Научная статья на тему 'Правовая идеология и ее информационное обеспечение в современной России'

Правовая идеология и ее информационное обеспечение в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
351
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / RUSSIAN SOCIETY / ПРАВО / LAW / ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / LEGAL IDEOLOGY / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / СИСТЕМА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / MASS COMMUNICATION SYSTEM / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION SUPPORT / ВОСПРИЯТИЕ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / LEGAL INFORMATION PERCEPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карнаушенко Леонид Владимирович

В статье рассматривается роль правовой идеологии в современном обществе и влияние ее трансляции на уровень правовой грамотности россиян. Отмечается, что препятствием в ограничении влияния криминальной культуры являются сложность идеологического конструкта для усвоения и негативные тенденции в информационно-коммуникативной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal ideology and its information support in modern Russia

In article the role of legal ideology in modern society and influence of it broadcasting on the level of legal literacy of Russians is considered. It is noted that an obstacle in restriction of influence of criminal culture are complexity of an ideological construct for assimilation and negative tendencies in the information and communicative environment.

Текст научной работы на тему «Правовая идеология и ее информационное обеспечение в современной России»

Карнаушенко Леонид Владимирович

Правовая идеология и ее информационное обеспечение в современной России

В статье рассматривается роль правовой идеологии в современном обществе и влияние ее трансляции на уровень правовой грамотности россиян. Отмечается, что препятствием в ограничении влияния криминальной культуры являются сложность идеологического конструкта для усвоения и негативные тенденции в информационно-коммуникативной среде.

Ключевые слова: российское общество, право, правовая идеология, информация, система массовой коммуникации, информационное обеспечение, восприятие правовой информации.

Legal ideology and its information support in modern Russia

In article the role of legal ideology in modern society and influence of it broadcasting on the level of legal literacy of Russians is considered. It is noted that an obstacle in restriction of influence of criminal culture are complexity of an ideological construct for assimilation and negative tendencies in the information and communicative environment.

Key words: Russian society, law, legal ideology, information, mass communication system, information support, legal information perception.

Правовая идеология выступает интегральным элементом системы социокультурного регулирования социально-правовой сферы. Роль правовой идеологии многократно усиливается в условиях трансформирующегося общества. Именно такие характеристики применимы к современному состоянию российского социума, где одновременное действие нескольких факторов продуцирует ряд рисков социального развития. Инерция постсоветской деидеологизации с одновременным становлением пространства массовой культуры потребления накладывается на процессы перехода от индустриального к постиндустриальному обществу с нарастающим информационным и, как следствие, социальным неравенством, позиционируемым, прежде всего, как неравенство карьерных, профессиональных возможностей. Определенная часть населения России, проживая в небольших провинциальных городах и селах, формирует негативное мироощущение, связанное со сложившимся невысоким социально-статусным положением. Это, в свою очередь, создает условия для развития криминальной контркультуры, ухудшения криминогенной обстановки, особенно в молодежной среде.

В сложившемся достаточно сложном положении именно правовая идеология способна придать стабильность социально-правовым отношениям, способствовать снижению рисков криминализации российского общества. Обращаясь к сути рассматриваемого феномена, необходимо отметить, что «большинство

отечественных научных школ рассматривают правовую идеологию как совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, принципов, которые в концентрированном виде отражают, оценивают правовую действительность. Правовая идеология существенным образом определяет содержание и результат правотворческой деятельности и применения права» [1, с. 11-13].

Как отмечает А.И. Клименко, «право не просто выражает определенную политическую идеологию, но и само становится идеологией. В связи с этим повышается роль норм-целей, норм-принципов, т.е. идеологически ориентирующего компонента права. Право как система норм в узком смысле консервирует "нормальное", обычное. Когда же право начинает предписывать (предписания в узком смысле нельзя воспринимать как нормы) желательные, но отнюдь не естественные, не обычные модели "идеального" поведения, то оно превращается в идеологию» [2, с. 28].

Анализ статуса правовой идеологии в социальной и социокультурной системе позволяет обнаружить достаточно вариативный функциональный репертуар данного явления. Как отмечает А.Ф. Байков, «в числе важнейших функций правовой идеологии следует назвать функцию формирования определенного образа окружающей правовой действительности. Данная функция позволяет через правовые идеи, образы, правовые суждения, оценки и ценности, содержащиеся в правовой идеологии, сформировать у субъекта определенное правовое мировоззрение. Это происходит бла-

76

годаря коммуникации, проникновению право-сфер субъектов правовой жизни и отбору тех интересов, которые важны каждому из них» [3].

По мнению А.М. Михайлова, «правовая идеология имеет функциональную природу; она призвана представить в сознании адресата определенные ценности как истинные, самоочевидные, естественные и универсальные и определить соответствующее таким ценностям восприятие правовой действительности и модели правового поведения. Правовая идеология производит и воспроизводит правовую действительность (правовые идеи, нормы и отношения) и выражает ее в форме ментальных структур, неразрывно связанных с идеями справедливости, меры (нормы), свободы, равенства, порядка и закона» [4].

Полифункциональность правовой идеологии формирует ее значительный регулятивный потенциал как в социально-правовой сфере, так и в целом в социуме. Именно правовая идеология, используемая институциональными структурными элементами государства, способна стать тем объединяющим началом, которого зачастую не наблюдается в современной российской действительности. Ряд исследователей считает целесообразным в связи с этим несколько шире позиционировать правовую идеологию.

В.Ю. Мельников предлагает использовать термин «конституционная правовая идеология», выражающий «систему конституционных ценностей, основанных на признании личности, ее прав и свобод высшей ценностью и признающей за ней право на идеологическое многообразие, защиту интересов государства. Это вытекающие из смысла и содержания норм Конституции Российской Федерации воззрения, идеи, представления о базовых основах существования, взаимодействия и развития общества и государства в условиях становления правового, демократического государства» [5, с. 134].

Следует отметить, что подобная стратегия работы в сфере правовой идеологии вполне может стать эффективной. Вместе с тем для достижения намеченного позитивного эффекта необходимы реформы института массовой коммуникации, отвечающего за воздействие на сознание людей, особенно подрастающего поколения. В настоящее время деятельность масс-медиа и Интернета зачастую носит дисфункциональный характер, направленный на дезинформирование, введение в заблуждение, негативное эмоциональное влияние в ущерб информированию, обозрению мира, передаче социального и культурного наследия.

Одновременно с оптимизацией инструментов трансляции правовой идеологии необходимо достижение более точного понимания

особенностей российской правовой идеологии, так как данное явление в различных странах имеет подчас совершенно несопоставимый облик, иное смысловое наполнение. Следует обратить внимание на связь правовой идеологии и национального менталитета. По справедливому замечанию А.Ф. Байкова, особенностями правовой идеологии в России «являются моральность, акцент на нравственность. Российская правовая ментальность нацелена не на исполнение содержания нормы как таковой, а на ее моральную наполняемость, т.е. на соответствие нравственным традициям, правилам, установкам субъектов социально-правового процесса» [3].

Вместе с тем, как полагает А.И. Клименко, «мораль не может лежать в основе формирования идеологической сферы общества, так как ее ценностная структура не иерархична и не может сформировать идеологической системы. Тем не менее, постановка вопроса о моральных основах правовой идеологии имеет важное значение, так как мораль и право формируют нравственную сферу духовной жизни общества. Мораль связана с правовой идеологией, прежде всего, в плане содержания правовой идеологии (механизм правовой идеологии не связан с моралью), т.е. на ценностно-идейном уровне (но не по самой структуре системы ценностей)» [6, с. 26].

Становится очевидным, что социокультурные основы функционирования правовой идеологии представляют собой сложную, многоуровневую конструкцию с постоянно колеблющимся полем духовных элементов. Подобные социокультурные феномены крайне сложно внедряются в массовое сознание, постоянно сталкиваясь с препятствиями в виде неподготовленности реципиентов. Именно поэтому весьма актуальна проблема информационного обеспечения функционирования правовой идеологии в современном российском социуме. Правовая идеология не может эффективно функционировать в информационном вакууме или в ситуации, когда общее качество социальной информации снижается. Одновременно в российском обществе наблюдается рост интенсивности коммуникативных потоков, вследствие чего усиливается информационная перегрузка сознания людей, еще более ухудшая восприятие сообщений аудиторией. В сложившихся условиях возможности трансляции правовой идеологии, особенно в сознание подрастающего поколения, выступающего основной целевой аудиторией правового воспитания и социализации, существенно ограничены. Стоит обратить внимание на актуальные социокультурные барьеры, связанные с наличием мифов, стереотипов, заблуждений,

77

предрассудков и т.п. Интенсивно осваивая содержание массовой потребительской культуры, в том числе различные криминальные боевики, сериалы (создаваемые «творцами» современной индустрии культуры в погоне за прибылью), часть населения достаточно глубоко интегрируется в мир криминальных идей, противоположных по своему содержанию правовому идеологическому фундаменту. Отсутствие доктринального идеологического, мировоззренческого ядра современного российского общества, которое могло бы лечь в основу воспитательного и социализационного процесса (как это было в советские времена) еще более усложняет положение. Следует обратить внимание на формализованность, шаблонность принимаемых управленческих решений властных структур, а также отсутствие единого федерального закона о государственной молодежной политике. Это весьма негативно сказывается именно на функционировании правовой идеологии, так как этот социокультурный конструкт «настроен» особым образом, его характеристики достаточно сложны для усвоения обыденным сознанием, что предполагает создание особых вспомогательных условий.

Информационное обеспечение правовой идеологии в современной России представляет собой сложную, многоаспектную проблему. Содержание данной проблемы обусловлено трансформациями социальной системы, связанными с переходом к информационному миропорядку. В новых условиях значительно возрастает роль информационного фактора. Вместе с тем именно в последние годы наблюдается ухудшение функционирования социального института массовой коммуникации; все чаще оказывается нарушенным процесс коммуникативного обеспечения преемственности и смены поколений, а молодежь демонстрирует отчуждение от ценностей, морально-нравственных принципов, идеалов старшего поколения по причине «блокировки» социально важной информации. Перегрузка коммуникационной системы российского общества обостряет проблематику информационной перегрузки, информационной асимметрии, информационного неравенства. В данном ракурсе целесообразно обратить внимание на ряд важных моментов.

Во-первых, не вызывает сомнений сложность трансляции установок правовой идеологии вне зависимости от исторического контекста бытования социума, так как сам по себе любой идеологический конструкт весьма сложен для усвоения, он требует определенного уровня научно-теоретической подготовки реципиентов, что зачастую просто не наблюдается в объективной реальности. Принимая во

внимание нарастающий кризис российского института образования, проявляющийся в том, что входящая во взрослую жизнь молодежь зачастую обладает узким кругозором, низким интеллектом, чего не наблюдалось, например, у большинства выпускников советских школ, следует признать, что ситуация с усвоением смысловых конструктов правовой идеологии может в дальнейшем лишь ухудшаться или пребывать в ее нынешнем, далеком от идеала положении. Сколько-нибудь выигрышные управленческие действия в краткосрочной перспективе здесь маловероятны.

Во-вторых, успешное усвоение населением конструктов правовой идеологии имеет серьезное препятствие объективного плана, связанное с общей социальной ситуацией в России. Это нашло отражение в социальных сетях, где зарегистрировано множество специфических сообществ по интересам. Вступая в них, пользователи подвергаются мощному криминальному, антисоциальному воздействию. В настоящее время не наблюдается сколько-нибудь эффективных мер со стороны государства как по профилактике, так и по противодействию обозначенным негативным тенденциям в интернет-среде. В таких социально-информационных условиях продвижение установок правовой идеологии практически невозможно; подобная коммуникативная деятельность с неизбежностью столкнется с мощным противодействием, опирающимся на существенные социально-информационные ресурсы и, к сожалению, на общественное мнение россиян, часть которых характеризуется криминальностью мышления и социальных практик. Если бы данный эффект достигался лишь активностью криминалитета на фоне тяжелой криминогенной ситуации, это было бы в целом логично и закономерно, однако в российском обществе подобный эффект достигается посредством массовой культуры и стихийной социализации благодаря масс-медиа и Интернету, так как миллионы людей, никогда не имевших проблем с законом, не отбывавших наказания в местах лишения свободы в своей социальной практике, в повседневной жизни руководствуются нормами, идеалами, антиценностями криминальной контркультуры. Данное явление характеризуется весьма опасными социальными последствиями, оно способно дезорганизовать ключевые процессы социализации и воспитания подрастающего поколения и, безусловно, нуждается в серьезной научно-управленческой рефлексии.

Подводя некоторые итоги, целесообразно отметить, что информационное обеспечение правовой идеологии в современной России представляет собой важную стратегическую цель и серьезную социально-

78

управленческую проблему. Не вызывает сомнений приоритетность укрепления позиций правовой идеологии в российском обществе начала XXI в., которое позволит достичь нескольких стратегически важных целевых установок (укрепления правопорядка, законности, стабильности социальных отношений и т.п.). Вместе с тем нужно признать, что в российском обществе имеются устойчивые барьеры, препятствующие укреплению позиций правовой идеологии в массовом сознании. Особенно следует обратить внимание на противоречия института массовой коммуникации, так как именно информация и информационный обмен лежат в основе успешного продвижения право-

вой идеологии. Соответственно, дисфункции информационной среды ухудшают социально-правовую обстановку в российском обществе, препятствуют усилению влияния правовой идеологии. Следует подчеркнуть, что в нынешних условиях ощущается недостаточное внимание научного сообщества и управленческих структур как в вопросе формирования стабильно функционирующей системы правовой идеологии, так и в аспекте преодоления тех дисфунк-ционально-дезорганизационных факторов в информационно-коммуникационной сфере, которые препятствуют генезису стабильной системы правовой идеологии или делают его практически невозможным.

1. Жилицина О. В. Предпосылки и особенности формирования правовой идеологии тоталитаризма // Актуальные проблемы российского права. 2011. № 1.

2. Клименко А. И. Моральная природа и обусловленные ею функции правовой идеологии // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2015. № 1.

3. Байков А.Ф. Функции правовой идеологии. URL: https://supemf.ru/view_php?id=738 (дата обращения: 28.02.2018).

4. Михайлов А.М. Понятие правовой идеологии и его место в составе теоретико-правового знания//Вестн. РУДН. Сер.: Юридические науки. 2017. № 3.

5. Мельников В.Ю. Формирование правовой идеологии государства // Инновационная наука. 2016. № 1.

6. Клименко А. И. Понятие, структура и функциональные характеристики правовой идеологии европейского союза: теоретико-правовой аспект. М., 2014.

1. Zhilitsina O.V. Prerequisites and features of formation of legal ideology of totalitarianism // Actual problems of Russian law. 2011. № 1.

2. Klimenko A.I. Moral nature and due to its functions of legal ideology // Bull. of the Moscow University of the Russian MIA. 2015. № 1.

3. Baykov A.F. Functions of legal ideology. URL: https://superinf.EN/view_php?id=738 (date of access: 28.02.2018).

4. Mikhailov A.M. The concept of legal ideology and its place in the theoretical-legal knowledge // Bull. of Peoples' Frienship University of Russia. Ser.: Law sciences. 2017. № 3.

5. Melnikov V. Yu. Formation of legal ideology of the state // Innovative science. 2016. № 1.

6. Klimenko A.I. The concept, structure and functional characteristics of the legal ideology of the European Union: theoretical and legal aspect. Moscow, 2014.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Карнаушенко Леонид Владимирович, доктор исторических наук, профессор, начальник кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583414.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

L.V. Karnaushenko, Doctor of History, Professor, Head of the Chair of Theory and History of Law and State of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583414.

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.