных после бакалавриата планируют продолжить обучение в магистратуре (66%), лишь четверть молодых людей хотят окончить образование получением степени бакалавра. Больше половины уверены, что хотят получить второе высшее образование (56%), это желание можно объяснить тем, что согласно результатам исследования, поступление в университет на ту или иную специальность не всегда сопровождалось осознанным выбором (см. таблицу 8).

Таблица 8

Вопрос Скорее да, % Скорее нет, % Затрудняюсь ответить, %

После бакалавриата планирует ли Вы продолжать обучения в магистратуре? 62 25 13

Хотели ли Вы получить второе высшее образование? 56 20 24

В сегодняшних условиях переход от образования к труду превратился в длительный процесс взаимосвязанного попеременного или параллельного получения и возобновления учебы и работы. Большинство респондентов положительно относится к совмещению учебы и работы, хотя часть опрошенных добавила примечания: «Положительно, если работа по специальности» и «Отрицательно, если работа не по специальности». При этом все-таки почти половина опрошенных к совмещению учебы с работой относится положительно независимо от того, какая это работа. В чередовании образовательной деятельности с другими видами деятельности молодые люди не видят ничего плохого и относятся к этому с положительной точки зрения. Об этом свидетельствуют ответы, которые представлены в таблице 9.

Таблица 9. Как Вы относитесь к совмещению учебы и работы?

Варианты ответа Ответы, %

Положительно 49

Отрицательно 15

Нейтрально 21

Другое Положительно, если работа по специальности (6%) Отрицательно, если работа не по специальности (9%)

Следующий вопрос показывает, что в общей сумме 87% студенческой молодежи уверены в необходимости самообразования и уделяют ему время, что говорит об осознанности значимости роста как образовательного, так и профессионального потенциала личности на протяжении всей жизни (см. таблицу 10).

Таблица 10. Уделяете ли Вы время саморазвитию?

Варианты ответа Ответы, %

Да, конечно 87

Нет, есть другие дела 6

Нет, не вижу необходимости 7

Чтобы выяснить, какие виды образовательной деятельности включают в себя образовательные траектории опрошенной студенческой молодежи, был задан вопрос: «Если да, то какие способы вы используете?». Многие стараются самостоятельно следить за новинками в литературе, приобретать новые для себя знания и навыки (67%). Также достаточно популярными способами являются изучение иностранного языка (45%) и совершенствование навыков работы на компьютере (32%). Реже всего студенческая молодежь посещает курсы повышения квалификации (7%), что можно объяснить курсом обучения и возрастом опрошенных. Студенты 1 и 2 курсов пока не озабочены стремлением получить как можно более ценные для рынка труда дипломы и свидетельства в отличие от последних курсов, ведь перед ними в ближайшей перспективе стоит задача успешно трудоустроиться. Результаты представлены в таблице 1 1.

Таблица 11. Если да, то какие способы Вы используете? Выберите не более трех вариантов ответа.

Варианты ответа Ответы

Посещаю курсы повышения квалификации 7

Посещаю тренинги, мастер-классы, деловые игры и т.п. 29

Совершенствую навыки работы на компьютере 32

Изучаю иностранный язык 45

Занимаюсь поиском дополнительной информации по отдельным темам изучаемых дисциплин 18

Занимаюсь дистанционным обучением 10

Слежу за новой литературой, приобретать новые навыки 67

Нет, не занимаюсь 9

На основе результатов анкетирования, которое помогло изучить образовательные стратегии молодежи и определить место образования в структуре социальных ценностей молодых людей, можно сделать следующие выводы:

1)На основании данных исследования были выявлены основные фундаментальные ценности: создание семьи (68%), наличие друзей (52%) и получение хорошего образования (48%). Постановка жизненных целей молодежи исходит из фундаментальных ценностей, в соответствии с ними происходит стратегическое планирование дальнейших действий по достижению поставленных целей. Как было выявлено, ценность образования в структуре фундаментальных ценностей респондентов высока, соответственно молодые люди планируют стратегию своих действия для получения хорошего образования (48%). При этом стоит отметить инструментализацию ценности образования, в связи с чем выстраивание стратегии получения образования происходит с учетом того, что оно может выступить как средство для достижения других сопутствующих целей. Например, образовательные стратегии выстраиваются таким образом, что получение хорошего образования выступает возможным гарантом трудоустройства на хорошую работу (50%), построения карьеры (36%) и повышения социального статуса (23%).

2) Формирование образовательных стратегий молодежи происходит благодаря взаимодействую разнообразных факторов, включающих в себя как внешние, так и внутренние мотивы. Молодые люди осознают необходимость самостоятельного материального обеспечения, и рассчитывают, что получение высшего образования является средством для достижения материального благополучия благодаря трудоустройству на хорошую работу. Поэтому формируются профессиональные установки, которые характеризуются психологической готовностью вхождения в мир профессий. Образовательная стратегия выстраивается с учетом того, что образование можно использовать как ресурс для социальной мобильности и построения карьерной лестницы. При этом желание быть образованным человеком и получить работу по склонностям и интересам также занимает высокие позиции при формировании образовательных траекторий. Выстраивание образовательных и профессиональных траекторий происходит в связи с различными мотивами, среди которых можно отметить желание добиться успеха в карьере, получив престижную работу (34%) и хорошо оплачиваемую работу (45%), желание получать удовлетворение от выполняемой деятельности, устроившись на работу в соответствии с интересами и склонностями (40%) и др., что говорит о взаимодействии и сочетании внешних и внутренних мотиваторов.

3)В образовательных стратегиях молодежи существует тенденция непрерывного образования. Принятие ее означает, что начало трудовой деятельности не означает остановку процесса образования, как это было в течение длительного времени, но полученные в ходе обучения знания и навыки предполагают их постоянное обновление, совершенствование с использованием новейших образовательных технологий, или приобретение новых знаний, освоение других компетенций. Происходит постоянное возвращение в образовательную систему для борьбы с конкуренцией на рынке труда. Происходит это за счет формального, неформального и информального образований: первое осуществляется в рамках образовательных учреждений, второе - в рамках курсов различной направленности, третье - реализуется в крайне изменчивых формах, которые слабо проявляются в публичном пространстве и связаны с большим числом разнообразных процессов поиска и получения информации. Примерами могут служить самообразование, протекающее в самых различных формах (чтение литературы, пользование Интернетом, самообучение по учебникам и программам для повышения общего культурного уровня или получения специальных профессиональных знаний) либо предполагаемое в начале любой работы (как и в процессе ее исполнения) обучение и дообучение с учетом потребностей данной профессии и рынка труда. Все эти формы непрерывного образования рассматриваются как частные, конкретные проявления и характеристики образовательных траекторий молодежи. Как было выявлено, большинство молодых людей считают саморазвитие важной составляющей в жизни современного человека (48%).

В ходе исследования были выявлены некоторые недостатки: инструментальная ценность образования в структуре образовательных стратегий, что влияет на мотивы формирования образовательных и профессиональных траекторий. Для

его устранения система должна максимально способствовать реализации потребности людей в получении качественных образовательных услуг, являться необходимым условием для саморазвития личности, утвердить ориентацию на непрерывное образование, увеличить степень доступности образования, повышение объективности системы оценивания знаний за счет устранения коррупции в высших учебных заведениях.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 20172016 года. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

2. Беккер, Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории [Текст] /Г.С. Беккер. - М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2003. - С. 49-155.

3. Бурдье, П. Стратегии воспроизводства и способы господства [Текст] / П. Бурдье // Социология социального пространства. - 2005. - №17. - С. 97-120.

Констнантиновский, Д.Л. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. 2-е изд. [Текст] / Д.Л. Константиновский, В.С. Вахштайн, Д.Ю. Куракин. - М.: ЦСП и М, 2013. -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.