УДК 17.022.1 ББК: 87.53
В.Н. Амыкова
Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье раскрывается аксиологический аспект формирования правовой культуры современной молодежи, которая составляет экономический, политический потенциал общества. Правовая культура является необходимым условием успешной социализации личности в правовом государстве. Однако молодое поколение - наиболее уязвимая социальная группа. Важно, чтобы процесс ее становления протекал на основе «здоровых» ценностных установок, в том числе и правовых. Усвоение современной системы правовых ценностей не может происходить лишь посредством приобретения гражданами правовых знаний. Необходим комплексный подход к созданию условий для формирования правовой культуры с учетом достижений теории ценностей.
Ключевые слова: аксиологический подход, нравственные ценности, правовые ценности, свобода, справедливость, псевдоценности, правовая социализация, правовая культура, молодежь.
V.N. Amykova
Kalmyk State University
AXIOLOGICAL APPROACH TO THE PROCESS OF FORMATION LEGAL CULTURE
The article reveals axiological aspects of formation legal culture of modern youth. It is a well known fact that the youth is the economic and political potential ofsociety. Legal culture is a necessary condition for successful socialization of an individual in a legal state. But the younger generation is the most vulnerable social group. It is important that the process of its formation is based on "sound" values including legal ones. Nowadays citizen can not learn the modern system of legal values only through the acquisition of legal knowledge but it is nessessary to create conditions for the formation of legal culture on the basis of the theory of values.
Key words: the axiological approach, moral values, legal values, freedom, justice, pseudocoenosia, legal socialization, legal culture, youth.
Глобализационные процессы, происходящие в мире, не могут не оказывать влияния и на развитие российского общества. Обострение социального неравенства, существенные изменения в праве, экономике, политике, влекут за собой изменения в психологии ценностных ориентаций людей. Разбалансированность единой ценностной системы в большей степени влияет на процесс социализации молодежи как наиболее уязвимой части общества.
Трансформация ценностной парадигмы молодежи требует всестороннего изучения процессов усвоения ею нравственных ценностей. Содержание сформированных ценностей во многом зависит от уровня культурного развития молодого поколения и исторического периода, в котором оно живет. Процесс социализации современной молодежи протекает на фоне утраты значимости нравственных принципов, ценностной неопределённости и расширения границ автономии бытия молодого человека.
Противоречивые условия жизни современного общества порождают смену различных агентов и институтов социализации. По мнению Самыгина С.И., «социальным портретом молодежи сегодня стали: социальная и правовая дезориентированность, социально-психологический алармизм, маргинальное поведение» [5, с. 114]. Для успешности процесса социализации личности необходимо формирование ценностной сферы человека, смысловым ядром которой являются базовые ценности.
В.Н. Карандышев справедливо отмечает, что «исследование ценностей является хорошим индикатором отслеживания процессов социального и индивидуального изменения, возникающих в результате исторических, социальных и личных событий» [6, с.12].
Ценностные ориентации - это непростой, требующий глубокого осмысления, многоаспектный социальный феномен. Они отражают позицию личности по отношению к миру, к окружающим ее людям, к себе, придают смысл поведению, действиям и поступкам. Такие общечеловеческие ценности как счастье, свобода, совесть, формируют понятие человека о достойной, «безоблачной» жизни и, в большей степени, зависят от уровня развития нравственности каждого индивида и общества в целом. Нравственные ценности транслируют содержание морали общества, аккумулируются в личности, придавая ей статус носителя этих ценностей, которые характеризуют мировоззрение и сознание человека на всех этапах индивидуального развития. Нравственные ценности, по большому счету, позволяют дать оценку не только самому человеку, но и качеству общественных взаимоотношений, возникающих в различных сферах жизнедеятельности индивида. Приобщение к нравственным ценностям, мера их освоения и интериоризация есть важнейшие критерии и показатели нравственности человека [1, с. 135].
Существует деление ценностей на материальные и духовные, личные и сверхличные. Основу этой дифференциации составляют базовые ценности общества, имеющие, пожалуй, наиболее весомое значение в ценностной иерархии. Именно они делают возможным само существование общества, составляя ядро его культуры [11, с.310].
Роль таких ценностей велика, поскольку они призваны сохранить и обезопасить целостность конкретного сообщества, являющегося носителем культуры. Они актуальны в любой исторический период, в любую эпоху и на любом этапе развития общества, абсолютно для каждого этноса и социальной группы. Базовые ценности позволяют культурам взаимодействовать между собой, сохранять свое наследие и передавать его от поколения к поколению. К базовым ценностям смело можно отнести и правовые. Степень их сформированности можно определить через призму формирования правовой культуры личности. Правовая культура вбирает в себя не только ценности, но и соответствующие оценки, нормы, образцы, правила поведения, оценочные критерии.
Правовые ценности выполняют регулятивную функцию и теснейшим образом связаны с аксиологической функцией правовой культуры. «Аксиологическая функция правовой культуры проявляется в том, что существующие правовые ценности выступают в качестве критериев оценки реально существующих юридических явлений, процессов и состояний» [7, с. 121].
Современная аксиология трактует «ценность» как, во-первых, способность различных окружающих объектов и явлений оказывать воздействие на субъекта так, что он начинает позиционировать их как благо, старается овладеть ими. Во-вторых, ценности отождествляются с основными принципами жизнедеятельности, опираясь на которые человек определяет для себя вектор поведения [11, с.308].
Правотворчество и правоприменение - это сферы человеческой деятельности, фундаментом которой является определенная система ценностей. Через нее и реализуется аксиологическая функция правовой культуры. Без ценностей существование культуры невозможно и бессмысленно. Ценность - не сопутствующее звено культуры, а ее основа.
Через сознание и духовно-эмоциональное состояние субъектов ценности способны влиять на все сферы человеческого бытия. Но проблема современного общества состоит в том, что оно живет не только ценностями, но и антиценностями. Подобного мнения придерживаются исследователи Гончаров В.Н., Шереги Ф.Э., Кошарная Г.Б., подчеркивающие, что «современное общество находится под воздействием фактического доминирования псевдоценностей» [3, с.1568; 15, с. 62; 9,с. 121].
Правовая культура выполняет свою аксиологическую функцию посредством построения иерархии ценностей, определения тех границ их функционирования, за рамками которых ценность трансформируется в антиценность.
По мнению Василенко И. А., «существует значительный разрыв между тем, что человек считает своими ценностями, и действительными ценностями, которые им зачастую даже не осознаются, но которыми он руководствуется. Официально признанными ценностями демократии являются гуманистические и религиозные идеалы: индивидуальность, сострадание, милосердие, любовь, ответственность, патриотизм. Но многие люди считают их проявлением идеологии, и потому эти ценности не оказывают реального воздействия на мотивацию человеческого поведения. Вместе с тем, бессознательные ценности - собственность, потребление, общественное положение, развлечения - служат непосредственными мотивами поведения большинства людей. Это приводит к девальвации ценностей, опустошает человека и общество» [2, с. 59].
Выявление уровня сформированности правовой культуры целого сообщества возможно посредством исследования правовых ценностей отдельной группы. Так, с целью изучения данной проблематики нами был проведен социологический опрос среди представителей молодого поколения - студентов факультета среднего профессионального образования Калмыцкого государственного университета. Количество респондентов составило 540 человек. Дисциплины правовой направленности являются неотъемлемой частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов среднего звена, поэтому участниками опроса стали студенты различных специальностей.
Была составлена анкета, вопросы которой разделялись на три блока: 1 блок -определение общих ценностных ориентиров; 2 блок - определение степени сфор-мированности правовых ценностей; 3 блок - уровень правовой культуры. Обработка результатов, полученных при ответах на вопросы первого блока, показали, что 76% имеют схожие общие ценностные ориентиры, среди которых на первом месте - материальные ценности (блага цивилизации, деньги, жилье, одежда) - совпадение - 70 %; личные ценности (семья, любовь, успех, известность, друзья) - совпадение 63 %; на третьем месте - общественные ценности (патриотизм, религия, коллективизм, традиции) - совпадение - 61%. Полученные по первому блоку результаты подтверждают мнение исследователей Гончарова В.Н. и Поповой Н.А о том, что «экономическая нестабильность в государстве способна привести к превалированию антиценностей, как ориентиров поведения членов общества» [3, с. 1569] .
Объектом опроса во втором блоке были правовые ценности. Ведущее место среди них занимает, по мнению исследователей Карташова В.Н., Киреева М.Н., свобода, являясь фундаментальной правовой ценностью.
В системе правовых ценностей свобода занимает приоритетные позиции, так как человек способен добиваться поставленных целей, стремиться к чему-либо лишь при условии ее наличия. Помимо свободы, важнейшей социальной и правовой ценностью является справедливость - одна из вечных ценностей [7, с.132; 8, с. 162]. Отличительными чертами юридической справедливости являются четкость, формальная определенность и, практически всегда, обеспечение ее мерами государственного принуждения. Абсолютно вся система права призвана защищать и отстаивать справедливость, быть способом ее закрепления [14, с.108].
В данном контексте были выдержаны задания второго блока, где респондентам предлагалось дать определение понятиям «свобода», «справедливость» и выразить свое отношение к праву как к ценности.
Анализ результатов показал, что правильную трактовку указанных понятий дали 30 % участников опроса, и только 3 % относятся к праву как к ценности, определяющей жизнь общества.
В третьем блоке опроса была поставлена цель - определить уровень правовой культуры студентов. Результаты показали, что у большинства студентов (79 %) есть понимание того, что законы нарушать нельзя, что даже самый малозначительный проступок наносит вред обществу и отдельным личностям. Студенты убеждены в необходимости правомерного поведения и готовы соблюдать действующее законодательство и пропагандировать уважение к праву. Таким образом, можно констатировать тот факт, что правосознание у большей части студенческой молодежи сформировано.
Правовая грамотность, как еще один элемент правовой культуры, присутствует у 43 % студентов. Они понимают значение законов, достаточно легко ориентируются в правах и обязанностях человека и гражданина и считают, что правовые знания необходимы им для выполнения функций, связанных с жизнедеятельностью и будущей профессией.
Низкий и очень низкий уровень правовой культуры объясняется, по мнению многих студентов, тем, что у них недостаточный объем теоретических знаний (так считает 47% из общего количества студентов, продемонстрировавших наиболее низкий уровень правовой культуры); о недостаточности практических навыков заявили 45%, и о сложности правовых понятий для усвоения - 19% респондентов. В числе других причин были названы вполне объективные факторы, такие, как низкий уровень правовой культуры или его полное отсутствие в ближайшем окружении - 10 %; пробелы в законодательстве, его противоречивость и нестабильность - 7%; правовой «хаос» в государстве - 5%. 3 % опрашиваемых вообще не смогли сформулировать какие-либо конкретные причины.
Отвечая на вопрос о том, «хотели бы Вы повысить уровень своей правовой культуры?», большая часть респондентов (78,5 %) указала на безусловность этого требования; 17 % не увидели необходимости в повышении уровня своей правовой культуры; 4,5 % вообще затруднились с ответом.
Анкетируемые высказали мнение о способах совершенствования процесса формирования правовой культуры. К ним студенты отнесли:
- введение дополнительных курсов правовой грамотности - 19 %;
- увеличение аудиторных часов для изучения дисциплины «Право» -23,3%;
- организация юридической консультации для студентов на безвозмездной основе - 17,1%;
- увеличение количества поисковых задач, деловых игр, встреч с практикующими юристами при изучении правовых дисциплин - 41,6%.
Анализ полученных результатов третьего блока опроса позволяет сделать следующие выводы:
- студенты факультета среднего профессионального образования в достаточной степени осознают необходимость правовой культуры, но не все намерены применять приобретенные правовые знания и навыки в будущей жизнедеятельности;
- низкие показатели уровня правового сознания подавляющего большинства опрошенных сочетаются с заинтересованностью в получении правовых знаний и стремлением повысить уровень правовой культуры.
Полученные результаты констатируют обязательность создания необходимых условий для формирования определенного уровня правовой культуры студентов в процессе обучения, а также свидетельствуют о наличии мотивации анкетируемых к повышению уровня своей правовой подготовки.
Анкетирование выявило наличие студентов, испытывающих затруднения при ответе на вопросы. Это объясняется либо непониманием феномена правовой культуры, либо его недооценкой.
Повышение уровня правовой культуры современной молодежи - это длительный и трудоемкий процесс. Он предполагает формирование ценностных ориентиров у представителей молодого поколения, усвоение ими общечеловеческих ценностей, и в том числе правовых. В этом процессе должны быть максимально задействованы все субъекты общественных отношений. Окружающие молодого человека индивиды должны сами обладать достаточно высоким уровнем правовой культуры.
Формирование правовой культуры молодежи как основа нравственного облика общества остается актуальной на сегодняшний день проблемой. Правовые ценности, лежащие в основе правовой культуры, необходимо формировать во всех сферах жизнедеятельности человека и на всех этапах становления личности.
Исходя из этого, исследование правовых ценностей имеет большое значение для моделирования и создания условий, при которых развитие индивидуальной нравственности личности будет успешным.
Результаты исследования позволяют констатировать факт доминирования псевдоценностей у нынешнего молодого поколения. Искаженная система ценностей является инструментом смещения нравственных ориентиров, что в свою очередь меняет суть таких понятий, как нравственность, законопослушность, свобода, справедливость, сопровождающих процесс общественного развития.
Процесс формирования правовых ценностей тесно связан с правовой социализацией молодежи. Самыгин П.С. определяет правовую социализацию как «составной компонент общего процесса социализации личности, включающий в себя освоение человеком правовых норм и принципов, обретение им навыков регулирования собственного поведения на основе правовых установлений» [5, с. 115].
Правовая социализация, будучи частью общего процесса социализации, занимает важное место в развитии ценностного сознания. В процессе правовой социализации молодой человек осваивает фундаментальные правовые нормы и принципы, учится регулировать собственное поведение, опираясь на знание закона. Правовая социализация предполагает соблюдение правовых норм и отношение к праву как к ценности. Так, Гуляихин В.Н. отмечает, что «для молодого человека процесс правовой социализации означает приобретение необходимых для социальной адаптации юридических знаний, формирование иерархической системы аксиолантов нормального правосознания, овладение правовым мышлением и нормативными навыками социальной
деятельности, соответствующим общественным ожиданиям и требованиям. В современном социуме данный процесс проходит, прежде всего, как овладение ценностями, нормами и культурными образцами, присущими правовому государству» [4, с. 68].
С точки зрения Ю.В. Кузнецова и И.Ю. Салминой, «целесообразно выделять три составляющие правовой социализации молодежи в ее динамической структуре. Изначально на ранних стадиях социализации восприятие права осуществляется преимущественно сквозь призму нравственных требований, как моральный императив, выступающий в качестве «превращенной формы единой нравственно-правовой субстанции общественной жизни». На данном этапе правовой социализации исключительно важную роль играет семья как институт социализации, в рамках которой происходит усвоение индивидом базовых ценностно-правовых ориентаций, определяющих его нравственную и правовую позицию» [10, с.432].
На следующей стадии происходит восприятие нравственно-правовым сознанием молодого человека норм права в форме закона; рассматриваемый этап правовой социализации отмечен формированием качеств гражданина. Высшей же ступенью правовой социализации, нравственно-правового развития индивида является формирование особого отношения к праву, предусматривающего восприятие его субъектом как безусловной нравственной ценности, означающего полную включенность личности в общественно-правовые процессы [13, с.52].
Как было отмечено выше, семья играет ключевую роль в правовой социализации молодежи, поскольку именно в семье предполагается преемственность не только моральных, религиозных установок, но и правовых норм, что, безусловно, сказывается на поведении молодых людей [12, С.85].
Кризисная ситуация во многих сферах жизнедеятельности россиян негативно влияет на отношение к правовому воспитанию и образованию детей. Многие российские семьи отличаются низким уровнем культуры внутрисемейных отношений, порождаемых такими асоциальными явлениями, как алкоголизм, наркомания, бытовое насилие. Вследствие этого неизбежно происходит отклонение траектории семейно-правовой социализации.
В ситуации, когда семья бессильна и неспособна обеспечить эффективную правовую социализацию подростка, ключевое значение приобретает институт образования. Образовательный процесс способствует приобщению молодежи к актуальным, социально значимым правовым ценностям и нормам, «которые помогают молодым людям достигать необходимого уровня квалификации в той или иной профессиональной деятельности и относительно легко ориентироваться в условиях изменяющегося социума, при этом позволяют противостоять манипулятивному воздействию извне, то есть помогают избежать превращения в пассивный объект социально-политических манипуляций» [5, с. 115].
Однако объем правовых знаний, полученных в образовательном учреждении, не всегда способствует формированию правового сознания. Большая часть молодежи видит цель получения правовых знаний в том, чтобы научиться избегать привлечения к юридической ответственности в случаях нарушения закона. Не всегда в правовом сознании молодых людей отражаются ценности, присущие общественному правосознанию. А значит, задача образовательного учреждения состоит в формировании таких ценностей, то есть в достижении правовой социализации.
Таким образом, правовую социализацию можно рассматривать как неотъемлемую часть общего процесса социализации, включающего присвоение правовых ценностей каждым представителем молодого поколения.
Аксиологическое основание правовой культуры приобретает огромное значение, поскольку правовые ценности занимают новые, более высокие позиции среди общемировых ценностных иерархий. Но единого подхода к оценке и определению системы правовых ценностей на данный момент не существует, поскольку рамки данной системы во многом ограничены субъективным мировоззрением исследователя.
Список литературы
1. Бражникова А.Н. Нравственные ценности современной молодежи в системе ценностных ориентаций // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. -2012. - №1. - С. 135-138.
2. Василенко И. А. Политические процессы на рубеже культур: [Монография] / И.А. Василенко; Моск. гос. ун-т. Филос. фак. - М.: Эдиториал УРСС, 1998. - 219 с.
3. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // FUNDAMENTAL RESEARCH - 2015. - № 2. - С. 1566-1569.
4. Гуляихин В.Н. Процесс правовой социализации молодежи в российском социокультурном пространстве // Право и образование - 2013. -№ 10. - С. 68-77.
5. Загутин Д.С., Самыгин П.С., Самыгин С.И. Особенности правовой социализации современной российской молодежи в трансформирующемся обществе // Философия права, 2017. - № 1 (80) - С.113-117.
6. Карандышев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. - СПб.: Речь, 2004. - 70 с.
7. Карташов В.Н. Правовая культура: понятие, структура, функции: монография/ В.Н. Карташов, М.Г. Баумова. - Ярославль: ЯрГУ, 2008. - 200 с.
8. Киреев М.Н., Галиченко А.Ю., Киреева Н.В. Ценностный аспект правового воспитания студентов // Наука. Искусство. Культура, 2015, № 1(5) - С. 159-166.
9. Кошарная Г.Б., Толубаева Л.Т. Духовно-нравственные ориентиры в системе ценностей студенческой молодежи регионального социума // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2013, № 3 (27) - С. 113-123.
10. Кузнецов Ю.В., Салмина И.Ю. Правовая социализация молодежи как фактор развития гражданского общества // Вестник МГТУ, 2010, Т.13, № 2. С.431-438.
11. Поляков А.В. Общая теория права: Феноменологический подход: Курс лекций. -СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. - 642 с.
12. Самыгин П.С. Семья как институт правовой социализации в условиях социальной неопределенности развития российского общества // Общество: политика, экономика, право. 2007. - № 1. - С.85-96.
13. Самыгин П.С., Попов М.Ю., Самыгин С.И. Отношение к праву как критерий эффективности правовой социализации современной российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2016. - № 5. - С.51-56.
14. Цыбулевская О.И. Власть и реформы в России: нравственно-правовой аспект / О.И. Цыбулевская, Т.В. Милушева; Под ред. С.Ю. Наумова; Поволж. акад. гос. службы им. П.А. Столыпина. - Саратов: ПАГС, 2003. - 199 с.
15. Шереги Ф.Э. Российская молодежь: настроение, ожидания, ценностные ориентации. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2013. - 93 с.