Научная статья на тему 'Правовая культура подрастающего поколения: проблемы и пути решения'

Правовая культура подрастающего поколения: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3318
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕТОДЫ / ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / LAW CULTURE / LEGAL EDUCATION / LEGAL UPBRINGING / METHODS / PROBLEMS OF LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Блясова Ирина Юрьевна

Рассматривается роль образовательных учреждений в развитии правовой культуры личности, предложены меры по повышению эффективности развития правовой культуры подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW CULTURE OF THE YOUNGER GENERATION: PROBLEMS AND WAYS OF SALVATION

The article states the role of educational establishments in developing the law culture of a person and suggests certain preventing measures to make the process of the younger generation’s law culture development more effective.

Текст научной работы на тему «Правовая культура подрастающего поколения: проблемы и пути решения»

РЕГИОН КРУПНЫМ ПЛАНОМ

УДК 37.035

ББК Ч400.526 ГСНТИ 14.25.01 Код ВАК 13.00.02

Блясова Ирина Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования, декан факультета истории и права, Шадринский государственный педагогический институт; 641870, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, д. 3; e-mail: erofeeva_shgpi@mail.ru

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: правовая культура; правовое воспитание; правовое сознание; правовое просвещение; правовая социализация; методы; проблемы правовоспитательной работы.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается роль образовательных учреждений в развитии правовой культуры личности, предложены меры по повышению эффективности развития правовой культуры подрастающего поколения.

Blyasova Irina Yurievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Legal Disciplines, Dean of Faculty of History and Law, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk.

LAW CULTURE OF THE YOUNGER GENERATION: PROBLEMS AND WAYS OF SALVATION

KEY WORDS: law culture; legal education; legal upbringing; methods; problems of legal education.

ABSTRACT. The article states the role of educational establishments in developing the law culture of a person and suggests certain preventing measures to make the process of the younger generation's law culture development more effective.

В условиях модернизации правового образования важной задачей становится привитие каждому ученику начиная с детских лет осознанной потребности активно использовать правовые знания для удовлетворения как личных, так и общественных интересов, искоренение правового нигилизма. Серьезную проблему в условиях настоящего времени представляет низкий уровень правовой грамотности подрастающего поколения, причина которой состоит не в том, что учащиеся не хотят знать законов, а в том, что на государственном уровне недостаточно развита система правового образования, воспитания и обучения. В учебных программах недостаточное количество часов отводится для теоретического и практического освоения правовых знаний, недостает педагогических кадров в школах, которые могли бы грамотно давать правовые знания обучающимся, что в конечном счете затрудняет выбор ими адекватных форм повседневного поведения в правовой среде общества. В силу сказанного обучение праву учащихся в общеобразовательной школе приобретает фрагментарный, порой формальный характер.

Вместе с тем формирование правовой культуры учащихся представляет собой сложный и длительный процесс, включающий пропаганду права, изучение основных

прав и обязанностей, ознакомление с правовыми нормами и следование им, что обусловливает необходимость введения права как отдельного учебного предмета в школьный курс обучения.

В исследованиях ряда ученых -

A. И. Долговой, Е. А. Певцовой, А. Р. Петра-жицкого, А. Р. Ратинова, В. А. Щегорцева,

B. А. Яхонтова и др. - правовая культура рассматривается как система ценностей и норм, сложившихся в сознании и мотивации личности и обусловливающие поведение и стиль её взаимоотношений с правом. Правовая культура включает такие элементы, как культура правового сознания, культура правовых отношений, культура правовой деятельности. Важным фактором развития правовой культуры выступает правовая образованность учащихся. Именно правовое образование и его государственное регулирование является основой формирования правовой культуры и правового сознания личности. В структуре правосознания выделяются следующие элементы: знание права, представления о праве, отношение к праву, отношение к исполнению правовых предписаний.

Педагогические аспекты развития правовой культуры посредством правового образования рассматривают в своих исследованиях В. П. Казимерчук, В. П. Кудрявцев,

© Блясова И. Ю., 2014

Ю. И. Новик, Е. А. Певцова, В. П. Сальников, О. А. Селиванова, Н. А. Тюгаева и др. Результаты их исследований подчеркивают наличие тесных связей между правовым образованием и правовым воспитанием, поскольку всякое образование воспитывает и всякое воспитание обучает. Различие между данными терминами условно и заключается в том, что воспитание влияет на ценностную, мировоззренческую, эмоционально-волевую сферу сознания подростка, а обучение - на когнитивную сферу личности. Перечисленные обстоятельства указывают на важность и необходимость знакомить учащихся с существующими в обществе правовыми нормами, правовым опытом, формировать представления, основанные на современных правовых ценностях общества, компетенции, достаточные для защиты прав и законных интересов личности и правомерной реализации её гражданской позиции [1, с. 214].

В содержании ФГОС среднего (полного) общего образования по праву (на базовом уровне) предусматривается изучение лишь отдельных проблем теории государства и права, гражданского, трудового, образовательного, международного, экологического, конституционного права, что явно недостаточно для формирования целостной картины правового поля, правового сознания учащихся. В частности поверхностно рассматриваются аспекты названных отраслей права в виду ограничения времени на их изучение, не предусмотрено ознакомление с такими отраслями права, как уголовное, административное и др. В этой связи видится важным введение права в качестве самостоятельного школьного курса обучения, а не предметной области обществозна-ния, с соответствующим количеством часов на его изучение.

При этом следует иметь в виду, что правовое образование в общеобразовательной школе является продолжением нравственного воспитания. Не случайно многие нравственные требования являются основой правовых норм и составляют основу для становления правовой культуры учащихся. Воспитание ответственности, способности сопоставлять свое поведение с мнением окружающих может предостеречь учащихся от совершения противоправных действий.

Необходимо также понимать, что систематическое правовое воспитание способствует передаче подрастающему поколению сложившихся в обществе норм и ценностей правовой культуры, обеспечивает ориентацию в правовом пространстве и выработку стратегии поведения в различных правовых ситуациях, выступает в качестве важного условия успешной социализации личности.

В процессе правового воспитания происходит формирование убеждений, установок личности, которые находят отражение в процессе общения, поведения, отношения к духовным и материальным ценностям.

Нельзя забывать о том, что в качестве субъекта понимания права выступает конкретная личность, которая обладает определенным уровнем образования, кругозора, сознания. Понимание права преломляется именно через сознание, личные качества учащегося, его потребности, жизненный опыт, взгляды, интересы и зависит от реальных жизненных обстоятельств, умения ориентироваться в ситуации.

В процессе правового воспитания важной представляется выработка таких качеств, как уважение к праву, убежденность в его необходимости и полезности, чувство законности и правового долга, непримиримость к правонарушениям, готовность, умение и привычка действовать всегда и в любой ситуации правомерно, участвовать в охране правопорядка. То есть конечная цель правового воспитания состоит в том, чтобы уважение к праву стало непосредственным, личным убеждением подростка.

Правокультурным можно считать учащегося не только знающего и понимающего юридические нормы, но и испытывающего потребность следовать им в своей деятельности. Без привычки соблюдать законы и нормы морали, без навыков саморегулирования самые жесткие меры не помогут навести порядок в обществе [2, с. 40].

Особое внимание должно быть обращено на правовое воспитание лиц, склонных к совершению антиобщественных поступков. Акцент при их воспитании, а по существу - перевоспитании, следует делать на осознании ими моральных принципов, на понимание значения санкций правовых норм. При этом важно, чтобы правовое воспитание было неотделимо от комплекса других воспитательных мер. Это и понятно, поскольку, как известно, человек не воспитывается по частям (сначала в области морали, затем - права и т. д.), он формируется благодаря совместному воздействию различных факторов [1, с. 215].

Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости повышения уровня правового воспитания подрастающего поколения, их правового и морального сознания; защиты прав личности и укрепления законности и правопорядка, профилактики преступности и правонарушений; подготовки высококвалифицированных учителей права и др.

Среди учащихся старших классов школ Курганской области был проведен опрос. Цель опроса состояла в том, чтобы выявить

отношение учащихся к праву и факторам, оказывающим влияние на их правосознание. На вопрос «Можно ли достичь успеха в жизни, не нарушая нравственные законы и правовые нормы?» 54,7% опрошенных ответили, что нельзя нарушать законы и мораль, 37,4% - все зависит от конкретной жизненной ситуации, 7,9% считают, что возможно. Как показал опрос, основным сдерживающим механизмом нарушения морали и законов выступает понимание учащимися неправомерности подобного поведения. Среди факторов, оказывающих влияние на формирование правовой культуры, учащиеся называют образ жизни, на который их ориентируют родители, друзья, СМИ, телевидение и др. Меньшую роль в получении информации у учащихся занимают печатные издания, книги. Изменению правовых и нравственных ценностей может способствовать неудовлетворенность в личностной самореализации, внутриличност-ные конфликты, неустойчивость нравственных и правовых норм поведения и др. На вопрос о том, в чем подростки видят причины девиантного поведения, опрошенные назвали субкультуру семьи, отсутствие жизненного опыта, средства массовой коуммуникации, желание проявить себя и не отставать от сверстников, неумение принимать правильные решения, желание уйти от проблемы. Так, учащиеся отмечали, что устранение родителей от воздействия на процесс выбора их детьми образа жизни приводит к снижению нравственного и правового регулирования поведения подростков. Учащиеся также отметили, что в сложных жизненных ситуациях они чаще всего обращаются к родителям (56,3%), к родственникам и друзьям (26,7%), к средствам массовой коммуникации (13,4%), книгам и иной печатной продукции (3,6%). Из приведенных данных следует, что чаще всего в качестве источника получения необходимой жизненно важной информации школьники обращаются к родителям, родственникам, друзьям, в то время как печатная продукция играет незначительную роль в их жизнедеятельности. Среди наиболее осуждаемых учащимися форм поведения называются такие, как наркомания, мошенничество, воровство, проституция, суицид. Отклонения в поведении сверстников учащиеся в основном связывают с информационной культурой общества, субкультурой семьи.

Параллельно с опросом учащихся был проведен опрос родителей. Цель опроса состояла в выявлении их мнения о роли правового воспитания в развитии личности школьника. В опросе принял участие 51 человек. Результаты опроса показали, что все

опрошенные считают правовое воспитание одним из важнейших направлений в образовательно-воспитательном процессе школы. При этом отмечают важность развития правовой воспитанности школьников, т. к. это поможет им грамотно выходить из сложных ситуаций, воспринимать закон как непреходящую ценность, а его соблюдение как необходимое условие жизни. С точки зрения респондентов, необходимо знакомить обучающихся с основными правовыми актами как РФ, так и других стран, с чем трудно не согласиться.

Из вышесказанного становится очевидной необходимость проведения целенаправленной систематической просветительской работы среди учащихся, с тем чтобы они ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали о юридической ответственности за правонарушения. Особое внимание необходимо уделить таким понятиям, как «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. С этой целью в образовательных учреждениях важно реализовать комплекс мероприятий, направленных на формирование у обучающихся правовой воспитанности. В числе таких мероприятий -профилактические беседы с учащимися и их родителями, родительские собрания («Ответственность родителей за воспитание детей»), классные часы «Меры наказания несовершеннолетних за совершение противоправных поступков», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних», «Правонарушение, проступок, преступление», участие в акциях «Дети улиц», «За здоровый образ жизни», «Я -гражданин России», «Образование - всем», «Полиция и дети», «Подросток» и др.

Думается, что важное место необходимо отводить информационно-просветительской деятельности, которая включает выпуск и распространение информационно-методических материалов среди учащихся, родителей, педагогов по вопросу формирования правовой культуры у школьников, проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.

Важным условием повышения уровня правосознания и правовой культуры учащихся является правовая подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием. Представляется, что основными направлениями совершенствования правовой подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием являются не только изучение основных отраслей права, основ законодательства, занятия по практическому применению права на

основе конкретных жизненных примеров, выполнение письменных работ (рефератов, эссе, проектов, тестов, контрольных, курсовых, ВКР и др.), но и применение новейших компьютерных информационно-справочных систем, использование интерактивных технологий обучения и др.

Для педагогов и родителей важно предусматривать проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, круглых столов, дискуссий. Так, в ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» для студентов - социальных педагогов, завучей по воспитательной работе г. Шадринска и Шадринского района проходят круглые столы, мастер-классы, конференции различного уровня по такой тематике, как «Подросток и закон: проблемы и решения», «Преступность несовершеннолетних как социальный феномен», «Проблемы защиты прав несовершеннолетних и профилактики правонарушений в молодежной среде», «Психолого-педагогические и правовые аспекты предупреждения экстремизма и ксенофобии в молодежной среде» и др.

Необходимо отметить, что правовое воспитание не сводится только к просветительской, информационной деятельности, конечная его цель заключается в том, чтобы научить учащихся правомерному поведению. Для этого система правового воспитания должна опираться на новейшие исследования, авторские модели правовоспитательной деятельности, инновационные методики, педагогические технологии.

В качестве основных психологических механизмов интериоризации правовых норм выделяются:

- имитация, предполагающая осознанное стремление подростка копировать определенную модель поведения;

- идентификация, т. е. «подражание», усвоение чужих моделей поведения, установок, ценностей как своих собственных;

- чувство стыда - механизм запрета определенного поведения, возникающего из-за возможного наказания, осуждения;

- чувство вины, в основе которого лежат внутренние переживания, несоответствие поведения собственным представлениям о должном поведении.

Важным механизмом правового воспитания выступают методы правовоспитательной работы. К ним относятся многообразные приёмы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение, а также правовое просвещение.

Большую роль в правовом воспитании играют средства массовой информации. К формам правовоспитательной работы по-

средством массовой информации относятся беседы на правовые темы, решение правовых задач-ситуаций, адекватных по содержанию повседневной жизни, дискуссии по актуальным вопросам правовых отношений, комментарии нового законодательства специалистами, тематические передачи и др. Практикой выработаны и апробированы такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, тренинги, деловые игры, учебные проекты и др.

Обобщая сказанное, можно выделить следующие типичные проблемы, имеющие место в развитии правовой культуры учащихся общеобразовательных учреждений:

- отсутствие целостной системы выработки нравственной культуры, на основе которой происходит приобщение к правовой культуре, поскольку общеизвестно, что разрушение содержания моральных регуляторов неизбежно ведет к трудностям в принятии норм права;

- отсутствие устойчивой установки на соблюдение всех норм закона в любой жизненной ситуации. Ученики порой не видят практического результата применения правовых знаний в своей повседневной жизни;

- стихийное приобщение к правовой культуре большинства учащихся; из средств массовой информации учащиеся случайно узнают о введении новых нормативных актов, при этом с ними не всегда обсуждают, в какой степени их введение определяет поведение детей в общественных местах, на улице;

- отсутствие системного мониторинга результативности правового воспитания;

- отсутствие у учащихся понимания того, что правовая культура строится на наличии навыков планирования своих поступков, умелого выбора способов реализации поставленных целей, проявлении воли, терпения при преодолении трудностей, осуществлении самоконтроля;

- отсутствие преемственности в формировании правовых знаний начального, среднего, старшего звена общеобразовательной школы;

- не всегда используемые методы, приемы, способы разъяснения правовых знаний оказывают позитивное влияние на сознание личности и её поведение.

Исходя из высказанного в качестве способов решения названых проблем могут рассматриваться:

- оптимальный отбор правовой информации для передачи её учащимся с целью формирования у них правовых компетенций;

- дальнейшее совершенствование методик правового обучения, акцентируя внимание на осознании учащимися целей и смысла освоения конкретных правовых норм, практического результата использования правовых знаний в своей повседневной жизни;

- выстраивание преемственной системы вертикали правовых курсов от начальной школы до старшего звена;

- повышение уровня психолого-педагогической подготовки преподавательского состава;

- разработка инновационных программ правового воспитания;

- создание мониторинга диагностирования уровня правовой компетентности обучаемых;

- взаимосвязь учебных занятий и воспитательных мероприятий с правовым содержанием, а также реализация межпредметных связей в правовом обучении и воспитании;

- выявление и использование результативных технологий передачи правового содержания с учетом индивидуальных, психологических особенностей личности учащихся;

- пропаганда права средствами массовой информации, активизация роли СМИ в формировании правовой культуры личности, воспитании гражданских качеств;

- дальнейшеая интеграция образовательных учреждений и вузов в решении за-

дач преемственности в подготовке высококвалифицированных кадров;

- создание в школах системы постоянного повышения уровня правовой культуры не только учащихся, но и родителей и педагогов;

- введение права в качестве самостоятельной школьной дисциплины.

Итак, правовая культура представляет собой сложное интегративное образование, основой которого выступает совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, определяющих правовое сознание и поведение в социально значимых ситуациях и базирующихся на общей культуре личности. Важно, чтобы общеобразовательная школа была направлена на формирование у учащихся опыта самостоятельной деятельности в правовой сфере, современных ключевых компетенций, личной ответственности. Создание воспитывающей среды на основе учета возрастных, психофизиологических, речевых, коммуникативных и индивидуальных особенностей учащихся, формирование их ценностно-правовых ориен-таций, целенаправленное включение в учебную и внеучебную деятельность активных методов обучения, учебно-методическое сопровождение (программы, дидактические материалы) и координированное взаимодействие школы с родителями - все это является эффективным способом формирования и развития правовой культуры обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карасартова М. М., Косенко Т. С. Роль правового образования (воспитания) в становлении правовой культуры // Философия образования. №1(40). 2012.

2. Петражицкий Л. И. Теория государства и права в связи с. теорией нравственности. М. : Проспект, 1999-

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.