Научная статья на тему 'Правовая идеология в системе духовно-нравственных координат современного российского общества'

Правовая идеология в системе духовно-нравственных координат современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
право / правовая идеология / правовая социализация / государство / правомерное поведение / эмпирический анализ / первичная информация / law / legal ideology / legal socialization / the state / lawful behavior / empirical analysis / primary information

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Леонид Владимирович Карнаушенко

В статье отмечается, что правовая идеология играет важную роль в современном российском обществе. Посредством правовой идеологии достигается множество целей, связанных с правовой социализацией, формированием правомерного поведения, профилактики криминализации сознания и соответствующих практик граждан. В этом аспекте научный анализ правовой идеологии позволяет получать уникальную информацию, которую можно использовать для оптимизации правовой политики государства. Вместе с тем эмпирический анализ правовой идеологии сопряжен со множеством проблем, связанных со сложной конструкцией объекта практического изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal ideology in the system of spiritual and moral coordinates of modern Russian society

The article notes that legal ideology plays an important role in modern Russian society. Through legal ideology, many goals are achieved related to legal socialization, the formation of lawful behavior, the prevention of criminalization of consciousness and relevant practices of citizens. In this aspect, the scientific analysis of legal ideology allows us to obtain unique information that can be used to optimize the legal policy of the state. At the same time, the empirical analysis of legal ideology is fraught with many problems associated with the complex construction of the object of practical study

Текст научной работы на тему «Правовая идеология в системе духовно-нравственных координат современного российского общества»

Закон и право. 2022. № 2. С. 15-19.

Law and legislation. 2022;(2):15-19.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА

Научная статья

УДК 340 NIION: 1997-0063-2/22-061

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-15-19 MOSURED: 77/27-001-2022-2-261

Правовая идеология в системе духовно-нравственных координат современного российского общества

Леонид Владимирович Карнаушенко

Краснодарский университет МВД России, Краснодар,

Россия, karnl@mail.ru

Аннотация. В статье отмечается, что правовая идеология играет важную роль в современном российском обществе. Посредством правовой идеологии достигается множество целей, связанных с правовой социализацией, формированием правомерного поведения, профилактики криминализации сознания и соответствующих практик граждан. В этом аспекте научный анализ правовой идеологии позволяет получать уникальную информацию, которую можно использовать для оптимизации правовой политики государства. Вместе с тем эмпирический анализ правовой идеологии сопряжен со множеством проблем, связанных со сложной конструкцией объекта практического изучения.

Ключевые слова: право, правовая идеология, правовая социализация, государство, правомерное поведение, эмпирический анализ, первичная информация.

Для цитирования: Карнаушенко Л.В. Правовая идеология в системе духовно-нравственных координат современного российского общества // Закон и право. 2022. № 2. С. 15—19. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2022-2-15-19.

ACTUAL PROBLEMS OF LAW

Original article

of spiritual Russian society

Leonid V. Karnaushenko

Krasnodar University of the Russian MIA, Krasnodar, Russia, karnl@mail.ru

Legal ideology in the system and moral coordinates of modern

Abstract. The article notes that legal ideology plays an important role in modern Russian society. Through legal ideology, many goals are achieved related to legal socialization, the formation of lawful behavior, the prevention of criminalization of consciousness and relevant practices of citizens. In this aspect, the scientific analysis of legal ideology allows us to obtain unique information that can be used to optimize the legal policy of the state. At the same time, the empirical analysis of legal ideology is fraught with many problems associated with the complex construction of the object of practical study.

Keywords: law, legal ideology, legal socialization, the state, lawful behavior, empirical analysis, primary information.

For citation: Karnaushenko L.V. Legal ideology in the system of spiritual and moral coordinates of modern Russian society // Law and legislation. 2022;(2):15—19. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-15-19.

© Карнаушенко Л.В. М., 2022. ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022

Правовая идеология — один из ключевых элементов социокультурной жизни общества, во многом определяющий отношение людей к праву, а также успешность интеграции личности в систему государственно -правовых отношений. В структуру правовой идеологии входит множество различных элементов: идеи, подходы, концепции, взгляды относительно права как элемента социальной реальности. В силу этого правовая идеология находится в ракурсе внимания различных наук, не только правоведческих, но и ряда других, в том числе философии, социологии, психологии и др.

Междисциплинарная область научного анализа правовой идеологии априори характеризуется наличием существенных гносеологических и эвристических сложностей, неизбежно возникающих как следствие «наложения» различных, порой сложно совместимых приемов и подходов тех или иных наук об обществе. Однако особую сложность представляет именно эмпирический уровень познания, так как он, помимо осложнений вследствие противоречивого характера объекта анализа, испытывает на себе и последствия неопределенности теоретико-методологической базы.

В частности, определенные сложности наблюдаются уже при определении содержательной сути понятия «правовая идеология», а также непосредственно связанных с ним структурных, содержательных элементов. Центральным элементом, объединяющим разработанные различными авторами определений понятия «правовая идеология», выступает «системность», предполагающая определенную упорядоченность посредством группировки, классификации.

Так, Е.С. Зайцева отмечает, что правовая идеология — это «систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения» [3, с. 7—10].

Аналогичные идеи рассматривались и А.М. Михайловым, который определял правовую идеологию как «систему идей, призванную создать и обеспечить воспроизводство соответствующих определенному идеалу установок, убеждений, устойчивых представлений в сознании адресата о ценности и цели права, месте права в мире, значении права в жизни людей, истории человечества» [7, с. 355—379].

Изучение содержания приведенных определений понятия «правовая идеология» показывает, что, в отличие от других вариаций репрезентации права в социокультурной системе, именно правовая идеология характеризуется высокой

систематизацией, структурированием, логической взаимосвязью элементов, что предъявляет повышенные требования к ее носителям. Личность, усваивающая и принимающая правовую идеологию, должна обладать определенными качествами и характеристиками. Эта специфика правовой идеологии объективно предопределяет сложности с ее усвоением.

По мнению исследователей, правовая идеология представляет собой «активно отстаиваемое мировоззрение индивидов, социальных групп, их организаций, движений, государства о подлинных или мнимых высших ценностях права и их реализации» [9].

Мировоззрение — это сложная система социокультурной ориентации личности, которая предполагает наличие устойчивых убеждений, взглядов, сформированной жизненной позиции человека по отношению к различным объектам социальной реальности, в данном случае — к праву.

Формирование правового мировоззрения у человека — сложный процесс, сопряженный со множеством рисков; кроме того, появление данного социокультурного конструкта на уровне обыденного сознания не выглядит однозначно перспективным, особенно в условиях современного общества, где основные духовные регуля-тивы уже не обладают прежней силой воздействия, а информационная перегрузка сознания людей снижает эффективность какого-либо внешнего коммуникативного влияния.

В связи с этим возникает закономерное сомнение: насколько правовая идеология обладает теми характеристиками, которые сделают возможной ее усвоение большинством населения, прежде всего, на обыденном уровне сознания. Стремясь дать ответ на возникающие вопросы, российская юридическая наука предложила концепцию «структуры правосознания как единства двух элементов: правовой идеологии и правовой психологии. Правовая идеология — своеобразный аналог или даже синоним научного (теоретического) правосознания. Ее содержание, согласно доминирующей позиции, составляют правовые идеи, взгляды, теории и т.д., которые, в систематизированном научном виде, отражают правовую действительность» [8, с. 15—23].

Указанная конструкция правосознания как единство рационально-логического и эмоционально-чувственного призвана преодолеть противоречие, возникающее на теоретическом уровне, объяснить, как обычный человек, не обладающий специфической подготовкой и знаниями, может усвоить правовую идеологию. В такой конструк-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022

ции правовая идеология выглядит как высший уровень развития правосознания (к которому необходимо стремиться), а различные проявления обыденного сознания применительно к сфере права легко «помещаются» в сферу правовой психологии 1 низшего уровня развития правосознания.

В связи с этим Н.С. Жукова указывает, что правовая идеология представляет собой «систематизированные теоретические представления о праве, которые выражаются в юридических понятиях и категориях. Это высший уровень правосознания. Правовая идеология служит своеобразным ориентиром, планом-программой действий, деятельности различных политических объединений, движений» [2, с. 73—77].

Помимо определений понятия «правовая идеология», важен также и поиск ключевых индикаторов, позволяющих замерять явные и латентные эффекты, связанные с правовой идеологией. Данное обстоятельство имеет первостепенное значение, прежде всего, на эмпирическом уровне познания правовой идеологии. Как полагают исследователи, «для правовой идеологии характерны следующие черты: структурный дуализм, ориентированность на правовое содержание идеологического дискурса, договорный (конвенциональный) характер, минимальность ценностного наполнения, специфика алгоритма и механизма функционирования, предполагающая использование юридических средств и ресурса правовой системы» [6, с. 13].

Однако в настоящее время большинство предложенных исследователями индикаторов правовой культуры носят абстрактно-теоретический характер и мало подходят для эмпиричес -кого уровня познания. Именно поэтому одной из первостепенных задач современной науки выступает не только выделение теоретических индикаторов правовой идеологии, но и их последующая операционализация, а также поиск эмпирических признаков, позволяющих осуществлять практические исследования.

Подчеркнем, что лишь подобные действия позволят получить всестороннюю информацию о том, как правовая идеология усваивается гражданами, в какой мере (и с какой степенью успешности) они интегрируются в ее пространство.

В контексте изложенного важное значение имеет целевая установка на очерчивание круга функций правовой идеологии. В данном аспекте также имеется ряд противоречий, не решенных в полной мере современной наукой, что, в свою очередь, затрудняет принятие решений практикой социального управления.

А.И. Клименко выделяет такие функции правовой идеологии: «обеспечение единства общества и его отграничения от среды существования; приспособление политико-правового пространства к реализации частных социально-экономических интересов; сакрализация права и политико-правового пространства современного общества; формирование связи политического пространства с моральными ценностями, ценностное насыщение политического пространства» [6, с. 14]. Именно связь права с моральными ценностями, мировоззренческими основами бытия позволяет «очеловечивать» действия государства по принуждению граждан к правомерному поведению, добиваться осознанного сотрудничества людей с государственной властью для обеспечения социального порядка и справедливости. В этом аспекте функциональная роль правовой идеологии является весьма важной.

Исследователи также указывают на то, что «правовая идеология имеет функциональную природу; она призвана представить в сознании адресата определенные ценности как истинные, самоочевидные, естественные и универсальные и определить соответствующее таким ценностям восприятие правовой действительности и модели правового поведения» [7, с. 355—379].

По мнению В.А. Рудковского, «главное в правовой идеологии — способность выражать и формировать определенное отношение власти и общества (различных социальных групп) к праву, государственным и правовым институтам, правовому порядку» [8, с. 15—23]. Как полагает автор, в отношении правовой идеологии не существует однозначной определенности эффективности функционирования. Действие правовой идеологии во многом условно и может быть как снижено, так и усилено — это зависит от действия ряда факторов.

С точки зрения А.А. Беседина, «правовая идеология выступает важнейшим субстративным элементом правовой системы общества, включает систему правовых идей, механизм интерпретации этих идей, а также систему государственных и общественных институтов, внедряющих положения правовой идеологии в правосознание. Основными смыслообразующими идеями правовой идеологии выступают идеи порядка, справедливости» [1, с. 11].

Исследователь справедливо обращает внимание на уникальные функции правовой идеологии в системе духовной культуры, позволяющие «адаптировать» аксиологические и мировоззренческие основы права к системе социокультурных

LAW & LEGISLATION • 02-2022

координат общества. В связи с этим идеи порядка и справедливости оказываются доступными для граждан посредством обращения к особому социокультурному коду, который, воздействуя на сознание и поведение людей, позволяет добиваться осознания необходимости соблюдения норм права и репрезентировать правомерное поведение в качестве соответствующего потребностям и интересам человека, а не «безликого государственного механизма».

Дискуссионным в специализированной научной литературе остается вопрос о влиянии государства на правовую идеологию. Анализ истории нашей страны показывает, что только на протяжении последнего столетия был пройден путь от тотального воздействия государственной власти на идеологию, использования ее в качестве инструмента управления, в том числе и в сфере права, формирования системы правоотношений до практически полного устранения идеологического фактора из политико-правовой сферы. Подобные флуктуации закономерно породили серьезную дифференциацию позиций современных ученых относительно места и роли государства в формировании идеологии, в том числе и правовой.

А.И. Клименко выделяет «две модели осуществления идеологической функции государства: идеократическую и манипулятивную. Первая модель характеризуется опорой на открытую форму использования методов осуществления идеологической функции государства, а вторая характеризуется размытой, не четко артикулированной государственной идеологией и опорой на скрытую форму использования методов осуществления идеологической функции государства» [4, с. 12]. Представление о двух моделях идеологической функции государства в целом коррелирует с социально-историческими особенностями функционирования идеологии в нашей стране. При этом каждая из моделей имеет как очевидные плюсы, так и минусы и вряд ли в настоящее время можно окончательно судить об их эффективности или неэффективности.

В частности, идеократическая модель выглядит достаточно успешной в аспекте реализации такой целей установки, как формирование правовой идеологии, механизмы генезиса которой вполне могут быть встроены в систему социализации, образования, воспитания подрастающих поколений. Применение государственно-управленческих методов в сфере формирования правовой идеологии выглядит весьма привлекательно, однако остаются вопросы, связанные с реализацией этой концепции в открытом информационном обществе XXI в.

Современный социум характеризуется наличием множества альтернатив получения информации (Интернет, электронные СМИ, печатные СМИ, неформальное общение в менеджерах и т.п.), которые существенно снижают силу идеологического формально-государственного воздействия. Именно поэтому подобный путь формирования правовой идеологии в большей мере соответствует реалиям индустриального, а не глобального информационного общества.

Манипулятивная модель в силу своих атрибутивных характеристик априори сопряжена с рядом рисков дисфункциональности воздействия. Негативными эффектами несостоятельности двух указанных моделей может стать фрагментарная, деформированная правовая идеология, формирование которой приведет к искаженному восприятию права и, как следствие, индифферентному или отрицательному отношению к праву. Одним из наиболее опасных эффектов в данном аспекте является криминализация сознания и зачастую социальных практик людей.

Не рассматривая право в качестве ценности или эффективного регулятора взаимоотношений, граждане начинают искать эгоистические альтернативы, воплощением которых выступает криминализированное сознание. Именно поэтому правовая идеология — не просто элемент системы социокультурной регуляции современного общества, а один из основополагающих инструментов обеспечения правомерного поведения граждан, основанный на принципах добровольного согласия и принятия «правил игры» между государством и его гражданами. В связи с этим важно, чтобы подрастающие поколения с детских лет активно интегрировались в правовое пространство. В данном процессе ведущую роль играет правовая идеология.

Таким образом, правовая идеология выступает весьма сложным объектом междисциплинарного исследования. На теоретическом уровне познания правовой идеологии сильными позициями характеризуются правоведение и философия, которые демонстрируют зачастую различное видение сущности правовой идеологии, ее места и значения в обществе. Применительно к эмпирическому уровню познания правовой идеологии наиболее разработанным методологически-методическим инструментарием обладает социологическая наука, в арсенале которой имеются как количественные, вероятностно-статические, так и качественные методы и методики исследования.

Основная проблема заключается в том, что в настоящее время в научной литературе практи-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022

чески не представлены результаты практических исследований правовой идеологии и ее носителей. Остроту проблеме придает то обстоятельство, что крайне редко применяются качественные эмпирические методы, которые позволяют глубоко проникнуть в духовный мир носителей правовой идеологии. В настоящее время в обществоведческой междисциплинарной области научного познания наблюдается довольно противоречивая картина, детерминированная существованием нескольких концептуальных объяснительных моделей правовой идеологии, каждая из которых характеризуется как сильными, так и слабыми сторонами.

Большинством исследователей признается ключевое место правовой идеологии в системе духовно-нравственных координат российского общества. Однако дискуссионным остается вопрос о том, какими инструментами можно формировать правовую идеологию и какова роль государства в этом процессе. С учетом реалий современного глобального информационного общества применение прежних моделей доминирования государства в процессе формирования правовой идеологии вызывает обоснованные сомнения. Альтернативных, эффективных и нежестких моделей действий в отношении формирования правовой идеологии пока не предложено, что усиливает риски в отношении криминализации российского общества.

Список источников

1. Беседин А.А. Правовая идеология как элемент правовой системы современного общества: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 185 с.

2. Жукова Н. С. Правовая идеология как неотъемлемый структурный элемент правосознания // Философия права. 2011. № 2. С. 73—77.

3. Зайцева Е.С. О понятии «правовая идеология» // Совр. право. 2014. № 1. С. 7—10.

4. Клименко А.И. Взаимосвязь правового и политического сознания в осуществлении идеологической функции государства: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 200 с.

5. Клименко А.И. Правовая идеология современного политически организованного общества. М., 2017. 384 с.

6. Клименко А.И. Функционально-структурные характеристики правовой идеологии: Авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016. 54 с.

7. Михайлов А.М. Понятие правовой идеологии и его место в составе теоретико-правового знания // Вестник РУДН. Сер.: Юрид. науки. 2017. № 3. С. 355-379.

8. Рудковский В.А. Правовая идеология и научное правосознание: проблемы разграничения // Вестник Саратовской гос. юрид. академии. 2019. № 5. С. 15-23.

9. https://elib.bsu.by/bitstream (Дата обращения 11.12.2021)

References

1. Besedin A.A. Legal ideology as an element of the legal system of modern society: Dis. ... cand. legal sciences. M., 2011. 185 p.

2. Zhukova N.S. Legal ideology as an integral structural element of legal consciousness // Philosophy of Law. 2011. № 2. Pp. 73-77.

3. Zaitseva E.S. On the concept of «legal ideology» // Modern law. 2014. № 1. Pp. 7—10.

4. Klimenko A.I. The relationship of legal and political consciousness in the implementation of the ideological function of the state: Dis. ... cand. legal sciences. M., 2005. 200 p.

5. Klimenko A.I. Legal ideology of modern politically organized society. M., 2017. 384 p.

6. Klimenko A.I. Functional and structural characteristics of legal ideology: author. Abstract. ... Dr. jurid. sciences. M., 2016. 54 p.

7. Mikhailov A.M. The concept of legal ideology and its place in the composition of theoretical and legal knowledge // Vestnik RUDN University. Series: Legal Sciences. 2017. № 3. Pp. 355—379.

8. Rudkovsky V.A Legal ideology and scientific sense of justice: problems of differentiation // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2019. № 5. Pp. 15—23.

9. https://elib.bsu.by/bitstream (Accessed 11.12.2021)

Информация об авторе

Карнаушенко Л.В. — доктор исторических наук, профессор

Information about the author

Karnaushenko L.V. — doctor of history, professor

Статья поступила в редакцию 06.12.2021; одобрена после рецензирования 08.01.2022; принята к публикации 14.01.2022.

The article was submitted 06.1 2.2021; approved after reviewing 08.01.2022; accepted for publication 14.01.2022.

LAW & LEGISLATION • 02-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.