Научная статья на тему 'Характеристика правовой воспитанности современных подростков'

Характеристика правовой воспитанности современных подростков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1608
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ / ЗАКОН / LEGAL EDUCATION / LEGAL BRINGING-UP / TEENAGERS / RIGHTS / RESPONSIBILITIES / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Блясова Ирина Юрьевна, Бякова Наталья Владимировна

Рассматривается характеристика правовой воспитанности как состояние правосознания личности, уровня ее правовой культуры, готовности к правомерному или противоправному поведению, основные компоненты: когнитивный, личностный и поведенческий. Представлены результаты диагностики когнитивного и личностного компонента правовой воспитанности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic of Legal Good Breeding of Modern Teenagers

The article is devoted to legal education features, legal education is regarded as a state of a person awareness, level of its legal culture, availability of lawful or unlawful behaviour, its main components: cognitive, personal and behavioural. The results of analysis of cognitive and personal component of the teenagerslegal education.

Текст научной работы на тему «Характеристика правовой воспитанности современных подростков»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW)

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 23 (378).

Право. Вып. 44. С. 9-12.

УДК 340.1

ББК 67.0

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ ВОСПИТАННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

И. Ю. Блясова

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», Шадринск, Россия

Н. В. Бякова

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», Шадринск, Россия

Рассматривается характеристика правовой воспитанности как состояние правосознания личности, уровня ее правовой культуры, готовности к правомерному или противоправному поведению, основные компоненты: когнитивный, личностный и поведенческий. Представлены результаты диагностики когнитивного и личностного компонента правовой воспитанности подростков.

Ключевые слова: правовое воспитание, правовая воспитанность, подростки, права, обязанности, закон.

Вопрос правовой воспитанности подрастающего поколения является достаточно актуальным в настоящее время. Данную проблему поднимают педагоги, психологи, юристы. Специалисты подчеркивают, что одной из важнейших социально-политических задач современного развития является формирование гражданского общества, которое, в свою очередь, связано с расшире -нием и углублением правовых знаний населения в целом и молодежи в частности, культивированием правового поведения, выработкой прочных правовых традиций, преодолением правового нигилизма [2].

Термин «правовая воспитанность» используется в литературе довольно часто, и тем не менее однозначного и общепринятого его определения до сих пор не существует. Анализ работ в области педагогики и права позволяет нам рассматривать правовую воспитанность как внутреннюю опору индивида, к которой он обращается в момент принятия решения о способе поведения в той или иной ситуации, и как состояние правосознания личности, уровень ее правовой культуры, готовность к правомерному или противоправному поведению.

Правовая воспитанность характеризуется следующими особенностями: во-первых, она является результатом правового воспитания; во-вторых, предполагает наличие внутренней установки на следование правовым принципам; в третьих,

проявляется в правовом поведении индивида, исполнении правовых предписаний; в четвертых, не может в полной мере формироваться без соответствующей информационной основы. Кроме того, правовая воспитанность рассматривается с точки зрения сформированности отношения к нормам права и закону как к ценностям.

Специфика правовой воспитанности заключается в том, что она не может существовать без конкретных правовых знаний. Ведь для того, чтобы выполнять правовые предписания, необходим хотя бы минимальный уровень информированности о нормах права. А значит, здесь наблюдается связь правовой воспитанности с правовой облученностью.

Можно выделить три компонента (критерия, показателя) правовой воспитанности:

1. Когнитивный, включающий запас правовых знаний (подросток знает о нормах права, своих правах и обязанностях, в идеале — испытывает потребность в правовых знаниях).

2. Личностный, характеризующий отношение к праву и проявляющийся в наличии внутренней убежденности действовать в соответствии с правовыми нормами.

3. Поведенческий, проявляющийся в умении использовать правовые знания, реализации правового поведения, выполнении своих обязанностей и адекватном отстаивании прав.

Данные компоненты находятся в неразрывной взаимосвязи. При отсутствии какого-либо из них нельзя говорить о правовой воспитанности в полной мере.

Существует также деление критериев воспитанности на жесткие и мягкие. Жесткие критерии — это статистические показатели, характеризующие в основном поведение человека: количество совершаемых правонарушений; число молодых людей, отбывающих наказание; темпы распространения курения, алкоголизма, наркомании и т. п.

К мягким критериям относятся полнота и разносторонность правовых знаний, потребность в их получении, эмоциональное отношение к праву, внутренняя убежденность действовать в соответствии с правовыми предписаниями [3].

Воспитанность предполагает актуальный уровень развития личности, что отличает это понятие от правовой воспитуемости, которая представляет собой потенциальный уровень развития личности, зону ее ближайшего развития. Воспитуемость — это восприимчивость к воспитанию, возможность личностного развития.

Достаточно сложным является вопрос о диагностике правовой воспитанности. Если когнитивный и поведенческий компоненты поддаются изучению с помощью объективных методов (тестирование полноты и глубины правовых знаний, анкетирование, наблюдение за реальным поведением человека и т. п.), то исследование внутренней готовности к правовому поведению является сложной, комплексной задачей, поскольку предполагает выяснение ценностных ориентаций личности, субъектности человека, отношение к правовому (противоправному) поведению людей, уровня развития правового сознания.

Итак, правовую воспитанность можно рассматривать как уровень развития личности человека, проявляющийся в единстве правовых знаний, установок, убеждений и реального поведения. Правовая воспитанность является компонентом общей воспитанности человека и неразрывно связана с другими критериями развития личности.

Следует отметить, что выявление уровня правовой воспитанности школьников является достаточно сложной и трудоемкой задачей, поскольку требует глубокого и всестороннего изучения личности ребенка, особенностей его самосознания, поведения и т. п. Изучение правовой воспитанно -сти должно проводиться по трем направлениям в соответствии с указанными критериями:

- когнитивный компонент исследуется с помощью: тестовых заданий, включающих вопросы, которые касаются знания норм права; беседы (анкетирования) для выявления знаний о своих правах и обязанностях;

- личностный компонент изучается посредством применения тестов и опросников: раскрывающих особенности личностного развития, ценностных ориентаций; выявляющих уровень развития правосознания, готовность к совершению противоправных действий;

- диагностика поведенческого компонента становится возможной только через наблюдение за реальным поведением подростка, беседы с родителями или педагогами, а также через учет статических показателей, характеризующих поведение конкретного человека [1].

Учитывая то обстоятельство, что основой правовой воспитанности являются конкретные правовые знания, в своем исследовании мы сосредоточили внимание именно на когнитивном ее компоненте. Для изучения правовой воспитанности школьников мы разработали анкету, включающую ряд вопросов, направленных на выявление осведомленности школьников о своих элементарных правах и обязанностях, знаний о законодательных актах, регламентирующих жизнь человека в социуме, мнения о правах человека, установки на соблюдение либо несоблюдение закона. В анкетировании приняли участие школьники 8—11-х классов Шадринска и Кургана, общий объем выборки составил 336 человек.

Анализ результатов анкетирования школьников показал, что подростки затрудняются дать научное определение понятий, однако в целом имеют представление о законе и праве, их назначении. Большинство опрошенных школьников рассматривают закон как средство упорядочивания жизни людей (27,1 % ответов) и восстановления справедливости (25,9 %). Остальные 47 % дают более конкретные ответы (чтобы управлять страной, чтобы его соблюдать и т. п.).

В ответах на вопрос о том, что такое право, респонденты оказались более единодушны: ответы 67,5 % школьников близки к существующему в настоящее время пониманию права как совокупности социальных норм, которые обязательны для всех граждан данного государства. Школьники перечисляют довольно большое количество своих прав: право на образование, на неприкосновенность личности, на труд,

Характеристика правовой воспитанности современных подростков

11

на свободу мысли и т. д. Ответы респондентов отличаются лишь степенью развернутости.

Опрошенные уверены в своих знаниях прав и способности их защитить (69,27 % отвечают, что «знают свои права и смогут их защитить»), а также выражают готовность защищать права своих близких (93,97 %). Среди способов защиты называют вызов милиции (24,7 %) и обращение в суд (33,13 %). Часть школьников (36,14 %) отвечают «буду защищать», но способ защиты при этом не указывают. На наш взгляд, такие результаты говорят больше о намерении защищать свои права, но не о реальной способности это сделать в ситуации их нарушения. Вопрос о знании механизмов и технологии защиты своих прав и реальной способности подростка сделать это требует дополнительного изучения.

Несмотря на то что анкетируемые не дают точного определения обязанностей, они правы в том, что рассматривают их как нечто безоговорочное для исполнения и как деятельность человека. Часть школьников указывают на законодательное закрепление обязанностей (13,8 %). При этом 28,3 % не смогли ответить на данный вопрос. К обязанностям, которые должны быть у детей, респонденты отнесли: хорошую учебу в школе и послушание дома (77,7 %); соблюдение закона (1,8); заботу о родителях (0,6); уборку в доме (3,01). Затруднились ответить на такой вопрос 6,62 %. Учеба в школе и домашние обязанности как те, которые имеются в настоящее время у школьников, назвали 41,6 %; 22,3 % считают, что их обязанность — соблюдение всех законов; 17,5 % опрошенных ответили, что их много, но комментариев не оставили.

На вопрос, всегда ли нужно соблюдать закон, положительно ответили 59 % респондентов, отрицательно — 33,13 (из них 22,9 % ответов — «не всегда»; 10,2 — «нет»). Основной причиной нарушения закона учащиеся называют самооборону (28,3 %), второй по значимости — «когда это необходимо» (24,1). Однако здесь школьники не указывают, что они понимают под такой необходимостью. Значительная часть учащихся (36,7 %) в своих ответах пишут о том, что нет таких случаев, когда нарушение закона можно считать допустимым.

Из всех анкетируемых 80,1 % отрицательно отвечают на вопрос о совершении ими поступков, противоречащих закону; 9,04 % затруднились с ответом на вопрос; 1,2 % указывают на наличие мелких правонарушений (но не конкретизируют каких); в несоблюдении комендантского часа и прогулки в позднее время без сопровождения взрослых признаются 8,43 и 1,2 % ребят соответственно.

Основными источниками получения информации о своих правах школьники считают интернет-ресурсы (52,4 % ответов), друзей и телевидение (30,12 %). К сожалению, только 8,43 % школьников указывают на то, что о своих правах они узнали от педагогов, и 1,2 — от родителей. На наш взгляд, это является ресурсом для дальнейшей методической работы с педагогическими коллективами школ.

Интересны результаты ответов на вопрос о том, какие виды работ наиболее важны для получения правовых знаний. Из всех учащихся 74,09 % считают, что таковыми являются уроки обществознания и уроки по правам человека. И это при том, что основным источником знаний ранее указывались интернет-ресурсы, друзья и телевидение. Возможно, школьники осознают значимость уроков обществознания и их образовательный потенциал, но не всегда в состоянии (или не всегда испытывают желание) этим потенциалом воспользоваться.

Итак, правовую воспитанность можно рассматривать как актуальный уровень правосознания личности, ее правовой культуры, готовность к правомерному или противоправному поведению. Она представляет собой систему, включающую конкретные знания о праве, внутреннюю готовность следовать нормам права и реальное правовое поведение. Современные школьники отличаются хорошим пониманием роли права и закона в жизни общества, осведомленностью о своих правах и обязанностях и намерением эти права защищать. Это говорит о наличии достаточной информационной основы, необходимой для формирования других компонентов правовой воспитанности, изучение которых является задачей нашего дальнейшего исследования.

Список литературы

1. Блясова, И. Ю. Правовая воспитанность как результат правового воспитания / И. Ю. Блясова, Н. В. Бякова // 21 век: фундаментальная наука и технологии : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. 7-8 сент. 2015 г. Т. 2.- North Charleston, USA, 2015. - С. 69-72.

2. Болотов, В. А. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования / В. А. Болотов // Основы государства и права. - 2003. - № 3. - С. 50-53.

3. Подласый, И. П. Педагогика: новый курс : учеб. пособие для студентов вузов : в 2 т. Т. 2: Процесс воспитания / И. П. Подласый. - М. : Владос, 1999. - 256 с.

Сведения об авторах

Блясова Ирина Юрьевна — кандидат педагогических наук, профессор кафедры правовых дисциплин Шадринского государственного педагогического института, декан факультета истории и права, Шадринск, Россия. erofeeva_shgpi@mail.ru

Бякова Наталья Владимировна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии Шадринского государственного педагогического института, Шадринск, Россия. gimnasion_conf@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 23 (378). Law. Issue 44. Pp. 9-12.

CHARACTERISTIC OF LEGAL GOOD BREEDING OF MODERN TEENAGERS

I. Yu. Blyasova

Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk, Russia. erofeeva_shgpi@mail.ru

N. V. Byakova

Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk, Russia. gimnasion_conf@mail.ru

The article is devoted to legal education features, legal education is regarded as a state of a person awareness, level of its legal culture, availability of lawful or unlawful behaviour, its main components: cognitive, personal and behavioural. The results of analysis of cognitive and personal component of the teenagers' legal education.

Keywords: legal education, legal bringing-up, teenagers, rights, responsibilities, law.

References

1. Blyasova I.Yu. Pravovaya vospitannost' kak rezul'tat pravovogo vospitaniya [Legal good breeding as result of legal education]. 21 vek: fundamental 'naya nauka i tekhnologii: materialy VIImezhdunarodnoy nauch-no-prakticheskoy konferentsii 7-8 sent. 2015 g. T. 2 [21 Century: Fundamental science and technologies: materials of the VII International research and practical conference. September, 7-8, 2015, vol. 2]. North Charleston, USA. Pp. 69-72. (In Russ.).

2. Bolotov V.A. Problemy pravovogo obrazovaniya v kontekste modernizatsii obshchego obrazovaniya [Problems of legal education in the context of modernization of the general education]. Osnovy gosudarstva i prava [Bases of the state and law], 2003, no. 3, pp. 50-53. (In Russ.).

3. Podlasyy I.P. Pedagogika: novyy kurs v 2 t. T. 2: Process vospitaniya [Pedagogics: New course in 2 vol. Vol. 2: Educational process]. Moscow, VLADOS Publ., 1990. 255 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.