Научная статья на тему 'К вопросу о концептуальных основаниях формирования информационно-правовой компетентности учащихся 10 классов'

К вопросу о концептуальных основаниях формирования информационно-правовой компетентности учащихся 10 классов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ 10 КЛАССОВ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Третьяков Андрей Леонидович

Становлению демократического государства, преодолению кризисных процессов в России, её развитию на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности, приобщению к содружеству цивилизованных государств, способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Итак, в статье представлено проведённое исследование среди обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга и Великого Новгорода с целью определения реперных позиций формирования информационно-правовой компетентности у современных школьников. В данной работе представлены результаты этого исследования и авторская интерпретация ответов, которая может быть изложена несколько по-иному. Описаны выходы из ситуации низкого правового нигилизма у обучающихся и сформированы выводы, отвечающие требованиям современной образовательной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Question of the Conceptual Foundations for Forming the Information and Legal Competence in 10th Grade Students

A properly organized civil-law education, which includes education and upbringing in their inseparable unity, promotes the formation of a democratic state, overcoming of the crisis processes in Russia, its development on the basis of the traditions of the national spirituality, morality, statehood, and familiarization with the commonwealth of civilized states. In many ways, its success determines the establishment of the rule of law and civil society in Russia. Thus, the article presents a large-scale study among 10th grades students of general education organizations of St. Petersburg and Veliky Novgorod with the aim of determining the reference positions for the formation of the information and legal competence in modern schoolchildren. The article presents the results of this study and the author's interpretation of the answers, which can be described somewhat differently. The outcomes from the situation of low legal nihilism among students are described and conclusions are drawn that meet the requirements of the modern educational policy.

Текст научной работы на тему «К вопросу о концептуальных основаниях формирования информационно-правовой компетентности учащихся 10 классов»

УДК 373.5

А.Л. Третьяков

К вопросу о концептуальных основаниях формирования информационно-правовой компетентности учащихся 10 классов

Московский государственный областной университет, г. Москва, Россия.

Аннотация. Становлению демократического государства, преодолению кризисных процессов в России, её развитию на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности, приобщению к содружеству цивилизованных государств, способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Итак, в статье представлено проведённое исследование среди обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга и Великого Новгорода с целью определения ре-перных позиций формирования информационно-правовой компетентности у современных школьников. В данной работе представлены результаты этого исследования и авторская интерпретация ответов, которая может быть изложена несколько по-иному. Описаны выходы из ситуации низкого правового нигилизма у обучающихся и сформированы выводы, отвечающие требованиям современной образовательной политики.

Ключевые слова: информационно-правовая компетентность, учащиеся 10 классов, исследование, гражданское общество, правовое и демократическое государство, правовое просвещение.

A.L. Tret'yakov

On the Question of the Conceptual Foundations for Forming the Information and Legal Competence in 10th Grade Students

Moscow State Regional University, Moscow, Russia

Abstract. A properly organized civil-law education, which includes education and upbringing in their inseparable unity, promotes the formation of a democratic state, overcoming of the crisis processes in Russia, its development on the basis of the traditions of the national spirituality, morality, statehood, and familiarization with the commonwealth of civilized states. In many ways, its success determines the establishment of the rule of law and civil society in Russia. Thus, the article presents a large-scale study among 10th grades students of general education organizations of St. Petersburg and Veliky Novgorod with the aim of determining the reference positions for the formation of the information and legal competence in modern schoolchildren. The article presents the results of this study and the author's interpretation of the answers, which can be described somewhat differently. The outcomes from the situation of low legal nihilism among students are described and conclusions are drawn that meet the requirements of the modern educational policy.

Keywords: information and legal competence, 10th grade students, research, civil society, legal and democratic state, legal education.

ТРЕТЬЯКОВ Андрей Леонидович - магистр библиотечно-информационной деятельности, старший преподаватель кафедры дошкольного образования, Факультет психологии, Московский государственный областной университет, г. Москва, Россия.

E-mail: altretyakov@list.ru

TRET'YAKOV Andrei Leonidovich - Master of Library and Information Activities, Senior Lecturer, Department of Preschool Education, Faculty of Psychology, Moscow State Regional University, Moscow, Russia.

Введение

Формирование гражданского общества и демократического государства в настоящее время является актуальной проблемой. В этой связи было проведено масштабное исследование среди подрастающего поколения (9-11 классы общеобразовательных организаций) с целью выявления отношения современной молодёжи к правовому просвещению в современной образовательной организации, а также созданию инновационных механизмов реализации государственных инициатив и программы в части формирования гражданско-патриотической и этико-правовой компоненты у будущей нации демократической Российской Федерации [1-3].

Построение правового государства в современной России невозможно без активного правового просвещения и воспитания граждан, в первую очередь, подрастающего поколения. Сознательные и юридически ответственные граждане необходимы в любом обществе, поэтому вполне объяснимо огромное внимание, уделяемое государством в части создания эффективной системы правового просвещения всех групп населения. В связи с этим происходит активная перестройка системы школьного правового просвещения, его содержания, форм и методов для формирования у обучающихся соответствующих компетенций. Именно образовательная организация как социальный институт гражданского общества должна, в первую очередь, решать вопросы ликвидации правового нигилизма у подрастающего поколения.

Проблема формирования социального здоровья подрастающего поколения является весьма актуальной для современного общества. Правовой нигилизм, низкий уровень нравственности, отсутствие элементарной правовой просвещенности в совокупности с неблагоприятными социальными условиями жизни, несовершенством российских законов в сфере уголовного и гражданского права приводят к расширению спектра деструктивного и аддиктивного поведения, постоянному росту правонарушений среди детей и молодежи, взрослого населения, что представляет угрозу как для социального здоровья отдельной личности, так и в целом для безопасности жизни людей и развития социально здорового правового государства. Существующая ныне ситуация неразрешима без продуманного вмешательства и целенаправленной деятельности всех институтов общества в данной области, в частности, ориентации образо -вательных учреждений на социальное оздоровление детей и молодежи. В противном случае деградационные процессы могут постепенно привести к потере основ российской менталь-ности [4-7].

Стоит сказать, что под информационно-правовой компетентностью мы понимаем умение применять в деятельности нормативно-правовые документы, иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений; владеть знаниями, умениями и навыками в работе с правовыми информационными ресурсами и проч. Иными словами, информационно-правовая компетентность представляет собой интегральное качество личности и феномен, который рассматривается сквозь призму различных направлений и полисферных подходов как в психолого-педагогической науки, так и в ряде смежных научных направлений.

Среди видных исследователей, теоретиков и практиков изучения феномена информационно-правовой компетентности стоит выделить выдающихся отечественных учёных: А. А. Демидов, М. А. Довгий, Е. Г. Каюмова, И. И. Комарова, Е. А. Певцова, Н. И. Элиасберг и др.

Обозначенные выше специалисты исследовали рассматриваемый феномен с различных позиций. Например, теоретические исследования А. А. Демидова, М. А. Довгия и И. И. Комаровой находятся в русле изучения информационно-правовой компетентности как механизма социального становления гражданина. В свою очередь Е. Г. Каюмова, Е. А. Певцова, Н. И. Элиасберг отмечают задают вектор исследования информационно-правовой компетентности как социоинформационным базисом реализации морально-нравственных начал человека новой эпохи.

Таким образом, выдвигаемые концептуальные идеи описанных выше исследователей представляют собой синергию общего феномена информационно-правовой компетентности. Однако для полноценного осмысления рассматриваемого вопроса необходимо создание эмпирической базы для определения дальнейших векторов развития информационно-правовой

компетентности будущих граждан правового государства (в нашем случае - это учащиеся 10-х классов).

Для получения эмпирических данных было предпринято изучение локальной документации школ и опросы респондентов их библиотек, выступивших базами исследования: ГБОУ школа № 338 Невского района Санкт-Петербурга и МАОУ «СОШ № 2 с углубленным изучением английского языка» города Великого Новгорода. Всего в исследовании приняло участие 60 обучающихся.

Информационно-правовая компетентность учащихся

В данной работе мы представим результаты обработки анкет среди учащихся 10-х классов (табл. 1).

Таблица 1

Сводная таблица результатов анкетирования респондентов 10 классов

Вопросы анкеты / варианты ответов ГБОУ СОШ № 338 г. Санкт-Петербург МАОУ СОШ № 2 г. Великий Новгород

1. Как ты думаешь, необходима ли в твоей жизни правовая информация?

Да 10 10

Нет 0 0

2. С какого класса стоит, по-твоему, приобретать правовые знания?

с 5 - 8 класса 8 7

с 10 класса 2 3

3. Знаешь ли ты законы, защищающие твои права и свободы?

Конституция Российской Федерации 4 3

Закон о защите прав потребителей 2 1

не знаю 4 6

4. Интересуешься ли ты литературой по правовым вопросам?

Да 4 2

Нет 1 1

Редко 5 7

5. Интересуешься ли ты правовой информацией, размещаемой в Интернете?

Да 1 2

Нет 1 1

Редко 8 7

6. Знаешь ли ты, как надо защищать свои права и свободы?

Да 8 6

Нет 2 4

7. Знаешь ли ты, как устроена система правосудия в России?

Да 4 2

Нет 6 8

8. Как ты думаешь, какой из правовых актов является самым главным в нашей стране?

Гражданский кодекс России 0 1

Конституция России 10 9

Указ Президента России 0 0

9. Есть в библиотеке школы литература по правовым вопросам?

Да 3 1

Нет 2 1

не знаю 5 8

10. Пользуешься ли ты библиотекой школы?

Да 7 8

Нет 1 1

Редко 2 1

11. С какой целью ты пользуешься библиотекой?

для подготовки к урокам 5 6

для проведения свободного времени 2 2

помогаю библиотекарю 1 0

беру книги для внеклассного чтения 1 1

не пользуюсь библиотекой 1 1

12. Как ты думаешь, профессия нотариуса относится к правовой сфере?

Да 9 8

Нет 1 1

не знаю 0 1

13. Если ты ответил «да» на предыдущий вопрос, можешь ответить, чем он занимается?

консультант по законам 1 1

заверяет документы 7 5

оформляет доверенности 1 2

14. Знаешь ли ты, чем занимается прокурор?

да, знаю 6 8

Обвинитель 1 0

не знаю 3 2

15. Знаешь ли ты, с какого возраста начинается уголовная ответственность за совершенные правонарушения в нашей стране?

да, с 14 лет 4 2

да, с 18 лет 5 3

не знаю 1 5

16. Знаешь ли ты, что надо предпринять, если при тебе нарушили права твоего сверстника?

Да 4 2

Нет 6 8

17. Знаешь ли ты, с какого возраста ты можешь избирать и быть избранным в органы власти?

да, с 18 лет 2 5

да, с 21 года 7 4

не знаю 1 1

18. Как ты думаешь, несёшь ли ты ответственность за своих родителей?

да, с 18 лет и при признании родителей недееспособными 4 4

да, с 18 лет и только материальную ответственность 1 2

не знаю 5 4

19. У тебя есть вопросы, которые ты хотел и мог бы задать юристу, если бы представилась такая возможность?

Да 6 7

Нет 4 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Хотел бы ты повысить свою правовую компетентность?

Да 7 9

Нет 3 1

На первый вопрос анкеты получены ответы о том, что всем жизненно необходима правовая информация. Предполагаем, что учащимся реально необходима эта информация, и они уже столкнулись в тех или иных ситуациях с её дефицитом. Одной из таких ситуаций может быть сдача основного государственного экзамена по обществознанию, когда, например, надо ответить на вопрос: «К какой сфере общества относится проведение очередных выборов депутатов парламента?» и ряд других. Второй вопрос анкеты был посвящён выявлению мнений школьников о том, с какого класса необходимо получать правовые знания. Большая часть ре-

спондентов считают, что получать правовые знания необходимо уже с 5-8 класса. Причиной выбора данного ответа может быть то, что обучающиеся в 16 лет уже вполне реально понимают, что правовая информация необходима для жизни и успешной социализации.

Однако существует ряд ответов, где указано, что получение правовых знаний необходимо только с 9 класса. Такой ответ выбрали двое обучающихся из Санкт-Петербурга и трое из Великого Новгорода. Может быть, они в реальной жизни не сталкивались с необходимостью использования правовой информации. Возможно также, что к этим школьникам только в 9 классе пришло реальное понимание важности каких-либо правовых аспектов жизни. Таким образом, ответы на данный вопрос можно интерпретировать как положительные, так как к 10 классу обучающиеся уже понимают, что обучаться основам права необходимо чуть ли не с начальной школы.

Третий вопрос анкеты состоял в выявлении уровня их знаний о законах, которые защищают их права и свободы. Двое петербуржцев и один новгородец написали, что законом, который будет защищать их права и свободы, является закон о защите прав потребителей. На наш взгляд, причиной выбора этого закона является то, что именно ему на уроках общество -знания и права уделялось больше внимания, нежели преподаванию Конституции Российской Федерации. Однако стоит отметить, что ещё одной из причин выбора данного варианта может служить то, что школьники слышали формулировку этого закона из уст родителей или знакомых. Очевидно, что ученики не понимают предмета регулирования данного закона и ориентируются лишь на первые слова, которые, на их взгляд, и являются важными в защите их прав и свобод.

Радует тот факт, что четыре школьника из Санкт-Петербурга и три из Великого Новгорода выбрали Конституцию страны как главный закон, защищающий их права и свободы. Следовательно, они хорошо усвоили эту информацию. Шестеро новгородских обучающихся и четверо петербургских не знают законодательства, которое может защищать их права и свободы. На наш взгляд, подобные ответы вызваны рядом факторов, среди которых: незаинтересованность самих обучающихся в информационно-правовом образовании; недостаточный уровень преподавания обществознания и основ права педагогами.

Следующий вопрос, который мы задавали десятиклассникам, был направлен на выявление интереса обучающихся к литературе по правовым вопросам. Четверо обучающихся из 10 класса петербургской школы и двое из этого же класса новгородской школы интересуются литературой по правовым вопросам. Это можно объяснить их положительной мотивацией. Пятеро новгородских и семеро петербургских школьников редко интересуются литературой по вопросам права, но всё-таки интересуются и это может говорить об определённом уровне их мотивации к изучению основ права. По одному школьнику из Санкт-Петербурга и Великого Новгорода вообще не интересуются литературой по правовым вопросам. Радует, что таких немного. Можно отметить, что в большей своей части обучающиеся обладают интересом к литературе по вопросам права, что может говорить о серьёзной работе в этой области педагогов по обществознанию и праву, а также школьного библиотекаря.

Следующий вопрос анкеты был посвящён выявлению интереса у десятиклассников к правовой информации, которая размещена в сети Интернет. Один петербургский и двое новгородских школьников интересуются этой информацией. На наш взгляд, такой ответ также может быть связан с интересом к данному предмету (обществознанию и праву), который вызван педагогами и родителями. Однако весьма опечаливает тот факт, что данный вариант ответа выбрало весьма небольшое количество школьников. Восемь петербургских десятиклассников и семь новгородских редко интересуются правовой информацией, которая размещается в сети. Учитывая ответы на предыдущий вопрос, можно сделать вывод о том, что школьники вообще недостаточно интересуются правовой информацией.

Здесь необходимо отметить, что уже накопленный к подростковому возрасту некоторый жизненный опыт в сочетании с ростом самостоятельности и чувством взрослости опреде-

ляет особенности социализации подростков этого возраста - он стремится утвердить себя, заявить о себе через активно-познавательные действия в своём окружении, в том числе, в выборе источников информации [6-7]. Подобной реализацией признания окружающих может быть заинтересованность в правовой информации, которая размещается в Интернете. Иными словами, это может играть имиджевую роль среди сверстников. В рамках беседы с одноклассниками «продвинутые» обучающиеся презентуют данный интерес как свое достижение и уже сами просвещают сверстников в области права. Один школьник из Санкт-Петербурга и один из Великого Новгорода вообще не интересуются правовой информацией, которая размещается в сети. Одной из причин выбора данного варианта ответа школьниками могут быть и зачатки правового нигилизма, и некоторые аспекты взрослости, и ряд других. Итак, ответы на данный вопрос можно считать в целом положительными, так как большая часть школьников всё-таки в той или иной мере интересует правовой информацией в Интернете.

Следующим вопросом анкеты было выявление реальных знаний десятиклассников о том, как необходимо защищать свои права и свободы. Восемь петербуржцев и шесть новгородцев осведомлены по заданному вопросу. Отметим, что такое большое количество ответов объясняется ещё и тем, что школьники подразумевают под знанием защиты своих прав и свобод Конституцию РФ, которая является гарантом защиты каждого гражданина нашей страны. Однако были и отрицательные ответы. Так, двое петербургских школьников и четверо новгородских не знают, как необходимо защищать свои права и свободы, что является важным пробелом. Таким образом, ответы на данный вопрос можно интерпретировать, на наш взгляд, как весьма настораживающие, так как это результат либо завышенного уровня самооценки своего знания о защите прав и свобод, либо вообще незнания данных фактов.

Следующий вопрос анкеты был направлен на выявление знания об устройстве российской системы правосудия. При анализе анкет было выявлено, что четверо петербургских и двое новгородских десятиклассников осведомлены о системе российского правосудия. Одной из причин, которая обуславливает весьма небольшое количество положительных ответов, является, на наш взгляд, то, что в настоящее время в национальном масштабе не существует целостной системы информационно-правового воспитания обучающихся, поэтому у них имеются пробелы в знаниях [8, 9]. Однако существует ряд ответов десятиклассников, которые показывают тотальное незнание устройства системы российского правосудия. Таких ответов было выявлено четырнадцать (шесть из Санкт-Петербурга и восемь из Великого Новгорода). Можно предположить, почему такое большое количество обучающихся выбрало данный вариант ответа. В настоящее время информационно-правовая работа образовательных организаций в целом по стране носит эпизодический, дискретный и часто отчётно-показательный характер, что не оказывает серьёзного информационно-правового воспитательного воздействия. Сложилась также неудачная практика перенесения информационно-правового воспитания обучающихся на вторую половину дня и в систему дополнительного образования детей.

Следующий вопрос анкеты состоял в том, чтобы выяснить у десятиклассников какой из правовых актов является самым главным в Российской Федерации. Все респонденты из Санкт-Петербурга и девять из Великого Новгорода выбрали вариант ответа «Конституция России», следовательно, они хорошо усвоили эту информацию. Наряду с этим, один десятиклассник из Великого Новгорода ответил, что главным правовым актом в Российской Федерации является Гражданский кодекс. Возможно, одной из причин, почему школьник выбрал именно данный вариант ответа, может быть то, что ему приходилось сталкиваться в жизни с применением норм Гражданского кодекса для решения каких-либо проблем, например, его родителями, знакомыми и др. Таким образом, ответы респондентов на данный вопрос являются весьма положительными, так как большинство опрошенных указали верный вариант ответа.

Следующий вопрос анкеты заключался в том, чтобы выяснить у десятиклассников их осведомлённость о том, имеется ли в их школьной библиотеке литература по правовым вопросам.

Трое петербургских и один новгородский десятиклассник ответили «да». Одной из причин, почему несколько школьников выбрали данный вариант ответа, может служить их заинтересованность и участие в мероприятиях, проводимых библиотекой, а также в индивидуальном подходе к информационно-библиотечному обслуживанию учащихся школьным библиотекарем. Наряду с этим отметим, что большинство школьников не знает, имеется ли в их библиотеке правовая литература. Такой вариант ответа выбрали восемь школьников из новгородской школы и пять из петербургской. На наш взгляд, основной причиной данного ответа может являться недостаточное продвижение литературы по праву библиотеками школ. Обучающиеся, которые выбрали данный вариант ответа, обладают, на наш взгляд, весьма низким интересом к фондам школьных библиотек, к мероприятиям, которые проводят библиотеки, а также отсутствием интереса к углублению правовых знаний.

Однако были выявлены ответы респондентов, утверждающие, что школьная библиотека не обладает фондами правовой литературы. Отмечено, что данный вариант ответа выбрали двое петербуржцев и один новгородец. Думается, что эти ответы даны умозрительно, и учащиеся просто не знают реальную ситуацию в библиотеке.

Далее мы попытались выяснить, пользуются ли респонденты вообще школьной библиотекой. Большинство опрошенных пользуются услугами школьной библиотеки (семь петербургских и восемь новгородских респондентов). Данный факт может говорить о достаточной активности учащихся, проявляющих интерес к школьной библиотеке. Ответы школьников показывают их реальный интерес к школьной библиотеке, их желание посещать её. Необходимо отметить, что именно эти школьники могут представлять в будущем гармоничных людей с традиционными культурными ценностями, такими как пользование библиотеками и музеями. По результатам обработки анкет выявлено, что два школьника из Санкт-Петербурга и один из Великого Новгорода редко, но пользуются школьной библиотекой. Всё-таки в данном случае имеется некоторый интерес к библиотеке, чтению, книгам и др. Таким образом, десятиклассники в большинстве своём посещают школьную библиотеку для решения тех или иных учебных задач.

Следующий вопрос был направлен на то, чтобы узнать у десятиклассников, с какой целью они пользуются библиотекой школы. Большая часть опрошенных респондентов пользуются библиотекой для подготовки к урокам (шесть десятиклассников из Великого Новгорода и пять из Санкт-Петербурга). Учитывая, что разница в ответах не слишком большая между школьниками двух городов, то можно считать, что для них библиотека является достаточно авторитетным местом. Подчеркнём, что пользующимся своей библиотекой школьникам либо не хватает информации для подготовки к урокам в Интернете, что говорит об их серьёзном отношении к делу, либо они не совсем компетентны в области поиска и анализа информации по тому или иному учебному предмету.

Второе место среди ответов занимает вариант «для проведения свободного времени» (по двое петербургских и новгородских десятиклассников). Предположим, что эти школьники действительно заинтересованы в проведении свободного времени именно в помещении школьной библиотеки, где много книг, спокойно и уютно. Досуговая функция школьной библиотеки в настоящее время должна быть ориентирована на создание атмосферы так называемого «третьего места» для обучающихся, где они проводили бы как можно больше свободного времени за полезными развивающими занятиями.

По одному десятикласснику из Санкт-Петербурга и Великого Новгорода выбрали вариант ответа «беру книги для внеклассного чтения». Настораживает, что достаточно небольшое количество обучающихся выбрало данный вариант ответа, это может говорить, например, о неудовлетворённости школьников услугами библиотеки, о неинтересной выставочной работе и др.

Кроме того, важным фактором, который может объяснить выбор данного варианта ответа, является необходимость сдавать единый государственный экзамен по литературе именно эти-

ми учащимися. В рамках сдачи данного экзамена необходимо знать ряд произведений, которые в тех или иных школах не включены в основную программу по литературе и школьникам приходится дополнять уровень своих знаний. Один петербургский школьник помогает школьному библиотекарю, в чём и состоит его цель пользования библиотекой. Помогать школьно -му библиотекарю или любому другому человеку, на наш взгляд, - это необходимое качество человека, которое должно формироваться уже со школьной скамьи. Одной из причин выбора данного варианта ответа может являться личная симпатия к библиотекарю. Один петербургский и один новгородский десятиклассники вообще не пользуются школьной библиотекой, возможно, они равнодушны к библиотеке как таковой.

Итак, рассматривая ответы респондентов на этот вопрос, можно отметить, что десятиклассники, как и девятиклассники, посещают и пользуются школьной библиотекой в тех или иных целях, но более активно.

Следующий вопрос анкеты посвящён тому, насколько школьники осведомлены об отношении профессии нотариуса к правовой сфере. Девять петербургских и восемь новгородских обучающихся осведомлены об этом. Выбор данного варианта ответа можно рассмотреть с двух позиций. С одной стороны, обучающиеся действительно обладают достаточно высокой информационно-правовой культурой. С другой стороны, уровень информационно-правовой компетентности самими школьниками может быть завышен. Иными словами, выбор данного варианта ответа может быть положительно оценён, но, как правило, школьники уже в этом возрасте (15 - 16 лет) стараются завысить уровень своих знаний, чтобы показаться наравне с другими школьниками компетентными в этом вопросе.

Разумеется, ряд учащихся действительно знает, что профессия нотариуса относится к правовой сфере. На наш взгляд, школьники могли об этом услышать из СМИ или от родителей. Также учителя обществознания и права могли раскрыть вопрос о профессии нотариуса. Один новгородский десятиклассник не знает, относится ли профессия нотариуса к правовой сфере. Видимо, причина заключается в отсутствии интереса у школьника к данному вопросу, низкой мотивации к познанию основ права. Один петербургский школьник и один новгородский считают, что профессия нотариуса не относится к правовой сфере. Думается, что они выбрали такой ответ от неуверенности в своих знаниях. Таким образом, ответы на данный вопрос в целом можно расценивать как положительные.

Следующий вопрос анкеты для обучающихся состоял в том, чтобы выяснить у обучающихся, которые положительно ответили на предыдущий вопрос, чем занимается нотариус. Семь петербургских школьников и пять новгородских указали, что нотариус заверяет документы, что и является верным. Очевидно, что они могли об этом услышать от родителей в тех или иных разговорах. Один обучающийся из петербургской школы и один из новгородской ответили, что нотариус является консультантом по законам. В целом, этот вариант ответа тоже можно отнести к правильным, так как нотариус может оказывать консультационную помощь по законодательству. На наш взгляд, причина выбора данного ответа объясняется необходимым объёмом знаний, которые школьники получили из уроков обществознания и права.

Двое петербургских и один новгородский десятиклассников считают, что нотариус оформляет доверенности. Выбор данного варианта ответа является также правильным, как и предыдущие. Видимо, школьники узнали об этом на уроках-встречах с юристами либо уроках-играх, когда разыгрывается та или иная ситуация. Таким образом, ответы на данный вопрос в целом можно оценивать, как положительные.

Следующий вопрос анкеты состоял в выявлении знаний обучающихся о сфере деятельности прокурора. Шесть респондентов из Санкт-Петербурга и восемь из Великого Новгорода отметили, что осведомлены, чем занимается прокурор. Однако никто из опрошенных не указал, в чём заключается его деятельность. Данный факт в очередной раз подчёркивает завышенную оценку самими обучающимися уровня своих правовых знаний. Один школьник из мегаполиса ответил, что прокурор - это обвинитель. Видимо, он действительно хорошо осведомлён

об этом благодаря интересу к праву или хорошей информированности. Трое петербургских и двое новгородских десятиклассников отметили, что они не знают, чем занимается прокурор. Выбор данного варианта ответа, на наш взгляд, обусловлен, прежде всего, незаинтересованностью учащихся.

Таким образом, ответы на данный вопрос можно позиционировать как нейтральные или даже отрицательные. Причиной этому служат, на наш взгляд, весьма завышенная самооценка обучающимися своих правовых знаний, поверхностное знание рассматриваемого вопроса и других правовых аспектов.

Следующий вопрос анкеты для десятиклассников заключался в выявлении уровня их знаний в области уголовной ответственности. Мы уточняли у респондентов, знают ли они, с какого возраста начинается уголовная ответственность за совершённые правонарушения в РФ. Четверо петербургских десятиклассника и двое новгородских считают, что уголовная ответственность за совершённые правонарушения в Российской Федерации наступает с 14 лет, что правильно. Обучающиеся, которые выбрали данный вариант ответа, относительно юридически «подкованы», так как данное знание может способствовать минимизации не толь -ко участия в преступлениях, но и тьюторству среди ровесников. Пять школьников из Санкт-Петербурга и трое учащихся из Великого Новгорода считают, что уголовная ответственность в нашем государстве наступает с 18 лет. Однако никто из респондентов не упомянул, за какие правонарушения наступает уголовная ответственность, хотя такая возможность была предоставлена. Стоит обратить внимание на относительно небольшое число новгородских обучающихся, которые ответили, что уголовная ответственность в нашем государстве наступает с 18 лет. Один человек из Санкт-Петербурга и пять из Великого Новгорода не знают, с какого возраста наступает уголовная ответственность за совершённые правонарушения в нашей стране. Данные ответы можно интерпретировать как весьма настораживающие, потому что именно эти школьники могут попасть в группу риска и, соответственно, без адекватного знания уго -ловной ответственности могут оказаться в опасных ситуациях.

Стоит ещё раз подчеркнуть, что обучающиеся из провинции отличаются достаточно низким уровнем информационно-правовой культуры, чего нельзя сказать (в ряде случае) об учащихся из мегаполиса. Причины данного явления нами уже были описаны выше. Ещё раз подчеркнём, что данные интерпретации ответов респондентов являются предположениями исследователя, которые будут учтены при формулировке заключительных выводов [11]. Таким образом, ответы на данный вопрос можно расценивать как нейтральные, так как всего лишь небольшая часть опрошенных знает, с какого возраста наступает уголовная ответственность в нашей стране за совершённые правонарушения (с 14 и с 18 лет). Вторая половина респондентов не знает ответа на данный вопрос.

В рамках исследования мы посчитали необходимым выяснить, знают ли учащиеся десятых классов исследуемых школ, что необходимо предпринять, если в их присутствии нарушили права их сверстников. Всего лишь четыре десятиклассника из Санкт-Петербурга и двое из Великого Новгорода знают, что необходимо делать. На наш взгляд, такой ответ скорее дан умозрительно, без реального представления. Необходимо отметить, что вопрос сам по себе является непростым. Это может являться и одной из причин такого небольшого количества положительных ответов.

Шесть обучающихся из Санкт-Петербурга и восемь из Великого Новгорода не осведомлены, что необходимо сделать, если в их присутствии нарушили права сверстников. Следовательно, данный вопрос недостаточно полно раскрыт в рамках преподавания обществознания и права. Однако не стоит забывать, что школьники и сами могут с помощью различных современных возможностей находить ответы на те или иные правовые вопросы. Но, как показывают результаты исследования, их данный вопрос не пока заинтересовал.

Таким образом, ответы на данный вопрос являются весьма настораживающими как для педагогов обществознания и права и администрации школ, так и для родителей.

Следующим вопросом анкеты мы попытались выявить уровень гражданской ответственности обучающихся. Два петербуржца и пять новгородцев ответили, что уже с 18 лет наступает возможность выбирать лиц и быть избранными в органы государственной власти Российской Федерации. Необходимо сразу же отметить, что данный вопрос является весьма непростым, так как идти на выборы уже можно по достижении 18-летнего возраста, а выдвигать свою кандидатуру на избрание возможно только с 21 года. В связи с этим может возникнуть некая путаница в рассмотрении ответов респондентов. Ряд респондентов считает, что избирательная активность граждан начинается с 18-летнего возраста. Интерпретировать данный вариант ответа можно с различных позиций, среди которых, на наш взгляд, можно выделить недостаточно полную осведомлённость в вопросе. Никто из респондентов не попытался акцентировать внимание на различных правовых нюансах этого заявления.

Семь петербургских десятиклассников и четверо новгородских считают, что избирать и быть избранным в органы государственной власти возможно только с 21 года. По одному человеку из Санкт-Петербурга и Великого Новгорода не знают, с какого возраста можно избирать и быть избранным в органы государственной власти Российской Федерации. Думается, что они просто побоялись ошибиться в ответе и потому выбрали отрицательный вариант. Таким образом, несмотря на неправильность ряда выбранных вариантов, почти все обучающиеся хотя бы что-то выбрали.

Следующий вопрос анкеты - «Как ты думаешь, несёшь ли ты ответственность за своих родителей?». Данный вопрос является достаточно сложным и позволяет определить более высокий уровень правовых знаний школьников. Двое новгородских обучающихся, один петербургский ответили, что они несут ответственность своих родителей, но только по достижении 18-летнего возраста и только материальную ответственность. Одной из причин, почему обучающиеся выбрали данный вариант ответа, может являться не только влияние СМИ, но и беседы родителей по данному вопросу в семье или в рамках рассуждений о жизненных случаях из телевизионных передач и др. Четверо петербургских и столько же новгородских десятиклассников заявили, что они несут ответственность за своих родителей, но только с 18 лет и только при признании родителей недееспособными. На наш взгляд, школьники, которые выбрали данный вариант ответа, в той или иной степени знакомы с данной ситуацией либо им данная информация доводилась на уроках обществознания и права.

Стоит обратить внимание на то, что обучающиеся, выбравшие данный вариант ответа, попадают в группу так называемой сниженной адаптационной ставки. Иными словами, эти школьники находятся в весьма уязвимом положении, потому что не осведомлены в некоторых нюансах рассматриваемого вопроса. Большая часть респондентов - пять из Санкт-Петербурга и четыре из Великого Новгорода - не знают ответа на данный вопрос. Одной из причин этого может являться и реальное незнание предмета рассмотрения, и нежелание обучающихся посредством самообразования узнать об этом.

Таким образом, ответы на данный вопрос можно интерпретировать по-разному. Однако ясно, что никто не ответил верно на данный вопрос, и, соответственно, можно говорить о до -статочно низкой информационно-правовой культуре десятиклассников.

Следующий вопрос анкеты был направлен на выявление желания у десятиклассников задать вопросы юристу, если бы представилась такая возможность. Шестеро петербуржцев и семеро новгородцев имеют ряд вопросов, которые они хотели бы задать профессиональному юристу. Выбор данного варианта, на наш взгляд, обусловлен рядом факторов. Во-первых, с 15 -16 лет расширяются возможности подростка непосредственно участвовать в правоотношениях - он может работать в свободное от учёбы время, учась в колледже - получать стипендии, с 14 лет он частично дееспособен, является субъектом различных имущественных отношений. В то же время с 14 лет подросток может быть привлечён к уголовной ответственности, а также к имущественной. В связи с этим у обучающихся могут быть вопросы к юристу именно в связи с приобретением новой социальной роли.

Четверо школьников из Санкт-Петербурга и трое из Великого Новгорода не имеют вопросов, которые они могли задать юристу. Видимо, они достаточно социально инфантильны и мало задумываются о взрослой жизни. Таким образом, большая часть респондентов имеет вопросы, которые стоит задать юристу, если представится такая возможность. Это может говорить о положительной мотивации обучающихся к повышению уровня своей информационно-правовой компетентности.

Завершающий вопрос анкеты для учащихся 10-х классов заключался в выявлении мнений респондентов о том, хотят ли они повысить свою правовую компетентность. Всего лишь трое петербургских респондентов и один новгородский не хотят повышать уровень своей правовой компетентности, видимо, не ощущая потребности в этом или завышая оценку своих знаний. Однако абсолютное большинство опрошенных десятиклассников - девять новгородских и семь петербургских - выражают желание повысить уровень своей информационно-правовой культуры, что следует оценить положительно.

Итак, ответы на данный вопрос можно рассматривать в общем как позитивные.

Таким образом, анкетирование обучающихся 10-х классов школ Санкт-Петербурга и Великого Новгорода позволяет констатировать следующее: большинству обучающихся необходима в жизни правовая информация, но её недостаточно дается в рамках преподавания обществознания и права; школьники считают, что получать правовые знания необходимо уже с 5-го класса; обучающиеся плохо осведомлены о законах, которые защищают их права и свободы; не знают, как необходимо защищать свои права и свободы; большинство опрошенных интересуются правовой литературой, но, как правило, вне рамок школьной библиотеки; большинство опрошенных пользуются библиотекой школы, но только вовремя прогуливания занятий либо посещения мероприятий различного характера; ряд школьников не осведомлены о юридических профессиях, об их назначении и обязанностях; большинство десятиклассников не знает, с какого возраста начинается уголовная ответственность за совершённые правонарушения в Российской Федерации; сомневается, несут ли они ответственность за своих родителей или нет и с какого времени; большая часть респондентов не знает, с какого возраста можно идти на выборы и выдвигать свою кандидатуру для выборной кампании; абсолютное большинство обучающихся имеют вопросы, которые они хотели бы задать профессиональному юристу, если бы представилась бы такая возможность; многие обучающиеся хотят повысить свою информационно-правовую компетентность.

Заключение

Итак, анкетирование десятиклассников позволяет говорить об их недостаточной информационной-правовой культуре, хотя по некоторым аспектам они более подготовлены, чем девятиклассники.

Данный вывод ещё раз подтверждает необходимость включения различных институций в образовательный процесс современных школьников с целью формирования у них правовой компетенции и организации духовно-нравственных скреп у подрастающего поколения.

Таким образом, нами предлагается решение обозначенных выше проблем нам представляется посредством создания образовательной инновации в современной общеобразовательной школе - школьного центра правовой информации, которые будут способствовать формированию правовых знаний у обучающихся и создавать фундаментальный корпус демократической нации современной России.

Литература

1. Каюмова К. Г. Основные принципы развития правового образования школьников / К. Г. Каюмова // Актуальные вопросы современной науки. - 2011. - № 17-2. - С. 19-22.

2. Певцова Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию / Е. А. Певцова // Журнал российского права. - 2004. - № 3. - С. 17-20.

3. Довгий М. А. Гражданско-правовое просвещение как фактор формирования правовой среды в современной образовательной организации / М. А. Довгий // Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Москва, 2016. - С. 72-77.

4. Третьяков А. Л. Правовое просвещение в современной школьной библиотеке: организационный аспект / А. Л. Третьяков // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 28-29 ноября 2016 г. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. -Ульяновск, 2016. - С. 216-221.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://base. garant.ru/70291362/4/#block_42, свободный. - (Дата обращения: 23.04.2018).

6. Третьяков А. Л. Современная школьная библиотека как социальный институт и правовое просвещение обучающихся: теоретико-методологический и организационный аспекты / А. Л. Третьяков // Инновации в науке и образовании: молодёжные инициативы, исследования, трансфер технологий: сб. ст. к Междунар. науч.-практ. форуму (18 ноября 2016 г.). - Оренбург, 2016. - С. 258-261.

7. Москвина А. С. Влияние трудового воспитания в развитии личности ребёнка / А. С. Москвина // Гуманитарное пространство. - 2016. - Т. 5. - № 1. - С. 84-91.

8. Третьяков А. Л. Эволюция образовательной парадигмы в России: правовое воспитание как основа формирования личности / А. Л. Третьяков // Библиотечное дело. - 2016. - № 14. - С. 14-17.

9. Tretyakov A. L. Legal education of students in the modern educational organizations: problems and some solutions [Электронный ресурс] / A. L. Tretyakov // European Journal of Natural History. - 2016. - № 5. -P. 109-113. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://world-science.ru/euro/pdf/2016/2016_05.pdf, свободный. - (Дата обращения: 23.04.2018).

References

1. Kayumova K. G. Osnovnyye printsipy razvitiya pravovogo obrazovaniya shkol'nikov / K. G. Kayumova // Aktual'nyye voprosy sovremennoy nauki. - 2011. - № 17-2. - S. 19-22.

2. Pevtsova Ye. A. Sovremennyye definitivnyye podkhody k pravovoy kul'ture i pravovomu soznaniyu / Ye. A. Pevtsova // Zhurnal rossiyskogo prava. - 2004. - № 3. - S. 17-20.

3. Dovgiy M. A. Grazhdansko-pravovoye prosveshcheniye kak faktor formirovaniya pravovoy sredy v sovremennoy obrazovatel'noy organizatsii / M. A. Dovgiy // Sovremennaya pedagogika: aktual'nyye voprosy, dostizheniya i innovatsii: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Moskva, 2016. - S. 72-77.

4. Tret'yakov A. L. Pravovoye prosveshcheniye v sovremennoy shkol'noy biblioteke: organizatsionnyy aspekt / A. L. Tret'yakov // Aktual'nyye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovatsii: mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiyem, 28-29 noyabrya 2016 g. / otv. red. A. YU. Nagornova. -Ul'yanovsk, 2016. - S. 216-221.

5. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyy resurs]. - Elektron. dan. - Rezhim dostupa: http://base.garant. ru/70291362/4/#block_42, svobodnyy. - (Data obrashcheniya: 23.04.2018).

6. Tret'yakov A. L. Sovremennaya shkol'naya biblioteka kak sotsial'nyy institut i pravovoye prosveshcheniye obuchayushchikhsya: teoretiko-metodologicheskiy i organizatsionnyy aspekty / A. L. Tret'yakov // Innovatsii v nauke i obrazovanii: molodozhnyye initsiativy, issledovaniya, transfer tekhnologiy: sb. st. k Mezhdunar. nauch.-prakt. forumu (18 noyabrya 2016 g.). - Orenburg, 2016. - S. 258-261.

7. Moskvina A. S. Vliyaniye trudovogo vospitaniya v razvitii lichnosti rebonka / A. S. Moskvina // Gumanitarnoye prostranstvo. - 2016. - T. 5. - № 1. - S. 84-91.

8. Tret'yakov A. L. Evolyutsiya obrazovatel'noy paradigmy v Rossii: pravovoye vospitaniye kak osnova formirovaniya lichnosti / A. L. Tret'yakov // Bibliotechnoye delo. - 2016. - № 14. - S. 14-17.

9. Tret'yakov A. L. Legal education of students in the modern educational organizations: problems and some solutions [Elektronnyy resurs] / A. L. Tretyakov // European Journal of Natural History. - 2016. - № 5. -P. 109-113. - Elektron. dan. - Rezhim dostupa: http://world-science.ru/euro/pdf/2016/2016_05.pdf, svobodnyy. - (Data obrashcheniya: 23.04.2018).

^SMir^ir

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.